Что такое социальная роль приведите конкретные примеры?

2 ответов на вопрос “Что такое социальная роль приведите конкретные примеры?”

  1. AvAnShOt Ответить

    Виды статусов
    Прочитайте текст, выполните задания к нему.
    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами («статусный набор»). Например, статусный набор человека может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д.
    Социологи различают:
    Предписанный (приписываемый) статус – статус, который человек получает вне зависимости от своего желания при рождении (пол, раса, национальность, социальное происхождение). Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола и социально приобретенного. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности принадлежит человек, родители которого – лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.
    Приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (должность, ученая степень, профессия, звание).
    Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например, в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений. Например, человек становится безработным в результате экономического кризиса; после Октябрьской революции 1917 г. бывшие дворяне стали эмигрантами, чиновниками, учителями; человек из-за производственной травмы становится инвалидом.
    Тот статус, который сам человек или окружающие его люди считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов. Предположим, что человек идентифицирует себя, прежде всего, как программиста; следовательно, программист — его главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
    Личный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, школьного класса, круга близких друзей, родственников. В малой группе статус человека определяется личными качествами и чертами характера.
    Социальный статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии, профессии, возрастной или половой группы.
    В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.
    Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). Например, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия (разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы).
    Статусные символы гражданского населения не так определенны, как у военных. Функцию статусных символов могут выполнять жилье, одежда, язык, жесты, манера поведения.
    Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах:
    · когда человек занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
    · когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.
    Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного набора.
    Задания к тексту 2:
    1. Конкретизируйте примерами все названные в тексте виды статусов человека (на своем примере, на примере своих родителей).
    2. Объясните, почему «чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые».
    3. Какие, на Ваш взгляд, знаки отличия (статусные символы) характеризуют белорусского школьника (гимназиста, лицеиста)? Охарактеризуйте статусную символику молодежи XXI в.
    4. Приведите из истории (литературы) примеры статусных символов разных слоев населения Беларуси.
    5.Приведите примеры несовпадения статусов человека. Есть ли несовпадение статусов в Вашем статусном наборе?
    Что такое социальная роль?
    Прочитайте текст, выполните задания к нему.
    Социальный статус определяет конкретное место, занимаемое человеком в обществе. Зная социальный статус человека, окружающие его люди вправе ожидать от него определенного набора предсказуемых поступков. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека, называется социальной ролью. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, которая ожидается от человека, занимающего определенный статус. От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды – скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда – читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.
    Содержательное различие между социальной ролью и социальным статусом сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют.
    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включен человек. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
    Для характеристики особенностей ролевого поведения социологи используют два взаимосвязанных понятия: ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевыми ожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Под ролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия, вытекающие из принятой личностью роли. Если по каким-либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других — привести к формальным санкциям.
    Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Например, обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль).
    Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель будет учить, врач будет думать о нашем здоровье. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять, и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.
    Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит, и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Совокупность принадлежащих конкретному человеку ролей, вытекающих из каждого статуса, называется ролевым набором.
    В реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов.
    Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью.
    К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.
    Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и др. Освоение социальной роли предполагает: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение необходимых психологических качеств, соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий.
    Задания к тексту 3:
    1. Выделите ключевые слова, характеризующие понятие «социальная роль».
    2. Охарактеризуйте социальные роли: ученик, сын (дочь).
    3. Приведите примеры санкций (из литературы, истории), которые применялись к людям, действия которых не соответствовали ролевым требованиям.
    4. Объясните, почему «для комфортной жизни в обществе важно, чтобы люди исполняли свои роли и действовали в рамках предписанных обществом правил».
    5. Приведите свои примеры межролевых и внутриролевых конфликтов.
    6.Что, на Ваш взгляд, важно для успешного освоения человеком разных социальных ролей? Свое мнение аргументируйте.

  2. Mazular Ответить

    Ответ оставил Гость
    ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИДолгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми-зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж¬дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория
    ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо-вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про-цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИОт человека, занимающего определенное социальное по-ложение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), до-статочно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведе-ния ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оце¬нивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как сле¬дует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку дан¬ного социального положения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *