Что такое стопа в стихосложении приведите примеры?

10 ответов на вопрос “Что такое стопа в стихосложении приведите примеры?”

  1. Munn Ответить

    Настал черед познакомится с Ямбом, Хореем, Дактилем, Анапестом, Амфибрахием и Пеоном! Кто они такие? Стопа – повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. У каждой стопы есть своя схема! Важно запомнить два главных правила! 1) Если выбрал определенную стопу, то она должна строго повторяться с первых строк и на протяжении всего стиха! 2) Нельзя смешивать стихотворные стопы!Советую запомнить эти правила, чтоб у вас получались красивые и качественные стихотворения! Также нужно знать, что у стихотворной стопы только один ударный слог! Пришла пора знакомиться поближе!

    Хорей!
    Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!
    Схема Хорея такая ( / – )
    У Хорея всегда ударные нечётные слоги! (1,3,5,7,9…)
    Пример – Буря мглою небо кроет! / – / – / – / –
    Одностопный Хорей / –
    Двустопный Хорей / – / –
    Трехстопный Хорей / – / – / –
    Сколько раз подряд записал – столько стоп и будет!

    Ямб!
    Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!
    Схема Ямба такая ( – / )
    У Ямба всегда ударные чётные слоги! (2,4,6,8,10,12…)
    Пример – Мой дядя самых честных правил… – / – / – / – / –
    Одностопный Ямб – /
    Двустопный Ямб – / – /
    Трехстопный Ямб – / – / – /
    Сколько раз подряд записал – столько стоп и будет!
    Дактиль!
    Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!
    Схема Дактиля такая ( / – – )
    У Дактиля всегда ударные слоги – (1,4,7,10…)
    Пример – Тучки небесные, вечные странники… / – – / – – / – – / – –
    Одностопный Дактиль / – –
    Двустопный Дактиль / – – / – –
    Трехстопный Дактиль / – – / – – / – –
    Сколько раз подряд записал – столько стоп и будет!
    Амфибрахий!
    Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!
    Схема Амфибрахия такая ( – / – )
    У Амфибрахия всегда ударные слоги – (2,5,8,11…)
    Пример – Не ветер бушует над бором… – / – – / – – / –
    Одностопный Амфибрахий – / –
    Двустопный Амфибрахий – / – – / –
    Трехстопный Амфибрахий – / – – / – – / –
    Сколько раз подряд записал – столько стоп и будет!
    Анапест!
    Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 3-м слоге!
    Схема Анапеста такая ( – – / )
    У Анапеста всегда ударные слоги – (3,6,9,12…)
    Пример – О весна без конца и без краю.. – – /- – /- – /-
    Одностопный Анапест – – /
    Двустопный Анапест – – / – – /
    Трехстопный Анапест – – / – – / – – /
    Сколько раз подряд записал – столько стоп и будет!
    Пеоны!
    Встречаются довольно редко.
    Четырехсложные, стихотворные, античныестопы. Ударение зависит от разновидности.

  2. Perith Ответить

    Стихотворение
    (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
    Стихотворный размер
    Пример четырехстопного хорея:
    Бу?ря мгло??ю не?бо кро?ет
    __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Ви?хри сне?жныЕ крутя?;
    __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Разбор:
    Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
    После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
    В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
    Хорей
    __/__
    Пример пятистопного хорея:
    ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу;
    __ __ __/__ __/__ __ __ __/__
    СквОзь тума?н кремни?стый пу?ть блести?т;
    ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
    НОчь тиха?. Пусты?ня вне?млет Бо?гу,
    ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
    И звезда? с звездо?ю гОвори?т.
    __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
    (М.Ю. Лермонтов)
    Хорей
    __/__
    Пример трехстопного хорея:
    Ла?сточкИ пропа?ли,
    __/ __ __ __ __/ __
    А вчера? заре?й
    __/ __ __/ __ __/
    Всё грачи? лета?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Да, как се?ть, мелька?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Во?н над то?й горо?й.
    __/ __ __/ __ __/
    (А. Фет)
    Хорей
    __/__
    Пример четырехстопного ямба:
    Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил,
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Когда? не в шу?тку зАнемо?г,
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    Он Уважа?ть себя? заста?вил
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    И лу?чше вы?думАть не мо?г.
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример четырехстопного ямба:
    Я по?мню чу?дноЕ мгнове?нье
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
    ПерЕдо мно?й яви?лась ты?
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/
    Как мИмоле?тноЕ виде?нье
    __ __ __ __/ __ __ __ __/ __
    Как ге?ний чи?стой крАсоты?
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Наря?женЫ мы вме?сте го?род ве?дать,
    __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Но, ка?жетсЯ, нам не? за кЕм смотре?ть…
    __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Ты пОгрусти?, когда? умрЁт поэ?т,
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Поку?да зво?н ближа?йшей и?з церкве?й
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Не вОзвести?т, что э?тот ни?зкий све?т
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Я прОменя?л на ни?зший ми?р черве?й.
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    (Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
    Ямб
    __ __/
    Пример трехстопного дактиля:
    Кто? бы ни зва?л – не хочу?
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    На? суетли?вую не?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Я? променя?ть безнаде?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И?, замыка?ясь, молчу?.
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники!
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    Сте?пью лазу?рною, це?пью жемчу?жною…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    (М.Ю. Лермонтов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Сла?вная о?сень! Здоро?вый, ядре?ный
    __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
    Во?здух уста?лые си?лы бодри?т…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример трёхстопного амфибрахия:
    Не ве?тер бушу?ет над бо?ром,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Не с го?р побежа?ли ручьи? –
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Моро?з-воево?да дозо?ром
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Обхо?дит владе?нья свои?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример четырехстопного амфибрахия:
    Доро?же отчи?зны — не зна?л ничего?
    __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
    Бое?ц, не люби?вший поко?я.
    __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях
    __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
    С споко?йною ва?жностью ли?ц,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
    С краси?вою си?лой в движе?ньях,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    С похо?дкой, со взгля?дом цари?ц.
    __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Средь шу?много ба?ла случа?йно,
    __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В трево?ге мирско?й суеты?,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Тебя? я уви?дел, но та?йна,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Твои? покрыва?ла черты?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А.К. Толстой)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трёхстопного анапеста:
    О, весна? без конца? и без кра?ю —
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Без конца? и без кра?ю мечта?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И приве?тствую зво?ном щита?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Есть в напе?вах твои?х сокрове?нных
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Рокова?я о ги?бели ве?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Есть прокля?тье заве?тов свяще?нных,
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Поруга?ние сча?стия е?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Пропаду? от тоски? я и ле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Одино?кая жи?знь не мила?,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Сердце но?ет, слабе?ют коле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В каждый гво?здик души?стой сире?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Распева?я, вполза?ет пчела?.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Фет)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример (разностопный размер)
    поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест:
    Во?все не сло?жные
    __/ __ __ __/ __ __

  3. Mikisaurus Ответить

    Смотреть что такое “Стопа (в стихосложении)” в других словарях:

    Стопа (в стихосложении) — … Википедия
    СТОПА — СТОПА, повторяющееся сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый промежуток; см. Арсис и тезис). С. является единицей соизмеримости строк, обладающих метром. Именно в качестве такой условной… … Литературный энциклопедический словарь
    стопа — СТОПА, ы, мн. стопы, стоп, стопам, жен. 1. Часть ноги, состоящая из предплюсны, плюсны и пальцев. Плоская с. (плоскостопие). 2. перен. Нога, шаг (устар. и ирон.). Направить куда н. свои стопы. Смелыми стопами отправиться куда н. • По стопам кого… … Толковый словарь Ожегова
    Стопа — условная мера стиха, лежащая в основе соизмеримости строк (изометрия) в метрич. и силлабо тонич. системах стихосложения. Представляет собой сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый интервал) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
    СТОПА 2 — СТОПА 2, Шы, мн. стопы, стоп, стопам, ж. В стихосложении: повторяющаяся единица стиха 1 (в 1 знач.), состоящая из двух и более слогов, один из к рых обычно долгий или ударный. Трёхсложная с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
    Стопа — I ж. 1. Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2. устар. Нога. II ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    Стопа — I ж. 1. Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2. устар. Нога. II ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    Стопа — I ж. 1. Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2. устар. Нога. II ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    Стопа — I ж. 1. Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2. устар. Нога. II ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    Стопа — I ж. 1. Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2. устар. Нога. II ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  4. VoVuN Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «?Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  5. hvasnpure Ответить

    Минимальная структурная единица в силлабо-тонике – стопа. Стопа – это группа из 2х или 3х слогов, в которых только один ударный.
    Классические размеры стопы:
    1. Двусложные – ямб и хорей
    2.трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест
    Основные особенности стихотворного размера обозначаются понятием метр (от греч. – мера). До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться в поэзии Некрасова. В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы: пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем. отсутствие одного или двух слогов в конце строки образует усеченный стих (строку).
    Нарушения размеров:
    1)пропуск ударения – перрихий
    2)лишнее ударение – спондей
    3)пропуск слогов на конце – усеченный стих
    БИЛЕТ 2.
    1.Текстология
    Любая наука является наукой только если она взаиммодейсвтует с другими науками!
    Так, тектология – прикладная наука. Изучает текст. Текстолог должен прочитать текст – это его основная задача.
    Палеография – отетвление текстологии – изучение древних носителей текста.
    Задача текстологии также – критическая проверка и установление подлинного текста автора, без чего невозможно дальнейшее исследование, толкование, публикация и т.п. Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотношения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций, принципиально различающихся версий первоисточника. Текстология устанавливает канонический (основной) текст произведения, который является выражением авторской мысли.
    2.Категории художественной формы: сюжет, фабула, композиция.
    Сюжет – это такая последовательность событий, которую избирает автор. Сюжет – отражаение динамики произведения, причинно-следственной связи.
    Сюжет – это средство раскрытия темы.
    Фабула – фактическая сторона повествования. Сюжет и фабула могут совпадать. Несовпадение сюжета и фабулы является композицией произведения.
    ПРИМЕР
    Герой нашего времени
    последовательность событий практически в обратном порядке. Сюжет не совпадает с фабулой.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *