Что такое тема текста и основная мысль текста?

9 ответов на вопрос “Что такое тема текста и основная мысль текста?”

  1. Blackraven Ответить

    Tacna Lima к записи Скучаю по вам, по вас или о вас?
    Дмитрий к записи Слова прощания: до свидания, пока и.. давай. Что и кому давай?
    Михаил к записи Мучит или мучает? Как правильно?
    ivvva к записи Слова прощания: до свидания, пока и.. давай. Что и кому давай?
    Владимир к записи Мучит или мучает? Как правильно?

    Популярные записи:

    Говорим правильно: звонИт

    Слова прощания: до свидания, пока и.. давай. Что и кому дава…

    Как писать сочинение-рассказ

    Как писать сочинение-описание

    Игра слов — каламбуры, их разновидности

    Магия волшебных слов. Приветствие

    «Где душа плачет…» (стихи об Украине)

    Скучаю по вам, по вас или о вас?

    Мучит или мучает? Как правильно?

    Похожие сказки разных народов мира

    Реклама

  2. -- Багирра-- Ответить

    В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
    Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
    Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
    Тема это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
    Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

  3. Ishnrana Ответить

    1
    Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста. Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор текста. Основная мысль: – может раскрываться в заголовке текста («Удачная рыбалка», «Счастливый случай»); – может быть выражена в одном из предложений текста; – может формулироваться из всего содержания текста.

    2
    Основные признаки текста Единство темы и основной мысли Все предложения и части текста раскрывают его тему и основную мысль. Связность Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически. Последовательность развития мысли В любом тексте каждое последующее предложение даёт информацию для развёртывания содержания текста. Завершённость в раскрытии темы Небольшие тексты в основном состоят из 3 частей: – зачина (начала) – средней части – концовки Завершённым считается тот текст, в котором имеются все эти 3 части.

    3
    Способы связи предложений в тексте. Цепная связь При цепной связи мысль последовательно передаётся от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие. При такой связи предложения в тексте нельзя поменять местами. Средства связи предложений в тексте повторы слов синонимы местоимения союзы Слово великое дело. Добрым словом можно соединить людей, приласкать. А неосторожным словом можно обидеть. Народные песни и пляски обычно сопровождались игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси. Во дворе у Никитиных стояла берёза. Она была старая и кривая. Никто не знал точно, сколько ей было лет. Осенью птицы улетают на юг. А перед дальней дорогой они всегда поют на прощание у своих домиков.

    4
    Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь При параллельной связи каждое предложение текста связывается с первым, раскрывая и дополняя его. При такой связи предложения в тексте можно поменять местами. Средства связи предложений в тексте одинаковый порядок одних и тех же членов предложения однотипные грамматические формы местоимения союзы повторы Погас последний день ноября. Наступили первые заморозки. (сказуемые стоят перед подлежащими) Солнце жарко палит. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит. (все глаголы – в форме настоящего времени)

    5
    Типы текстов. Повествование В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно. Композиционная схема повествования 1. Начало события 2. Развитие события 3. Конец события

    6
    Типы текстов. Описание В описании раскрываются (перечисляются) признаки предмета речи. Композиционная схема описания 1. Общее впечатление от предмета речи 2. Признаки предмета речи 3. Оценка предмета речи

  4. Malarisar Ответить

    Комментарии преподавателя

    §1. Что такое текст?

    Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Слова, связанные по смыслу, образуют предложение. Предложение выражает законченную мысль. Но иногда бывает, что для выражения мыслей и чувств одного предложения мало. Тогда составляют текст. Что же такое текст?
    Сравним две группы предложений. Узнаем, чем они отличаются.
    1. Насекомых очень много, их встречаешь всюду. В октябре ещё цветут некоторые растения. Однажды Никита с отцом ловили рыбу. Хорошо в березовой роще ранней весной.
    Можно ли сказать о чем все эти предложения? Нет. Первое предложение о насекомых, второе предложение об осенних растениях, третье – о рыбалке, а четвертое – о весенней березовой роще. Предложения в этой записи не связаны по смыслу, их ничего не объединяет.
    2. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Редеет сумрачный лес. Улетают на юг пернатые певцы. Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. (По В. Бианки)
    О чем говорится в этой группе предложений? Автор рассказывает об осенних изменениях в природе. Сначала о том, как меняет окрас листьев, облетает и редеет лес, потом об отлете птиц и о скупом осеннем солнце. Можно определить тему этих предложений и озаглавить, т.е. придумать название: «Осень наступила» или «Осенние перемены».
    Текст – это несколько предложений связанных по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема.
    Исходя из определения текста, можно сделать вывод, что первая группа предложений не является текстом, т.к. предложения не связаны по смыслу и не объединены общей темой. А вторая группа предложений – текст, потому что предложения связаны по смыслу и мы нашли общую тему, подобрав заголовок.

    §2. Характеристики текста

    Предложения в тексте имеют границы. На письме одно предложение от другого отделяется при помощи знака: точки, вопросительного или восклицательного знаков. Выбор знака зависит от цели высказывания и интонации. Завершенность мысли в устной речи показывается паузой.
    Продолжая работу по выявлению особенностей связного текста, необходимо уточнить, что предложения в тексте не только связаны по смыслу, но и предполагают развитие мысли. Рассмотрим 3 группу предложений.
    3. Они сошлись у ручья, принесли каменья и сложили их в ручье. Ребята сделали себе веселье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Под струйку ребята подвели колесо. Из прудка пошла вода струйкой. Вода вертела колесо.
    Это не текст, т.к. нарушена последовательность предложений – нет развития мысли. Поменяем местами предложения, будем обращать внимание на повторяющиеся слова, которые связывают каждое предложение с последующим. И у нас получится текст.
    Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и сложили их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струйкой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо.
    Этот текст очень давно написал Лев Николаевич Толстой. Повтор слов помогает передать ход событий, развитие мысли. Данный текст можно озаглавить: «Прудок» или «Ребята играют».
    Но не всегда в изменённом тексте есть повторяющиеся слова-подсказки. Чтобы восстановить текст, нужно выяснить, о чем в каждом предложении идет речь, и проследить за ходом событий. Это еще одна важная характеристика текста: определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий.
    Когда мы подбираем заголовок к тексту важно понимать, что он должен быть точным, ярким и привлекательным.
    Заголовок отражает тему текста или его основную мысль. Название или заголовок пишется посередине строки с большой буквы. В конце заголовка точка не ставится.
    Начало текста, как и каждая его часть, пишется с красной строки, т.е. делается небольшой отступ в начале строки.
    Итак, текст состоит из нескольких предложений, в которых говорится об одном и том же, раскрывается общая тема и есть развитие мысли. Текст можно озаглавить.
    ****************************************************

    §1. Что такое текст и каким он бывает по цели?

    Обычно текстом называют всякую записанную речь (сочинение, художественное произведение, документ), а также часть речи или отрывок из неё. Для текста характерно единство темы, замысла и основной мысли. Текст может делиться на части: вступление, основную часть и заключение. Содержание текста последовательно раскрывается во всех частях.
    Тексты, как и предложения, бывают разными по цели. Если автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то, то это текст-описание. А если цель автора рассказать о каких-то событиях, то это текст-повествование. Есть ещё тексты-рассуждения. Цель текста-рассуждения — исследовать предмет или явление, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.
    Сравним три текста на одну тему.
    Кот был отличный: чёрная, пушистая, блестящая шубка, белые загнутые усы. На всех четырёх лапах белые манжетки, глаза цвета морской воды, выражение независимое и даже гордое. (по Саше Чёрному)
    Окно в комнате сильно запотело, и коту очень плохо стало галок считать.
    Так что же выдумал мой кот! Поднялся на задние лапы, передние – на стёкла – и ну протирать, ну протирать!
    Когда же протёр и стало яснее, то он спокойно уселся и опять, считая галок, принялся головой водить вверх, и вниз, и в стороны. (по М. Пришвину)
    Я хочу, чтобы на день рождения мне подарили котёнка. Почему? Да потому что с ним весело играть. О нём можно заботиться: кормить, гулять, убирать за ним. А если чесать ему брюшко – он будет мурлыкать и лизать мне руки. И я не буду один!
    Все тексты рассказывают о коте.

    Но первый текст нам даёт представление о том, как выглядит кот. В нём больше слов-названий признаков: (какой?) отличный; (какая?) чёрная, пушистая, блестящая; (какие?) белые, загнутые; (какой?) морской; (какое?) независимое, гордое. Это текст-описание.
    А второй текст рассказывает о том, как ведёт себя кот: что и как он делает. В нём больше слов-названий действий: (что сделало?) запотело; (что делать?) считать, протирать, водить; (что сделал?) выдумал, поднялся, протёр, уселся, принялся. Это текст-повествование.
    В третьем тексте автор-рассказчик приводит доводы в пользу того, чтобы ему подарили котёнка. К такому тексту можно поставить вопрос – «почему». Это текст-рассуждение.

    §2. Текст-описание

    Итак, в тексте-описании автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то и чаще использует слова-названия признаков. В тексте-повествовании цель автора – рассказать о каких-то событиях, в таком тексте чаще встречаются слова-названия действий. В тексте-рассуждении цель автора доказать или опровергнуть ту или иную мысль.
    В тексте-описании автор часто использует приём сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что он описывает.
    Вот как Г. Скребицкий описывает сороку.

    «У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом».
    Это текст-описание. Во-первых, в нём рассказывается, как выглядит сорока; во-вторых, чаще встречаются слова-названия признаков; в-третьих, используется прием сравнения – «хвост – длинный, прямой, будто стрела».

    §3. Текст-повествование

    Рассмотрим ещё один текст.
    «Пошёл Никита гулять. Вдруг слышит – кто-то чирикает. Оказалось, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно ещё не умеет. Поймал Никита воробья. И стал этот воробушек жить у него дома в клетке. А Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком». (по Е. Чарушину)
    В этом тексте Е. Чарушин рассказывает о случае с воробьём, как его нашёл Никита, поймал и, посадив в клетку, ухаживал за ним. Но также автор даёт описание воробья: «хвостик коротенький, клюв жёлтый», использует прием сравнения: «нахохленный такой, прямо как шарик катится».
    Следовательно, в тексте может быть и описание, и повествование.
    Тексты о коте, сороке и воробье можно поместить в учебник «Литературное чтение» – это художественные тексты. У них есть автор-рассказчик, который не только описывает предмет, явление или случай, но и высказывает своё мнение, суждение о происходящем, своё переживание. В художественном тексте может использоваться прием олицетворения, когда о неживых предметах автор говорит как о живых существах.
    Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это научный текст.
    Вот пример научного текста.

    «Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. Только в Австралии и Америке нет ежей. У нас в стране обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. Даурский ёж живёт в Сибири. А на юге нашей страны живёт ушастый ёж. Он от всех ежей большими ушами отличается». (по И. Акимушкину)
    Такой текст можно поместить в энциклопедию или учебник по окружающему миру. Ведь в нем даны точные научные сведения о ежах: к какому виду относятся, где обитают, а самое главное – отсутствует автор-рассказчик со своими суждениями и переживаниями.
    Но и в художественном тексте, так же, как в научном, могут встретиться какие-то научные сведения, но они не являются главными и не определяют основную мысль текста, его задачу.
    Итак, тексты по цели высказывания можно разделить на тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения. Тексты бывают научные и художественные.
    ************************************************************

    §1. Выделение темы в тексте

    Текст представляет собой высказывание, которое состоит из двух или более предложений, связанных между собой по смыслу. Определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Научимся выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой он написан.

    Прочитайте текст.
    Весна в лесу
    Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны усыпанные смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.
    О чем говорится в этом тексте? О весне. Значит тема текста – весна или, если точнее, весна в лесу.
    Какую общую мысль развивают все предложения текста? Самая важная, основная мысль данного текста выражена в первом предложении: Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. А остальные предложения её развивают, т.е. пробуждение видно в таянии снега, появлении почек, пении птиц.

    §2. Основная мысль текста

    Основная мысль может быть заявлена в начале текста (в таком случае последующие предложения её развивают), а также может являться выводом из всего текста.
    Прочитайте следующий текст.

    «Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать».
    (по И. Соколову-Микитову)
    О ком этот текст? Правильно, о старой лосихе и её лосёнке.
    Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю? Автор повествует нам о том, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. Эта мысль выражена в последнем предложении и является выводом из всего текста: Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
    Тема – это то, о чём автор пишет.
    Основная мысль – это то, что автор хочет сказать своим читателям, то, ради чего он пишет.
    Итак, чтобы найти тему текста нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?
    А чтобы узнать его основную мысль нужно задать вопрос: для чего написан текст?
    Название произведения может соответствовать его теме, а может выражать основную мысль.
    Текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.

    Прочитайте отрывок из сказки Сергея Козлова, который называется«Зимняя сказка»:
    «С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову и считал и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые, и прежде чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!»
    Из текста понятно, что настроение у Медвежонка было радостное, веселое. Это видно из последнего предложения: Ах, как это было весело! Оно восклицательное по интонации.
    В данном предложении выражается не основная мысль, а главное переживание текста. Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или снежинки? Конечно Медвежонок, ведь это именно он рассматривает, пробует снежинки на вкус, радуется. И название соответствует не теме, а главному переживанию.

    §3. Пример выделения темы и основной мысли

    Рассмотрим ещё один отрывок из сказки Сергея Козлова, найдем его тему и главное переживание.
    «Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зеленые побеги».
    Тема этого текста: красота весенней природы. Главное в нем – чувство восхищения весной, переживание красоты пробуждающегося леса. Об этом говорится в первом предложении: Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Передается главное переживание героя сказки – Ёжика. Следовательно, отрывок можно озаглавить Необыкновенная весна, что будет соответствовать переживанию Ёжика.
    Сделаем вывод, тема – это то, о чем автор пишет текст, основная мысль – это то, ради чего он пишет. Текст может быть написан для того, чтобы передать основную мысль или выразить главное переживание автора или героя.
    ИСТОЧНИКИ

    http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Chto-takoe-tekst
    http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Tipy-tekstov
    http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Tema-i-osnovnaya-mysl-teksta
    http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/orfograficheskaja_minutka_dlja_2_klassa_po_teme_chto_takoe_tema_i_glavnaja_mysl_teksta/381-1-0-18931

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *