Что такое теология и что она изучает?

13 ответов на вопрос “Что такое теология и что она изучает?”

  1. Ствета Ответить

    Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.
    Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».
    Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.
    Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.
    Интересно знать! В эпоху Ренессанса наука о Боге окончательно разделилась на две ветви. Первая продолжала изучать Божье слово, в строгом соответствии с христианскими канонами. Вторая же стала отправной точкой для формирования отдельной философии.
    С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.
    В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.
    Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.
    Важно!В чем смысл заповеди «не сотвори себе кумира»
    Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.
    Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.
    Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.
    В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.
    Познавательно!Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве
    Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

    Великий раскол

    Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата.
    Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.
    Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.
    Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.
    Интересно! Расписание богослужений в храме святого Иоанна Кронштадтского

    Обучение и трудоустройство

    Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом?
    Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.
    Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.
    Интересно знать! Работа для настоящего теолога – это исключительно саморазвитие и открытие новых знаний. Именно расширяя свой кругозор, он становится лучшим специалистом и может все свои знания передать прихожанам/ученикам. Более того, быть теологом – значит быть человеком, который знает практически все в области гуманитарии, начиняя от истории и философии, заканчивая геополитикой и филологией.
    Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:
    Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
    Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
    Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
    Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.

    Полезное видео: Что такое теология?

  2. Morana Ответить

    Как уже было сказано выше, главной задачей теологии является формирование культурно-религиозного сознания у населения. И именно поэтому важно иметь в лоне Церкви образованных богословов, которые могли бы помочь православному христианину лучше понять церковную организацию и прочие важные процессы.
    Как известно, священник не может занимать сан, если не получит хотя бы минимального духовного образования, в которое обязательно входит изучение теологии. Именно эти знания помогают правильно подходить к совершению таинств, осознавать и разъяснять важные догматы Церкви прихожанам. Необразованность влечет за собой страшные последствия — сомнения, критику Бога и ересь.
    У людей множество вопросов как к Господу, так и к церкви. Ежегодно происходят тысячи катастроф и стихийных бедствий, и вопросов у людей становиться все больше. И сегодня они уже не удовлетворяться объяснением «Это воля Божья» или подобными поверхностными ответами, которые созданы лишь для того, чтобы отделаться от человека. Сегодня необходимо давать четкие научно обоснованные ответы, и теология для этого отлично подходит, поскольку в процессе ее изучения все эти вопросы неоднократно поднимаются.
    Важно! Богословие довольно обширная область, требующая интенсивного изучения, но плоды, которые приносит знание, достойны всех усилий.

  3. Myз0н4ик Ответить

    ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. GsoXoyia, от беос, — Бог, Xoyoc, — слово, речь, учение) — система обоснования религиозных учений о Боге, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и Церкви. Включает в себя также ряд дисциплин, связанных с богослужебной практикой. Становление Т. связано, прежде всего, с развитием христианства, поскольку в иудаизме никогда не ставилась задача по выработке собственной систематической богословской теории, сопоставимой с христианской. Иудаизм настаивает на необходимости непосредственного восприятия Писания, что, собственно, и позволяет этой религии обходиться без специальной теологической системы. Разработанные в свое время раввинами-«мудрецами» правила поведения и обоснование необходимости их выполнения («Закон обетования и исполнения») во многом заменяют собой Т. как учение о Боге в целом; поучения раввинов строятся не на некой доктрине, в которой исследуются атрибуты Бога и доказывается его бытие, а, скорее, на призыве человека к деятельности, в которой якобы может проявиться деяние Бога. Особенностью мусульманской Т. является то, что в целом она выступает своеобразным коррелятом светских дисциплин. Определенная часть гуманитарных дисциплин, прежде всего право во всех его разновидностях, де-факто интегрированы в мусульманскую теологию, в связи с чем некоторые исламоведы утверждают, что Т. ислама в значительной степени является мусульманским правом. Отдельные естественные и точные науки, в основном астрономия и математика, также входят в сферу теологической рефлексии (напр., при определении времени молитвы или проведении расчетов в области наследственного мусульманского права). В последнее время, однако, мусульманские богословы, прежде всего проживающие в секуляризированных странах, стремятся идти по проторенному христианскими богословами пути, т.е. разрабатывать Т.
    как таковую. Типичным примером такой эволюции может служить Турция, где Высшее медресе в Анкаре, занимающееся подготовкой специалистов-теологов, изменило прежнее название факультета мусульманского права на факультет мусульманской Т. Все системы христианской Т. исходят из признания личного Бога-творца и управителя мира, богодухновенности догматов и моральных предписаний. Из-за отсутствия конфессионального единства христианская Т. никогда не была чем-то целостным. В христианстве сформировались православная, католическая и протестантская разновидности Т., которые отличаются друг от друга определенными догматическими и иными особенностями. Основы христианской Т. были заложены в первые века существования Церкви представителями патристики, которые опирались при ее разработке на Библию, на учения Платона, Аристотеля, неоплатоников. И хотя с тех пор христианская религия раздробилась на множество течений и соответствующих им Т., все же в их основе имеется немало общего. Систему христианской Т. объединяет комплекс дисциплин, каждая из которых касается различных сторон вероучения и культа и имеет свое целевое предназначение. Так, православная Т., или богословие, состоит из основного богословия, или апологетики, которая излагает и защищает некую сумму исходных тезисов; догматической Т., в которой доказывается богоустановленность и истинность догматов, зафиксированных в Никео-Константинопольском Символе веры; моральной, или практической, Т., которая учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения или вечного блаженства; сравнительной Т., которая доказывает преимущество православия перед др. исповеданиями; пастырской Т., освещающей практические вопросы деятельности священника; к ней примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (вопросы теории и практики проповеднической деятельности), каноника (теория церковного права); экзегетика — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Наряду с этим различают также апофатическую, или негативную, Т. (способ постижения, познания Бога путем отрицания несвойственных ему предикатов) и катафатическую, или позитивную, Т. (возможность частичного, относительного познания Бога посредством аналогии между ним, миром и человеком), а также ряд новых, возникших в 20 в., Т.; в христианстве это диалектическая Т., Т. процесса, экзистенциальная, секулярная, радикальная, посттеистическая Т., Т. земных реальностей, труда, культуры, политики, феминистская, «черная» Т. и др. Для многих разновидностей современных теологических систем характерен пересмотр традиционных религиозных представлений, обращение к различным формам идеализма, существование модернистских и даже экстравагантных теологических концепций.

  4. DesertIG Ответить

    – Почему теология – наука?
    – В богословии мы различаем знание Бога и знание о Боге. Первое приобретается через общение с Богом во втором лице, а второе – через общение с другими людьми, когда о Боге говорят в третьем лице. Собственно богословие является вторым видом знания, которое зиждется на первом и при этом его верифицирует. Без знания Бога знание о Боге является пустым сотрясанием воздуха, а знание Бога без знания о Боге нередко приводило к искажению знания Бога, что, в свою очередь, в конце концов искажает и знание о Боге. Это нередко порождало ереси, которые являются не просто логической ошибкой, но представляют опасность для духовного развития христианина.
    Различение между знанием Бога и знанием о Боге среди прочего означает, что хотя богословие и зиждется на опыте, само таковым опытом не является и опыт собой не заменяет. Игнорирование этого различения приводит к двум ошибкам: те, кто ценят только духовный опыт, считают богословие его симулятором, опасным для самого опыта. Те, кто не понимает, что такое духовный опыт, считают богословие симулятором знания, опасным для знания. Этих совершенно разных людей, которых условно можно назвать фундаменталистами и секуляристами, объединяет то, что они считают богословие опасным или как минимум бесполезным.
    Между тем, богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые использются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии – в литургии, например, а может быть язык философии – в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.
    – Какие у нее есть признаки науки?
    – Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.
    Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе – восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение – это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие – это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.

    Методы теологии

    – Какие методы она использует?
    – Эти методы варьировались от эпохи к эпохе и определялись философским мэйнстримом каждого времени. Золотой век христианского богословия – четвертое столетие – было ознаменовано философской тенденцией сортировать опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходил корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с Платонизмом в том, что мы сейчас называем неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло приблизительно в эпоху формирования христианской доктрины, которая и использовала язык и методы неоплатонизма. Основополагающим методом Каппадокийцев, например, стало применение диалектических категорий, например таких как общее и частное, к Богу, а также заимствование философских лексем, таких как сущность и ипостась. Это был первый случай христианской схоластики.
    Я понимаю, что после идей о. Георгия Флоровского о западной схоластической псевдоморфозе православного богословия у нас принято относиться к схоластике с большим подозрением, однако схоластика была изобретена не на западе и не в средние века, а на востоке и в период поздней античности. Формальным признаком схоластики является процедура различения категорий, являющихся производными от категорий, описанных в одноимённом трактате Аристотеля (Категории). Классическое восточно-православное богословие, которое было схоластическим еще в четвертом веке, но особенно проявило это свойство в шестом столетии, опиралось на неоплатоническую интерпретацию категорий, главным образом в авторстве Порфирия. Даже “мистическое” богословие, как у псевдо-Дионисия Ареопагита, и по языку и по опыту в значительной степени отражало неоплатонизм – на сей раз в авторстве Прокла.

    Богословские методы, получившие распространение в эпоху поздней античности, утратили актуальность в наше время. В двадцатом веке главной, хотя и не единственной философской рамкой для православного богословия стал персонализм: и о Боге, и о человеке богословы начали писать с точки зрения понятия личности. Эта категория, неизвестная в период античности, заменила собой традиционные богословские категории общей и частной сущности. Философский инструментарий нашего времени намного богаче, чем он был в период античности или средних веков.
    Я, например, в своих книгах для анализа феномена Церкви наряду с традиционной аристотелевско-порфириевой диалектикой использовал категориальный аппарат феноменологии, аналитической философии, структурализма и постструктурализма. Можно использовать и другие методы и философские языки. При этом, на мой взгляд, для успешного развития современного богословия важен метод критического анализа, который я также использовал при изучении административных структур Церкви.
    – Чем похожа и чем отличается от других гуманитарных наук?
    – О сходстве богословия и других гуманитарных наук я уже сказал. Можно добавить о различиях. Богословие – это слово человека о Боге. Оно невозможно без Бога, тогда как другие гуманитарные знания без Бога возможны. Хотя даже они часто говорят о Боге – например, при изучении творчества Баха или Достоевского.
    -Какие есть основные претензии к теологии и каковы ответы на них?
    Чаще всего говорят, что богословие нельзя считать наукой, потому что оно о Боге, в которого не все верят, а даже если верят, то это все равно субъективный опыт. Однако тогда научно нельзя изучать, например, и философию Прокла, мистика которого не менее субъективна, чем у псевдо-Дионисия. Если в университетах нельзя изучать Библию, тогда тем более нельзя изучать “Илиаду” с “Одиссеей” – “библейские” книги античного мира, интерпретировавшие отношения человека и богов, в которых верили античные люди и в которых никто не верит сейчас.

    – Почему в России подвергается критике научность теологии?
    – Потому что в России, как и других постсоветских странах, было очень слабо развито гуманитарное знание. В советское время настоящей наукой была только точная наука, и она заменила собой тот симулякр, который назывался гуманитарным знанием. Само по себе это неплохо, потому что точные науки служили хоть каким-то барьером на пути проникновения идеологии, а кроме того, они лучше дисциплинируют мышление.
    Однако это имеет и свой побочный эффект – критерии научности условной физики в пост-советском контексте по-прежнему принято экстраполировать на критерии научности условной лирики. И в этом серьезная логическая ошибка физиков. Потому что критерии истинности в точной науке, а именно максимальная объективизация знания на основе эксперимента, не работают в гуманитарном знании. Они не всегда работают и в самой науке, как в случае квантовой механики, например, которая не может исключить субъективности наблюдателя эксперимента. Богословам одно утешение – те же претензии физики могут предъявить и к социальным и гуманитарным наукам.

    Теология в России и в мире

    – Почему в других странах мира спокойно живут с теологией и защищаются в этой области?
    – Потому что на западе и в России разное происхождение университетов. На западе университеты начинались как теологические школы. Теологический факультет Оксфорда, например – старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были семинариям, причем фундаменталистскими. Современная Московская духовная семинария по сравнению с Гарвардом в восемнадцатом веке выглядит как форпост либерализма. В России же теология изначально была исключена из университета – для нее была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование по-прежнему осталось в гетто – теперь из-за официально объявленного атеизма. Этот статус кво богословия и хотят продлить.
    Как на западе богословие по инерции остается частью университета, хотя многие интеллектуалы мечтали бы его оттуда уже изгнать, так в России богословие по инерции остается за пределами университета. Те, кто выступает против теологии в университете – как ни парадоксально это звучит, живут прошлым.
    – Чего не хватает в России, чтобы это было так?
    – России не хватает того, чтобы перестать смотреть в свое прошлое – имперское и советское, и начать смотреть в будущее.

    Читайте также

    Протоиерей Константин Польсков: Теология в России еще «не совсем наука»
    Есть ли место теологии в вузах?
    Патриарх Кирилл: Теология в вузах — это культурный императив для общества
    Кафедра теологии в МИФИ: 6 фактов к дискуссии

  5. KraFotkA Ответить

    Смотреть что такое “Теология” в других словарях:

    теология — теология … Орфографический словарь-справочник
    ТЕОЛОГИЯ — богословие (греч. theos Бог и logos слово, учение) спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме Торой, в христианстве Библией, в исламе… … Философская энциклопедия
    ТЕОЛОГИЯ — (греч. theologia, от Theos Бог, и lego говорю). 1) богословие; наука о боге и о божественном откровении. 2) собрание сочинений по богословию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕОЛОГИЯ [< гр. theos… … Словарь иностранных слов русского языка Теология —  Теология  ¦ Theologie    «Наука» о Боге? Даже кавычки не спасают эту формулировку от внутреннего противоречия. Теология – не столько наука, сколько учение. Это рациональный дискурс (logos), формулируемый людьми, но направленный на Бога. Чаще… … Философский словарь Спонвиля
    ТЕОЛОГИЯ — (греч. theos Бог, logos слово; русская калька богословие) феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в… … Новейший философский словарь
    теология — см. богословие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. теология сущ. • богословие … Словарь синонимов
    теология — и, ж. theologie f., лат. theologia < гр. theos бог + logos учение. То же, что богословие. БАС 1. Освободить науку по от признаков трансцендентализма и theologie, показать границы разума, в которых его деятельность плодотворна. 17. 2. 1847.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка теология —     ТЕОЛОГИЯ, богословие     ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ, богословский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
    теология — (неправильно теология). Произносится [тэология] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    ТЕОЛОГИЯ — (от греческого theos бог и…логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято… … Современная энциклопедия
    ТЕОЛОГИЯ — (от греч. theos Бог и …логия) (богословие) совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято… … Большой Энциклопедический словарь

  6. Beaze Ответить

    ТЕОЛОГИЯ (греч. theos – Бог, logos – слово; русская калька – богословие) – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную Т. (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.; 2) Историческую Т., включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история Т. и др.); 3) Нравственную (практическую) Т., т.е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) Пастырскую Т., т.е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), ка-техитику (включая прикладные методики адаптации) и др. Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм. Бог как личность сообщает человеку знание о себе через слово (западно-христианская и протестантская theologia, православное «богословие», калам (арабск. «слово», «речь») в мусульманстве, которое может быть конституировано как в «живом откровении», так и в «текстах откровения». Эта абсолютная и непреложная истина «слова Божьего» и выступает исходной основой Т. – доктрины о сущности и бытии Бога. Оформление Т. как феномена теист-ских вероучений формирует и каноническую ее проблематику: содержание социальной аппликации трактовки Бога как «правящего» миром задает парадигму провиденциализма, в контексте этой трактовки с неизбежностью встает проблема теодицеи; возможность личного диалога человека с Богом формирует традицию мистического богословия и т.п.
    Однако центральной и конституирующей проблемой для Т. неизменно выступает проблема богопознания, сама постановка которой в Т. фундаментально проблемна (см. БОГ). В разветвленном и законченном виде – как развитая концептуальная система – Т. характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму. Развитие трех названных версий Т. осуществляется во многом параллельно: с одной стороны – опора на канонические тексты, признанные автохтонно сакральными в рамках того или иного вероучения и генетически – так или иначе – восходящие к Библии, с другой – использование при их толковании категориальной традиции античной философии. По формулировке Вольтера, «платонизм – это отец христианства, а иудаи-стская религия – его мать»; новозаветное содержание христианства генетически восходит к неоплатонической традиции (почему неоплатоническая категория «единосущего» и входит столь органично в христианский символ веры). Вместе с тем, эта двоякая культурная отнесенность (»между Афинами и Иерусалимом» – Тертуллиан) конституирует Т. как внутренне напряженную. «Афины» задают требования системности знания, рациональности оснований, логической прозрачности; «Иерусалим» – сокровенности, потаенности, глубины иносказания. Христианская Т., как и христианская культура в целом, может быть возведена как к платонизму (в частности, неоплатонизму) с его мифотворчеством и умозрением, так и к аристотелизму с его ориентацией на классификационный гештальт, систематику и логицизм. Христианская Т. предельно ярко сфокусировала в себе эту специфическую амбивалентность европейского мышления. С одной стороны, уже Аристотель определяет Т. как «высшую созерцательную науку», относя к ней, в первую очередь, учение о перводвигателе, т.е. субъекте мирового процесса, – действующем, оформляющем и целевом начале, что вполне укладывалось в рамки рационалистских концепций и в перспективе развернулось в традиции схоластики и катафатиче-ской Т. в целом. Следуя этой традиции, к Т. можно отнестись как к теоретической дисциплине (что и было сделано европейской культурой в 1-й половине 13 в. с открытием теологического факультета Парижского университета) – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, Фома Ак-винский, рассуждая о предмете Т., полагал, что в качестве такового Бог выступает в аспекте своей божественности (сущности, но не проявлений): deus sub ratione deitatis. Слово сказано. В категориальной традиции аристотелевской аналитики такой подход – не более, как естественный. Однако, в контексте восходящего к неоплатонизму теизма рассмотрение персонифицированного личного Бога в качестве предмета по меньшей мере кощунственно. Более того, в рамках теистской парадигмы богопознание в принципе не может артикулироваться как субъект-объектный процесс – созерцание как когнитивная процедура оказывается взглядом в очи Господни, а потому, по Библии, познание Бога есть трепетное и вдохновенное «искание лика Божьего» (Пс, 23, 6). – Принципиальная непредметность Бога эксплицитно зафиксирована уже у Ансельма Кентерберийского: «Одно дело, когда вещь есть в разуме, а другое – если разум мыслит ее как то, что есть» (ср. пафосную критику диалектической Т. предметного знания о Боге, трактовку Бога как принципиально непредметного). Сколь ни называй Т. «doctrine sacra» (Фома Аквинский), спекулятивное учение об откровении и вере, в сущности, не имеет соприкосновения с самим сокровенным актом откровения и с живой верой. Подход к сакральной тайне как к интеллектуальной головоломке (равно как и превращение интимного акта откровения в предмет публичного диспута) есть профанация великой мистерии богопознания. Кроме того, отношение к Т. как к системе рационального знания имплицитно предполагает возможность знания ложного. Цена же – грех – непомерно велика, ибо впадение в ошибку чревато впадением в ересь, а неверность теории – неверием. Греховно и само увлечение теорией (средством) по отношению к истинной цели богопознания (теологические тексты изобилуют ссылками на «бубенцы слов», «искус слога», «сладострастие созвучий» – см., например, у Иеронима). В рамках практической Т. гомилетика как система правил ораторского мастерства специально предостерегает проповедника от увлечения спекулятивными рассуждениями в ущерб «слова о Боге». Классическим образцом отношения к богопознанию как к сакральной тайне является традиция апофатической Т., заданная Псевдо-Дионисием Ареопагитом и «говорящая о Боге» посредством о
    трицательных дефиниций. Интенция на сведение воедино двух означенных векторов развития Т. привела к оформлению в зрелой схоластике иерархической структуры Т., включающей в себя, во-первых, «естественную» Т. (theologia naturalis) или, в терминологии Гуго де Сент-Виктора, «мирскую» Т. (theologia munda-nа), ориентированную на спекулятивно-умозрительное философствование, и, во-вторых, высшую «Т. богооткровения» (theologia relevata) или, по Гуго де Сент-Виктору, «божественную Т.» (theologia divina), возводящую свое знание к умопостигаемому откровению. Вопрос о соотношении «естественной» и «боговдохновенной» Т. остается, однако, открытым, как остается открытым вопрос, «что общего между Афинами и Иерусалимом», повторенный после Тертуллиана и Петром Дамиани, и Бернаром Клервосским. Христианская Т. реализовала оба возможных пути приведения в равновесие своей неустойчивой двухуровневой иерархии. Первый путь – аксиологическое усиление первого уровня, попытка придать формулировкам «естественной» Т. статус абсолютной вневременной истины и тем уравнять их с формулировками «слова Божьего» (идеи «вечной философии» – philosophia parennis) – вплоть до гонений за несогласие с Аристотелем в позднем средневековье. (Аналогичные шаги были предприняты в свое время и исламом, столкнувшимся с аналогичной проблемой: в 1041 специальным указом халифа аль-Надира, канонизировавшим символ мусульманской веры, были официально запрещены споры по поводу отклоняющихся от канона взглядов; относительно породивших их проблем действовал принцип «била кайфа» – «не спрашивай, как»). Альтернативный путь – вектор радикального отказа от «естественной» Т. как таковой – ярко выражен в протестантизме: от Лютера с его идеей «теории креста», согласно которой Бог неуловим в абстракции и постигается лишь событийно (в «событии Голгофы»), – до диалектической Т. с ее принципиальным дуализмом Бога и мира, в рамках которого нет места принципу «аналогии бытия», а, значит, и «естественной» Т. Аксиологическая нестабильность христианской Т. как концептуального учения о неконцеп-туализируемом акте откровения есть, может быть, наиболее интимно значимое, а потому самое экспрессивное выражение амбивалентности социокультурных корней христианской культуры, дихотомично артикулирующейся в бинарных оппозициях эллинистического Запада и византийского Востока, рационального знания и иррациональной веры, античной философии и библейской мифологии, наконец – Ветхого и Нового Заветов. (см. также: АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, КА-ТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, СХОЛАСТИКА, ТОМИЗМ, НЕОТОМИЗМ, АДЖОРНАМЕНТО).

  7. Tek Ответить

    «Богословие» – это точный перевод греческого слова theologia = учение о Боге и Божественных делах. В основном же в мировой практике это слово не переводится на язык той или ной страны, а оставлено на греческом: теология. В русском же языке широко употребляем также дословный перевод этого слова – богословие.
    В сегодняшнем понимании богословие – это академическая дисциплина. В своём первом древнем значении – это сказанное божеством слово, облечённое человеком в речь или песню, и вовсе не его философское истолкование и размышление. У Аристотеля одна из 3 дисциплин теоретической философии называлась «теологической» (позже «Метафизика»). Со стоиков богословие уже становится самостоятельной. Во II в. н.э. богословие считалась инспирированное Богом сообщение. Cобственно, уже исторически само понятие «богословие» включает в себя идею участия и помощи со стороны Бога в познании Своего откровения. Как университетская дисциплина богословие возникла в XII в. богословие как наука о Боге стала в средние века. Среди дисциплин сегодняшней теологи как академической науки не все имеют тему своего рассмотрения Божественную истину.

    Вера в Бога как наука
    Богословие не является исключительно Христианским феноменом. Хотя понятие «богословие» в других религиях всё снова является отклоняемым или используемым в узком значении: например, богословие как интерпретация веры и т.п.
    богословие не идентична вере. Теологией может заниматься и неверующий человек. богословие – ничто иное как теория веры. Потому, что богословие – это наука, а не вера. Наука о вере. Всё, о чём ведёт речь теологическая наука доступно пониманию каждого. Впрочем, некоторые придерживаются мнения, что если богословие допускает неверие и сомнение это уже философия!
    Томас Аквинский считал, что наука занимается только тем, что не превосходит разум. Всем существующим: в том числе Богом, занимается философия. Свою конечную цель человек имеет в Боге, Который однако превосходит разум. Но человек однако должен знать свою конечную цель, чтобы её продумать и прийти к ней. Таким образом богословие занимается тем, что превосходит человеческой разум – Божественным откровением.
    Но рассуждения о Боге философии и теологии отличаются примерно как доказательство физика и астронома, что Земля круглая: физик доказывает исходя из взвешивания природных физических явлений, астроном – математически. Общность предмета изучения философии и теологии (Бога) не мешает им таким образом сосуществовать.
    богословие имеет общие предметы изучения и с другими. науками, но в отличии от них она рассуждает о них во взаимоотношении с Богом. (Сравните
    Рим 1:19,
    2 Кор 10:5,
    1 Кор 2:15). Некоторые теологи (Шлейермахер, Ритшель, Бульманн, Браун) едины в том, что говорить о Боге, не говоря одновременно о человеке, бессмысленно.
    Богословие – это методически выверенное освещение Божьего Откровения, представляемое в вере и его имманентном знании…Поэтому богословие может быть кратко охарактеризована как «наука о вере»… В области богословия на данный момент накоплены огромные знания, написано огромное количество книг, на теологию как науку работает огромное количество вспомогательных наук, накопленными знаниями теологии пользуются другие науки, своя история, свои методы, свои открытия, и т.д. и т.п…И своими основоположениями и целями богословие отличается от науки о религии и религиозной философии.
    К истории:
    Первая фаза развития Христианской теологии как науки была положена так называемыми отцами Церкви и со II века н.э. уже определилась в правовой, исторической и философской аргументациях из-за нападок извне. То есть Христианское учение переживало в это время необходимость систематизации знаний и одни из первых, кто занимался этим были так называемые апологеты II-IV вв. – Иереней Лионский, Клеменс, Ориген, Августин, Дионисий. Апология – это позиция защиты той или иной теории, идеи, высказываний, идеологии.
    В средние века (XIII в.) теологическая мысль начинает развиваться как наука о вере, имея уже для этого достаточную подготовку в систематизации и рационализации, которые были подготовлены в XI – XII вв., например, Анзельмом Кантербургским и Петром Ломбардским.
    Богословие – Слово Бога в слове человеческом

    C этого времени прослеживается развитие теологии на западе и востоке по разным дорогам: восточная Церковь остаётся более верной традициям духовности, сильнее пасторально и литургически-ориентированной. Развиваются различные дисциплины и теории: например, Томас Аквинский пытается к духовности откровений привязать также и логику рассуждений. Он поднимает вопрос взаимосвязи разума и веры. Его позиция: Бог должен быть рассматриваем как в свете разума, так и в свете Его Откровения.
    В позднее средневековье (XVI в.) на западе посредством вначале гуманизма (Эразм Роттердамский) и продолженной реформацией (Мартин Лютер, Меланхтон и др.) появляется новый феномен – конфессионализм. Внутри Церкви умножаются течения. На новом уровне начинают обсуждаться вопросы т.н. «Церковности» (авторитет иерархии Церкви, папства в католической Церкви и т.п.). В центр внимания теологической мысли представителей того времени – Мартина Лютера (который, между прочьим, был профессором теологии) выходит «грешный и потерянный человек и Оправдывающий – Спасающий Бог». Поэтому основной теологической задачей становится разграничение закона и Евангелия, сотворения и спасения, теологии и философии и тем, что Христианская богословие фактически является практической в своей основе «теологией креста». Католическая богословие в это время приобретает соответственно т.н. анти-протестантское направление (т.н. контроверзбогословие). Она выражается в различных формах схоластики, которая в свою очередь выражается не только несогласием с протестантизмом, но и с модернизмом. Основной вопрос, выходящий здесь на арену, это вопрос Божьей милости: в контексте природы человека и сверхприроды Бога, свободы и необходимости этой милости. В новое время наблюдается здесь также модернизация теологии (рационализм) и Церковных структур (централизованный бюрократизм).
    Начало нового времени охарактеризовалось борьбой пиетизма (почитания) и т.н. «эпохой просвещения».
    Наше время обозначено в западной теологии началом диалога в богословских вопросах с иудаизмом, а также рассмотрением новоявленных проблем человечества в контексте Христианства: как например, феминизма.
    От русского богословия желается видеть, конечно, прежде всего возрождения. Русское богословие как наука в XX веке претерпело от одной из разновидностей атеизма – коммунизма –остановку в своём развитии. Произошло это не посредством убедительности аргументов последнего, а путём физической расправы с научной элитой, учебной структуры и Церковью.
    Так называемые «атеистические» объединения, организации и т.п. фактически лишены права так себя именовать в связи с их некомпетентностью делать выводы в вопросе существования или несуществования Бога.
    Любая наука есть стремление к оперированию/собиранию знаний, правильность которых в любое время можно проконтролировать: как пришли к тому, чтобы считать это истиной?
    В каждой науке есть свои «определения».
    Каждая наука обладает методами: «Метод не является индифферентной сетью, в которую ловится действительность; метод – это скорее элемент самой действительности.» (Тиллих)
    Люди познают Бога хоть и не через Его непосредственное видение, но познают Его как причину всего и как цель. Сложность этого процесса заключается в том, что хотя и причина, и цель в познании Бога рассматриваются исключительно в отношении и зависимости к Нему, но наоборот – рассмотрение Бога в зависимости от причины и цели – не считается возможным в такой же степени, так как Бог остаётся таким, какой Он есть и без Своего творения. A чтобы это стало возможным необходимо, чтобы не только творение было связано с бытием Бога, но и бытие Бога с Его творением – в Христианской теологии это собственно инкарнация = воплощение = вочеловечевание Создателя в образе Человека.
    Богословие спрашивает: насколько это так, как Христианин верит, что это это есть?” (Карл Барт)
    Богословие как и другие науки есть человеческое старание о познании определённого предмета. Она как и другие науки идёт к этому познанию последовательным путём. То есть она – как и другие науки в состоянии сама себя или любым человеком (который способен стараться о теологическом предмете изучения идти этим последовательным путём) быть проверенной в своей правоте. богословие, как и другие науки, занимается установлением, систематизацией, соединением, исследованием, постижением и снова установлением феноменов.
    Богословие – как герменевтическая наука – имеет в качестве верификации (=удостоверения) указывание, а не доказывание.
    По какому праву существует богословие как рассуждение о Боге? Кто может/ имеет право рассуждать о Боге? Может ли это делать грешник? Если да, то в своих рассуждениях о Боге он является «грешником , который рассуждает о Боге», следовательно тем, который и не может увидеть Бога.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *