Что такое теория официальной народности о чем говорит ее появление?

12 ответов на вопрос “Что такое теория официальной народности о чем говорит ее появление?”

  1. I am God Ответить

    Декабристское восстание оказывает сильное влияние на императора Николая 1. Он решает собрать вокруг себя бюрократический круг подвластных ему чиновников, тем самым убрав от власти дворянство. В то же время, увидев последствия декабристского восстания, дворянство само старается дистанцироваться от аппарата правления как можно дальше. Николай 1 считал, что причиной как Французской революции, так и восстания декабристов послужило влияние поверхностного образования и воспитания, взявшего свои основы из иностранных учений. Именно поэтому он находит важным отдавать приоритет в воспитании молодого поколения «истинно русским началам».

    Автор теории

    В 1833 году министром народного просвещения и духовных дел становится С.С. Уваров. Уварову удается понять настрой императора. Он создает собственную теорию. По мнению министра, образование Российской империи основывалось на трех понятиях:
    Православие как присущая русскому народу приверженность христианству
    Самодержавие как единственная возможная форма правления в России
    Народность, выражавшаяся в абсолютной независимости от Европы
    Уваров считал, что Россия – уникальная страна, не похожая на государства Европы, не сравнимая с ними. Именно в России сохранилась особая самобытность. Там, в Европе, вечные мятежи и революции, а здесь – спокойствие и мир, которые так важно сохранить. Самая главная ошибка, исходя из теории Уварова – поддаться веянию Запада. Ведь народ России обладает совершенно отличными от европейских национальными чертами, к нему невозможно приложить европейские идеи и стремления.

    Итог

    Теория официальной народности становится первой официально закрепленной идеологией России. С этого момента она начинает пропагандироваться во всех изданиях и государственных учреждениях.
    Пропагандисты и толкователи теории:
    Профессора Московского университета М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.П. Швырев
    Писатели и публицисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, Н.В. Кукольник и др.
    Духовенство (белое и черное)

  2. Sneжok Ответить

    «ОФИЦИА?ЛЬНОЙ НАРО?ДНОСТИ» ТЕО?РИЯ, од­на из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных ис­то­рич. кон­цеп­ций, трак­тую­щих раз­ви­тие Рос­сии во 2-й четв. 19 в. В рос. ис­то­рио­гра­фии впер­вые (как и сам тер­мин) вве­де­на в на­уч. обо­рот А. Н. Пы­пи­ным в нач. 1870-х гг. В по­ня­тии «офиц. на­род­ность» он обоб­щил не от­ме­чен­ное «ис­то­рич. про­грес­сом» кон­сер­ва­тив­ное на­ча­ло как в идей­ной жиз­ни рус. об­ще­ст­ва, так и во внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ке пра­ви­тель­ст­ва в цар­ст­во­ва­ние имп. Ни­ко­лая I. Идео­ло­гом «офиц. на­род­но­сти» Пы­пин на­звал то­ва­ри­ща мин. нар. про­све­ще­ния (с 1833 и. д., с 1834 ми­ни­стра) гр. С. С. Ува­ро­ва, ко­то­рый вы­сказал мысль о том, что без «пра­во­сла­вия, са­мо­дер­жа­вия, на­род­но­сти» Рос­сия не мо­жет «бла­го­ден­ст­во­вать, уси­ли­вать­ся, жить» [от­чёт об ос­мот­ре Моск. ун-та от 4(16).12.1832], и ста­вил за­да­чу с по­мо­щью «трой­ст­вен­ной фор­му­лы» «при­но­ро­вить об­щее все­мир­ное про­све­ще­ние к на­ше­му на­род­но­му бы­ту, к на­ше­му на­род­но­му ду­ху» [Все­под­дан­ней­ший док­лад от 19.11(1.12).1833]. Гл. пред­ше­ст­вен­ни­ком идей Ува­ро­ва Пы­пин на­зы­вал Н. М. Ка­рам­зи­на, к по­сле­до­ва­телям от­но­сил Ф. В. Бул­га­ри­на, Н. И. Гре­ча, О. И. Сен­ков­ско­го, С. П. Ше­вы­рё­ва, М. П. По­го­ди­на, а так­же зре­ло­го А. С. Пуш­ки­на и позд­не­го Н. В. Го­го­ля. Дей­ст­вие идей­ной сис­те­мы «офиц. на­род­но­сти» Пы­пин ви­дел в стрем­ле­нии к цен­тра­ли­за­ции и бю­ро­кра­ти­за­ции управ­ления, рас­про­стра­не­нии адм. опе­ки на все об­лас­ти об­ществ. и цер­ков­ной жиз­ни, в тен­ден­ции к ог­ра­ни­че­нию ини­циа­ти­вы и об­ществ. са­мо­дея­тель­но­сти, в уси­ле­нии цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, ук­ре­п­ле­нии со­слов­ных на­чал в об­ра­зо­ва­нии, уже­сто­че­нии цен­зу­ры, ог­ра­ни­че­нии сво­бо­ды на­уч. кри­ти­ки. Кон­сер­ва­тив­ная идей­ность, по­ла­гал Пы­пин, стре­мит­ся к со­ци­аль­но-по­ли­тич. за­стою. Ме­ж­ду тем сам Ува­ров счи­тал, что «на­род­ность не за­став­ля­ет ид­ти на­зад или ос­та­нав­ли­вать­ся; она не тре­бу­ет не­под­виж­но­сти в иде­ях» (кур­сив Ува­ро­ва), но вы­зы­ва­ет не­при­яз­нен­ное от­но­ше­ние но­си­те­лей «ли­бе­раль­ных» и «мис­ти­че­ских» идей к Мин-ву нар. про­све­ще­ния за то, что оно «счи­та­ло Рос­сию воз­му­жа­лою и дос­той­ною ид­ти не по­за­ди, а по край­ней ме­ре ря­дом с про­чи­ми ев­ро­пей­ски­ми на­цио­наль­но­стя­ми» (все­под­дан­ней­ший док­лад ми­ни­ст­ра, опуб­ли­ко­ван­ный в 1864).
    Тер­мин «О. н.» т. ши­ро­ко во­шёл в рос. ис­то­рио­гра­фию с нач. 20 в., од­на­ко его со­дер­жа­ние трак­то­ва­лось не­од­но­знач­но. С. А. Вен­ге­ров под­дер­жал кон­цеп­цию А. Н. Пы­пи­на. А. А. Кор­ни­лов по­ла­гал, что «офиц. на­род­ность» не ока­за­ла воз­дей­ст­вия на рус. об­ществ. мысль 1830–1840-х гг., а её адеп­ты из чис­ла уни­верси­тет­ских про­фес­со­ров не ос­та­ви­ли ни­ка­ко­го сле­да в умах сту­ден­че­ст­ва. А. Е. Пре­сня­ков трак­то­вал «на­род­ность» из ува­ров­ской триа­ды как ка­зён­ный офиц. на­цио­на­лизм. М. А. По­ли­ев­ктов ог­ра­ни­чи­вал при­ме­не­ние триа­ды об­ла­стью нар. про­све­ще­ния, пе­ча­ти и от­части – ве­дом­ст­ва пра­во­слав­но­го ис­пове­да­ния. В 1920-х гг. но­вый взгляд пред­ло­жил фи­ло­соф Г. Г. Шпет, ко­торый ус­мот­рел в об­ра­ще­нии к те­ме «на­род­но­сти» влия­ние нем. ро­ман­тиз­ма, ука­зав на сход­ст­во идей С. С. Ува­ро­ва с по­ли­тич. уче­ни­ем его со­вре­мен­ни­ка – нем. ис­то­ри­ка Г. Лу­де­на. В сов. ис­то­рио­гра­фии ут­вер­ди­лось тол­ко­ва­ние «офиц. на­род­но­сти» как ин­те­граль­ной идей­ной ос­но­вы внутр. или всей по­ли­ти­ки имп. Ни­ко­лая I, при этом ума­ля­лись или вы­гля­де­ли как не­су­ще­ст­вен­ные для ко­неч­ных вы­во­дов ми­ро­воз­зрен­че­ские раз­ли­чия ме­ж­ду Ува­ро­вым, По­го­ди­ным и Ше­вы­рё­вым, по­ли­ти­кой ве­дом­ст­ва нар. про­све­ще­ния и дея­тель­но­стью 3-го от­де­ле­ния Собств. Е. И. В. кан­це­ля­рии, воз­глав­ляв­шего­ся А. Х. Бен­кен­дор­фом. То­гда же со­хра­ня­лись от­ри­ца­ние к.-л. влия­ния «офиц. на­род­но­сти» на об­ществ. мысль 1830–40-х гг. (С. Б. Окунь), трак­тов­ка «на­род­но­сти» как кре­по­ст­но­го пра­ва (С. С. Дмит­ри­ев); «офиц. на­род­ность» рас­це­ни­ва­лась как идей­ная ос­но­ва не толь­ко по­ли­ти­ки, но и все­го «не­про­грес­сив­но­го» в куль­ту­ре – про­зы М. Н. За­гос­ки­на, дра­ма­тур­гии Н. В. Ку­коль­ни­ка, му­зы­ки А. Ф. Льво­ва, ар­хи­тек­ту­ры К. А. То­на и т. п. (В. В. По­знан­ский). На ру­бе­же 1980–90-х гг. в отеч. ра­бо­тах по ис­то­рии лит-ры и об­ществ. дви­же­ния «О. н.» т. при­ме­ня­лась в при­выч­ном тол­ко­ва­нии: под­чёр­ки­ва­лось глу­бо­кое воз­дей­ст­вие офиц. идео­ло­гии на обществ. соз­на­ние, осо­бен­но 1830-х гг. (Н. И. Цим­ба­ев), ува­ров­ская триа­да рас­смат­ри­ва­лась как мощ­ное и эф­фек­тив­ное ору­дие са­мо­дер­жа­вия в идей­ной борь­бе и как ука­за­ние для прак­тич. дея­тель­ности ве­дом­ст­ва нар. про­све­ще­ния и ор­га­нов цен­зу­ры (А. А. Ле­ван­дов­ский). Од­на­ко то­гда же поя­ви­лась тен­ден­ция к пе­ре­оцен­ке зна­че­ния «О. н.» т. для даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний: кон­цеп­ция Пы­пи­на от­вер­га­лась как без­до­ка­за­тель­ная (сре­ди до­во­дов – мысль, что со­вре­мен­ни­ки не мог­ли вос­при­ни­мать и не вос­при­ни­ма­ли ува­ров­скую триа­ду так, как спус­тя 40 лет её трак­то­вал Пы­пин; она бы­ла толь­ко свое­об­раз­ной «тео­ри­ей офи­ци­аль­ной пе­да­го­ги­ки»), ут­вер­жда­лось, что рус. об­ще­ст­вом то­го вре­ме­ни вла­де­ло стрем­ле­ние к не­ко­ей куль­тур­ной и творч. са­мо­стоя­тель­но­сти пе­ред ли­цом За­па­да, пра­ви­тель­ст­во в 1840-х гг. от­ка­за­лось от идеи на­род­но­сти, а ис­тин­ны­ми и по­сле­до­ва­тель­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми её па­фо­са яв­ля­лись сла­вя­но­фи­лы (Н. И. Ка­за­ков). В ра­бо­тах 1990-х гг. го­во­ри­лось, что зна­че­ние По­го­ди­на и Ше­вы­рё­ва нель­зя сво­дить к «квас­но­му пат­рио­тиз­му», шо­ви­низ­му, пред­став­ле­ни­ям о пат­ри­ар­халь­ной пас­сив­но­сти на­ро­да и т. п., эти про­фес­со­ра сыг­ра­ли важ­ную роль в ста­нов­ле­нии рус. ис­то­рии и ис­тории рус. лит-ры как уни­вер­си­тет­ских дис­ци­п­лин, стре­ми­лись «обезо­па­сить рус­ское про­све­ще­ние от не­кри­ти­че­ско­го вос­при­ятия За­па­да и при­вить уни­вер­ситет­ской мо­ло­дё­жи ува­же­ние к соб­ст­вен­ным кор­ням» (Ф. А. Пет­ров). Од­но­вре­мен­но сло­жив­шие­ся в на­уч. лит-ре пред­став­ле­ния об «офиц. на­род­но­сти» рас­це­ни­ва­лись как миф, соз­дан­ный Пы­пи­ным, но не имею­щий от­но­ше­ния к Ува­ро­ву (В. А. Ко­ше­лев). Вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что «О. н.» т. как ус­то­яв­шее­ся по­ня­тие те­ря­ет под со­бой поч­ву, не объ­яс­ня­ет, а скра­ды­ва­ет или за­пу­ты­ва­ет взаи­мо­свя­зан­ные, но не сов­па­даю­щие яв­ле­ния: это по­ня­тие нель­зя ото­жде­ст­в­лять ни с ми­ро­воз­зре­ни­ем Ува­ро­ва в его эво­лю­ции, ни со сфор­му­ли­ро­ван­ной им триа­дой как век­то­ром внутр. по­ли­ти­ки са­мо­дер­жа­вия, ни с кон­сер­ва­тив­ны­ми кон­цеп­ция­ми свое­об­ра­зия рус. ис­то­рич. пу­ти 1830-х гг. Го­во­ри­лось о не­об­хо­ди­мо­сти от­ка­зать­ся от даль­ней­ше­го упот­реб­ле­ния «О. н.» т. в на­уч. ис­сле­до­ва­ни­ях (М. М. Шев­чен­ко).

  3. Nuanrad Ответить

    Смотреть что такое “ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ” в других словарях:

    ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь
    Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.
    официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь
    Официальной народности теория —         теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… … Большая советская энциклопедия
    “ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ” — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия
    Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п … Википедия
    ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — понятие, встречающееся в ист. лит ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова православие, самодержавие и народность ,… … Советская историческая энциклопедия
    ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова
    теория — и, ж. theorie f., нем. Theorie < н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка НИКОЛАЙ I Павлович — НИКОЛАЙ I (1796 1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович), почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Подавил … Энциклопедический словарь

  4. Fenaya Ответить

    Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т.н. “теория официальной народности”. Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила “уваровская троица”: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России.
    Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.
    В “теории официальной народности” ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.
    Теория “официальной народности”. Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадёжном настроении всего дворянства.
    Заметив, что большое количество людей, связанных с революционными союзами были из дворян, он не доверял дворянству, подозревая его в стремлении к политическому господству. Править при помощи дворянского сословия Николай не хотел, он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушных чиновников. Покарав декабристов, Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя, но проводить их он намеревался без участия общественных сил. В свою очередь дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось от общественной деятельности.
    Между властью и обществом произошло отчуждение. Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следовало обратить внимание на “воспитание” молодого поколения, дать силу в воспитании “истинно русским началам” и удалять из него всё, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам русской жизни, по мнению идеолога николаевского царствования министра народного просвещения и духовных дел С.С. Уварова, относились “православие самодержавие, народность”, которые были положены в основу так называемой теории “официальной народности”, ставшей идейным выражением охранительного направления.
    Но главные положения вышеназванной теории были сформулированы в 1811 г. историком Н.М. Карамзиным в его “Записке о древней и новой России”. Эти идеи вошли в коронационный манифест императора Николая I и последующее законодательство, обосновав необходимость для Российского государства самодержавной формы правления и крепостнических порядков, а добавлением
    С. Уварова было понятие “народность”. Провозглашённую триаду он считал “залогом силы и величия” Российской империи. Понятие “народность” рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву.

  5. MoranPlay Ответить

    Идеолог консервативного, или «охранительного», направления во внутренней политике министр народного просвещения С. С. Уваров считал необходимым «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». В 1832 г. он впервые сформулировал свою знаменитую триаду — «православие, самодержавие, народность». Эти три взаимосвязанных начала и легли в основу «теории официальной народности».
    Исходя из принципиального отличия исторического пути России от Европы, Уваров задался целью совместить идею необходимости самодержавия как издревле присущей России формы политической власти с развитием просвещения и культуры. Если в Западной Европе просвещение породило революционные бури, то в России «порядок вещей устоял под натиском этих понятий, потому что опирался на неведомые Европе самобытные начала: православие, самодержавие и народность». В теории Уварова переплетались просветительские идеи с идеями единения, добровольного союза государя и народа, отсутствия противоположных классов, своего рода «народности» русского общества, и признанием самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Вековой опыт русского государства давал Уварову основания утверждать, что самодержавие выступало как единственно возможная форма существования восточного христианства, которое в свою очередь представало как его внутреннее нравственно-религиозное оправдание.
    Со времен Петра I в правящих кругах признавали необходимость иметь собственное сословие образованных людей. Но противоречивость ситуации в России состояла в том, что образованные люди все более превращались в «подрывателей основ» — противников абсолютизма. Поэтому отношение Николая I к просвещению было непоследовательным, поскольку вопрос о его развитии в России тесно переплетался с другим, более важным вопросом — о сохранении существующего строя.
    Подчиняясь этой задаче, Уваров предложил свою концепцию просвещения — создание таких наук и учебных заведений, которые не только не повредят существующему строю, но станут одной из самых надежных опор самодержавия. Оставалось решить, что вложить в содержание образования, хотя на самом деле Уваров не мог не понимать, что вне современной европейской науки его развития быть не могло. Если до той поры означенные в его триаде начала проявлялись стихийно, то теперь Уваров видел свою задачу в том, чтобы подчинить им всю систему «истинно русского» просвещения, которое, развиваясь в русле «официальной народности», не сможет поколебать существующего порядка.
    Крепостное право признавалось благом для народа и государства. Ведь эта система предполагала личную зависимость человека от человека, подчинение нижестоящего вышестоящему и основывалась на законопослушной крестьянской массе. Лучшими качествами человека считались дисциплина и порядок, любовь к царю, подчинение воле правительства, т.е. гражданское повиновение. Таким образом, «теория официальной народности» как нельзя лучше выражала дух николаевской эпохи. Будучи не в силах остановить исторический прогресс в экономической и политической сферах, самодержавие сделало все, чтобы задержать его в сфере духовной.
    Правительственная идеология находила свое отражение в выступлениях журналистов Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча на страницах газеты «Северная пчела», профессоров Московского университета историка М. П. Погодина и филолога С. П. Шевырева, противопоставлявших Россию с ее социальным спокойствием Европе, переживавшей революционные катаклизмы. Художественным воплощением уваровской теории стал роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский», имевший успех в среде обывателей и переживший с 1829 г. восемь изданий.

  6. Conjulas Ответить

    Смотреть что такое “ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ” в других словарях:

    Теория официальной народности — Граф Сергей Уваров, п … Википедия
    Официальной народности теория —         теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… … Большая советская энциклопедия
    “ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ” — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия
    ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь
    ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… … Русская история
    Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.
    официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь
    ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова
    теория — и, ж. theorie f., нем. Theorie < н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *