Что такое тезисный план и как его составить?

4 ответов на вопрос “Что такое тезисный план и как его составить?”

  1. Mr.Meep Ответить

    Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:
    Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

    Предлагаем следующие аргументы:
    Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
    Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
    Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.
    В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

    Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.
    Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.
    Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

    Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

    Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:
    Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.
    Аргументы могут быть такими:
    Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
    Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
    Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.
    Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.
    Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.
    В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

    С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

    Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

  2. Mr.TopFive Ответить

    План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
    Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
    Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
    избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
    сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
    благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
    количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.
    Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

    Составляем структуру правильно: подробная инструкция

    Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

    Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
    С чего начать и как закончить:
    Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
    Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
    Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
    Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
    Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.
    Несколько советов на дорожку:
    Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
    Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
    Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
    План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
    Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.
    Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

    Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

    Какие виды планов существуют?

    План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

    Тезисный

    Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
    Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
    Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
    Жил старче небогато со своей старушкой.
    Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
    Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
    Недовольная старуха послала старика за избой.
    Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
    Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
    Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
    Старик и его жена остались с разбитым корытом.
    Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

    Вопросительный

    Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

    Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
    Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
    Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
    Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
    Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
    Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
    Что произошло со стариком и его женой в конце?
    Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

    Назывной

    Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
    Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
    Встреча старика и золотой рыбки.
    Прихоти старухи.
    Старик и старуха у разбитого корыта.
    Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

    Опорный

    Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

    Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
    Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
    Первая встреча старика и золотой рыбки.
    Три желания старухи.
    Отказ рыбки.
    Разбитое корыто.
    Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

    Смешанный

    Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
    Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
    Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
    Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
    Три желания старухи.
    Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
    Старик и его жена вернулись к прежней жизни.
    Можете им пользоваться для любых целей.

    Простой и сложный

    Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
    Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
    Например, сказку “Колобок” можно представить так:
    Простая структураСложная структура
    Лепка колобка.
    Колобок встретился с зайцем.
    Колобок встретился с волком.
    Колобок столкнулся с медведем.
    Колобок попался лисе.
    Лиса съела его.
    Появление колобка.
    Кто испек колобка?
    Когда ожил колобок?
    Что сделал оживший колобок?
    Путешествие колобка.
    Как ушел колобок от зайца?
    Встреча волка и колобка.
    Колобок столкнулся с медведем.
    Чем закончилась встреча колобка и лисы?
    Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
    Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

    Как жанр статьи влияет на создание структуры?

    Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
    Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
    Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.
    Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

    Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

    Типичные ошибки + примеры

    В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.
    А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
    Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
    Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
    Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
    Пропущены вступление, заключение.
    Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
    Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
    Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.
    Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
    Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
    Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
    Когда ребенок учится говорить?
    Ребенок не говорит.
    Что нужно говорить малышу?
    Как научить ребенка говорить быстро и четко?
    Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.
    Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

    Какие ошибки здесь допущены:
    Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
    Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
    Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
    Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.
    А вот исправленная версия:
    Вступление.
    Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    чтение вслух,
    развивающие скороговорки,
    артикуляционная гимнастика,
    много общения,
    словесные игры.
    Почему ребенок не разговаривает?
    Типичные ошибки родителей:
    назойливое обучение,
    недостаток внимания.
    Заключение.
    Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.

    Заключение

    План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
    А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.
    Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.
    Я желаю вам удачи!
    ??

  3. Morim Ответить

    Тезисный план
    Цитатный план
    Вопросный план
    Сложный план
    Простой план
    1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
    2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
    3.Озаглавьте части.
    4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
    5.Запишите план.
    1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
    2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
    3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
    4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
    Образец сложного плана сочинения, посвящённого Бабе Яге из пародии Марка Розовского.
    Баба Яга
    I. Введение. Историческая обстановка в те ещё годы
    II. Основная часть. Баба Яга – яркий представитель темных сил, её черты
    1. Положительные
    а) смелость
    б) связь с народом
    в) вера в будущее
    2. Отрицательные
    а) трусость
    б) эгоизм
    в) пессимизм
    г) костяная нога
    III. Заключение
    Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришёл ли… и т. п).
    Цитата – это дословная передача чужого высказывания.
    Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
    В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
    1-й вариант
    2-й вариант
    1. (цитата);
    Основные вопросы.
    2. (цитата);
    Доказательства (цитаты)
    3.(цитата).
    Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
    1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
    2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
    3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
    Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца. План показывает то, о чём нужно сказать, а тезис формулирует, что нужно сказать (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

  4. Balladwyn Ответить

    План текста
    Прочитай текст.
    Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
    Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом, поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    прочитай план;
    просмотри текст;
    убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
    Виды плана
    Вопросный
    Назывной
    Тезисный
    План – опорная схема
    Комбинированный
    Как правильно составить каждый из них?
    Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
    Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
    Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
    Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
    Вопросный план
    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
    Например:
    Кого поймали в море?
    О чем плакала пойманная черепаха?
    Почему черепаха плакала на самом деле?
    Тезисный план
    План записывают в виде тезисов*.
    *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
    Например:
    В море поймали черепаху.
    Пойманная черепаха все время плачет.
    Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
    Назывной план
    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
    Например:
    Пойманная черепаха.
    Черепашьи слезы.
    Настоящая причина слёз черепахи.
    План – опорная схема
    Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
    Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
    Например:
    Черепаха
    Слёзы.
    Соль из воды.
    Комбинированный
    Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
    Например:
    Кого поймали в море?
    Пойманная черепаха все время плачет.
    Настоящая причина слёз черепахи.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *