Что такое типы речи в русском языке?

15 ответов на вопрос “Что такое типы речи в русском языке?”

  1. sicknees Ответить

    Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
    Выделяют три типа речи:
    повествование;
    описание;
    рассуждение.
    Рассмотрим особенности каждого типа речи.

    Повествование

    Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
    связано с временным промежутком времени;
    имеет определённую последовательность действий;
    логичность изложения;
    текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
    большое количество глаголов.
    В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

    Описание

    Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
    Состоит из:
    общей характеристики предмета, общего впечатления;
    признаков, деталей;
    общей оценки предмета.
    В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

    Рассуждение

    Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
    Состоит из:
    тезиса — мысль, которую нужно доказать;
    обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
    резюме — итогов, выводов.
    Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
    Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

    Сравнительные таблицы стилей и типов речи

    Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
    Стили текста:
    Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блогТипы речи:
    Тип речиОписание типаВ каком стиле используетсяПримеры1. ОписаниеСоздаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа.Во всех стилях1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.
    2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.2. ПовествованиеСообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях.Художественный, особенно мемуары, воспоминания.
    Публицистический
    РазговорныйВ то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.3. РассуждениеРассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.Научный
    Художественный
    ПублицистическийВыучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

  2. o_O-Be3_ToRmAz0v-O_o Ответить

    Тропы (основаны на лексическом значении слова)

    Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение:
    Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
    Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
    И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
    Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы:
    Анчар, как грозный часовой, стоит один — во всей вселенной (А. С. Пушкин).
    Метонимия — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки:
    Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
    Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения:
    И слышно было до рассвета, как ликовал француз (имеется в виду вся французская армия) (М. Ю. Лермонтов).
    Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
    По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
    Литота — троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:
    Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А. Грибоедов).
    Олицетворение — троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные:
    Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
    Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности:
    Медицина — змея, обвивающая чашу, хитрость — лиса и т. д.
    Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:
    Царь зверей — лев.
    Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое:
    Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).

    Стилистические фигуры

    Они основаны на особом синтаксическом построении речи.
    Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.:
    О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов).
    Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания:
    И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
    Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием:
    Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые (А. Апухтин).
    Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
    Антитеза — стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление:
    И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
    Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий:
    Живой труп, мертвые души и т.д.
    Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:
    Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)
    Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу:
    Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена. (А. С. Пушкин)
    Именительный темы (именительный представления) — слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рассуждения):
    Письма. Кто их любит писать?

  3. Flamewalker Ответить

    Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
    Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
    Развернутый текст-повествование строится по схеме:
    завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
    развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
    развязка – последнее звено в цепи событий.

    Пример текста — повествования

    В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
    Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
    простые или составные глагольные сказуемые;
    вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
    однородные сказуемые;
    прямой порядок слов в предложении.

    Рассуждение

    Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
    Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
    Рассуждения в художественных текстах
    В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
    Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
    Структура текста- рассуждения:
    тезис – предмет рассуждения, основное положение;
    доказательства – аргументы за и против;
    вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.
    Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

  4. Слезы души Ответить

    Стиль речи
    Особенности
    Назначение и функция
    Сфера употребления
    Научный
    Логичность, системность, объективность, стремление к обобщению научного опыта.
    Передача научной информации, знаний, относящихся к определенной области. Реализация функции сообщения.
    Наука, техника, производство, учебная деятельность.
    Официально-деловой
    Точность, шаблонность, объективность, отсутствие эмоционально окрашенных слов.
    Обслуживание официально-деловых отношений. Реализация функции сообщения.
    Сфера официально-деловых отношений: документы, официальные бумаги, язык деловых совещаний и выступлений.
    Публицистический
    Эмоциональность, простота, ясность, оценочность.
    Информирование и воздействие. Реализация функций сообщения и воздействия.
    Сфера общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.
    Художественный
    Эмоциональность, образность, использование изобразительно-выразительных средств.
    Создание произведений, оказывающих эстетическое воздействие.
    Реализация воздействующей функции.
    Художественная литература.
    Разговорный
    Спонтанность, непринужденность, эмоциональность, оценочность, диалогичность, использование невербальных средств общения.
    Повседневное общение. Реализация функции общения.
    Неофициальные отношения между людьми.

  5. traverza Ответить

    Художественный стиль:

    Публицистический стиль:

    Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
    Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
    Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
    Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
    Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!
    Поэтому 5-ege.ru остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).
    https://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/

    Типы речи

    описание
    повествование
    рассуждение
    это словесное изображение кого-либо или чего-либо
    это рассказ о событиях
    это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
    Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину.
    Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги
    Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения.
    ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3
    ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3
    РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3
    Разбор задания.
    Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
    1) описание
    2) повествование и рассуждение
    3) повествование и описание
    4) повествование
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
    Таким образом, правильным является вариант №3.
    Рекомендуем:
    Лексические нормы (употребление слова), паронимы
    Морфологический анализ слова, примеры
    Приставки в русском языке
    Способы словообразования слов в русском языке с примерами
    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

  6. Mr.Хайнзерберг Ответить

    Оснащение урока: таблицы 1, 2, 3, 4, распечатанные тексты.

    I. Организационный момент.

    Учитель психологически настраивает класс, просит сформулировать цели урока
    а) Лингвистическая разминка.
    1 ряд
    2 ряд
    3 ряд
    Дети на каждую букву придумывают словарное слово:
    аллея
    ноктюрн
    телефон
    интерес и т. д.
    т ….
    е ….
    з ….
    а ….
    «Свяжи слова»
    Дети должны логически связать в предложении два слова, совершенно разных по смыслу:
    Космонавт
    – огород
    Лужа – компьютер
    Космонавт с орбиты увидел свой необыкновенный огород, сплошь покрытый яркими подсолнухами.
    Подобрать эпитеты к словам:
    Лес (волшебный)
    Небо (свинцовое)
    Река ….
    Болото ….
    Воздух ….
    б) [дети работают 3 минуты, затем проверяем с классом].

    II. Повторение

    1) Итак, ребята, вы ранее уже знакомились с типами речи, сегодня мы повторим и углубим полученные сведения.
    Таблица 1
    (1 минута на обдумывание и запоминание, взаимоопрос в парах)
    Тип речи
    Отвечает на вопрос
    Описание
    Каков? Какой предмет?
    Повествование
    Что? Где? Когда? С кем произошло?
    Рассуждение
    Почему автор утверждает что-то?
    Таблица 2
    Подчеркните ключевые слова

    2) Практическая работа
    Текст записан на доске. Орфографическое чтение.
    Осень. Светит грустное солнце. На стройных березках еще дрожат желтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Земля покрыта разноцветным ковром. Тонкие паутинки блестят на солнце.
    – какой это тип речи? Почему?
    [Описание. Обратите внимание на детали – это не подробности (микротемы), с помощью которых организуется описание предмета. Ключевые слова – детали – помогут нам передать единство темы при изложении и организовать композицию пересказа.]
    выделите в тексте ключевые слова – детали;
    найдите языковые изобразительные средства;
    написать текст по памяти.

    III. Кто может ответить на вопрос: чем отличается повествование от описания?

    [К тексту-описанию можно нарисовать только одну картинку, к тексту повествованию ­несколько, т. к. он содержит рассказ о последовательно совершающихся событиях].
    Таблица 3
    Анализ таблицы

    Повествовательный тип речи используется во многих жанрах литературы: в описании путешествий, исторических событиях, в мемуарах, письмах и т. д. Но главный жанр литературы, для которого характерен повествовательный тип речи, – это рассказ.
    Главная мысль рассказа выражается через поступки героя, их оценку автором.
    Практическая работа в форме игры «Сочиняем детектив»
    Рассказ по цепочке. Учитель начинает повествование с вступления.
    – На деревню опустилась мертвая ночь. Легкий ветерок приводил в движение макушки деревьев. Круглая огромная луна как будто подмигивала и скептически ухмылялась. Вдруг что-то загромыхало … [продолжают дети].
    Большой оранжевый шар повис над лесом.
    Послышался крик птиц и треск сухих сучьев
    Несколько маленьких существ в коричневых костюмах стали спускаться на землю.
    В их руках были светящиеся коробочки…
    Вывод: Что же, на ваш взгляд, является главным в повествовании? [развитие действия, использование глаголов, обозначающих движение и т. д.]

    IV. Тип речи – рассуждение.

    Таблица 4.
    Анализ таблицы

    Закрепление в форме игры «Аргументы и факты»
    1) Учитель формулирует тезис, учащиеся приводят аргументы и факты.
    «Я здоровый человек» (назовите ключевое слово)
    а) делаю ежедневно зарядку;
    б) посещаю спортивную секцию;
    в) правильно питаюсь;
    г) у меня нет дурных привычек;
    д) не болею простудными заболеваниями.
    «В мире животных» – моя любимая передача
    а) узнаю много нового о жизни животных;
    б) ведущий интересно рассказывает;
    в) в программе всегда удивительные документальные сюжеты.
    [на последующих уроках развития речи анализируются связные тексты]
    2) Двое ребят работают у доски, приводят аргументы и факты к тезисам:
    «Литература (или другой) – мой любимый предмет».
    «Книга – мой лучший друг».
    3) В это время класс придумывает вступление на тему «Зима – прекрасное время года».
    [оно должно быть ярким, эмоциональным, отмечаться оригинальностью восприятия темы]
    Для этого они пользуются ранее записанным «Словариком настроений».
    Праздничное
    Торжественное
    Радостное
    Веселое
    Шутливое
    Смешное
    Светлое
    Прекрасное
    Сказочное
    Бодрое
    Приподнятое
    Мечтательное
    Задумчивое
    Таинственное
    Противоречивое
    Непонятное
    Сонное
    Ленивое
    Равнодушное
    Беспокойное
    Тревожное
    Печальное
    Грустное
    Хмурое
    Капризное и т. д.
    4) [Взаимопроверка, дети по желанию читают свои работы или рекомендуют работу напарника. Далее проверяем работавших у доски, делаем замечания, исправляем, уточняем]
    5) Обобщение.
    – какой тип речи, на ваш взгляд, является более сложным для использования в речи? Почему?
    Ответы детей:
    Я думаю, что рассуждение – наиболее сложный тип речи. Ученик должен обладать широким кругозором, умением логически мыслить, конкретно выражать свои мысли;
    В связном тексте сложнее найти тезис
    Мне трудно найти несколько аргументов

    V. Итоги урока. Задания на выбор.

    Ученики составляют по 2, 3, 4 вопроса по теме урока [в зависимости от уровня обучения]
    На доске спроецированы тексты, тип речи которых дети определяют самостоятельно.
    В тематическую тетрадь каждый выставляет оценку за урок. На следующем уроке защищают ее.
    Д/з: Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему
    «Мой любимый наряд».
    «Зимнее утро»
    «Если бы я был директором … »
    Можно сформулировать тему по своему желанию.

  7. я И еСтЬ сМыСл Ответить

    Русский язык служит людям как средство коммуникации, средство сообщения и средство воздействия на слушателя, поэтому в нем можно выделить пять стилей.
    Как средство общения между людьми существует разговорный стиль, который характеризуется особой разговорной лексикой (промашка, тарахтеть, электричка, шмыгать), эмоциональностью, обилием вопросительных и воклицательных предложений. Общаясь, люди употребляют множество слов в ласковой форме: нянечка, картошечка, Светочка, колбаска, хлебушек.
    В научном стиле написаны труды по разным отраслям знаний, звучат лекции.
    Этот стиль сдержан, лишен эмоциональности. Его функция – сообщить сведения в той или иной сфере знаний. В нем обилие терминов и сложных предложений.
    Вся документация оформляется в официально-деловом стиле, который отличается строгостью, стандартными выражениями, наличием слов со значением долженствования (обязан, нужно, следует, необходимо).
    Публицистический стиль – это язык газет, журналов, телевидения, выступлений на собраниях и пр. Он изобилует общественно-политической лексикой. Особое место принадлежат риторическим вопросам, которые задают, чтобы привлечь внимание публики к поднятой проблеме.
    В художественном стиле написаны романы, повести, драмы, комедии и др. произведения. Этот стиль самый образный и эмоциональный, чему способствуют метафоры, эпитеты, сравнения и другие художественные тропы.
    Основными типами текста является описание, повествование и рассуждение.
    С помощью описания можно узнать о предмете, месте, состоянии человека, о его внешности и характере. Указываются признаки предмета описания и дается оценка. Здесь нет развития действия во времени, как в повествовании.
    Повествование сообщает о действиях предмета в определенной последовательности.
    Рассуждение объясняет какое-нибудь явление или факт, начиная с постановки риторического вопроса. Затем приводятся аргументы и факты в пользу или против данного суждения, и делается вывод.

  8. Periris Ответить

    Рассуждение


    В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис – мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все “за” и “против”, вывод – доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: “Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное – тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено – не буду его трогать, а там посмотрим”.
    Повествование


    Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: “Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: “Мартина, зайди ко мне в комнату!” [Завязка]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное… И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка].” Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *