Что такое тон и полутон в музыке сольфеджио?

15 ответов на вопрос “Что такое тон и полутон в музыке сольфеджио?”

  1. Sashka198030 Ответить

    В этой статье я расскажу вам, что такое тон и полутон, и как они нам пригодятся в изучении фортепиано.
    В предыдущей статье мы познакомились с белыми клавишами фортепиано и теперь знаем, что у каждой из них есть свое имя. Чёрные же клавиши собственных имён не имеют и зависят в этом смысле от своих белых соседок.  Поэтому, чтобы научиться правильно называть черные клавиши, нам потребуются помощники – тоны и полутоны, которые позволят нам уточнить взаимоотношения между белыми и чёрными клавишами.
    Начнём с того, что и тон, и полутон – это понятия, связанные с областью звуковысотности, то есть высоты звучания нот. Как мы уже имели возможность заметить, на фортепиано нет двух одинаково звучащих клавиш, все они различаются по высоте звука. Более того, изменение звуковой высоты от одной ноты к другой подчинено строгой закономерности. Вы сможете в этом убедиться, если будете нажимать все клавиши по порядку, включая и черные, и белые. Понаблюдайте за изменением звучания нот, и вы услышите, что все они отстоят от своих ближайших соседей на один и тот же интервал. Иными словами, звуковысотные расстояния между любой парой ближайших соседних клавиш одинаковы. Эта разница в высоте звучания составляет ровно полтона, и поэтому такой наименьший для фортепиано интервал называется полутоном.
    Еще раз обратите внимание на то, как он образуется. Полутон – это интервал между двумя ближайшими клавишами, вне зависимости от того, участвуют ли в сочетании чёрная и белая клавиши или две белых. Поясню на примерах.
    Попробуйте построить (найти и сыграть на клавиатуре) полутон от ноты ДО вверх. Вы выполнили задание правильно, если к исходной ноте ДО добавили соседнюю чёрную клавишу, расположенную правее (выше). Если же вы сыграли ДО и РЕ (т.е. две белые клавиши), то вы получили интервал, больше, чем в полтона, поскольку ДО и РЕ не являются ближайшими соседями, и такое решение будет ошибочным.

  2. DroUnder Ответить

    Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
    Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.

    Рис. 3. Основные ступени
    Нетрудно заметить, что при помощи фортепианной клавиатуры демонстрация интервалов между основными ступенями получается более наглядной. Например, на рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си идо образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них 12 полутонов с такой же легкостью, как на клавиатуре фортепиано? Нет! Из этого следует то, что построения в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано.
    В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах.
    Полутон имеет значение 1/2.
    Два полутона образуют тон, 1/2+1/2=1 или 2*1/2=1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3*1/2 = 1,5 тона и т.д.
    Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
    воспринимать всё на слух
    всё учить и запоминать
    понять систему и запомнить схемы различных построений
    Первый подход во многом напоминает метод “тыка”. Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Можно даже научиться весьма неплохо играть и без знания теории музыки. Однако отсутствие знаний теории часто сильно ограничивает возможности на практике.
    Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один – теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.
    Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Это относится и к построению интервалов, о которых будет рассказано на следующей странице.

  3. Onix flying Ответить

    Что такое «интервал» в принципе? Грубо говоря – это расстояние между чем-то и чем-то.
    Между зданиями, городами, вещами и т. д. Есть расстояние и между нотами. Расстояние должно в чём-то измеряться. От города до города – километры, от вещи до вещи – метры и сантиметры. А от ноты до ноты – тона и полутона.
    Вот и получается, что музыкальный интервал – это расстояние между двумя нотами.
    Рассмотрим привычную гамму:
    До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
    К слову – это гамма называется «До мажор».
    Большинство людей привыкли думать, что нот 7, но музыканты знают, что технически – их 12. Всё дело в том, что между основными нотами есть ещё промежуточные:
    До – До# – Ре – Ре# – Ми – Фа – Фа# – Соль – Соль# – Ля – Ля# – Си – До.
    Значок «#» обозначает «Диез». Что это такое, мы разберёмся чуть позже, сейчас это не имеет принципиального значения, стоит только обратить внимание на то, что между нотами «Ми – Фа» и «Си – До» нету этого знака. Поэтому и получается, что нот всего 12.
    Это очень удобно показано на клавиатуре пианино, где есть чёрные и белые клавишы. Чёрные клавишы, как раз и есть эти самые промежуточные нотки и, если посчитать белые и чёрные клавишы от «До» до «До», то получим 12.
    Расстояние между каждыми двумя соседними нотками – это пол тона:

    Два полутона образуют один тон.
    С этим надо быть внимательными, потому что между «До» и «Ре» — тон, а от «Ми» до «Фа» — пол тона, аналогичная ситуация с «Си» и «До».
    Рассмотрим растояние между «До» и «Соль». 7 полутонов. Не очень удобно для понимания. Со временем, конечно, можно привыкнуть и запомнить, но, чтобы каждый раз не считать, для интервалов были придуманы названия, что очень облегчает их понимание и запоминание.
    Название зависит от количества полутонов.

    Есть ещё интервал в 0 полутонов – это прима, или унисон, то есть, точно та же самая нота.

    Для этих названий есть краткие обозначения, в таблице, что выше – они написаны под указанием количества полутонов. Эта таблица дана для наглядности. Она выглядит громоздкой, но это не помешает нам с лёгкостью понять суть происходящего. Запишем все названия по порядку:
    Прима
    Малая секунда
    Большая секунда
    Малая терция
    Большая терция
    Кварта
    Тритон
    Квинта
    Малая секста
    Большая сеста
    Малая септима
    Большая септима
    Октава
    Как Вы уже заметили – у некоторых интервалов одинаковые названия, объединим их в группы и присвоим номера:

    Тритон без номера и он находится в середине, и ещё, в нём три тона, потому и ТРИтон. Капитан очевидность в восторге!
    По обеим сторонам – кварта и квинта. Кварта по-меньше, квинта по-больше. Кварта, как квадрат и обозначается цифрой 4, квинта – цифрой 5.
    Первый и последний интервалы – прима и октава. Октава – это та же самая нота, но выше или ниже по звукоряду, а прима – это прям точно та же самая нота.
    Меньше кварты — терции. Большая и малая. Терция – это «третья» по латински. Обозначаются цифрой «3», перед большой ставится буква «б», перед малой «м».
    Меньше терции – секунды. Тоже, большая и малая. Секунда – созвучно с second, или второй. Потому и цифра 2. С соответствующими буковками «б» перед большой, и «м» перед малой. Меньше только прима.
    Большие интервалы. Сексты – 6, и септимы – 7. Так же всё от латинских названий. И также с буковками «б» и «м» соответственно.
    Как теперь становится понятно, названия интервалов – это всего лишь их порядковые номера.
    Интересная ситуация с «тритоном». Так как теория музыки развивается довольно давно, многие названия и обозначения пришли к нам с давних времён. Так вот, в средневековье, в Европе, тритон считался дьявольским интервалом, так как он даёт очень яркий диссонанс – звучание, которое не привычно слуху. Поэтому, многие теоретики обходили его стороной, не считая чем-то важным. Наверно, именно поэтому его и обделили номером. Хотя, если подумать, то ему хорошо бы подошёл номер «666»… А что? 3 тона и 6 полутонов… Вот Вам и тритон. 9) Ну да ладно.
    Понимание этих вещей важно. Сейчас это не совсем очевидно, но это так. Интервалы будут очень полезны, когда дело дойдёт до практики на каком-либо инструменте. Основная их ценность заключается в том, что это одно из первых «абстрактных» понятий, то есть интервалы не привязаны напрямую к каким-то определённым нотам, что очень полезно и удобно. В дальнейшем, у нас появится возможность в этом убедиться. С теоретической точки зрения, они нам пригодятся, когда мы дойдём до аккордов и ладов.
    В общем, самое интересное только начинается 8)

  4. pegas1965 Ответить

    В музыкальной грамоте используются следующие понятия: тон и полутон, а также знаки альтерации. Эти понятия взаимосвязаны.
    В данной статье я постараюсь простым языком изложить, что означают эти понятия и как их применяют на практике. Начнем с полутона и тона.
    ТОН И ПОЛУТОН
    Полутон – это наименьшее расстояние между двумя ближайшими по высоте звучания нотами в современной музыкальной системе. Тон, соответственно, это расстояние между звуками, которое слагается из двух полутонов.
    Для наглядности давайте взглянем на клавиатуру пианино, то расстояние между двумя ближайшими клавишами будет составлять полтона.

    Расстояние от ноты до до до диез (она же ре бемоль) – составляет полтона. От до диез (она же ре бемоль) до ноты ре – тоже полтона. Соответственно, от ноты до до ноты ре – будет один тон. Кстати, обратите особое внимание на то, что расстояние от ноты ми до ноты фа – полтона, т.к. между этими белыми клавишами нет черной. Такая же история относится к расстоянию между нотами си и до – расстояние между ними всего полтона, потому что между ними нет черной клавиши. Вспомните определение: расстояние между двумя ближайшими клавишами на фортепиано составляет полтона.
    Теперь обратимся к гитаре. Расстояние между двумя ближайшими ладами на грифе гитары составляет полтона.

    К примеру, возьмем первую струну МИ. Если мы зажмем струну ми на первом ладу – у нас получится нота фа, на втором ладу – фа диез, на третьем ладу – соль, на четвертом – соль диез и т.д. Аналогично со всеми остальными струнами.
    ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

    Теперь несколько слов о знаках альтерации. Существует шесть знаков альтерации:
    диез
    бемоль
    бекар
    дубль диез
    дубль бемоль
    дубль бекар
    На нотном письме знаки диез и бемоль изображаются следующим образом:
    1) Диез
    2) Бемоль
    Функция диеза (#) заключается в том, что он обозначает повышение ноты на полтона.
    Функция бемоля (b) заключается в понижении звучания ноты на полтона.
    Помимо диеза и бемоля существует знак бекар:
    3) Бекар
    Бекар отменяет значение диеза и бемоля, а также дубль диеза и дубль бемоля.
    Дубль диез, дубль бемоль и дубль бекар встречаются в нотах значительно реже диеза, бемоля и бекара.
    Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!
    Пройти обучение!

  5. ziyodjon81 Ответить

    В равномерно-темперированном строе каждая октава делится на 12 равных частей – полутонов. Для этого к семи основным ступеням добавили пять производных ступеней, которые образуются путем повышения или понижения основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона обозначается словом диез, а понижение на полтона – словом бемоль. Производные ступени не имеют собственных названий. Их названия образуются из названий основных ступеней и обозначения повышения или понижения, например, до-диез, ре-бемоль. Чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано – это и есть производные ступени (рис. 1).

    Рис. 1. Основные и производные ступени.
    Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже.
    Двенадцать полутонов показаны на рис. 2.

    Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
    Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.

    Рис. 3. Основные ступени
    Нетрудно заметить, что при помощи фортепианной клавиатуры демонстрация интервалов между основными ступенями получается более наглядной. Например, на рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си и до образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них 12 полутонов с такой же легкостью, как на клавиатуре фортепиано? Нет! Из этого следует то, что построения в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано.
    В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах. Полутон имеет значение 1/2. Два полутона образуют тон, 1/2+1/2=1 или 2*1/2=1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3*1/2 = 1,5 тона и т.д.
    Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
    воспринимать всё на слух
    всё учить и запоминать
    понять систему и запомнить схемы различных построений
    Первый подход во многом напоминает метод “тыка”. Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Можно даже научиться весьма неплохо играть и без знания теории музыки. Однако отсутствие знаний теории часто сильно ограничивает возможности на практике.
    Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один – теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.
    Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Это относится и к построению интервалов, о которых будет рассказано на следующей странице.

  6. Wasabi1966 Ответить

    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – I
    Сольфеджио. Теория музыки
    Автор: Гамаюн
    04.08.2013 00:00
    См. также
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – I
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – II
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – III
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – IV
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – V
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – VI
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – VII
    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – VIII
    Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы – не музыкант?


    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе – I

    1. Названия звуков

    ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
    Названия белых клавиш фортепиано:
    Белая клавиша между двумя черными – РЕ.
    Две белые клавиши справа от РЕ – МИ, ФА.
    Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) – СОЛЬ, ЛЯ.
    Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) – СИ, ДО.

    2. Названия октав

    Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.
    Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.
    Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.
    Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

    3. Размещение нот на нотоносце

    Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.
    Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

    4. Скрипичный ключ

    Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
    Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:
    ДО – на первой дополнительной линии, РЕ – под первой линией, МИ – на первой линии, ФА – между первой и второй линиями, СОЛЬ – на второй линии, ЛЯ – между второй и третьей линиями, СИ – на третьей линии.

    5. Нотное обозначение длительности звуков

    Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
    Белая нота (круг) без палочки – целая нота.
    Белая нота (круг) c палочкой – половинная нота.
    Черная нота (круг) с палочкой – четвертная нота
    Черная нота с палочкой и хвостиком – восьмая нота.
    Основное деление длительности звуков:
    Целая делится на 2 половинные, половинная – на 2 четверти, четверть – на 2 восьмые
    Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии – вниз.

    6. Размер 2/4

    Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая – слабая.
    Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

    7. Восьмые в двухдольном такте

    Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.
    Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть
    Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые
    Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

    8. Запись песни со словами и без слов

    Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.
    Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

    9. Мажор и минор. Тоника

    Мажор и минор – наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

    10. Гамма ДО мажор

    Гамма До мажор
    Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.
    Ступени гаммы ДО мажор: ДО – I, РЕ – II, МИ – III, ФА – IV, СОЛЬ – V, ЛЯ – VI, СИ – VII, ДО – снова I.

    11. Тоническое трезвучие

    Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.
    Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО – I, МИ – III, СОЛЬ – V.

    12. Вводные звуки

    Вводные звуки – звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).
    Вводные звуки в ДО мажоре: СИ – РЕ.
    Восходящий вводный звук в ДО мажоре – СИ.
    Нисходящий вводный звук в ДО мажоре – РЕ.
    Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.
    Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

    13. Полутон и тон

    Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.
    Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:
    ДО-РЕ – тон, РЕ-МИ – тон, МИ-ФА – полутон, ФА-СОЛЬ – тон, СОЛЬ-ЛЯ – тон, ЛЯ-СИ – тон, СИ-ДО – полутон.
    А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио – в ДО мажоре.

    14. Диез, бемоль, бекар

    Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.
    Диез – знак повышения звука на полтона: #
    Бемоль – знак понижения звука на полтона: b
    Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
    Названия черных клавиш фортепиано:
    Черная клавиша между ДО и РЕ – ДО-диез или РЕ-бемоль.
    Черная клавиша между РЕ и МИ – РЕ-диез или МИ-бемоль.
    Черная клавиша между ФА и СОЛЬ – ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
    Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ – СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
    Черная клавиша между ЛЯ и СИ – ЛЯ-диез или СИ-бемоль.

    15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

    Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.
    Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

    16. Тональность СОЛЬ мажор

    Тональность СОЛЬ мажор
    СОЛЬ мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).
    Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:
    СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
    Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:
    ФА-диез.
    Гамма Соль мажор и ее ступени:
    СОЛЬ – I, ЛЯ – II, СИ – III, ДО – IV, РЕ – V, МИ – VI, ФА-диез – VII, (СОЛЬ) – I.
    Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:
    СОЛЬ – I, СИ – III, РЕ – V.
    Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:
    ФА-диез – VII, ЛЯ – II.

    17. Тональность ФА мажор

    Тональность ФА мажор
    ФА мажор – мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).
    Звуки, из которых состоит ФА мажор:
    ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
    Ключевой знак в тональности ФА мажор:
    СИ-бемоль.
    Гамма ФА мажор и ее ступени:
    ФА -I, СОЛЬ – II, ЛЯ – III, СИ-бемоль – IV, ДО – V, РЕ – VI, МИ – VII, (ФА) – I.
    Тоническое трезвучие в ФА мажоре:
    ФА-I, ЛЯ – III, ДО – V.
    Вводные звуки в ФА мажоре:
    МИ – VII, СОЛЬ – II.

    18. Транспозиция

    Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
    При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

    19. Пауза

    Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
    Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.
    Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.
    Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.
    Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

    20. Музыкальная фраза

    Фразы – это части, на которые разделяется мелодия.
    Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком “галка” или “запятая”.

    21. Реприза

    Репризой называется знак повторения, это две точки – выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

    22. Басовый ключ

    Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
    Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы – между второй и третьей линией.

    23. Тональность ЛЯ минор

    Тональность ЛЯ минор
    ЛЯ минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.
    Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.
    Гамма ЛЯ минор и ее ступени:
    ЛЯ – I, СИ – II, ДО – III, РЕ – IV, МИ – V, ФА – VI, СОЛЬ – VII, (ЛЯ) – I.
    Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ – I, ДО – III, МИ – V.
    < Предыдущая Следующая >
    Обновлено 28.06.2017 10:06

  7. basicm Ответить

    Давайте попробуем построить какую-нибудь гамму от ноты Ля, чтобы в ней тоже были ТОЛЬКО белые клавиши.
    Какие ноты будут в гамме Ля-мажор? A-B-C#-D-E-F#-G#. До (C), фа (F) и соль (G) – со знаками альтерации (с диезами – #), значит они чёрные. Значит нам не подходят.
    А что на счёт Ля-минор? A-B-C-D-E-F-G. Идеально! Минорная гамма от ноты “ля” содержит в себе ТОЛЬКО белые клавиши. Знакомо?
    Логично предположить, что можно построить “гамму” не только от “до” и “ля”, но и от любой ноты. Это и есть лады.
    Если гамма от ноты “до” и в ней только белые клавиши – это мажорная гамма. Или “Ионийский” лад.
    Если гамма от ноты “ре” и в ней только белые клавиши – это так называемый “Дорийский” лад.
    От ноты “ми” с только белымми клавишами – “Фригийский” лад.
    От ноты “фа” с белыми – “Лидийский” лад.
    Белые клавиши от “соль” – “Миксолидийский”.
    Белые от “ля” – минорная гамма. “Эолийский” лад.
    Белые от “си” – “Локрийский” лад.
    Но не стоит считать, что лады играются только от определённой ноты. Также как мажор и минор имеют свою уникальную “формулу”, лады тоже состоят из попеременных тонов и полутонов.
    Пример с белыми клавишами позволяет посчитать эти формулы для каждого из ладов. Но, также как существуют ля-мажор или до-минор, существуют всякие ми-локрийский, ре-минор и соль-диез-мажор.
    Например ре-миксолидийский состоит из: D-E-F#-G-A-B-C.
    И имеет “формулу”: Тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.
    Зачем нам нужны лады?
    Также как и мажорный и минорный (ионийский и эолийский лады) придают “весёлое” или “грустное” настроение композиции, также и другие лады привносят свои особенности в звучание мелодии. Например, многие говорят, что раньше металлисты играли в локрийском ладе, как самом “мрачном”.
    Вот табличка (не моя, поэтому ссылкой), где приведены хорошие эпитеты звучания каждого из перечисленных ладов: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-g
    Её материалы и уроки я тоже читал/смотрел, когда готовил карточки.
    Небольшой лайфхак:
    ТОЛЬКО чёрные клавиши на фортепиано – это пентатоника. Мажорная или минорная – зависит от того, начинам мы с C# или с F#.

  8. merna Ответить

    Перед тем как перейти к звукорядам и обозначениям нот на грифе, познакомимся с понятиями тона и полутона.
    Полутон – это минимальное расстояние между звуками по высоте. На грифе гитары полутон соответствует расстоянию в один лад. Каждый лад на грифе разделяется металлическим порожком. Таким образом если мы зажмем первую струну на пятом ладу, то чтобы повысить звук на пол тон, надо передвинуть палец на 6-ой лад, чтобы понизить на полтона нужно с пятого передвинуть палец на четвертый.

    Тон – тоном называется расстояние между звуками по высоте равное двум полутонам, или же на грифе равное двум ладам.
    Теперь, когда мы знаем что такое тон и полутон, необходимо ввести важные понятия : диез #, бемоль b, бекар

    На рисунке тон составляют первая и третья ноты, а полутон первая и вторая, вторая и третья.
    Диез , обозначается #. Диез предполагает повышение начального звука на полтона. То есть если указана нота Ми с диезом, то это означает, что нужно играть ноту Ми, сдвинутую вверх на один лад (полтона)
    Бемоль b – полная противоположность диезу – это понижение звука на полтона (или на перемещение на один лад вниз).
    Бекар – знак, “игнорирующий” бемоль или диез. Ставится в том случае, если знаки бемоля и диеза стая при ключе – то есть действуют на протяжении всего произведения, подробнее об это в статье о квинтовом круге.

    На рисунке при ключе стоят диезы для тех нот, которые на всём произведении должны играться на пол тона выше. Поэтому если нам нужно зажать первый лад на первой струне (это нота Фа), то мы должны у ноты поставить бекар, поскольку нота Фа должна играться с диезом, что соответствует второму ладу. Данное обозначение актуально только для нот.
    Так же есть ещё знаки двойного диеза и двойного бемоля, но используются они крайне редко.
    Важно, это необходимо запомнить:
    Из картинки видно, что расстояние между нотами Ми и Фа, а так же между Си и До равно полутону, а между всеми остальными звуками тону. То есть, Ми диез – это и есть фа, так же как Си диез – это есть До.

    То есть, в первом такте (красная циферка “1”) первые ноты -это Ми и Фа, две вторые это Си и До. Можно заметить, что между ними нет никаких знаков альтерации.
    Ещё одно важное замечание:

    Если нота внутри такта имеет диез, то он действует на все одинаковые ноты внутри такта. То есть мы видим ноту Фа#. Диез ставится только у первой ноты первый раз, остальные, точно такие же ноты играются не меняя высоты, но диез уже не ставится.
    Кроме того ноты со знаком бемоль и диез полностью совпадают, к примеру Фа# и Соль b (Фа диез и Соль бемоль) – это полностью одинаковые ноты.

    То есть по табулатурам видно, что эти ноты берутся на втором ладу.

  9. ilmirkin Ответить

    Полутон – это расстояние между соседними клавишами (Ми – Ми-бемоль, Ми-Фа ).
    А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре – тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами – это полутон.
    Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.
    Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов – полутонах. А теперь о самих интервалах:
    Прима – 0 полутонов.
    Секунда малая – полутон. Секунда большая – 2 полутона (или 1 тон).
    Терция малая – 3 полутона или (полтора тона). Терция большая – 4 полутона (два тона).
    Кварта – 5 полутонов (2 1/2 тона).
    Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) – 6 полутонов.
    Квинта – 7 полутнов.
    Секста малая – 8 полутонов. Секста большая – 9 полутонов.
    Септима малая – 10 полутонов. Септима большая – 11 полутонов.
    Октава – нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).
    Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке – 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит – первая нота выше на полтона. А если на 2, то – на тон.
    Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До – С, До#1 – (С#1). Смотрите на рисунок.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Wasabi1966 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *