Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

10 ответов на вопрос “Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?”

  1. Слезы души Ответить

    Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

    Виды цепей питания

    В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

    Пастбищная цепь питания

    Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами )). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.

    Детритная цепь питания

    А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.
    Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

    О чем говорит длина цепи питания

    Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

    Что лежит в основе цепи питания

    В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, песцов, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

    Цепи питания, видео фильм

    И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.

  2. Blueing Ответить

    ?
    Вопрос 1. Какие факторы среды называют биотическими?
    Биотические факторы – все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот, влияние человека на окружающую среду).
    Вопрос 2. Расскажите о видовом разнообразии обитателей пресноводного водоёма. Каковы формы их взаимоотношений?
    Весьма разнообразно население пресноводных водоёмов. В неглубоких пресных водоёмах – прудах, мелких озёрах – солнечный свет проникает до дна, создавая условия для развития водорослей и высших водных растений. В толще воды обитают многочисленные одноклеточные водоросли, многоклеточные нитевидные водоросли. На поверхности воды в летнее время встречаются скопления тины – это тоже водоросли. На дне некоторые водоросли образуют обширные тёмно-зелёные скопления. Вблизи берегов растёт водяной хвощ, на поверхности воды можно встретить водяной папоротник сальвинию. Обильно представлены цветковые растения – камыш, тростник, рогоз, обитающие у берегов. На водной глади плавают листья и цветки белой кувшинки и жёлтой кубышки. Нередко вся поверхность прудов покрыта мелкими пластинками ряски. Часто можно встретить и другие водные растения – пузырчатку, роголистник.
    Животный мир пресного водоёма ещё более богат и разнообразен. В воде и в иле, покрывающем дно, обитают многочисленные простейшие, мелкие рачки (циклопы), личинки насекомых, плоские черви (планарии), в грунте водоёмов – свободноживущие круглые и кольчатые черви. На листьях водных растений сидят пресноводные гидры, очень многочисленны разнообразные моллюски, насекомые, например крупный хищный клоп гладыш или водяной скорпион. Наконец, в пресноводных водоёмах обычно обитают растительноядные и хищные рыбы, амфибии и их личинки – головастики. Этот далеко не полный перечень обитателей водоёма всё же даёт представление о его видовом разнообразии.
    Вопрос 3. Составьте и заполните таблицу «Пространственная структура и видовой состав биоценоза лиственного леса».

    Вопрос 4. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.
    Пищевые отношения – самый важный, но не единственный тип отношений между видами в биоценозе. Один вид может влиять на другой разными путями. Организмы могут поселяться на поверхности или внутри тела особей другого вида, могут формировать среду обитания для одного или нескольких видов, влиять на движение воздуха, температуру, освещённость окружающего пространства.
    Нередко один вид участвует в распространении другого. Животные переносят семена, споры, пыльцу растений и даже других, более мелких животных. Животные могут захватывать семена растений при случайном соприкосновении, особенно если семена или соплодия имеют специальные зацепки, крючки (череда, лопух). При поедании плодов и ягод не поддающиеся полному перевариванию семена выделяются вместе с помётом. Млекопитающие, птицы и насекомые переносят на своём теле многочисленных клещей. Распространению яиц круглых червей – нематод – способствуют мухи.
    Вопрос 5. Что такое цепь питания и что лежит в её основе?
    Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название «цепи питания». Цепь питания, или пищевую цепь, можно рассматривать также с точки зрения переноса энергии от её начального звена – растений – через ряд организмов путём поедания одних видов другими. Таким образом, цепи питания – это трофические связи между видами (от греч. трофе – питание).
    Вопрос 6. Составьте цепи питания, характерные для экосистем вашего региона. Обсудите в классе составленные цепи питания и объедините их (по возможности) в единую цепь.
    Характерным примером является цепь питания смешанного леса. Земляника – землеройка – сова – ястреб – бактерии гниения.
    Вопрос 7. В чём заключается сущность правила экологической пирамиды?
    Правило Экологической Пирамиды :перенос энергии с одного трофического уровня на другой с уменьшением энергии на 10%.
    Различают пирамиду чисел, отражающую число особей в каждом звене пищевой цепи, пирамиду биомассы – количество синтезированного на каждом уровне органического вещества, пирамиду энергии – количество энергии в пище. Все они имеют одинаковую направленность, различаясь в абсолютном значении цифровых величин.
    Вопрос 8. Согласны ли вы с утверждением, что чем богаче видами растений и животных биогеоценоз, тем он устойчивее? Докажите свою точку зрения.
    Чем больше в биогеоценозе видов, тем больше трофических связей. Чем больше трофических связей между видами, тем устойчивее, сложнее и разнообразнее цепи питания (например, если внезапно будет неурожай плодов одного растения, консументы первого порядка спокойно перейдут на другой, и их численность изменится незначительно). Устойчивость биогеоценоза напрямую зависит от количества компонентов (видов), способных поддержать его функционирование при изменении тех или иных условий окружающей среды.
    Обычно для сравнения берут агроценоз. Здесь биоразнообразие очень мало, эта система крайне неустойчива. И действительно, если человек забросит свой агроценоз (сад, поле, водоём искусственный), он быстро разрушится, будет вытеснен естественным биоценозом. Ещё, обратное доказательство: во всех биогеоценозах, которые считаются неустойчивыми, крайне мало видовое разнообразие. В горной пещере, например, в арктической пустыне.
    Вопрос 9. Изобразите схематично пространственную структуру хорошо известного вам биоценоза.
    Вопрос 10. Проведите экскурсию в биогеоценоз. Под руководством учителя разработайте план и маршрут экскурсии, выберите объекты для изучения. Подготовьте отчёт по результатам экскурсии и обсудите его в классе.

  3. Йель Ответить

    Вопрос 3. Составьте пищевую цепь, начинаю­щуюся от растений.   
    Трофические цепи, которые начинаются от растений, называют пастбищными пищевыми цепями. Приведем в качестве примера цепь, характерную для сообщества луга: луговые растения — кузнечик — бурозубка —
    полевой лунь. Еще один пример — пищевая цепь пресного водоема: фитопланктон (одно­клеточные водоросли)- зоопланктон (даф­нии, циклопы) — мелкие рыбы (уклейки,
    плотва) — крупные рыбы (окуни, щуки).
    Вопрос 4. Приведите примеры детритных пи­щевых цепей.
    Термин детрит образован от латинского слова detritus — «истертый». Им обозначают мертвое органическое вещество, обычно су­ществующее в виде мелких (в том числе, мик­роскопических) частиц. Детрит образуется из погибших растений и животных или их выде­лений и служит источником энергии для детритных пищевых цепей. Приведем примеры: листовой опад — дождевой червь — пев­чий дрозд — ястреб-перепелятник; озерный детрит — мотыль (личинка комара-звонца) — колюшка — зимородок.
    Вопрос 5. Объясните, что такое экологическая пирамида.
    Если анализировать, как изменяется био­масса при переходе от более низкого трофиче­ского уровня экосистемы к более высокому, то заметно, что она быстро уменьшается. Суммар­ная масса растений оказывается больше, чем биомасса всех травоядных животных, масса ко­торых, в свою очередь, превышает массу всех крупных хищников. Данное явление называют экологической пирамидой (пирамидой био­массы). Оно обусловлено тем, что на каждом очередном трофическом уровне организмы ис­пользуют для построения тела лишь 5-15% энергии пищи. Остальное расходуется на обес­печение жизнедеятельности, движение и прос­то рассеивается в виде тепла либо не усваивает­ся. В результате пищевая цепь не может быть слишком длинной (обычно не более 4-5 звень­ев). Кроме пирамиды биомассы различают пи­рамиды численности и пирамиды энергии.

  4. Runewind Ответить

    Стр. 152. Вспомните.
    1. Какие обязательные компоненты входят в состав любой экосистемы?

    В каждой экосистеме есть два основных компонента: организмы, с одной стороны, и факторы окружающей их неживой природы – с другой. Всю совокупность организмов, состоящую из растений, животных и микробов, называют биотой (от лат. “био” – жизнь) . Пути взаимодействия различных категорий организмов системы составляют ее биотическую структуру.
    Стр. 155. Вопросы для повторения и задания.
    1. Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в её основе?

    Каждый организм, участвующий в круговороте веществ и энергии, находится на определенном пищевом (трофическом) уровне, образуя пищевое (трофическое) звено. Пищевая цепь – это соединение нескольких трофических звеньев. Выделяют несколько трофических уровней: Первый трофический уровень экосистемы образуют автотрофы – зеленые растения, фото- и хемосинтезирующие бактерии. Второй уровень цепи питания образуют растительноядные животные, а также паразитические высшие и низшие растения. К третьему трофическому уровню относятся плотоядные животные, которые питаются травоядными. Это хищники первого порядка – насекомоядные птицы, мелкие млекопитающие, рептилии, амфибии. Сюда же относятся и паразиты этих животных. Четвертый трофический уровень представлен более крупными плотоядными животными – хищниками второго порядка и их паразитами. Пятый трофический уровень занимают редуценты (деструкторы), потребляющие мертвое органическое вещество. К ним принадлежат беспозвоночные животные – сапрофаги, растения – сапрофаги, гетеротрофные микроорганизмы, грибы, простейшие.
    2. Чем определяется устойчивость экосистемы?
    Наиболее устойчивыми являются биогеоценозы, характеризующиеся:
    1. большим видовым разнообразием
    2. наличием неспециализированных видов
    3. слабой степенью ограниченноcти от соседних экологических систем
    4. большой биомассой.
    Действительно, разнообразие видового состава биоценозов обеспечивает реальное существование не столько цепей, сколько сетей питания, поскольку на каждом трофическом уровне находятся организмы разных видов, способные заместить друг друга в выполнении функций биотического круговорота веществ при изменении экологической ситуации.
    В реальных экосистемах сосуществуют многие трофические цепи. Они сложным образом переплетаются, поскольку каждый биологический вид (популяция) может использовать разные источники пищи и сам является поставщиком органических веществ для многих видов. В результате возникают так называемые трофические (пищевые) сети, которые и определяют устойчивость экосистемы. Действительно, если цепь изолирована, то после исчезновения одного из звеньев все последующие трофические уровни тоже исчезнут (волки, питающиеся только оленями, после истребления оленей вымрут). Если же возможны разветвления и переплетения цепей, то просто произойдет переключение на другие источники пищи (волки могут питаться оленями, зайцами и грызунами, следовательно, в случае вымирания оленей они станут охотиться на мелкую добычу).
    3. Составьте пищевую цепь, начинающуюся от растений.
    Общая закономерность состоит в том, что в начале пищевой цепи находятся зеленые растения, в конце – крупные хищники.
    Трофические цепи, которые начинаются от растений, называют пастбищными пищевыми цепями. Приведем в качестве примера цепь, характерную для сообщества луга:
    луговые растения > кузнечик > бурозубка > полевой лунь.
    Еще один пример – пищевая цепь пресного водоема:
    фитопланктон (одноклеточные водоросли) > зоопланктон (дафнии, циклопы) > мелкие рыбы (уклейки, плотва) > крупные рыбы (окуни, щуки)
    4. Приветиде примеры детритных пищевых цепей.
    Термин детрит образован от латинского слова detritus – «истертый». Им обозначают мертвое органическое вещество, обычно существующее в виде мелких (в том числе, микроскопических) частиц. Детрит образуется из погибших растений и животных или их выделений и служит источником энергии для детритных пищевых цепей. Приведем примеры: листовой опад > дождевой червь > певчий дрозд > ястреб-перепелятник; озерный детрит > мотыль (личинка комара-звонца) > колюшка > зимородок.
    5. Объясните, что такое экологическая пирамида.
    Существенно, что пищевые цепи в природе обычно включают 3—4 звена. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой энергии (80—90%) используется организмами на поддержание жизнедеятельности и построение тела. По этой причине на каждом последующем трофическом уровне число особей прогрессивно уменьшается. Так, в среднем из 1000 кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники, поедающие травоядных, могут синтезировать из этого количества 10 кг своей биомассы, а вторичные хищники – только 1 кг. Эта закономерность носит название экологической пирамиды. Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, или количество биомассы, или количество энергии. Все эти величины имеют одинаковую направленность. С каждым звеном в цепи организмы становятся крупнее, они медленнее размножаются, их число уменьшается. Особи вида, занимающего положение высшего звена, свободно размножаются, конкурируют друг с другом, но во взрослом состоянии не имеют врагов и непосредственно не истребляются. Ограничивающим фактором здесь является только размер территории для кормления и количество пищи. Виды, занимающие положение низших звеньев, обеспечены питанием, но интенсивно истребляются. Например, мышей потребляют лисы, волки, совы, змеи. В морях мелких ракообразных (например, креветок) в качестве источников пищи используют самые разнообразные животные, в том числе рыбы и млекопитающие. Такие организмы становятся кормовой базой высших животных. Прогрессивная эволюция оказывается возможной только для групп, находящихся на вершине экологической пирамиды. Кроме пирамиды биомассы различают пирамиды численности и пирамиды энергии.
    Подумайте и выполните.
    1. Почему конкурентные взаимоотношения существуют на одном трофическом уровне? Докажите свою точку зрения.

    К одному трофическому уровню принадлежат организмы, получающие свою энергию от Солнца через одинаковое число ступеней. Так, зеленые растения занимают первый трофический уровень (уровень продуцентов), травоядные животные – второй (уровень первичных консументов), первичные хищники, поедающие травоядных, – третий (уровень вторичных консументов), а вторичные хищники – четвертый (уровень третичных консументов). Трофических уровней может быть и больше, когда учитываются паразиты, живущие на консументах предыдущих уровней. + редуценты, разлагающие остатки. Такая последовательность и соподчиненность связанных в форме трофических уровней групп организмов представляет собой поток вещества и энергии в экосистеме. Взаимоотношение организмов одного трофического уровня (как внутри вида, так и между видами), как правило, носят характер конкуренции, но могут на некоторых этапах жизни организмов быть мутуализмом (т. е. взаимопомощью). Внутривидовая конкуренция — прямая конкуренция — животные дерутся между собой до смерти. У растений — аллопатия — выделение токсинов — косвенная конкуренция — опосредованная, т.е. не напрямую. Конкуренция — такое взаимодействие, когда две популяции (или две особи) в борьбе за необходимые для жизни условия воздействуют друг на друга отрицательно, т.е. взаимно угнетают друг друга. Конкуренция является главным механизмом возникновения биологического разнообразия. Организмы, которые потенциально могут использовать одни и те же ресурсы, называются конкурентами. Растения и животные конкурируют друг с другом не только за корм, но и за влагу, жизненное пространство, убежища, гнездовья — за все, от чего может зависеть благополучие вида. Если конкуренты принадлежат к одному виду, то взаимоотношения между ними называют внутривидовой конкуренцией. Особи одного вида в природе конкурируют наиболее остро и жестко, поскольку имеют одинаковые потребности в экологических факторах. Если конкурирующие особи относятся к разным видам, то это межвидовая конкуренция. Результатом конкуренции может быть расширение области распространения одного вида за счет сокращения численности или исчезновения другого.

  5. Lantrius Ответить

    Вопрос 1. Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в ее основе?
    Каждый организм, участвующий в круговороте веществ и энергии, находится на определенном пищевом (трофическом) уровне, образуя пищевое (трофическое) звено. Пищевая цепь — это соединение нескольких трофических звеньев. Выделяют несколько трофических уровней:
    Первый трофический уровень экосистемы образуют автотрофы — зеленые растения, фото- и хемосинтезирующие бактерии.
    Второй уровень цепи питания образуют растительноядные животные, а также паразитические высшие и низшие растения.
    К третьему трофическому уровню относятся плотоядные животные, которые питаются травоядными. Это хищники первого порядка — насекомоядные птицы, мелкие млекопитающие, рептилии, амфибии. Сюда же относятся и паразиты этих животных.
    Четвертый трофический уровень представлен более крупными плотоядными животными — хищниками второго порядка и их паразитами.
    Пятый трофический уровень занимают редуценты (деструкторы), потребляющие мертвое органическое вещество. К ним принадлежат беспозвоночные животные — сапрофаги, растения — сапрофаги, гетеротрофные микроорганизмы, грибы, простейшие.
    Вопрос 2. Чем определяется устойчивость экосистемы?
    Наиболее устойчивыми являются биогеоценозы, характеризующиеся: 1) большим видовым разнообразием, 2) наличием неспециализированных видов, 3) слабой степенью отграниченноcn от соседних экологических систем и 4) большой биомассой. Действительно, разнообразие видового состава биоценозов обеспечивает реальное существование не столько цепей, сколько сетей питания, поскольку на каждом трофическом уровне находятся организмы разных видов, способные заместить друг друга в выполнении функций биотического круговорота веществ при изменении экологической ситуации.
    В реальных экосистемах сосуществуют многие трофические цепи. Они сложным образом переплетаются, поскольку каждый биологический вид (популяция) может использовать разные источники пищи и сам является поставщиком органических веществ для многих видов. В результате возникают так называемые трофические (пищевые) сети, которые и определяют устойчивость экосистемы. Действительно, если цепь изолирована, то после исчезновения одного из звеньев все последующие трофические уровни тоже исчезнут (волки, питающиеся только оленями, после истребления оленей вымрут). Если же возможны разветвления и переплетения цепей, то просто произойдет переключение на другие источники пищи (волки могут питаться оленями, зайцами и грызунами, следовательно, в случае вымирания оленей они станут охотиться на мелкую добычу).
    Вопрос 3. Составьте пищевую цепь, начинающуюся от растений.
    Общая закономерность состоит в том, что в начале пищевой цепи находятся зеленые растения, в конце — крупные хищники.
    Трофические цепи, которые начинаются от растений, называют пастбищными пищевыми цепями. Приведем в качестве примера цепь, характерную для сообщества луга: луговые растения > кузнечик > бурозубка > полевой лунь. Еще один пример — пищевая цепь пресного водоема: фитопланктон (одноклеточные водоросли) > зоопланктон (дафнии, циклопы) > мелкие рыбы (уклейки, плотва) > крупные рыбы (окуни, щуки).
    Вопрос 4. Приведите примеры детритных пищевых цепей.
    Термин детрит образован от латинского слова detritus — «истертый». Им обозначают мертвое органическое вещество, обычно существующее в виде мелких (в том числе, микроскопических) частиц. Детрит образуется из погибших растений и животных или их выделений и служит источником энергии для детритных пищевых цепей. Приведем примеры: листовой опад > дождевой червь > певчий дрозд > ястреб-перепелятник; озерный детрит > мотыль (личинка комара-звонца) > колюшка > зимородок.
    Вопрос 5. Объясните, что такое экологическая пирамида.
    Существенно, что пищевые цепи в природе обычно включают 3—4 звена. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой энергии (80—90%) используется организмами на поддержание жизнедеятельности и построение тела. По этой причине на каждом последующем трофическом уровне число особей прогрессивно уменьшается. Так, в среднем из 1000 кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники, поедающие травоядных, могут синтезировать из этого количества 10 кг своей биомассы, а вторичные хищники — только 1 кг. Эта закономерность носит название экологической пирамиды. Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, или количество биомассы, или количество энергии. Все эти величины имеют одинаковую направленность. С каждым звеном в цепи организмы становятся крупнее, они медленнее размножаются, их число уменьшается. Особи вида, занимающего положение высшего звена, свободно размножаются, конкурируют друг с другом, но во взрослом состоянии не имеют врагов и непосредственно не истребляются. Ограничивающим фактором здесь является только размер территории для кормления и количество пищи. Виды, занимающие положение низших звеньев, обеспечены питанием, но интенсивно истребляются. Например, мышей потребляют лисы, волки, совы, змеи. В морях мелких ракообразных (например, креветок) в качестве источников пищи используют самые разнообразные животные, в том числе рыбы и млекопитающие. Такие организмы становятся кормовой базой высших животных. Прогрессивная эволюция оказывается возможной только для групп, находящихся на вершине экологической пирамиды.
    Кроме пирамиды биомассы различают пирамиды численности и пирамиды энергии.

  6. PUTIBUFY Ответить

    Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
    Оборудование:микроскоп,кожица чешуи луковицы,эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка
    Ход работы:
    1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
    2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
    3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
    4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
    5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
    6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
    7. Сделайте вывод о проделанной работе.
    Вариант № 1.
    Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
    Особенности строения клетки
    Растительная клетка
    Животная клетка
    Рисунок


    Черты сходства
    Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосом, комплекс Гольджи, лизосомы, способности к самообнавлению, саморегуляции.
    Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосомы, лизосомы, коплекс Гольджи, способности к самообнавлению, саморегуляции.
    Черты отличия
    Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоль, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы, способны к фотозинтезу. Вакуоль – содержит клеточный сок и в ней накапливаются токсичные вещества (листья растений).
    Центриоль, клеточная стенка эластичная, гликокаликс, реснички, жгутики, гетеротрофы, запасное вещество – гликоген, целостные реакции клетки (пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз).
    Вариант № 2.
    Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
    Клетки
    Цитоплазма
    Ядро
    Плотная клеточная стенка
    Пластиды
    Раститель-ная
    Цитоплазма, состоит из густого тягучего вещества, в котором располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимичес-кие процессы, обеспе-чивающие жизнедеятель-ность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки; она может увеличиваться в объеме.
    содержит генетическую информацию, осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением син-теза белка.
    Присутствует, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы.
    Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты).
    Хлоропла?сты — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл, образование крахмала с выделение кислорода.
    Лейкопла?сты -синтезируют и накапливают крахмал (так называемые амилопласты), жиры, белки. Встречаются в семенах растений, корнях, стеблях и лепестках цветов (привлекают насекомых для опыления).
    Хромопла?сты – содержат лишь жёлтые, оранжевые и красноватые пигменты из ряда каротинов. Встречаются в плодах растений, придают цвет овощам, фруктам, ягодам и лепестках цветов (привлекают насекомых и животных для опыления и распространения в природе).
    Животная
    Присутствует, она состоит из коллоидного раствора белков и других органических веществ 85 % этого раствора — вода, 10 % — белки и 5 % — другие соединения.
    содержащий генетическую информацию (молекулы ДНК), осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением синтеза белка.
    Присутствует, клеточная стенка эластичная, гликаликс
    Нет.
    4. Сформулируйте вывод.
    Вывод:_Все растения и животные состоят из клеток. Клетка – элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов. В растительной клетке имеется толстая целлюлозная мембрана, вакуоль и пластиды, у животных в отличие от растений имеется тонкая гликогенная мембрана (осуществляет пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз),и отсутствуют вакуоли (кроме простейших).
    Лабораторная работа № 2

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *