Что такое вечор в стихотворении пушкина зимнее утро?

13 ответов на вопрос “Что такое вечор в стихотворении пушкина зимнее утро?”

  1. Жизнь бессмыслина Ответить

    Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.
    Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.
    Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

    Третья и четвертая строфы

    Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.
    Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.
    Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

  2. GudMaxFisher Ответить

    Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

    «Зимнее утро» Пушкин анализ

    Жанр: пейзажная лирика.
    Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
    Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
    Лирический сюжет стиха «Зимнее утро»
    Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.
    Композиция стиха «Зимнее утро»
    На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:
    «Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!»
    Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:
    «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела…»
    А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:
    «Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит…»;
    «Вся комната янтарным блеском
    Озарена…».
    Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:
    «Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?»
    Размер стиха «Зимнее утро»:  четырехстопный ямб.
    Рифмовка стиха «Зимнее утро»:  Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.
    Средства выразительности стиха «Зимнее утро»
    Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».
    Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».
    Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.
    Метафора: «луна желтела».
    Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».
    Сравнение: «Луна, как бледное пятно».
    Анафора:
    «И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит».
    Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»
    Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».
    Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
    Стихотворение «Зимнее утро» является одним из самых известных из всех произведений писателя. Начинается это стихотворение с очень восторженного и эмоционального восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». После этого герой сразу обращается к своей возлюбленной, называя её теплыми и нежными словами «красавица», «друг прелестный», показывая этим своё уважение и трепетное уважение к ней. После этого, с определенной последовательностью, идет описание двух пейзажей. Сначала «вьюга злилась», «мгла носилась», а затем « снег лежит», «речка подо льдом блестит».
    С помощью контраста А.С.Пушкин еще более ярко подчеркивает необычайную красоту зимнего утра. Это также передает настроение героя, поэтому это стихотворение можно назвать лирическим. Яркие и восторженные образы утра, о котором пишет автор, очень тесно перекликаются с темой любви. Картину «морозного зимнего утра» можно сравнить с чувствами влюбленного героя.
    Это стихотворение интересно и тем, что его можно представить. Это возможно потому, что в стихотворении присутствует много прилагательных, которые очень подробно описывают прелести природы. Пожалуй, это делает стихотворение «Зимнее утро» еще более контрастным. Такой вывод можно сделать также на основе интересного слога стихотворения. А.С.Пушкин также использует немало изобразительных средств языка (метафору, эпитеты, гиперболу, сравнение).
    Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» веет какой-то свежестью, прохладой и бодростью. Стихотворение читается на одном дыхании, поскольку все слова здесь достаточно просты и понятны. Правда, последняя, четвертая строфа читается не так легко. Это связано с тем, что А.С.Пушкин завершил данное стихотворение при помощи сложного эпитета.

  3. YT| DeByшka Ответить

    Министерство образования Республики Саха (Якутия)
    Управление образования городского округа « Город Якутск»
    Анализ стихотворения А.С.Пушкина            «Зимнее утро»
    Работа ученицы 4 Б класса
    Гороховой Виктории
    Классный руководитель: Сафонова Л.В.
    Якутск, 2017
    Оглавление:
    Введение …………………………………………………………………
    § 1. Художественный анализ стихотворения………………………..
    § 2. Синтаксические средства языка в стихотворении………………….
    Заключение………………………………………………………………
    Список использованной литературы…………………………………..
    Введение
    По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Из творчества А.С.Пушкина мы знаем, что его любимой порой года являлась осень:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятно мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    В произведении «Осень», отрывок которого мы привели, он упоминает о зиме следующее:
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю ее снега; в присутствии луны
    Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
    Когда под соболем, согрета и свежа,
    Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
    Как весело, обув железом острым ноги,
    Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
    А зимних праздников блестящие тревоги?..
    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
    Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
    Медведю, надоест. Нельзя же целый век
    Кататься нам в санях с Армидами младыми
    Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
    Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает.
    Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь…
    Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив.
    На наш взгляд, стихотворение «Зимнее утро» отличается:
    обилием синтаксических средств языка;
    наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза).
    Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.
    Задачи:
    анализ противоположных образов стихотворений;
    сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.
    Методы исследования:
    художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)
    изучение литературы по проблеме
    Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.
    § 1. Анализ противоположных образов стихотворений
    Композиционно стихотворение состоит из 5 частей, каждая из которых представляет собой секстину (шестистишие). Написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).
    Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра: солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.
    Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно», «на мутном небе», «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение, придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась», «вьюга злилась».
    В стихотворении присутствуют устаревшие и диалектные слова:
    нега — наслаждение (устар.);
    взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
    вечор — вчера (диал.);
    нынче — сейчас (устар.);
    озарена — освещена (устар.)
    велеть — приказать (устар.);
    запречь — запрячь, запрягать (диал.);
    предадимся — отдадимся (устар.).
    Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит».
    Противопоставление слов, образов, эпизодов в данном стихотворении создают композиционно смысловую рамку произведения. Мы нашли несколько противоположных образов (см. Таблицу №1)
    Стихотворение начинается со слов «мороз» и «солнце», что вызывают собой противоречивые чувства, от которых автор приходит в восторг «день чудесный!»…
    Повествование ведется от первого лица как обращение к собеседнику. Поэт выбрал форму диалога, непринужденного разговора. И только к концу произведения автор использует местоимение «мы».
    Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Описание вечера и утра заканчивается описанием нынешнего пространства – комнаты. Воспоминание о вечере смутное, рисуется большими мазками. Описание утра более детальное. При описании комнаты автор уделяет больше внимания свету и звуку. При этом использует цветовые описания:
    вечер – мутный, желтый;
    утро – голубое, блестящее, черное, зеленое;
    в комнате – янтарный блеск.
    В стихотворении при описании снега, речки поэт использует красочные эпитеты, тогда как в отношении леса, поля использует описания «лес один чернеет», «поля пустые», «леса недавно столь густые».
    Таким образом, в стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения.
    Противоположные образы
    Настроение, чувства, создаваемые этими образами
    Мороз
    Солнце
    День чудесный!
    Ты
    Еще ты дремлешь, друг прелестный –
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
    А нынче…..погляди в окно:
    Я
    Еще ты дремлешь, друг прелестный –
    Пора, красавица, проснись…
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    Мы
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.
    Вечер
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела –
    Утро
    А нынче…..погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Сейчас
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Снег, речка
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Лес, поля
    Прозрачный лес один чернеет…
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые
    Родное место поэта
    … берег, милый для меня
    § 2. Синтаксические средства языка в стихотворении
    В стихотворении преобладают повествовательные предложения. Они показывают спокойную интонацию произведения. В начале стихотворения чувствуем взволнованность автора. Это показывает восклицательное предложение: «День чудесный!».
    Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию.
    Побудительные и вопросительные предложения помогают менять картину действия.
    В начале стихотворения Пушкин призывает свою подругу  встретить с ним это прекрасное утро: «Пора, красавица, проснись», «Звездою севера явись».
    Вопросительное предложение «Вечор, ты помнишь…» возвращает нас в вчерашний день. А в конце стихотворения Пушкин спрашивает подругу: «Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?». Далее он воображает своё будущее приключение с подругой и чувствуется радость, веселье, задор, но в то же время тоска, тихая любовь к родным местам.
    При описании зимней картины поэт использует прием анафоры:
    … И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Таким образом, синтаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ   и   придают интонации.
    Заключение
    Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык.
    В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ.
    Синтаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ   и   придают интонации.
    Анализировать стихи Пушкина очень интересно. Интересно, потому что он также интересовался языком и творчеством, постоянно экспериментировал и творил, выдумывал. Он действительно превратил русский язык в искусство, искусство стихосложения, искусство языка.
    Это стихотворение только на первый взгляд кажется стихотворением, где описывается красота природы, зимней картины. В ней заключен намного глубокий смысли. Мы видим, каким думающим, творческим человеком был Пушкин, как он любил свой родной язык и экспериментировал, творил, создавал. Каким он является мастером высокого слова и высокого слога.

  4. Rainscar Ответить

    Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.
    Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.
    В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.
    Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.
    Автор: Динара Зинатулина

  5. Babyhka Hrapit >>> Ответить

    «Зимнее утро» Александр Пушкин
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела —
    А нынче… погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

    Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

    Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
    С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.
    В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.
    Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.
    Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.
    При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.
    Метки: Пушкин

  6. Vogor Ответить

    Цель:

    Образовательная
    – продолжить знакомство с лирикой
    А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать
    навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа
    поэтического текста;

    Развивающая
    – развить у учащихся навыки грамотного и
    свободного владения литературной речью, умение выделять главное,
    анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать
    навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

    Воспитательная
    – привить любовь к литературе и поэтическому
    слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение
    художественных ценностей.
    Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая
    Рыленкова.
    Горят, как жар, слова
    Иль стынут, словно камни, –
    Зависит от того,
    Чем наделил их ты,
    Какими к ним в свой час
    Притронулся руками
    И сколько отдал им
    Душевной теплоты.
    Презентация.
    Ход урока
    1. Слово учителя.
    Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в
    школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не
    надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то
    разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный
    солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете,
    подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за
    окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь,
    сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.
    Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.
    Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться,
    всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым:
    писателям, художникам, поэтам.
    Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.
    Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева,
    Степанова, Юона.
    Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел
    зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?
    Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.
    Прослушайте сообщение (ученик)

    Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829
    г. В селе Павловском
    Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского
    Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
    А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом
    Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией
    Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в
    Михайловское в 1824-1826 г.
    2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)
    Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец
    стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?
    – Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная
    картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо,
    морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
    – Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?
    – Какова интонация этих строк?

    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

    Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек.
    Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.
    – Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?
    На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих
    противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.
    – Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли
    и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

    – А теперь, ребята, проведем лексическую работу.
    3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)
    Нега – наслаждение (устар.)
    Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
    Вечор – вчера (диал.)
    Нынче – сейчас (устар.)
    Озарена – освещена (устар.)
    Велеть – приказать (устар.)
    Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
    Предадимся – отдадимся (устар.)
    – А теперь непосредственно анализ стихотворения.
    Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя.
    Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством
    строф в стихотворении. Заполним таблицу.
    Эмоциональные состояния
    1 строфа
    Радость, воодушевление
    2 строфа
    Воспоминания о ненастном вечере
    3 строфа
    Спокойная картина безбрежных снегов
    4 строфа
    Уют комнаты
    5 строфа
    Порыв к движению, полноте бытия.
    Как меняется время изображения событий?
    Контраст времени
    1 строфа
    настоящее
    2 строфа
    “Вечор”
    3 -4 строфа
    “Нынче”
    5 строфа
    Будущее и прошлое
    – Для чего поэт использует контрасты?
    Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней
    бурей.

    Вернемся к 1 строфе.
    Назовите контрастные образы?
    Мороз и солнце
    Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда
    Дремлешь– проснись
    – В чем смысл этих противопоставлений?
    Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и
    безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря
    противопоставлена холодной далекой звезде.
    Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.
    Таблица.
    – К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания
    помогают нам увидеть обращение?
    Присмотримся к строчке

    Открой сомкнуты негой взоры.

    – Как вы понимаете?

    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!

    Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная,
    далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…
    Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?
    Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега–
    ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность
    красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.
    Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

    Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

    Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным
    оцепенением героини.
    Еще контрастные образы
    Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…
    – Как вам кажется для чего нужен такой контраст?
    Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу
    счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного
    вечера.
    – Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы?
    В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет,
    речка подо льдом блестит.
    – Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни.
    (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).
    Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не
    остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя
    с новой силой..
    Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А
    поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

    Прочитаем выразительно 4 строфу.

    Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому
    треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

    Энергия огня противопоставлена инертности быта.
    Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск)
    Блестя, блестит.
    “Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый,
    янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию
    обстановки комнаты, в которой находится.

    Прочитаем выразительно пятую строфу.
    Назовите контрастные образы. Они
    обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих
    противопоставлений?
    Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить “поля
    пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для
    меня”.
    – Как вы понимаете эпитет?
    Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места.
    По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все
    стихотворение это монолог человека, уговаривающего “друга милого” проснуться,
    чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
    Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.
    – А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального
    состояния во внутреннем строении строф”.
    – В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью
    используется контраст?
    Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней
    бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь,
    читая стихотворение “Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному
    существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться
    радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
    Конкурс чтецов.
    – Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”
    – С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством
    радости)
    – Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное
    настроение, печально)
    Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато,
    картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации:
    вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его
    надо подчеркнуть паузами:
    И ты печальная сидела (пауза) –
    А нынче (пауза) погляди в окно …
    (От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)
    – С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно,
    волшебство, блеск, все сверкает…)
    Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется
    навестить милые сердцу места.
    Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим
    уроком?

    Домашнее задание:

    Выучить это стихотворение наизусть.
    Нарисовать иллюстрацию к произведению.
    Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник
    Меркина Г.С.)

  7. Люблю тебя ... Ответить

    Анализ стихотворения
    Сочинение.
    «Анализ стихотворения «Зимнее утро» »
    Поэзия Пушкина удивительно верна русской
    действительности, изображает ли она русскую
    природу или русский характер…
    В. Г. Белинский.
    Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин» .
    В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
    В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» .
    Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!» , и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» – так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.
    Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
    Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
    «…вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела-
    А нынче погляди в окно! »
    Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
    Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами») , и чёрный («прозрачный лес один чернеет») , и зелёный («ель сквозь иней зеленеет») . Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.
    Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена» . Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.
    Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые» . Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня» . Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
    В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро» . День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

  8. Ceresida Ответить

    В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.
    Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы , каждая из двух четверостиший.
    В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью.  И внезапно, в третьей строфе появляются  светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
    Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое,  на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например,  в его описаниях картин природы.  Примером является стихотворение Зимнее утро.

       Зимнее утро

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела —
    А нынче… погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.
    Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах.  Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера , бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла,  бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату   в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла,  как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени , на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

  9. Ninn Ответить

    Автор: Пушкин А.С.
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела —
    А нынче… погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.
    Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
    Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
    Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
    Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
    И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
    Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
    В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
    Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
    До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Весёлым треском
    Трещит затопленная печь.
    Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.
    Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.
    «… предадимся бегу нетерпеливого коня».
    Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
    А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».
    Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
    У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *