Что такое воспитание и какова его цель?

12 ответов на вопрос “Что такое воспитание и какова его цель?”

  1. GAЛАVARESS Ответить

    Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.
    Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.
    Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.
    Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:
    прагматической;
    гуманистической.
    Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.
    Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».
    Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.
    Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.
    Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.
    В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.
    Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).
    Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.
    Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.
    Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:
    формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
    гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
    овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
    формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
    развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
    обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
    Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:
    1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.
    «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».
    2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.
    3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.
    4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.
    Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

  2. Braris Ответить

    Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.
    Общие задачи воспитания:
    усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
    формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
    развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
    развитие познавательного интереса;
    развитие потребности к постоянному самообразованию.
    Конкретные задачи зависят от вида воспитания.
    Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.
    Задачи физического воспитания:
    укрепление и сохранение физического здоровья;
    правильное физическое развитие;
    формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
    развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
    формирование и развитие навыков гигиены;
    развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.
    Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.
    Задачи трудового воспитания:
    формирование трудовых навыков, умений и действий;
    формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
    развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.
    Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.
    Задачи нравственного воспитания:
    формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
    формирование и развитие нравственных компетенций.
    Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
    Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:
    формирование эстетических знаний;
    воспитание эстетической культуры;
    овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
    развитие эстетических чувств;
    приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
    формирование эстетического идеала;
    формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

  3. COFALIK Ответить

    Цели
    воспитания
    Понятия
    и типы воспитания.

    Воспитание
    в социальном смысле

    В
    широком социальном смысле воспитание —
    это передача накопленного опыта (знания,
    умения, способы мышления, нравственные,
    этические и правовые нормы) от старших
    поколений к младшим.
    В
    узком социальном смысле
    под воспитанием понимается
    направленное воздействие на человека
    со стороны общественных институтов с
    целью формирования у него определенных
    знаний, взглядов и убеждений, нравственных
    ценностей, политической ориентации,
    подготовки к жизни.

    В
    современном обществе воспитание
    выполняет три основных функции:   1)
    культурно-созидательную функцию
    (сохранение, передача новому поколению
    и воспроизведение культурного наследия
    человечества);   2)  гуманистическую
    или человекообразующую функцию (развитие
    потенциала личности ребёнка);   3)
    функцию социализации и социальной
    адаптации (подготовка воспитанника к
    вхождению в систему общественных
    отношений). Культурно-созидательная
    функция воспитания является звеном,
    связывающим две другие функции на основе
    усвоения воспитанниками норм индивидуальной
    (гуманистическая функция) и социальной
    (функция социализации) культурной жизни.
    Тесная связь воспитания с общественной
    жизнью предполагает обусловленность
    воспитания особенностями культуры и
    исторической памяти каждого народа,
    сложившимися в обществе национальными
    обычаями и традициями, национальным
    менталитетом.
    Воспитание в педагогическом смысле
    В
    широком педагогическом смысле воспитание —
    это специально организованное,
    целенаправленное и управляемое
    воздействие коллектива, воспитателей
    на воспитуемого с целью формирования
    у него заданных качеств, осуществляемое
    в учебно-воспитательных учреждениях и
    охватывающее весь учебно-воспитательный
    процесс.
    В
    узком педагогическом смысле воспитание —
    это процесс и результат воспитательной
    работы, направленной на решение конкретных
    воспитательных задач.
    Роль
    воспитания
     оценивается
    по-разному — от утверждения его полной
    бессмысленности (при неблагоприятной
    наследственности и плохом влиянии
    среды) до признания его единственным
    средством изменения человеческой
    природы. Воспитанием можно добиться
    многого, но полностью изменить человека
    нельзя.
    Важнейшая
    задача воспитания
     —
    выявление склонностей и дарований,
    развитие в соответствии с индивидуальными
    особенностями человека, его способностями
    и возможностями.
    Типы
    воспитания.

    Умственное
    воспитание.

    Цель
    воспитания —
    это то, к чему стремится воспитание,
    будущее, на достижение которого
    направляются его усилия.
    Сегодня главная
    цель средней школы — способствовать
    умственному, нравственному, эмоциональному
    и физическому развитию личности,
    всемерно раскрывать ее творческие
    возможности.

    Физическое воспитание

    Физическое
    воспитание — неотъемлемая
    составляющая часть почти всех
    воспитательных систем. Физическое
    воспитание способствует выработке
    у молодежи качеств,
    необходимых для успешной умственной и
    трудовой деятельности.

    Трудовое воспитание

    Трудовое
    воспитание охватывает те аспекты
    воспитательного процесса, где формируются
    трудовые действия, складываются
    производственные отношения, изучаются
    орудия труда и способы их использования. Труд в
    процессе воспитания выступает и
    как ведущий фактор
    развития личности.

    Политехническое воспитание

    Политехническое
    образование направлено на
    ознакомление с основными принципами
    всех производств, усвоение знаний о
    современных производственных процессах
    и отношениях. Главные задачи
    политехнического воспитания —
    формирование интереса к производственной
    деятельности, развитие технических
    способностей, нового экономического
    мышления, изобретательности, начал
    предпринимательства. Правильно
    поставленное политехническое образование
    развивает трудолюбие,
    дисциплинированность, ответственность,
    готовит к осознанному выбору профессии.

    Нравственное воспитание

    Нравственное
    воспитание — формирует
    нравственные понятия, суждения, чувства
    и убеждения, навыки и привычки поведения,
    соответствующие нормам общества.
    В основе нравственного воспитания
    подрастающего поколения лежат как
    общечеловеческие ценности, непреходящие
    моральные нормы, выработанные людьми
    в процессе исторического развития
    общества, так и новые принципы и нормы,
    возникшие на современном этапе развития
    общества.

    Эстетическое воспитание

    Эстетическое
    (эмоциональное) восстание —
    базовый компонент цели воспитания и
    воспитательной системы, обобщающий
    развитие эстетических идеалов,
    потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи
    эстетического воспитания условно
    можно разделить на две группы —
    приобретение теоретических знаний и
    формирование практических умений.
    Цели
    воспитания.

    Цель
    воспитания
     –
    это то, к чему стремится воспитания.
    Целью воспитания в педагогике принято
    считать конечный результат формирования
    личности. Вместе с тем, такое определение
    достаточно условно, ибо конечного
    результата формирования личности не
    существует. Человек формируется в
    течение жизни.
    Цели
    воспитания, как и цели любой человеческой
    деятельности, являются исходным моментом
    в построении всей системы воспитания,
    ее содержания, методов, принципов.
    Цель
    — идеальная модель результата
    деятельности. Цель воспитания сеть
    заранее определяемое представление о
    результате воспитательного процесса,
    о качествах, состоянии личности, которые
    предполагается сформировать. Выбор
    целей воспитания не может быть случайным.
    Как
    показывает исторический опыт, цели
    воспитания формируются под влиянием
    изменяющихся потребностей общества и
    под воздействием философских и
    психолого-педагогических концепций.
    Динамизм, вариативность целей воспитания
    подтверждаются и современным состоянием
    этой проблемы.
    Современная
    педагогическая практика руководствуется
    двумя основными концепциями целей
    воспитания:
    прагматической;
    гуманистической.
    Прагматическая
    концепция,
     утвердившаяся
    с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь
    до настоящего времени под наименованием
    «воспитание ради выживания». Согласно
    этой концепции, школа должна воспитывать
    прежде всего эффективного работника,
    ответственного гражданина и разумного
    потребителя.
    Гуманистическая
    концепция
    ,
    имеющая много сторонников в России и
    на Западе, исходит из того, что целью
    воспитания должно быть оказание помощи
    личности в реализации всех заложенных
    в ней способностей и талантов, в
    осуществлении ею собственного «Я».
    Крайним
    выражением этой концепции является
    основанная на философии экзистенциализма
    позиция, предлагающая вообще не определять
    целей воспитания, предоставляя человеку
    право свободного выбора направления
    саморазвития и ограничивая роль школы
    лишь представлением информации о
    направлении этого выбора.
    Традиционной
    для России, как это показано в гл. 2,
    является воспитательная цель,
    соответствующая гуманистической
    концепции, ориентирующейся на формирование
    всесторонне и гармонически развитой
    личности. Формально она сохранялась и
    в период советской власти. Однако
    господствовавшая в этот период
    марксистская идеология жестко связывала
    возможность достижения этой цели с
    коммунистическим преобразованием
    общества.
    Гуманистический
    идеал обнаружил свою устойчивость,
    сохранившись и в постсоветской России
    в условиях коренного изменения социальных
    целей, когда коммунистические установки
    сменились демократическими.
    В
    этой обстановке в современной России
    произошло возрождение гуманистических
    целей воспитания, сформулированных в
    наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским
    и развитых в творчестве лучших советских
    педагогов, таких, как А.С.
    Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

    Сегодня
    цель воспитания формулируется как
    оказание помощи личности в разностороннем
    развитии. В Законе РФ «Об образовании»
    сказано, что образование служит
    осуществлению «задач формирования
    общей культуры личности, ее адаптации
    к жизни в обществе, помощи в осознанном
    выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование,
    согласно Закону, должно обеспечить
    самоопределение личности, создание
    условий для ее самореализации (ст. 14, п.
    1).
    Таким
    образом, вечную педагогическую проблему
    о приоритете в воспитании интересов
    личности или интересов общества, Закон
    решает в пользу личности, заявляя о
    приверженности отечественной системы
    образования гуманистической концепции
    воспитания.
    Поскольку
    цель воспитания отличается некоторой
    абстрактностью, чрезмерной общностью,
    она конкретизируется, уточняется с
    помошыо формулировки комплекса
    задач воспитания.

    Среди
    задач воспитания в современной системе
    российского образования выделяются
    следующие:
    формирование
    у каждого воспитанника ясной
    смысложизненной установки, соответствующей
    природным задаткам и конкретному
    индивидуальному социальному положению;
    гармоническое
    развитие личности, ее нравственных,
    интеллектуальных и волевых сфер на
    основе ее природных и социальных
    возможностей и с учетом требований
    общества;
    овладение
    общечеловеческими нравственными
    ценностями, гуманистическим опытом
    Отечества, призванными служить прочным
    фундаментом всего духовного мира
    личности;
    формирование
    активной гражданской позиции,
    соответствующей демократическим
    преобразованиям общества, правам,
    свободам и обязанностям личности;
    развитие
    активности в решении трудовых,
    практических задач, творческого
    отношения к выполнению своих
    производственных обязанностей;
    обеспечение
    высокого уровня общения, взаимоотношений
    в учебном и трудовом коллективе на
    основе сложившихся социально значимых
    коллективных норм.
    Реализация
    целей и задач воспитания обеспечивается
    совместными усилиями всех его участников:
    1.
    Преподавателей, консультантов, тренеров,
    руководителей всех уровней. Именно они
    являются субъектами воспитательного
    процесса, несут ответственность за его
    организацию и эффективность.
    «Воспитатель,
    поставленный лицом к лицу с воспитанником,
    — говорил Ушинский, — в себе заключает
    всю возможность успехов воспитания».
    2.
    Но это не означает, что процесс воспитания
    может реализоваться без всякого участия
    его объекта, т.е. самого воспитанника.
    Сам воспитанник может или воспринимать
    воспитательные воздействия, или
    сопротивляться им — от этого в огромной
    степени также зависит эффективность
    воспитательной деятельности.
    3.
    Третьим участником воспитательного
    процесса является тот коллектив, в
    котором, как правило, он осуществляется.
    Коллектив оказывает огромное влияние
    на каждого своего члена, причем это
    влияние может быть как позитивным, так
    и негативным. Конечно, коллектив, учебная
    или рабочая группа сами могут быть
    объектом воспитания со стороны
    преподавателя, руководителя.
    4.
    И наконец, еще одним активным участником
    воспитательного процесса является та
    большая социальная макросреда, в которой
    существуют учебные и трудовые коллективы.
    Социальная среда, окружающая
    действительность, всегда выступает в
    качестве мощного фактора, оказывающего
    огромное влияние на результаты воспитания.
    Итак,
    воспитание — это сложный, многофакторный
    процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко
    писал: «Воспитание есть процесс социальный
    в самом широком смысле. Воспитывает
    все: люди, веши, явления, но прежде всего
    и больше всего — люди. Из них на первом
    месте — педагоги».
    http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

  4. Одолжите денег Ответить

    Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности», добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
    Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века — рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя — и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом» (К. Ясперс).
    На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
    Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
    Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:
    • идеал воспитания;
    • уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
    • уровень цели и смысла жизни человека.
    Идеал воспитания (первый уровень) — образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.
    Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.
    Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:
    «3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования…
    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».
    Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:
    «Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
    Ш. А. Амонашвили
    «Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?
    Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка — это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы»[2].
    Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) — образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.
    Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации (третий уровень) — с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.
    На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.
    Гуманистическаяу личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете — вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.
    Человек — мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.
    «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», — возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Это состояние, процесс, результат, при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).
    При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.
    Цель воспитания в современных условиях — влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).
    Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Что такое цель воспитания как социального явления?
    2. Кем она определяется и задается? Почему?
    3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?
    А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?
    5. Какие три уровня целеполагапия выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить, как поняли каждый из них.
    6. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
    7. Подберите конкретные примеры под цель воспитания каждого уровня.

  5. Cozan Ответить

    Преодолевая противоречия, личность развивается. Сущность воспитания отражает внутренние связи и отношения, которые характеризуют воспитание и проявляются в закономерностях и принципах.
    Закономерности воспитания – это наиболее существенные, необходимые, стабильные, объективные связи между различными факторами, характеризующими процесс воспитания.
    Главная характеристика закономерностей – объективность.
    1. Процесс формирования личности (воспитание) социально обусловлен. Зависит от совокупности объективных и субъективных факторов окружающей среды.
    2. Формирование личности происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.
    3. Воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (мотивы, установки, отношения).
    4. Неравномерность развития ребёнка и формирования его личности.
    5. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития.
    6. Воспитательный процесс осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение личности.
    Из закономерностей воспитания следуют принципы воспитания. Они определяются из закономерностей и целей воспитания, а также возникают из обобщённого педагогического опыта. Совокупность принципов обеспечивает успешность содержания методов и форм воспитания.
    Принципы воспитания – это основные положения, которые определяют главные требования к процессу воспитания.
    В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы:
    Целенаправленность
    Систематичность и последовательность воспитания
    Гуманистический характер воспитания
    Сознательность и активность
    Возрастной индивидуальный подход воспитания, природосообразность воспитания
    Связь воспитания с жизнью и трудом
    Воспитание в коллективе
    Культуросообразность воспитания
    Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.
    Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.
    Проблема целей воспитания заключается в их изменчивости. Цели воспитания могут зависеть от: исторических процессов, общественных условий, особенностей национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.
    Цель современного воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.
    Идеальная цель – формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуально, эстетически и т.д.
    Идеальная цель служит стратегией или даже педагогическим манифестом, который показывает то, к чему надо стремиться.
    Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:
    Личностный
    Аксиологический (ценностный)
    Деятельностный
    Культурологический и др.
    Личностный
    Проявляется в отношении к учащемуся, как к уникальной личности, не зависимо от его особенностей и развития. Ребёнок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.
    Аксиологический (ценностный)
    Ценности – это такие идеи и убеждения человека, которые приняты в качестве нормы и идеала.
    Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка, ориентацию воспитательного процесса на формирование общечеловеческих ценностей (В. А. Караковский ).
    Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчествои т.п. значимы для людей во все времена.
    Деятельностный
    Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность – это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности.
    Культурологический
    Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.
    Целью воспитания является формирование базовой культуры личности (О. С. Газман).
    Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.
    – это определённый уровень творческих сил и способностей человека,
    – это гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими
    людьми, жизнью, обществом, природой.
    Мир цивилизованного человека – это, прежде всего, мир культуры. Показателями культуры личности можно считать:
    · Широту кругозора
    · Сформированность взглядов, убеждений, ценностей, мировоззрения
    · Уровень владения разнообразными методами деятельности
    · Уровень социализации и творческой активности
    · Способности к самостоятельному выбору жизненных критериев коррекции своего поведения
    · Умение реализовывать свои права и обязанности, руководствоваться общечеловеческими ценностями
    с самим собой
    Культураoгармония обществом
    природой
    Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой –это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.
    На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.
    Культура личности
    Субъективные возможности Объективные возможности
    (желания, интересы и т.д.) (особенности среды, семья, школа)

    Базовая культура
    Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделять духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую, правовую и другие направления базовой культуры личности.
    Приоритетным направлением базовой культуры, которая поможет выбрать содержание воспитания каждого школьника относительно культуры жизненного самоопределения. Жизненное самоопределение характеризует ученика как субъект собственной жизни и собственного счастья. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от человека и как существа общественного.Человек живет не только для себя, но и для других, для общества. И соответственно общество – это форма жизни, необходимая для человека.
    Исходя из понимания культуры личности, как уровня возможностей, способностей, свойств, качеств личности, её знания, чувств, потребностей, действий можно воспользоваться формулой развития культуры личности, которая выражается пятью словами: знаю, умею, верю, хочу, делаю.

  6. SHOHA Ответить

    История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.
    Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:
    – способа производства,
    – темпов социального и научно-технического прогресса,
    – достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,
    – возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
    Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.
    Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.
    Задачи:
    – усвоение определенного объема научных знаний;
    – формирование научного мировоззрения;
    – развитие умственных сил, способностей, дарований;
    – развитие познавательных интересов;
    – формирование познавательной активности;
    – развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
    Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
    Задачи:
    – укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
    – развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
    – развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
    – формирование гигиенических навыков;
    – формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
    – развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

    Трудовое воспитание и политехническое воспитание.

    Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый компонент общего образования.
    Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
    Его главные задачи:
    – формирование интереса к производственной деятельности;
    – развитие технических способностей;
    – развитие нового экономического мышления;
    – развитие изобретательности;
    – развитие начал предпринимательства.
    Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
    Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо.
    Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, и поступках.
    Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.
    Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям собственной морали.
    Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.
    Задачи эстетического воспитания:
    – формирование эстетических знаний;
    – воспитание эстетической культуры;
    – овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
    – развитие эстетических чувств;
    – приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
    – формирование эстетического идеала;
    – формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

  7. Hubok Falcons Ответить

    Смотреть что такое “воспитание” в других словарях:

    ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а … Философская энциклопедия
    Воспитание — * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов
    Воспитание — Воспитание. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах,обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести,тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать,что гораздо правильнее. Слово воспитание … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    ВОСПИТАНИЕ — Слово воспитание представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII начала XVIII в. глагол воспитать выражал только физические значения:… … История слов
    воспитание — Образование, обучение, уход, холя. См. образование.. давать воспитание… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. воспитание образование, обучение, тренировка, вырабатывание,… … Словарь синонимов
    Воспитание —  Воспитание  ¦ Education    Преобразование человеческого детеныша, который при рождении почти не отличается от своего далекого предка, жившего десяток тысяч лет назад, в цивилизованное человеческое существо. Это предполагает, что ему по… … Философский словарь Спонвиля
    ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, воспитания, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком нибудь отношении.… … Толковый словарь Ушакова
    ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, особая отрасль человеческой деятельности, имеющая, по Марксу, целью формирование «общей природы человека в таком направлении, чтобы последний приобрел искусство и опытность в определенной отрасли труда, стал обладателем развитой … Большая медицинская энциклопедия
    воспитание — получить • действие, объект дать воспитание • действие заниматься воспитанием • действие, непрямой объект заняться воспитанием • действие, непрямой объект, начало получить воспитание • действие, объект … Глагольной сочетаемости непредметных имён
    ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты: учебно воспитательные… … Современная энциклопедия

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *