Что такое закаливание на каких физиологических явлениях оно основано?

6 ответов на вопрос “Что такое закаливание на каких физиологических явлениях оно основано?”

  1. ЛиМоНкА Ответить

    Вопрос 1. Что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме?
    Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией. Образование тепла идет в разных органах, особенно в печени и мышцах. Сохраняет тепло подкожная жировая клетчатка, она же является резервом питательных веществ. Сохранение постоянной температуры тела возможно только при условии, что количество производимого в организме тепла равно количеству тепла, отдаваемого наружу. Терморегуляцию разделяют на химическую и физическую.
    Химическая терморегуляция достигается путем изменения уровня обмена веществ; ее главная роль — образование тепла. При повышении температуры окружающей среды у человека замедляется обмен веществ, уменьшается потребность и пище, дыхание учащается, так как при выдохе организм теряет тепло. Вода обладает большой теплотой парообразования, поэтому потоотделение — эффективный путь отдачи лишнего тепла. В коже около 2 млн потовых желез, способных выделить до 12 л пота в сутки. Теплоотдача во влажной среде затруднена.
    Физическая терморегуляция происходит за счет отдачи тепла, освобождаемого в процессе жизнедеятельности, из организма в окружающую среду. С понижением температуры окружающей среды сосуды кожи рефлекторно сужаются (кожа становится бледной, к ней притекает меньше крови, теплоотдача уменьшается). При дальнейшем понижении температуры увеличивается теплопродукция за счет произвольных и непроизвольных движений (дрожь). У человека существуют специальные нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.
    Вопрос 2. Каковы признаки теплового и солнечного удара? Назовите меры первой помощи.
    Тепловой удар — болезненное состояние, возникающее в результате общего перегрева организма при длительном воздействии высокой температуры окружающей среды.
    Признаки: головокружение, тошнота, шум в ушах, головная боль, обильное потоотделение, бледность, резкая слабость, обморок, температура тела повышена (до 39—40 °С).
    До прибытия врача пострадавшего необходимо перенести в прохладное затененное место, раздеть или расстегнуть на нем одежду на голову положить холодный компресс, приподнять ноги. Если человек не потерял сознания, ему надо дать выпить холодной воды. Обернув пострадавшего для охлаждения мокрой простыней, следует обмахивать его, чтобы создать движение воздуха и увеличить испарение воды. При потере сознания, остановке сердца и дыхания необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
    Солнечный удар наступает при длительном действии прямых солнечных лучей на неприкрытую голову. Признаки и первая помощь такие же, как и при тепловом ударе.
    Вопрос 3. Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удар?
    Для предупреждения перегревания, находясь на солнце, следует прикрывать голову светлым, отражающим солнечные лучи головным убором. Желательно носить одежду по сезону, из натуральных тканей. Следует всегда хорошо проветривать помещение. Очень важно соблюдать правильный питьевой режим. Люди с неустойчивой терморегуляцией не должны подолгу находиться на солнце и в жарких помещениях. Закаливание также является средством профилактики теплового и солнечного удара.
    Вопрос 4. Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей?
    При большой потере жидкости в организме нарушается водно-солевой баланс между клетками и внутренней средой организма, необходимый для нормальной работы клеток.
    Вопрос 5. Что такое закаливание? На каких физиологических явлениях оно основано?
    Закаливание — постепенное приспособление организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, в первую очередь — холоду. Под воздействием пониженных температур, солнечных лучей обмен веществ перестраивается, в организме начинают вырабатываться защитные белки (типа интерферона ускоряется кровообращение и сердечная деятельность. В кожу поступает больше согретой внутренней крови, что предохраняет организм от переохлаждения. Повы¬шается иммунитет — способность быстро мобилизовывать свои силы. У незакаленных людей в ответ на переохлаждение возникает насморк, а у закаленных — нет.
    Вопрос 6. Каково значение закаливания для сохранения и укрепления здоровья?
    Для повышения устойчивости организма к понижению или возрастанию температуры необходимо постоянно его закаливать. В результате закаливания вырабатывается комплекс рефлексов, обеспечивающих повышение защитных сил человека. Основные способы закаливания — водные и воздушные процедуры, спортивные упражнения и т.п.
    При закаливании теплообразование происходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи, повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Благодаря закаливанию человек способен сохранять высокую работоспособность и легче переносить климатические невзгоды.
    Вопрос 7. Каковы способы закаливания?
    Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).
    Вопрос 8. Почему при загаре надо соблюдать осторожность?
    При длительном воздействии ультрафиолетовых лучей происходит гибель клеток нижележащих слоев кожи, солнечный ожог, перегревание организма. Поэтому загорать следует постепенно (дозированно).

  2. Thothis Ответить

    Вопрос 1. Что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме?
    Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется терморегуляцией. Образование тепла идет в разных органах, особенно в печени и мышцах. Сохраняет тепло подкожная жировая клетчатка, она же является резервом питательных веществ. Сохранение постоянной температуры тела возможно только при условии, что количество производимого в организме тепла равно количеству тепла, отдаваемого наружу. Терморегуляцию разделяют на химическую и физическую.
    Химическая терморегуляция достигается путем изменения уровня обмена веществ; ее главная роль — образование тепла. При повышении температуры окружающей среды у человека замедляется обмен веществ, уменьшается потребность и пище, дыхание учащается, так как при выдохе организм теряет тепло. Вода обладает большой теплотой парообразования, поэтому потоотделение — эффективный путь отдачи лишнего тепла. В коже около 2 млн потовых желез, способных выделить до 12 л пота в сутки. Теплоотдача во влажной среде затруднена.
    Физическая терморегуляция происходит за счет отдачи тепла, освобождаемого в процессе жизнедеятельности, из организма в окружающую среду. С понижением температуры окружающей среды сосуды кожи рефлекторно сужаются (кожа становится бледной, к ней притекает меньше крови, теплоотдача уменьшается). При дальнейшем понижении температуры увеличивается теплопродукция за счет произвольных и непроизвольных движений (дрожь). У человека существуют специальные нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.
    Вопрос 2. Каковы признаки теплового и солнечного удара? Назовите меры первой помощи.
    Тепловой удар — болезненное состояние, возникающее в результате общего перегрева организма при длительном воздействии высокой температуры окружающей среды.
    Признаки: головокружение, тошнота, шум в ушах, головная боль, обильное потоотделение, бледность, резкая слабость, обморок, температура тела повышена (до 39—40 °С).
    До прибытия врача пострадавшего необходимо перенести в прохладное затененное место, раздеть или расстегнуть на нем одежду на голову положить холодный компресс, приподнять ноги. Если человек не потерял сознания, ему надо дать выпить холодной воды. Обернув пострадавшего для охлаждения мокрой простыней, следует обмахивать его, чтобы создать движение воздуха и увеличить испарение воды. При потере сознания, остановке сердца и дыхания необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
    Солнечный удар наступает при длительном действии прямых солнечных лучей на неприкрытую голову. Признаки и первая помощь такие же, как и при тепловом ударе.
    Вопрос 3. Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удар?
    Для предупреждения перегревания, находясь на солнце, следует прикрывать голову светлым, отражающим солнечные лучи головным убором. Желательно носить одежду по сезону, из натуральных тканей. Следует всегда хорошо проветривать помещение. Очень важно соблюдать правильный питьевой режим. Люди с неустойчивой терморегуляцией не должны подолгу находиться на солнце и в жарких помещениях. Закаливание также является средством профилактики теплового и солнечного удара.
    Вопрос 4. Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей?
    При большой потере жидкости в организме нарушается водно-солевой баланс между клетками и внутренней средой организма, необходимый для нормальной работы клеток.
    Вопрос 5. Что такое закаливание? На каких физиологических явлениях оно основано?
    Закаливание — постепенное приспособление организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, в первую очередь — холоду. Под воздействием пониженных температур, солнечных лучей обмен веществ перестраивается, в организме начинают вырабатываться защитные белки (типа интерферона ускоряется кровообращение и сердечная деятельность. В кожу поступает больше согретой внутренней крови, что предохраняет организм от переохлаждения. Повы¬шается иммунитет — способность быстро мобилизовывать свои силы. У незакаленных людей в ответ на переохлаждение возникает насморк, а у закаленных — нет.
    Вопрос 6. Каково значение закаливания для сохранения и укрепления здоровья?
    Для повышения устойчивости организма к понижению или возрастанию температуры необходимо постоянно его закаливать. В результате закаливания вырабатывается комплекс рефлексов, обеспечивающих повышение защитных сил человека. Основные способы закаливания — водные и воздушные процедуры, спортивные упражнения и т.п.
    При закаливании теплообразование происходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи, повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Благодаря закаливанию человек способен сохранять высокую работоспособность и легче переносить климатические невзгоды.
    Вопрос 7. Каковы способы закаливания?
    Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).
    Вопрос 8. Почему при загаре надо соблюдать осторожность?
    При длительном воздействии ультрафиолетовых лучей происходит гибель клеток нижележащих слоев кожи, солнечный ожог, перегревание организма. Поэтому загорать следует постепенно (дозированно).

  3. Mokus Ответить

    Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Терморегуляция организма. Закаливание
    § 41. Терморегуляция организма. Закаливание

    1. Что такое терморегуляция?
    2. Почему для поддержания постоянной температуры
    3. тела необходимы рецепторы холода и рецепторы тепла?
    4. Что надо делать при солнечном и тепловом ударе?
    5. Что такое закаливание и как его осуществлять?

    Выработка тепла и теплоотдача.
    Терморегуляцией называется уравновешивание выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду. Повышение или понижение выработки тепла регулируется нервно-гуморальным путем. При понижении температуры окружающей среды происходит повышение интенсивности обмена веществ и усиление теплопродукции. При повышении температуры окружающей среды теплопродукция снижается. В теплоотдаче главную роль играет кожа. При повышении температуры внешней среды раздражаются тепловые рецепторы кожи и рефлекторно расширяются кровеносные капилляры — кожа краснеет, начинается потоотделение. При расширении сосудов через кожу протекает большее количество крови, усиливается теплоотдача и температура тела снижается. Этим устраняется опасность перегрева.
    Холод раздражает холодовые рецепторы. Потоотделение при этом уменьшается, происходит сужение кровеносных сосудов, тепла отдается меньше. Температура во внутренней среде организма (и, следовательно, температура крови) повышается. Параллельно происходит усиление теплообразования. Таким образом, и здесь действуют механизмы саморегуляции: отклонение температуры тела от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие нормальную температуру. Контроль за поддержанием верхней температурной границы осуществляют тепловые рецепторы, нижней — рецепторы холода.
    Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. При неблагоприятных внешних условиях возможны нарушения терморегуляции. Так, при высокой температуре и большой влажности воздуха, особенно в сочетании с физической нагрузкой может произойти перегревание организма.
    Опасное для здоровья перегревание организма называется тепловым ударом. В этом случае температура тела поднимается до 39—40 °С, возникают головокружение, головная боль, шум в ушах, обильное потоотделение, бледность, резкая слабость, вплоть до потери сознания. Частота дыхания и сокращений сердца резко увеличены, возможны судороги.
    При длительном пребывании с непокрытой головой под прямыми солнечными лучами может произойти солнечный удар — перегревание головы. Болезненные явления при этом сходны с теми, что возникают при тепловом ударе, но могут развиваться даже без повышения температуры и влажности окружающего воздуха.
    Первая помощь при тепловом и солнечном ударе заключается в том, чтобы уложить пострадавшего в прохладном месте, приподняв его голову и расстегнув одежду. Чтобы увеличить отдачу тепла, на его лоб и область сердца кладут смоченную прохладной водой ткань или полиэтиленовый пакет с холодной водой. Если человек не потерял сознание, ему дают пить крепкий чай, холодную воду. При потере сознания и нарушении дыхания производят искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (см. § 29).
    Закаливание.
    Постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь холоду, называют закаливанием. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуляции, укрепляется иммунная система. В целях закаливания организм постепенно подвергается действию низких температур воды и воздуха, осторожному облучению солнцем.
    Что происходит при охлаждении тела, например при купании в реке? Сначала сужаются кожные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. Учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление крови, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц, ведущий к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Вслед за этим кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция начинает превышать потерю тепла. При дальнейшем охлаждении кожа вновь бледнеет, губы синеют, по телу пробегает крупная дрожь (так называемый вторичный озноб) — это признаки опасного для здоровья переохлаждения.
    Закаливание поддерживается регулярными закаливающими процедурами. Если их прервать, устойчивость к холоду вновь снизится. После какого-либо заболевания интенсивность и продолжительность закаливающих воздействий следует возобновлять постепенно.
    Способы закаливания.
    Закаливание водой в домашних условиях начинают с температуры примерно 28—30 °С и снижают ее каждые 2—3 дня на градус, доводя до 15—18 °С. Обтирать тело следует тканью или губкой, начиная с верхней части туловища. Заканчивают процедуру обтиранием тела полотенцем в направлении от конечностей к сердцу. В последующем можно перейти к обливанию или прохладному душу.
    Людям, которые склонны к простудным заболеваниям, рекомендуется дополнительно закаливание ног и полоскание горла холодной водой. Ноги погружают в воду комнатной температуры на 1—2 мин, а затем растирают. Температуру воды постепенно доводят до 10 °С. Можно попеременно на 1—2 мин погружать обе ступни в воду с температурой 40 и 15 °С с последующим их растиранием. Полезно летом ходить босиком по песку, рыхлой земле.
    Воздушные ванны (14—20 °С) тоже являются полезными закаливающими процедурами, которые целесообразно сочетать с активными движениями. Их продолжительность следует постепенно увеличивать от 3—5 мин до часа.
    Солнечные ванны (загар). Продолжительность солнечных ванн первоначально не должна превышать 5—10 мин. Увеличивать время пребывания на солнце следует на несколько минут в день. В дальнейшем можно загорать около часа, но с перерывами для отдыха в тени.
    Не следует стремиться быстро приобрести красивый равномерный загар, так как, кроме ожогов кожи, это может привести к обострению хронических заболеваний, к возникновению злокачественных опухолей кожи и внутренних органов. Наиболее рациональное время для загорания на юге — с 8 до 11 ч, в средней полосе — с 10 до 12 ч.
    Благодаря закаливанию человек способен сохранять высокую работоспособность и легче переносить климатические невзгоды.

    Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, закаливание.

    1. Что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме?
    2. Каковы признаки теплового и солнечного удара? Назовите меры первой помощи.
    3. Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удар?
    4. Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей?
    5. Что такое закаливание? На каких физиологических явлениях оно основано?
    6. Каково значение закаливания для сохранения и укрепления здоровья?
    7. Каковы способы закаливания?
    8. Почему при загаре надо соблюдать осторожность?

    1. Объясните, почему в коже имеются тепловые и холодовые рецепторы, а не один — температурный.
    2. Напишите в таблице, что будет происходить при раздражении теплового рецептора кожи, а что — при раздражении холодового рецептора.
    Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
    Содержание урока
    конспект уроку и опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы и интерактивные технологии
    закрытые упражнения (только для использования учителями)
    оценивание
    Практика
    задачи и упражнения,самопроверка
    практикумы, лабораторные, кейсы
    уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
    домашнее задание
    Иллюстрации
    иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
    рефераты
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    внешнее независимое тестирование (ВНТ)
    учебники основные и дополнительные
    тематические праздники, слоганы
    статьи
    национальные особенности
    словарь терминов
    прочие
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  4. МиЛеНа Ответить

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат — проводятся на протяжении всей жизни ребенка. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнас­тика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.
    Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и поэтому ограниченно ис­пользуются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка детей и они приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, сауна).
    Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздей­ствия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диф­фундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по срав­нению с таковой у взрослых существенно выше).
    Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17—18 ч, спустя 30—40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха 17—18 °С с после­дующим снижением до 12—13 °С (для детей, хорошо перено­сящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеан­сов составляет для младшей группы ДОУ 5 мин, для средней — 10 мин, для старшей и подготовительной — 15 мин. Макси­мальная продолжительность воздушных ванн 30—40 мин в младшей группе, 45 мин — в средней и 1 ч — в старшей и подготовительной группах. Вначале дети дошкольного возрас­та принимают воздушную ванну в трусах, майках, носочках, тапочках; через 2 нед — в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.
    Противопоказаниями к применению воздушных ванн явля­ются острые инфекционные заболевания, повышенная темпе­ратура тела у ребенка, острые респираторные заболевания.
    Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.
    В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 ч. Продолжительность первой ван­ны для детей 1-го года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 до 3 лет — 5 мин, 4—7 лет — 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30— 40 мин. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ре­бенок перестает двигаться, «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.
    Противопоказания к такому закаливанию — острые инфек­ционные заболевания, повышенная температура тела.
    Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно про­водить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и сред­них широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях обра­зовательных и лечебно-профилактических учреждений.
    Водные процедуры делятся на влажные обтирания, облива­ние, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопро­водностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.
    Обтирания и обливания — наиболее доступные для прове­дения в детских коллективах процедуры. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем про­ксимальные, сначала верхние конечности — от пальцев к пле­чу, затем ноги — от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Обливание голеней и стоп начинают водой температуры 28 °С, затем снижая ее на 1 °С в неделю. Нижние пределы тем­пературы воды — 18 °С. Продолжительность процедуры 20—30 с. По окончании обливания ноги вытирают насухо.
    ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
    По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром еже­годно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную
    Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают (интен­сивный бег заменяют ходьбой и легким бегом, уменьшают повторяемость упражнений, ограничивают выполнение сило­вых упражнений). Учащиеся, относящиеся к специальной ме­дицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию.
    Медицинская характеристика группы
    Обязательные виды занятий
    Дополнительные виды занятий и общие рекомендации
    Основная группа
    Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные
    Подготовительная группа
    Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные
    Специальная группа
    Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы
    Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
    Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключение упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму; сдача некоторых контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
    Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
    Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время
    Занятия в секциях общей физической подготовки, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендациям врача, медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности
    Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил самоконтроля; индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача; медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья
    Дети и подростки, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным пред­метам, временно освобождаются от уроков физической культуры на сроки, предусмотренные втаблице.
    Заболевание
    Сроки с начала посещения школы, дни
    Примечания
    Ангина
    Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей
    Отит острый
    Пневмония
    Плеврит
    Грипп
    Острые инфекционные заболевания
    Острый нефрит
    Гепатит инфекционный
    Аппендицит (после операции)
    Перелом костей конечностей
    Сотрясение мозга
    14 – 28
    7 – 21
    14 – 28
    30 – 60
    30 – 60
    14 – 28
    30 – 60
    56 – 360
    30 – 60
    30 – 90
    60 и более, до года
    Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)
    При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердечно-сосудистой системы
    Обязательно продолжение занятий лечебной гимнастикой, начатой в период лечения
    В зависимости от тяжести и характера травмы
    При гигиенической оценке организации урока физической культуры школьников учитывают следующее:
    1) соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;
    2) методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки;
    3) выполнение физических упражнений, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки;
    4) соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели;
    5) проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;
    6) выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
    Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключением лыжной подготовки и плавания). Уроки физкуль­туры нежелательно проводить в первые и последние часы учеб­ного дня. В недельном расписании предпочтительно их вклю­чать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).
    Медицинский контроль урока физической культуры осуще­ствляется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации частоты пульса до начала урока, в конце его струк­турных частей и в восстановительном периоде.
    Занятия с детьми специальной медицинской группы (СМГ) имеют свои особенности. С детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в состоянии здоровья, занятия физической культурой организуют непосредственно в школе. Такие занятия планируют в расписании и проводят до и пос­ле уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.
    Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и офор­мляются приказом директора школы. Минимальное число уча­щихся в группе — 10 человек. Целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1—2-х, 3—4-х, 5— 6-х, 7—10(11)-х классов. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то объединяют учеников трех или четырех: 1—4-х, 5—8-х, 9—10(11)-х классов. На занятиях необ­ходимо строго дифференцировать нагрузки с учетом индиви­дуального подхода к учащимся.
    Внутри группы детей распределяют на «сильную» (А) и «слабую» (Б) подгруппы, что позволяет осуществлять педаго­гический процесс и добиваться эффективного решения оздо­ровительных задач. Принадлежность ребенка к подгруппам А и Б определяет врач. В подгруппу А включают учащихся с откло­нениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающих двигательны­ми навыками, а также школьников, временно отнесенных к СМГ, для полного восстановления после перенесенного забо­левания или травмы.
    В подгруппу Б включают учащихся с необратимыми пато­логическими изменениями, с часто обостряющимися хрони­ческими заболеваниями, аномалией развития двигательного аппарата. Численность группы А, как правило, превалирует над численностью второй.
    Межшкольные (кустовые) СМГ комплектуют по нозологи­ческому признаку: а) хроническая патология сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигатель­ного аппарата и аномалии рефракции.
    Посещение таких занятий учащимися является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ве­дущего эти занятия, или классного руководителя и контроли­руется заместителем директора школы или врачом. Школьни­ки, отнесенные к СМГ, проходят дополнительное обследова­ние в течение учебного года. Детей и подростков со значитель­ными отклонениями в состоянии здоровья, если это возмож­но, направляют на занятия ЛФК в лечебно-профилактические учреждения или назначают им соответствующее лечение и наблюдение.
    Физическая подготовка детей СМГ условно делится на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный пе­риод обычно занимает всю первую четверть. Его задачи — по­степенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем, а также всего организма к выполнению физической на­грузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; обучение элементарным навыкам са­моконтроля. В подготовительном периоде рекомендуется выпол­нять общеразвивающие упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки, упражнения в равновесии, эле­менты баскетбола (передача, остановка мяча, бросок в кольцо с места), подвижные игры малой интенсивности. В этот пери­од на уроках особое внимание должно уделяться обучению правильного сочетания дыхания с упражнениями.
    Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от адаптационных возможностей организма учащихся, физичес­кой работоспособности, состояния здоровья. Его задачи — освоение основных двигательных умений и навыков по программе физической культуры для школьников специальной медицин­ской группы, повышение общей тренированности и функци­ональной способности организма переносить физическую на­грузку. В содержание уроков этого периода постепенно вклю­чается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ.
    Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, строятся по обычной схеме: ввод­ная, основная и заключительная части. Вводная часть урока при­звана организовать учащихся, ознакомить с содержанием за­нятий, создать благоприятное эмоциональное настроение, спо­собствовать постепенной функциональной подготовке организ­ма к повышенным нагрузкам. Во вводной части урока уместны различные упражнения с изменением ритма, простейшие за­дания на координацию движений, ускоренная ходьба, бег (от 15 с до 2 мин), танцевальные шаги. Продолжительность ввод­ной части колеблется от 3—6 до 10—15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основ­ном короче.
    Основная часть урока должна способствовать гармонично­му общему и специальному развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма в целом, воспитанию двига­тельных умений и навыков, а также морально-волевых качеств. В начале основной части целесообразно использовать упраж­нения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. Продолжительность основной части урока колеблет­ся от 25 до 35 мин.
    Заключительная часть урока должна способствовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Целесообразно применять простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, ды­хательные упражнения и обязательно отдых сидя.
    Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Про­должительность заключительной части 5—10 мин. При 30-минутном уроке продолжительность его частей со­кращается и составляет 5—7, 15—18,5 и 5—7 мин.
    Эффективность уроков физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп определяется по выпол­нению контрольных тестов, а для ослабленных и больных де­тей (специальная медицинская группа) по течению основно­го заболевания, качеству выполнения функциональных проб, физической работоспособности. При их положительной дина­мике врач школы решает вопрос о переводе ребенка из спе­циальной в подготовительную медицинскую группу.
    Эффективность физического воспитания зависит от состо­яния среды, в которой проходят физкультурные занятия.
    Загрязнение воздуха помещений в период занятий бывает особенно интенсивным. Более 400 веществ антропотоксического характера может находиться в воздушной среде. Это продукты обмена веществ, а также вредные примеси, выделяющиеся из полимерных материалов, которыми отделаны помещения.
    При контроле воздушной среды можно ориентироваться на следующие нормативы: содержание углекислого газа не должна превышать 0,1%, запыленность – 1,75 млн пылинок в 1м3 воздуха, окисление воздуха 6-9 мг кислорода на 1м3, обсемененность микроорганизмами 4000 микробов на 1м3.
    Спортивные шумы сопровождают занятия физической культурой и спортом, их интенсивность измеряется в пределах 50 – 129 дБА. Нормами допускается в спортивных залах для видов спорта с музыкальным сопровождением уровень шума не более 50 дБА. Нормами искусственного освещения для образовательных школ предусматривается освещенность в спортивных залах при использовании ламп накаливания – 150 лк и люминесцентных ламп – 200 лк.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *