Что такое здоровье человека по определению принятому всемирной организацией здравоохранения?

7 ответов на вопрос “Что такое здоровье человека по определению принятому всемирной организацией здравоохранения?”

  1. Zunos Ответить

    «По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946г.). Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье… «Девять ступеней к здоровью», статья «Как обычно понимают здоровье?» с. 22-23 (Москва Бином, 1997г.)…
    … В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором уже дана новая концепция здоровья как: «степени способности индивида или группы с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.»
    «По определению, принятому в 1948 г. Всемирной организа­цией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телес­ного, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней и повреждений.
    В последние годы (девяностые) Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено более конкретное определение здоровья. «Здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблаго­приятным воздействиям и достаточная способность адаптиро­ваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» [Сердюковская Г.Н., 1979]. Были предложены для детей 5 групп здоровья, но по существу только 1-я группа характеризовала здоровых, а 2—5-я группы говорили о болезни. Это доказывает, что развитие отечественной педиатрической науки было направлено, главным образом, на изучение различных заболе­ваний и сейчас учение о многих, сложнейших проблемах пато­логии детского возраста, о заболеваниях, иногда исключитель­но редких, не определяющих общего уровня здоровья детского населения, ушло далеко вперед и мы знаем о каждом детском заболевании существенно больше, чем о здоровом ребенке в целом.»
    (Детская спортивная медицина под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева –М.: медицина. – 1991.-560с.)
    «Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внеш­ней среде. Это возможность адаптировать­ся в изменяющейся внешней среде, при­спосабливаться к росту и старению, к ле­чению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти» (Illich. I., 1977).
    «Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует пу­тать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».
    Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособле­ния к окружающей среде.
    Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его вы­носливость и его реакции.
    Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работо­способности и морфологического разви­тия на данном этапе; 2) наличие хрониче­ских заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, воз­можность приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранение оп­ределенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ды, реакции организма на воздействие внешней среды.
    Следует отметить, что сильный внеш­ний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологи­ческий режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интен­сивная работа. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функция­ми — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные им­пульсы и т.д.
    Одной из возможных причин возник­новения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала доста­точных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает понижен­ную реакцию. Если раздражитель превы­шает предел достигнутой тренированно­сти, клетка вступает в патологический ре­жим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.
    Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных мате­риалов (аминокислот, витаминов, микро­элементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).
    Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эн­докринной системы, накопление метабо­литов, микробных токсинов и др., кото­рые тормозят действие ферментов.
    Кроме того, причиной могут стать пря­мые повреждения клеток (генов) из-за ра­диации, отравлений и др. Это самая тяже­лая патология.
    Изменение внешней среды также ме­няет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточ­ного организма составляют органы (функ­циональные системы) пищеварения, раз­множения, движения, восприятия раздра­жений, регулирования и пр.
    Особое внимание следует уделить ор­ганам регуляции (ЦНС), которые в про­цессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.
    Условно можно выделить первую регу­лирующую систему (I PC) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регули­рующая система (II PC) — эндокринные железы; третья (III PC) — вегетативная нервная система; четвертая (IV PC) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи орга­низма с внешней средой. В IV PC пред­ставлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степе­ни, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.
    В функциональном отношении все ре­гулирующие системы (PC) связаны между собой прямыми и обратными связями.
    Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомиче­ски органы четко отделены, физиологиче­ски же они участвуют в совершенно раз­ных функциях.
    Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.
    Важным фактором в возникновении болезней является психика. Значение нервного фактора в возник­новении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у лю­дей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматри­вать «систему напряжения» как важней­шую по своему влиянию на здоровье и бо­лезни.

  2. КласснаяЧика Ответить

    Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.
    Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.
    Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.
    Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.
    Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.
    Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.
    Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».
    Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.
    Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).
    Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.
    Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.
    Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.
    Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.
    Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.
    Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.
    Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
    В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
    Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
    Групповое здоровье – здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.
    Здоровье населения – здоровье людей, живущих на определенной территории.
    Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).
    Потенциал общественного здоровья – мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.
    Индекс общественного здоровья – соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.
    Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.
    К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

  3. Bcedда B 0н/|auнe Ответить

    В
    устав Всемирной организации здравоохранения
    (ВОЗ) включено определение здоровья как
    состояния полного физического, духовного
    и социального благополучия, а не только
    отсутствие болезней и физических
    дефектов
    .1
    Для
    практического использования мы будем
    использовать определение
    здоровья как состояние человека, имеющее
    физические, психологические и социальные
    параметры, каждый из которых может быть
    представлен в виде континуума с
    положительным и отрицательным полюсами
    2.
    Положительный
    полюс (хорошее здоровье) характеризуется
    способностью выдерживать воздействия
    неблагоприятных факторов, а отрицательный
    полюс (плохое здоровье) характеризуется
    болезненностью и летальностью.

    Индивидуальное
    здоровье оценивается по субъективным
    (самочувствие, самооценка) и объективным
    (отклонение от нормы, отяжеленная
    наследственность, наличие генетического
    риска, резервные возможности, физическое
    и психическое состояние) критериям.

    При
    комплексной оценке индивидуального
    здоровья население подразделяется на
    группы здоровья:
    1
    группа – здоровые лица (не болевшие в
    течение года или редко обращающиеся к
    врачу без потери трудоспособности);
    2
    группа – практически здоровые лица с
    функциональными и некоторыми
    морфологическими изменениями или редко
    болевшие в течение года (единичные
    случаи острых заболеваний);
    3
    группа – больные с частыми острыми
    заболеваниями (более 4х случаев и 40
    дней нетрудоспособности в году);
    4
    группа – больные с длительно текущими
    хроническими заболеваниями (компенсированное
    состояние);
    5
    группа – больные с обострением длительно
    текущих заболеваний (субкомпенсированное
    состояние).

    2. Определение понятия – общественное здоровье.

    Определения,
    данные Минздравом РФ:
    Общественное
    здоровье – медико-социальный ресурс и
    потенциал общества, способствующий
    обеспечению национальной безопасности.

    Здоровье
    населения – медико-демографическая и
    социальная категория, отражающая
    физическое, психическое, социальное
    благополучие людей, осуществляющих
    свою жизнедеятельность в рамках
    определённых социальных общностей.

    Основу
    оценки состояния общественного здоровья
    составляет учет и анализ:

    числа
    случаев заболеваний, травм и отравлений
    выявленных впервые или обострившихся
    случаев хронической патологии;

    числа
    инвалидов впервые установленных и
    всего состоящих на учете;

    числа
    случаев смерти;

    данных
    физического развития.

    3. Факторы, обуславливающие здоровье населения.

    Факторы
    риска – это потенциально опасные для
    здоровья факторы поведенческого,
    биологического, генетического,
    экологического, социального характера,
    окружающей и производственной среды,
    повышающие вероятность развития
    заболеваний, их прогрессирование и
    неблагоприятный исход.

    В
    отличие от непосредственных причин
    возникновения и развития заболеваний,
    факторы риска создают неблагоприятный
    фон, т.е. способствуют возникновению и
    развитию заболевания.
    Однако
    следует учитывать, что эти категории
    тесно взаимосвязаны друг с другом.
    Ю.П.
    Лисицин (1989 г.) определил, что влияние
    факторов определяющих здоровье
    соотносится в следующей пропорции:

    на
    долю образа жизни приходится 50-55%;

    на
    внутренние наследственно-биологические
    факторы (предрасположенность к
    наследственным заболеваниям) – 18-22%;

    на
    факторы окружающей среды (загрязнение
    воздуха, воды, почвы канцерогенными и
    другими вредными веществами, резкая
    смена атмосферных явлений, радиационное
    излучение, географическое расположение
    местности) – 17-20%;

    уровень
    развития ЗО (обеспечение населения
    лекарственными препаратами, качество
    и своевременность оказания медицинской
    помощи, развитие материально- технической
    базы, проведение профилактических
    мероприятий) – 8-12 процентов.

  4. Ходячая энциклопедия Ответить

    • Демографические показатели
    • Заболеваемость
    • Инвалидность
    • Физическое развитие
    • Отчисление валового национального продукта на здравоохранения
    • Доступность первичной медицинской помощи
    • Охват населения МП
    • Уровень иммунизации
    • Уровень детской и материнской смертности
    • Состояние питания детей
    • Средняя продолжительность предстоящей жизни
    • Гигиеническая грамотность населения
    Индивидуальная оценка здоровья:
    Ресурсы здоровья -это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону.
    Потенциал здоровья -это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на внешние факторы.
    Баланс здоровья –это равновесие между потенциалом здоровья и действующими на него факторами
    • Обычно выделяют 5 групп здоровья
    Здоровье в системе общественных потребностей:
    • Пирамида потребностей – это ранжированные по степени важности потребности в общей иерархии. В основании лежат физиологические потребности человека, на вершине- потребность людей в самовыражении, в самореализации и самоутверждении.
    • Потребность в здоровье занимает приоритетное место: это основа существования человека. То есть здоровье -это мера жизни.
    • Лишь по мере потери здоровья начинается осознание его, как главной жизненной ценности в системе человеческих потребностей.
    • Различают насыщаемые и не насыщаемые потребности. К насыщаемым потребностям относится пища, к не насыщаемым -тяга к познанию.Потребность в здоровье является насыщаемой (до определенного возраста), в то же время качество методов и средств лечения не ограничены заранее заданным пределом.
    • Потребность в здоровье бывает индивидуальной, семейной, групповой и общественной.
    • Наибольшую значимость потребность в здоровье имеет в странах с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь сама потребность в здоровье становится системообразующим фактором.
    • Капитал-это сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе экономической деятельности.
    • «Человеческий капитал»- это воплощенные в рабочей силе здоровье, образование, квалификация. В соответствии с этим, уровень здоровья определяет в значительной степени величину человеческого капитала.
    • До 20 летнего возраста в среднем расходы на здоровье составляют до 200 тыс. долларов. К 40 годам расходы полностью компенсируются, к 60 годам доход составляет около 200 тыс. долларов. Это по минимуму.
    • Согласно современным подсчетам денежный эквивалент человеческого капитала, необходимый для свободного развития человека составляет 1,5 млн долларов США.
    Здоровье, как основа безопасности страны:
    • В соответствие с этой концепцией обосновывается необходимость инвестиций в здоровье человека.
    • Высокий уровень здоровья индивида, семьи, общества реализуется в создании большого социально-экономического потенциала нации. Здоровье нации влияет на количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов, потенциал деятельности, ВВП и национальный доход.
    • Недооценка роли здоровья чревата снижением рождаемости и продолжительности жизни, увеличением смертности, что сопровождается падением качества жизни и приводит к замедлению социально-экономического развития общества и снижению его места в мировом пространстве.
    • Здоровье нации является не только целью, но и одним из условий современного экономического роста и безопасности страны.
    • На охрану здоровья в развитых странах расходуется 9-10% от ВВП, развивающихся странах 2,5% ВВП. В США на одного жителя расходуется 2765 долларов в год, Франции 1850 дол, Германии 1511 дол.
    • В России-159 долларов; около 4 % ВВП, из них около 50% за счет личных средств населения.
    Взаимосвязь здоровья с уровнем и качеством жизни:
    • Качество жизни – это обобщающая социально-экономическая категория, посредством которой оценивается качественный уровень потребления населением товаров и услуг, возможность удовлетворять духовные интеллектуальные, культурные потребности, а также здоровье, условия окружающей среды, душевный комфорт и др.
    • Совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому социально-экономическому уровню развития определяет уровень жизни.
    • Между уровнем жизни и здоровьем существует тесная взаимосвязь.
    • Высокий уровень жизни позволяет поддерживать здоровье с использованием современных технологий.
    • В то же время хорошее здоровье способствует высокой работоспособности и повышению уровня жизни.
    • Поэтому, охрану и укрепление здоровья необходимо относить к одному из базовых способов повышения уровня жизни.
    Комплекс условий для повышения уровня здоровья и жизни:
    • Формирование безопасной и здоровой среды;
    • Обеспечение здорового образа жизни.
    • Создание более лучших здоровых условий для проживания, работы и отдыха.
    • Возможность проведения активного досуга.
    • Освоение новых оздоровительных технологий.
    • Государственная и общественная поддержка здоровья.
    • Формирование нового мировоззрения на здоровье как основной системообразующий фактор на всех уровнях общества
    • Фактор здоровья все больше становится показателем достигнутого уровня качества жизни.
    Индекс развития человека объединяет показатели:
    • Национального дохода на душу населения
    • Образовательного уровня взрослых.
    • Ожидаемой продолжительности жизни.
    • Формирование здоровья происходит под воздействием множества факторов и определяется образом жизни.
    Факторы риска:
    Потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболевания, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
    Группировка обусловливающих здоровье факторов риска:
    Сферы влияния факторов
    Группы факторов риска
    Удельный вес (в %) ФР
    Образ жизни
    Генетика
    биология человека
    Внешняя среда
    Здравоохранение
    Курение. Употребление алкоголя
    Несбалансированное питание. Стрессовые ситуации (дистрессы). Вредные условия труда. Гиподинамия
    Плохие материально-бытовые условия
    Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
    Непрочность семей, одиночество
    Низкий культурный и образовательный уровень
    Высокий уровень урбанизации и пр.
    Предрасположенность к наследственным болезням
    Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям)Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха. Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды. Загрязнение почвы
    Резкая смена атмосферных процессов
    Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения
    Неэффективность профилактических мероприятий
    Низкое качество медицинской помощи
    Несвоевременность медицинской помощи
    49-53
    18-22
    17-20
    8-10
    Образ жизни и здоровье:
    • «Здоровый образ жизни (ЗОЖ)» можно определить как систему разнообразных типических форм поведения, которая формируется в конкретных микро и макро условиях, обладает внутренним единством и ориентацией на здоровье в рамках концепции качества жизни.
    • Необходимо формировать моду на ЗОЖ, индивидуальную ответственность за собственное здоровье, здоровье детей и близких. Для формирования ЗОЖ необходимо необходима разработка его концептуальных основ.
    • Революционный переход на ЗОЖ вряд ли целесообразен! Необходим поэтапный, научно обоснованный физиологический переход на ЗОЖ, не сопровождающийся насилием и стрессом!
    Факторы, определяющие здоровый образ жизни:
    Объективные причины
    качество окружающей среды
    условия труда (санитарно-гигиенические и социально-психологические)
    уровень доходов
    жилищные условия
    доступность приобретения продуктов питания, спортивных товаров
    развитость инфраструктуры (транспорт, бытовое обслуживание, магазины, поликлиники, спортзалы, кинотеатры и др.)
    Здоровый образ жизни:
    А.Создание условий для развития здоровья:
    рациональное питание
    двигательная активность
    рациональное использование внерабочего времени, организация досуга
    рациональное отношение к здоровью
    характер межличностных отношений
    Б.Ограничение вредных привычек, (НЕ):
    курение,
    алкоголь,
    гиподинамия
    избыточный вес
    Субъективные факторы:
    удовлетворенность местом проживания
    содержанием труда, санитарно-гигиеническими и психологическими условия труда
    жилищными условиями
    уровнем доходов
    возможностями отдыха и лечения
    возможностями для занятий физкультурой и спортом;
    Развитость
    социально-культурных потребностей
    уровень информированности
    о ценности здоровья в ряде других ценностей

  5. MrJake Ответить

    Здоровье с философских позиций можно рассматривать в соотношениях категорий как качества, так и количества.
    С юридической точки зрения здоровье может быть выражено в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им.
    С социально-экономических позиций «здоровье человека», «здоровье населения» рассматриваются как категории физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей.
    Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, отражает уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда.
    Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях забо-леваемости и инвалидности, отражает нарушения в структурах и функциях организма, изменения адаптивных возможностей.
    Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные
    резервы — по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.
    Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в санитарной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее, оно включает совокупность природных и антропогенных факторов.
    Природные (естественноприродные) факторы характеризуют воздействие на человека климатических, геологических и биологических особенностей местности. Значительная часть населения России проживает в неблагоприятных природных условиях. Этот сложный комплекс факторов, формирующих условия жизни, труда, в реальных условиях объединен многообразными взаимными связями. По В. Ф. Протасову (2000), быт оказывает влияние через жилище, одежду, питание, водоснабжение, развитость инфраструктуры сферы обслуживания, обеспеченность отдыхом и условиями его проведения и т. д.
    Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья.
    На конференции ООН в 1972 г. в Стокгольме была принята декларация, в которой говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, дающей ему физическую основу для жизни и возможность интеллектуального, морального, обществен-
    ного и духовного развития. Таким образом, для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, в том числе права на жизнь, важное значение имеют два аспекта — природная среда и та, которую создал человек.
    В этом секторе условий жизни в конце XX — начале XXI столетия сконцентрированы наиболее опасные для человека тенденции, т. к. исчерпание природных ресурсов и загрязнение природной среды происходят быстрее, чем люди успевают заменять их искусственными условиями. Наибольшую остроту эти тенденции приобрели в крупных промышленных регионах, городах.
    Существенное влияние на здоровье населения оказывают социальный стресс, психологическое напряжение, охватившее массы людей, обусловленное ускорением темпа жизни и социальных перемен.
    Здоровье населения служит одним из важнейших критериев оценки качества окружающей среды и индикатором ее благоприятности для жизнедеятельности человека. Многие исследователи отмечают, что загрязнение внешней среды породило деградацию здоровья населения, приобретающую характер национальной катастрофы.
    Здоровье конкретного человека определяется сбалансированностью обмена веществ в организме, направленной на поддержание гомеостаза — физиологических механизмов, обеспечивающих устойчивость живых систем и относительное постоянство их химических и физикохимических свойств (П. Д. Горизонтов, 1981). Эта особая устойчивость не характеризуется стабильностью процессов, однако в условиях «нормы» колебания физиологических показателей ограничены сравнительно узкими пределами.

  6. Cezius Ответить

    Важнейшей
    ценностью для человека является здоровье.
    В преамбуле Устава Всемирной Организации
    Здравоохранения (ВОЗ) указано: “Здоровье
    – это состояние полного физического,
    душевного и социального благополучия,
    а не только отсутствие болезни или
    физических дефектов”.
    В
    медико-биологической литературе даются
    различные определения здоровья, каждое
    из которых подчеркивает важность того
    или иного аспекта в комплексной
    характеристике этого состояния организма.
    Из определений понятия здоровье очевидно,
    что оно отражает качество приспособления
    организма к условиям внешней среды и
    представляет итог процесса взаимодействия
    человека и среды обитания. Очевидно
    также, что состояние здоровья формируется
    в результате взаимодействия экзогенных
    (природных и социальных) и эндогенных
    факторов (наследственность, конституция,
    пол, возраст).
    Наиболее
    полно характеристика понятия здоровья
    дана и в определении одного из
    основоположников науки о здоровье
    Петленко В.П.: “Здоровье представляет
    собой нормальное психосоматическое
    состояние человека, способное реализовать
    свой потенциал телесных и духовных сил
    и оптимально удовлетворить систему
    материальных, духовных и социальных
    потребностей”.
    Здоровье
    – многокомпонентное понятие. Целесообразно
    выделение следующих компонентов
    здоровья.
    Соматическое
    здоровье – текущее состояние органов
    и систем органов человеческого организма.
    Основой соматического здоровья является
    биологическая программа индивидуального
    развития человека. Эта программа развития
    опосредована базовыми потребностями,
    доминирующими у него на различных этапах
    онтогенеза. Базовые потребности, с одной
    стороны, служат пусковым механизмом
    развития человека (формирование его
    соматического здоровья), а с другой –
    обеспечивают индивидуализацию этого
    процесса.
    Физическое
    здоровье – важнейший компонент в сложной
    структуре состояния здоровья человека.
    Он обусловлен свойствами организма как
    сложной биологической системы. Как
    биологическая система организм обладает
    интегральными качествами, которыми не
    обладают ее отдельные составляющие
    элементы (клетки, ткани, органы и системы
    органов). Эти элементы вне связи между
    собой не могут поддерживать индивидуальное
    существование.
    Кроме
    того, организм обладает способностью
    сохранять индивидуальное существование
    за счет самоорганизации. К проявлениям
    самоорганизации относятся способность
    к самообновлению, саморегулированию и
    самовосстановлению.
    Самообновление
    связано с постоянным взаимным обменом
    организма с внешней средой веществом,
    энергией и информацией. Организм человека
    – это система открытого типа. В процессе
    самообновления организм поддерживает
    свою упорядоченность и препятствует
    своему разрушению.
    Физическое
    здоровье обусловливается способностью
    организма к саморегулированию. Совершенная
    координация всех функций – следствие
    того, что живой организм представляет
    собой саморегулирующуюся систему.
    Саморегуляция составляет сущность
    биологической формы развития, т. е.
    жизни. Это общее свойство биологических
    систем позволяет устанавливать и
    поддерживать на определенном, относительно
    постоянном уровне те или иные
    физиолого-биохимические или другие
    биологические показатели (константы),
    например, постоянство температуры тела,
    уровень артериального давления,
    содержания глюкозы в крови и т. д.
    Поддержание степени упорядоченности
    проявляется в относительном динамическом
    постоянстве внутренней среды организма
    – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios –
    подобный, сходный + греч. stasis – стояние,
    неподвижность).
    Следует
    иметь в виду, что самоорганизация
    биологической системы проявляется и в
    способности к самовосстановлению. Это
    качество обусловлено, прежде всего,
    регенерацией, а также наличием
    множественных параллельных регуляторных
    влияний в организме на всех уровнях его
    организации. Компенсация недостаточных
    функций за счет этих параллелей позволяет
    выжить организму в условиях повреждения,
    мера компенсации при этом отражает
    уровень жизнеспособности – его физическое
    здоровье.
    Фактически
    физическое здоровье – это состояние
    организма человека, характеризующееся
    возможностями адаптироваться к различным
    факторам среды обитания, уровнем
    физического развития, физической и
    функциональной подготовленностью
    организма к выполнению физических
    нагрузок.
    К
    основным факторам физического здоровья
    человека относятся: 1) уровень физического
    развития, 2) уровень физической
    подготовленности, 3) уровень функциональной
    подготовленности организма к выполнению
    физических нагрузок, 4) уровень и
    способность к мобилизации адаптационных
    резервов организма, обеспечивающие его
    приспособление к воздействию различных
    факторов среды обитания.
    Психическое
    здоровье – состояние психической сферы
    человека. Основу психического здоровья
    составляет состояние общего душевного
    комфорта, обеспечивающее адекватную
    регуляцию поведения.
    Сексуальное
    здоровье – комплекс соматических,
    эмоциональных, интеллектуальных и
    социальных аспектов сексуального
    существования человека, позитивно
    обогащающих личность, повышающих
    коммуникабельность человека и его
    способность к любви.
    Репродуктивное
    здоровье – компонент здоровья,
    определяющий репродуктивную функцию
    организма.
    Нравственное
    здоровье – комплекс характеристик
    мотивационной и потребностно-информационной
    основы жизнедеятельности человека.
    Основу нравственного компонента здоровья
    человека определяет система ценностей,
    установок и мотивов поведения индивида
    в социальной среде.
    Профессиональное
    здоровье – состояние, определяющее
    эффективность профессиональной
    деятельности человека.
    Вполне
    очевидно, что уровень здоровья человека
    в результате его взаимодействия с
    окружающей средой постоянно колеблется;
    здоровье – это динамический атрибут
    жизни человека: когда он заболевает, то
    уровень его здоровья понижается (иногда
    до нуля – смерть), когда человек
    выздоравливает – уровень здоровья
    повышается. Понятия здоровье и болезнь
    тесно связаны друг с другом. Казалось
    бы они противоположны: крепкое здоровье
    – отсутствие болезней и наоборот. Однако
    все гораздо сложнее. Измерить болезнь
    и здоровье трудно, границу между ними
    провести практически невозможно.
    Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь
    немыслимы, между ними существуют
    разнообразные формы связей и взаимных
    переходов.
    Практическая
    медицина выделяет три основных состояния
    человека:
    1.
    Здоровье – состояние оптимальной
    устойчивости организма (адаптация
    удовлетворительная);
    2.
    Предболезнь – состояние с возможным
    развитием патологического процесса в
    организме и снижением резервов адаптации;
    3.
    Болезнь – процесс, проявляющийся в виде
    клинических (патологических) изменений
    в состоянии организма человека (срыв
    адаптации).
    Здоровье
    может быть рассмотрено как биосоциальный
    потенциал жизнедеятельности человека.
    Могут быть выделены следующие компоненты
    потенциала.
    Потенциал
    разума (интеллектуальный аспект здоровья)
    – способность человека развивать
    интеллект и уметь им пользоваться.
    Потенциал
    воли (личностный аспект здоровья) –
    способность человека к самореализации;
    умению ставить цели и достигать их,
    выбирая адекватные средства.
    Потенциал
    чувств (эмоциональный аспект здоровья)
    – способность человека конгруэнтно
    выражать свои чувства, понимать и без
    оценочно принимать чувства других.
    Потенциал
    тела (физический аспект здоровья) –
    способность развивать физическую
    составляющую здоровья, “осознавать”
    собственную телесность как свойство
    личности.
    Общественный
    потенциал (социальный аспект здоровья)
    – способность человека оптимально
    адаптироваться к социальным условиям,
    стремление постоянно повышать уровень
    коммуникативной компетентности,
    вырабатывать чувство принадлежности
    ко всему человечеству.
    Креативный
    потенциал (творческий аспект здоровья)
    – способность человека к созидающей
    активности, творчески самовыражаться
    в жизнедеятельности, выходя за рамки
    ограничивающих знаний.
    Духовный
    потенциал (духовный аспект здоровья) –
    способность развивать духовную природу
    человека.
    Сущность
    здоровья – это жизнеспособность
    индивида, а уровень этой жизнеспособности
    желательно определять количественно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *