Что такое земский собор определение по истории?

26 ответов на вопрос “Что такое земский собор определение по истории?”

  1. Детшот Ответить

    ЗЕМСКИЙ СОБОР
    – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства. Появление 3. с. было вызвано изменениями в экономике и общественном строе русского феодального общества, происшедшими вследствие дальнейшего развития производительных сил. Рост товарного производства, ведший к экономическому упадку боярства, способствовал увеличению численности и усилению политического влияния «служилых людей» (дворян, детей боярских), вступивших в борьбу против крупной феодальной знати (бояр), державшей в своих руках государственный аппарат. В этой борьбе дворянство получало поддержку верхушки «посадских людей» (купцов и ремесленников), также стремившейся к укреплению централизованного государства. Политическое влияние дворянства осуществлялось прежде всего через участие в центральных и местных органах власти и управления. В середине 16 в. в соответствии с политической программой дворянства установилась практика созыва 3. с, что знаменовало переход Русского государства к сословно-представительной монархии (см.).
    3. с. состоял из Боярской думы (см.), «Освященного собора» (совета церковных сановников) и собрания представителей от «всяких чинов людей» (поместного дворянства и верхушки посада). Первый 3. с. был созван в середине 16 в. На этом Соборе присутствовали представители боярства, духовенства и московского дворянства. Впервые представители «верхов» посада участвовали в Соборе 1566 г. На всех 3. с. преобладало дворянство. Так, из 374 членов 3. с. 1566 г. 205 были служилыми людьми. На первый 3. с. не производилось выборов на местах. Дворянство представляли столичные дворяне; купечество было представлено гостями московскими – «торговыми людьми москвичами» – и жившими в Москве иногородними купцами. С начала 17 в. на местах (по уездам) стали проводиться вы
    боры представителей служилых людей; городское же население, как правило, представлялось торговыми и чёрными людьми Москвы.
    Черносошные
    (государственные) крестьяне участвовали только в одном 3. с, созванном в 1613 г. народным ополчением для избрания нового царя, после разгрома русским народом польско-шведских интервентов. Крепостные крестьяне и городские «низы» – основная масса населения – в 3. с. не были представлены.
    3. с. в 16 в. и в первой половине 17 в. содействовали укреплению централизованного аппарата власти.
    Соборы созывались государем, а в периоды отсутствия на Руси царя (междуцарствие) – заменявшим его правительством. 3. с. созывались для решения важнейших вопросов государственной жизни: избрания монарха, объявления войны и заключения мира, установления новых налогов, принятия наиболее важных законов и т. п. Цари, юридически не будучи обязанными обращаться к 3. с, фактически вынуждены были созывать их и считаться с их решениями. 3. с, как правило, созывались в особо тяжёлые для государства моменты, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки широкой массы служилого дворянства и других привилегированных сословий.
    3. с. являлись ареной борьбы различных сословий, что особенно проявилось на 3. с. 1642 г., созванном для решения вопроса о принятии завоёванного донскими казаками Азова, когда каждое сословие предъявляло свои требования и стремилось переложить тяготы возможной войны с Турцией на другое сословие. Большое значение имел 3. с. 1648–49 гг., на созыв которого правительство пошло, будучи напугано восстанием в Москве в июне 1648 г. и стремясь прочнее опереться на дворянство, а также использовать поддержку городских «верхов». Служилые и посадские люди на 3. с. приняли участие в разработке Соборного уложения 1649 г. (см.), которое оформило социальный и государственный строй страны и удовлетворило главные требования дворянства, являвшегося основной опорой формировавшегося абсолютизма (см.).
    3. с. 1653 г. был последним. Совещания, созывавшиеся правительствам позднее и нередко именуемые в источниках и в литературе 3. с, таковыми по существу не являлись, а представляли собой сословные совещания, которые созывались правительством для консультации с представителями того или иного сословия. Напр., в 1681 г. было созвано совещание представителей дворянства по вопросу об отмене местничества, а в 1682 г. – совещание представителей купечества по финансовым вопросам. С середины 80-х годов 17 в. прекратился созыв даже таких совещаний.
    3. с. перестали созываться, потому что во второй половине 17 в. в России созрели необходимые социально-экономические и политические предпосылки для превращения сослозио-представительной монархии в абсолютную. Финансовая самостоятельность, достигнутая царской властью в этот период, создание постоянного войска и мощного бюрократического аппарата, подчинение церкви государству позволили укрепившемуся самодержавию прекратить созыв 3. с.
    Юридический словарь. — М.: Госюриздат.
    Главный редактор С.Н. Братусь и др..
    1953.

  2. Crazy Van Ответить

    В 1614–18 осн. вни­ма­ние на З. с. уде­ля­лось вве­де­нию экс­т­ра­ор­ди­нар­ных на­ло­гов, а так­же во­про­сам их эф­фек­тив­но­го взи­ма­ния, для че­го де­пу­та­ты воз­гла­ви­ли спец. ко­мис­сии, на­прав­ляв­шие­ся на мес­та. На лет­нем З. с. 1619 бы­ли объ­яв­ле­ны вы­бо­ры З. с. для ут­вер­жде­ния об­шир­ной про­грам­мы «уст­рое­ния зем­ли» (ко­то­рый, од­на­ко, не со­сто­ял­ся). Рас­смат­ри­ва­лись так­же во­про­сы борь­бы с дви­же­ни­ем И. М. За­руц­ко­го (март 1614), о хо­де пе­ре­го­во­ров и ус­лови­ях за­клю­че­ния ми­ра со Шве­ци­ей (сент. – дек. 1616), о про­ти­во­дей­ст­вии по­хо­ду ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (сент. 1618). На З. с. 1621 (ок­тябрь) и 1622 (март) рас­смат­ри­вал­ся во­прос ме­ж­ду­нар. по­ло­же­ния Рус. гос-ва и на­ча­ла вой­ны с Ре­чью По­спо­ли­той.

    Третий период

    Тре­тий пе­ри­од дея­тель­но­сти З. с. (нач. 1630-х – сер. 1650-х гг.) так­же ха­рак­те­ри­зо­вал­ся ост­ры­ми внут­ри­по­ли­тич. и внеш­не­по­ли­тич. кри­зи­са­ми, во вре­мя ко­то­рых пра­ви­тель­ст­во ре­гу­ляр­но об­ра­ща­лось к со­сло­ви­ям за под­держ­кой сво­их дей­ст­вий и за «со­ве­та­ми». Од­но­вре­мен­но в 1630–40-е гг. на­рас­та­ла со­ци­аль­но-по­ли­тич. ак­тив­ность уезд­ных де­тей бо­яр­ских и тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв го­ро­дов. Они по­да­ва­ли кол­лек­тив­ные че­ло­бит­ные гра­мо­ты во вре­мя З. с. или до их на­ча­ла. Со­бо­ры в но­яб. 1632 и янв. 1634, про­хо­див­шие в го­ды рус.-польск. вой­ны 1632–34, одоб­ри­ли до­пол­нит. сбо­ры экс­т­ра­ор­ди­нар­ных на­ло­гов.
    В 1637–42 З. с. со­би­ра­лись не­од­но­крат­но в свя­зи с рез­ким обо­ст­ре­ни­ем от­но­ше­ний Рус. гос-ва с Крым­ским хан­ст­вом и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей. На З. с. 1639 де­пу­та­ты по­да­ва­ли под­пи­сан­ные ими по ку­ри­ям мне­ния по по­во­ду вы­плат Крым­ско­му хан­ст­ву и мер по ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны юж. уез­дов. Наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ным стал З. с. в янв. 1642, в ко­то­ром, по­ми­мо Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, дум­ных лиц, пред­ста­ви­те­лей моск. чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, круп­ных куп­цов и по­сад­ских лю­дей Мо­ск­вы, уча­ст­во­ва­ли 115 вы­бор­ных дво­рян и де­тей бо­яр­ских от 42 го­ро­дов. На этом З. с. от­кло­не­на воз­мож­ность вклю­че­ния Азо­ва в со­став Рус. гос-ва в свя­зи с его за­хва­том дон­ски­ми ка­за­ка­ми и «Азов­ским си­де­ни­ем» 1637–42; кро­ме то­го, в хо­де З. с. бы­ли по­да­ны жа­ло­бы на тя­жесть на­ло­гов и служб, пред­ло­же­ния о пе­ре­ме­нах в су­деб­ной сфе­ре, об­ви­не­ния в ад­рес бо­яр и моск. при­каз­ных, ме­ст­ной вое­вод­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции, по­дан­ные ря­дом уезд­ных кор­по­ра­ций дво­рян и куп­ца­ми. Это от­ра­зи­ло креп­нув­шее в ус­ло­ви­ях кри­зи­са «еди­на­че­ст­во» уезд­но­го дво­рян­ст­ва и ку­пе­че­ст­ва, на­рас­та­ние про­ти­во­стоя­ния ме­ж­ду ни­ми, с од­ной сто­ро­ны, и вла­стью, ари­сто­кра­тич. эли­той, при­каз­ной вер­хуш­кой, – с дру­гой.
    Про­ве­де­ния ре­форм су­да, на­ло­го­об­ло­же­ния, управ­ле­ния в сто­ли­це и на мес­тах, со­зы­ва З. с. по­тре­бо­ва­ли и уча­ст­ни­ки Со­ля­но­го бун­та 1648 в Мо­ск­ве. З. с. с уча­сти­ем вы­бор­ных, за­се­дав­ший ок. 16(26).7.1648, под­твер­дил не­об­хо­ди­мость соз­да­ния Уло­же­ния, со­зы­ва для это­го но­во­го З. с. (вы­бо­ры на­ча­лись ещё с кон­ца ию­ля и со­про­во­ж­да­лись в ря­де слу­ча­ев ост­рой по­ли­тич. борь­бой, а в др. слу­ча­ях – пас­сив­но­стью вы­бор­щи­ков). Од­но­вре­мен­но по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в со­от­вет­ст­вии с при­го­во­ром Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра и Бо­яр­ской ду­мы был об­ра­зо­ван осо­бый при­каз во гла­ве с кн. Н. И. Одо­ев­ским для со­став­ле­ния Уло­же­ния. В З. с., про­хо­див­шем в окт. 1648 – февр. 1649, уча­ст­во­ва­ли ок. 350 чел. от 116 го­ро­дов – 14 ие­рар­хов и ду­хов­ных лиц, 34 чел. от Бо­яр­ской ду­мы и моск. чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, 178 – от уезд­ных дво­рян и де­тей бо­яр­ских, 15 чел. – от стрель­цов, 3 гос­тя и 12 вы­бор­ных – от тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния Мо­ск­вы, 89 чел. – от др. го­ро­дов и по­са­дов. На З. с. по­сле де­таль­но­го и по­сле­до­ва­тель­но­го об­су­ж­де­ния в двух па­ла­тах был при­нят текст Со­бор­но­го уло­же­ния 1649, удов­ле­тво­рив­ший ряд кар­ди­наль­ных ма­те­ри­аль­ных тре­бо­ва­ний уезд­но­го дво­рян­ст­ва и по­сад­ско­го на­се­ле­ния. За­се­да­ния З. с. по­свя­ща­лись так­же рас­смот­ре­нию кол­лек­тив­ных и груп­по­вых че­ло­бит­ных, не свя­зан­ных пря­мо с тек­стом Со­бор­но­го уло­же­ния. Ра­бо­та на этом З. с. рас­смат­ри­ва­лась как «го­су­да­ре­ва служ­ба» («по­вин­ность») и од­но­вре­мен­но как факт пред­ста­ви­тель­ст­ва де­пу­та­та­ми ме­ст­ных ин­те­ре­сов пе­ред го­су­да­рем. Дли­тель­ность и ин­тен­сив­ность за­се­да­ний «ком­пен­си­ро­ва­лись» де­неж­ным жа­ло­вань­ем и разл. льго­та­ми.
    К ав­то­ри­те­ту З. с. пра­ви­тель­ст­во вновь вы­ну­ди­ло об­ра­тить­ся Псков­ское вос­ста­ние 1650. На пер­вом за­се­да­нии 4(14).7.1650 бы­ла за­чи­та­на речь ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, в ко­то­рой по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к пско­ви­чам ха­рак­те­ри­зо­ва­лась как «ми­ло­сти­вая», а вос­ста­ние – как гос. из­ме­на, на вто­ром за­се­да­нии 26 ию­ля (5 авг.) в при­сут­ст­вии ца­ря го­во­ри­лось о но­вых «ви­нах» пско­ви­чей, во­ен. ме­рах пра­ви­тель­ст­ва и не­зна­чит. смяг­че­нии тре­бо­ва­ний к пов­стан­цам. Со­бор сфор­ми­ро­вал и на­пра­вил в Псков де­ле­га­цию из 15 чел., ко­то­рой уда­лось в кон­це ав­гу­ста скло­нить пско­ви­чей к по­кор­но­сти и при­не­се­нию при­ся­ги. На но­вом З. с. (или 3-м за­се­да­нии пре­ды­ду­ще­го со­бо­ра) 8(18).10.1650 бы­ла за­чи­та­на пра­ви­тельств. дек­ла­ра­ция о при­не­се­нии пско­ви­ча­ми ца­рю «по­вин­ной че­ло­бит­ной», его про­ще­нии и «ми­ло­сти».
    На со­бо­рах 1653 (не ме­нее двух) рас­смат­ри­ва­лась прось­ба гет­ма­на Б. М. Хмель­ниц­ко­го и ка­зац­кой стар­ши­ны о при­ня­тии в рус. под­дан­ст­во Ук­раи­ны. Уча­ст­во­ва­ли де­пу­та­ты не ме­нее чем от 55 го­ро­дов, а так­же Ос­вя­щён­ный со­бор, пред­ста­ви­те­ли дум­ных чи­нов, моск. чи­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра, гос­тей и по­сад­ских лю­дей. На осн. за­се­да­нии 25 мая (4 ию­ня) бы­ла за­чи­та­на дек­ла­ра­ция пра­ви­тель­ст­ва, в ко­то­рой ак­цен­ти­ро­ва­лись поль­ские «не­прав­ды» в от­но­ше­нии Ук­раи­ны, но­вые «не­ис­прав­ле­ния» ко­ро­ля Ре­чи По­спо­ли­той по от­но­ше­нию к Рус. гос-ву (в т. ч. вра­ж­деб­ные ме­ж­ду­нар. ак­ции), го­во­ри­лось об общ­но­сти су­деб Ук­раи­ны и Рос­сии (от­сут­ст­вие ми­ра у Б. М. Хмель­ниц­ко­го с Яном II Ка­зи­ми­ром при­зна­ва­лось по­во­дом к раз­ры­ву мир­ных от­но­ше­ний Рус. гос-ва с Ре­чью По­спо­ли­той). В об­су­ж­де­ние этих во­про­сов ока­за­лись во­вле­чён­ны­ми не толь­ко де­пу­та­ты З. с., но и «пло­щад­ные лю­ди». При­го­вор З. с. был еди­но­душ­ным – при­нять в под­дан­ст­во Ук­раи­ну и объ­я­вить вой­ну Ре­чи По­спо­ли­той. Окон­ча­тель­но при­ня­тие и оформ­ле­ние ак­та – при­го­во­ра о при­ня­тии Ук­раи­ны в под­дан­ст­во про­изош­ло на вто­ром З. с. 1(11).10.1653. В до­ку­мент, по­ми­мо соб­ст­вен­но «при­го­во­ра» дум­ных чи­нов, вош­ли ещё два тек­ста, со­дер­жав­шие мне­ния ос­таль­ных де­пу­та­тов: во­ен­но-слу­жи­лые ли­ца обя­за­лись безу­преч­ной во­ен. служ­бой, а куп­цы и ре­мес­лен­ни­ки при­ня­ли на се­бя фи­нан­со­вую под­держ­ку гря­ду­щей вой­ны. То­гда же З. с. вы­де­лил по­соль­скую де­ле­га­цию на Ук­раи­ну для при­ве­де­ния её жи­те­лей к при­ся­ге.
    За­щи­та ин­те­ре­сов со­слов­ных групп уезд­но­го дво­рян­ст­ва и тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния, по­ми­мо уча­стия в З. с., вы­ра­зи­лась так­же в по­да­че кол­лек­тив­ных че­ло­бит­ных с со­ци­аль­ны­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).

    Четвертый период

    В чет­вёр­тый пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния З. с. (1660–80-е гг.) их дея­тель­ность за­ту­ха­ла, но при этом при­об­ре­та­ла и но­вые чер­ты. Ожив­ле­ние в дея­тель­но­сти З. с. при­шлось на кри­зис­ные го­ды (кон. 1670-х – нач. 1680-х гг.), осо­бен­но оно от­ме­ча­лось при по­пыт­ках вве­де­ния зна­чит. но­ва­ций в гос. управ­ле­нии. В «об­щем со­глас­ном со­ве­те» в «цар­ских па­ла­тах» 12(22).1.1682 уча­ст­во­ва­ло св. 170 чел.: царь, Ос­вя­щён­ный со­бор (12 чел.), дум­ные чи­ны (98 чел.), ком­нат­ные столь­ни­ки (23 чел.) и 39 вы­бор­ных (сре­ди них бы­ло толь­ко 4 го­ро­до­вых дво­ря­ни­на; все ос­таль­ные пред­став­ля­ли моск. чи­ны Го­су­да­ре­ва дво­ра). Бы­ло при­ня­то «Со­бор­ное дея­ние» об от­ме­не ме­ст­ни­че­ст­ва [про­из­ве­де­на ука­зом ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча от 24.11(4.12).1681]. Со­вре­мен­ни­ки оце­нива­ли как «со­бор­ную» дея­тель­ность ко­мис­сий «рат­ных» и «зем­ских» дел (февр. – март 1682). По­сле смер­ти ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча по ини­циа­ти­ве пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма на со­б­ра­нии на­хо­див­ших­ся в Крем­ле лиц, пред­став­ляв­ших гл. обр. Бо­яр­скую ду­му, моск. чи­ны Го­су­да­ре­ва дво­ра и дру­гих (сре­ди них пре­об­ла­да­ли сто­рон­ни­ки На­рыш­ки­ных), ца­рём 27.4(7.5).1682 был про­воз­гла­шён Пётр I. Под дав­ле­ни­ем стрель­цов на та­ких же за­се­да­ни­ях 26 мая (5 ию­ня) пер­вым («стар­шим») ца­рём про­воз­гла­шён Иван V Алек­сее­вич, вто­рым («млад­шим») – Пётр I, а 29 мая (8 ию­ня) ре­гент­шей при них объ­яв­ле­на ца­рев­на Софья Алек­се­ев­на. Во всех этих слу­ча­ях со­вре­мен­ни­ки пред­по­чи­та­ли го­во­рить о цар­ском из­бра­нии на со­бо­ре. Указ о со­зы­ве по­след­не­го со­б­ра­ния вы­бор­ных де­пу­та­тов от го­ро­до­вых дво­рян и де­тей бо­яр­ских по­сле­до­вал 18(28).12.1683: из ка­ж­до­го го­ро­да над­ле­жа­ло вы­брать по 2 пред­ста­ви­те­ля (вы­бо­ры про­шли в 102 го­ро­дах). Де­пу­та­ты, ко­то­рым пред­стоя­ло рас­смот­реть во­прос о за­клю­че­нии веч­но­го ми­ра с Ре­чью По­спо­ли­той, ста­ли при­бы­вать в Мо­ск­ву в янв. 1684. Но пе­ре­го­во­ры рус­ско­го и поль­ско­го по­сольств бы­ли пре­рва­ны, и 8(18).3.1684 был из­дан указ об от­ме­не это­го со­бо­ра.
    Ис­то­рия З. с. с раз­ви­вав­шим­ся вы­бор­ным на­ча­лом, с ме­няв­шей­ся (рас­ширяв­шей­ся, а по­том су­жав­шей­ся) со­слов­ной струк­ту­рой, с рас­ши­ряв­шей­ся про­бле­ма­ти­кой об­су­ж­де­ний, с фор­ми­ро­вав­ши­ми­ся про­це­ду­ра­ми со­зы­ва и про­ве­де­ния за­се­да­ний по­зво­ля­ет оп­ре­де­лить Рус. гос-во сер. 16 – 17 вв. как мо­нар­хию с со­слов­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом. В ус­ло­ви­ях эво­лю­ции гос.-по­ли­тич. строя Рос­сии к са­мо­дер­жа­вию З. с. пе­ре­ста­ли со­зы­вать­ся.

  3. Panda__Pro Ответить

    Смотреть что такое “Земский собор” в других словарях:

    Земский собор — (англ. Zemsky Sobor) в Русском государстве в XVI XVII вв. общегосударственное собрание представителей элитарных сословий, созываемое для коллегиального обсуждения и решения вопросов, относящихся обычно к компетенции монарха. История … Энциклопедия права
    Земский собор — С. Иванов Земский собор Земский собор (Совет всей земли) высшее сословно представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представите … Википедия
    Земский Собор — С. Иванов Земский собор Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII века  собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор… … Википедия
    Земский собор — З емский соб ор (ист.) … Русский орфографический словарь
    Земский собор — (ист.) … Орфографический словарь русского языка
    ЗЕМСКИЙ СОБОР — – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства. Появление 3. с. было вызвано изменениями в экономике и общественном строе… … Советский юридический словарь
    ЗЕМСКИЙ СОБОР — высший сословно представительный орган в средневековой России (XVI XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, государева двора , выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. З.с. решали важнейшие вопросы… … Политология: словарь-справочник
    Земский собор 1613 года — … Википедия
    ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР — православно монархическое собрание представителей Русской земли, организованное генералом М. К. Дитерихсом во Владивостоке с 23 июля по 10 августа 1922. Почетным председателем Собора был избран Святейший патриарх Тихон. Участники Земского Собора… … Русская история
    «Азовское сидение». Земский собор 1642 г. — Неудачный исход Смоленской войны осложнил международное положение России. Особенно тревожной была обстановка на южной окраине страны, которую постоянно опустошали грабительские набеги крымских татар. Только в первой половине XVII в. крымские… … Всемирная история. Энциклопедия

  4. CYZEKA Ответить

    Земский собор – это орган сословного представительства.
    Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:
    вече и советы, как традиции истории России;
    обострение межклассовой борьбы;
    сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).
    Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.
    «Земский» в 16-м в. означало то же, что и «государственный». Слово «собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства. Светские совещания назывались «советами», но в данном случае стали использовать словосочетание «земский собор».
    Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг. 16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.
    Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.
    Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?
    В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь – Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.
    В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.
    Цари, избранные Земским собором, – это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:
    Ивана Грозного;
    марионеточного Симеона Бекбулатовича;
    «царицы на час» – вдовы Ирины Годуновой;
    Федора 2-го Годунова;
    двух самозванцев;
    Федора 3-го Алексеевича.
    Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.
    В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.
    Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.
    Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.
    Создание Сборного уложения – это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:
    Стоглав;
    указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
    коллективные челобитные дворян и посадских людей;
    Кормчая книга;
    Литовский статус 1588 г. и др.
    На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.
    Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.
    Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.
    Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

    Земские соборы: условная классификация

    Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.
    Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.
    По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.
    Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:
    соборы, которые были созваны царем;
    соборы, созванные царем по инициативе сословий;
    созыв сословиями;
    избирательные – на царство.
    Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:
    соборы, созванные по вопросам реформ;
    соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
    соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
    соборы Смутного времени;
    избирательные соборы.
    Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

  5. PRAKT!K Ответить

    ЗЕ?МСКИЕ СОБО?РЫ, высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 — конце 17 веков.
    Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой (см. БОЯРСКАЯ ДУМА). Постоянные участники собора — думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом). К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).
    Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века. В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.
    Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.
    Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады (см. ИЗБРАННАЯ РАДА). В начале 17 века, в Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) — первого царя династии Романовых. В его царствование (1613—45) Земские соборы созывались наиболее часто.
    Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648—1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649 (см. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ). На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества (см. МЕСТНИЧЕСТВО).
    С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (см. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА) (1558—1583), и кончая соборами 1653—1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683—1684 о Вечном мире (см. ВЕЧНЫЙ МИР) с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины (см. ОПРИЧНИНА), на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, — о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

  6. Dourn Ответить

    центральные сословно-представительские учреждения России в середине 16—17 вв. Появление З. с. — результат объединения рус. земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые З. с. созваны в середине 16 в., в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положение господствовавшего класса. В начале 17 в., в годы массовых народных движений, польской и шведской интервенций, созывается «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился З. с. 1613, избравший на престол первого Романова — Михаила Федоровича. В его царствование (1613—45) З. с. созывались наиболее часто. Городские восстания середины 17 в. привели к созыву Уложенного собора 1648—49 и З. с. 1650 в связи с восстанием в Пскове. З. с. созывались царём, а в его отсутствие митрополитом (позже — патриархом) и Боярской думой (См. Боярская дума). Постоянные участники З. с. — «думные люди», т. е. Боярская дума, включая и думных дьяков, и «Освящённый собор» — высшее духовенство. К участию в З. с. привлекались также представители различных групп феодалов, верхов посада (последние были представлены на З. с. 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.). Представителей крестьян на З. с. не было (исключение, возможно, составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства). Практика созыва и хода заседаний З. с. не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить чёткие различия между собственно З. с. и совещаниями соборной формы, т. е. совещаниями «думных людей», и «Освященного собора» с представителями отдельных групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 в. В 1-й половине 17 в. созывались З. с., состоявшие из большого числа выборных людей с мест («из городов всякие выборные люди», «дети боярские всех городов», «торговые люди всех городов» и т.д.), и З.
    с., на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство в значительной мере зависело от степени экстренности созыва З. с. и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы, как и причины созыва З. с., многообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие государственные вопросы. З. с. созывались для утверждения на престоле или избрания царя — соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682. С З. с. 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады (См. Избранная Рада), с З. с. 1648—49 — составление и утверждение Соборного уложения 1649 (на этом З. с. было наибольшее в истории соборов число представителей с мест), соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью З. с. правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для её ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной 1558—83, и кончая соборами 1653—54 о воссоединении Украины с Россией и 1683—84 о «вечном мире» с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове,— о положении московских и городовых дворян. С середины 17 в. деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 (См. Соборное уложение 1649) добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых городских восстаний ослабла.

  7. Basida Ответить


    Хронология
    Далее на этих собраниях принимались важные политические решения. На Земском соборе в 1566 году постановили продолжать Ливонскую войну. Земский собор в 1584 г. утвердил на царстве Федора Ивановича, сына Ивана IV. Кроме того, на земских соборах были выбраны цари: Годунов в 1598, Шуйский в 1606, королевич Владислав в 1610, Михаил Федорович в 1613, а также Иван и Петр Алексеевичи в 1682 г. В 1645 году Земский собор признал династическое право Алексея Михайловича.
    Состав собраний
    Участниками Земских соборов были Боярская дума, представители высшего духовенства (Освященный собор), делегаты от сословий. Состав последних изменялся в зависимости от того, какой вопрос рассматривался. Самым большим и полным по составу стал Земский собор 1613 года. Кроме прочих, в число его участников попали представители дворцовых и черносошных крестьянских волостей. Всего количество «выборных людей» достигло 800 человек, которые представляли в общей сложности 58 городов страны. Изначально местом проведения Земских соборов была Красная площадь. Однако начиная с 1598 г., когда избирали на царство Бориса Годунова, заседания стали проводиться в разных дворцовых помещениях и патриарших палатах. При Романовых соборы созывали в царских комнатах.

    Изменение полномочий
    В «Смутное время» Земский собор управлял главными вопросами внешних отношений и внутренней политики державы. В семнадцатом веке соборы принимали решения о финансовых сборах («пятины»). В 1613-22 гг. Земские соборы заседали практически непрерывно. Но постепенное восстановление государственного аппарата и упрочнение внешнеполитического статуса Московского государства позволило царю Михаилу Федоровичу отказаться от Земских соборов, и десять лет их не созывали. В 1642 г. собор отказал в просьбе донских казаков помочь захваченному ими Азову. В 1653 г. Земский собор принял решение о присоединении к Российской державе Левобережной части Украины. В 1682 г. им было отменено местничество.
    Последний Земский собор
    Его созвали в 1682 году. Он был призван ратифицировать вечный мир с Речью Посполитой. Больше Земские соборы не созывались, что было естественным следствием реформ, проводимых Петром I и направленных на укрепление абсолютизма.

  8. Anadwyn Ответить

    Смотреть что такое “ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ” в других словарях:

    Земские соборы — высшие сословно представительные учреждения в России в середине 16 конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора думные чины, включая думных дьяков, и Освященный … Политология. Словарь.
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — высшие сословно представительные учреждения в Русском государстве середины XVI конца XVII в. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. с патриархом). Боярской думы, государева двора ,… … Юридический словарь
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора ,… … Современная энциклопедия
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — высшие сословно представительные учреждения в России сер. 16 кон. 17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, государева двора , выборных от провинциального … Большой Энциклопедический словарь
    Земские соборы — ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора ,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Земские соборы — С. Иванов Земский собор Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII века  собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор… … Википедия
    Земские соборы — высшее сословно представительные учреждения в России середины XVI  конца XVII вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589  с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от… … Энциклопедический словарь
    Земские соборы —         центральные сословно представительские учреждения России в середине 16 17 вв. Появление З. с. результат объединения рус. земель в единое государство, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политического значения дворянства и… … Большая советская энциклопедия
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — центральные сословно представит. учреждения России в сер. 16 17 вв. Появление З. с. показатель объединения рус. земель в единое гос во, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политич. значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые… … Советская историческая энциклопедия
    Земские соборы — были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI XVII в., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной форму, во многих отношениях аналогичную с … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  9. Ильшат Ответить

    ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА
    По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]
    Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.
    Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси // Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). М., 1959 Url.: http://az.lib.ru/editors/k/kljuchewskij_w_o/text_0190.shtml
    Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги – все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. Он долго не мог оправиться от впечатления московских пожаров и через три с лишком года на Стоглавом соборе описывал свой тогдашний испуг с живостью только что пережитой минуты: тогда “вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения”. Тогда он решился покончить и с боярским правлением, и со своей легкомысленной юностью и хлопотливо принялся за государственные дела. Он начал искать вокруг себя людей и средств, которые помогли бы ему поправить положение дел. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, и мы не знаем ни его состава, ни подробностей его деятельности. Но о нем сохранился такой рассказ. На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь “повелел собрать свое государство из городов всякого чина”. В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: “Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет”. Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: “О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам – вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния”. Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: “Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно… молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои… я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать”.
    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec40.htm
    ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА
    Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным “собором”, заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание “всякого чина” из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и “земским”. На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был “исправлен” Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен “Стоглав”, сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе (“губе”). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, “губную избу”. Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. “Кормленщики” должны были впредь оставаться без “кормов”, и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название “кормленаго окупа”. Он поступал в особые кассы, “казны”, получившие наименование “четвертей” или “четей”, а бывшие кормленщики получили право на ежегодные “уроки” или жалованье “из чети” и стали называться “четвертчиками”.

  10. superlittlekapricorn Ответить

    Земские соборы – центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов – показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно – представительными собраниями. Многие на них созывались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законодательных актов, определявших порядок выбора представителей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.
    В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.
    Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов, В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким образом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе.
    Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учреждений феодальных не входила основная масса населения — закрепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-видимому, небольшое число представителей черносошных крестьян.
    Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».
    Идея соборности начала развиваться в середине XVI в. Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва — восстание горожан в Москве в 1547 г. Напуганные этим событием, царь и феодалы привлекли к участию в этом Соборе не только бояр и дворян, но и представителей других слоев населения, что создавало видимость привлечения к государственному управлению не только господ, но и третьего сословия, благодаря чему недовольных удалось несколько успокоить.
    На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50.
    Наиболее сложную и представительную структуру имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.
    В начале 17 века в годы массовых народных движений и польско-шведской интервенции, созывался «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился Земской собор 1613 года, избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича (1613-45). В его царствование почти непрерывно действовали земские соборы, которые сделали очень много для укрепления государства и царской власти. После возвращения из плена патриарха Филарета они стали собираться реже. Соборы созывались в это время преимущественно в тех случаях, когда государству грозила опасность войны, и возникал вопрос о сборе средств или вставали другие вопросы внутренней политики. Так, собор в 1642 г. решил вопрос о сдаче туркам Азова, захваченного донскими казаками, в 1648-1649 гг. после восстания в Москве был созван собор для составления Уложения, собор 1650 г. был посвящен вопросу о восстании в Пскове.
    На заседаниях земских соборов обсуждались важнейшие государственные вопросы. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя – соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682.
    С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с земскими соборами 1648-1649 (на этом соборе было наибольшее в истории число представителей с мест), соборным решением 1682 года была утверждена отмена местничества.
    С помощью З. с. правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско, и средства ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1683-84 о «вечном мире» с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванного для обсуждения вопросов об Азове, – о положении московских и городовых дворян.
    Земские соборы играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на них в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу.
    С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а так же связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых городских восстаний ослабла.
    Земский собор 1653 г., обсуждавший вопрос о воссоединении Украины с Россией, можно считать последним. Практика созыва земских соборов прекратилась, потому что они сыграли свою роль в укреплении и развитии централизованного феодального государства. В 1648–1649 гг. дворянство добилось удовлетворения своих основных требований. Обострение классовой борьбы побуждало дворянство сплотиться вокруг самодержавного правительства, которое обеспечивало его интересы.
    Во второй половине XVII в. правительство иногда созывало комиссии из представителей отдельных сословий для обсуждения дел, которые их касались ближайшим образом. В 1660 и 1662–1663 гг. гости и выборные от московских тяглецов были собраны на совещание с боярами по вопросу о денежном и хозяйственном кризисе. В 1681 — 1682 гг. одна комиссия из служилых людей разбирала вопрос об организации войск, другая комиссия из торговых людей рассматривала вопрос о податном обложении. В 1683 г. был созван собор для предполагавшегося обсуждения вопроса о «вечном мире» с Польшей. Этот собор состоял из представителей только одного служилого сословия, что явно свидетельствовало об умирании сословно-представительных учреждений.

  11. Star Gerl Ответить

    — центральные сословно-представительские учреждения в России в XVI—XVII вв. Включали членов Освященного собора — архиепископов, епископов и др. во главе с митрополитом, с 1589 г. — с патриархом, членов Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На З. С. рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В начале XVII в. в период массовых народных движений, польской и шведской интервенции был созван «Совет всея земли», продолжением которого стал З. С. 1613 г., избравший на престол первого Романова — царя Михаила Федоровича. В его царствование З. С. созывались наиболее часто. Практика созыва и хода заседаний З. С. не была строго регламентирована. Соборы утверждали на престоле или избирали царей, утверждали соборное уложение 1649 г., отменили местничество в 1682 г., утвердили договоры о воссоединении Украины с Россией, о «вечном мире» с Польшей в 1683—1684 гг., с их помощью правительство вводило новые налоги, изменяло существующие, обсуждало вопросы внешней политики, необходимость набора войск и др. Иногда к обсуждению предлагались незапланированные вопросы, например, на Соборе 1566 г. был поставлен вопрос об отмене опричнины, введенной Иоанном IV Грозным. С середины XVII в. деятельность З. С. замирает, что объясняется укреплением абсолютизма в России.

  12. Bragrinn Ответить

    * * *
    Первый Земский собор был созван в 1549 г., последний – в 1684 г. Всего за 135 лет на Москве было 57 Соборов. Выделяют несколько видов Соборов. Так, до пресечения потомства Калиты (1598 г.) Соборы были совещательными, после стали созывать избирательные (В.Н. Латкин). Впрочем, возможна и иная классификация по способу созыва (Л.В. Черепнин): созванные царем, созванные царем по инициативе (челобитью) населения, созванные самим населением.
    В состав Собора входили: царь, Боярская Дума, затем Освященный собор (митрополит, потом патриарх с синклитом Церкви), выборные от детей боярских, посадских, черносошенных крестьян – все служилые и тяглые чины Московского государства. Правда, черносошенные крестьяне в наиболее полном виде были представлены только на двух Соборах: 1613 г. и 1682 г. Кроме того, на Соборах присутствовали атаманы от казаков, головы от стрельцов и других разрядов населения.
    Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, посылавшейся от царя к местному начальству (воеводам). Грамота содержала вопросы “повестки дня” Собора, а также число выборных, которых следует избрать от данной местности. Иногда число выборных не указывалось, тогда этот вопрос решался самими “избирателями”. Избирательный округ составлял город с уездом или губной стан. Выборы проходили в форме избирательных собраний служилых и тяглых чинов данной местности. Участниками собраний могли быть те лица, за которыми не числилось недоимок и которые не были “в нетях” (не отлынивали от государственной службы). Каждый выборный избирался отдельно, иногда допускалась замена выборных от чинов выборными от других чинов, если первых не имелось в данном округе. По завершении выборов составлялся протокол собрания (“выборы за руками”), который соответствующим образом заверялся всеми принимавшими участие в выборах. Протокол этот отсылался в Москву в Посольский или Разрядный приказ. Число членов Собора не было точно определено; в общем число их колебалось от 200 до 500 и более человек. Особо стоит отметить, что местным властям строго-настрого запрещалось вмешиваться в выборные дела. Так, до нас дошло несколько указов с выговорами воеводам и приказом вновь провести выборы под тем предлогом, что воевода сам назначил выборных. Впрочем, это не было редкостью, так как по условиям того времени быть выборным Земского собора означало нести государственную службу со всеми тяготами и лишениями – т.е. за свой счет! Охотников, таким образом, в спокойные годы находилось мало.
    Выборные брали с собой необходимый запас (провиантом и деньгами), которым их снабжали выборщики. До нас дошло довольно большое количество челобитных выборных царям, просящих пожаловать их деньгами в связи с издержками на государственное дело (Москва и тогда была дорогим городом). Для выборных вопрос о содержании, таким образом, являлся одним из главных, что составляло одно из препятствий для малоимущего стать выборным. Выборным запрещалось отлучаться из Москвы на время заседания Собора, а если учесть, что некоторые Соборы заседали годами, например Собор 1613 г. длился до 1618 г., то становится понятным, почему так важно было взять с собой в Москву все необходимое.
    Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, нередки были случаи торжественных крестных ходов, после чего происходило заседание Собора в полном составе, на котором царь или лицо, его заменяющее, произносили речь. В ней излагались цели Собора. “При любви русских к многословию , – писал В.Н. Латкин, – речь начиналась издалека и занимала изрядное количество времени” [Латкин. 1885. С. 273]. После произнесения речи происходили совещательные заседания выборных между собой. Заседания эти проходили для каждого чина в отдельности. Дума заседала особо, Освященный собор равно, равно и дети боярские и прочие выборные от тяглого населения. Голосование по вопросам проходило также по отдельным чинам. Впрочем, как замечал В.О. Ключевский, мнения отдельных чинов все же были известны друг другу, иначе было бы просто невозможно приводить мнения отдельных разрядов выборных к единому знаменателю. Нередко устраивалось совместное заседание Собора. Решения разрядов выборных оформлялись письменным образом (“сказка”). Отдельный выборный мог подать свое особое мнение.
    ——————————–
    Рассказывают, что однажды при приеме польско-литовских послов Иоанн Грозный говорил, не умолкая, более четырех часов. Речь его прервалась только после того, как один из послов упал в обморок.
    Все решения Соборов принимались только единогласно!
    Закрытие Собора проводилось в форме торжественного обеда, который выборным давал царь.
    Компетенция Соборов была следующая:
    избрание нового царя и новой династии. Первым царем, которого формально избрали на царство (подтвердили его права), был Федор Иоаннович (1584), последним – Петр I (1682). Династии избирались трижды: Годуновы, Шуйские и Романовы-Юрьевы. Особняком здесь стоят вор-самозванец Гришка Отрепьев и королевич Владислав;
    им принадлежала верховная законодательная власть. Особо велика здесь роль Собора в вопросах кодификации права. Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. приняты именно Соборами;
    ведали вопросами войны и мира;
    ведали вопросами церковного устроения. В этом он, правда, конкурировал с обычным Поместным собором Русской церкви;
    ведали налоговой политикой;
    ведали вопросами внутреннего управления, в которые входили вопросы поддержания и развития государственного хозяйства. Известен ответ царя Михаила Федоровича английским купцам, предлагавшим отдать им в монополию некоторые виды торговли: подобный вопрос невозможно решить без ведома торговых людей. В период Смуты Собор взял на себя вообще всю полноту власти в стране, именно он, а не молодой царь правил страной в полном смысле этого слова. Земская реформа середины 50-х гг. XVI столетия также проводилась по инициативе Собора.
    М.Ф. Владимирский-Буданов указывал еще одно формальное правомочие Собора – право подачи петиции (челобитья), которое можно рассматривать как право законодательной инициативы.
    Последний вопрос, касающийся истории Соборов, – вопрос о причинах их упадка. Считается, что главная причина заключена в постепенно усиливающихся тенденциях абсолютизма в России. Особенно зримо эти тенденции стали проявляться в период расцвета Соборов – время правления царя Алексея Михайловича. Несомненно, резон в таком объяснении есть. Тем не менее стоит указать, что Земские соборы прекратили свое существование в основном благодаря реформам Петра: среди учреждений, созданных этим модернизатором, места для Собора не нашлось. Хотя сама идея “испрашивания совета у земли” с Петром не умерла. Дважды в XVIII в. правительство в правление императриц Елизаветы и Екатерины Великой обращалось к идее Собора, созывая особые Уложенные комиссии из выборных для рассмотрения и одобрения проектов нового Уложения. В XIX в. идеи представительства оживали в проектах графа М.М. Сперанского, декабристов и последних лет царствования императора Александра II. Наконец, идея Земского собора , переработанная на западный рационалистический манер, послужила стимулом для проведения конституционной реформы в России 1906 г.!
    ——————————–
    Доказательство этому можно найти в известном сборнике: Правовое государство и народное голосование. К реформе государственного строя России. Вып. 2. СПб., 1906.
    § 6. Центральное (приказное) управление
    Московского государства

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *