Что такое жизнь с точки зрения биологии?

9 ответов на вопрос “Что такое жизнь с точки зрения биологии?”

  1. Nerisar Ответить

    X
    •1.Приведите определение понятия «жизнь» с биологической точки зрения. Основные свойства живых объектов.
    •2.Чем отличаются живые организмы от неживых тел?
    •2. Формы жизни
    •5. Клеточная теория, её основные положения.
    •8. Одномембранные и двухмембранные органоиды и ф-ции
    •9. Немембранные органоиды и ф-ции
    •10. Строение клеточного ядра
    •11. Особенности строения раст. И жив. Кл-ки
    •12. Хим.Эл-ты, орг., неорг, в-ва в сос-ве клетки
    •14. Клеточный цикл, способы деления кл-ки.
    •15. Митоз.
    •16. Амитоз
    •17. Мейоз
    •18. Отличия митоза и мейоза
    •19. Гипотизы происхождения эукариотической кл-ки
    •20. Возникновение многоклеточности
    •1. Жизненные циклы паразитов.
    •2. Природноочаговые болезни.
    •3. Профилактика паразитарных болезней.
    •4. Форма биологических связей в природе.
    •5.Общая характеристика подцарства Простейшие.
    •6.Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Основные представители, имеющие медицинское значение).
    •7.Класс Жгутиковые (лямблии и трипаносомы).
    •8.Класс Жгутиковые (трихомонады и лейшмании).
    •9.Тип Апикомплекса. Токсоплазма.
    •10.Тип Апикомплекса. Малярийный плазмодий. Виды плазмодия.
    •11.Тип Инфузории, характеристика. Основные представители, имеющие медицинское значение.
    •1.Классификация гельминтов. Учение Скрябина к.И. О девастации.
    •3. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики: кошачий и ланцетовидный.
    •4. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики: легочный и кровяные.
    •5. Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви (цестоды) – паразиты человека на примере широкого лентеца.
    •7. Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви: свиной и карликовый цепни.
    •8. Тип Круглые черви. Общая характеристика типа на примере аскариды.
    •9 Тип Круглые черви. Особенности морфологии и анатомии острицы, власоглава и кишечной угрицы.
    •10. Тип Круглые черви. Особенности морфологии и анатомии трихинеллы и анкилостомы
    •11 Тип Круглые черви. Особенности Морфологии и анатомии ришты и филярии. Циклы развития, пути инвазии, локализации, патогенные действия
    •1. Общая характеристика типа Членистоногих.
    •2.Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Отряд Скорпионы и Пауки, медицинское значение.
    •3.Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Отряд Клещи. Медицинское значение, развитие, распространение.
    •4.Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд блохи, Клопы, Тараканы. Морфологическая характеристика и медицинское значение.
    •5.Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Вши и Двукрылые. Морфологическая характеристика и медицинское значение.
    •2. Эволюция скелета
    •3.Пищ. Сис-ма
    •4. Дых. Сис-ма
    •5. Кровеносная сис-ма
    •6. Выд. Сис-ма
    •7. Нервная сис-ма
    •1.Онтогенез. Основные этапы онтогенеза. Типы онтогенетического развития.
    •2.Сперматогенез. Строение сперматозоида.
    •3.Овогенез. Строение и типы яйцеклеток.
    •4.Эмбриональный период развития организма. Дробление и его типы. Связь строения яйцеклетки с типом дробления.
    •5.Гаструляция как процесс образование многослойного зародыша. Способы гаструляции. Дифференцировка зародышевых листков.
    •6.Провизорные органы хордовых. Амнион, хорион или сероза, аллантоис, желточный мешок, плацента. Типы плаценты, ее значение.
    •7.Постэмбриональный период эмбриогенеза, его периодизация у человека.
    •8.Старение как закономерный этап онтогенеза. Гипотезы старения. Смерть как биологическое явление. Проблемы долголетия.
    •9.Регенерация как процесс поддержания морфофизиологической целостности биологических систем. Физиологическая и репаративная регенерация. Значение для биологии и медицины.
    •10.Трансплантация, ее виды. Трудности при трансплантации органов и тканей.
    •11.Гомеостаз. Механизмы поддержания генетического постоянства на организменном уровне. Иммунитет.
    •12.Аномалии и пороки развития. Классификация пороков развития. Критические периоды развития.
    •2. Основы медицинской генетики. Методы изучения генетики человека.
    •3. 1 -3 Законы Менделя
    •4. Аллельные и неаллельные гены.
    •5. Функциональная классификация генов
    •6. Генетика пола, сцепленное с полом наследование.
    •7. Изменчивость. Форма, норма р-ции.
    •8. Наследственные болезни
    •9. Множественные аллели. Наследование групп крови.
    •10. Мутагенез. Антимутагенные механизмы.
    •1.Теории происхождения жизни на Земле. Этапы биохимической эволюции.
    •2.Теория эволюции Ламарка, ее значение.
    •3.Основные положения эволюционной теории ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции по Дарвину.
    •5.Естественный отбор, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Творческая роль отбора в эволюции.
    •6.Биологический прогресс и регресс, их основные критерии. Направления биологического прогресса (арогенез, аллогенез, катагенез).
    •7.Соотношение онто- и филогенеза. Закон Зародышевого сходства к. Бэра. Биогенетический закон. Учение а.Н. Северцева о филэмбриогенезах.
    •8.Синтетическая теория эволюции. Методы изучения эволюционного процесса.
    •9.Основные этапы антропогенеза. Движущие силы и социальные факторы в эволюции человека. Особенности человека как биосоциального существа.
    •1 Понятие экологии. История развития. Структура и методы экологии.
    •2, Факторы окружающей среды, их классификация. Классификация организмов по их отношению к факторам среды.
    •3.Формы межвидовых биологических связей в природе
    •5. Биотический круговорот веществ. Круговорот углерода и азота в природе.

  2. ЧёТкИй™ Ответить

    Что такое жизнь в контексте человеческого существования? Многие ищут смысл своего пребывания на планете Земля, и не находя впадают в уныние.
    Либо бывает так, что вроде бы нашел его – вот он, только руку протяни! А достать не можешь, руки коротки – и зачем тогда жить?

    На самом деле не все так печально, если знать хотя бы примерную структуру жизни, ее этапы. Имея на руках готовую инструкцию и будучи готовым к будущим событиям, идти значительно веселее.
    Человеческая жизнь состоит из 4 этапов:
    Этап подражания (длится до 18 лет): ребенок рождается беспомощным. Он ничего не знает и не умеет – чистый лист, на котором в дальнейшем появится определенный рисунок. Каким он будет, никто не знает.
    Это зависит от множества обстоятельств – начиная от того, кто его родители, и заканчивая звездами, которые будут сопутствовать ему всю жизнь.
    Постепенно малыш учится ходить, говорить, впитывает социальные нормы и правила (что это?), адаптируется среди людей. Все это приходит в его жизнь через подражание, целью которого является превращение во взрослую, самостоятельную личность (что это такое?).
    Но бывает так, что физически индивид вырастает, но продолжает подражать окружающим, зависеть от их мнения и пытаться угодить.
    Стадия самопознания (до 25-35 лет) заключается в том, чтобы найти свое отличие от других. Кто я? И чем отличаюсь от основной массы людей? Почему я – именно я, а не кто-то другой?
    На этом этапе человек много действует, экспериментирует, и, конечно, ошибается в попытках вычленить свою уникальную природу. Мы натыкаемся на собственные запреты, привитые нам на первом этапе: какие-то из них ломаются, рождаются новые.
    Мы учимся слышать себя и свои настоящие желания, отбрасывая в сторону все ненужное и сохраняя ценное. Находим свои слабые и сильные места, стараясь укрепить первые и максимально развить вторые.
    Застрять здесь можно, если так и не научиться признавать свои слабости, ошибки и не избавиться от слепой веры в желаемое, но нереальное.
    Этап свершения (от 40 лет и до усталой старости) – к этому моменту человек хорошо себя знает, он честен с собой, а потому перестает грезить несбыточными мечтами и пребывать в иллюзиях.
    Рядом с ним больше нет друзей, которые только такими казались, нелюбимых супругов, ненавистной работы и всего прочего, что только тянуло вниз и не вызывало особой радости.
    Вы знаете, кто вы и что у вас получается лучше всего. Поэтому это то самое время, когда люди начинают активно раскрывать свой потенциал и самоактуализироваться. Возможно, вы придумаете что-то новое и гениальное, а может поймете, что ваше предназначение просто быть хорошим родителем. Все сугубо индивидуально.
    Застревание на этой стадии происходит в том случае, если человек не смог реализовать свои амбиции (что это?).
    Последняя стадия жизни именуется наследие (после 60-70 лет). Это период, когда люди оглядываются назад, анализируют ее содержимое, оценивают свои старания и жизненный багаж. Физическое и энергетическое здоровье уже не позволяют следовать только вперед и создавать новые глобальные цели.
    Этот период очень важен с психологической точки зрения. Если личность довольна тем, как прожила большую часть отведенного ей времени, тогда ей не страшно уходить. Чувство выполненного долга и не зря прожитой жизни успокаивают тревогу перед неминуемым концом.
    В обратном случае, человек будет страдать и сожалеть о зря потраченных годах. Так происходит по той причине, что мы осознанно или нет ищем в своем существовании какой-то смысл, который стремимся воплотить в реальность.
    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  3. Шизо-Пряник Ответить

    Смотря о какой жизни идет речь. Жизнь начинается от микроорганизмов, заканчивается жизнью планет, звезд, да и вообще вселенной. Вселенная – это самый настоящий живой организм. Он един, хоть иногда и кажется, что это не так. Просто его составляющие живут своей жизнью, составляющие составляющих своей и так далее, но все это очень тесно связано. Есть разумная, живая форма жизни: это живые организмы, имеющие хоть частицу разума(самостоятельности). Некоторые являются частью природы, взаимосвязаны с ней(мы говорим о нашей планете, о других пока что не известно), некоторые лишь пользуются ее ресурсами, другими словами говоря – разрушая ее. Ну не будем сильно отходить от темы.
    Жизнь, с точки зрения религии, не может погаснуть, просто она проходит в разных телах, начиная с человеческого, самого первого. Конечная стадия – душа, которая вселяется в другое человеческое тело и цикл повторяется.
    С точки зрения биологии жизнь – это состояние живого организма, при котором происходят биологические процессы в нем. Пока мозг организма работает(посылает импульсы), считается, что организм живой.
    Не могу определится, к какой точке мнения(религия, философия, биология) ближе мое. Если рассматривать жизнь с разных сторон, то каждая точка зрения уместна. Всего доброго:)

  4. Vulkis Ответить

    Жизнь – это принцип существования сложных биологических систем, сосоящих из крупных органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.
    Живое – это природная родина человека. Обрядность тотемизма вообще рассматривала животное как божество. Оно живет в гармонии с природой и человеку многому у него следует поучиться. Живое – это то, чем человек питается, следовательно, добывание, а затем культивирование живого – основа хозяйственной деятельности. Однако живое – это источник опасности: либо конкурент в пищевой цепочке, либо смертельный враг.
    Для биологии жизнь – объект познания. Биология видит живое как бы извне. Согласно данным биологии первые признаки жизни на Земле появились порядка 4 млрд. лет назад, примерно 2 млрд. лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу.
    Любому биологическому организму свойственен циклический тип развития. В каждом отдельном цикле наблюдается закономерная последовательность сменяющих друг друга стадий от рождения до смерти, причем каждая из этих стадий достаточно хорошо отличима. Биологический организм постоянно изменяется, подчас весьма резко, однако при этом сохраняется его самотождественность.
    Каждая наука выделяет разные, важные для себя стороны общего феномена жизни на Земле, фиксируя их в своем определении. Скажем, химик изучает жизнь с точки зрения состава веществ и процессов его непрерывной перестройки. Физик «видит» в живых организмах подкласс открытых неравновесных термодинамических систем, непрерывно обменивающихся со средой веществом и энергией, и т.д.
    Можно выделить дескриптивный и атрибутивный подходы к определению жизни. Дескриптивный подход: видимые свойства живых организмов, совокупность которых и выделяет их из мира «неживой» природы. Например: организация, способность к самовоспроизведению, развитие, смерть, питание, дыхание, раздражимость, подвижность и т.д.
    Атрибутивный подход. Выделение из видимых свойств живых организмов лишь некоторых из них как коренных, внутренних свойств, т.е. атрибутов, качественно отличающих их от объектов неживой природы. Это – обмет веществ, самовоспроизведение, саморегуляция и способность создавать и хранить информацию.
    С позиции естествознания существуют два основных подхода к определению жизни – субстратный и функциональный. При субстратном подходе – субстрат (белок или молекулы ДНК) является носителем основных свойств живого; функциональный подход рассматривает жизнь с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.).
    Семиотическая природа жизни. ДНК (а вслед за нею и белок) рассматривается не просто как «химическое тело», не просто как «вещество наследственности», но как «носитель кода наследственной информации», как своего рода «текст», в котором записана программа формирования всех важнейших функциональных единиц живой клетки.
    Представление о биосфере позволяет увидеть жизнь как сплошной, непрерывный во времени и пространстве поток, в котором беспрестанно преобразуются вещество, энергия и информация. Отношение биосферы и живого организма – это отношение общего и частного, т.к. конкретный живой организм обладает противоположными характеристиками (он дискретен (прерывист во времени) и ограничен).
    Всякая индивидуальная жизнь конечна. Для биологии это имеет глубокий смысл: во-первых, она дает начала новым жизням, во-вторых, она уступает им дорогу. Бесконечная жизнь отдельного организма закрывает возможность для порождения и отбора новых форм, что противоречит эволюционной теории. Зигмунд Фрейд утверждал, что живой материи в равной мере присущ как инстинкт жизни, так и инстинкт смерти.

  5. Стихнет голос Вечной войны Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Один хитроумный человек заметил, что хотя мы можем затрудниться дать точное определение жизни, однако никто из нас не сомневается в различия между живым и неживым, потому что за живую и за мертвую лошадь на рынке дают разную цену.
    Действительно, интуитивно мы все понимаем, что есть живое и что – мертвое, а вот точно сформулировать различие обычно затрудняемся. Мне известно много попыток дать дефиницию, определения понятия «жизнь», но, как правило, они оказываются уязвимыми. Порой авторы вообще отказываются от определения, подменяя его тавтологией. Не могу не процитировать одно из определений: «Живой организм – это тело, слагаемое из живых объектов; неживое тело – слагаемое из неживых объектов». И все. Подумайте, как просто! Но стала ли нам от этого понятна сущность жизни?
    Всем, наверное, известно одно из определений жизни, высказанное Энгельсом: «Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Однако достаточно ли оно? Сам Энгельс так не думал. Для него обмен веществ – лишь существенный, не единственный критерий жизни. Действительно, обмен веществ может быть присущ и неживым объектам.
    Представим опыт, который нетрудно осуществить. Мы имеем два непрозрачных ящика, которые непрерывно вентилируются. Подобные устройства, в которых контролируется лишь вход и выход, а содержание их неизвестно, называют «черными ящиками». Анализ выходящего из ящиков воздуха показывает, что в обоих случаях мы имеем на выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных паров. Измерение температуры покажет, что на выходе теплее, чем на входе. Мы вправе заключить, что в каждом ящике содержится система. Способная к обмену веществ с окружающей средой. Если мы вскроем ящики, то обнаружим в одном из них летучую мышь, а в другом – горящую свечу. Критерий обмена веществ здесь не срабатывает, не позволяя отличить живое от неживого, процесс горения от процесса дыхания. Если мы перекроем кран поступления воздуха, мышь погибает. Однако и мертвые организмы могут обмениваться веществами с окружающей средой. На этом, в частности основан процесс образования окаменелостей. Остатки животных и растений в слое горных пород отдают окружающей среде органику; ее место занимают минералы. Особенно удивительны окаменевшие деревья – внешне они до мельчайших деталей сохраняют структуры древесины, однако миллионы лет назад она заместилась кремнеземом и окислами железа. Можно сформулировать определение жизни следующей фразой: жизнь – это активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфической структуры.
    Чем короче определение, тем больше оно нуждается в расшифровке. Что такое активное воспроизведение? Под этим словосочетанием мы должны понимать такой процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни. Птицы из года в год воспроизводят свои гнезда, бобры строят плотины, но ни плотины, ни гнезда нельзя считать живыми объектами, в отличие от их строителей. Особенно характерно воспроизведение неживых объектов для деятельности человека. Средневековый переписчик книг, создавший новый фолиант взамен истрепанного, и современный меломан, переписывающий магнитофонную запись – хорошие тому примеры. Но человек куда сложнее книги или магнитофонной записи.
    Почему в нашем определении подчеркивается то, что поддержка и воспроизведение структур живого организма должно идти с затратой энергии? Потому что это позволяет различать живые существа от других самовоспроизводящихся структур, например кристаллов.
    Еще великий французский натуралист Бюффон в XVIII веке проводил антологии между ростом организмов и ростом кристаллов. Действительно, каждому кристаллу присуща своя специфическая структура, возникающая спонтанно. Так хлористый натрий кристаллизуется в виде куба, углерод в форме алмаза – в виде октаэдра. Скопления, сростки кристаллов порой действительно похожи на структуры живой природы. Вспомните хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они иногда настолько бывают похожи на листья папоротников и иных диковинных растений, что известный биолог А.А.Любищев видел в этом какой-то глубокий смысл. Можно получить и трехмерную структуру, сходную с растениями (на сей раз при растворении кристаллов).
    Как-то Б.М.Медникову довелось увидеть трехмерные морозные узоры. На склоне камчатской сопки земля с легким хрустом проседала под ногами на один-два сантиметра. Оказалось, что тонкий поверхностный слой почвы был поднят изящными ледяными веточками торчащими густо, как щетинки зубной щетки. Ни до, ни после ему не приходилось видеть такой занятной кристаллизации водяных паров, хотя пишут, что в горах такой феномен не столь уж редок.
    Даже металлы образуют подобные структуры: металлургам всего мира хорошо известна так называемая «елка Чернова» – древовидный сросток кристаллов железа, выросший в раковине отливки.
    И тем не менее, аналогии между кристаллами и организмами, между морозными узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне сходны, процессы их возникновения энергетически диаметрально противоположны. Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Недаром при кристаллизации выделяется тепло. Например, при возникновении одного килограмм «морозных узоров» должно выделится 619 килокалорий тепла (539 при конденсации водяных паров и 80 при переходе в твердую фазу). Столько же энергии нужно затратить на разрушение этой структуры. Листья папоротника, наоборот, при своем возникновении поглощают энергию солнечных лучей, и, разрушая эту структуру, мы можем получить энергию обратно. Да это мы и делаем, сжигая каменный уголь, образовавшийся из остатков гигантских папоротников палеозойской эры. Дело здесь не в самом листообразном рисунке: бесформенный кусок льда такой же массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. То же и с папоротником: на образование внешней сложности организма расходуется энергия, ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.
    А как же внешнее сходство? И листья папоротника, и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, ибо дыхание и ассимиляция углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, например кактусы, обретают шарообразную форму с максимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции СО? и соответственно замедлением роста.
    Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между кристаллами и живыми организмами не имеют эвристического значения. Жидкость, выплеснутая из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму бильярдного шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но между игрой в биллиард и полетами в космос столько же общего, сколько между кристаллизацией и ростом живого организма.
    Из этого не следует, что кристаллические формы чужды жизни. Вот хороший пример. Многим известны безобидные крупные комары-долгоножки с длинными ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь перегнившими растительными остатками. Среди них можно встретить особей, окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они действительно больны – заражены радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры. Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка погибнет, они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения комаров.
    Такие кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но это неактивная форма существования вируса, в форме кристалла он не размножается, а лишь переживает неблагоприятные условия.
    Известный физик Э. Шредингер как-то назвал хромосому «апериодическим кристаллом». Действительно, ядерное вещество клетки в период деления упорядоченно, формально его можно назвать кристаллом, как можно назвать книгу кристаллом из страниц. Но во время «упаковки» в хромосому ядерное вещество (хроматин) неактивно, и сама хромосома – лишь способ передачи хроматина от клетки к клетке.
    Короче, упорядоченность структуры кристаллов – упорядоченность кладбища, системы с минимумом свободной энергии. Упорядоченность структуры организма в процессе жизнедеятельности – это упорядоченность автомобильного конвейера. Для ее поддержания и воспроизведения в следующем поколении организм должен поглощать энергию в виде квантов света или неокисленных органических соединений, простые вещества, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности. Это и есть обмен веществ, он не является самоцелью.
    «Все течет»,- сказал Гераклит Эфесский (этот всем известный афоризм дошел до нас, правда со слов других, так как сам Гераклит как Сократ, предпочитал излагать свои взгляды в беседах). Особенно это относится к живому организму. Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для воссоздания структур. Не так давно еще ученые полагали, что, достигнув взрослого состояния, организмы притормаживают синтез белков и других органических соединений, ограничиваясь «ремонтными» работами (заживление ран, смена эпителия кожи и т. д.).
    Первые же опыты с изотопными метками показали, что это неверно. На протяжении всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь образующиеся. Так, при ремонте самолета заменяют двигатель, отработавший свой ресурс, хотя бы он работал безупречно. Казалось бы, всю жизнь должна служить человеку костная ткань. Однако, когда в практику медицины вошел антибиотик тетрациклин, врачи столкнулись с удивительным фактом.
    Тетрациклин отчасти накапливается в костях. Следы лечения можно обнаружить на костном шлифе в виде флуоресцирующего слоя. Оказалось, что примерно через три года после лечения антибиотиком он обнаруживается в крови в очень высокой концентрации (что приводит порой к нежелательным побочным эффектам). Откуда же взялся тетрациклин, ведь больной чем за три года мог и забыть, что когда-то его принимал?
    Он вернулся в кровь из старой костной ткани, которая рассасывается и заменяется новой.
    Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются, не размножаются. В принципе это так, но на протяжении всей жизни они непрерывно перестраиваются. Так и человек может всю жизнь прожить в одном доме, но за это время многократно изменить в нем обстановку. Мы лишь формально можем считать нейроны, с которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее назначали.
    В конце нашего определения жизни было слово «специфическая». Что такое специфическая структура? Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается это ос почти абсолютной точностью.
    Э. Шредингер в книге «Что такое жизнь с точки зрения физика?» (1944) высказал предположение, что организмы «извлекают упорядоченность из окружающей среды», они питаются чужим порядком. Увы, дело обстоит не так просто. Шредингер выразился не совсем точно.
    Вот пример: волк съедает зайца. Ему не нужны ни органы зайца, ни его ткани, ни его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры «заяц», «заячья упорядоченность». Все это в желудке и кишечнике волка превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот, углеводов, нуклеотидов и т. д. , общих для всей живой природы, неспецифических. Часть из них организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы, расходуя полученную энергию, построить из оставшихся неспецифичных веществ свою, специфическим образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком, и будет то же самое.
    Пожалуй, можно привести лишь один пример, когда организм «питается чужим порядком». Некоторые ресничные черви планарии живут на колониях кищечнополостных – гидроидных полипов, объедая их. У полипов имеется хорошая защита, правда не эффективная против планарий, – стрекательные клетки. С действием их хорошо знакомы люди, обжигавшиеся щупальцами черноморской медузы-корнерота. Гораздо опаснее дальневосточная маленькая медуза-крестовичок, ожег которой может привести к тяжелому заболеванию, а то и к смерти, если под рукой не найдется димедрола или супрастина. Оказывается, проглоченные червями стрекательные клетки полипов не перевариваются, а мигрируют в покровы тела, где выполняют ту же защитную функцию, что и у хозяев. Их так и называют: клептокниды – украденные стрекательные клетки.
    Можно пофантазировать о жизни на какой-нибудь планете, где подобный принцип распространен широко. Но на Земле положение обратное. Земные организмы в чужой упорядоченности не нуждаются, как видно из следующих примеров.
    3 декабря 1967 года в кейптаунской больнице Гроте-Схюр Кристиан Барнард пересадил Луису Вашканскому, страдавшему острой сердечной недостаточностью, сердце девушки Дениз Дарваль, погибшей в автокатастрофе.
    17 декабря, через две недели Вашканский заболел двустороннем воспалением легких и 20 декабря скончался. Первая неудача не смутила хирургов. Число операций по пересадке сердца насчитывается уже тысячами. Но и до Барнарда животным и людям пересаживали сердца, легкие, почки и поджелудочные железы. Результат всегда был одинаковым пересаженные органы отторгались, если не были взяты у однояйцевого близнеца. Но однояйцевые близнецы – это генетические копии одного и того же организма.
    Можно сделать вывод, что «чужая упорядоченность» организму не нужна, он изо всех сил, отчаянно борется с ней. Сохранить пересаженный орган можно только, подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции и в конце концов погибнет от нее, как это случилось с Вашканским.
    Это самый эффективный пример, но известны и другие случаи, когда организмы не приемлют «чужого порядка». Общеизвестны группы крови, здесь система проста, и определив группу крови, можно практически во всех случаях избежать распада эритроцитов. Более того, человеку можно переливать кровь шимпанзе соответствующей группы. Но изредка встречаются люди с такими уникальными наборами факторов крови, что ничья друга им не годится.
    Инсулин – единственное эффективное средство против диабета отличается сравнительно малой видоспецифичностью, поэтому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умерших людей.
    Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» меньше. Действительно, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Однако, все это искусственные, создаваемые экспериментом положения. Еще и еще раз повторяю, что животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется специальными ферментами до простых веществ, не обладающих видоспецифичностью. Так, белки расщепляются до аминокислот, сложные углеводы, такие как крахмал и гликоген, – до моносахаридов, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. По строению, например, аминокислоты глицина или фенилаланина невозможно сказать, получена ли она из белков бычьего мяса, гороха или же синтезирована химиком искусственно. Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят присущие им белки. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе возникает комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов. У растений это выражено еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет – при этом комплексе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого – крапива, каждое растение с присущим ему набором свойств, со своей упорядоченностью. Итак, организмы берут извне не упорядоченность, а энергию: растения в виде квантов света, животные в виде малоокисленных соединений, которые можно сжечь в процессе дыхания. За счет этой энергии они строят свою «доморощенную» упорядоченность, пренебрегая чужой. Вот почему в определении жизни должно быть воспроизведение специфической структуры.
    белковый жизнь организм комар
    Размещено на Allbest.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *