Что я открыл для себя в романе война и мир?

18 ответов на вопрос “Что я открыл для себя в романе война и мир?”

  1. От одиночества тошнит Ответить

    Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным и скучным названием, с бесконечными французскими цитатами…
    Но вот «закончен труд упорный», прочитанный роман лежит передо мной, и я смотрю на него с чувством удовлетворения и удивления: состоялось и мое приобщение к «величайшему роману XIX века». Не без усилий пробираясь через французские реплики, привыкая к десяткам, а потом сотням имен и титулов, вникая в родственные отношения героев, я вживалась в роман, в девятнадцатый век, в войну и мир и не заметила, как сроднилась с Андреем и Пьером, с Наташей и княжной Марьей. Вместе с ними я прошла через двенадцатый год, через Бородино… Вместе с Болконским и Николаем Ростовым преодолевала свой страх и мечтала о славе, восторгалась удалью Долохова и Денисова, с удивлением смотрела на нелепого и бесстрашного Пьера.
    Сколько может вместить в себя книга? Сколько может понять и открыть человеческий гений? Даже если иметь в виду только «Войну и мир», Толстой кажется бесконечным, неисчерпаемым.
    Что дало мне чтение романа? Во-первых, огромный читательский опыт. Немного найдется книг, которые давали бы такую работу уму. Ожили мои знания по истории. Девятнадцатый век стал ближе, понятнее. Да и наше время стало более понятным, сложные человеческие отношения осветились новым светом.

  2. Laikelv Ответить

    Лишь благосклонный мрак раскинет
    Над нами тихий свой покров
    И время с полночи раздвинет
    Стрелу медлительных часов.
    А. С. Пушкин
    Лев Николаевич Толстой — серьезный и вдумчивый художник, чтение его произведений большая и серьезная работа, много дающая уму и сердцу читателя. Автор не только изображает конкретные исторические события, а психологически обосновывает поступки героев, дает им нравственную оценку.
    Эпопея «Война и мир» — широкое полотно событий 1805-1820 годов, показывающее их влияние на развитие русского общества. Ни один учебник истории не раскроет такой полной картины времени, деятельности людей, становления личности, какую представил Л. Н. Толстой в «Войне и мире».
    1812 год явился переломным для России, и ты вдруг ясно понимаешь, как происходило возрождение и обновление государства, становление нового человека, что думали и чувствовали лучшие представители русского общества, стараясь быть полезными своему народу. Одновременно и высокое чувство патриотизма рождает в нас это произведение. В беседах Андрея Болконского и Пьера Безухова раскрывается внутренний мир героев, их взгляды на свою роль в жизни страны в это судьбоносное время. Многое переосмыслив, князь Андрей решает жить для себя и семьи. Пьер возражает: «Я жил так, я жил Для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить Для других, только теперь я понял все счастие жизни».
    Те же самые вопросы встают и перед современным молодым человеком. Чему посвятить свою жизнь, стяжать для себя или служить обществу? Теперь, узнав любимых героев автора, начинаешь мыслить и рассуждать их категориями. Невозможно представить, чтобы они служили мелочным целям, совершали низкие поступки. Читая Толстого, становишься лучше, чище, добрее. Не это ли главное?
    Писатель воспитывает в нас высокую духовность, описывая чувства героев, их нравственные искания, любовные переживания. У тебя появляется жизненный опыт, постепенно начинаешь понимать, что перерождаешься сам. Отныне не совершишь подлости, низости, будешь сверять свои мысли и действия с жизненной позицией героев Л. Н. Толстого. Вслед за писателем учишься анализировать события, оценивать свою роль в той или иной ситуации.

  3. Support Ответить

    Если бы по каким-то причинам надо было
    назвать величайший роман XIX века,
    я бы назвал «Войну и мир» Толстого.
    Джон Голсуорси
    Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным и скучным названием, с бесконечными французскими цитатами…
    Но вот «закончен труд упорный», прочитанный роман лежит передо мной, и я смотрю на него с чувством удовлетворения и удивления: состоялось и мое приобщение к «величайшему роману XIX века». Не без усилий пробираясь через французские реплики, привыкая к десяткам, а потом сотням имен и титулов, вникая в родственные отношения героев, я вживалась в роман, в девятнадцатый век, в войну и мир и не заметила, как сроднилась с Андреем и Пьером, с Наташей и княжной Марьей. Вместе с ними я прошла через двенадцатый год, через Бородино… Вместе с Болконским и Николаем Ростовым преодолевала свой страх и мечтала о славе, восторгалась удалью Долохова и Денисова, с удивлением смотрела на нелепого и бесстрашного Пьера.
    Сколько может вместить в себя книга? Сколько может понять и открыть человеческий гений? Даже если иметь в виду только «Войну и мир», Толстой кажется бесконечным, неисчерпаемым.Что дало мне чтение романа? Во-первых, огромный читательский опыт. Немного найдется книг, которые давали бы такую работу уму. Ожили мои знания по истории. Девятнадцатый век стал ближе, понятнее. Да и наше время стало более понятным, сложные человеческие отношения осветились новым светом.
    Я продолжаю думать над словами Толстого о роли личности в истории: «…ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей…» Они сплетаются в кольцо, и я не могу найти его начало, а так хочется!
    Я думаю о том, как сложна жизнь человека, сам человек. Да, «люди как реки». Мы смотрим, как в зеркало, друг на друга, и все же надеемся, что сможем избежать чужих ошибок, падений.
    Роман дал возможность общения с интересными и мудрыми собеседниками. Как не прислушаться к Пьеру, говорившему, что надо жить, надо любить, надо верить, несмотря ни на что! Как проста его мысль о том, что всем честным людям необходимо объединиться! «Ведь так просто!» — убежден Пьер.
    В этой книге столько умных людей, объясняющих не только то, что было, но и то, что есть сегодня, будет завтра.
    Мне кажется, после Толстого я стала лучше думать о людях: ведь в каждом из нас — целый мир, и в нем непросто. Княжне Марье тоже нелегко было со стариком Болконским. Но сколько в ней терпения, понимания. Сколько еще всего в этой книге! Хватит на целую жизнь. Когда-нибудь я перечитаю роман снова и, наверное, снова удивлюсь его неисчерпаемости и мудрости.

  4. GrenKaChannel Ответить

    Многие люди, прочитавшие роман “Война и мир” Льва Толстого, спрашивают иногда сами себя: “Какова же все-таки “настоящая жизнь” в романе?” Светское общество, которое собиралось по вечерам у Анны Павловны Шерер, у Элен Курагиной или у графа и графини Ростовых? А может быть, это жизнь гусаров, поскольку они “находили состояние, в котором бы они, будучи праздными, чувствовали бы себя полезными и исполняющими свой долг”, и также солдат, любивших и уважавших своих командиров, готовых умереть, защищая Россию? Или это жизнь генералов, командующих всеми этими
    людьми, и самого государя, стоящего над генералами, почитаемого народом и этими самыми солдатами и гусарами?
    Чем ближе мы знакомимся с героями романа, чем больше узнаем их, тем яснее становится, что среди них есть те, для которых все это действительно жизнь, без которой невозможно существовать. Но есть и другие, которые хотя и подчиняются законам общества, а некоторые даже активно созидают это общество, все-таки живут своей “настоящей жизнью”, своим внутренним миром. Это такие герои романа, как Ростовы и эти никому не понятные Болконские, Безуховы, да и простой крестьянский люд.
    Именно эту жизнь я считаю “настоящей”. Лев Толстой тоже видел в этих героях способность жить “настоящей жизнью”. Прежде всего он связывал подлинность чувств и человеческих устремлений с Андреем Болконским.
    Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с несколько суховатыми чертами лица. Особенно выделялся его скучающий взгляд. Он искал “настоящую жизнь” и когда находил что-то новое, чего не было еще в его повседневном существовании, считал это “настоящей жизнью”. Сначала он нашел полную противоположность себе, свою маленькую, оживленную жену Лизу. Потом “поймал” птицу счастья на войне, на службе. Дальше последовала “жизнь для себя” и опять служба. Но все перевернула в нем встреча с забавно-странной девчушкой, с Наташей Ростовой. Он уже решил было: “пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!” И вдруг изменил свои воззрения: “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Надо, чтоб все знали все то, что есть во мне. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот она, “настоящая жизнь”. Он сам говорит, что нашел ее, эту жизнь. “Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде”. Да! Андрей нашел “настоящую жизнь”, но он не успел пожить ею, умирая, он прекрасно понимает это. Однако он достиг своей цели в жизни и узнал, что она есть и какая она.
    А что же Пьер Безухое? Этот массивный, толстый молодой человек с коротко стриженной головой, в очках. Что он? Он тоже искал свою “настоящую жизнь”, но другим путем, своим собственным. Можно ли сказать, что их пути поиска схожи? Да, конечно, ведь Пьер допустил ту же ошибку, что и Болконский. Он решил, что Элен — вот его “настоящая жизнь”. Хотя эти женщины — Элен и Лиза — различны, они на первый взгляд кажутся полными жизни. Потом последовало масонство, возникла уверенность в правильности этих убеждений. На самом деле Пьер уже с первой встречи с Наташей знал, что она совершенно не такая, как все, но он не понимал еще тогда, что все то, что она делает, как живет вообще, и есть то самое, чего он никак не может найти. Он, конечно, поймет это со временем, но ему придется подождать, пока сердце Наташи освободится от любви к другому. Пьер не умрет, он нашел наконец свою “настоящую жизнь”. По-моему, сам писатель не считает такую жизнь “настоящей”, так как уже лично пережил похожий этап в жизни и разочаровался, но для Пьера и Наташи это именно она.
    Из всего, о чем я рассказала в сочинении, следует вывод, что все герои романа “Война и мир” стремятся к “настоящей жизни”. Некоторые найдут ее, некоторые нет, но все исступленно ищут свой путь. Этот поиск истины им импонирует и нравится. Я желаю всем найти свою “настоящую жизнь”!
    Беру!

  5. Dik Ответить

    В романе Льва Николаевича читатель найдет для себя ответы на вопросы о чести, достоинстве, любви, отваге и даже об обществе в целом. Можно с уверенностью сказать, что роман «Война и мир» – произведение, с которым необходимо познакомиться каждому человеку.
    Для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. На фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви Андрея Балконского и Наташи Ростовой.
    Невозможно не восхищаться первозданной чистотой Наташи. Вся ее искренность, жизнелюбие и духовная красота — очаровывают читателей и они внимательно следят за развитием ее отношений с Балконским.
    Князь Андрей – человек, который ищет правды и смысл жизни. Несмотря на всю противоречивость его характера, мы невольно любуемся им. Нас восхищают его благородство и мужество.
    Две блестящие человеческие натуры, два разных характера, Наташа и Андрей — их отношения приковывают внимание читателей. Любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя — сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.
    Но… Жизнь диктует свои правила и мы с ужасом наблюдаем за тем, как разбивается светлое чувство наших героев — мы узнаем об измене Наташи с Анатолием Курагиным. Что же происходит с Балконским? В его сердце бушует война! Душевные страдания лишают Андрея покоя и мира!
    Жизнь всегда идет своим чередом… В итоге мир в сердце князя вернет именно Наташа Ростова. Перед смертью Андрей Балконский познает смысл жизни — прощение и любовь. Сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.
    Автор романа показал нам, что «Война и мир» — это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. Такой литературный ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!

  6. Kenrad Ответить

    Война и мир
    Лев Николаевич Толстой – великий писатель, жизнь которого
    была полна событий. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну,
    начинается пора исканий Толстым цели в жизни. В мучительных поисках Толстой
    приходит к главному делу своей жизни – литературному творчеству. Всего великий
    писатель создал более 200 произведений, в том  числе роман-эпопею «Война и
    мир».
    Толстой стает глубоким психологом, изучая человеческий
    характер, сознание. В главных героях романа Лев Николаевич подчеркивает
    многогранность и сложность человеческой личности.
    Невозможно из романа выделить самого яркого героя. Все они
    похожие, но, в то же время, разительно отличаются друг от друга.
    Духовная красота некоторых героев Толстого проявляется в
    постоянном поиске смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего
    народа, в жизненном пути каждого, ведущего к правде и добру.
    Желая выбраться из сферы семейной надоевшей ему жизни
    Андрей Болконский отправляется на войну. Он мечтает о наполеоновской славе,
    мечтает совершить подвиг. Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе
    сменяется глубокими душевными страданиями. Небо Аустерлица становится для
    Андрея символом понимания жизни: «Как же я не видал прежде этого высокого неба?
    И как я счастлив, что узнал его наконец!» Андрей Болконский понял, что простая
    человеческая жизнь важнее, чем война и слава Наполеона.
    Рождение ребенка, смерть жены заставили Андрея прийти к
    выводу, что единственное, что ему остается – жить ради жизни, для родных. Но
    вскоре опять начинаются поиски смысла жизни. Встреча Болконского с Пьером
    Безуховым и его слова указывают на новый путь к счастью: «Надо жить, надо
    любить, надо верить.» После встречи с Наташей Ростовой князь Андрей пытается
    уже найти смысл и цель жизни в любви.
    В дни суровых для родины испытаний новой целью Болконского
    становится защита родины от врага, чувство долга перед ней.
    И не только на примере Болконского можно рассмотреть вечные
    темы в произведении: войны, мира, любви, верности.
    Проблемы, поднятые Толстым в романе «Война и мир», имеют
    общечеловеческое значение, что делает его актуальным для всех поколений, во все
    времена. Люди разных возрастов могут почерпнуть для себя разные знания. Я для
    себя сделала вывод, что нужно уметь правильно переносить то, чего нельзя
    избежать, что все-таки есть чистая, светлая, искренняя любовь, которая окрыляет
    людей, но делает их счастливыми только когда взаимна.
    Через какое-то время я обязательно перечитаю этот роман еще
    раз, чтобы понять его лучше, чтобы увидеть то, чего я не могу увидеть в свои
    пятнадцать лет.

  7. Shalrajas Ответить

    Произведение Л. Н. Толстого “Война и мир” было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий на- чала XIX века, но и целые главы, задача которых — донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Позиция ни одного из современных писателю ученых не могла удовлетворить человека, желавшего во всем “дойти до корня”. У автора “Войны и мира” постепенно складывается своя концепция исторического развития, которую было необходимо изложить, чтобы открыть людям “новую истину”, сделать яснее логику романа.
    Одной из первых проблем, с которой столкнулся писатель, стала оценка роли личности и масс в истории. И если в начале создания “Войны и мира” основное внимание уделялось отдельным героям, то по мере изучения войны 12-го года Толстой все больше убеждался в определяющей роли народа. Во второй части эпилога основная мысль, которой проникнуто все повествование, была сформулирована так: “…чем непосредственнее люди участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число … чем меньше то прямое участие, которое люди принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше…” Идея о том, что действия масс определяют историю, находит подтверждение во многих эпизодах романа. Так, победу в Шенграбенском сражении русским войскам приносят отнюдь не удачные распоряжения князя Багратиона, который “…только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников … делалось… согласно с его намерениями”, а действия “маленького” капитана Тушина, а также осознание всеми необходимости этого боя для спасения армии. Тогда же, когда рядовой солдат не видел цели сражения, как это было при Аустерлице, на неблагоприятный исход не могло повлиять ни знание немецким командованием местности, ни продуманная диспозиция, ни присутствие императоров. Особенно хорошо видно определяющее значение духа войска в Бородинском сражении, когда русские смогли доказать свое моральное превосходство над врагом, несмотря на интриги в штабе Кутузова и неудобство позиции.
    По мнению Толстова, задача личности состоит в том, чтобы не мешать естественному ходу истории, “роевой” жизни народа. Это понимает Багратион, и доказательством может служить его поведение во время Шенграбенского сражения, это знает Кутузов, чувствующий момент, когда необходимо дать грандиозное сражение, позволяющий себе принять решение об оставлении Москвы, видящий смысл только в войне освободительной. О главнокомандующем русской армии верно скажет князь Андрей: “У него не будет ничего своего”. Но высказывания Толстого о созерцательности полководца не следует понимать как признание его беспечности. Кутузову принадлежит идея удачного маневра в 1805 году, он же “придумывал все возможные случайности” в 1812 году. Главное отличие “светлейшего” от Наполеона не в бездеятельности русского командующего, а в осознании стариком того, что его приказы не являются определяющими для хода истории.
    Преклонение перед “роевой” жизнью народа, отрицание значения личности заставляет Толстого свою любимую героиню, Наташу, наделить изначальной близостью к народу, лучших героев, таких, как Пьер и Андрей, шаг за шагом вести к сближению с ним. И хотя никто из персонажей не потеряет своей индивидуальности, одним из важнейших критериев в оценке людей для писателя будет их родство с патриархальным крестьянством, понимание естественного течения жизни.
    Говоря о позиции Толстого по поводу роли личности в истории, мы неминуемо приходим к описанию противоречий в концепции автора “Войны и мира”.
    С одной стороны, один из основополагающих тезисов — “человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общественных целей”. По мнению Толстого, естественно то, что “большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководилась только личными интересами настоящего”. С другой стороны, все герои романа разделены на две группы. К первой из них принадлежат все те, кому небезразлична судьба Родины, чья жизнь переворачивается во время войны 1812 года, чей “личный интерес” непосредственно связан с “общим ходом дел”. Это старый князь Болконский, собирающий ополчение, готовящийся к защите Лысых Гор от французов, Ростовы, отдающие свои подводы под раненых, Петя, Николай, Андрей, Пьер, видящие цель своей жизни в участии в Отечественной войне.
    Ко второй половине относятся те, чья жизнь не изменяется с началом войны, никак от нее не зависит. Это псевдопатриоты из петербургского салона А. П. Шерер и посетители дома Элен, симпатизирующие Наполеону и французам, Берг, озабоченный покупкой шифоньерки во время оставления жителями Москвы, Борис, интересующийся только повышением по службе. Все они осуждаются автором именно за безразличие к общему делу. Идеальной же личностью становится Кутузов, понимающий глубокий смысл происходящего.
    Продолжая рассуждать о философии истории в романе и о видении Толстым взаимоотношений личности и масс, мы выходим за рамки собственно исторической концепции и вынуждены обратиться к космогонии автора “Войны и мира”. Чтобы лучше понять позицию писателя, надо вспомнить образы “водяного глобуса” и “идеальной капли” — Платона Каратаева, в котором вообще не было ничего личного. Это расширяет наше представление о том месте в мире, которое Толстой отводил отдельному человеку, но немного добавит к пониманию взглядов создателя романа на историю.
    Не только проблема роли личности поднимается в “Войне и мире”. В эпопее важное место отводится рассуждениям об общем характере развития жизни. Говоря об этой части историко-философских отступлений романа, часто употребляют термин “фатализм”. Существует и традиционная ошибка: многие считают, что Толстой склонен рассматривать все происходящее как неизбежное и подчиненное воле Бога. В действительности это лишь одна из точек зрения, с которыми спорит писатель, точно так же, как полемизирует с гегелевским доисторизмом — учением о исторической необходимости, которое прокладывает себе путь через массу случайностей. Концепция, предлагаемая читателю, состоит в следующем: развитие жизни подчинено неким законам. От следования им нет никаких отклонений, ибо, по Толстому, даже одно исключение уничтожает правило. Законы истории пока недоступны людям, поэтому возникает понятие судьбы, фатума, которое заменяет собой всю совокупность непознанных причин.
    Доказывая свои взгляды, касающиеся развития общества, Толстой вновь обращается к отдельной личности. Писатель определяет соотношение свободы и необходимости в жизни каждого, делает вывод об иллюзорности первой и лишь затем говорит об определяющем значении закономерности в глобальном масштабе. Такой путь от частного к общему в рассуждениях Толстого — лучший пример пристального внимания писателя к человеку. Автор “Войны и мира” считал, что и предметом истории скорее должен быть один день из чьей-либо жизни, чем целые эпохи.
    От необходимости, определяющей жизнь, Толстой не делает перехода к возможности безответственности и инертности. Напротив, герой эпопеи обязан действовать и согласовывать свои поступки с моральными нормами, которые являются абсолютным мерилом всего происходящего, в том числе деятельности исторических лиц; таких изначально безнравственных событий, как войны. В доказательство хочется вспомнить негативную оценку автором Наполеона, думающего о величии, но забывающего “о добре, простоте и правде”. Великий император уподобляется в романе ребенку, дергающему за тесемки, привязанные внутри кареты, и думающему, что он правит. Отрицательно относится Толстой и ко всем изображаемым войнам, кроме благородной освободительной народной борьбы с захватчиками в 1812 году.
    “Война и мир” развенчивает представления о существовании так называемой исторической целесообразности, о том, что цель может оправдывать средства, вообще традиционные взгляды на историю. Взамен читателю предлагается стройная система, отвечающая на два основополагающих вопроса. Толстой пишет об определяющем значении для развития жизни согласованных действий отдельных людей, а не замыслов “героев” , о существовании непреложных законов, пока не познанных, но подчиняющих себе все. По мнению писателя, главная задача ученых — открыть закономерности и вывести историю на принципиально новый уровень.
    Беру!

  8. ЖаритЛето Ответить

    Мы впервые встречаемся с ним в доме Ростовых на именинах графини и ее дочери Натальи. В то время как хозяйка разговаривает с гостьей, в комнату вбегает Наташа, а в дверях показываются Борис, Николай, Соня и маленький Петруша. Все они “старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми дышала каждая их черта”. Ну разве можно остаться равнодушным к этим молодым людям, которые “изредка взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха”! Они сразу приковывают наше внимание. Среди них более всего меня заинтересовал “невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица”, в котором “выражались стремительность и восторженность”. Это Николай Ростов.
    С первых страниц романа мы видим в семействе Ростовых идеал семейного бытия. Все мы знаем, какое сильное влияние оказывает семья на духовное развитие человека, на его будущие поступки. Ростовы — люди добрые, открытые. Атмосфера в их доме всегда радушная и дружественная. Они искренни и живут по законам естественности. Им присущи безграничная любовь друг к другу, взаимоподдержка и сочувствие. По этому и люди тянутся к ним с удовольствием. И мы не можем не любоваться молодым поколением в доме Ростовых, в том числе и студентом Николаем.
    Его переживания естественны и близки любому человеку. Вспомним его состояние, когда он приехал в отпуск в Москву. Ростов подъезжает к родному дому и думает: “Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!” Разве не все мы с таким же нетерпением подъезжаем к родным местам и с умилением узнаем самые обычные предметы! Так знакомо и то, что испытал он через несколько минут после приезда: “Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он все ждал чего-то еще, и еще, и еще”.
    А его сильное, неистребимое желание казаться взрослым, настоящим офицером. По мнению Ростова, настоящий мужчина должен быть храбрецом, должен кричать, махать саблей, играть в карты и пить; непременно иметь хорошую лошадь и уж ни в коем случае не торговаться, покупая ее, а давать сколько просят. Поэтому Николай купил у поручика Телянина лошадь и не торговался, хотя она не стоила и половины заплаченных за нее денег. Приехав в отпуск домой, он ищет “истинно мужские” занятия: дуэль Долохова с Пьером, карты, бега… Как понятно это юношеское, во многом наивное старание доказать всем и себе самому, что ты взрослый! Как знакома боязнь сделать или сказать что-то не то! Все когда-то проходят через это.
    Николай Ростов молод, и ему присущи острое самолюбие, страстное желание всем понравиться, быть любимым всеми. Вспомним, что думает он в бою под Шенграбеном, когда его охватил ужас и страх при виде бегущих к нему французов: “Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне?.. И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?” То, что он думает в эти страшные минуты, очень понятно. И мы прощаем ему его позорное бегство, ведь то чувство страха за молодую, счастливую жизнь, которое овладело им, так естественно. У человека одна жизнь, ему очень жаль расставаться с ней, и чувство самосохранения, свойственное всему живому, сильно в каждом человеке. А Николенька очень молод и любит себя здорового, жаждущего жизни, веселья, любви.
    Николай, как все дети, не замечает забот родителей, принимая это за должное, спокойно живет, наслаждаясь удовольствиями жизни. А сколько сил пришлось приложить старому князю, чтобы замять участие сына в дуэли! Князь закладывает имение, только чтобы Николушка мог завести собственного рысака и “самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было”. Ну разве это не про нас!
    Честность я ценю в человеке прежде всего. Николай — честный человек, в этом мы убеждаемся на протяжении всего романа. Вспомним его мучения и переживания по поводу проигрыша Долохову. Он не только раскаялся, но и нашел выход из этой ситуации. Он решил ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Как честный и благородный человек, Ростов бросается на помощь другу в трудную минуту: отправляется в Тильзит искать царя, чтобы просить его помиловать Денисова. Разве думал он тогда о себе! Тут проявилось еще одно душевное качество Николая — самопожертвование.
    Еще больше восхищает меня в нем то, что герой смог преодолеть в себе трусость и стать настоящим, храбрым офицером. Залогом его будущей храбрости станет короткая мысль: “Да, я трус”. Если человек имеет мужество назвать себя трусом, стыдится своего страха, то рано или поздно он преодолеет его. И Ростов это сделал. Далее в романе мы видим совсем уже другого Николая. Он научился “управлять своей душой перед опасностью”. Герой верен своему гражданскому долгу — защищать свою родину от неприятеля. Он не думает о славе, о повышении по службе, о деньгах. В подтверждение этому, скомкав, Николай бросает привезенное Бергом рекомендательное письмо к Багратиону. Он не способен к расчету. В трудный для России момент для него существует единственная и важная цель — спасти родину от рук французов. Такие люди достойны восхищения.
    Вере Ростова в справедливость и благородство можно позавидовать. Николай убежден, что все вокруг должно идти по справедливости. Офицер украл деньги у товарища — это позор. Следовательно, нужно сказать о его поступке полковому командиру, и вор будет наказан. Но реальная жизнь, к сожалению, не всегда подчиняется правилам. Обидно, что герой проявил здесь слабость и согласился принять ложно понимаемое чувство “чести полка”. Но разве человек не может ошибаться?
    Да, ошибки были. Особенно сложна история взаимоотношений Ростова с женщинами. Как и многие писатели, Толстой испытывает своих героев любовью. Соня — юношеское увлечение Николая. Но, когда он приехал в отпуск, ему вдруг захотелось свободы, легкомысленных развлечений. И мы не осуждаем его за эти желания, ведь для создания семьи недостаточно восхищения расцветшей, похорошевшей девушкой, ее преданностью и покорной любовью! Сам того не зная, герой ждал женщины, живущей духовной жизнью. Княжна Марья, возникнув на его военной дороге, оказалась именно такой. Но Ростов чувствовал себя несвободным, потому что дал слово Соне. Он боялся самого себя и придирчиво искал правду, хотел понять до конца, что влечет его к княжне. Николай боялся, а вдруг ее богатство все-таки имеет для него значение. Как честный человек, Ростов страдал и мучился угрызениями совести.
    Но вот все разрешилось: Николай объяснился и женился на княжне Болконской. В этом союзе — гармония и взаимоуважение. А это играет огромную роль в любви и браке. Ростов гордился, что душевный мир его жены значительнее его мира и радовался, что “она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого”. Сам же Николай превращается в идеального (с точки зрения автора) помещика: новый хозяин Лысых Гор поставил все хозяйство прочно и крепко, заботится не только о своем имуществе, но и о крестьянах.
    Нравится мне этот герой: близки и его недостатки, и достоинства, ведь любой человек не без греха. И все же я понимаю: что-то нехорошее есть в его позиции, когда он отказывается думать и анализировать, когда соглашается замять дело с Теляниным, закрывает глаза на произошедшее с Денисовым. Особенно тревожит сон Николеньки Болконского, где Ростов — на “вражеской” стороне.
    Старинная пословица гласит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Это будет уже другая река — она течет, меняются берега… Человек тоже меняется. Каждое прожитое мгновение рождает в нем новый опыт, новую мысль, новое чувство. Нельзя дважды войти в одну и ту же книгу. Если это настоящая книга, то она движется и растет вместе с нами. “Война и мир” — из тех книг. Ее каждый раз читаешь заново и заново открываешь для себя каждого героя, заново открываешь самого себя, потому что произведение всякий раз рождает новые мысли. Поэтому я не удивлюсь, если в будущем моим любимым и близким мне героем станет кто-то другой.

    Похожие сочинения

    Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *