Что значит формы одного и того же слова?

8 ответов на вопрос “Что значит формы одного и того же слова?”

  1. TROYANECpro Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  2. alex1and Ответить

    В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
    Прочитайте предложения:
    Маша рисовала синей краской.
    Дети рисовали синими красками.
    Витя рисовал синюю бабочку.
    Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
    Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
    Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
    Окончания образуют форму слова.
    Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

    Правила и примеры образования форм слова

    Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше…
    Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
    Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная…
    Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
    Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
    Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания – разными.
    Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].
    Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
    Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
    Наречия  (слева, сверху, здесь) не изменяются,  то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

    Формообразующие суффиксы

    Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
    Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.
    В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
    При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

    Однокоренные слова

    Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) – это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.
    Однокоренные слова – это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.
    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.  Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить – пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава – травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
    Пример:
    Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
    Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.
    Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
    Все на самом деле просто:
    1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
    2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
    3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
    Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на “отлично”. Потренируемся?

    Задания для самопроверки:

    Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.
    1)   Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
    Ответ:
    Сосна (однокоренные слова):  сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].
    Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].
    2)   Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
    Ответ:
    Игра  (однокоренные слова): игра/ть\, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].
    Игра (формы слова):  в игр[е], до игр[ы].
    3)    Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
    Ответ:
    Стрела (однокоренные слова):  стрелок[], стреля/ть\, перестрелк[а].
    Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е].

  3. Termich Ответить

    В русском языке форма слова образуется с использованием специальных формообразующих суффиксов, а также окончаний.
    Под формой слова понимается какой-то его новый облик, в котором:
    1) сохраняется смысл слова, то есть его лексическое значение.
    2) сохраняется основа слова – приставка, корень, суффиксы (которые не относятся к категории формообразующих).
    Примеры образования формы слова.
    1) Склонение разных частей речи по падежам (например, склонение существительных или прилагательных).
    2) Образование множественного числа у существительных, глаголов и др. частей речи.
    3) Спряжение глаголов.
    4) Образование временных форм глагола.
    5) Степени сравнения прилагательных и наречий.
    Отмечу, что ту или иную форму слова можно образовать только в том случае, если оно имеет определённый грамматический признак.
    Например:
    Существительное “молоко” употребляется только в единственном числе, форма множественного числа у него отсутствует.
    Прилагательное “деревянный” не имеет степеней сравнения, следовательно нельзя образовать форму слова для сравнительной и превосходной степени.
    Существуют слова, у которых форма слова всегда неизменна. Это:
    1) Неизменяемые части речи – несклоняемые существительные, несклоняемые прилагательные и др.
    2) Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы и др.
    Отличие однокоренных слов и форм одного и того же слова.
    Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов, несущие новое лексическое значение.
    Форма слова образуются с помощью окончаний и формообразующих суффиксов.
    Например:
    1) Серебро. Это материал.
    Серебряный. Это предмет / объект, который сделан из данного материала (об этом нам говорит суффикс “ян”, с помощью которого это прилагательное было образовано).
    Слова “серебро” и “серебряный” являются однокоренными и имеют разное лексическое значение.
    2) Добрый. Это личностное качество.
    Добрее. Данное слово обозначает то же самое качество, только оно проявляется в большей степени (об этом нам говорит формообразующий суффикс “ее”, с его помощью образуется сравнительная степень прилагательного).
    Слово “добрее” – это одна из форм слова “добрый”.

  4. allastr09 Ответить

    Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.
    Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т.д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание – это часть изменяемого слова.
    К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся летчик – летчики – летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова.
    Если же сравнить слова «водный – подводный – подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы – суффикс «н», в слове «подводный» – приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» – приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *