Электронный больничный лист в 2020 году как это будет выглядеть?

10 ответов на вопрос “Электронный больничный лист в 2020 году как это будет выглядеть?”

  1. KennyMcKornick Ответить

    Электронный больничный заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью и размещается в информационной системе ФСС – Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах». Бумажный аналог – не оформляется. Подробнее об этом читайте на официальном сайте ФСС по ссылке.
    Для получения больничного листка нетрудоспособности в электронном виде нужно, чтобы медицинская организация и работодатель являлись участниками системы информационного взаимодействия «Соцстрах». Работник может узнать, подключен ли работодатель к этой системе, можно в бухгалтерии или отделе кадров.
    Для подключения к системе «Соцстрах» работодатели могут использовать собственное доработанное программное обеспечение, а также Личный кабинет страхователя, размещенный в Интернете по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/.

    Работник сообщил работодателю, что у него электронный больничный: что делать?

    Если больничный лист был сформирован в электронном виде, то работодатель получит от своего работника только номер электронного листка нетрудоспособности. По этому номеру, СНИЛС работника и регистрационному номеру страхователя работодатель запрашивает в системе «Соцстрах» сведения о выданном листке нетрудоспособности.

  2. mr.kuvic Ответить

    Чтобы работодатель мог работать с электронными листками нетрудоспособности, ему необходимо соответствовать нескольким условиям:
    Компания должна быть зарегистрирована на портале «Госуслуг», а также иметь доступ в личный кабинет.
    Должна иметься ЭЦП с возможностью подписи ЭЛН.
    Заключен договор между компанией и ФСС.
    Компания подключена к единой системе работы с документами в цифровом формате.
    После получения сотрудником уникального кода ЭЛН, он сообщает его своей организации. В свою очередь, действия работодателя следующие:
    1. Сотрудники бухгалтерского отдела или отдела кадров
    получают код ЭЛН, выданный работнику в больнице.
    2. На основании данного номера посылается запрос в ФСС.
    3. В ответ на запрос поступает подтверждение наличия
    соответствующего листа нетрудоспособности.
    4. ЭЛН направляется в организацию.
    5. Сотрудники, ответственные за ведение электронных больничных
    листов заполняют отведенный для них раздел «Заполняется работодателем».
    6. Рассчитывается сумма пособия на основании указанных
    данных в автоматическом режиме.
    7. Сотруднику с ЭЛН выплачивается соответствующее пособие.
    8. Сообщение о факте выплаты, а также размер пособия отправляется в ФСС.

    Электронный больничный лист: плюсы и минусы.

    На первый взгляд система электронного документооборота выглядит запутанной. И для большинства людей сподручнее пользоваться старым проверенным способом и получать больничные листы в бумажном формате. Тем не менее, система развивается и в конечном итоге вытеснит физические носители, как это произошло со СНИЛС.
    Несмотря на относительную «молодость» проекта, к плюсам ЭЛН можно отнести:
    1. Скорость обмена информации.
    2. Удобство и простота создания, изменения и отправки.
    3. Высокая защищенность и надежность.
    4. ЭЛН не подвержен порче или потере в отличие от бумажного
    эквивалента.
    5. Исчисление размера пособий автоматизировано.
    6. Централизованное хранение информации в единой базе
    данных.
    7. Исключение поддельных листов.
    8. Минимизация физического перемещения представителей
    участников единой системы.
    Тем не менее, при множестве положительных сторон нельзя не отметить и ряд минусов:
    1. Для работы с системой понадобится дополнительное обучение.
    2. Электронный больничный лист вынуждает соответствовать определенным требованиям (наличие интернета, компьютеров, ЭЦП, личных кабинетов и т.д.)
    3. ЭЛН не может быть оформлен, если врач был вызван на дом.
    4. Ошибки, допущенные при заполнении электронных форм в результате человеческого фактора.
    5. Сбои и технические неисправности системы.
    Читайте также:Как узнать свой ИНН?
    Как восстановить ИНН при утере?
    Сколько идет перевод с карты на карту другого банка?
    Ипотека с материнским капиталом: условия и взносы.

  3. blika Ответить

    Принцип получения бумажного листка нетрудоспособности почти полностью совпадает с получением цифрового. Поэтому начало алгоритма будет актуально для обоих случаев:
    Сначала, когда человек заболел, он обязательно обращается к врачу и проходит осмотр.
    Врач делает заключение о том, какой тяжести заболевание и какое количество времени его предстоит лечить.
    Далее начинается оформление. Чтобы была заведена электронная версия, пациенту необходимо уточнить:
    Есть ли такая возможность в том медучреждении, в которое он обратился.
    Участвует ли работодатель в системе электронного документа оборота.
    Только в этом случае больничный документ будет правильно обработан.
    Если цифровой лист оформить можно, потребуется дать письменное согласие на обработку личных данных. О врачебной тайне можно не волноваться, так как взаимодействие с компьютерной системой не лишает пациентов прав на конфиденциальность, сохранность и защиту персональных данных. Разрешение нужно только для того, чтобы внести сведения в систему.
    Вместе с разрешением сообщается, что работодатель участник системы электронного документооборота, а также номер СНИЛС. Этого будет достаточно для начала работы с цифровой версией листка нетрудоспособности.

    Оформление электронного листка нетрудоспособности

    После того как медицинское учреждение получило согласие пациент на обработку данных, начинается заполнение больничного. Происходит это пошагово:
    Делается запрос в ФСС, чтобы те выдали номер для нового больничного листа.
    Он подписывается цифровой подписью медицинского работника.
    Этот документ отправляется в базу ФСС.
    Пациент получает только номер своего больничного листа, который должен обязательно передать нанимателю. Дальнейшие действия работодателя с электронным больничным листом в 2020 году описывать не нужно — он может просматривать его, делать расчёты, редактировать в определённых полях и т. д. с помощью учётной записи на сайте ФСС.
    После этого данными из постепенно заполняющегося документа оперируют только в медицинском учреждении, в ФСС и на месте работы застрахованного лица. Всё это используется для составления отчётности, расчёта суммы выплаты и т. д.
    Важно обратить внимание, что для исправления в больничном листе в 2020 году, представленные на образце, производятся только работодателем. И если больничный лист заполнен неправильно, то исправить его можно с помощью простого действия — вычёркивания неправильных данных и внесения их на обратной стороне бланка с указанием поля. В электронных версиях это делается проще, в Личном кабинете работодателя.
    После того как закрытие документа подтверждено электронными подписями, которые обязательны, ничего изменить не получится.

  4. Igor1167 Ответить


    С 1 января 2020 года в Тверской области стартует пилотный проект «Прямые выплаты», хотя пилотным его можно назвать уже с натяжкой – сейчас по новой системе выплат различных социальных пособий работают в России более 40 регионов. Главная суть нововведений – пособия официально работающим (то есть застрахованным) гражданам теперь будет рассчитывать и выплачивать не бухгалтерия предприятия/организации/компании, а Фонд социального страхования (ФСС).

    Как пособия выплачивают сейчас

    В настоящее время и до конца текущего года пособия (больничные, по беременности и родам, по уходу за ребёнком, в связи с травмой на производстве и др.) выплачивают по зачётному принципу. Есть работодатель (страхователь), есть работники (застрахованные лица). При возникновении страхового случая, скажем, болезни, пособие начисляет и выплачивает предприятие. Если работодателю не хватает начисленных страховых взносов, то он обращается в ФСС за возмещением. Работнику необходимо в бухгалтерию предоставить соответствующие документы, например, принести больничный лист.

    Как будет с 2020 года

    При возникновении страхового случая работодатель, получив необходимые документы от работника, подаёт сведения в Фонд соцстраха. И далее уже Фонд будет рассчитывать сумму пособия и выплачивать гражданам – либо на банковскую карту, либо на счёт, либо почтовым переводом, как вам будет удобно. Для этого необходимо будет подать заявление.

    Как будет действовать работодатель

    Все первичные документы (справки о рождении ребёнка, больничные листы и т.п.) и заявление от работника будет собирать работодатель, а дальше эти реестры сведений в электронном виде передаются в Фонд. Исключение для малых предприятий, где численность работников менее 25 человек, — они могут предоставить данные на бумажном носителе. Однако специалисты говорят, что всё больше организаций переходят на электронный документооборот.

    — Формирование реестров в электронном виде даёт много плюсов. Достаточно один раз занести данные о работнике в бухгалтерскую программу (ИНН, СНИЛС и др.), и дальше нет надобности их повторять. Это экономит время и трудовые ресурсы работодателей, уменьшает возможности ошибок. В этой же связи мы настоятельно рекомендуем переходить на оформление и оплату электронных больничных. Это одно из звеньев логической цепочки: ведь часть информации о работнике уже будет занесена в базу данных медицинским учреждением. Далее сведения дополняет работодатель и передаёт уже в ФСС, — рассказывает Наталья Андреева, управляющий Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

    Какие пособия будут выплачивать напрямую

    — По временной нетрудоспособности (больничный)
    — В связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием
    — По беременности и родам
    — При постановке на учёт в ранние сроки беременности
    — При рождении ребёнка
    — По уходу за ребёнком до 1.5 лет
    — За дополнительный отпуск пострадавшему на производстве
    Важно! Первые три дня больничного, как и прежде, будет оплачивать работодатель, и только сверх этого лимита пособие будет рассчитывать и выплачивать ФСС.

    А в какие сроки поступят деньги?

    Сроки начисления и выплаты пособий оговорены законом – 10 дней с момента передачи реестра сведений ФСС. Если в расчётах или документах выявят ошибки, то Фонд соцстраха направляет работодателю извещение с требованием устранить недочёты, на что предприятию даётся три дня. За срыв сроков предусмотрена административная ответственность и для предприятия, и для самого Фонда.

  5. Waseeam Ответить

    Электронный больничный был разработан как пилотный проект в некоторых городах РФ и вполне хорошо себя зарекомендовал. Электронный больничный, так же как и бумажный имеет право на существование. Однако если с бумажным бухгалтеру необходима программа 1с и связь с ФСС, то с новым листком нетрудоспособности больше нюансов в оформлении. Те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые пока не перешли на новые правила, штрафам подвергаться не будут. Чтобы им воспользоваться, сотрудник пишет заявление, а работодатель и медицинское учреждение должны участвовать в электронном документообороте.

    Алгоритм действия по подготовке к оформлению электронного больничного

    Этапы
    Подробное описание
    Регистрация на сайте cabinet.fss.ru
    Для регистрации на сайте потребуется обзавестись личным кабинетом, придумать логин и пароль
    Получить ЭЦП
    Так же как и на всех государственных сайтах, необходима электронная подпись, для того, чтобы иметь возможность подтвердить свой статус. Сделать ее можно в любом сертифицированном центре, занимающемся оформлением данной подписи. Для этого понадобится предоставить уставные документы предприятия и подтвердить полномочия директора. После заключения договора, вам выдадут флэшку с ключом.
    Заполнить карточку предприятия на сайте
    Здесь вводятся основные данные : ИНН, КПП, полное наименования, руководитель
    Инструктаж сотрудников о новшестве в сфере оформления больничных листов
    Объясните работникам разниц и преимущества электронных больничных
    Информацию, которую работодатель найдет на сайте Фонда социального страхования, он может направить в бухгалтерский отдел или отдел кадров. Там, в связи с полученными сведениями, смогут оформить все необходимые документы и сообщат о страховых случаях в специализированные фонды. Ещё не все медицинские учреждения перешли на электронные больничные листы. Процесс перехода на подобное оформление требует времени и проводится постепенно, одна область за другой. Это связано с тем, что такие процедуры требуют множества изменений. Например, введение электронной подписи для всех врачей, которые выписывают больничные листы. Это же касается и перестройки базы данных больницы, тем более стоит заметить, что не у всех медицинских учреждений есть постоянный доступ к интернету. Достоверность электронного больничного подтверждается подписью ответственного за пациента врача. Это специальная электронная подпись, и у каждого медика она своя, что резко сокращается количество поддельных больничных листов. Также подобный документ заверяется, если возникнет такая необходимость, специалистами медицинской организации, куда обратился пациент, и, в оговоренных законодательными актами случаях, председателями врачебных и медицинских комиссий. После того, как нужные подписи появятся на электронном больничном листе, он будет отправлен в Фонд социального страхования. Введение подобных методов обработки документов сильно ускоряют весь процесс выдачи и подтверждения медицинских бумаг.

    Как оформляется электронный больничный

    Пошаговая инструкция
    Характеристика
    Оформление больничного у врача
    Если вы заболели, как обычно обращаетесь в поликлинику за больничным листом. Доктор может оформить как бумажный так и электронный больничный. Если вы решили использовать электронный, тогда сообщите об этом врачу.
    Врач входит на сайт ФСС
    формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.
    Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».
    При выдаче листка нетрудоспособности его необходимо заверить, только уже не печатями, как раньше ,а как раз электронной подписью. Сотрудник не увидит больничного, он получит индивидуальный номер, который необходимо предоставить бухгалтеру для дальнейшего оформления.
    Бухгалтер получает номер больничного
    Бухгалтер идентифицируется в личном кабинете ФСС, находит данный больничный и может воспользоваться данными из него, а именно, о том когда он начался, когда человека выписали, вносит данные в свою программу для расчета  .
    Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.
    Выплата пособия
    Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Данные сведения, поданные врачом и бухгалтером будут учтены фондом при начислении пособия.
    Далее есть два варианта выплаты: если вы относитесь к регионам с пилотным проектом, то ФСС напрямую оплачивает больничный сотруднику, если нет, то работодатель.
    Для того, чтобы получить доступ к больничным листам сотрудников, работодатель обязан зарегистрироваться на сайте Фонда социального страхования. Там у него появится личный кабинет, куда будут приходить сведения о временно нетрудоспособных сотрудниках, какие именно болезни им диагностировали и в каких медицинских учреждениях были открыты больничные листы. Также там будут храниться такие сведения о пациентах, как продлевали ли они листы о нетрудоспособности, когда они будут закрыты и с какой даты сотрудник должен выйти на свое.

    Способ заполнения листка нетрудоспособности  на cabinet.fss.ru

    1.Для начала войдем в систему, необходимо, чтобы операционная система соответствовала требованиям сайта
    Система переадресовывает нас на сайт государственных услуг, на котором вы должны быть зарегистрированы и ваша учетная запись должна быть подтверждена
    3.На главной странице видим:
    Листки нетрудоспособности
    Журнал реестров
    Несчастные случаи и профессиональные заболевания
    Запросы в фонд
    Журнал обмена данными, где происходит обмен между юридическим лицом и фондом
    Журнал пособий –перечень выплаченных пособий
    Важно! Три вкладки всегда активны, это сведения о страхователе, запросы в фонд и инструкции для работы. Остальные будут доступны при наличии информации в них.
    На данном этапе предоставлено 4 уровня доступа в личном кабинете.
    Руководитель, который имеет право на все функции
    Бухгалтер, для него должен быть доступ к перечню электронных листков, реестру переданных данных, он ответственен за исправления в электронном больничном
    Специалист службы поддержки – человек, который может просматривать историю, то есть архив передачи сведений от работодателя к фонду
    Специалист по страховым случаям – должностное лицо с доступом к страховым случаям
    Для просмотра ЭЛН на главной странице выберем «Листки нетрудоспособности» , откроется список с перечнем ФИО,СНИЛС, дата выдачи, период нетрудоспособности, количество дней и статус.

    Плюсы и минусы  электронных больничных:

    Плюсы
    Минусы
    доктор экономит время при приеме пациента на оформление электронного больничного
    возможные неполадки и сбои в системе, напрямую отражающиеся на оформлении бланка;
     
    поскольку данные вносятся в программу, сохраняется конфиденциальность информации между врачом и пациентом
     
    медперсонал должен будет пройти спецкурсы, что может быть крайне тяжело для медиков пожилого возраста, из-за чего они могут легко попасть под увольнение
    исключаются форс-мажорные ситуации: кражи, потери, подделки
    по всей стране необходимо будет наладить компьютерное обеспечение
    процесс ускоряется и выплаты происходят гораздо быстрее, в течении одного-двух дней с момента поступления в ФСС
     
    существенная реорганизация ведомственных учреждений с целью вменения им обязанностей по работе с новым видом больничных
    сокращается бумажная работа, меньше бумаг- больше времени
    невозможность полного устранения человеческого фактора
    снижается нагрузка на работодателя насчёт расчёта выплаты, автоматизируется процесс расчёта;
     
     
    оптимизируются расходы Фонда социального страхования: нет необходимости в проверке страхователей и медучреждений, в распечатке бланков, доставлении их, ведении учёта, хранении и тому подобное. Отчётность формируется автоматически
     
     Важно!   Организации среднего и малого бизнеса могут не использовать систему электронных больничных, если для них удобнее пользоваться бумажными, то их никто не пытается вытеснить, наоборот, данное нововведение сделано для упрощения процедуры документооборота и облегчения труда сотрудникам.

    Распространенные ошибки по заданной теме

    Ошибка №1:
    В предоставлении электронного больничного много минусов в оформлении
    Комментарий:
    Наоборот, больше плюсов, сокращается бумажная работа, время приема пациента у врача увеличивается за счет сокращения его отвлечения на заполнение больничного, бухгалтеру не требуется ведение расчета, рассчитывает Фонд, данный вид больничного более защищен от подделок и мошеннических махинаций, из минусов можно назвать то, что необходим доступ в интернет, регистрация в личном кабинете ФСС, но это не должно вызвать трудностей у людей, работающих с компьютером.
    Ошибка №2:
    Для регистрации в личном кабинете юридическому лицу не нужна электронная подпись
    Комментарий:
    Нет, это заблуждение. Без ЭЦП ни бухгалтер, ни директор не смогут ничего осуществить в плане заполнения, редактирования в заполнении листка нетрудоспособности, поскольку электронная подпись является заменителем собственноручной.
    Ошибка№3:
    Если я принесу работодателю бумажный больничный, мне его не оплатят
    Комментарий:
    Не оплатить его причине того, что он на бумажном носителе не имеют право, поскольку легитимен и тот и другой, если же проблема в ошибках при заполнении, это другой вопрос. Очень часто бухгалтер сталкивается с некорректным заполнением листка нетрудоспособности, так, например, отсутствует печать медицинского учреждения либо подпись главного врача, по данным причинам его могут вернуть для устранения замечаний. Другая ситуация может возникнуть, если вы принесете электронный больничный, а ваше предприятие не перешло на данный проект и не заключило договор с Фондом, тогда придется бежать к врачу и делать его бумажным либо чтобы бухгалтер в срочном порядке занимался оформлением данной услуги, получал электронную подпись и регистрировался на сайте фсс. А лучше всего предварительно прояснить ситуацию, по каким листкам работает ваша бухгалтерия, чтобы не создавать трудности ни себе ни остальным.
     

    Ответы на часто встречающиеся вопросы

    1.Вопрос №1:
    Как получить электронную подпись для личного кабинета?
    Ответ: Для этого необходимо ознакомится с перечнем сертифицированных центров вашего города, которые этим официально занимаются. Подъехать туда с полным комплектом документов по предприятию, а именно устав, свидетельства о регистрации и постановке на учет, выписка, приказ о назначении директора, протокол создания. После чего заполнить заявление и определить круг лиц, на кого данная подпись будет оформляться.
    2.Вопрос №2:
    Как пользоваться системой ЭБ?
    Ответ: После регистрации на сайте ФСС, заключив с фондом соглашение вы заходите в личный кабинет, где видите множество функций. Ваша задача найти интересующий вас больничный, проверить введенные данные, предоставить необходимый расчет и отправить в ФСС
    3.Вопрос №3:
    Я предоставила в бухгалтерию бумажный больничный, необходимо ли предоставлять электронный?
    Ответ: Нет, если вы оформили его на бумаге, значит его вам и оплатят, если предоставить еще электронный, произойдет задвоение и неразбериха.

  6. Asuszenfone550 Ответить

    Удобство использования ЭЛН состоит еще и в множестве способов их обработки. Доступ к ведению ЭНЛ возможен с помощью целого ряда сервисов. К примеру, через личный кабинет, а так же с помощью основных бухгалтерских программ или же через сайт госуслуг.

    Информация по получению ЭЛН для сотрудника

    При желании сотрудника получить электронную форму больничного в 2020 г., ему необходимо обратиться во все медицинские учреждения, где он намерен проходить лечение, с просьбой о ведении больничного в электронной форме. А так же предоставить свое согласие в письменной форме, подтверждающее переход на ЭЛН. Форма подобного согласия является стандартной и ее можно загрузить на сайте ФСС.

    Как только больничный лист закрывается врачом, сотрудник проходящий лечение получает справку с указанием всей потребующейся в дальнейшем работодателю информации.
    Не стоит бояться ситуации с порчей или потерей справки, так как она не влечет за собой утрату информации.
    Зная сроки болезни, а так же использую ФИО сотрудника и его СНИЛС работодатель в любой момент, может получить всю необходимую ему информацию по больничному листу.
    Сотруднику, находящемуся на больничном, доступна регистрация на сайте Фонда соцстрахования или на сайте Госуслуг, где он получает свой личный кабинет, через который он может проверить и выгрузить необходимые данные о больничном. Не имея возможности воспользоваться электронными ресурсами, сотрудник всегда может лично обратиться в ФСС и получить всю необходимую информацию по ЭЛН.

    Информация по работе с ЭЛН для работодателя

    На плечи работодателей ложатся обязанности по настройке необходимого для работы ПО, а так же обучению уполномоченного персонала корректной обработке больничных в электронном виде.
    Отсутствие должного функционирования системы внутри компании не может являться аргументом в пользу отказа в ведении больничного листа сотрудника в электронной форме.
    Сотрудник имеет право на выбор формы ведения своего больничного листа.

    Как установить систему и зарегистрироваться в ней

    Руководителю, бухгалтеру или любому другому сотруднику, наделенному полномочиями, необходимо регламентировано ГОСТ Р 34.10-2012 установить ФСС-сертификаты. Для этого их нужно загрузить с сайта Фонда Соцстрахования. Кроме того предполагается, что внеся необходимые доработки, можно так же вести учет и обработку ЭЛН в 2019-2020 г. в основных бухгалтерских программах.
    Система предполагает наличие виртуальной помощи работодателю. Сервис содействует работодателю в корректном оформлении электронного больничного листа и его отправке для проверки и дальнейшей оплаты.

    Действия работодателя после регистрации

    Так же как и в случае с бумажным носителем, работодателю нужно правильно обработать и передать ЭЛН далее на оплату.
    Что бы найти ЭЛН в личном кабинете или бухгалтерской программе, он должен получить от сотрудника справку с информацией от медучреждения. Не имея справки из медучреждения работодатель все равно сможет найти нужный документ в системе, используя сроки болезни и личные данные сотрудника (ФИО и СНИЛС).

    Работодателю потребуется внести в систему данные о работнике. Причину по которой сотрудник нетрудоспособен, сроки болезни, трудовой стаж сотрудника и его средний заработок. Эти данные вынесены в раздел «Заполняется работодателем».
    После заполнения всех граф программа сама рассчитает суммы пособия, необходимого для выплаты сотруднику. Общая сумма состоит из двух частей:
    Первая часть это сумма к выплате средствами работодателя;
    Вторая сумма – средствами ФСС.
    Эту разбивку программа определяет сама в зависимости от конкретных данных, указанных работодателем при заполнении.
    Когда вся информация внесена и ЭЛН полностью заполнен, электронный документ необходимо подписать. Для этого существует уникальная цифровая подпись. Далее вся информация передается в Фонд соцстрахования. Дублировать информацию в бумажном формате не обязательно.

    Возникновение ошибок и их исправление

    Несмотря на существенную оптимизацию процесса, он не лишён вероятности возникновения ошибок. В разделе «Сервисы» системы доступен Журнал ошибок. Он, в свою очередь, представляет собой таблицу, с указанием полного списка ошибок, возникших в ходе работы с ЭЛН. Наличие режима «Редактировать» в личном кабинете помогает вносить корректировки.
    При внесении правок, система потребует указать причину исправлений и их обоснование. Для этого отведены отдельные поля. В конце редактирования все правки необходимо зафиксировать с помощью кнопки «Сохранить».
    Таким образом переход на ЭЛН в 2019-2020 годах значительно упрощает процесс ведения больничных листов, делая его простым и доступным для всех участников. Что положительно сказывается на трудозатратах и оптимизирует рабочие процессы.
    Пожалуйста, оцените статью: Загрузка…
    Источник: https://vsegoda.com/oformlenie-bolnichnogo-lista-v-2020-godu-novovvedeniya-i-summy-vyplat/

    Инструкция по заполнению больничного листа в 2020 году. Образец заполнения

    Некорректно заполненные больничные листы могут быть не приняты в Фонде социального страхования.
    Последствия у этого могут быть самые разные: работодатель или самостоятельно выплачивает пособие по временной нетрудоспособности и потом судится с ФСС, или не выплачивает пособие совсем, и тогда с ним судится уже сотрудник.

    Общая информация

    В 2011 году был официально принят единый бланк нетрудоспособности, который действует на всей территории РФ и алгоритм заполнения больничного листа указан в Порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 624н от 29.06.2011 г. (далее по тексту — Порядок выдачи листков нетрудоспособности).

    Как у любого официального документа, у него несколько степеней защиты от подделок и копий.
    Установленная форма бланка подразумевает, что заполнение осуществляется двумя организациями:
    медицинским учреждением;
    организацией-работодателем.

    Основные правила заполнения

    Для каждой из компаний в листке нетрудоспособности отведены свои поля для внесения данных. Сотрудник, на имя которого составляется бланк, не вносит в него никаких сведений. Основная задача работника, утратившего работоспособность, получить заполненную форму в медицинском учреждении и передать ее работодателю.
    Отдел кадров или бухгалтерия вносит в свои графы необходимые сведения. После этого лист передается в ФСС, который выполняет перечисление пособия по временной нетрудоспособности на счет организации-работодателя.
    Работодатель, в свою очередь, передает эти средства сотруднику.
    Каждая дата посещения врача с продлением срока периода потери работоспособности вносится в бланк. Это обязательное требование. В случаях, когда места в графах не остается, а работник еще не может приступить к своим обязанностям, врач обязан выдать дополнительный бланк.
    При этом на руки человеку отдается один больничный лист – последний. В нем проставляются все важные даты: когда больничный был открыт, и когда сотрудник может приступить к работе.
    Основная часть информации в больничном листе вносится с помощью кодов. Все данные считываются автоматически. Поэтому при наличии ошибок в бланке, некорректно или неаккуратно заполненных данных электронное устройство не сможет обработать данные.
    Кода включают 2-3 цифры. Их расшифровка  указана на обратной стороне документа.
    Лицевая сторона листа делится на три части:
    Заполняет лечащий врач медучреждения или работники регистратуры в больнице (поликлинике).
    Оформляет работодатель.
    Отрывной бланк, который заполняет медперсонал для внутренней отчетности медучреждения.

    Для заполнения больничного установлены определенные правила. При их нарушении бланк может быть признан недействительным в ФСС. В результате сотрудник лишается пособия от Фонда, которое компенсировать обязан работодатель.

    Порядок заполнения больничного медицинским учреждением

    Первую часть листа заполняет сотрудник медицинского учреждения (врач), которое выдает больничный. Ниже приведена пошаговая инструкция по заполнению основных строк больничного листа (п.56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
    Этапы
    Порядок заполнения больничного листа
    Пояснения
    1.
    Вверху листка нетрудоспособности (рядом с номером и штрих-кодом) в первой строке указывается первичный больничный или выдача его дубликата (п.п.57, 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности)
    Если отметки две – лист нетрудоспособности недействительный. Если указано «дубликат», рядом необходимо указать номер утерянного листа. Если болезнь длительная, то выдают несколько листков и в каждом последующем проставляют номер предыдущего
    2.
    Далее указывают наименование и адрес медицинского учреждения (абз.3, абз. 4 п.58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности)
    Между словами и цифрами одна клеточка должна быть пустой. Если данные не помещаются в строчки, то слово можно сократить Наименование организации может быть как полным, так и сокращенным, но произвольно сокращать запрещается. Адрес можно указывать в любой последовательности (п.8 Письма ФСС № 14-003-18/15-12956 от 28.10.2011 г.)
    3.
    Прописывают дату выдачи бланка и ОГРН медучреждения (основной государственный регистрационный номер)
    Регистрационный номер пригодится, если название учреждения было сокращено. Для юридических лиц ОГРН состоит из 13 чисел, для ИП — 15
    4.
    Сведения об уходе. Заполняются, когда больничный выдается при уходе за заболевшим членом семьи.Указывается возраст, родственная связь и ФИО члена семьи, за которым нужен уход.
    В строке «возраст» в первых двух клетках проставляется число полных лет, во вторых – число полных месяцев. Если ребенку меньше года, то заполняются только вторые две. Затем код родственной связи.Если заболевших детей больше двух, то выдаются два листка нетрудоспособности. Они отличаются только данными тех детей, за которыми ухаживает родитель.
    5.
    Заполняют сведения о пациенте:
    — ФИО, дата рождения и пол
    Обязательно проверяйте правильность написания  даты рождения и пол. Вместо даты рождения могут указать дату начала нетрудоспособности
    — ИНН и СНИЛС
    Помогут установить личность больного
    — причина нетрудоспособности, указанная кодом (п.п.58, 61 Порядка выдачи листков нетрудоспособности)
    Значения кодов находятся на оборотной стороне листа. Первые две ячейки кодируются числами от 1 до 15, а дополнительный трехзначный код только в определенных случаях, указанных в абз.27 п.58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
    — вид места работы (основное или по совместительству)
    Данные вносятся со слов пациента. Если выдается лист для работы по совместительству, то указывается номер листа, выданный для основной работы
    — наименование места работы
    Обязательно узнайте у работодателя, какое название фирмы зафиксировано в ФСС РФ. Именно это название должно быть указано в листе.Если пациент не знает полностью наименования работодателя, в этом случае врач оставляет пустое поле, которое должен заполнить работодатель
    6.
    Далее в таблице «Освобождение от работы» указывают даты начала и окончания больничного. Вносятся данные врача и ставится его подпись (п.60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
    При заполнении наименования учреждения или специализации врача допускается написание аббревиатуры.
    7.
    Под таблицей врач пишет, с какой даты пациент может приступить к работе (абз. 1 п. 61 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
    Если больничный продлевается, то в графе «Иное» проставляется соответствующий код. И ниже пишется номер больничного, который выдается в продолжение.
    8.
    Внизу раздела ставится подпись врача и справа – печать медицинской организации. Эта печать может быть круглая, треугольная, «для листков нетрудоспособности» и без такой надписи. Основное, на что нужно обратить внимание – это, чтобы в печати хорошо читалось наименование медучреждения (абз.12 п.60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
    Для сохранения врачебной тайны в некоторых медицинских организациях разрешено ставить печати и штампы без указания профиля организации. Это могут быть, например, психиатрические, наркологические организации, центры по профилактике и борьбе со СПИДом и т.п.
    9.
    Корешок больничного бланка заполняется врачом (п.57 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
    В нем указан минимум данных из ранее заполненных подразделов. Добавляется только номер истории болезни, дата выдачи больничного листа и подпись пациента

  7. kalinin_ap Ответить

    Судя по отчетам ФСС, электронный больничный лист оформляют все чаще. Если в январе 2019 ежемесячно его выдавали 713 000 пациентам, то уже в течение декабря 2019 его получили почти 1,63 млн граждан.
    Но далеко не каждый понимает, как выглядит электронный больничный лист, потому что не видел его «вживую». Это связано с тем, что в оформлении и оплате листка нетрудоспособности задействованы несколько инстанций:
    больница или поликлиника;
    работодатель;
    ФСС.
    Еще не все работодатели и лечебные учреждения подключены к ЕИИС «Соцстрах» (Единая интегрированная информационная система), и если из цепочки «лечебное учреждение — работодатель — ФСС» выпадает хотя бы одно звено, работник не сможет воспользоваться цифровым листком.
    Что касается внешнего вида, электронный листок нетрудоспособности 2020 мало чем отличается от традиционного бумажного варианта, т. к. в него включены все те же поля и графы, просто они заполняются в специальной программе.
    Ниже представлен образец электронного больничного листа в 2020 году из личного кабинета вымышленного предприятия.

    А так выглядит бумажный листок нетрудоспособности:

    Как пользоваться новым видом больничного

    Чтобы перейти на больничный лист в электронном виде, необходимо пройти несколько подготовительных этапов:
    Заключить соглашение о взаимодействии с региональным ФСС.
    Зарегистрироваться в ЕИИС «Соцстрах».
    Обучить бухгалтера пользоваться новой программой и получить для него цифровую подпись.
    Установить ПО для проверки подлинности цифровой подписи.
    Сообщить сотрудникам о нововведении.
    Работодатель должен понимать, что внедрение новой технологии (ЭЛН) значительно упрощает документооборот, экономит время и силы кадровиков и бухгалтеров, снижает риски необоснованных выплат пособий. Но выбор бумажного или цифрового документа остается за работником. По закону, именно пациент изъявляет письменное желание о получении цифрового листка нетрудоспособности.
    После того как на предприятии завершены подготовительные мероприятия, нужна инструкция по заполнению электронного больничного листа. Вся работа осуществляется по следующему алгоритму:
    Врач формирует листок нетрудоспособности в системе ФСС и отправляет его в ЕИИС «Соцстрах».
    Заболевший работник получает от врача уникальный номер.
    Работник передает номер в бухгалтерию работодателя.
    Бухгалтер по полученному номеру находит листок в ЕИИС «Соцстрах» и заполняет необходимые поля.
    После завершения заполнения бухгалтером листок поступает в ФСС.
    ФСС занимается расчетом и выплатой пособия.
    Если работнику оформили цифровой листок, как работать с электронными больничными работодателю? Для начала ознакомьтесь с цифровым документом в личном кабинете. Для этого введите предъявленный работником уникальный номер в ЕИИС «Соцстрах». Поиск производят еще по СНИЛС сотрудника.
    После получения листка нетрудоспособности необходимо внести данные в раздел «Заполняется работодателем». Он содержит все те же графы, что и бумажный бланк:
    средний заработок для начисления пособия;
    страховой стаж;
    итого к начислению;
    дата начала работы.
    Никаких сложностей, как посмотреть электронный больничный лист и заполнить его, не возникнет, если вы установите актуальное программное обеспечение и пакет обновлений к нему.
    После окончания заполнения документ сохраняется, заверяется ЭЦП и автоматически отправляется в ФСС.
    Что касается порядка оплаты цифрового листка нетрудоспособности, то он ничем не отличается от оплаты бумажного варианта.

    Плюсы использования

    Исходя из того, каким будет электронный больничный лист в 2020 году, легко понять его преимущества перед бумажным вариантом.
    Бумажные бланки относят к документам строгой отчетности со спецзащитой. Их производство является весьма затратным, а потеря или порча доставляет хлопоты врачам, пациентам и работодателям. Цифровые бланки сокращают затраты на печать бумажных носителей, позволяют «безболезненно» исправить допущенные ошибки.
    Если используется электронный листок, сводится к минимуму возможность подделки листка нетрудоспособности. Хотя большинство правонарушений в этой области связаны не с подделкой, а с выпиской необоснованных болезнью работника документов, вопрос, как проверить электронный больничный лист на подлинность, теряет актуальность. Контакт пациента с этим документом сводится к минимуму, и внести правки в него у работника не получится.
    Еще один плюс — сокращается количество работы для кадровиков. Им больше не надо заботиться о передаче бумажных документов в ФСС, проверять их подлинность и обеспечивать их надежное хранение.
    Это лишь некоторые преимущества, которые несут внедренные ФСС электронные больничные. Добавьте еще сокращение времени обработки и получения документации, что немаловажно при работе предприятия.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *