Элементам общества как системы можно отнести к?

13 ответов на вопрос “Элементам общества как системы можно отнести к?”

  1. Dumitrash777 Ответить

    1. Bepны ли следующие суждения об обществе?
    Общество можно определить как…
    А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) вepно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:
    1) независимо развивающиеся стороны общественной жизни;
    2) взаимосвязанные сферы общества;
    3) этапы постепенного усложнения общественной жизни;
    4) элементы социальной структуры общества.
    3. К элементам общества как системы можно отнести:
    1) этнические общности;
    2) природные ресурсы;
    3) экологические зоны;
    4) территорию государства.
    4. К сферам общественной жизни не относится:
    1) государство;
    2) экономика;
    3) политика;
    4) социальная жизнь.
    5. Общество как динамическая система характеризуется:
    1) различными изменениями, развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;
    2) статичным состоянием;
    3) полной зависимостью от природы;
    4) способностью адаптировать окружающую среду.
    6. Вepны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
    А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинcтвa населения.
    Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    7. Верны ли следующие суждения?
    А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
    Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    8. И общество, и природа:
    1) являются средой обитания человека;
    2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким;
    3) не могут существовать изолированно друг от друга;
    4) реализуют принцип: «Выживает сильнейший».
    9. Для традиционного общества характерно(-а):
    1) ценность человеческой личности;
    2) динамичное развитие;
    3) высокая роль религии;
    4) индустриальное производство.
    10. Общество, в котором yтвердились стандарты массового производства, называется:
    1) информационным;
    2) индустриальным;
    3) традиционным;
    4) постиндустриальным.
    11. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно:
    1) постоянное совершенствование технологий производства;
    2) активное использование природных богатств;
    3) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;
    4) широкое использование информационных технологий в различных областях жизни.
    12. Для индустриального и постиндустриального общества, в отличие от аграрного, характерно:
    1) влияние на общественное развитие природных факторов;
    2) деления населения на городское и сельское;
    3) широкое использование машинной техники;
    4) существование абсолютных монархий.
    13. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
    1) личность стала подчиняться общине;
    2) возросла социальная мобильность;
    3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений;
    4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
    14. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется…
    1) прогрессом;
    2) революцией;
    3) эволюцией;
    4) регрессом.
    15. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:
    1) скачкообразность перемен;
    2) революционный характер изменений;
    3) постепенность процессов;
    4) необратимость процессов.
    16. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:
    1) эволюцией;
    2) развитием;
    3) прогрессом;
    4) реформами.
    17. Верны ли суждения?
    Глобальные проблемы порождены деятельностью:
    А. Только развитых стран. Б. Всего человечества в целом.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    18. К числу глобальных проблем не относится:
    1) угроза ядерной войны;
    2) нехватка природных ресурсов;
    3) распространение наркомании;
    4) замена религиозной идеологии атеизмом.
    19. Решением глобальных проблем должны заниматься:
    1) только развитые страны;
    2) все страны и народы;
    3) выдающиеся политики и ученые;
    4) страны, входящие в «большую восьмерку».
    20. Глобальные проблемы:
    A. Выходят за рамки отдельных государств или группы стран. Б. Порождены ресурсосберегающими технологиями.
    B. Определяют нынешнее и дальнейшее развитие человечества.
    Г. Могут быть разрешены лишь усилиями всего мирового сообщества.
    1) БВГ; 2)АВГ; 3) АБВ; 4) все перечисленное.
    21. Верны ли суждения?
    А. НТР создала гигантские силы разрушения и массового уничтожения людей.
    Б. НТР увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) вepнo и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    22. Под общественным прогрессом понимается:
    1) неизменность общественной жизни;
    2) революционные преобразования;
    3) возврат к отжившим общественным отношениям;
    4) переход от низшего к высшему.
    23. Критерием общественного прогресса не является:
    1) развитие производительных сил;
    2) моральное, духовно-нравственное состояние общества;
    3) степень возрастания человеческой свободы;
    4) изменение формы государственного устройства.
    24. Французские просветители к критериям прогресса относили:
    1) развитие разума и нравственности;
    2) усложнение юридических институтов;
    3) развитие производительных сил;
    4) покорение природы.
    25. Верны ли суждения?
    Цивилизация – это:
    А. Определенный этап общественного развития.
    Б. Высокий уровень культуры и воспитанности человека.
    В. Особое состояние общества с правами и свободами.
    Г. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность от других.
    1) АВ; 2) БГ; 3) ВГ; 4) АБВГ.
    26. Bepны ли следующие суждения:
    А. Цивилизация – это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
    Б. Цивилизация – это совокупность производственных отношений.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    27. Западная цивилизация характеризуется:
    1) господством государственной собственности;
    2) развитыми рыночными отношениями;
    3) признанием того, что власть выше закона;
    4) общинной замкнутостью.
    28. Для цивилизационного подхода характерно:
    А. Признание единства исторического процесса для всех народов.
    Б. Рассмотрение уникальных особенностей отдельных цивилизаций.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    29. Целостность современного мира проявляется:
    1) во взаимодействии государств и народов;
    2) в преобладании внешней торговли над внутренней;
    3) в совпадении национальных интересов народов мира;
    4) в отсутствии противоречий между странами и регионами.
    30. Укреплению целостности современного мира препятствует:
    1) сохранение расово-этнических различий между народами;
    2) наличие глобальных проблем человечества;
    3) наличие в мире цивилизаций различного типа;
    4) конфронтация между государствами.

  2. Wowa.by Ответить

    Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы можем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обществах.
    Социология определяет общество как исторически сложившееся множество отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой территории.
    Таким образом, общество состоит:
    из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);
    множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
    множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.
    Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.
    Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.
    Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.

    Основные элементы общества в социологическом понимании этого термина

    Иногда, говоря о структуре общества, имеют в виду только одну сторону: либо институты, либо органы власти, либо сообщества и т. п. Такой ограниченный взгляд на общество не дает возможности понять его реальной сложности и прогнозировать его дальнейшее развитие.
    Общество характеризуется относительным единством производительных сил и административных структур, а также и экономических, правовых и политических отношений. Между этими элементами, выполняющими некоторые функции, в каждом обществе устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимодействия. Эти особенности и определяют специфику современных обществ, даже, можно сказать, уникальность каждого.
    Каждый элемент, в свою очередь, также является сложной и динамической системой.
    Так, экономика представлена различными отраслями промышленности, сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающими отраслями. Действуют и различные виды собственности — индивидуальная, групповая, государственная. Правовая область включает конституционную, гражданскую, уголовную, административную, международную, таможенную отрасли. Политическое пространство включает партии, идеологию, политическое управление, политическую и правовую культуру.
    Важно подчеркнуть, что в каждом обществе существуют наиболее значимые процессы и тенденции, которые оказывают то или иное влияние на зависимые процессы. Правда, нередко второстепенные (или считающиеся таковыми) процессы оказываются весьма влиятельными.
    Необходимость особенно тщательно учитывать динамику общества и оценивать взаимосвязи между его элементами в наши дни объясняется значительным ускорением всех социальных, экономических, политических и международных процессов. Еще в начале XX века скорость общественных процессов была медленной, и это оставляло много времени для поиска обоснованных оценок и практических решений. В наши дни динамизм общества требует оперативной и относительно безошибочной реакции на происходящее. Это требование относится не только к институтам власти, но и к каждому гражданину.

    Структурные элементы общества

    Некоторые представления о строении общества

    Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.
    Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):
    регулятивную (управление);
    производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
    распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).
    Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».
    Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:
    материально-производственная сфера (экономика);
    социальная (народ, экономические классы, нации);
    политическая (государство, партии, профсоюзы);
    духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).
    Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.
    Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:
    технико-экономического;
    социально-политического;
    законодательного;
    художественного и т. д.
    Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.
    Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:
    постоянная территория, имеющая государственную границу;
    пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
    развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
    политическая (государственная) независимость.
    Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

    Строение общества в социологии Парсонса

    Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное Т. Парсонсом. Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:
    система действия;
    социальная система;
    общество как форма социальной системы.
    Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:
    социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
    культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
    личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
    поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.
    Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».
    Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:
    социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
    культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
    политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
    экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).
    Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

    Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

    Подсистемы
    Структурные компоненты
    Функция
    Сониетальное сообщество
    Нормы
    Интеграция
    Культурная подсистема
    Ценности
    Воспроизводство обр.
    Политическая подсистема
    Коллективы
    Целедостижение
    Экономическая подсистема
    Роли
    Адаптация
    Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.
    Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.
    На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую, так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

    Современные представления о строении общества

  3. makatun Ответить

    К глобальным проблемам относятся:
    – предотвращение угрозы войны с пpименением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира,
    – преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;
    – обеспечение сбалансированного роста народонаселения;
    – защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;
    – обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и при родных ресурсах и пр.
    Среди этих катастроф, угрожающих населению планеты, в первую очередь называют возможность превращения любого локального конфликта в мировую войну с использованием ядерного, химического и бактериологического оружия.
    В ХХ веке резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.
    Очень многие ученые высказывают мысль о том, что к необратимым экологическими катастрофическим процессам уже сегодня может быть отнесен процесс образования т. н. “озоновых дыр” в атмосфере. Другими словами, в мировом общественном сознании укрепляется мысль о том, что глобальная катастрофа уже разразилась. Живущие на планете люди являются свидетелями ее начала, но никак не могут ее предотвратить или хотя бы приостановить и окажутся последними представителями человеческой цивилизации на Земле.
    По прогнозам медиков, необратимой катастрофой, в которую также уже сегодня вовлечено человечество, является СПИД. Специалисты полагают, что СПИД еще только “первый звонок” начальная, а вовсе не конечная стадия развития пандэмии (всечеловеческой эпидемии), которая способна уничтожить разум на планете.
    Сегодня эти проблемы можно объединить в три группы:
    – проблемы войны и мира;
    – проблемы, затрагивающие существование человека как биосоциального существа;
    – проблемы взаимодействия общества и природы.
    Первая группа проблем связана с противоречиями в международных отношениях. В ХХ столетии человечество пережило две мировые войны, которые унесли свыше 65 млн. человеческих жизней. В результате в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций, которая должна была способствовать международному сотрудничеству и выступить гарантом мира и безопасности.
    Однако, уже в 1946 г. началась “холодная война” – противостояние между высокоразвитыми капиталистическими государствами с демократической системой (НАТО) и социалистическими государствами (Организация Варшавского договора).
    Вторую группу проблем составили проблемы, затрагивающие существование человека как биосоциального существа: борьба с голодом, недоеданием, опасными болезнями, негативными последствиями научно-технического прогресса, защита культурного многообразия человечества и др.
    Третья группа проблем – это проблемы взаимодействия общества и природы: экологическая, климатическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная.
    Развитие промышленности в новое и новейшее время привели к нанесению окружающей среде глобального ущерба. Деятельность человека стала сопоставима с геологическими процессами и изменила облик планеты.
    Решение данных вопросов видится в изменении представлений человека о своем взаимодействии с природой, в достижении коэволюции (т. е. совместного, согласованного развития) природы и человеческого разума. Создание новых технологий в области добычи и использования сырья и энергии, разработка принципиально новых видов энергии, защита окружающей среды, создание новых материалов способны найти промежуточное решение глобальных проблем.
    Однако условием этого должна стать гуманизация и демократизация международных отношений, совместные усилия мирового сообщества. В этом смысле неоценим вклад ООН и деятельность ее специальных учреждений: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) в изменение мировосприятия людей, воспитание homo globulis – человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:
    – достижения союза всех сил на планете;
    – умеренности в потреблении материальных благ при безграничном их росте;
    – установления теснейшего межчеловеческого общения.

    Тест к разделу I

    1. Bepны ли следующие суждения об обществе?
    Общество можно определить как…
    А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) вepно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:
    1) независимо развивающиеся стороны общественной жизни;
    2) взаимосвязанные сферы общества;
    3) этапы постепенного усложнения общественной жизни;
    4) элементы социальной структуры общества.
    3. К элементам общества как системы можно отнести:
    1) этнические общности;
    2) природные ресурсы;
    3) экологические зоны;
    4) территорию государства.
    4. К сферам общественной жизни не относится:
    1) государство;
    2) экономика;
    3) политика;
    4) социальная жизнь.
    5. Общество как динамическая система характеризуется:
    1) различными изменениями, развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;
    2) статичным состоянием;
    3) полной зависимостью от природы;
    4) способностью адаптировать окружающую среду.
    6. Вepны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
    А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинcтвa населения.
    Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    7. Верны ли следующие суждения?
    А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
    Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.
    8. И общество, и природа:
    1) являются средой обитания человека;
    2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким;
    3) не могут существовать изолированно друг от друга;
    4) реализуют принцип: “Выживает сильнейший”.
    9. Для традиционного общества характерно(-а):
    1) ценность человеческой личности;
    2) динамичное развитие;
    3) высокая роль религии;
    4) индустриальное производство.
    10. Общество, в котором yтвердились стандарты массового производства, называется:
    1) информационным;
    2) индустриальным;
    3) традиционным;
    4) постиндустриальным.
    11. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно:
    1) постоянное совершенствование технологий производства;
    2) активное использование природных богатств;
    3) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;
    4) широкое использование информационных технологий в различных областях жизни.
    12. Для индустриального и постиндустриального общества, в отличие от аграрного, характерно:
    1) влияние на общественное развитие природных факторов;
    2) деления населения на городское и сельское;
    3) широкое использование машинной техники;
    4) существование абсолютных монархий.
    13. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
    1) личность стала подчиняться общине;
    2) возросла социальная мобильность;
    3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений;
    4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
    14. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется…
    1) прогрессом;
    2) революцией;
    3) эволюцией;
    4) регрессом.
    15. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:
    1) скачкообразность перемен;
    2) революционный характер изменений;
    3) постепенность процессов;
    4) необратимость процессов.

  4. Egor5252 Ответить

    Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
    С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
    Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:
    · страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Ита­лия, Япония;
    · страны со средним уровнем мобильности – Канада, Велико­британия;
    · страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.
    В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, “занятостью” мест в обществе.
    Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
    Тенденцией развития современного общества является:
    · превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами;
    · усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых “малых групп”.
    2. Элементы политической системы общества:
    • государство и государственные органы;
    • политические партии;
    • общественные организации;
    • профсоюзы;
    • иные институты.
    Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
    Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система органов, осуществляющих государст­венную власть.
    Основными функциями государства являются:
    • представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);
    • регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
    • охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
    • внешнеполитическая;
    • интеграционная.
    Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
    3. элементы духовной жизни общества:
    • духовная деятельность;
    • духовные ценности;
    • духовные потребности людей;
    • духовное потребление;
    • индивидуальное сознание;
    • общественное сознание.
    Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
    В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
    В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.
    Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называетсядуховными отношениями.
    Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.
    Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
    4. Элементы общественного сознания:
    • обыденное и теоретическое сознание;
    • общественная идеология и психология;
    • формы общественного сознания.
    Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами окружающей действительности.
    Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.
    Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
    Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
    Формами общественного сознания являются:
    • политическое;
    • правовое;
    • моральное;
    • научное;
    • религиозное.

  5. albatak Ответить

    Потребностям более полного осмысления современного общества отвечает цивилизационный подход. В нем рассматривается совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической – в их историческом развитии и единстве. Он позволяет ученым выработать обобщенный, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Типы общества формируются под воздействием материальных факторов социального бытия: внешних (природных) и внутренних (производственных). Если до се­редины XX в. решающее значение имели материальные факторы, то со второй – духовные. Так, П.Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное, как внутренний аспект жизни общества, доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминан­той оказываются разные факторы.
    Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатываются концепции постиндустриального,или информационного общества (Д.Белл, А.Турен, У.Ростоу). Причина появ­ления концепции информационного общества лежит в качественных изменениях в экономи­ке и культуре наиболее развитых стран, связанных с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную производительную силу, возрастанием роли знаний и информации. Технологический, информационный прогресс преобразует общество в целом, его структуру, социальные отношения, формы бытия человека и его самого, делая приоритетными образование, науку, культуру. В сфере материального производства информация, технология, массовые коммуникации, новое соотношение умственного и физического труда становятся доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни.
    Системные свойства общества. Во всех этих концепциях выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.
    Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. На уровне общества его элементы образуют новое качество – координацию и субординацию. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей означает, что общество может нор­мально функционировать, когда в нем воспроизводится весь ком­плекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями).
    Интегрированность и целостность общества означает органи­ческое объединение всех частей (элементов, компонентов) об­щества в нечто единое, целое, единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, незави­симость от окружающей среды.Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъекта­ми, цели как образа настоящего и будущего результата дея­тельности. Это связано с реализацией раз­нообразных общественных потребностей людей.
    Функциональность примени­тельно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции, роли государства, семьи и т.д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование обще­ства как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория по­требностей, отражающая фундаментальные жизнен­ные устои общества.
    Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредствуются общественным производством.
    Элементы общества. Общество может быть рассмотрено как большая социальная система, поскольку оно включает в себя социетальные под­системы меньшего уровня: социальную, экономическую, политическую и духовную. Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. Важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.
    Производство в широком смысле представляет общественную деятельность, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования и т д.). Материальное производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага – это вещи или предметы, потребляемые человеком и предназначенные для дальнейшего развития производства. Поддуховным производством понимают производство и потребление духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.д.
    Способ производства представляет собой органическое един­ство производительных сил и производственных отношений, ос­нову общества. Смена одного способа производства другим про­исходит в результате развития обеих его сторон, от­ставания их друг от друга. В результате назревает необходи­мость изменения неадекватного соотношения, как прави­ло, революционным путем в разных формах. Наиболее распространенной является классификация способов производства на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.
    Производительные силы как сторона способа производства представляют собой совокупность людей с их навыками и опы­том, квалификацией, предметами и орудиями труда. Ясно, что на разных этапах развития общества эти два элемента произво­дительных сил не остаются неизменными, постоянно совершен­ствуются, показателем чего является как развитие самих ра­ботников, так и средств, орудий труда.
    Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются тем, в чьих руках и в какой степени находятся средства производства, предметы и орудия труда, распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения характеризуются формами собственности, формами и размерами получаемых богатств, видами и структурой потребления материальных, духовных и других благ.
    Рассматривая общество как социетальную систему, в нем можно выделить составные части системы – базис и надстройку, основные структурные элементы общества с точки зрения общественно-экономических формаций. Базис –это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе всей социальной структуры. Надстройка – это совокупность идеологических отношений и взглядов, она оказывает на базис и все общество активное воздействие. Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве и могут выступать самостоятельными факторами общественного развития.
    Системный анализ общества. Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К.Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые груп­пы, системы, в новую среду, к которой принадлежат дру­гие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.
    Социальная связь– это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Уста­новление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.
    Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т.е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих действия, 2) изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями, 3) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, 4) обратную реакцию индивидов на общество. Взаи­модействие приводит к становлению новых социальных отношений.
    Деятельностьобеих сторон в системе социального взаимодей­ствия всегда целенаправленна. Социальное действие – простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М.Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное – это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.
    Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество), или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью – воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.
    Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.
    Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом, личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтому можно сказать, что человек, с од­ной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него эко­номические, политические, идеологические и социальные отноше­ния современного ему общества, а с другой – активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.
    Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспек­тах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимо­действие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т.д.); 4) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы; 5) как совокупность норм и ценнос­тей, определяющих характер и содержание деятельности (поведе­ния) элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, тре­тий – социальной общности, четвертый – социальной организа­ции, пятый – социального института и культуры.
    ТЕМА 3.Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ( 2часа)
    План лекции:1. Понятие социального института.
    2. Институционализация и её компоненты.
    3. Формы социальных институтов.
    4. Функции социальных институтов.
    Понятие социального института. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил этот термин английский социолог Г.Спенсер, подробно описавший шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Кроме того, они упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его прогрессивное развитие.
    Он проанализировал функционирование следующих социальных институтов: 1) домашние учреждения (различные виды брака, семьи, их историю); 2) обрядовые учреждения (приветствия, ритуалы, знаки отличия); 3) политические учреждения (политические организации, законы); 4) церковные учреждения (история церковной системы); 5) профессиональные учреждения (анализ деятельности самых раз­личных профессий); 6) промышленные учреждения. Всякий социальный институт, по Г.Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Впоследствии в социологии под социальным институтом стали понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных пра­вил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.
    Социальные институты (лат. – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить на­дежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, со­циальных групп, общества в целом. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как: постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие участников связи; регламентация и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих работу социальных институтов, и т.д.
    Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для регулирования поведения других членов групп.
    Итак, социальные институты – это относительно устойчивые типы, формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Для деятельности социальных институтов характерны: 1) набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; 3) осуществление социального контроля над типами действий; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры и внутренней (анализа их деятельности).
    Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние и внешние факторы. Среди внешних важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены накоплением новых знаний. Так же большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают ценностные ориентации и способы оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности. Большое влияние на социальный институт могут оказать выдающиеся личности, действия которых часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.
    Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.
    Институционализация и ее компоненты. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической, духовной, условий для их реализации. Каждый институт включает в себя: 1) определенную сферу деятельности; 2) группу лиц для выполнения общественных, организационных, управленческих функций на основе прав и обязанностей; 3) организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный и т.д.); 4) материальные средства (общественные здания, оборудо­вание и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
    Социальные институты включают в себя системы ценностей, норм, идеалов, образцов дея­тельности. Они обусловливают сходное поведение индивидов, согласовывают их стремления, устанавливают формы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, обеспечи­вают состояние равновесия в рамках социальной общ­ности. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы. Процесс формирования ценностных ориентаций личности – важнейший компонент институционализации. Еще один важный компонент институционализации – организационное формирование социального института, создание его материальной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными и финансовыми средствами для выполнения определенных социальных функ­ций.
    Рассмотрим структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподаватель­ский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы – удовлетворение общест­венной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.
    Процесс институционализации состоит из нескольких этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социально­го взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без ис­ключения членов института.
    Я.Щепаньский указывает следующие основные ус­ловия эффективного функционирования социальных ин­ститутов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, функций (если функции инсти­тута определены нечетко, он не может бесконфликтно включиться в систему институтов данного об­щества); 2) рациональное разделение труда и рациональная его организация; 3) деперсонализация действий (официальные лица выполняют свои функции в соответствии с предписаниями, использование общественных институтов в личных целях называется «бюрократизацией»); 4) признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах группы, общества; 5) бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с родовыми или клановыми социальными связями.
    История развития социальных институтов – это постепенное превращение институтов традиционного типа в современные институты. Традиционные институты отличаются от современных жестко прописанными ритуалами, обычаями, родственными связями и отношениями. Социальные институты зарождаются и погибают. Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям и в зависимости от их важности занимали в обществе ведущее положение: церковь, государство и т.д. Процесс индустриализации общества привел к повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд функций семьи (Э.Чэпл и К.Кун). Социологи Т.Парсонс, Ф.Шилз утверждают, что в более развитых обществах не структуры родства, а государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации играют решающую роль.
    Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собст­венной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении кооперации общественного труда, на доминирующей ро­ли отдельных базовых институтов. Гармоничная и сбалансированная система институ­тов, обеспечивающих удовлетворение основных потреб­ностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и раз­вития общества как целого.
    Формы социальных институтов. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. С точки зрения содержания исполняемых функций, социальные институты делятся на: 1) экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, обществен­ные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, наука, семья, театр и др.); 4) социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опе­ки, различные самодеятельные организации). Каждый институт выполняет свою специальную функцию, их совокупность составляет общие социальные функции институтов.
    В рамках государства действуют и другие институты, например, образования, средств массовой информации, в них реализуется другая важная функция – социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения. Они обеспечиваются экономическими, социальными и поли­тическими институтами. Большая роль здесь принадлежит институ­там управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предписаний. Взаимодействуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.
    Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но в реальной жизни политические и социальные функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации занимаются вопросами произ­водства, социальной защиты и санкций, регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологиче­ских ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые структуры.
    Свои специфические качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Они помо­гают решать проблемы социализации индивидов через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устой­чивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты под­держиваются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается при­нудительно силой соответствующих органов, системой институ­тов государства, наделенного особыми полномочиями. Существуют и церемониально-символические институты.Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, меж­группового, индивидуального поведения, определяют порядок деятельность субъектов.
    В зависимости от сферы действия и выполняемых функций соци­альные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам – пол, возраст, образование, вид занятия, спо­собности; 2) регулятивные, определяющие границы действий индивида для достижения личных целей, они же определяют санкции при выходе за эти границы. К таким институтам относятся все механизмы социального контроля. Институты могут быть культурными (идеологические, религиоз­ные, образования, искусства и т.п.), и интегративными, связанными с социальными ролями для удовлетворения потребностей и интересов социальной общности.
    По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписа­ниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются независимо от их личных ка­честв. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.
    Не менее важную роль в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (группа подростков). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго. В неформальных институтах отсутствуют закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания относительно средств и методов деятельности, но и они выполняют управленческие контрольные функции. Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, традиций, обычаев, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции – более эффективные средства контроля за поведением людей. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства негласному осуждению своих коллег и друзей.
    Функции социальных институтов. Институты выполняют ряд общих функций (внешних, внутренних) и специфических. Функция – это устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменению других. В социологии социальная функция – это роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; стандартизированное социальное действие, регулируемое опре­деленными нормами и контролируемое социальными институ­тами.
    Так как социальных институтов в любом обществе чрезвычайно много – семьи, религии, права, по­литики, науки, образования и т.д., – то невозможно рассмотреть все их специфические функции. Обозначим наиболее важные функции: 1) функция удовлетворения по­требностей личности, группы, общества; 2) регулирование (при помощи норм морали, права) взаимодействия между людьми, соци­альными группами, классами; 3) социальный контроль за поведением отдельных индивидов и социальных групп (правовое регули­рование социальной жизни); 4) применение социальных санкций к субъек­там девиантного (отклоняющегося) поведения; 5) формирование ценностей, ценностных ус­тановок и ориентаций личности, социальной группы, их ожиданий.
    Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. Под влиянием социальных перемен социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункции. Они могут сказываться в его организационной сфере, в характере и содержании их деятельности. Явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельно­сти любых общественных институтов. Например, институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда, однако государство вынуждено постоянно контролировать деятельность этих институтов, принимая це­лые системы правовых актов, ограничивающих моно­польный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.
    Поскольку большинство институтов – бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отноше­ний и поддержания общественного порядка в традици­онных областях жизни.
    Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенно­сти его функций, понижении социального авторитета, трансформа­ции отдельных функций в деятельность, направленную только на поддер­жание собственного существования. Такой институт начинает ис­пытывать различные трудности: от недостатка материальных, финан­совых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.
    ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (4 ЧАСА).
    ТЕМА 4. ЛЕКЦИЙ 1. Понятие личности в социологии. (2часа).
    План лекции:1. Понятие «человек», «индивид», «пичность»,

  6. Cradle7772 Ответить

    В отечественной социологии сложилось два подхода к пониманию общества: узкий социологический и широкий философский. В узком смысле под обществом понимают: 1. узкую группу людей объединившихся для общения или совместного выполнения какой-либо деятельности.
    2. конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны
    3. сложную организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты
    Общество – это системно развивающаяся совокупность связей и отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности.
    Общество можно рассматривать под разным углом: его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда оно будет совпадать с населением. Можно свести его к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука), религия.
    Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (соц. отношений, институтов, ценностей, культур).
    1. территория, на которой происходит консолидация соц. связей
    2. универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает все разнообразие соц. связей отношений, соц. институты, общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства может создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей.
    3. автономность (самодостаточность), т.е. способность существовать самостоятельно, что достигается засчет высокого уровня саморегуляции
    4. интегративность – общество обладает внутренними механизмами поддержания ранее сложившихся структур, а также включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в своей практической деятельности.
    5. целостность
    6. структурность
    Особенности системного подхода:
    – позволяет изучать общество, не разрушая его целостность
    – функциональный (общество – функционирующая система)
    – общество рассматривается в его развитии
    Социальная структура общества – это совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
    В основе развития соц. структуры общества лежат: 1. общественное разделение труда и 2. отношения собственности на средства производства и его продукты. К основным элементам социальной структуры общества можно отнести классы, которые занимают определенное место в системе общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта; люди города и деревни; представители умственного и физического труда; сословия; социально-демографические группы; национальные общности (нации, народности, этнические группы). Взаимосвязь социальных групп в обществе является динамической и проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В этом взаимодействии есть две стороны: 1. сама деятельность каждого из субъектов общества, направляемая определенными побуждениями; 2. те общественные отношения, в которые вступают соц. субъекты ради удовлетворения потребностей и целей. Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования соц. структуры. Соц. отношения в узком смысле – это специфический вид отношений, которые складываются между соц. субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, в улучшении их быта и досуга, в получении образования, доступа к предметам соц. и духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и соц. обеспечении.

  7. Phel popo Ответить

    1. Обществом в широком смысле называют:
    а) всех жителей государства
    б) группу людей, объединившихся для совместной деятельности
    в) окружающий мир в целом
    г) все способы взаимодействия людей и формы их объединения Ответ: г)
    К элементам общества как системы можно отнести:
    а) территорию государства
    б) политические организации
    в) полезные ископаемые
    г) экологические зоны Ответ: б)
    3.Связь всех сфер жизни общества:
    а) вытекает из целостности общества как системы
    б) достигается в ходе политической борьбы
    в) обеспечивается идеологической работой
    г ) устанавливается законодательным путем Ответ: а)
    4. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
    а) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек
    б) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи
    в) строительство пирамид в Древнем Египте
    г) распад империи Карла Великого Ответ: а)
    5. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
    а) динамическую систему
    б) часть природы
    в) весь окружающий человека материальный мир
    г) среду обитания Ответ: а)
    6. Для традиционного общества характерно:
    а) ценность человеческой личности
    б) динамичное развитие
    в) значительная роль религии
    г) индустриальное производство Ответ: в)
    7. Для индустриального общества характерна ведущая роль
    а) добывающей промышленности
    б) обрабатывающей промышленности
    в) сельского хозяйства
    г) информации и информационных технологий Ответ: г)
    8.Характерной чертой индустриального общества является
    а) широкое использование внеэкономического принуждения к труду
    б) слабость и неразвитость демократических институтов
    в) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
    г) преобладание частной формы собственности Ответ: г)
    9.Реформа,в отличие от других форм социальных изменений
    а) затрагивает все сферы общественной жизни
    б) обычно осуществляется властью
    в) представляет собой резкие качественные изменения
    г) предполагает радикальное обновление социальных отношений Ответ: б)
    10.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является
    а) скачкообразность
    б) революционный характер перемен
    в) постепенность
    г) насильственные методы Ответ: в)
    11.К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
    а) общение с помощью членораздельной речи
    б) творческая активность
    в) умение абстрактно мыслить
    г) способность приспосабливаться к условиям среды Ответ: г)
    12.И человеку, и животному свойственна способность к
    а) самореализации
    б) самопознанию

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *