Эпитеты что это такое и примеры 3 класс?

15 ответов на вопрос “Эпитеты что это такое и примеры 3 класс?”

  1. dasstop88 Ответить

    Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.

    Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».
    В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:
    «крылатые качели»;
    «белоснежная зима»;
    «горькие слезы»;
    «ледяная вода» – посмотрите, как одно только произнесение этого последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ и ассоциации с колючестью и холодом льда.



    Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:
    прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;
    существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;
    наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;
    деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется!..Дон..».
    Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.
    Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.

    Виды эпитетов


    Данные выразительные средства классифицируются:
    1. По структуре:
    простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;
    сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;
    составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».
    2. По степени освоенности:
    общеязыковые, употребляемые в повседневной жизни – «каменное сердце»;
    народно-поэтические, включающие устоявшиеся фразы из фольклора – «красная девица»;
    индивидуально-авторские, которые сложно встретить в повседневной жизни, но они хорошо звучат в литературных произведениях – «край осиротелый»;
    эпитеты из устойчивых выражений – «молочная река».
    3. По семантическому признаку:
    цветовые («алый сумрак»);
    оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).
    4. По функции:
    изобразительные и лирические («золотые листья»);
    эмоциональные («очаровательное утро»).
    5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:

  2. oleg realist Ответить

    Ещё реже свойство эпитетов присуще деепричастиям и причастиям: «…гром, как бы РЕЗВЯСЯ и ИГРАЯ, грохочет…» и числительным: «ПЕРВЫЙ ученик».
    Иногда участие в создании ярких словестных образов принимают и глаголы: «И такой на небе месяц, хоть иголки ПОДБИРАЙ» (М. Исаковский).
    К какой бы части речи не относился эпитет, его главная цель состоит в том, чтобы сделать повествование более ярким и образным, наделить его пышными словесными формами, усилить восприятие слушающего или читающего.
    Об эпитете, как о языковом средстве, смотрите в видео:

    Роль и функция в тексте

    Многие ошибочно думают, что любое прилагательное по своей сути и есть эпитет. На самом деле все гораздо сложнее. Одно и то же слово может быть простым прилагательным или существительным либо прилагательным-эпитетом или существительным-эпитетом. Разница между словосочетаниями «тёплый плед» и «тёплый приём» или «чёрный карандаш» и «чёрная пятница» очевидны.
    В первом случае нет никакого подтекста, а лишь констатация факта, во втором случае — мы сталкиваемся с усилением восприятия. Слово «тёплый» выражает приятие, радушие, отзывчивость принимающих гостя. В слове «чёрный» мы ощущаем нотки тревоги, печали, предупреждения и даже горя.
    Эпитеты наделяют другие слова особым звучанием, придают им смысл и усиливают образность.

    Классификация и виды эпитетов

    Многие используемые нами эпитеты пришли из ГЛУБИНЫ столетий Литературоведы разделили эпитеты на несколько разновидностей:
    Общеязыковые. Однажды они появились в русской речи и стали общепринятыми, используемыми всеми и никому не принадлежащими: «ЗОЛОТЫЕ руки», «ЖАРКИЙ поцелуй», «ГЛУХАЯ ночь».
    Постоянные. К данной группе относятся нераздельные сочетания слов. Постоянные эпитеты в русском языке — это используемые в повседневной жизни фразеологические клише: «ЖЕЛЕЗНЫЙ конь», «ЛЕДЯНАЯ вода», «КОСОЛАПЫЙ медведь».
    Народно-поэтические. Ими насыщена литература и поэзия. Данная группа выходец из фольклора. Эпитеты «КРАСНА девица», «поле ЧИСТОЕ», «море СИНЕЕ», «ДОБРЫЙ молодец» и т. д. известны нам с раннего детства.
    Индивидуально-авторские. Принадлежащие конкретному автору, как «чурбанное равнодушие», изобретённое Д. Писаревым.
    Применяются и другие виды классификации описываемого понятия:
    Простые. Когда для придания окраски используется одно слово.
    Сложные. Когда автор повествования не обходится одним словом.
    Ещё одна классификация делит эпитеты на:
    Описательные: «ЗОЛОТАЯ пора»;
    Оценочные «КРАСНЫЙ восход»;
    Эмоциональные «УНЫЛЫЙ день».
    Полным ответ на вопрос, что представляют собой эпитеты, будет тогда, когда мы выясним отличие понятия от метафоры и описания.

    Отличие понятия от метафоры и описания

    Главной чертой метафоры является наделение одного предмета характерными свойствами другого предмета. Ярким примером является словосочетание «говор волн». Эпитеты могут представлять собой часть метафор.
    Если сравнивать эпитеты с таким понятием как описание, разница состоит в изначальных целях. Для описания они состоят в том, чтобы указать на свойства предмета: «седой старец». Для эпитета важно наделить предмет эмоциональной окраской: «седые волны».
    Без эпитетов наша литература была бы скучной и неинтересной Эпитеты – это то, что спасает русскую речь от обеднения, которое грозит ей с приходом компьютеризации и моды на общение сокращёнными формами слов в социальных сетях.

  3. igor volkov Ответить

    В то же время метафора практически всегда представляет собой речевой конструкт из нескольких слов, которые несут самостоятельную смысловую функцию – переносят свойства или образ одного предмета или понятия на другое.
    Метафора вызывает в сознании ассоциативную связь между, казалось бы, совершенно разными понятиями, действиями или вещами. Эта ассоциация работает только для данного конкретного случая: россыпь росистых жемчужин на траве, в сердце воцарилась зимняя стужа и т.д.
    Несложно заметить, что эпитет может являться частью метафоры. Метафора же никогда не будет частью эпитета.
    Описательные эпитеты: свинцовая туча, ароматный цветок, весело подпрыгивать, ласковые волны.
    Постоянные эпитеты, или фольклорно-поэтические: добрый молодец, чистое поле, ясный сокол, острый меч.
    Метафорические эпитеты: зимнее серебро, грустная дружба, траурная кайма, пронзительный взгляд.
    Метонимические эпитеты: царапающий шепот, березовый веселый язык.
    Любая классификация достаточно условна, поскольку один и тот же эпитет может с успехом входить в несколько разных классификационных групп.
    Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-epitet-v-literature-primery/

    Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте


    Главная > Литература > Эпитет – что это такое и каково его значение в литературе
    Большинство из нас согласится, что главный ключ в непосредственном взаимодействии друг с другом — это общение. Общаясь, мы делимся с другими людьми своими мыслями, эмоциями, взглядами.
    Без общения невозможно представить существование современного общества. Однако чтобы наша речь приносила другим пользу и была понятной, необходимо её украшать практичными, но в то же время яркими словами. Одними из таковых являются эпитеты.
    Что это такое и так ли они важны при совместном общении?

    Определение эпитета

    Что такое эпитет в литературе? С этим определением мы сталкиваемся ещё в школе. Итак, эпитет — это особое, выразительное слово, которое служит дополнением к другим словам. Эпитет помогает лучше понять суть того или иного слова.
    Исходя из определения, их используют в качестве дополнения к словам, обозначающим субъекта или объекта. Он вступает прилагательным. В редких случаях он может являться существительным. Существительным служит то слово, ради которого был употреблён эпитет.
    Примеров употребления эпитетов вместе со существительным очень много.

    Разновидности образных выражений

    В литературе известно не только определение этого понятия, но и три основных разновидности:
    индивидуально-авторские;
    общеязыковые;
    народно-поэтические.
    Рассмотрим подробней каждый упомянутый вид,
    Индивидуально-авторский. Этот вид создают сами авторы произведений или ораторы. Другими словами, сказанные выражения или напечатанные в книгах никогда прежде не использовались. Этим видом чаще всех пользовались и пользуются поэты и писатели.
    Употребление таких интересных выражений придаёт их творчеству больше индивидуальности. Чтобы их увидеть, достаточно прочесть произведения или стихотворение известного поэта. Например, Маяковского или Бродского. Там присутствуют словосочетания с эпитетами.
    Общеязыковый. Этот вид не является выдумкой конкретного поэта. Такие выражения уже употреблялись с речи и в литературе. Например, звенящая тишина, ласковое солнце, свинцовые тучи.
    В этом случае образное выражение направлено на описание свойства и возможностей существительного.
    Использование подобных образных выражений в повседневной речи помогает нам наилучшим образом передать собеседнику атмосферу предстоящего события или показать наше личное отношение к определённым действиям или ситуации.
    Народно-поэтический. По-другому они называются постоянными. Эти выражения являются результатом народного творчества. За время существования народов они прочно закрепились в человеческом сознании.
    Тот или иное выражение автоматически ассоциируется с тем или иным словом. В некоторых случаях народно-поэтическим эпитетом может выступать не одно слово, а целое выражение.
    Вот некоторые такие примеры: добрый молодец, чисто поле, красна девица.

    Другая классификация

    Существует и другая классификация. В большинстве случаев такие образные выражение стоят рядом со словами, употреблёнными в тексте в переносном смысле. Если существительное имеет переносный смысл, то и эпитета значение другое, например:
    метонимическим;
    метаморфическим.
    Метонимические. Основываются на переносном метонимическом смысле. Ярким примером является выражение из творчества С. Есенина:«берёзовым, весёлым языком».
    Метаморфические. Отличаются от первого вида. Название этого типа говорит об основе образного выражения. Основной является метафора. Примеров таких эпитетов в литературе очень много. Например, у Пушкина — это «лёгкие угрозы».

    Самостоятельные и постоянные

    Самостоятельных эпитетов существует не так уж и много. В литературных произведениях или повседневной жизни, они используются без существительных.
    Они являются самостоятельными и полноценными членами предложения. Им не нужно дополнение.
    Если говорить о литературных направлениях, то больше всего такие самостоятельные образные выражения встречаются в произведениях всем известной эпохи символизма.
    Что такое постоянные эпитеты? Такой вид в отличие, от самостоятельных выражений, часто встречается в литературе и в повседневной жизни.
    Постоянные эпитеты — это красивые и понятные образные выражения, которые преимущественно используются в разговорной речи. Разговорные эпитеты позволяют нам лучше передавать эмоции сказанных слов.
    Или же показывать своё отношение к определённым предметам обсуждения или к самому собеседнику. Придавая новый смысл словам, постоянные выражения улучшают наши навыки в общении с окружающими.

    Как находить такие выражения в тексте?

    Осознав важность и необходимость эпитетов в речи и литературе, важно научиться отслеживать и находит их. Вот несколько интересных и полезных советов, которые будут, кстати, во время обучения:
    Определите, какой частью речи в предложении является эпитет. Он может выступать разной частью речи. В одних случаях эти образные выражения могут являться наречиями, в других числительным. Например, страстно взывал — это наречение, а вот час шестой — это уже числительное. Такие знания помогут вам быстрее найти эпитет в конкретном предложении;
    Словосочетание. Но как быть если эпитетом выступает не одно, а сразу два слова? В таких ситуациях рекомендуют вначале определить грамматическую основу предложения. Все мы, конечно же, помним, как это сделать благодаря школьным знаниям. В первую очередь следует найти подлежащее и сказуемое. Это главные слова в предложении. Далее необходимо найти второстепенные, то есть зависящие от тех главных слов. Каждый второстепенный член предложения зависит от конкретного главного слова.
    Рассмотрим на таком примере: «Над бушующим морем раскинулось грозное небо». В этом случае главными словами является словосочетание раскинулось небо. А какие зависящие от них слова? Вначале определим, какие слова зависят от подлежащего. Итак, небо (какое?) грозное. Значит, «грозное» относится к подлежащему. Сказуемое же раскинулось. Ищем зависящие от него слова. Раскинулось (над чем? или где?) — над бушующим морем. Эти два слова зависят от сказуемого. Разбирая, таким образом, слова, можно легко выделить основные словосочетания в предложении. В нашем случае такими выражениями можно считать: грозное небо и бушующим морем. Мы имеем дело с двумя образными выражениями грозное и бушующим. Оба придают дополнительный эффект и выразительность связанным с ними словам.
    Таким образом, мы узнали, какими могут быть эпитеты, определили, что это такое и немного разобрались, как отыскать его в тексте.
    В завершении статьи хочется ещё раз напомнить о важности этих образных выражений в литературе. Без них она не была бы такой, насыщенной, яркой и интересной.
    Да и наша с вами повседневная речь тоже была бы вялой, скучной и сухой. Поэтому эпитеты — это достойное украшение для нашей речи.

    Отзывы и комментарии

    Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/epitet-chto-eto-takoe-kakovo-ego-znachenie-v-literature.html

    Что такое эпитет в литературе? Примеры, разновидности эпитетов


    Эпитет — определение, создающее образ. Очень высоко оценил его в своей «Исторической поэтике» академик А. Н.
    Веселовский: «История эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании», то есть, по мысли учёного, каждый период в развитии литературы, каждое изменение литературных стилей и направлений нашло свое отражение в развитии эпитета.
    Коль скоро эпитет выделяет в определённом понятии «существенный признак», а выбор важнейшего, существенного признака среди «несущественных» является характеристикой литературного сознания эпохи, особенностей творчества писателя, то этим самым эпитет и определяет характер поэтического стиля.
    Скажем, известное понятие находится в употреблении, однако оно не производит впечатления, не задевает мысли. Но вот художник выделяет в этом явлении признак существенный, но ранее не замеченный, он как бы рекомендует его вниманию читателя, и явление приобретает неизмеримо более глубокий смысл.
    Такие эпитеты, как пушкинский «простодушной клеветы» или лермонтовский «неполных радостей земных», сразу, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы раньше не вдумывались, они вносят в сознание то, что прежде только смутно ощущалось где-то за его пределами.
    Эпитет несёт в себе большой груз психологической характеристики; он сжимает содержание до одного слова.
    Принципиальное отличие эпитета как художественного определения от логического определения состоит в том, что логическое определение показывает, чем один предмет отличается от другого; эпитет же вызывает целостное представление о предмете, рассматриваемом писателем в определённом ракурсе.
    У Лермонтова:
    В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты  Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
    Шумят под робкими шагами.
    Слово «желтые» — эпитет, ибо не разграничивает листья по цвету, а даёт нам представление об осени. Иногда он усиливает тот или иной признак (тишина глубокая, буря ужасная). К усилительным эпитетам можно причислить и так называемые идеализирующие эпитеты (например, слова Ленского из «Евгения Онегина» Пушкина “весны моей златые дни”).
    Можно говорить об украшающих эпитетах, которые широко использовались классицистами и особенно романтиками.
    Они считали, что употребление существительного без эпитета является непоэтичным; его необходимо возвысить с его помощью.
    Поэтому использование эпитетов в словосочетаниях “бегущий корабль”, “стремительная волна”, придавая словам поэтический колорит, переводило их из категории прозаической в поэтическую.
    Для многих произведений античной литературы (особенно её гомеровского периода) и для произведений устного народного творчества характерен так называемый постоянный эпитет.
    Можно привести значительное количество примеров, когда за определенным жизненным явлением как бы «закрепляется» постоянный, устойчивый эпитет: «красная девица», «поле чистое», «крутой берег», «сумрачная дубрава», «добрый молодец», «земля сырая», «лебедь белая», «море синее».
    А. Н. Веселовский, говоря об эпитетах эпоса, употребляет ещё выражение «тавтологические эпитеты».
    В особую группу могут быть выделены так называемые составные эпитеты. К ним можно отнести «гомеровские эпитеты» («пышноодеждная», «среброблещущий», «многострадальный», «хитроумный», «лилейнораменная» и другие). Составные эпитеты нередко встречаются в стихах Г. Р. Державина («сладкострунные», «белорумяные», «черноогненные»).
    Эпитеты всегда убедительно характеризуют индивидуальность писателя (у каждого значительною писателя можно обнаружить набор любимых им эпитетов, специфичных для его литературной манеры и стиля). В известной степени они характеризуют литературные направления и даже целые эпохи в развитии литературы.
    Устойчивые, неоднократно повторяющиеся эпитеты характеризуют поэзию Н. Тихонова; их отличают напряженность, патетичность, интенсивность: «гремучий вихрь», «буйные дороги», «жестокая заря», «горящее поле», «глубокий восторг».
    У него также есть эпитеты, выражающие неограниченность в пространстве и времени и включающие в себя отрицание «не»: «немеркнущий прибой», «нескончаемый гул».
    Наконец, в его стихах много красочных эпитетов: «зелёный зной», «зелёный трепет», «зелёный воздух», «зелёная сказка», «синий свист мороза», «синяя лава».
    В своём превосходном эссе «Ода эпитету» (Вопросы литературы. 1972. № 4) Л. Озеров пишет: «В путеводителях и справочниках статуи определяют так: мрамор, медь, бронза. В книгах искусствоведов добавляют размеры, историю создания, особенности стиля, манеры.
    Ахматова определяет статую так: «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой». Подумать только: о статуе нагой женщины сказать, что она нарядная. Это парадокс! Но как он заставляет видеть! И как это видение обновляет предметы. Одно — «нарядная». Совсем другое — «обнажённая».
    Анна Ахматова же предлагает сочетание «нарядно обнаженная». Смешение двух красок даёт третью — неожиданную и острую. Эпитет «нарядно обнажённая» говорит о красоте тела.
    Двойной эпитет взрывает изнутри и «нарядное» и «обнажённое» и даёт третье определение — возможное только при сильном, повышенном художническом видении мира. Сложный эпитет здесь поддержан контрастным словосочетанием «весело грустить».
    Эпитет обнаруживает новые качества в изображаемом предмете и явлении, обновляет смысл, разрушает устоявшиеся, традиционные понятия об изображаемом.
    Л. Озеров прав, когда он пишет, что эпитет — это мысль, краска, звук, свет, что это глубина, кругозор, интуиция, зоркость. Эпитет — это власть художника над изображаемым предметом или жизненным явлением.
    Источник: Поэтический словарь. – М.: ЛУч, 2008
    Источник: http://classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/chto_takoe_ehpitet_v_literature_primery_raznovidnosti_ehpitetov/87-1-0-924

    Что такое эпитет в литературе: как находить и для чего его используют


    Наша речь была бы бедна без слов, которые описывают признаки предметов, о которых мы рассказываем собеседнику. Передать, как говорящий относится к тому или иному явлению, какую он дает ему оценку, помогают эпитеты.
    Рассмотрим, что такое эпитет в литературе, дадим определение этому термину, разберем на примере, для чего он нужен, отметим важность его употребления в том или ином случае.

    Значение

    Слово имеет древнегреческие корни, его значение понятно из перевода – «приложенное». Функция эпитета – подчеркивать слово, стоящее рядом с ним.
    Он придает словосочетанию выразительность. Это может быть прилагательное (красивый забор), наречие (быстро бежать), а также существительное, числительное (третий номер), глагол, деепричастие.
    В стихотворении используют эпитеты, чтобы подчеркивать образность, эмоциональную окраску, видение автора, скрытый или явный смысл.
    Эпитет часто употребляют и в поэзии, и в прозе. Его структура и текстовая функциональность придают слову краски, новый смысл, эмоциональность. Роль слова описывается специалистами по-разному. У них нет единого видения. Хотя это один из древнейших терминов стилистики.
    Некоторые причисляют его к фигурам и тропам, считая самостоятельной единицей. Другие утверждают, что он должны использоваться только в поэзии, но не в прозе.
    Простой эпитет – это выражение без переносного смысла. А высокий термин можно отнести к метафоре.

  4. Novosada480 Ответить

    Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.
    В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.
    У термина есть много определений. В широком смысле под эпитетом может пониматься любое слово, которое определяет предмет, придаёт ему характерные черты (используется в прямом значении). Например: синее небо, тёплое утро.
    В узком смысле — только то слово, которое используется автором для описания его отношения к предмету, для придания ему красочности, живости, выразительности (как правило, используется в переносном значении). Например: лошадиное здоровье, драгоценный опыт.

    Примеры эпитетов:

    бессмертное знамя;
    кислое лицо;
    черепаший темп;
    горькая досада;
    легкомысленная молодость;

    Примеры из литературы

    “В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня” (Н. Атаров);
    “Крадучись, играя в прятки, сходит небо” (Б. Пастернак);
    “Ветер дул с бессмысленной яростью” (К. Паустовский);
    “Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула” (Ф. Достоевский);
    “Кругом трава так весело цвела” (И. Тургенев).
    Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.
    “В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
    Шумят под робкими шагами“.
    М. Лермонтов “Как часто, пёстрою толпою окружён…”
    Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше “вечерний луч” и “жёлтые листы” также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.
    “И тигр суровый
    C диким прыжком
    Взлетел, опасный,
    И, встретясь с львом,
    Завыл ужасно…”.
    М. Лермонтов “Перчатка”
    Прозрачный сумрак, луч лампады,
    Кивот и крест, символ святой…
    Все полно мира и отрады
    Вокруг тебя и над тобой”.
    М. Лермонтов “Ветка Палестины”
    “Как томно был он молчалив,
    Как пламенно красноречив,
    В сердечных письмах как небрежен!”.
    А. Пушкин “Евгений Онегин”
    “По их пленительным следам
    Летают пламенные взоры,
    И рёвом скрыпок заглушен
    Ревнивый шёпот модных жён”.
    А. Пушкин “Евгений Онегин”
    “Последние лучи заката
    Лежат на поле сжатой ржи.
    Дремотой розовой объята
    Трава некошенной межи”.
    А. Блок “Летний вечер”

    Виды эпитетов:

    общеязыковые;
    народно-поэтические;
    авторские.

    Общеязыковые эпитеты

    Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.
    Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.
    Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.
    Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:
    непонятный язык и птичий язык;
    крупный снег и тихий снег;
    большая любовь и мученическая любовь;
    полная тишина и гробовая тишина;
    быстрая речь и пламенная речь.

    Народно-поэтические эпитеты

    Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.
    Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честные гости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

    Авторские эпитеты

    Их ещё называют редкими. Писатели сами придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. С помощью эпитета автор может выразить своё отношение к предмету.
    Например: убийственная тайна (А. Пушкин), маленький характер (А. Герцен), державный шаг (А. Блок), похоронный крик (Н. Некрасов).
    “В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви”.
    А. Куприн
    “В нём жило неподвижное, тёмное раздражение на всех”.
    М. Горький
    Иногда такие эпитеты авторов становятся также оксюморонами. То есть два противоположных понятия употребляются вместе. Например: тоскливая радость (М. Горький), ненавидящая любовь (М. Шолохов).
    Узнайте также, что такое Оксюморон.

    Другая классификация эпитетов

    Разные филологи предлагают свою классификацию эпитетов. Так, выделяются также следующие виды:
    с прямым значением (бледное лицо);
    с переносным значением (кудрявый лес);
    мeтaфopичecкиe (тучка золотая, бирюзовые глаза);
    мeтoнимичecкиe (громкий город);
    постоянные (косолапый мишка, чёрный ворон);
    оценочные (чудесный вечер);
    описательные (золотая осень);
    эмоциональные (унылая пора);
    простые (парус одинокий);
    сложные (тюлeвo-лeнтo-кpyжeвнo-цвeтная тoлпа дaм, гpycтнo-cыpaя пoгoдa);
    сквозные (т. е. один и тот же эпитет употребляется с разными определяемыми словами. Например: зacтeнчивый yкop / зacтeнчивыx лyгoв, / зacтeнчивaя дpoжь / зacтeнчивeйшиx poщ).

    Эпитет и метафора

    Метафора предполагает сравнение, причём необычное и не явно выраженное. Например: ядовитый человек; волчья хватка.
    Эпитет описывает слово, помогает нам нарисовать его воображаемый образ.
    Конечно, русском языке тропы (или те конструкции, которые используются для придания выразительности) часто сочетаются между собой, объединяются. Так, например, существует метафорический эпитет.

    Метафорический эпитет

    Такой троп, который имеет признаки и метафоры, и эпитета. Предполагает и скрытое, необычное сравнение, и красочное описание слова. Например: каменная весёлость, васильковые очи.
    Читайте подробнее про Метафору.

    Эпитет и относительное прилагательное

    Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.
    Такие прилагательные могут обозначать:
    предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
    место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
    функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
    принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
    принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
    время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
    численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
    Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
    Сравните относительное прилагательное / эпитет:
    каменный стол / каменное лицо;
    золотая медаль / золотой век;
    спортивный снаряд / спортивная осанка;
    гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
    столетняя война / столетний дед (очень старый человек).
    Узнайте также, что такое Оксюморон и Анафора.

    Эпитет в биологии

    В ботанике существует понятие “видовой эпитет” (specific epithet). Названия растений в научном мире состоят из двух слов на латинском языке. Первое слово определяет род растения, а второе — это и есть видовой эпитет.
    В научном мире используют эпитет в названии, потому что он характеризует объект, даёт ему окраску: смысловую и эмоциональную.
    Например: Acer saccharum (клён сахарный). Видовой эпитет — прилагательное “сахарный”. Или Ranunculus acris (лютик едкий). Видовой эпитет — прилагательное “едкий”.

  5. GreenmileZ Ответить

    Льстивые ивы и тра­вы поклон­ные, воль­но­лю­би­во­го юно­шу — славь­те.
    У М. Волошина при­вле­ка­ют взгляд стро­ки:
    Я про­бе­гаю жад­ным взгля­дом вестей горю­чих пись­ме­на.
    Непревзойденным масте­ром лири­ки явля­ет­ся Сергей Есенин. В его поэ­зии суще­ству­ет уди­ви­тель­ная гар­мо­ния чув­ства и мыс­ли, свя­зи с род­ной при­ро­дой и зем­лей, кото­рые зву­чат в сти­хах:
    Край люби­мый! Сердцу снят­ся
    Скирды солн­ца в водах лон­ных.
    Я хотел бы зате­рять­ся
    В зеле­нях тво­их сто­звон­ных.
    Эпитеты помо­га­ют создать поэту вот этот непо­вто­ри­мый поэ­ти­че­ский образ:
    Закружилась листва золо­тая
    В розо­ва­той воде на пру­ду,
    Словно бабо­чек лег­кая стая
    С зами­ра­ньем летит на звез­ду.
    Прочитаем отры­вок сти­хо­тво­ре­ния Николая Гумилева «Старина» и убе­дим­ся, сколь­ко в нем эпи­те­тов, созда­ю­щих яркий образ, кото­рым хотел поде­лить­ся поэт с чита­те­ля­ми:
    Вот парк с пустын­ны­ми опуш­ка­ми,
    Где сон­ных трав печаль­на зыбь,
    Где позд­но вече­ром с лягуш­ка­ми
    Перекликаться любит выпь.
    Вот дом, ста­рин­ный и некра­ше­ный,
    В нем слов­но пла­ва­ет туман,
    В нем залы гул­кие укра­ше­ны
    Изображением пей­зан.

    Авторские эпитеты

    Иногда писа­те­ли созда­ют свои автор­ские эпи­те­ты:
    мар­ме­лад­ное настро­е­ние (А.П. Чехов);
    чур­бан­ное рав­но­ду­шие (Д. Писарев);
    мали­но­вая улыб­ка (И. Анненский).
    Дополнительный мате­ри­алУзнаем, чем эпи­тет отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.

    Видеоурок «Подготовка к ЭГЭ по литературе. Что такое эпитет»

  6. 777042d Ответить

    Первый конкурс нашей учебной конкурсной серии “Тропы” будет посвящен Эпитету. Что это такое – мы уже познакомились в вводной статье http://www.stihi.ru/2016/09/22/4658 . В этой мы еще раз вспомним особенности эпитета и рассмотрим, как используют это выразительное средство поэты.
    1. Что такое эпитет?
    В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение – эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.
    Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.
    2. Какими частями речи выражается эпитет?
    Эпитет может быть выражен прилагательным (“хрустальный воздух”), наречием (“горячо любить”, ” тихо ненавидеть”), причастием (“блуждающий вечер “) , деепричастием (“играя в прятки, сходит небо”), числительным (“вторая жизнь”, “пятое колесо”), существительным («веселья шум») и даже глаголом. У М. Исаковского: “И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай” – практически всё предложение – эпитет. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием и придает тексту определенную экспрессивную тональность.
    Например, фраза «крылатые качели» содержит в себе эпитет «крылатые», который помогает читателю представить качели не просто как железяку, двигающуюся вперед-назад, а как некое подобие птицы, парящей в воздухе. Для того чтобы простое прилагательное стало эпитетом, его нужно «наградить» глубоким смыслом, при этом иметь образное воображение. Эпитет – это не просто определение, обозначающее какой-то признак, качество предмета (“деревянная палка), а его образная характеристика (“ДЕРЕВЯННОЕ выражение лица”). Так “тихий голос” – это не эпитет, а “ЯРКИЙ голос” – эпитет, потому что ЯРКИЙ здесь используется в переносном смысле. Или: “теплые руки” – не эпитет, а “ЗОЛОТЫЕ руки” – эпитет.
    К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: “Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…” (А. Ахматова)
    ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ
    3. Примеры эпитетов в поэзии
    Несколько примеров эпитетов:
    Румяная заря.
    Ангельский свет.
    Быстрые мысли.
    Человек-кран.
    Легкое чтиво.
    Золотой человек.
    Человек-компьютер.
    Чудесный вечер.
    Поющий костер.
    Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):
    «Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» (И. Тургенев).
    «Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ, ты можешь ли меня простить?» (Александр Блок).
    «В БЛЮДЕЧКАХ – ОЧКАХ спасательных кругов» (В. Маяковский).
    «ПРИЗРАЧНО царит» (И. Бродский).
    «КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, сходит небо» (Б. Пастернак)
    Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:
    “Есть в осени первоначальной
    Короткая, но ДИВНАЯ пора —
    Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
    И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
    Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто все — простор везде, —
    Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
    Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. “.
    В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.
    Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:
    «В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
    В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
    Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
    Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».
    4. Зачем нам эпитеты?
    Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.
    Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.
    Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель – выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.
    Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика – значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.
    Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).
    1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. (“…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти”).
    2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).
    3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов (“Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…”
    Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.
    5. Устоявшиеся эпитеты
    Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой ), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…
    Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.
    В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:
    “Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
    Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
    Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
    По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
    Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
    Заря АЛАЯ подымается…”
    6. Ошибочное использование эпитетов
    У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.
    С современной точки зрения это – ошибка. ЭПИТЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ. И, конечно, они должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Всё-таки, наверно, «зелёных молний» и «быстрокрылых мух» не бывает.
    7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой
    В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее – НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.
    ВНИМАНИЕ:
    (Конкурсанты – прошу не путать троп с эпитетом, эпитет – это один из видов многочисленных тропов!!!)
    а) Красочные определения, выраженные прилагательными:
    “Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ”.
    “МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь”.
    б) Прилагательные-эпитеты , выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:
    “Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…”
    в) Эпитеты- действия.
    Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (“ГОРЬКО волную”, “звенела и пела ОТРАВНО”). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: “я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА”.
    г) Зооморфные эпитеты.
    Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: “Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…”
    Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное — их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: “То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ”. Или: “В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь”. В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.
    “Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом” (ср. лохматый медведь);
    “И что память ЯРОСТНАЯ мучит…”(ср. яростный волк);
    “Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…”(ср.жалящая оса);
    “Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…”(ср. насторожившийся зверь).
    д) Цветовой эпитет
    Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего – для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: “Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть”, ” Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора”. Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.
    Белый – это цвет невинности и чистоты. На Руси белый цвет –это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни. Но белый цвет имеет и свою печальную сторону значений – это и цвет смерти. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Он есть олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: “Я голубку ей дать хотела, ту, что всех в голубятне БЕЛЕЙ, но птица сама полетела за стройной гостьей моей”. Белая голубка– символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: “Как БЕЛЫЙ камень в глубине колодца, лежит во мне одно воспоминанье”. День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: “В БЕЛЫЙ рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла”.
    Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.
    Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.
    Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.
    Проанализировав лирику Ахматовой, можно сделать следующий вывод: обозначения цвета у нее всегда выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная – в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали -символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.
    е) Бытовые эпитеты
    В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта – вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.
    “Молюсь оконному лучу –
    Он бледен, тонок, прям.
    Сегодня я с утра молчу,
    А сердце –пополам.
    На рукомойнике моём
    Позеленела медь.
    Но так играет луч на нём,
    Что весело глядеть.
    Такой невинный и простой
    В вечерней тишине,
    Но в этой храмине пустой
    Он словно праздник золотой
    И утешенье мне”.
    Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини, самое главное – ее боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, – все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.
    А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии “Тропы”. Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.
    С уважением, Ваша АлКора.

  7. voronidze84 Ответить

    Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

    Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:
    В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
    В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
    Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
    Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.
    Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:
    В вечер такой,
    В этом дыханье весны
    Не поминай мне, о друг мой,
    Ты о любви нашей.
    Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

    Именно эпитеты делают каждый из образов более полным
    :
    вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
    весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
    друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
    любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.
    И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.
    Эпитет – это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность
    . Но самое главное – более красивым.

    Конструкции эпитетов

    Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные
    , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
    глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
    черная тоска – максимально печальное состояние;
    сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
    жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
    стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

    Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа
    .
    Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
    Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается восхода солнца.

    Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия
    :
    Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
    И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)
    Или существительные
    . Пример:
    Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
    ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
    Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)
    Или местоимения
    , с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
    А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)
    Или и причастные обороты. Пример:
    Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
    Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)
    ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
    Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)
    Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения
    , за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

    Виды эпитетов – украшающие, постоянные, авторские

    Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:
    украшающие (их еще называют общеязыковыми);
    постоянные (народно-поэтические);
    авторские (индивидуальные).
    Украшающие эпитеты
    – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:
    ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

    К категории постоянных эпитетов
    относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали , и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):
    ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.
    Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же – или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.
    МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
    ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
    Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
    ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

    Значение эпитетов для литературы и языка в целом

    Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и ). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным
    , и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

    Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».
    В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.
    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    Вам может быть интересно
    Оксюморон – что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)
    Что такое изложение и как его писать
    Appbonus – заработок на скачивании и установке мобильных приложений на Андроид и iOs
    Что такое интерпретация и какие вещи можно интерпретировать
    Что такое харассмент и как от него защититься
    Вербально или невербально – что это и какой вид общения важнее
    Что такое лирика
    Что нужно знать об ОСАГО – зачем нужна страховка, расчет ее стоимости (калькулятор) и проверка полиса по номеру в РСА
    Как пишется слово НЕ ЗНАЮ – слитно или раздельно
    Что такое Родина (Отчизна, Отечество)
    Что такое социум и чем это понятие отличается от общества
    Большинство из нас согласится, что главный ключ в непосредственном взаимодействии друг с другом – это общение. Общаясь, мы делимся с другими людьми своими мыслями, эмоциями, взглядами. Без общения невозможно представить существование современного общества. Однако чтобы наша речь приносила другим пользу и была понятной, необходимо её украшать практичными, но в то же время яркими словами. Одними из таковых являются эпитеты. Что это такое и так ли они важны при совместном общении?
    Вконтакте

    Определение эпитета

    Что такое эпитет в литературе? С этим определением мы сталкиваемся ещё в школе. Итак, эпитет – это особое, выразительное слово, которое служит дополнением к другим словам. Эпитет помогает лучше понять суть того или иного слова. Исходя из определения, их используют в качестве дополнения
    к словам, обозначающим субъекта или объекта. Он вступает прилагательным. В редких случаях он может являться существительным. Существительным служит то слово, ради которого был употреблён эпитет. Примеров употребления эпитетов вместе со существительным очень много.
    Вот несколько из них: могучие плечи, чёрная тоска, глухая ночь. Во всех приведённых примерах образные выражения придают существительным особое значение и подчёркивает их выразительность, делая саму речь богатой.

    Разновидности образных выражений

    В литературе известно не только определение этого понятия, но и три основных разновидности:
    индивидуально-авторские;
    общеязыковые;
    народно-поэтические.
    Рассмотрим подробней каждый упомянутый вид,
    Индивидуально-авторский
    . Этот вид создают сами авторы произведений или ораторы. Другими словами, сказанные выражения или напечатанные в книгах никогда прежде не использовались. Этим видом чаще всех пользовались и пользуются поэты и писатели. Употребление таких интересных выражений придаёт их творчеству больше индивидуальности. Чтобы их увидеть, достаточно прочесть произведения или стихотворение известного поэта. Например, Маяковского или Бродского. Там присутствуют словосочетания с эпитетами.
    Общеязыковый
    . Этот вид не является выдумкой конкретного поэта. Такие выражения уже употреблялись с речи и в литературе. Например, звенящая тишина, ласковое солнце, свинцовые тучи. В этом случае образное выражение направлено на описание свойства и возможностей существительного. Использование подобных образных выражений в повседневной речи помогает нам наилучшим образом передать собеседнику атмосферу предстоящего события или показать наше личное отношение к определённым действиям или ситуации.
    Народно-поэтический
    . По-другому они называются постоянными. Эти выражения являются результатом народного творчества. За время существования народов они прочно закрепились в человеческом сознании. Тот или иное выражение автоматически ассоциируется с тем или иным словом. В некоторых случаях народно-поэтическим эпитетом может выступать не одно слово, а целое выражение. Вот некоторые такие примеры: добрый молодец, чисто поле, красна девица.
    Не пропустите: толкование такого литературного приема как , примеры преувеличений.

    Другая классификация

    Существует и другая классификация. В большинстве случаев такие образные выражение стоят рядом со словами, употреблёнными в тексте в переносном смысле. Если существительное имеет переносный смысл, то и эпитета значение другое, например:
    метонимическим;
    метаморфическим.
    Метонимические
    . Основываются на переносном метонимическом смысле. Ярким примером является выражение из творчества С. Есенина:«берёзовым, весёлым языком».
    Метаморфические
    . Отличаются от первого вида. Название этого типа говорит об основе образного выражения. Основной является . Примеров таких эпитетов в литературе очень много. Например, у Пушкина – это «лёгкие угрозы».

    Самостоятельные и постоянные

    Самостоятельных эпитетов существует не так уж и много. В литературных произведениях или повседневной жизни, они используются без существительных
    . Они являются самостоятельными и полноценными членами предложения. Им не нужно дополнение. Если говорить о литературных направлениях, то больше всего такие самостоятельные образные выражения встречаются в произведениях всем известной эпохи символизма.
    Что такое постоянные эпитеты? Такой вид в отличие, от самостоятельных выражений, часто встречается в литературе и в повседневной жизни. Постоянные эпитеты – это красивые и понятные образные выражения
    , которые преимущественно используются в разговорной речи. Разговорные эпитеты позволяют нам лучше передавать эмоции сказанных слов. Или же показывать своё отношение к определённым предметам обсуждения или к самому собеседнику. Придавая новый смысл словам, постоянные выражения улучшают наши навыки в общении с окружающими.

    Как находить такие выражения в тексте?

    Осознав важность и необходимость эпитетов в речи и литературе, важно научиться отслеживать и находит их. Вот несколько интересных и полезных советов, которые будут, кстати, во время обучения:
    Таким образом, мы узнали, какими могут быть эпитеты, определили, что это такое и немного разобрались, как отыскать его в тексте. В завершении статьи хочется ещё раз напомнить о важности этих образных выражений в литературе. Без них она не была бы такой, насыщенной, яркой и интересной. Да и наша с вами повседневная речь тоже была бы вялой, скучной и сухой. Поэтому эпитеты – это достойное украшение для нашей речи.
    Русский язык
    Что такое эпитет и как его найти?
    Комментариев нет
    Эпитет
    – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.
    Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.
    Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. ).

    Простые и слитные эпитеты

    простые – присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
    слитные – у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.
    Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.
    Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.
    Эпитеты помогают придать яркость образам

    Виды эпитетов

    В русском языке эпитет разделяют на три вида:

    Общеязыковой

    Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
    Общеязыковые эпитеты бывают:
    компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
    антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
    усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность;

    Народно-поэтический

    Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

    Индивидуально-авторский

    Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, например: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром.
    Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

    Постоянный

    Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:
    оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
    описательными (уставшее сердце);
    эмоциональными (унылая осень, грустная пора).
    Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

    Как найти эпитеты в тексте?

    Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.
    Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
    Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.
    Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
    Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

    Эпитеты в литературе

    Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.
    Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее. У них есть и другие цели, а именно:
    подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
    пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
    использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
    разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
    помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
    создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
    сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;
    Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.
    Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

    Эпитеты в метафоре

    Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:
    метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
    метонимические. Их цель – создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.
    Утро может быть разным и эпитеты помогут
    Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

  8. Gladiloff Ответить

    Средства художественной выразительности – это слова или обороты речи в прозаическом или поэтическом произведении, которые предают тексту выразительность и яркость, тем самым помогая автору создать уникальный для читателя художественный образ и т.д. Известно множество средств художественной выразительности, вот некоторые из них, которые писатели применяют в своих произведениях наиболее часто:
    Сравнение – это выражение, которое содержит в себе часть свойств другого выражения или слова. Пример:
    “Словно как мать над сыновней могилой,
    Стонет кулик над равниной унылой. ” Николай Некрасов.
    Метафора – это худ. средство выразительности, которое с помощью скрытого образа одного предмета или явления переносит его свойства на другой. Проще говоря, метафора – это скрытое сравнение, т.е. такое, в котором отсутствуют слова, характерные для обычного сравнения – “как”, “словно”, “будто”. Пример метафоры:
    “В саду горит костер рябины красной”
    Сергей Есенин.
    Олицетворения – разновидность метафоры, для которой характерно проецирование свойств живого на неживое. Например:
    “Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя”
    А. С. Пушкин.
    Эпитет – образное определение, придающее наиболее яркую и выразительную окраску чему-либо. Эпитетом обычно является прилагательное, реже – наречие. Пример эпитета:
    “Но люблю я, весна золотая…” (весна золотая)
    Н. Некрасов.
    Инверсия – это средство художественной выразительности, для которого характерно изменение привычного порядка слов для того, чтобы придать тексту более яркое и живое настроение. Пример инверсии:
    “Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом” ( вместо “в голубом тумане моря)
    М. Ю. Лермонтов;
    “Швейцара мимо он стрелой
    Взлетел по мраморным ступеням” (вместо “мимо швейцара”)
    А. С. Пушкин.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *