Если ребенок не хочет кушать что делать?

17 ответов на вопрос “Если ребенок не хочет кушать что делать?”

  1. Huginin Ответить

    Первый шаг – проверьте здоровье ребенка. Одна из основных причин низкого аппетита – плохое самочувствие. Дети часто не хотят есть, когда у них повышена температура, болит животик или режутся зубки. Если отказы от еды носят эпизодический характер во время болезни, ничего страшного. Но когда малыш постоянно жалуется на дискомфорт и плохо ест, обязательно посетите педиатра. Низкий аппетит может оказаться симптомом заболевания.
    Дети также плохо едят, когда нервничают, слишком устали или недавно перенесли сильный стресс. Что можно предпринять в данной ситуации? В спокойной обстановке поговорите с малышом, выясните, что его беспокоит, скорее всего, вы сможете помочь ему найти решение волнующей его проблемы. Учите его управлять своими эмоциями, повышайте его самооценку и уверенность в себе. Если он не научится делать это в детстве, во взрослом возрасте ему придется тяжело.
    Читайте также: Взаимоотношения отца и ребенка после развода

    Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

    Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.
    Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.
    Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.
    В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется.
    В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
    В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
    В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
    В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.
    А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

    Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой

    Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.

    1. Не давите на ребенка

    Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный. Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой.
    Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
    Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
    Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
    Никогда не наказывайте ребенка едой.
    Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.

    2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал

    Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.

    3. Подайте положительный пример

    Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:
    ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
    старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
    ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
    старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
    отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
    следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
    предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.
    Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.

    4. Подавайте блюдо красиво

    Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.
    Читайте также: Ребенок спит с родителями: почему и как отучить его?

    5. Находите компромисс

    Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.
    Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.

  2. GALSI Ответить

    «Ложечку за маму, ложечку за папу… Скушай кашку, а то не вырастешь… Если не поешь, мультик смотреть не разрешим…» Уговорами, угрозами, хитростями, с песнями и плясками родители стараются накормить своих малоежек. По данным исследований от 20 до 60 процентов детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы с питанием. Более половины 4-5 летних малышей считаются малоежками, а среди девятилеток 48 процентов детей плохо едят.
    Проблемы с питанием в детстве могут в будущем привести к нарушению роста, к пищевым расстройствам, да и сложностей с обучением не избежать. Почему они не едят? Кому-то много не надо, кому-то скучно или тревожно за столом, кто-то так играет на нервах у мамы, а кому-то без помощи невролога не обойтись. Вместе с психологом Натальей Петровной ГРИШАЕВОЙ попробуем разобраться, какие проблемы могут лишить ребенка аппетита?
    ПРИЧИНА 1 Классический малоежка. Он худенький, весь в родителей. И много еды ему просто не требуется. ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за весом, посоветоваться с педиатром и стараться в то небольшое количество еды «вкладывать» все необходимые витамины.
    ПРИЧИНА 2 Протест. Самая распространенная причина. Даже взрослые люди выражают свой протест голодовкой. Подтекст простой – я умру, если вы не сделаете то, что я хочу. У детей шантаж похожий – обратите на меня внимание! Но вот причины для протеста уже могут быть разные: – Ребенок привлекает внимание. Возможно, в семье непростая обстановка – мама с папой ругаются, или развод, или родители всегда на работе и слишком мало времени посвящают ребенку. «Я перестану есть, и они меня заметят». – Ребенка в семье обожают и балуют. Он капризный, эгоистичный и привык, что может вести себя как угодно плохо, все равно его простят. Но у детей есть такое чувство, как внутренняя справедливость. И в душе чаду хочется, чтобы на его проказы обратили внимание, чтобы все было «как у людей» – провинился – наказан. Он знает, что такое непослушание, как отказ от еды, родители простить не смогут. – В семье с наследником обращаются слишком строго или даже жестоко. Ему все запрещают, за все ругают. Как ребенок может наказать родителей? Своими способами – не спать, «ходить» в штаны или не есть.
    ЧТО ДЕЛАТЬ: Не пугаться, не умолять, не выполнять все, что просит, не угрожать, а разбираться, почему ребенок протестует? Что не так?
    ПРИЧИНА 3 Ребенку не комфортно за столом Может быть, его заставляют есть ножом и вилкой или все время ругают за то, что некрасиво или неаккуратно ест. Может быть, кто-то за столом чавкает, и малышу просто неприятно смотреть – аппетит пропадает. Может быть, за столом мама с папой обычно начинают выяснять отношения.
    ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за собой и отложить все ссоры, не ругать малыша, когда хлюпает, а хвалить, когда красиво держит вилку. Если ребенку некомфортно есть с кем-то хлюпающим, кормите его отдельно, ничего страшного. И не ругайте маленького, если обольется или испачкается – лучше заранее наденьте на едока фартук, прикройте колени салфеткой – пусть наслаждается вкусом еды, не беспокоясь пока о правилах этикета.
    ПРИЧИНА 4 Привык есть с развлекалочками Пока чадо ковыряет макароны в тарелке, за столом разыгрываются драмы и комедии в исполнении мамы-папы, бабушки и дедушки. Песни, пляски, кукольный театр, на доске рисуют котлеты и зачеркивают с каждым откусанным кусочком. Ребенок привыкает, что его развлекают, и просто есть ему уже неинтересно. То же с мультиками. Родителям, конечно, проще, когда ребенок, засмотревшись в телевизор, уминает все, не глядя. Детям процесс еды может казаться скучным – надо сидеть, надо стараться орудовать ложками и вилками, им кажется, что они просто тратят время, и гораздо веселее «тратить» его под мультики.
    ЧТО ДЕЛАТЬ: Не отвлекать от еды и самим не есть у телевизора. Лучше за время обеда или ужина пообщайтесь, придумайте ритуал, например, вы рассказываете друг другу о своих лучших моментах за день именно за столом, или даете друг другу советы. Врачи уверены, что важно не отвлекаться от еды, чтобы она правильно переваривалась, а вы получили всю необходимую энергию.
    ПРИЧИНА 5 Страх Как правило, это невротические реакции, вызванные какими-то событиями, испугавшими ребенка во время еды. Например, рыбья косточка застряла в горле или малыша стошнило, когда он что-то ел, и т.п. Ребенок может не помнить, что именно его напугало, но «осадок» остался. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не заставлять, не позорить, не ругать. Разбираться, искать причину. А потом, желательно вместе с психоневрологом избавляться от страха.
    ПРИЧИНА 6 Не вкусно Таких детей называют капризными, но, возможно, они едят только привычную пищу – макароны и сосиски или картошку и курицу… Приезжая в отель или в гости к кому-то, малыш не находит своей еды и может отказываться от любой другой. ЧТО ДЕЛАТЬ: Постарайтесь с самого детства регулярно знакомить малыша с новыми продуктами. Не возите с собой в гости сосиски, ищите компромисс. Терпеливо и играючи. Предложите ребенку заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Не любит овощи – сделайте суп-пюре, попробуйте вырезать фигурки из огурцов и морковки, фрукты можно превратить в коктейли, всему придумать смешные названия, привлечь к приготовлению пищи и самого маленького гурмана. Очень часто дети соглашаются попробовать новое незнакомое блюдо в гостях, когда все остальные с аппетитом это едят.

  3. хру©талЬная_©леzа Ответить

    Процесс поиска и поглощения пищи – основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми – и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.
    Нет еды – и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды – меньше рождается детенышей. Нет еды – нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи – подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство – что может быть важнее!
    Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает – это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.
    Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем – это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная – нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик – нам плохо.
    Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя…
    Не хочет или не может?
    Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть – это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.
    Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.
    Описанное может быть обусловлено:
    проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;
    проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);
    проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;
    нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
    вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. – кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта – трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;
    физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.
    Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.
    Если действительно хочет, но не может – это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.
    Может! Но не хочет!
    Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?
    Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит.
    Классические определения:
    Аппетит – желание есть, позыв к еде {Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, М.: Русский язык, 1984}.
    Аппетит (лат. appetitio – сильное стремление, желание) – приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи {Энциклопедический словарь медицинских терминов, М.: Советская энциклопедия, 1982}.
    С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности – от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.
    Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.
    Почему? Потому, что заболел…
    Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам – болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита – типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.
    Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.
    А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.
    На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды… Но это только на первый взгляд.
    Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции – активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых – сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
    Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя.
    Печень – важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень – активный участник синтеза иммуноглобулинов – тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень – мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита – важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
    Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка – абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм – тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.
    С болезнями хроническими, длительными – ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция – если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно…
    Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:
    главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;
    попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.
    Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело – понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача – выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь – скорее наоборот.
    Совершенно особый случай – отказ от еды, обусловленный не телесными, а душевными расстройствами: когда девочка-подросток начинает бороться с полнотой и превращает эту борьбу в смысл своей жизни, когда отказ от еды является, наряду с другими расстройствами общения и поведения, одним из симптомов явной психической болезни. Понятно, что в такой ситуации все приведенные выше рассуждения касательно печени и кишечника теряют значение. Но и здесь алгоритм родительской помощи состоит не в том, чтобы любой ценой накормить, а в том, что с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни.
    От чего зависит аппетит?
    Больной ребенок отказывается от еды… Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».
    Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение – есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.
    Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита. Рассмотрим эти факторы поподробнее.
    1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена – мало.
    По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, – только 5 л.
    2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.
    Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом – активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
    3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно – чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.
    Образ жизни
    Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты – это однозначно в компетенции родителей.
    Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды – тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.
    Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим – основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.
    Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно – на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость – дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.
    Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!
    Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни – когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, – так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения – это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом – перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.
    Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, – осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.
    Классические ошибки
    Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.
    Поиск болезней
    Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита – лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, – совершенно нереальна.
    Тем не менее, осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен «ненормальностями» системы воспитания, очень сложно – это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы прогуляться перед сном… Провести выходной не на диване, а на природе…
    Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.
    Это не с нами что-то не так, это с ним беда.
    К врачу!!!
    – Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.
    – Так, может, он не голодный?
    – Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!
    Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:
    не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;
    указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;
    при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;
    всегда могут помочь анализы и обследования.
    Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, – элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой – позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
    Проще всего сдать анализ кала – в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк – чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
    А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, – аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей – сколько угодно. Да и как им не быть – малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.
    Кормление «любой ценой»
    Кормление «любой ценой» – самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача – сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы – весьма и весьма разнообразны.
    Превратить процесс еды в процесс игры: ложка – автомобиль, а рот – гараж, у-у-у-у, поехали….
    Отвлечь – чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.
    Пообещать награду за пустую тарелку – прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.
    Пригрозить – вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь – и т. д. во множестве вариантов.
    Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит – это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник – вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно – значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг – система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное – касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок – съем пирожок).
    Нормы
    Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается…». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное – реальные поводы для переживаний и суеты.
    Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны – физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.
    Еще один аспект – народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса – вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.
    Избирательный аппетит
    Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты – их он ест с аппетитом, от других – отказывается.
    На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные – такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
    Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.
    Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается…
    Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют – дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет…
    Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.
    Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение – не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения – состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
    Еще одна проблема – когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки – только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
    Частный случай избирательного аппетита – еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой – в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита – реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.
    Итоги
    Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь – человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
    Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.
    Главный закон – количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона – аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
    Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.
    Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом – это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным потребностям этого детеныша.
    И это будет хорошо…
    автор Комаровский Е.О.
    опубликовано 18/01/2007 18:26
    обновлено 03/04/2018
    — Образ жизни

  4. GALSI Ответить

    Если малыш отказывается кушать самостоятельно

    Мама меня спрашивает, как приучить малыша кушать самостоятельно: “Не столь давно, вспоминает она, – он хотел есть сам, но я отбирала ложку, чтобы не пачкался”. А теперь мама б и рада позволить, и ложку даёт, и уговаривает, но сын отказывается наотрез. Что делать? Если ребёнок от чего-то (чему время пришло научиться) упорно отказывается, это верный признак, что с данным действием связаны неприятные ассоциации. Поэтому все исправления стоит начинать с большой паузы. Неделю-другую даже не…

    Если ребенок не любит читать

    «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится…

    Как закончить ГВ

    Здравствуйте! Моему малышу сейчас 1год 8 мес. В марте хочу закончить ГВ. Как правильно это сделать? Много читала, что лучше это сделать постепенно, но сыночек висит на сисе круглые сутки, так что “постепенно” не получится.

    Новые взгляды на введение прикорма. Часть 3

    Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей первого года жизни только для приготовления каш в объеме не более 150 мл, но лучше «встречу» с коровьим молоком отодвинуть на срок после года! Творог и яичный желток – ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальций, фосфор и др.), а также витаминов А, группы В. Мясо содержит полноценный животный белок, количество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кролика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до…

    Быть мамой легко?

    Всем известна поговорка: Маленькие детки – маленькие бедки. Однако новоиспеченные родители вступая в новую для себя жизнь, тем не менее, постоянно ожидают того, что вот и станет легче. Как правило, самым трудным представляется первый год. С одной стороны такое ожидание помогает перенести тяготы новой жизни. Да закончатся колики, вылезут зубы, установится режим со сном и т.д. Действительно все ЭТО проходит. Однако с другой стороны такая позиция не дает истиной адаптации к новой роли, она лишь…

    Набирает в рот еду и сидит. Объясните – в чем прикол???

    То есть в 10 утра съели 4 ложки каши, потом нормально поели в 19 часов. С одной стороны, я понимаю, что раз ребенок не ест, значит – не хочет. Предлагаю разные виды пищи: кашу, пюре, котлетку – все нажеввывает и держит во рту.

    Не хочет есть кашу.

    Нам 5 месяцев. уже месяц едим фруктовые пюре и соки, как покупные, так и сама делаю. Ввели безмолочную гречневую Нестле (развожу детской кипячёной водичкой Бебивита). Едим 4 дня: пару-тройку ложек съедаем и начинаем выплёвывать. Не знаю, что делать: продолжать давать, поменять кашу, что-то добавить в эту или отложить пока??? Спасибо за коментарии. Отвечу всем сразу. Во-первых, на счёт раннего введения. Наш педиатр сказала, что по новым нормам прикорм с 6-ти месяцев, но… в течении месяца…

    НЕидеальные родители.

    Мы, взрослые, еще будучи детьми, планируем свою семью. Играя, мы распределяем роли: кто будет зарабатывать деньги, кто готовить еду, кто заниматься с детьми. Кроме представлений о будущей семье, мы берем во взрослую жизнь модель поведения в качестве родителей. Мы стараемся стать такими же, как мама и папа в том, что нам нравится и не поступать как они в том, что обижает и ранит нас. Мы думаем, что будем разрешать делать своему ребенку все, что он хочет: есть много сладкого, смотреть…

    ничего не ест

    Первое время было ощущение, что есть он хочет, но вся еда ему не нравится. Теперь производит впечатление, что и есть ему не хочется. Я думала, может быть это возрастное, кризис 2х лет, была гипотеза, что летом дети меньше едят.

    Как научить ребенка быстро есть?

    Не хочет есть – не нужно. В другой раз поест. Или не поест – тоже не страшно. Здоровый ребенок от голода не умрет.Только в перерывах не позволяйте кусочничать.

    Ребенок все время хочет есть!

    Ребенок все время хочет есть !. …затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. У малышей чувство голода и прочие физиологические штуки в разы острее, чем у взрослых.

    Не нравиться вкус молока

    Где-то с месяца малыш начал странно себя вести у груди. Грудь берет только когда очень проголодался. На засып – не хочет. у нас такое поведение было не из-за вкуса 🙂 а из-за того, что ребенок хотел РЕЖЕ есть.

    Ребенок вообще не хочет есть яйца, прямо

    Не будем переживать, добавлять в чегой-то будем эти яйца.Может, не совсем обьяснила: я не хочу давать много мяса.Как правило, на обед в детском саду мясо есть, поэтому второй раз в день уж совсем не хочется .А так все время рыбу давать- есть не будет…

    Как приучить есть реже?

    Как приучить есть реже?. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Сейчас же всё ОК. Еще важно не заставлять малыша ждать – хочешь – ешь, не хочешь -не ешь – он постепенно привыкнет, что мама всегда рядом и не будет таким требовательным.

    6 лет – ничего не ест!!!!!

    Я лично, по истечении 4 лет мучений уже плюнула, пусть ест или не ест, как хочет. При этом он много двигается, постоянно носится, но даже после ДВУХЧАСОВОГО катания на коньках он не хочет есть !

    Ребенок отказывается есть самостоятельно

    Говорить он тоже не хочет. Не хочет пробовать повторять. Говорит только мама, папа, пока, на и некоторые звуки, обозначающие животных. Мне кажется все у вас с малышом нормально. В два года Многие детки не едят сами, т.е они умеют, но едет сами не каждый раз, Да и начинают…

  5. Чаво Надо Ответить

    Иными словами, если в вашем режиме значится: завтрак — 8:30, второй завтрак — 11:00, обед 13:30, полдник — 16:00, и ужин 19:00, то никакие приемы пищи в другое время строго недопустимы. Ни одной печенюшки, ни одной морковки, ни одного банана не должно быть съедено в «неурочное» время.
    Заметьте, это не обязательное правило для всех детей, а только для тех, кто плохо ест (капризничает, плюется, отказывается от еды полностью, устраивает истерики) во время завтраков, обедов и ужинов. А если малыш без капризов нормально кушает в течение дня, то и в перерывах между основными кормлениями он может с аппетитом перекусывать без каких-либо ограничений.

    Если ребенок плохо ест, задумайтесь – он не хочет или не может?

    Не во всех случаях мы может однозначно сказать, что ребенок отказывается от еды именно потому, что он не хочет есть — то есть у него нет аппетита.
    Бывают такие ситуации, когда отказ ребенка от еды связан как раз с тем, что малыш не может есть. А это принципиальная разница!
    Отрадно, что дети старше двух лет уже худо-бедно, но могут уже как-то сообщить родителям о том, что они не могут есть, потому что их что-то беспокоит (например, всякое начало еды вызывает у них некие болезненные процессы или ощущения).
    А вот новорожденные и малыши, увы, рассказать о своих проблемах не могут… Они просто не едят и плачут, оставляя прежде всего маму перед сложнейшей дилеммой: ребенок не хочет есть, или не может?
    Чаще всего ребенок не может нормально принимать пищу из-за:
    Проблем в полости рта (самая распространенная – стоматит).
    Проблем в системе ЖКТ. Например, у малыша болит живот, у него запор, колики или кишечная инфекция и т.п. В этих случаях почти каждая попытка утолить голод будет вызывать у ребенка острую боль.
    Затрудненного носового дыхания (например, заложен нос). Даже детям старшего возраста и взрослым очень сложно принимать пищу в обычном режиме и с аппетитом, когда дышать носом практически невозможно. А представьте, каково грудничку, который не может нормально сосать мамину грудь или бутылочку просто потому, что он не может одновременно и дышать, и есть.
    Неадекватный вкус еды (как обычная еда, как и грудное молоко могут иметь неприятный для ребенка вкус — быть слишком соленым, горьким или чрезмерно кислым).
    Неадекватная консистенция или температура пищи (слишком твердая или слишком жидкая, излишне горячая или наоборот — недопустимо холодная и т.п.)

  6. Shell_PLAY Ответить

    Здравствуйте, дорогие читательницы! Одна из самых горячих тем у мам — отсутствие аппетита у ребенка. Что только не придумывают родители, чтоб накормить свое дорогое дитя!

    Всем, кого волнует проблема аппетита малыша, рекомендую прочитать книгу испанского педиатра — Карлоса Гонсалеса. Книга называется «Мой ребенок не хочет есть». И она дает исчерпывающие ответы на все вопросы о питании.
    Мне кажется, эту книгу нужно дарить всем мамам на выписку из роддома. Обычно, в первые полгода жизни проблем с аппетитом не возникает… Скорее наоборот, женщины переживают, хватает ли молока, не голоден ли их младенец… Зато потом… Когда приходит время вводить прикорм…
    Про ввод прикорма я писала в отдельных статьях. Сейчас речь пойдет об отсутствии аппетита у малыша любого возраста.

    Сколько еды нужно ребенку?

    Карлос Гонсалес утверждает, что если малыш отказывается от еды, возможны только два варианта:
    Ребенок не голоден.
    У ребенка очень серьезная психическая болезнь, которая не позволяет ему ощущать состояние голода. Но к счастью, такие случаи бывают очень-очень редко.
    Иногда мамам и бабушкам кажется, что карапуз съел слишком мало. Но что значит — мало? И почему взрослые считают, что им лучше известны потребности малыша?
    Некоторые дети и правда едят очень мало. Крайне мало. Но это говорит только об одном: столько еды им действительно хватает.
    Карлос Гонсалес категорически против попыток насильно накормить ребенка. Категорически против еды «под мультики», всякого уговаривания и всяческих подкупов и угроз. Малыш должен есть ровно столько, сколько он сам хочет есть. Лишняя еда идет не на пользу… А во вред!
    Карлос Гонсалес даже осуждает излюбленный прием бабушек: «Чтоб получить пироженое — сначала съешь суп». Если ребенок не хочет есть суп, потому что итак уже сытый… То вы уговариваете его впихнуть в себя и остаток супа, и пироженое! Где же тут логика?
    Надо отметить, что нездоровая пища — это не приз за съеденный суп. Такой пищи вообще не должно быть в доме! И уж тем более, она не должна выполнять роль поощрения…

    Резкое изменение аппетита

    Бывает и так: в год малыш активно интересуется едой, кушает за обе щеки… А в 2-3 года аппетит уменьшается примерно в 3 раза. Молодые мамы приходят в ужас. Что делать? Ребенок перестал есть!
    Карлос Гонсалес говорит, что к двум годам малышам нужно меньше энергии на развитие, чем в год. Карапуз уже не так быстро растет, не так быстро меняется. Поэтому снижение аппетита — абсолютно нормально. И логично.
    Нередко дети теряют аппетит, когда подхватывают вирус. А бабушки стремятся посильнее накормить заболевшего внука…
    Не делайте этого! Вы допускаете большую ошибку! Организм не зря теряет интерес к еде… Во время болезни нужно максимально разгрузить печень. Благодаря этому тело быстрее справляется с вирусом. А если же все сделать наоборот, впихнуть в свое чадо побольше котлет… Тогда организму придется тратить всю энергию на переваривание. И лечение будет проходить гораздо медленнее.

    Мой опыт

    Моя старшая дочка до 11 месяцев соглашалась есть только грудное молоко. Но в 11 месяцев у нее проснулся огромный аппетит. К 2-3 годам аппетит постепенно стихал… И сейчас в 3 года она съедает не больше 2-3 столовых ложек за раз.
    Но сын… На данный момент ему 1,3 года. И он может несколько дней совсем не есть твердую пищу. Несколько крошек хлеба не считаются. Если за целый день он съел две чайной ложки каши — мы считаем, что он поел довольно много.
    Сын на грудном вскармливании, но если мы едем в гости, он может спокойно обойтись часов 5 без груди. И в гостях также может наотрез отказаться даже попробовать еду.
    Иногда я оставляю его с мужем или со своей мамой… Он прекрасно обходится без груди. Но это нисколько не прибавляет ему аппетита. Впрочем, несмотря на все это, он весит 10 килограмм и совсем не выглядит худым.
    Бывают дни, когда малыш заканчивает свой многодневный пост. И ест почти всю еду, достаточно много. Но через некоторое время снова наотрез отказывается от пищи.
    Дети разные. И если ваше чадо не любит кушать — в этом нет ничего страшного. Лучше позаботьтесь не о количестве пищи, а о качестве… Не давайте «голодающему» карапузу много мучного, не покупайте конфеты и вредные сладости.
    Конечно, малыш может пренебрегать определенными видами пищи. Будь то брокколи, суп или овсяная каша. Но почти наверняка в его предпочтениях есть хоть что-то более-менее полезное. Так пусть он съест только одну ложечку, но хорошей пищи.
    Расскажите об этой статье в социальных сетях. Подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам любви. До новых встреч!

  7. Grazan Ответить

    Почему у детей пропадает аппетит?

    Почему у детей пропадает аппетит ?.. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Мой ребенок не есть у него вообще нет аппетита из а болезни при кашлем 29.03.2016 20:25 5 причин отсутствия аппетита у детей.

    нет аппетита

    нет аппетита. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. нет аппетита. Дочке 8 лет. очень мало ест. я уже не знаю как бороться! и уговаривала, и пугала недомоганиями, ей все а вот мотилиум вам могут порекомендовать, если кишечная моторика плохая .А при пониженном аппетите так оно…

    Я все про отравление. Убейте червя.

    Почему ребенок плохо ест. Если причина отсутствия аппетита у ребенка установлена и она связана с его плохим самочувствием, безотлагательно обращайтесь к доктору. С проблемой избирательного аппетита родители чаще начинают сталкиваться после 1 года…

    Помогите ребенок худеет,отказывается от еды наотрез!!!

    Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей. Ребенок ускоряется в росте, и складывается впечатление, что он худеет. Моя тоже кочевряжится, неделя прошла после гриппа. Почему у детей пропадает аппетит ? Ребенок и еда: плохой аппетит или лишний вес?

    Плохой аппетит. Что делать?

    5 причин отсутствия аппетита у детей. Очень многих малышей в возрасте старше года считают плохими едоками. Если причина отсутствия аппетита у ребенка установлена и она связана с его плохим С проблемой избирательного аппетита родители чаще начинают…

    Пропал аппетит?

    Пропал аппетит ?. Пищеварение. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Пропал аппетит ? Мои дети только переболели вирусом. Ставили грипп. Так вот Юлька 5,9 совсем уже на поправку пошла, в понедельник в сад…

    подросток не ест

    подросток не ест. У нас такая ситуация – ребенок (13 лет)всю осень-зиму болеет – уже была субфебрильная температура неизвестно почему, вроде бы у него нашли туберкулез, а может быть и нет (еще неясно), еще Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей.

    От лекарств глупеют?

    Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей. 5 причин отсутствия аппетита у детей. Малыш плохо ест : что мы делаем не так? Раздел: Воспитание ( у ребенка нет аппетита 7 лет ). а вот мотилиум вам могут порекомендовать, если кишечная моторика плохая …

    Плохо ест. Что делать?

    Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Посмотрите другие обсуждения на тему ” у ребёнка 3 года плохой аппетит что делать и мезим”

    Что делать с плохим аппетитом?

    Что делать, если у ребенка плохой аппетит ? Ребенку два года и три месяца. За день он съедает пару ложек супа, иногда сосиську, кусочек огурца или помидорки, пол яблока, правда выпивает 400 гр кефира (2 бутылочки). Просыпается ночью, чтобы выпить еще кефир (1 бут).

    плохой аппетит, как боретесь?

    плохой аппетит, как боретесь?. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

    6 лет – ничего не ест!!!!!

    Почему ребенок плохо ест ? Как улучшить аппетит ? – Что касается первого вопроса, то аппетит у детей снижается по разным причинам, но наиболее частой является Мы делаем наше будущее здоровым! 5 причин отсутствия аппетита у детей.

    Ребенок, 2,5 года ходит по большому раз

    Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. ребенок плохо ест. Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей.

    Если Ваш ребёнок плохо ест

    Если Ваш ребёнок плохо ест.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни У нас с аппетитом тоже периодически возникают проблемы – то уминает все, что дашь, то как птичка немного еды поклюет – и дальше побежал.

    плохой аппетит у малыша

    плохой аппетит у малыша.. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Привет! Хотелось бы посоветоваться пообщаться с мамочками, у кого дети плохо кушают. У нас такая проблема. Иногда я бываю просто в отчаянии – как же…

    плохой аппетит

    плохой аппетит. . Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Моей дочке тоже два года и тоже плохо очень ест. Единственная наша “еда” детская молочная смесь, которую она пьет только из бутылочки с соской 3 раза в день.

  8. COHABU Ответить

    Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, он просто не голоден. Но никогда, ни в одной из этих ситуаций не заставляйте ребенка есть. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и сформирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до анорексии.  Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ, ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное — давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.
    Не нравятся какие-то конкретные полезные продукты? Тут действует правило — предлагаем до десяти раз с интервалом в месяц. Родители дают попробовать ребенку один и тот же продукт примерно раз в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно «контрабандой» — спрятать ту же брокколи в запеканку. Если и после десяти раз вы получаете категоричный отказ, замените этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.
    Когда ребенок просто капризничает и ничего не ест, с этим тоже можно что-то сделать, не заставляя. Вот несколько простых рекомендаций. Чтобы ребенок ел, ему нужен режим — еда в одно и то же время. Так ребенок начинает испытывать чувство голода, когда приходит время приема пищи. Чтобы аппетит не терялся, уберите из рациона все углеводные и жировые перекусы, оставьте только фрукты или овощи, например морковь.
    Не кормите под телевизор и компьютерные игры. Дети должны осознанно выбирать, что именно они едят.
    Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, — так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.
    Начните с себя. Дети копируют наше поведение, в том числе и пищевое. Именно вы решаете, какую еду покупать и когда ее подавать. Поэтому будьте примером и питайтесь правильно, выбирайте полезные перекусы, ешьте за столом, не пропускайте приемы пищи.
    Все же бывают ситуации, когда ребенка, который отказывается от еды, стоит показать врачу. Например, если он наотрез отказывается от действительно важных продуктов: от мяса (источника железа), от молочных продуктов (источника кальция). Тогда педиатр посоветует продукты-заменители или назначит добавки.
    Если ребенок мало ест и при этом плохо себя чувствует (слабость, сухая кожа, выпадают волосы, нарушение стула) или вам кажется, что у ребенка недобор веса, — это тоже повод проконсультироваться со специалистом.

  9. Darkbourne Ответить

    Наверно, каждая семья сталкивалась с такой проблемой – ребенок отказывается от еды или не хочет, есть самостоятельно. Вот несколько правил, которые окажут помощь в решении проблемы.
    Пока ребенок маленький и ему еще нет годика, движения его рук недостаточно координированы, чтобы самостоятельно кушать. Однако многие малыши проявляют интерес и самостоятельность – берут ложку, и хотят кушать, как родители. Многие взрослые, считают, что их малышу еще слишком рано. Куда проще накормить ребенка самому, это сэкономит массу времени и потом не надо убирать и мыть всю кухню, стирать одежду и т.д. Взрослые отбирают столовый прибор и решают кормить сами. И если ребенок пытается взять у них ложку, стараются отвлечь кроху, переключить его внимание на какой-нибудь предмет, игрушку. Таким образом, у ребенка формируются две вредные привычки: нежелание есть самостоятельно и необходимость развлечений во время приема пищи.
    Малыши от года до трех переменчивы не только в настроении, но и в предпочтениях тех или иных продуктов. Они могут один день есть только фрукты, а другой – только овощи, один день клевать по крошке, а другой – съесть полный обед из трех блюд.
    Иногда детей кормят из ложечки до 5-6 лет. Взрослые, да и сам ребенок уже понимают, что это не правильно, но ничего с этим поделать не могут. Такого можно избежать, если придерживаться следующих правил:
    ·        Ребенок, обязательно должен видеть пример, как правильно вести себя, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.д. Как только ребенок научился самостоятельно сидеть на детском стульчике, приглашайте его за совместный стол.
    ·        Никогда не принуждайте ребенка съесть всю тарелку до конца и избегайте таких выражений, как «еще ложечку за мамочку» или «если ты не съешь, то мы не купим тебе…». Положите в тарелку чуть меньше еды, чем он по Вашему мнению, съест самостоятельно. Если, малыш не наестся, он обязательно попросит добавки.
    ·        Если во время еды, ребенок начал отвлекаться на игры, отнимите тарелку, если он не наелся, малыш обязательно этому воспротивится.
    ·        Хвалите ребенка, если он хорошо, аккуратно покушал.
    ·        Установите определенный режим еды и старайтесь от него не отступать.
    Вот еще несколько советов:
    ·        Можно предложить «светский стол» придумывая разнообразные веселые названия каждому блюду: яблочная луна (дольки), банановые колесики, капустные деревья (из брокколи или цветной капусты), сырные кирпичики, лодочки из яиц, морковные палочки (отварная морковь соломкой). Его обязательно должно заинтересовать яркие блюда.
    ·        Малышам очень интересно макать кусочки хлеба, овощей, крекеров в разные жидкие продукты. Это может быть сметана, йогурт, творог, овощное или фруктовое пюре и.т.д. Эти же продукты можно намазывать на хлеб. И ему будет занимательно.
    ·        Можно спрятать под слоем сметан, творога те продукты, которые он не любит.
    ·        Еще один способ преподносить красиво, заинтересовать ребенка новым блюдом можно украсить его (создать маленький шедевр на тарелке) и подать в необычной посуде.
    ·        Есть еще один способ того чтобы ребенок начал кушать, создавайте кулинарные шедевры вместе с ним.
    ·        И запомните еще одно главное правило: здоровый ребенок, добровольно не будет оставаться голодным!!!

  10. MoanOfWaterfall Ответить

    Нормальный аппетит у ребенка 

    Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия “нормы”. Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. “Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается…”. “На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал”. И все перечисленное – реальные поводы для переживаний и суеты. Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья очевидны – физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка. Еще один аспект – народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочки и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса – вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы: “какой он у вас худенький” или “вы что, его не кормите?!” – способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию “несчастного” младенца.

    Избирательный аппетит у детей

    Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты – их он ест с аппетитом, от других – отказывается. На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, – такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест. Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия. Ребенок может не захотеть обедать, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается… Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют – дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет… Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надумана, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение – не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное “лекарство”, в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Сложность этого лечения – состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом, после двух подряд отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку. Еще одна проблема – когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки – только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь. Частный случай избирательного аппетита – еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой – в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т.д.). Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

    Что делать, если ребенок плохо ест?

    Отказ ребенка от еды, ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать, как трагедию. Не волнуйтесь – человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Это взрослые превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным. Главный закон – количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона – аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней. Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить тему еды в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть. Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом – это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет хорошо.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *