Где на теле вазы располагается изображение щита и почему?

16 ответов на вопрос “Где на теле вазы располагается изображение щита и почему?”

  1. popfan Ответить

    Гомер. «ИЛИАДА»

    Содержание ^

    Песнь восемнадцатая. Изготовление оружия. (стихи 369-477)

    Тою порою Фетида достигла Гефестова дома,
    370 Звездных, нетленных чертогов, прекраснейших среди Олимпа,
    Кои из меди блистательной создал себе хромоногий.
    Бога, покрытого потом, находит в трудах, пред мехами
    Быстро вращавшегось: двадцать треножников вдруг он работал,
    В утварь поставить к стене своего благолепного дома.
    375 Он под подножием их золотые колеса устроил,
    Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,
    Сами б собою и в дом возвращалися, взорам на диво.
    В сем они виде окончены были; одних не приделал
    Хитроизмышленных ручек: готовил, и гвозди ковал к ним.
    380 Тою порою, как их он по замыслам творческим делал,
    В дом его тихо вошла среброногая мать Ахиллеса.
    Вышла, увидев ее, под покровом блестящим Харита,
    Прелестей полная, бога хромого супруга младая;
    За руку с лаской взяла, говорила и так вопрошала:
    385 «Что ты, Фетида, покровом закрытая, в дом наш приходишь,
    Милая нам и почтенная? редко ты нас посещаешь.
    Но войди ты в чертог, да тебя угощу я, богиню».
    Так произнесши, Харита во внутренность вводит Фетиду.
    Там сажает богиню на троне серебряногвоздном,
    390 Пышном, изящно украшенном, с легкой подножной скамьею.
    После голосом громким Гефеста художника кличет:
    «Выди, Гефест, до тебя у Фетиды Нереевой просьба».
    Ей немедля ответствовал славный Гефест хромоногий:
    «Мощная в доме моем и почтенная вечно богиня!
    395 Ею мне жизнь спасена, как страдал я, заброшенный с неба
    Волею матери Геры: бесстыдная скрыть захотела
    Сына хромого. Тогда потерпел бы я горе на сердце,
    Если б Фетида меня с Эвриномой не приняли в недра,
    Дщери младые катящегось вкруг Океана седого.
    400 Там украшения разные девять годов я ковал им,
    Кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья,
    В мрачной глубокой пещере; кругом Океан предо мною
    Пенный, ревущий бежал, неизмеримый; там ни единый
    Житель меня олимпийский, ни муж земнородный не ведал;
    405 Только Фетида с сестрой Эвриномою, спасшие жизнь мне.
    Ныне мой дом посетила бессмертная; должен отдать я
    Долг за спасение жизни прекрасноволосой Фетиде.
    Чествуй, супруга моя, угощением пышным Фетиду;
    Я не замедлю, меха соберу и другие снаряды».
    410 Рек — и от наковальни великан закоптелый поднялся
    И, хромоногий, медлительно двигал увечные ноги:
    Снял от горна меха и снаряды, какими работал,
    Собрал все и вложил в красивый ларец среброковный;
    Губкою влажною вытер лицо и могучие руки,
    415 Выю дебелую, жилистый тыл и косматые перси;
    Ризой оделся и, толстым жезлом подпираяся, в двери
    Вышел хромая; прислужницы, под руки взявши владыку,
    Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,
    Кои исполнены разумом, силу имеют и голос,
    420 И которых бессмертные знанию дел изучили.
    Сбоку владыки они поспешали, а он, колыхаясь,
    К месту прибрел, где Фетида сидела на троне блестящем;
    За руку взялся рукой, называл и так говорил ей:
    «Что ты, Фетида, покровом закрытая, в дом наш приходишь,
    425 Милая нам и почтенная3 редко ты нас посещаешь.
    Молви, чего ты желаешь? исполнить же сердце велит мне,
    Если исполнить могу я и если оно исполнимо».
    И Гефесту Фетида, залившись слезами, вещала:
    «Есть ли, Гефест, хоть одна из богинь на пространном Олимпе,
    430 Столько на сердце своем перенесшая горестей тяжких,
    Сколько мне, злополучной, послал сокрушений Кронион!
    Нимфу морскую, меня покорил человеку земному,
    Сыну Эака; и я испытала объятия мужа,
    Как ни противилось сердце: уже тяжелая старость
    435 В доме его изнуряет. Но скорбь у меня и другая!
    Зевс даровал мне родить и взлелеять единого сына,
    Первого между героев! Возрос он, как пышная отрасль;
    Я воспитала его, как прекраснейший цвет в вертограде;
    Юного в быстрых судах отпустила на брань к Илиону
    440 Ратовать храбрых троян; и его никогда я не встречу
    В доме отеческом, в светлых чертогах супруга Пелея!
    Ныне, хотя и живет он, и солнца сияние видит,
    Должен страдать; и ему я помочь не могу и пришедши!
    Деву, которую сыну избрали в награду ахейцы,
    445 Снова из рук у него исторг властелин Агамемнон.
    Грустный по ней, сокрушал он печалию сердце; ахеян
    Сила троян до судов отразила и в стан заключенным
    Им выходить не давала. Старейшины воинств ахейских
    Сына молили и множество славных даров предлагали.
    450 Сам он, правда, от воинств беду отразить отказался,
    Но героя Патрокла своим он доспехом одеял;
    Друга на битву послал и великое воинство вверил.
    Билися целый день перед крепкою башнею Скейской.
    Был бы в тот день Илион завоеван, когда бы могучий
    455 Феб разносившего гибель Менетия храброго сына
    В первых рядах не повергнул и славы Гектору не дал.
    Вот для чего прихожу и к коленам твоим припадаю;
    Может быть, сжалишься ты над моим краткожизненным сыном;
    Может быть, дашь ты Пелиду и щит, и шелом, и поножи,
    460 Также и латы: свои потерял он, как друг его верный
    Пал от троян; и теперь — по земле он простертый тоскует! »
    Ей немедля ответствовал Амфигией знаменитый:
    «Будь спокойна и более сердцем о том не крушися.
    О! да могу Ахиллеса от смерти ужасной далеко
    465 Столь же легко я укрыть, когда рок его мощный постигнет,
    Сколь мне легко для него изготовить доспехи, которым
    Каждый от смертных бесчисленных будет дивиться, узревший! »
    Так произнесши, оставил ее и к мехам приступил он.
    Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье.
    470 Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,
    Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,
    Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным,
    Смотря на волю творца и на нужду творимого дела.
    Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,
    475 Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после
    Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу
    Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою.
    Перевод Н.Гнедича

  2. Gavigrinn Ответить

    Самые ранние изображения каплевидных щитов находятся в манускрипте 983 н.э. Изначально это были круглые щиты с удлиненной нижней частью или же сужающиеся овальные. Более длинный и заостренный вариант часто называют норманнским щитом, хотя он иногда использовался саксами и викингами. Каплевидный щит был размером около 20-45 дюймов (50 – 114 см), был плоским или же слегка изогнутым в поперечном сечении и весил от 8 до 10 фунтов (3.5 – 4.5 кг). Эта формы идеально подходила для использования верхом, поскольку повторяла форму шею лошади и давала защиту ногами всадника. Руке не нужно двигаться для защиты ног, что довольно непросто при удерживании той же рукой поводьев. Если мечник был пешим, такой щит также предоставлял прекрасную защиту от подбородка до колен и хорошо себя проявлял в массовых построениях, наподобие стены щитов. Им можно было прикрыть голову или шею лишь небольшим движением вверх или вниз. В отличие от круглого щита, когда мечник бежит в атаку каплевидный щит нужно держать или несколько горизонтально, или поднятым вверх, чтобы ноги не ударялись об него.
    Вначале каплевидные щиты имели скругленный верх, но к 1150 году он постепенно выравнялся. Высказывались предположения, что это делалось для улучшения обзора. Плоский верх не сильно влияет на защиту, но позволяет несколько проще смотреть поверх щита. Хотя, сдругой стороны, круглый верх, в некоторой степени, лучше отводит удары своим круглым окантованным краем. Но мысль, что рыцари вдруг решили, что плохо видят через круглый край, не очень удачная. Изменения в форме щита вполне могут являться следствием предпочтения лучше экипированными рыцарями меньших щитов. Доспехи улучшались и широко распространились закрытые шлема и дополнительная защита конечностей. Поскольку бой против пластинчатых доспехов включал большое количество колющих атак мечом, большие щиты ставали слишком громоздкими для этого. Каплевидный щит использовался еще в XIII веке, пока меньшие, более треугольные формы не вошли в употребление.

  3. Mojas Ответить

    Китайские вазы, как и все остальные предметы из фарфора, созданные в Китае, всегда воспринимались европейцами как что-то очень экзотическое, загадочное, мистическое и непостижимое. Стать обладателем китайского фарфора мечтал любой богатый европеец, статус которого мгновенно поднимался при обладании таким дальневосточным богатством. Это был символ успеха и достатка. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Сильный – курфюрст Саксонии – в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.
    К нам в Салон часто обращаются с вопросами о том, что несет в себе форма китайской вазы, почему к ней обращались и обращаются до сих пор абсолютно все производители фарфора в Европе, в том числе немецкий и венгерский производители фарфоровых изделий Meissen и Herend. Задача данной статьи найти ответы на эти вопросы вместе с Вами.
    Китайцы о вазах
    Сами китайцы говорили о фарфоре так: он должен быть голубым, как небо, омытое дождём, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. И действительно, лучшие образцы китайского фарфора отвечают всем этим высоким требованиям.
    И даже после изобретения твердого европейского фарфора в Саксонии в начале 18-ого века, интерес Европы к восточным вазам не ослабел.
    Интерес европейских производителей к китайским вазам мог объясняться тем, что восточные гладкие пропорциональные формы ваз предоставляют огромную площадь для исполнения художественных произведений живописи по фарфору, словно белый холст для художника.
    Однако, надо заметить, что в первые годы производства фарфоровых ваз в Китае, их расписывали крайне редко. Поскольку невероятный неповторимый цвет фарфора и гладкость прозрачной глазури на поверхности черепка восхищала жадных до красоты и новшеств потребителей.
    Символ вазы
    Примечательно, что произношение слова «ваза» в китайском языке близко к произношению слова «мир». Таким образом, вазы – это символы мира и гармонии, нераскрытых тайн мироздания, это знак Будды. Главным принципом ваз является отсутствие острых углов и ровных, резких линий. Именно в этих вазах отражается спокойствие и красота.
    Формы ваз меняются, согласно моде и стилю архитектуры, но основная идея сохраняется – горлышко, основание, дно и ручки. У каждой эпохи также было своё представление о красоте ваз и своя практическая задача для них.
    Следует отметить, что тип росписи, сюжеты, вид орнамента, и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать интерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл. Символы, присутствующие на вазе, несут хозяину вазы добрые пожелания, силу, удачу и сопутствуют счастью и процветанию в жизни. Они расписаны благоприятными сюжетами на темы любви, изобилия, гармонии и здоровья. (смотри нашу следующую статью – “Символика цветочной живописи на китайских вазах”)
    Предназначение ваз и их формы
    Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.
    Существует около 20 различных форм ваз.

    Трудно точно сказать, что именно так привлекательно в формах китайских фарфоровых ваз. Однако с точностью можно утверждать, что человеческий глаз притягивают прежде всего идеальные пропорции, масштаб и симметрия. Ведь форма – это первое, что фиксирует мозг человека.

    Недаром же формы китайских ваз не менялись последние 1000 лет.
    Основные виды форм ваз Китая:
    Сливовая ваза (по кит. «Мейпин»). Характерной чертой этой вазы является наличие невысокого узкого горлышка, которое словно шея опирается на широкие плечи основания. Высокое тело вазы сужается к небольшому круглому основанию. Они появились в Китае в 7-ом веке и использовались для хранения вина. В 10-ом веке их стали использовать как вазы для цветущих ветвей сливы. Позже такие сосуды утратили их функциональное назначение и превратились в декоративные предметы интерьера и у них появилась крышка.

    2 старинные китайские вазы и Современное лимитированное изделие Майсенской мануфактуры, в которой используется форма Китайской сливовой вазы
    Ваза в форме груши (по кит. «Yuhuchunping») изначально создана для хранения воды. В дальнейшем форма стала использоваться для хранения вина. Ещё позже к ним в качестве вариативной формы добавили ручки и носики.
    ?
    Средняя из этих ваз выполнена на мануфактуре Майсен
    «Конг-образная» ваза (квадратная) является одной из самых старых форм. Их находили в гробницах при археологических раскопках, иногда расположенных вокруг тела. Первоначальное их значение и функция, правда, остаются неизвестными. Форма вернулась в моду фарфорового искусства в 18-ом веке и стала особенно популярной в 19-ом веке.

    Китайские старинные вазы квадратной формы
    Двойная тыква или тыква горлянка. Такая форма, состоящая как бы из двух перетекающих друг в друга сфер, была «символом мира в мире». Ведь по китайским верованиям существовал мир в целом, и другой мир — высший, или как говорили китайцы «мир тыквенных небес». По приданию узкое горлышко тыквы было входом в потусторонний мир, в страну счастливых божественных существ. Такие вазы обладают магическими целебными свойствами и поглощают «отрицательную энергию». Они являются символами плодородия и удачи. Существуют образцы и виде трех сфер, перетекающих друг в друга.

    Первая из этих ваз выполнена на мануфактуре Майсен
    Место китайских ваз в интерьере
    Китайцы всегда с большим трепетом относятся к изделиям, созданным человеческими руками, рассматривая их как символ изящества и богатства, поэтому фарфор бережно устанавливали на небольшие резные деревянные подставки и размещали на полках-лесенках на стене, в шкафах. Большие вазы ставили прямо на полу у стен, поэтому появилось такое понятие, как напольные вазы.
    В большом почете у дизайнеров парные вазы, которые помогают создать определённую композицию и организуют пространство. Часто парные вазы располагают симметрично. Они могут быть одинаковыми или близкими по стилистике. У парных ваз обязательно должен быть единый связующий элемент. Это может быть фактура, рисунок, форма, наполнение. Заметим, что в данном случае симметрия в организации пространства выступает в качестве организующего элемента, создающего порядок. Парные вазы – это талисман, приносящий счастье, радость и умиротворение. Такие вазы призваны улавливать и накапливать позитивную энергию. Часто рекомендуют насыпать в эти вазы немного монеток, натуральных камней и прочие предметы, которые символизируют благополучие в доме.
    Интерьерная ваза – это сосуд, где хранится «душа» вашего дома. Она оживляет интерьер и придаёт уют и комфорт. Считается, что вазы, имеющие широкую форму у основания и сужающиеся кверху, создают своеобразный резервуар для хранения положительной энергии.
    Среди модных тенденций стоит назвать тенденцию ставить сразу несколько ваз рядом. Оптимальное число – три. Лучше, если вазы не будут одинаковыми, однако в композиции они должны смотреться гармонично вместе.
    Совет по установке ваз в интерьере
    Китайские вазы небольшого размера (до 40 см в высоту) хорошо смотрятся на полке, в углу, в пространстве, которое выглядит пустым. Маленькая изящная вазочка заполнит пустоту и поглотит негативную энергию. Для организации большого пространства следует разместить пару ваз симметрично или сгруппировать несколько ваз различной формы и цвета. Разбейте ритм, скомпоновав вазы различной высоты, или используйте подставку.
    Большая китайская ваза (больше 40 см в высоту) заполняет пространство, не создавая беспорядка. Это хорошее решение для декора больших комнат, не загруженных мебелью и крупными предметами. Напольная ваза заполнит пустое пространство, создавая центр притяжения.
    Декор синих оттенков на белоснежном фарфоре придаёт свежий, лёгкий вид комнате. Для более экзотического эффекта можно выбрать вазы, украшенные китайскими мотивами с изображением дракона. Китайские драконы «добродушны», это символ положительной энергии Ян и императорской власти. Яркие, насыщенные цвета оживляют «скучные» области и создают контраст в интерьере.
    Для достижения максимального эффекта наполните высокую напольную вазу высоким тростником, бамбуком или перьями. Это добавит высоту, цвет и своеобразную привлекательность.
    В статье использованы некоторые материалы сайта http://telo-v-delo.ru/dom/kitayskie-vazyi/

  4. lucky-werse Ответить


    Развевающиеся одежды в современном палехском искусстве (из альбома
    П.Д.Баженова).

    Баженов в своём альбоме собирал различные детали со стариннных икон и
    произведений современных палехских миниатюристов. При всём своём многообразии
    изображения развивающихся одежд сохраняют традиционные черты древнерусской живописи.
    Современное палехское искусство добавило в изображение тонкую графическую роспись,
    чёткое выявление складок на лицевых и нижних сторонах одежды.

    Латы в древнерусской живописи XIV века.
    Латы, щиты и мечи воинов обычно изображались подробно и детально, богато украшались
    золотом. Иногда даспехи украшались изображениями драгоценных камней и жемчуга, которые
    тщательно выписывались яркими красками. Форма лат проста и монументальна.

    Латы в древнерусской живописи XV века.
    Рисунок лат уже более сложный и декоративный. Они состоят из отдельных
    пластинок, сцепление которых идёт по наклону. Пластинки пересекают друг друга
    и свисают с плеч и подола. Условный обьём подчёркивается инокопью.

    Латы в строгановской школе конца XVI века.
    Латы декоративны, узорчаты и тонки по рисунку. Они составлены из вырезанных
    по краям пластин и грудной перевязи, украшенной цветными камнями. В середине
    лат пластины мелкого размера в виде восьмиугольной розетки. От центра они
    увеличиваются по размеру. Сплетение пластин идёт лучеобразно. Наверху груди –
    орнамент. Пластины спускаютя также двойным рядом ниже, перепоясывая, и свисают
    с рукавов. Латы густо покрывались золотом или серебром и тонко расписывались
    тёмной краской. Для выражения объёма тонким штрихом наносились тени.
    Данный приём использовали в своих произведениях И.И.Голиков
    и И.П.Вакуров.

    Латы в древнерусской живописи XVII века.
    Рисунок ещё более сложен. Все латы покрыты тонким орнаментом. В центре –
    восьмиконечная розетка, которая как бы из пазушек выбрасывает побеги растения
    с развивающимися плодами. Аналогичный орнамент на боковых, нижних и плечевых
    пластинах. Латы украшены жемчугом и цветными камнями.
    Данный вид изображения использовали многие палехские миниатюристы.

    Латы в произведениях И.И.Голикова.
    В изображении использованы общие формы и технические приёмы строгановской
    школы, с ярославских и ростовских икон и фресок. Латы покрыты золотом и расписаны
    чёрной краской. Большое внимание Голиков уделял орнаментальным украшениям. Они
    выполнялись в три тона. Использовалось также украшение жемчугом.

    Щит в древнерусской живописи XIV века.
    В центре щита изображено солнце как бы ослепляющее врага.

    Щит в древнерусской живописи XV века.
    Щит украшен геометрическим узором. В центре его – голова разьярённого зверя.

    Щит в древнерусской живописи XVI века.
    Щит украшен розеткой в простом орнаментальном окружении.

    Щит в древнерусской живописи XVII века.
    В центре щита розетка, обрамлённая двумя кругами, к ним примыкают полурозетки,
    украшенные жемчугом. По краю щита – орнамент из стилизованных листьев. Всё
    изображение обильно подтенено штриховой подтушёвкой. Орнамент обычно выполнялся
    золотом, расписывался тёмной краской, белилами делался жемчуг.

    Щит в произведениях Д.Н.Буторина.
    Буторин создал новый тип щита. У него он обычно имеет форму элипса.
    Детальная проработка и техника исполнения заимствована из традиций XVII века.

    Щит в произведениях И.И.Голикова.
    Голиков создал множество различных типов щитов. В своих произведениях он
    придерживался традиций, но не копировал старые образцы. Он не придерживался
    исторической точности, но стремился чтобы каждый щит был оригинален и неповторим.

  5. сегодня не реально не мой день Ответить

    СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГЕРБА
    Щит
    Шлем
    Нашлемник
    Бурлет
    Корона
    Намёт
    Мантия
    Щитодержатели
    Основание
    Девиз
    ФЛАГИ, ШТАНДАРТЫ, ВЫМПЕЛЫ
    Знамя
    Штандарт
    Флажок

    Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении
    шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты – шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию,
    корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с
    нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.
    Щит
    Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты
    самых разных форм – от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была
    треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить
    отправной точкой для экспертизы герба.
    Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит – прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с
    развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге “Оружие” (С.-Петербург, 1894 г.)
    “В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод
    к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны.
    Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям,
    деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к
    асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через
    Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного
    у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением
    для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований
    они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении
    влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые
    находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец,
    равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом”.
    Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами – свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации – стал для
    историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими
    вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины
    сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты “bodylength” обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает
    все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили
    полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению
    своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось
    сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно
    оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены,
    а сам король Гарольд погиб в бою.
    В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая
    огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения,
    так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как
    самострел, способного пробивать своими “болтами” стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить,
    что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит “couche”, то есть наклоненным под углом между
    25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как “heater”. Классический “heater” имеет точные
    размеры и изображается по определенной схеме.
    Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера
    льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление “bouche” –
    круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

    Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов:
    “варяжский”, “испанский”, “итальянский”, “французский”, “английский”,
    “византийский”, “немецкий”, ромбический, квадратный. Однако эти “национальные”
    названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не
    упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так
    называемый французский щит, предоставляющий, по
    сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.
    Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.
    Шлем
    Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно
    были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система
    выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо – для гербов суверенов и принцев королевской крови.
    Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо – для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом,
    повёрнутый прямо – для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо – для эсквайров и джентльменов.
    Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы.
    Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных
    четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).
    Навершие
    Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник – укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил
    развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке
    турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и
    папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба
    нашлемники стали не сразу. В Англии герольды
    в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически
    включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом
    или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком.
    Некоторые самые ранние
    гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.
    Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту,
    хотя это не всегда соблюдается.

  6. спанч боб Ответить

    Зарождение рыцарской геральдики

    Рыцарская геральдика – это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах, шлемах. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.

    Гербовник 1380 года. Слева направло изображены гербовые циты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, Графа Фландского, короля Франции.
    Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Введенный в середине 11 века французским бароном Жоффруа де Прели для практики в конном сражении турнир стал центральным действом средних веков. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе.
    В 1320 был составлен древнейший справочник по геральдике – “Цюрихский гербовник”. В 14 веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло.

    Систематизация гербов

    Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам – герольдам. Став официальными арбитрами, представляющими королевский дом, герольды разработали строгую систему, позволяющую регулировать использование гербов и следить за тем, чтобы они не повторялись.
    Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой. Коллегии разных стран действуют по различным правилам, большая часть различий касается отдельных нюансов, например, размещения девиза. Для описания гербов повсеместно применяется блазон. Старейшая из коллегий действует и сейчас – это “Колледж оф армз”, разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. Существуют лица трех рангов, имеющие право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР. В Ватикане есть учреждение, рассматривающее гербы учреждений и прелатов католической церкви.
    С отмиранием строго сословного общества гербам уже не придавали такого значения. Во Франции гербы были отменены после Великой французской революции. Вместе с тем там, где переход к новому обществу не сопровождался таким взрывом, они сохранились.

    Японская геральдика

    Японская геральдика появилась примерно в одно время с европейской, в 12 веке, и преследовала те же цели: отличить членов самых знатных и благородных семейств. Для этого употреблялись знаки мон, отличавшиеся крайней стилизацией. Обязательность ношения мон связывают с грандиозной борьбой между домами Токугава и Минамото. Знаки мон носились на одежде слуг и самураев. К концу 13 века расположение их было строго определено: мон изображался на рукавах, спине и дважды на груди. Позднее стали изображать мон на спине под воротником и на каждом рукаве. В результате реформы 17 века все аристократические семейства страны официально зарегистрировали, по меньшей мере, 2 мона: полный (йомон) и повседневный (кайемон). Реставрация Мэйдзи (1868) предоставила возможность многим японским семействам взять себе мон. Строгие правила запрещают японцам надевать кимоно с мон на свадьбу, похороны и при совершении харакири. Мон наносят на семейную мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.
    Мон императорского дома (стилизованная хризантема) имеется на японском флаге, японские ордена представляют собой вариации на тему мон.

    Польская геральдика

    Польские (литовские) гербы отличаются по своему происхождению от европейских и русских. Они появились от условных знаков ополчений, когда формируемое войско собирало роды определенной местности под один условный знак на знамени – стрела, крест, звезда или жернов, колесо. Число знамен было постоянным (всего около 300), и получившие дворянство приписывались к одному из существующих. Такие знаки стали гербом сразу многих родов, что несвойственно другим странам. От этих же знаков произошли так распространенные в Польше и Литве двойные шляхетские фамилии: первая часть их означает гербовой знак.

    Геральдика в России

    Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику.
    Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и др.), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил “Титулярник” (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы.
    После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник “Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий” (около 1686), не дошедший до настоящего времени.
    В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов.
    Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 на латыни, французском и немецком языках.
    Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо.
    В 1785 составлен первый русский “Гербовник” (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). “Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи” стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы.
    С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-86 его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб – двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно. В 1914-17 гербовое отделение возглавлял известный историк В. К. Лукомский.
    В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились и свои герольдмейстеры в воинских подразделениях.

    Составляющие герба

    Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.
    Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

    Формы щитов


    На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай.

    Геральдические металлы, финифти и меха:
    Золото (желтый) – символ богатства, справедливости и великодушия.
    Серебро (белый) – символ чистоты и невинности.
    Червлень (красный) – символ храбрости и мужества.
    Лазурь (голубой, синий) – символ крастоы, мягкости, величия.
    Зелень (зеленый) – символ надежности, радости и изобилия.
    Пурпур (бордовый) – символ достоинства, силы и могущества.
    Чернь (черный, сабль) – символ печали, благоразумия, смирения.
    Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь). По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек. Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка (шраффировка). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой.
    Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.
    Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Линии сечения могут быть разными.
    Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т. п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул.
    Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля).
    Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.

    Типы крестов, помещавшихся на гербовые щиты
    Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.
    К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение – хризантема.
    Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.
    Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.
    Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.
    Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.
    Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий. Это особенно типично для новых гербов.

    Полные гербы мирянина и священника
    Внешняя часть герба состоит из следующих элементов:
    шлем – изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, зависит от древности рода, происхождения. В России со времен барона Кене было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения – восточный шишак. В Германии очень часто изображается несколько разных шлемов;
    нашлемник – происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Особенно важен в английской геральдике, где его объем часто больше, чем у щита;
    корона – венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Корона гораздо более позднего происхождения и имеет более 150 разновидностей. В России употреблялась для титулованных старинных родов, использовалась также и шапка Мономаха. Особые короны использовались в гербах городов и земель;
    намет – происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Исполняется в основных цветах герба;
    мантия – появилась позже намета и символизирует палатку. Она употреблялась первоначально только у монархов, позднее у крупных суверенов. В России использовалась в княжеских гербах и у тех дворян, кто вел свое происхождение от древних удельных князей; в государственном гербе появилась сень – огромная мантия;
    щитодержатель – поддерживает щит фигур, появившихся в 16-17 веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Исполнялись щитодержатели в натуральном цвете, традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы. На королевском гербе Британии щитодержатели лев и единорог символизируют соответственно Англию и Шотландию. В 1603, после коронации Якова I Стюарта, единорог заменил красного дракона Уэльса.

    На гербе Иосифа Шварценберга изображены 5 шлемов, что было характерно для немецкой геральдики. Фигуры на нашлемниках частично повторяюит изображения на щите.
    Дополнительно у многих гербов существуют клейноды – личные знаки отличия, которые рисуют не на щите, а под щитом или за ним, в руках щитодержателей. Особенно часто вносились ордена.
    В геральдике Великобритании часто встречается компартмент – основание, на котором помещаются фигуры поддерживателей. Это чаще всего зеленая лужайка с символическими цветами или (в Шотландии) скала.
    В гербе помещается девиз (мотто) на латыни или на национальном языке. Лента с гербом в большинстве стран располагается под щитом, но в Шотландии и некоторых других странах – наверху. Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.

    Генеалогия в геральдике

    Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме определения иерархического положения в одной семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных сыновей не менялись. Для незаконных сыновей (бастардов) существовал синистер – узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого. В Шотландии применялся другой порядок, в котором положение в семье показывали линии разных цветов по краям, узорчатые линии и дополнительные знаки, которые наносились в соответствии со строго соблюдаемыми правилами.

    Женский герб

    Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе. Для женских гербов вводились также клейноды: пальмовые ветви или траурное вервие для вдов.
    У Аякса, помните,
    Был на щите представлен змей свернувшийся,
    И семеро у Фив таким же образом
    Щиты снабдили знаками особыми.
    Там можно было видеть звёзды с месяцем
    Или мечи, и факелы, и лестницы,
    Угрозу городов во время приступа,
    В резьбе или в изображенье выпуклом.
    Так говорит о гербах древности и средневековья Мефистофель в трагедии Гёте “Фауст”…
    Одной из вспомогательных исторических дисциплин является геральдика – наука о гербах и эмблемах.
    Кому-то может показаться, что для истории геральдика не представляет интереса. Однако щитки, кресты, розетки, девизы могут, как своеобразная визитная карточка, рассказать многое о странах, городах, людях.
    Хотя слова “герб”, “герольд” (составитель гербов) и законы геральдической символики появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов – животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например, в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина, у племён степей – фигурки змеи, лесных племён – медведя, оленя или волка, считавшихся “предками” или божествами. Такой же характер носят изображения растений – ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны (воды).
    Подобные символы существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н. э..). Так, на печатях Древнего Египта появились изображения богов и священных животных; корова – на известной печати из индийского города Мохенджо-Даро. На монетах Афин изображали сову – птицу богини Афины; Эгины – черепаху, Пантикапея – мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения богов: на афинских монетах – Афина, дельфийских – Аполлон. Знаки царской власти становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей (“Лабиринт” – в буквальном переводе “дворец двойной секиры”). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.
    В более поздние времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых достопримечательностей: у Родоса – Колосса, Александрии – Фаросского маяка и плывущего корабля; на монетах Сердики (современная София) в III в. н. э.. – храм Аполлона, который вошёл как один из символов в современный герб столицы Болгарии. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии “Семеро против Фив”: вожди, осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.
    Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву-главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви-зантийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии “отпочковались” австрийский, германский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки – ветвь Габсбургов – оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Жёлтый орёл халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.
    Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей феодальной знати, то в XII-XIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV вв. – у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составлявшие гербы, – герольды. Они разрабатывали принципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово “герб” означает по-немецки “наследство” (Erbe). Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем раз-личную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет огня), голубой или синий – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зелёный означал свободу (вода), чёрный – постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебряный (белый) – благородство. Таким образом, первоначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно расширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движениями на Востоке (восстание “краснобровых” в Китае в I в. н. э.., восстание “краснознамённых” в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий – цветом мира, чёрный – скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый – вечности, жёлтый – славы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI-XVIII вв.).
    В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной окраской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральдическим – естественные (люди, животные, растения, светила и стихии (например, туча)), искусственные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фигуры имели чёткое значение: лев – отвага, гнев, великодушие; роза – чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Риги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч означает оборону, опущенный – мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: “Я не король и не принц, а сеньор де Куси!”, “Герцог Савойи, иду своей дорогой”. Девиз английских королей: “Бог и моё право!” Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дворянским званием росло и надо было разнообразить их символику.
    К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в красном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии – белые львы без когтей и оружия – символ мира.
    В период бурного роста самоуправляющихся городов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются “говорящими” – объясняют название города (на гербе Гранады – гранат, Берлина – медведь (от западнославянского “берл” – медведь)). В ряде случаев отображена легенда о возникновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.
    Просты для понимания гербы ремесленных цехов, отразившие рост самосознания горожан. Булочники изображали на гербе крендель, кузнецы – молот, цирюльники – ножницы.
    В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба – круглый. Их символика значительно отличается от европейской. Так, роза в мусульманских странах означала любовь, змея – мудрость (а в Европе – коварство). Место христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей – две рыбы, соединённые в круге; встречается в Китае, Монголии, Корее). В Японии роль гербов играют круглые моны – знаки личной собственности. Интерес-но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. – все дворяне, в XVII в. – купечество, в XVIII в. – частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. – все японцы. Государственным гербом стал императорский мон – жёлтая хризантема. А индийцы употребляли многие века лишь один гербовый символ – знак Солнца, занявший место и в современной эмблематике страны.
    За последние 200 лет начиная с образования США и особенно с Французской революции мировая геральдика претерпела значительные изменения. В обиход ряда стран широко вошли такие эмблемы, как равноконечные звёзды (звезда – символ стремления к высокой цели), факел (символ революции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), фригийский колпак народных масс – признанный революционный символ Франции; секира, венки – дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских странах, завоевавших независимость, были восстановлены древние индейские символы – орёл, побеждающий змею (Мексика), радуга.
    Большое влияние на мировую геральдику оказало появление советской символики – серпа и молота, венка из колосьев, изображения страны на фоне земного шара, символов труда – шестерёнки, плуга – при округлой форме герба. Интересно, что аналогично преобразовали свои гербы не только страны, входившие в социалистический лагерь, но и Италия (оливковый венок и шестерёнка), Новая Зеландия, Сенегал, Шри-Ланка, а австрийский орёл вместо меча и державы изображён с серпом и молотом в лапах. Новая символика оказалась удачной и оригинальной.
    За последние десятилетия с образованием новых независимых государств появились и другие совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран – форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение символы чёрной звезды – стремления Чёрного континента к независимости; антилопы, страуса. В странах Карибского бассейна популярен корабль, означающий путь к новым горизонтам…
    Так знание основ геральдики и в наше время поможет лучше ориентироваться в государственной символике различных стран мира.
    А.Кузнецов
    В начало страницы

  7. Baswyn Ответить

    ДЕЛЕНИЕ ЩИТА
    В геральдике правая и левая стороны щита определяются не с точки зрения человека, смотрящего на щит, а с точки зрения человека, стоящего за
    щитом, или воина, держащего его в руке. Таким образом, левая часть щита на рисунке, обращённая к правой руке воина,
    считается правой, а правая часть, обращённая к левой руке (которая держит щит) считается левой. Поэтому, когда речь идёт
    об ориентации элементов герба, например фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута
    геральдически вправо (или геральдически влево), или
    просто в большинстве случаев вправо или влево.
    Всегда, когда речь идёт об ориентации в щите и указывается
    “право” или “лево”, имеется в виду геральдическая ориентация.
    Чтобы точно определить, в какой части щита расположен та или иная фигура, следует различать следующие точки или области щита, показанные на рисунке.

    А – Правая сторона щита
    Б – Левая сторона щита
    В – Глава
    Г – Основание или оконечность
    Д – Правый верхний угол
    Е – Левый верхний угол
    Ж – Средняя часть главы
    З – Правый нижний угол
    И – Левый нижний угол
    К – Средняя часть основания
    Л – Центр или Сердце щита
    Часто щит бывает разделён на две и более частей. Этот принцип называется
    делением щита и предполагает, что щит может быть разделён прямыми или фигурными
    линиями, выходящими из строго определённых точек щита и идущими в определённых
    направлениях. Линия деления может быть единственной или таких линий может быть
    много, но все они должны быть проведены пропорционально. Вертикальные и
    горизонтальные линии должны проводиться на равном расстоянии от краёв щита, а
    диагональные линии – на равном расстоянии от его углов.
    Простые истинные деления
    Четыре главных деления щита выглядят так:

    Рассечение
    Щит рассечён на червлень и серебро
    Рассечение производится вертикальной линией, проходящей через центр щита.

    Пересечение
    Щит пересечён на червлень и серебро
    Пересечение производиться горизонтальной линией, проходящей через центр щита.

    Скошение справа
    Щит скошен справа на серебро и червлень
    Скошение справа производиться диагональной линией, проходящей через центр щита от верхнего правого
    (геральдически правого) угла в левый нижний угол щита.

    Скошение слева
    Щит скошен слева на червлень и серебро
    Скошение слева производиться диагональной линией, проходящей через центр щита от верхнего левого
    (геральдически левого) угла в правый нижний угол щита.
    Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита
    определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются
    не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в
    любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.
    Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит,
    используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными.
    Два самых распространённых из них – четверочастные разделения щита.
    Составные истинные деления

    Рассечение и пересечение
    Щит рассечён и пересечён на червлень и серебро
    Это деление щита на четыре четверти производится комбинацией рассечения и пересечения

    Скошение слева и справа
    Щит скошен справа и слева на червлень и серебро
    Это деление производится комбинацией обоих скошений.

    Клинчатое деление
    Щит клинчато разделён на червлень и серебро
    Комбинация двух четверочастных делений образует восьмиугольное разделение щита, которое также можно описать как клинчатое.
    Трёхчастное деление щита
    При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания
    направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется
    то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по
    описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой
    порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева,
    сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и
    полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду – прямого и
    опрокинутого вилообразного, рис. 1 и 2), важно обратить внимание на следующее
    обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по
    исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по
    направлению снизу вверх: вправо и влево (рис. 8 и 9). Принцип
    очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется
    далее.





    Щит вилообразно разделён на червлень, золото и серебро
    Щит опрокинуто-вилообразно разделён на лазурь, червлень и серебро
    Щит полупересечён и рассечён на чернь, червлень и золото
    Щит рассечён и полупересечён на червлень, чернь и золото
    Щит пересечён и полурассечён на червлень, чернь и золото





    Щит полурассечён и пересечён на чернь, золото и червлень
    Щит скошен справа и полускошен слева на чернь, червлень и золото
    Щит скошен справа и полускошен влево на червлень, чернь и золото
    Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото
    Щит полускошен справа и скошен слева на чернь, золото и червлень
    Прежде, чем перейти к рассмотрению других типов составных делений, мы должны сначала показать, как описываются
    (блазонируются) разделённые щиты.
    БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА
    Общий взгляд
    Блазонирование всегда должно быть составлено максимально
    кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию
    можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно.
    В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без
    иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или
    документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному
    описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан
    специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов
    описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря
    достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным
    рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план. В Россию геральдика
    пришла с многовековым опозданием, да и то как заимствованное культурное явление,
    а не как основанная на долгой практике традиция. Поэтому и специальный
    геральдический язык в российской геральдике не успел выработаться полностью – в
    этом не было нужды. Побочный эффект этого обстоятельства мы наблюдаем сегодня,
    когда появляются гербы, которые вообще невозможно точно описать не только
    специальными геральдическими терминами, но и даже простым русским языком – в
    таких случаях разъяснительная функция возлагается на прилагаемую картинку, ибо
    без такой иллюстрации никто не сможет не только воспроизвести герб по словесному
    описанию, но часто даже не сумеет его себе ясно представить. Однако с точки
    зрения геральдической традиции герб, который не может быть точно и внятно описан
    посредством ограниченного набора специальных терминов, гербом не является, или
    является неграмотным, неправильным гербом.
    Английский, французский и немецкий блазоны выверены
    временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой
    герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием
    особой терминологии. Но в целом можно сказать, что российская геральдика всё же
    располагает весьма неплохой геральдической терминологией, которая, однако, не
    может быть столь же краткой, как и классическая западно-европейская, в силу
    структурных особенностей самого русского языка. Из-за этих особенностей мы не
    можем, в частности, отказаться от пунктуации в тексте блазона, как это
    предписывает английская традиция, но должны всё же заботиться о лаконичности,
    избегать в описании тавтологии и многократного повторения одних и тех же
    терминов. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать
    заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности
    иногда необходимо жертвовать краткостью.
    Особенности блазонирования разделённого щита
    В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями,
    а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это
    щит, трижды рассечённый,
    трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части.
    Не надо отдельно описывать каждую такую часть – достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен
    двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему
    принципу:

    если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля
    Щит рассечён на червлень и серебро

    если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля
    Щит пересечён на червлень и серебро

    если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла
    Щит трижды скошен слева на червлень и серебро

    если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной
    считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита
    Щит трижды скошен справа на серебро и зелень

    если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита
    Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро

    если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита.
    Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро
    Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для
    блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть
    первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять
    нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае
    ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части.
    Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему
    краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно
    раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую
    четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она
    разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на
    участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым
    скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно
    проиллюстрировать следующей схемой:




    Щит разделён ромбовидно
    Щит делится на четыре части, после чего выбирается первая четверть (отмечена цифрой 1)
    Полученная четверть делится обычным скошением справа, после
    чего выбирается верхняя из двух частей (отмечена цифрой 1) – с неё и нужно начинать отсчёт
    Первым цветом считается тот, с которого начинается окраска
    полученной половинки – в данном случае это красный треугольник, отмеченный
    цифрой 1. Следующим упоминается цвет, в который окрашен участок номер 2.
    Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты,
    окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но
    окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки
    очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту
    через верх. Но у геральдики своя логика:

    В соответствии с вышеизложенным принципом этот щит должен быть описан как

    трижды скошенный справа на лазурь, серебро, червлень и золото
    (рис.1).
    Но для большей ясности его можно описать немного сложнее: щит, скошенный справа,
    верхняя часть скошена справа на золото и лазурь, а нижняя – на серебро и червлень
    (рис. 2).

    Соответственно иерархии направлений деления
    щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых
    двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра
    щита, описывается как полурассечение. В первом случае
    полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной
    верхней части щита, а во втором случае – после пересечения, так
    разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и
    четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное
    деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою
    сочетание полускошений справа и слева с полурассечением
    (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).




    Щит полурассечён и пересечён на чернь, серебро и червлень
    Щит пересечён и полурассечён на золото, лазурь и червлень
    Щит разделён вилообразно на червлень, золото и серебро
    Щит разделён опрокинуто-вилообразно на лазурь, червлень и серебро
    Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и
    верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и
    пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого.
    Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к
    областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита
    или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми
    фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила.
    Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и
    дважды рассечённым на червлень и серебро щитом.
    Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом
    на червлень и серебро
    щитом. То же – в случаях с перевязью и двойным скошением.
    Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических
    фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных,
    горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый,
    пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом,
    несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем
    щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений,
    пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи
    в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами,
    образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений.
    Например, щит, “четырежды рассечённый на золото и чернь”, в действительности
    должен читаться как “два чёрных столба в золотом поле”.
    Составные истинные деления (примеры)
    Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются
    истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:




    Щит трижды пересечён на червлень и серебро
    Щит пятикратно пересечён на зелень и серебро
    Щит семикратно пересечён на лазурь и золото
    Щит трижды рассечён на чернь и золото




    Щит пятикратно рассечён на червлень и золото
    Щит семикратно рассечён на лазурь и серебро
    Щит трижды скошен справа на серебро и зелень
    Щит трижды скошен слева на червлень и серебро




    Щит пятикратно скошен справа на чернь и золото
    Щит пятикратно скошен слева на лазурь и золото
    Щит семикратно скошен справа на серебро и червлень
    Щит семикратно скошен слева на зелень и серебро




    Щит трижды рассечён и трижды пересечён на лазурь и серебро
    Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти рассечены и пересечены на чернь и серебро, а вторая и третья – на червлень и золото
    Щит пересечён, верхняя и нижняя части скошены слева и справа на серебро и чернь
    Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти скошены справа и слева на червлень и серебро, а вторая и третья – на серебро и чернь




    Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро
    Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро
    Щит дважды скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро
    Щит пятикратно скошен справа и дважды слева на переменные золото и лазурь




    Щит трижды скошен слева и справа на червлень и серебро
    Щит пересечён и скошен слева и справа на зелень и золото

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Mojas Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *