Где снимался фильм человек амфибия в каком городе?

15 ответов на вопрос “Где снимался фильм человек амфибия в каком городе?”

  1. Perilen Ответить

    «Эти события начались с появлением у берегов скалистого мыса таинственного и странного существа. Оно было похоже на человека с рыбьей чешуей и огромными жабьими глазами. Рыбаки прозвали его «Морским Дьяволом»…. Так сорок два года назад начинался фильм, полюбившийся зрителям навсегда.
    В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х. Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х. Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.
    Первое знакомство героев снималось в Голубой бухте
    Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.

    Съемки в Крыму

    Крымские съемки проходили в бухте Ласпи и на Карадаге. Первоначальный рабочий вариант подводных съемок и подводные тренировки артистов и операторов в Новом Свете, но в фильм они не попали. В бухте Ласпи Ихтиандр нырял, а все, что с ним происходило под водой, снимали в питерском бассейне с поролоновыми водорослями и фанерными акулами. А вот «сухопутную» часть заграничного городка — дома и улицы — отсняли в Баку.

    Декорации и костюмы

    Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода. И, наконец, выбрали Черное. Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. А гримеры, костюмеры и операторы пребывали в панике: как снимать, никто не знал. Как сделать грим Ихтиандру, чтобы он не смывался? А костюм? А аппаратура? В состоянии легкого шока команда отправилась на съемки в Крым.
    Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли.
    Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили их из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался.
    Бухта Ласпи
    Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма».
    Коренев в ту пору был худым, ему делали «толщинки», чтобы Ихтиандр не казался совсем уж «доходягой». Костюм был очень тонкий, а на глубине 10 метров даже в самый жаркий день вода ледяная. Коренев все время мерз, вылезал на берег, и его закутывали в шубу.
    Местные жители с опаской посматривали на группу странных людей: один в жару сидит в шубе, от другого бьет электричеством – это оператор Розовский изобретает спецаппаратуру.
    «То, что мы делали тогда, сейчас трудно представить, – вспоминает оператор. – Брали 10-киловаттные приборы и, заизолировав концы, опускали их в воду. Включали – считайте, что коллективная смерть… Но надеялись, что никого не убьет. Наверно, это от непонимания того, что происходило»…
    Жила съемочная группа в палаточном городке в бухте Ласпи, недалеко от Севастополя. Актеры работали без аквалангов, и воздух в их легких, понятно, заканчивался. Тогда к ним подплывали подводники и давали подышать. Фраза, например: «Вертинская кончается» – означала, что актрисе нужен кислород. Почти все Коренев и Вертинская делали сами, лишь в самых сложных трюках их заменяли дублеры. Дублером Коренева был чемпион СССР подводник Стукалов.

    Опасные рабочие моменты

    Однажды оба они чуть не погибли. В фильме есть эпизод, когда Ихтиандра, привязанного к якорю, сбрасывают в воду, и вдруг у Коренева не сработал акваланг. На такой глубине – это смерть. Стукалов сделал глубокий вдох, снял с себя акваланг, надел на Коренева. А сам мгновенно ушел вверх. Все замерли – давление несколько атмосфер, а он всплывает быстро. Подводники знают, что в лучшем случае разорвутся барабанные перепонки. Когда Стукалов всплыл, из его ушей хлестала кровь. Такова цена лишь одного эпизода фильма.
    Голубая бухта, Севастополь
    Чуть не погиб Коренев и в другом эпизоде – когда прыгает в воду на цепи. Цепь была очень длинной и тяжелой, конец ее держал матрос на палубе. Коренев прыгнул, а матрос случайно выпустил цепь из рук. К счастью оператор, стоявший в воде, отбросил камеру и успел поймать Ихтиандра. Если бы не успел – цепь утащила бы актера на дно. Самостоятельно отстегнуть пояс, к которому она крепилась, он бы не смог.
    Акул, опасных для людей, в Черном море нет: к радости отдыхающих и к горю съемочной группы. Сначала выпотрошили большую белугу, но в роли акулы она не смотрелась. Мало того, ценную рыбину требовалось вернуть рыбакам – в итоге чуть не утоп оператор. Все вынырнули подышать, а у Розовского тяжелая камера и рыбина в руках. Еле всплыл, но белугу не потерял.
    Сделали акулу из дерева, но она, двигаясь в воде, оставляла пенистый след, как торпеда. Сделали более сложный резиновый муляж – внутри водолаз. Но резиновая акула оказалась слишком тяжелая и двигалась медленно. В итоге рыбаки наловили настоящих некусачих акул, но у них на спине оказался ядовитый шип. Механик группы прикоснулся и чуть не остался без руки.
    Наловили катранов – совсем неопасные, но маленькие акулы. Чтобы их увеличить, на камеру установили специальный объектив. Однако акулы совсем не хотели в кинозвезды и плыли не в ту сторону и не тем боком. Чтобы заставить их работать, рыбин трепали, били, мяли, выворачивали хвосты. Однажды Розовский в сердцах выкинул рыбину на берег. Оказалось, воздух подействовал на нее опьяняюще. Так и снимали, периодически выкидывая акул на берег.
    Отвесные скалы Карадага

    Моментальная популярность

    Премьера фильма состоялась в январе 1962 года, а к началу лета картина уже вышла на рекордные показатели: ее сборы достигли 40-миллионной отметки. Во всех городах, где демонстрировался фильм, царил ажиотаж: билеты на все сеансы были раскуплены за несколько дней. Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев мгновенно превратился в национального кумира.
    Он рассказал: «После выхода фильма моя популярность среди женщин была просто невероятной, достаточно сказать, например, что весь подъезд до шестого этажа был разрисован губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счет. Женщины стояли сотнями на улице и ждали меня после каждого спектакля. Я получал огромное количество писем: за год где-то около десяти тысяч. Ответить на них, даже прочесть, было просто невозможно, я их складывал в коробку от холодильника».

     Галина Шурепова (дублер Вертинской и каскадер-подводник) о съемках фильма

    Как-то прогоняли мы сцену, в которой Ихтиандр поднимает со дна утонувшую Гуттиэре. Я должна была плавно упасть на десятиметровую глубину, а для этого под тонкий купальник нужно было надеть четыре килограмма свинцовых грузов, сделать несколько вдохов из акваланга, который находился у спускавшегося рядом со мной помощника оператора, и только после этого «утонуть». Затем снова включалась камера, подплывал Ихтиандр и выносил меня на поверхность. Сделали первый дубль. Вроде все получилось нормально.
    Но оператор стал кричать: «Почему при подъеме у тебя воздух изо рта идет? Такого быть не может!». Он же не специалист и не мог знать, что если бы я не выдыхала воздух, то получила бы баротравму легких. «Пусть тогда Ихтиандр твою голову у себя под мышкой держит», — предложил оператор. Так и сделали. Все, кто смотрит картину, не знают, кого на самом деле спасает Ихтиандр.
    А во время работы над эпизодом, в котором героиня фильма проплывает через отверстие в скале, я чуть не утонула. Подходящей скалы на дне не нашлось, и пришлось изготавливать макет. Когда на суше делали отверстие, забыли убрать небольшие каркасные штыри. Стала я во время съемок проныривать через это отверстие и зацепилась купальником за штырь.
    Пытаюсь выбраться, извиваюсь всем телом — ничего не получается. Глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах потемнело, я рванулась изо всех сил, сорвала с себя купальник, вылетела голая на поверхность и потеряла сознание. Еле откачали. Очнулась — и снова на глубину. Случались во время съемок и казусы. В Черном море водоросли небольшие, и чтобы создать красивую картину морского дна, их искусственно «высаживали». Вечером помощники долго и любовно «выращивали» сад, а утром, когда мы приступили к съемкам, выяснилось, что все «насаждения» за ночь… съела рыба.

    Вспоминает режиссер фильма Владимир Александрович Чеботарёв

    Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок.
    Съемки под скалой Ифигения в Кастрополе
    Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Получается, что именно мы нашли это место. В Финляндии мы нашли старую рыболовецкую шхуну, которую назвали «Медуза». Её пригнали к берегам Ласпи.
    Так мы начали снимать. Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги?». Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав.
    В съёмках фильма участвовало пять подводников. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Например, сцена ареста Ихтиандра. Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника.
    Критика встретила фильм резко отрицательно. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали меня в отходе от романа и дурном вкусе. А зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.
    Песня рыбака
    муз.А.Петрова, сл.Ю.Друниной

    Уходит рыбак в свой опасный путь.
    “Прощай”, — говорит жене.
    Может, придется ему отдохнуть,
    Уснув на песчаном дне.
    Бросит рыбак на берег взгляд,
    Смуглой махнет рукой…
    Если рыбак не пришел назад,
    Он в море нашел покой.
    Припев:
    Лучше лежать во мгле,
    В синей прохладной мгле,
    Чем мучиться на суровой,
    Жестокой проклятой земле.
    Будет шуметь вода,
    Будут лететь года,
    И в белых туманах скроются
    Черные города.
    Заплачет рыбачка, упав ничком.
    Рыбак объяснить не смог,
    Что плакать не надо, что выбрал он
    Лучшую из дорог.
    Пусть дети-сироты его простят,
    Путь и у них такой,
    Если рыбак не пришел назад,
    Он в море нашел покой.
    Нам бы …
    муз.А.Петрова, сл.С.Фогельсона

    Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно.
    Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино.
    Там под океаном
    Мы трезвы или пьяны —
    Не видно все равно.
    Эй моряк, ты слишком долго плавал.
    Я тебя успела позабыть.
    Мне теперь морской  по нраву дьявол.
    Его хочу любить.
    С якоря сниматься, по местам стоять.
    Эй, на румбе, румбе, румбе так держать!
    Дьяволу морскому
    Свезем бочонок рому,
    Ему не устоять.
    Эй моряк, ты слишком долго плавал.
    Я тебя успела позабыть.
    Мне теперь морской  по нраву дьявол.
    Его хочу любить.

  2. iSmAiLoV Ответить


    1961. Режиссёр: Владимир Чеботарёв. В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов, Владлен Давыдов, Анатолий Смиранин, Николай Кузьмин, Юрий Медведев, Станислав Чекан.
    Доктор Сальватор – учёный-экспериментатор из Южной Америки. На старости лет он выкопал себе многоэтажную берлогу на берегу моря, в которой не только проживает, а и работает. Его конёк – это трансплантология, пересадка органов одного организма другому.
    За свою жизнь доктор провёл множество подобных операций с разным успехом. Самая значимая – это пересадка жабр одному мальчику в помощь его больным лёгким. Жабры прижились, и Сальватор, на радостях, усыновил мальчишку, дав ему новое имя – Ихтиандр. Рыбочел по-нашему.
    Его жизнь сложна и интересна одновременно. Подводный мир, в котором ему приходится проводить большинство времени, красив и разнообразен. Но Ихтиандра периодически тянет к общению с себеподобными людьми. А из-за смешного костюма со странным шлемом, который пошил ему папка, люди сторонятся его. И даже называют “Морским дьяволом”, что не может не печалить странноватого, но любвеобильного отрока.
    Однажды довелось Ихтиандру Сальваторовичу поучаствовать в спасении одной девушки от акулы. Девушка была так прекрасна, а купальник был так прозрачен, что это событие стало своеобразным катализатором интеграционных процессов в жизни двоякодышащего паренька. Он твёрдо решил выбраться на берег и отыскать свою музу. Гуттиэре…
    ? ? ?
    «Человек-амфибия» – один из первых советских фильмов, для которого активно велись подводные съёмки. Более того – в цвете! Причём снимали не только в специальном аквариуме в Ленинграде, а и в настоящем море. Режиссёру не понравилось Чёрное море своей скромной флорой и фауной, но поехать снимать за границу не позволила бы ни партия, ни бюджет кинокартины. Поэтому практически все водоросли, что мелькают в кино – это сделанные из верёвок, пенопласта и пластмассы муляжи.
    Красивые отвесные обрывы Карадага и мыса Айя должны были олицетворять суровые аргентинские скалы.


    Охоту на Ихтиандра устроили под скалой Ифигения в Кастрополе.
    Встреча Ихтиандра и Гуттиэре состоялась на каком-то пролетарском празднике. Дело было в Голубой бухте Севастополя.


    Там же.
    В этой картине мог засветиться и Новый Свет. Но, к сожалению, ни одна сцена, снятая здесь, в фильм так и не попала.


    Основной же полигон располагался в бухте Ласпи. Здесь снимали как надводные, так и подводные сцены.

  3. Cererana Ответить

    Человек-амфибия тот редкий случай, когда книга и экранизация одинаково хороши. При этом они разнятся по своей атмосфере.
    Минуло уже много десятков лет, а фильм все также производит светлое впечатление. В нем нет ничего лишнего, он такой же красивый и легкий, как многие ленты 60-х. Отдельного слова заслуживают песни к Амфибии. Наверное каждый хоть раз слышал:”… Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть.. .»
    Но кроме всех тех положительных сторон, что есть в фильме, основным достоинством, без которого трудно себе уже представить картину являются несомненно Анастасия Вертинская и Владимир Коренев. Говорят, главный герой экранизации даже составлял конкуренцию М. Магомаеву в те годы. А лично я смотрю в основном из-за красавицы Вертинской, чей образ сразил миллионы навсегда! И никакие Меган Фоксы никогда не встанут рядом с изяществом, красотой, талантом и грацией.
    А основной мыслью Беляева была мысль о том, чтобы дать Человеку полную Свободу от того рабского существования, что являет собой капитализм, социализм и др. формы мироустройства. Жизнь в свободном Океане. Жизнь где нет полиции, милиции, банкиров, машин, денег, правительств.. . Есть только Свобода. Очень красиво!
    10 из 10

  4. Vikasa Ответить


    Художественный фильм “Человек-амфибия”, снятый по роману Александра Беляева, заслуженно входит в золотой фонд советского кино. Фильм славен не только сюжетом, режиссурой, великолепным актёрским ансамблем. Славен он уникальными для тех лет подводными съёмками. Говорят, что из за их сложности от экранизации в конце 40-х отказались в Голливуде – никто не знал в те времена как это снимать

    Рассказов о том как проходили эти самые подводные съёмки в сети не мало. В том числе и в моём журнале. Но большинство из них страдает одним недостатком – они воспринимаются на уровне актёрских баек – нет документальных подтверждений. Сегодняшний рассказ о съёмках этого легендарного фильма будет опираться только на документально подтверждённые факты
    Вот, к примеру, как описывают технологию подводных съёмок. Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Вертинская или Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько и снимали. Потом давали сигнал “стоп”, и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом и были сделаны все подводные съёмки.
    А вот подтверждение – Ихтиандр дышащий воздухом из акваланга (правда из за маски не видно – Коренев это, или его дублёр)

    А вот Ихтиандр в другой маске – для подводного плавания обычных людей

    Помните этот красивый фрагмент фильма – Гутиэре после нападения акулы лежит бездыханной на дне

    А Ихтиандр поднимает её на поверхность

    На тренировках подводники научили Анастасию Вертинскую, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать.

    И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, акваланг у неё отбирали

    К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. И всё без дублёрш. Вертинская работала сама

    Обратите внимание на осветительные приборы, которыми работали помощники оператора

    А вот и сам оператор. Вот эта сложная штука перед ним – камера в защитном кожухе с баллансирами для плавных движений

    А вот во время съёмки сцены опускания на дно Ихтиандра, привязанного к якорю, на дне снимали Коренева, а опускали куклу

    А это работа подводных художников-постановщиков – сделать из черноморского дна южные моря

    из сделанных на поверхности макетов.

    А живность в Чёрное море “добавляли”, снимая через аквариум с рыбой. Вот виден его кусочек и помощник оператора, подсвечивающий проплывающих перед камерой рыб
    Но не всё делалось под водой.

    Часть подводных съёмок проходило в студии через аквариум

    А вот какой красивый кадр – Ихтиандр на дельфине на фоне садящегося Солнца

    Вот только дельфин не настоящий

    а надувной

    Рог из картона

    Да и само Солнце тоже

    А снимали эту сцену в прибрежном бассейне

    через фильтры

    Вот так благодаря смекалке оператора Эдуарда Розовского, придумавшего большинство из этих устройств для подводной съёмки, и помощи профессиональных подводников во главе с Рэмом Стукаловым, был снят один из самых красивых фильмов советского кино

    [Источники…]
    Использованы кадры со съёмок х/ф “Человек-амфибия”, реж. Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, Ленфильм, 1961 год
    Смотрите также:



    Анастасия Вертинская
    и Владимир Коренев
    в фильме “Человек-амфибия”
    Почему Михаил Козаков
    сыграл злодея Зуриту
    в “Человек-амфибия”
    “Человек-амфибия”. Как проходили
    уникальные подводные съёмки

  5. Фикса Ответить


    22.12.2008

    В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав 65,5 млн. зрителей. Это был рекорд для тех лет. Министр культуры Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов». На фестивале фантастических фильмов в Триесте «Человек-амфибия» получил «Серебряный парус». Второе место было не просто почетным, а невероятным, ведь первое взяли «Звездные войны».
    «Эти события начались с появлением у берегов скалистого мыса таинственного и странного существа. Оно было похоже на человека с рыбьей чешуей и огромными жабьими глазами. Рыбаки прозвали его «Морским Дьяволом»…. Так сорок два года  назад начинался фильм, полюбившийся зрителям навсегда.
    В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х. Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х. Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.
    Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.
    Крымские съемки проходили в бухте Ласпи и на Карадаге. Первоначальный рабочий вариант подводных съемок и подводные тренировки артистов и операторов в Новом Свете, но в фильм они не попали. В бухте Ласпи Ихтиандр нырял, а все, что с ним происходило под водой, снимали в питерском бассейне с поролоновыми водорослями и фанерными акулами. А вот «сухопутную» часть заграничного городка – дома и улицы – отсняли в Баку.
    «…Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода. И, наконец, выбрали Черное. Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. А гримеры, костюмеры и операторы пребывали в панике: как снимать, никто не знал. Как сделать грим Ихтиандру, чтобы он не смывался? А костюм? А аппаратура? В состоянии легкого шока команда отправилась на съемки в Крым.
    Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли. Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили его из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался. Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма». Коренев в ту пору был худым, ему делали «толщинки», чтобы Ихтиандр не казался совсем уж «доходягой». Костюм был очень тонкий, а на глубине 10 метров даже в самый жаркий день вода ледяная. Коренев все время мерз, вылезал на берег, и его закутывали в шубу. Местные жители с опаской посматривали на группу странных людей: один в жару сидит в шубе, от другого бьет электричеством – это оператор Розовский изобретает спецаппаратуру. «То, что мы делали тогда, сейчас трудно представить, – вспоминает оператор. – Брали 10-киловаттные приборы и, заизолировав концы, опускали их в воду. Включали – считайте, что коллективная смерть… Но надеялись, что никого не убьет. Наверно, это от непонимания того, что происходило»…
    Жила съемочная группа в палаточном городке в бухте Ласпи, недалеко от Севастополя. Актеры работали без аквалангов, и воздух в их легких, понятно, заканчивался. Тогда к ним подплывали подводники и давали подышать. Фраза, например: «Вертинская кончается» – означала, что актрисе нужен кислород. Почти все Коренев и Вертинская делали сами, лишь в самых сложных трюках их заменяли дублеры. Дублером Коренева был чемпион СССР подводник Стукалов. Однажды оба они чуть не погибли. В фильме есть эпизод, когда Ихтиандра, привязанного к якорю, сбрасывают в воду, и вдруг у Коренева не сработал акваланг. На такой глубине – это смерть. Стукалов сделал глубокий вдох, снял с себя акваланг, надел на Коренева. А сам мгновенно ушел вверх. Все замерли – давление несколько атмосфер, а он всплывает быстро. Подводники знают, что в лучшем случае разорвутся барабанные перепонки. Когда Стукалов всплыл, из его ушей хлестала кровь. Такова цена лишь одного эпизода фильма.
    Чуть не погиб Коренев и в другом эпизоде – когда прыгает в воду на цепи. Цепь была очень длинной и тяжелой, конец ее держал матрос на палубе. Коренев прыгнул, а матрос случайно выпустил цепь из рук. К счастью оператор, стоявший в воде, отбросил камеру и успел поймать Ихтиандра. Если бы не успел – цепь утащила бы актера на дно. Самостоятельно отстегнуть пояс, к которому она крепилась, он бы не смог.
    Акул, опасных для людей, в Черном море нет: к радости отдыхающих и к горю съемочной группы. Сначала выпотрошили большую белугу, но в роли акулы она не смотрелась. Мало того, ценную рыбину требовалось вернуть рыбакам – в итоге чуть не утоп оператор. Все вынырнули подышать, а у Розовского тяжелая камера и рыбина в руках. Еле всплыл, но белугу не потерял.
    Сделали акулу из дерева, но она, двигаясь в воде, оставляла пенистый след, как торпеда. Сделали более сложный резиновый муляж – внутри водолаз. Но резиновая акула оказалась слишком тяжелая и двигалась медленно. В итоге рыбаки наловили настоящих некусачих акул, но у них на спине оказался ядовитый шип. Механик группы прикоснулся и чуть не остался без руки. Наловили катранов – совсем неопасные, но маленькие акулы. Чтобы их увеличить, на камеру установили специальный объектив. Однако акулы совсем не хотели в кинозвезды и плыли не в ту сторону и не тем боком. Чтобы заставить их работать, рыбин трепали, били, мяли, выворачивали хвосты. Однажды Розовский в сердцах выкинул рыбину на берег. Оказалось, воздух подействовал на нее опьяняюще. Так и снимали, периодически выкидывая акул на берег…».
    Премьера фильма состоялась в январе 1962 года, а к началу лета картина уже вышла на рекордные показатели: ее сборы достигли 40-миллионной отметки. Во всех городах, где демонстрировался фильм, царил ажиотаж: билеты на все сеансы были раскуплены за несколько дней. Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев мгновенно превратился в национального кумира.
    Он рассказал: «После выхода фильма моя популярность среди женщин была просто невероятной, достаточно сказать, например, что весь подъезд до шестого этажа был разрисован губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счет. Женщины стояли сотнями на улице и ждали меня после каждого спектакля. Я получал огромное количество писем: за год где-то около десяти тысяч. Ответить на них, даже прочесть, было просто невозможно, я их складывал в коробку от холодильника».
    Вспоминает Галина Шурепова (дублер Вертинской и каскадер-подводник):
    Как-то прогоняли мы сцену, в которой Ихтиандр поднимает со дна утонувшую Гуттиэре. Я должна была плавно упасть на десятиметровую глубину, а для этого под тонкий купальник нужно было надеть четыре килограмма свинцовых грузов, сделать несколько вдохов из акваланга, который находился у спускавшегося рядом со мной помощника оператора, и только после этого “утонуть”. Затем снова включалась камера, подплывал Ихтиандр и выносил меня на поверхность. Сделали первый дубль. Вроде все получилось нормально. Но оператор стал кричать: “Почему при подъеме у тебя воздух изо рта идет? Такого быть не может!”. Он же не специалист и не мог знать, что если бы я не выдыхала воздух, то получила бы баротравму легких. “Пусть тогда Ихтиандр твою голову у себя под мышкой держит”, – предложил оператор. Так и сделали. Все, кто смотрит картину, не знают, кого на самом деле спасает Ихтиандр.
    А во время работы над эпизодом, в котором героиня фильма проплывает через отверстие в скале, я чуть не утонула. Подходящей скалы на дне не нашлось, и пришлось изготавливать макет. Когда на суше делали отверстие, забыли убрать небольшие каркасные штыри. Стала я во время съемок проныривать через это отверстие и зацепилась купальником за штырь. Пытаюсь выбраться, извиваюсь всем телом – ничего не получается. Глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах потемнело, я рванулась изо всех сил, сорвала с себя купальник, вылетела голая на поверхность и потеряла сознание. Еле откачали. Очнулась – и снова на глубину. Случались во время съемок и казусы. В Черном море водоросли небольшие, и чтобы создать красивую картину морского дна, их искусственно “высаживали”. Вечером помощники долго и любовно “выращивали” сад, а утром, когда мы приступили к съемкам, выяснилось, что все “насаждения” за ночь… съела рыба.
    Режиссер фильма Владимир Александрович Чеботарёв: «Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок. Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Получается, что именно мы нашли это место. В Финляндии мы нашли старую рыболовецкую шхуну, которую назвали «Медуза». Её пригнали к берегам Ласпи. Так мы начали снимать. Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги?». Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав.
    В съёмках фильма участвовало пять подводников. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Например, сцена ареста Ихтиандра. Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника.
    Критика встретила фильм резко отрицательно. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали меня в отходе от романа и дурном вкусе. А зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.
    Источник: http://www.krimoved.crimea.ua

  6. Arcaneweaver Ответить

    Режиссер Александр Атанесян не собирался привозить «морского дьявола» в Крым. Всю картину планировали снять на Кубе – с ее «застывшей» атмосферой 50-х, обшарпанными фасадами и старыми автомобилями, рыбачьими поселками и шхунами, настоящими мулатами и индейцами, карибскими пейзажами, наконец.
    Ихтиандра не пустили в канализацию Фиделя Кастро
    «Каждый наш шаг отслеживали, – вспоминает Атанесян. – Вместе с нами работали много кубинцев, и, когда мы снимали сцены на корабле, «агенты» переписывали всю съемочную группу на случай возможного бегства во Флориду. Из-за «переписи» съемки каждый раз переносились на несколько часов».
    Но самый убийственный случай был связан с несостоявшимся прыжком Ихтиандра. По сценарию он должен был прыгнуть в воду с парапета за сумочкой Гуттиэре. Ассистенты подыскали место на набережной возле гостиницы в Гаване. Но люди из администрации сообщили, что снимать нельзя. Атанесян удивился: может, хищные рыбы или опасное дно? Ему доходчиво объяснили, что в 300 м выход канализации из резиденции Фиделя Кастро. «Стоки ядовиты?» – не унимался Атанесян. «Нет, стерильны, – ответили ему кубинцы, – но здесь нельзя снимать».
    «И тогда я спросил у них, – вспоминая, все равно горячится Александр Ашотович, – на каком расстоянии находится резиденция. Мне сказали, что в 17 км! Вероятно, местные спецслужбы допускали, что Ихтиандр действительно дышит жабрами, проплывет по канализации в резиденцию и что-то там сделает Фиделю Кастро!»
    «Карибский кризис» разразился из-за одного интервью Атанесяна, где он неосторожно заметил, что на Кубе все хорошо, кроме социализма. Режиссера объявили персоной нон грата.
    Адомайтис оперировал в Воронцовском дворце
    На Кубе команде «Человека-амфибии» не хватило недели: отснять несколько сцен в лаборатории доктора Сальватора, в комнате Ихтиандра и на шхуне Педро Зуриты, а также пару каскадерских трюков.
    Утомленные карибским солнцем кинематографисты транзитом через Москву прибыли в Крым. Подходящее помещение для доктора Сальватора и его сына присмотрели в Воронцовском дворце. Там пустовала оранжерея.
    Стену оранжереи художник превратил в рельефную карту Южной Америки. Потом там появились операционный стол, хирургические инструменты, «морально устаревшие» исследовательские приборы и заспиртованные уродцы в банках. Для хранения костюма Ихтиандра оформили стеклянную витрину.
    – Костюм очень красивый, но ужасно неудобный, – рассказывает «человек-амфибия» Саид Дашук-Нигматуллин. – Он трехслойный, обработан силиконом и лаком. Хорошо, что больше в нем приходилось плавать моему дублеру – двукратному чемпиону мира по подводному плаванию Андрею Диденко. Я же под водой чаще работал в обычной одежде.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *