Горе от ума как можно понимать смысл названия комедии сочинение?

5 ответов на вопрос “Горе от ума как можно понимать смысл названия комедии сочинение?”

  1. Agahuginn Ответить

    Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Что же такое ум в комедии “Горе от ума” и кто является в ней умным человеком?
    Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” – комедия, перешагнувшая классицизм.
    Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
    В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы” (И. А. Гончаров).
    Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?” Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. “Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: “Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. (И. А. Гончаров)
    Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав “умным” Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий “благоразумия”, которые в “Горе от ума” связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
    Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

  2. pharaoh Ответить

    «Горе от ума» — первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
    Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
    Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
    Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.
    У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.
    Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».
    У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них
    разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»
    Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
    Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
    Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

  3. kas Ответить

    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    Учились бы, на старших глядя.
    Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.
    Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, — с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.
    Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.
    Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
    27598 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Смысл названия комедии «Горе от ума»

    Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Laikelv Ответить

    А. С. Грибоедов подчеркивает то, что Чацкий – умный и образованный человек, который несколько лет провел за границей, где приобрел много новых знаний.
    По приезде на Родину Чацкий пытается изменить общество к лучшему, однако окружающие не готовы прощаться со своим привычным образом жизни, поэтому считают главного героя сумасшедшим.
    При написании сочинения «Смысл названия «Горе от ума»» нужно отметить, что образованность Чацкого, его стремления исправить общественные принципы приводят героя к горю: он оказывается никем не понятым, на него клевещет его возлюбленная Софья, из-за чего ему приходится уехать из дома Фамусова.

    Любовная линия

    Комедия начинается любовным конфликтом. Говоря кратко, главный герой приезжает к Фамусову, чтобы увидеться после долгой разлуки с Софьей, которая в свою очередь любит другого – Молчалина. Возникновение в произведении двух любовных треугольников, связанных с образами Чацкого, Софьи, Молчалина и Лизы, помогает подчеркнуть комичность ситуации. Любовные линии помогают в раскрытии основного конфликта, связанного с противостоянием «века нынешнего» и «века минувшего». Для фамусовского общества любовь не имеет никакого значения: Молчалин пользуется Софьей, чтобы добиться собственных целей. Чувства же Чацкого искренни и истинны, что вновь подчеркивает его нравственное начало.

  5. skippy Ответить


    Первоначальный вариант названия этой пьесы – «Горе уму», в таком варианте содержался намек на упадок в современном А.С. Грибоедову обществе. Автор, вероятно, пытался предостеречь окружающих о возможных событиях. «Горе уму» звучит почти как лозунг, как своеобразное предостережение.
    Если торжествует не ум, значит, вокруг царит глупость. В дальнейшем драматург заменил название, указав на причину несчастий, выпавших на долю главного героя. В самом наименовании пьесы автор намекает на его дальнейшую судьбу.

    Почему ум приносит горе?

    Чацкий – яркий образчик ума, вызывающего горе. Ум сам по себе, будучи просто идеей, не приносит бед, но, найдя свое воплощение в фигуре центрального персонажа, становится виновником всех несчастий.
    У героя в заданных обстоятельствах практически нет другого варианта судьбы – только страдания и одиночество. Это рок, преследующий всех людей с прогрессивными взглядами. Неслучайно появилась народная мудрость, что в своем отечестве нет пророков.

    Соотношение ума Чацкого и житейской мудрости

    Александр Сергеевич Грибоедов описывает почти прописную истину: ничего хорошего не выйдет, если слишком много умничать. Чтобы добиться успеха нужно проявлять гибкость. В результате бесконечные споры Чацкого с окружающими, попытки изменить их жизненную философию, не приносят желаемого эффекта. Такой вариант не срабатывал никогда. Как известно, в спорах истина не рождается, несмотря на популярную поговорку.
    Обычные люди живут в обычном мире, им нет дела до высоких материй. Комфорт намного важнее, эту идею в наиболее яркой форме воплощает в себе Фамусов. Главный «антигерой» считает высшей ценностью социальное положение и богатство. Большинство людей стремится именно к достижению этих целей, так как деньги и власть дают самое ощутимое преимущество.
    Вне всяких сомнений, идеалы Чацкого более важны. Что может быть более ценным, чем реализация и раскрытие личности, развитие культуры. Именно эти ценности воплощают в себе идею ума, но в такой форме ум не очень практичен, он не приносит явных выгод. Весомую пользу в житейском смысле приносят именно взгляды, господствующие в фамусовском обществе.

    Как в пьесе раскрывается ее название?

    Анализ текста пьесы позволяет прийти к выводу, что именно споры умного Чацкого с глупым окружением стало причиной такого названия. Под горем драматург понимает судьбу героя. Его образ мыслей, хорошее образование, та страстность и пылкость, с которой он отстаивает свои убеждения, приводят лишь к потерям и изгнанию из родного города.
    Даже его любовные отношения терпят крах. Ум, при этом, Александр Грибоедов понимает как честность и мужество центрального персонажа.
    Пьеса приобрела статус шедевра русской литературы уже после смерти автора, потому что многие детали были запрещены цензурой.

Добавить комментарий для skippy Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *