К какому периоду относится возникновение государственности у восточных славян?

15 ответов на вопрос “К какому периоду относится возникновение государственности у восточных славян?”

  1. зая я твой Ответить

    Как уже было сказано, Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы. В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь – вотчинники – бояре – мелкие земельные держатели). Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.
    Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый. Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений. Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов). Свободные же общинники делились на людей и смердов.
    Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века. Но уже с середины XI в. проявились тенденции к распаду Киевской Руси. Они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце XI в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом.
    После смерти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управления – княжеские съезды (в источниках – сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья старались сохранить единство Руси. Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чужие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевладения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против половцев и др.
    На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съездов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоотношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокняжеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюбским в 1169 г. Киева. В XII в. на территории Древнерусского государства насчитывалось 15 отдельных земелькняжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале XIII в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в XIV в. – около 250 [2].
    Древнерусские князья и их политика представлены в Приложении.
    2. Теории происхождения Древнерусского государства
    Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства [7].
    Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян
    Норманнская теорияЦентристская теорияАнтинорманнская теорияДревнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных славянДревнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варяговУ восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается
    Норманнская теория, повествует о том, что государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о том, что племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, перессорились между собой и в 862 г. для установления порядка призвали на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика и его братьев. Варяги и установили на Руси государственный строй. Сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство, дали ему название «Русь» и положили начало русской государственности и правящей династии.
    Данный факт многие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Российскую Академию наук, данную версию признали самой правдоподобной и заявили, что Российское государство и даже его название – скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расценены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понятны, если учесть специфику государственно-политического развития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы – Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристократическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волынский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П.В. Долгорукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Елизаветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немецким засильем, М.В. Ломоносову.
    Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне социального и политического развития, чем варяги. Другой аргумент – один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Пруссия, это искаженное «Поруссия», а руссы-пруссы – славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу.
    Несомненны факты – в основе летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядовых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дворе князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников – дипломатов скандинавского происхождения – Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Нужно учитывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с которой считалась вся Европа.
    Спорные вопросы норманнской теории
    Наиболее оптимальным является, при разумном объединении доводов сторон в этом споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. предпосылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и непосредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружины. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государственность и ее основные институты. Варяги сыграли роль своеобразной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы [2].
    Но есть и другая версия. Гостомысл (князь Новгорода) велел перед своей смертью, чтобы его наследником обязательно стал потомок Рюрика-варяга, женатого на его дочке Умиле. В «повести временных лет» можно прочитать, что на поиски князя для себя старейшины финских и финских племён отправились к варягам, за море. Известный исследователь Лихачёв Д.С. пишет в переводе данной летописи, что тогда варяги имели прозвание «русь» и пришли княжить братья: Рюрик по старшинству – в Новгороде, Трувор – в Изборске, а Синеус был посажен в Белоозере. Так и начала называться Русская Земля.
    Также существует версия Лихачёва, согласно которой письменные доказательства «призвания варягов» является поздней вставкой в летопись. Эта легенда якобы была создана печерскими монахами для того, чтобы подчеркнуть независимость и самостоятельность Руси от Византии. Данное сказание (по мнению самого Лихачёва) является отражением одной из средневековых традиций поиска истоков правящих династий среди древних иноземных знатных народов. Делалось это в первую очередь для поднятия авторитета в глазах подданных.
    Другие исследователи приходят к выводу, что «варяжская тема княжения» может вполне отвечать фольклорному бродячему сюжету о возникновении государственной власти и о том откуда растут корни правящей династии (подобные сюжеты имеются в легендах различных этносов). В других летописях (Троицкой, Ипатьевской и Лаврентьевской) монахи, которые переписывали «Повесть временных лет» называют не варягов, а одно из соседствующих с чудью племя. Основным аргументом данной теории считается факт существования города Старая Руса на реке Руса до появления варягов.

  2. Без смысла Ответить

    2. Появление государства у восточных славян.
    а) Первые упоминания о Руси.
    Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром , греки называли их антами , скифами, сарматами, готские историки – росоманами ( русыми людьми) , а арабы – русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.
    Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами , в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию , утверждая , что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами ( варягами ) : в середине IX века ( по летописи в 862 году ) по призванию новгородских славян , кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик , которого , по- видимому, призвали для того , чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий , объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
    Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов , венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.
    б) Основание Киева.
    Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события , связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен , названного по имени , ставшего позднее столицей древнерусского государства.
    Летопись рассказывает , что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата . Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь , был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно , осел со своей дружиной на Дунае , оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега , где и скончался . Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии , которые говорят о том , что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа , бывшее центром полянского союза племен .
    История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства . Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.
    в) Образование государства у восточных славян .
    К началу VIII века имя Русь стало применяться к восточным славянам – это говорит о возникновении государственности у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.
    Накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен , объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель . Именно здесь на привольных черноземных землях , в условиях благоприятного климата , на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения . Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия , скотоводства , огородничества , совершенствовались железоделательное , гончарное производство , зарождались другие ремесленные специальности . Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира . Улучшались орудия труда . Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг , при уборке урожая стали использовать серпы . Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое . С каждым годом расширялись пахотные земли , широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли . Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях , заменяя собой подсечное земледелие , которое характеризовалось очищением земли из-под леса , использованием ее до истощения , а потом забрасыванием . Широко стало практиковаться унаваживание почвы . А это делало урожаи более высокими , обеспечение жизни людей более прочным . Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому , что отдельная семья , отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода , сородичей . Единое родовое хозяйство стало распадаться , огромные дома , вмещающие до ста человек , все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам . Общая родовая собственность , общая пахотная земля , угодья стали распадаться на отдельные участки , принадлежащие семьям . Появившееся плуг с железным лемехом , железный топор , лопата , мотыга , лук и стрелы , стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека , отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины .
    Теперь она стала соседской , где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности . Так зарождалось право частного владения , частной собственности , появилась возможность для отдельных сильных семей
    Освоить большие участки земли , получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности , создать определенные их излишки накопления . В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей , старейшин , племенной знати , воинов , окружавших вождей . Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих , углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников . Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда . Сами ремесленники стали селиться там , где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия .
    Такими местами становились , конечно , поселения , расположенные там , где находились святыни , куда прибывало множество людей на поклонение .Это способствовало образованию городов , развитию торговых связей.
    Города зарождались как поселения , которые выполняли единовременно все политические , хозяйственные , религиозные , военные задачи . Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры , объединяя огромные территории между собой , которые приобрели статус государства .
    г) Формирование Киевской Руси как государства .
    Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств . Оно шло в двух основных формах : в Великой Моравии , на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов ; в Сербии , Хорватии , Словении – в пределах одного союза племенных княжеств . За исключением территорий к югу от Дуная , отнятых славянами у Восточной Римской империи , славянские государства возникли в областях , не входивших в зону античной цивилизации , и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем . Государство восточных славян возникло в IX – X веках . Столицей его стал город Киев . Отсюда повелось название государства – Киевская Русь . Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя , который уже содержал признаки общественного неравенства , будущих классовых отношений . Вожди племени теперь превращались в князей , в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен . Они отмечались богатством , наличием сподвижников и военной поддержки . Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска . Более важную роль играла дружина , лично преданная князю . Она отделялась от племенного ополчения , основной работой которого была война , особенностью-привилегированность в обществе . Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды , которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече . Затем среди людей свободных стали выделять тех , кто должен был им подчиняться – слуг . На низших ступенях общества стояли « холопы » – бедняки общины , неимевшие своих семей и хозяйства . А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » – пленники , занимающиеся принудительным трудом . Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную , разветвленную систему , в которой четко различались социальные различия .
    Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты , как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества ( вече , ополчение из крестьян и ремесленников , суд на основе обычаев ) .
    д) Подчинение восточнославянских племен русским князьям .
    В VIII – X веках киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств . Ведущую роль в этом играла , конечно , военно –служилая знать – дружина . Некоторые из союзов были подчинены в два этапа . .На первом они лишь выплачивали подать – дань , сохраняя внутреннюю автономию . Дань собиралась посредством полюдья – сбора дани с васальных племен с глубокой осени до весны . На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов киевскому князю . Местное княжение ликвидировалось , и представитель киевской династииназначался как наместник . При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый « град » : Владимиро – Волынский , Туров , Смоленск и т. д.
    Земли древлян , дряговичей , радимичей , кривичей были подчинены в IX веке. Вятичи все же долго боролись за свою независимость . Волыняне и хорваты сразу подчинились Киеву , но лишь в конце X века . Земли уличей и тивирцев заняли печенеги , тоже в X веке .
    е) Первые русские князья .
    Как говорилось раньше , родоначальником княжения на Руси стал Рюрик , приглашенный из Скандинавии славянскими племенами . Но после его смерти в 879 году , престол в Киеве захватил его приемник – Олег – объединив два важнейших центра восточных славян : Киев и Новгород . Согласно летописным данным , в 882 году Олег выманил из Киева и убил Аскольда и Дира – варягов , освободивших полян от дани хазарам . Затем он подчинил древлян , северян , радимичей . Князь правил в Киеве 33 года . Легенда о его смерти воспета А. С. Пушкиным в « Песне о Вещем Олеге » . Таким образом , более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси , а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область .
    Приемником же Олега стал Игорь ( 912 – 945 ) , по летописи – сын Рюрика , который был убит при сборе дополнительной дани с древлян в 945 году . Его вдова , Ольга , жестоко отомстила древлянам , раззорив их земли и истребив знать .
    ж) Деятельность первых русских князей.
    Уже во времена правления Рюрика русская рать осущесвляла боевые походы на крымские владения Византии , передвигаясь на быстроходных ладьях по Черному , Азовскому , каспийскому морям , завоевывая побережье Крыма от Херсонеса до Керчи . В следствие этих походов и случайного тяжелого недуга Рюрик первым принял крещение . Благодаря Рюрику к началу IX века Русь освободилась от выплачивания дани хазарам . После Византии Рюрик направился в Малую Азию , завоевывая земли вдоль Днепра , в районах Черного и Азовского морей , Волги , Каспия , а также покоряя греков и хазар , аваров и прибалтов . Итак , Рюрик положил начало зарождению мощной державы с определенными военно – стратегическими интересами .
    Олег же , прийдя к власти укрепил ее , приняв титул великого князя , сделав других князей своими данниками . Он также осуществлял походы на Византию.
    Это было одно из важнейших направлений русской внешней политики , ведь походы киевских князей , заканчивающиеся победой , открывали важнейшие торговые пути , которые сулили процветание и укреплпние едва сформировавшемуся древнерусскому государству .
    Следует также сказать , что первым русским князьям принадлежит инициатива присоединение к титулу « князь » восточного титула « каган ». Этот акт символизировал независимость от Хазарии – турского государства , сложившегося в VII веке в междуречьи низовий Дона и Волги , которое тоже носило название Хазарский каганат .
    3. Киевская Русь в конце IX века.
    Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце IX века , хотя и не до конца . Но к этому времени была ликвидирована автономия почти во всех восточнославянских союзах племенных княжеств , кроме вятичей , волыняней и хорватов . Изменилась и форма взимания дани. Полюдье было ликвидировано . Дань взималась теперь наместниками киевского князя . Две трети ее отправлялось в Киев , а оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместниками . Территории , управляемые княжескими наместниками , получили название – волость .В целом же в IX веке государство именовалось « Русь » , « Русская земля » . Название распространилось со Среднего Приднепровья на всю территорию , подвластную великим киевским князьям .
    III. Заключение .
    Итак , в IX векенашей эры у восточных славян сложилосьфеодальное государство Русь , общая историческая колыбель трех народов : русских , украинцев и белорусов . По имени своей столицы эту державу восточных славян назвали Киевской Русью . От Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV –XVII веков , к Российской империи XVIII – начала XX века и , наконец , к современному государству – России XXI века . Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси , но и выяснить вопрос о том , каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство , которое является нашей Родиной . Этот вопрос интересует ученых и поныне . Чтобы ответить на него , нужно понять исторические корни русского и других славянских народов , выявить их место на древней географической карте Европы , понять их взаимоотношения с другими европейскими народами . Эти вопросы передаются из поколения в поколение , в то время как Россия считается единственной в мире страной , своеобразным мировым мостом , где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия , и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние.
    Список литературы
    С.Г. Горяйнов , А.А. Егоров . История России IX – XVIII в. в. Ростов – на –Дону . « Феникс ». 1996 год .
    Джон Феннер . Кризис Средневековой Руси . Москва . « Прогресс ». 1989.
    Учебное пособие : История России . Москва . « Дрофа ». 2000 год .
    Б.А. Рыбаков . Киевская Русь и русские княжества . Москва . « Наука ». 1993 год .
    А.Н. Сахаров , В.И. Буганов . История России с древнейших времен до конца XVII века . Москва . « Просвещение ». 1997 год .

  3. Anararim Ответить

    Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею. В центре каждой из таких земель был город старший (или «великий»), которому повиновались младшие города. Для управления делами своего города вече выбирало своих людей — «старейшин». Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название «тысячи». Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких. Потестарной (догосударственной) формой социального управления славян в VII—VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
    Позже для решения какой-либо важной задачи (отражения внешней агрессии или захвата новых территорий) несколько племен объединялись между собой в племенной союз. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. В таких союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военноиерархические, происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой (общинной верхушкой). Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики. Так возникает протогосударство, или государство-чифдом (вождество). Оно не представляет собой институции (учреждения), обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения.
    Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосу- дарственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян — Киевский и Новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Киев. Древнерусское государство — Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен (древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей). В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.
    3. Идеологический фактор (государственная религия как способ обретения политической идентичности). Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси также имело первостепенную политическую важность. Речь шла о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя. Инициатива перехода в новую веру принадлежит князю Владимиру.
    Христианство, став государственной религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом. Характерно то, что христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску. После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).
    Таким образом, создание единой восточно-славянской государственности, как уже отмечалось, неразрывно связано с процессом этногенеза: складывания славянской народности из племен и начала становления современной нации. На смену догосударственным формам социального управления древних славян — вождеству и военной демократии, ориентированным на естественную общность интересов, кровное родство и примитивное равенство первобытных людей, приходит политическая организация общества — государство. В отличие от потестарных (догосударственных) форм организации людей (общины, племени, союзов племен) государство является формой политической организации общества, которая обладает рядом специфических признаков:
    (1) выступает территориальной организацией населения, несовместимой с принципом родства. Иначе говоря, принадлежность к государству зависит от проживания или рождения индивида на определенной территории, а не от клановой или расовой принадлежности;
    (2) централизованным аппаратом управления, обладающим монополией на легитимное насилие, который обеспечит защиту закона и поддержание порядка, располагая для этого военной силой, органами принуждения;
    (3) специализированной и привилегированной правящей группой (классом), выделившейся из общества и монополизировавшей право на принятие важнейших политических решений. Как и всякая группа господства, государство доверяет меньшинству средства решения и ориентации общей деятельности общества. В этом смысле государство наделяется властью вмешиваться во все области жизни, и оно осуществляет это благодаря «рациональной» администрации — бюрократии, т.е. слою людей, профессионально занятых управлением на постоянной основе.

  4. b@ndit Ответить

    3)Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.
    4)Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.
    5)Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.
    В VIII-IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.
    Образование государствау восточных славян было вызвано внутренними предпосылками.
    Это:
    1)развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),
    2)возникновение имущественного и общественного неравенства,
    3)образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,
    4)создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.
    Внешние предпосылки образования государства у восточных славян:
    1)оборона от вторжений других племен и кочевников,
    2)завоевание новых территорий и земель.
    Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в , когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако… Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны). У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки Волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил… по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрикстал княжить в городе Ладаге, а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян. Далее по «Повести временных лет» в 879г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманнской проблемы».Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sinehus, thruwaring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в. В середине IХ в., когда вар
    яги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В середине IХ в.по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.

  5. tvoy_zaychik Ответить

    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    ЛЕКЦИЯ 1. Тема: «Предмет история отечественного государства и права. Методология. Историография».
    Салтыкова Светлана Александровна
    Периодизация истории отечественного государства и права.
    Дисциплина изучает:
    · Развитие институтов государственной власти и эволюцию правовой системы в истории России
    Методы изучения:
    · Диалектический метод
    · Сравнительно-исторический метод
    · Формально-юридический метод
    · Логический метод
    Периодизация истории отечественного государства и права связана с развитием, изменениями в социально-экономической системе.
    Основные этапы развития истории государства и права. Периоды:
    1. Древняя или Киевская Русь (9 век-первая четверть 12 века);
    2. Период феодальной раздробленности ( 30-е годы 12 века- 14 век)
    3. Русское (московское) государство (14 век- конец 17 века). Это период разделяют на два этапа : а) образование единого московского государства ( политическая централизация-14 век-середина 16 века); б) расцвет московского государства (период сословно-представительской монархии/ период соборной монархии) с середины 17 века, во второй половине 17 века начинается переход к 4 периоду
    4. Российская империя периода абсолютизма (абсолютная монархия). Начало 18 века-середина 19 века(до 1861 года).
    5. Российская империя в период перехода к буржуазной монархии. Вторая половина 19 века-начало 20 века. Делится на два этапа: а) период буржуазных реформ Александра 2 (60-70-е годы 19 века). Совершается переход от феодального к капиталистическому укладу, формируется буржуазное общество. Власть монарха остается абсолютной; б) реформы Николая 2 (1905-февраль 1917 года). Начинается переход к новой форме правления- конституционной монархии.
    6. Россия в период буржуазно-демократической республики ( февраль-октябрь 1917 год). Второе название: двоевластие. Россия была декларирована республикой.
    7. Период социалистической революции и советского государства и права (октябрь 1917 год-1990-е годы) . Форма правления: республика советов. В этом периоде выделяется ряд этапов :
    · Период формирования / военный коммунизм – 1917 год-1920-е годы)
    · Период новой экономической политики (НЭП) 1921 год-1928,1929
    · Период государственно-партийного социализма (1930-60е годы). Сращивание государства и партийного механизма.
    · Период кризиса социалистической советской системы (конец 60-х- начало 90-х)
    8. Период перехода к капитализму и развитие демократической республики. (1993-по настоящее время).
    Историография.
    Начало изучения истории начинается в 18 веке.
    Известный труд Татищева В.Н. 1768 год «Истрия Российская с самых древнейших времен».
    Первая половина 19 века Н.М. Кармазин «История государства российского»
    История государства и права начинает изучаться во второй половине 19 века
    Учебник В.Н.Латкина; Филиппова; Сергеевич.
    Одна из самых известных работ которая переиздавалась несколько раз- работа Владимирский-Буданов М.Ф «Обзор истории русского права». Периздавалась в 1995, 2006 году.
    Ключевский В.О. «Курс русской истории». Очень большое внимание он уделяет государственным и правовым институтам.
    Период советской историографии:
    Первый советский учебник «История государства и права СССР» Юшков С.В.
    Греков, Черепнин, Зенин и ряд других авторов .
    Современные источники права:
    Исаев И.А., Титов Ю.П.
    Сборники:
    «Хрестоматия по истории отечественного государства и права». Главный источник!!!
    9 томов «Российское законодательство 10-20-ых веков»
    «Памятники русского права» 8 томов
    Возникновение государственности у восточных славян.
    История славян как самостоятельная этническая единица начинается во 2 или 1 тысячелетии до нашей эры. А первые письменные свидетельства о славянах мы встречаем в первом тысячелетии нашей эры. О славян пишут греческие римские арабские историки и называют славян по разному : анты, венеды, склавины. Анты– это юго- восточная группа славянских племен; склавины- северо-западная группа.
    Существуют разные концепции образования государства и славян.
    Наиболее спорной является норманская теория. Норманская теория была сформулирована немецкими учебными, которые были приглашены для работы в Россию в 18 веке: Миллер, Байер, Шлёцер. В результате сложилась такая версия, что государство славян это результат иноземной инициативы, создана она была варягами. Варяги-это название всех викингов, норманов, народ который из Скандинавии, Балтики приходил на Русь и по-разному проявлял себя в нашей истории. Основания данной версии немцы нашли в отрывке летописи «Повесть временных лет» – автор Нестор, 12 век. В 859 году новгородцы (северо-западная группа племен) прекратили платить дань варягам. Это привело к междуусобице между племенами. В результате в 862 году новгородские старейшины призвали варяжского князя Рюрика с домом и дружиной.
    862 год «земля у нас велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»
    В 882 году приемник Рюрика князь Олег захватил Киев. Объединил основные славянские племена. Два центра славянского мира были подчинены власти князя. Основной смысл норманской теории заключается в исконной отсталости русского народа.
    С 18 века начинается борьба, действуют активные норманисты и тд.
    Есть версия, что варяги это русское племя, которое проживало на южном берегу Балтийского моря (балтийские славяне). Ключевский считал, что варягов не призвали к власти, а наняли для защиты. Государственность не может быть создана конкретной личностью, это очень сложный процесс, государственность может обрадовать только народ. Три основных признака государства:
    · Единая территория
    · Национальное единство
    · Наличие институтов публичной власти
    Единая территория.
    Летописи Нестора, где он описывает расселение племен, он называет 14 плен. Он указывает что это не племена, а племенные союзы , в которые входило от 120-150 племен. Поляне, древляне, кривичи и так далее.
    Племенные союзы продолжают объединяться, основная цель-военная. Союзы союзов.
    Союзы, которые объединяются вокруг Киева :
    · Куява/куявия
    · Славия- центр в Новгороде
    · Артания – юго-восточная группа, центр под ?- либо Рязань , либо Чернигов
    Олег объединяет куяву и славию.
    Таким образом, древнерусское государство стало федерацией племен. Во многом развитие государственности , экономики, социальной системы и тд способствовало развитие городов. Иностранные источники называют Русь – страна городов (гардарика).
    Основные города возникают на великом водном пути «Из варяг в греки», который связывал северный центр и южный центр. В 9 веке источники указывают уже 24 крупных славянских города на этом пути. Единая территория образовалась не с помощью объединения племен, а с помощью объединения городов.
    Важнейший элемент государственности- институты публичной власти.
    Форма общественных отношений славян В 7-8 веках историки называют военной демократией. Военная демократия характеризуется военными институтами:
    · Народовые собрания (вече)-высший орган власти в племенном союзе. В деятельности народных собраний принимали участие не все члены племени, а Только взрослые мужчины, которые могли воевать. Женщины, старики, дети не могли учавствовать. Воины были вооружены и составляли народное ополчение.
    · Многие вопросы судебного, религиозного характера решал совет старейшин. Совет старейшин – это самые старые, самые уважаемые люди, главы родов, жрецы.
    · Институт княжеской власти. Военный вождь- это князь, он выбирается на вече. Рядом с князем постепенно развивается еще один институт- дружина- аппарат профессиональных воинов. В ходе военных походов большая часть добычи остается у князи и дружины. Военная демократия- это переходный период к монархической государственности. Династия князя Кия (по легенде основатель Киева) правил с братьями и сестрой – 6 век нашей эры. Период развития княжеской власти. 882 год-приход к власти Рюрика в Новгороде. Образование государственности на Руси – это сложный, объективный, длительный процесс развития славянских племен.
    Лекция 2. «Государственная и правовая система Древней Руси»
    9 век-30-е годы 13 .
    Период развития раннего феодализма. Все институты в стадии зарождения формировали начальный этап.
    Форма правления на данном этапе- ранняя феодальная монархия. Во главе государства – Великий князь Киевский. Но власть его только оформляется, только определяются ее функции. Начинает формироваться административный, финансовый, судебный аппарат. Киевский период разделяют на три этапа. Первая административно-финансовая реформу произвела княгиня Ольга. Она установила уроки и погосты. Устав об уроках и погостах- первая реформа и первый неписанный закон нашей истории.
    Период расцвета связан с именами Владимира красного солнышка и его приемника князя Ярослава мудрого. Религиозная реформа 988 год– принятие Русью православного христианства из Византии . Первый писанный закон- церковный устав князя Владимира. По инициативе князя начинается строение храмов , больниц, приютов и так далее. Князь Ярослав мудрый продолжает деятельность Владимира , открывает первую библиотеку, при нем происходит перепись, переводы литературы. Ярослав мудрый издает второй писанный церковный устав- «Русская правда» .
    Третий этап : правление сыновей Ярослава называется «триуверат»- поочередное правление трех сыновей ярославичей и правление его внука Владимира Мономаха. Этот этап называют переходным к феодальной раздробленности.
    Политическая система Киевской Руси. Центральное местное управление.
    Во главе государства –князь Киевский. Власть была юридически не ограничена. Не существовало закона, который обязывал князя принимать законы с каким либо учреждением , органом власти. На практике фактически власть князя была ограничена несколькими политическими институтами и даже в какой то степени духовных институтов.
    Первая опора и ограничение -политические институты :
    · Народное собрание(вече) – высший орган власти, опора для князя,законосовещательный орган при князе. Вече решает вопросы войны или мира. Чем слабее князь, тем чаще он собирает вече. Военный и финансовый вопрос- основные вопросы народного собрания . 1113 год- бунт в Киеве ( вече избирало монарха – нарушение порядка)
    · Новый институт – княжеский совет/ княжеская Дума. Совет при князе действует постоянно. А вече собирается в чрезвычайных случаях. Дума- это законосовещательный орган, административный орган и судебный орган. Три основные функции власти разделяются княжеским советом, он участвует во всех институтов княжеской власти. Состав Думы: самые близкие к князю люди- дружина князя. Дума разделяется на две группы дружины: старшая дружина и младшая дружина. Основа для Думы – старшая дружина, но и основа для центрального и местного управления. Старшая дружина называется – бояре/ княжие мужы. Старшие дружинники входят в состав Думы , получают должности наместников. Старшие дружинники получают высшую должность в княжеском хозяйстве, например: огнищанин- управляющий домом чиновника, казначей. Младшие дружинники называются – отроки. Выполняют отдельные поручения, получают незначительные должности в хозяйстве и очень редко участвуют в деятельности княжеского совета. Князья чтобы вознаградить за службу своих бояр начинают раздавать землю . Формируется вотчинное землевладение (земля отца, отчизна, земля предков). Военная аристократия постепенно превращается в крупных землевладельцев.
    Местное управление . По мере присоединения Киеву племенных центров главные города отправляются в наместники великого князя. Волости- это сельская местность. Опора для наместников- десятичная система. Десятичная система из военной сферы переходит в административную сферу управления, финансовую, судебную сферу. По мере развития княжеского хозяйства , боярского землевладения на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная система управления. В этой системе политическая власть принадлежит собственнику земли . Складываются два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина. Слуги которые управляют дворцом (огнищане, конюхи и тд) выполняют хозяйственные функции , начинают постепенно решать вопросы финансовые, судебные, судить от лица князя и так далее. Дворцовой –вотчинная система формируется к конце периода киевского. Но расцвет этот системы она приобретает в период феодальной раздробленности.
    · Третий особый институт, который появляется в связи с особыми отношениями между князьями- съезд князей/ феодальный съезд. Это очень важный институт ранней феодальной монархии. Существование съезда во многом связано с особенностями государственного устройства Киевской Руси. Киевская Русь не была единым государством и не была федеративным государством, она была в про межуточный форме . Относительно единое государство (генеологическая федерация). Формируется порядок передачи престола к старшему по возрасту среди наставников князя. Порядок передачи княжеского престола старшему называется – очередным лестничным порядком. Лестница рода соответствовала лестнице княжеского удела. Чем старше князь,тем лучше удел он получает. Династический порядок правления постепенно начинает разрушать единство государства. На практике существовала два способа преодоления конфликта : договор и феодальная война. Один из самых известных съездов- съезд в любече русских князей в 1097 году. С любеческого съезда начинается постепенное развитие феодальной раздробленности. Это главная предпосылка раздробленности.
    Политическая система Киевской Руси характеризуется сочетанием нескольких политических институтов. Главный институт- великий князь Киевский (элемент единоличной власти). Институт аристократический- это съезд князей. Демократический элемент власти – народное собрание.
    Отношения между государственной властью и церковью формируются в соответствии с каноническим кодексом церкви , в соответствии с практикой византийских церковно-государственных отношений.
    Существует три модели церковно-государственных отношений:
    · Для католических стран (папацезаризм)
    · Для протестантов ( цезарепапизм)
    · «Симфония духовной и светской власти» для православных стран. Симфония была введена в 6 новелле императора Юстиниана. Две власти юридически разделены: духовная и светская, но они находится в состоянии взаимодействия. Одна власть проникает в сферу другой. Юридическое разделение властей, но фактическое взаимодействие.
    Тема на практическое занятие:
    Первая лекция .

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *