Как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик?

6 ответов на вопрос “Как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик?”

  1. Malantrius Ответить

    — Ну, пошел же, ради бога!
    Небо, ельник и песок —
    Невеселая дорога…
    Эй! садись ко мне, дружок!
    Ноги босы, грязно тело,
    И едва прикрыта грудь…
    Не стыдися! что за дело?
    Это многих славный путь.
    Вижу я в котомке книжку.
    Так учиться ты идёшь…
    Знаю: батька на сынишку
    Издержал последний грош.
    Знаю: старая дьячиха
    Отдала четвертачок,
    Что проезжая купчиха
    Подарила на чаек.
    Или, может, ты дворовый
    Из отпущенных?.. Ну, что ж!
    Случай тоже уж не новый —
    Не робей, не пропадёшь!
    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей и божьей воле
    Стал разумен и велик.
    Не без добрых душ на свете —
    Кто-нибудь свезет в Москву,
    Будешь в университете —
    Сон свершится наяву!
    Там уж поприще широко:
    Знай работай да не трусь…
    Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!
    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай,-
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!

    Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

    Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).
    Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.
    Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.
    Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.
    Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

  2. Zargas Ответить

    – Ну, пошел же, ради бога!
    Небо, ельник и песок –
    Невеселая дорога…
    Эй! садись ко мне, дружок!
    Ноги босы, грязно тело,
    И едва прикрыта грудь…
    Не стыдися! что за дело?
    Это многих славный путь.
    Вижу я в котомке книжку.
    Так учиться ты идешь…
    Знаю: батька на сынишку
    Издержал последний грош.
    Знаю: старая дьячиха
    Отдала четвертачок,
    Что проезжая купчиха
    Подарила на чаек.
    Или, может, ты дворовый
    Из отпущенных?.. Ну, что ж!
    Случай тоже уж не новый –
    Не робей, не пропадешь!
    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей и божьей воле
    Стал разумен и велик1.
    Не без добрых душ на свете –
    Кто-нибудь свезет в Москву,
    Будешь в университете –
    Сон свершится наяву!
    Там уж поприще широко:
    Знай работай да не трусь…
    Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!
    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай,-
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!
    Лето 1856
    Примечания:
    В стихотворении отразились надежды Некрасова на обновление
    России в результате пробуждения духовной активности народа,
    чему должно было, по его мнению, способствовать просвещение.
    1. Архангельский мужик — М. В. Ломоносов.
    См. раздел Ломоносова на этом сайте.

  3. SuPer_MaN Ответить


    Школьник
    – Ну, пошел же, ради бога!
    Небо, ельник и песок –
    Невеселая дорога…
    Эй! садись ко мне, дружок!
    Ноги босы, грязно тело,
    И едва прикрыта грудь…
    Не стыдися! что за дело?
    Это многих славный путь.
    Вижу я в котомке книжку.
    Так учиться ты идешь…
    Знаю: батька на сынишку
    Издержал последний грош.
    Знаю: старая дьячиха
    Отдала четвертачок,
    Что проезжая купчиха
    Подарила на чаек.
    Или, может, ты дворовый
    Из отпущенных?.. Ну, что ж!
    Случай тоже уж не новый –
    Не робей, не пропадешь!
    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей и божьей воле
    Стал разумен и велик1.
    Не без добрых душ на свете –
    Кто-нибудь свезет в Москву,
    Будешь в университете –
    Сон свершится наяву!
    Там уж поприще широко:
    Знай работай да не трусь…
    Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!
    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай,-
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!
    Никола?й Алексе?евич Некра?сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
    Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой — бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

  4. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *