Как были вооружены русские войска на куликовом поле?

13 ответов на вопрос “Как были вооружены русские войска на куликовом поле?”

  1. спанч боб Ответить

    Как воевали наши предки, какой стратегии придерживались, только ли прятались по кустам при виде
    превосходящих сил противника, как утверждают некоторые историки? Чем же были вооружены русские воины, отбивая бесчисленные атаки иноземных завоевателей?
    Для того чтобы ответить на данные вопросы, хочу на примере Куликовской битвы показать читателю, что
    представляла из себя рать русичей более шести веков назад, насколько она была централизована единым
    правлением и чем были вооружены наши воины.
    Но сначала хотелось бы остановиться на картине известного художника Александра Бубнова «Утро на
    Куликовом поле» (на фото), которую он написал в 1943 году. Глядя на нее, отчетливо можно представить, как рождались стереотипы, как утверждалась в поколениях русских людей фальсификация, а попросту вранье о реальном вооружении русского войска и его стратегическом построении перед битвой. Согласен с оценкой этого произведения В. А. Чивилихиным: «Мужик с топором на переднем плане, Дмитрий Донской на коне, а за ним – сермяжно-лапотная Русь чуть ли не с дрекольем… Однако реальное утро 8 сентября 1380 года на поле Куликовом было все же другим!».
    Для того чтобы понять, что же представляла собой русская рать в то время, стоит вспомнить, как готовились земля русская, ее полководцы к великой битве с безжалостным ворогом.
    Прежде всего Дмитрий Донской создал специальные отряды «сторожей», которые доносили полководцу о всех передвижениях врага. Его рать отличалась необыкновенной мобильностью, каждый отряд знал свой маневр и место на Куликовом поле. Вот как описывает эти события Владимир Чивилихин в своем романе «Память»: «Кажется поразительной организованность, с какой сошлись в Коломне русские полки, для участия в битве, но не все, может быть, знают, что этому предшествовала грандиозная репетиция 1375 года. Когда Дмитрию было всего двадцать один год от роду, он решается на смелый, достойный зрелого мужа поступок – отвергает претензии тверского князя Михаила на Владимирское великое княжение и сам отказывается ехать в Орду за ярлыком. Летописец зафиксировал его слова, исполненные уверенности и
    силы: «Не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу».
    …И вот, взяв на себя великое бремя объединения Руси и предвидя решительное военное столкновение
    с Ордой, Дмитрий подвигается на важнейшее государственное дело, отвечающее общерусским целям, – си-
    лой обеспечить тылы, окончательно нейтрализовать Тверь, извечную соперницу Москвы, и даже превратить, если удастся, это богатое и мощное княжество в союзника. Среди лета 1375 года Дмитрий объявляет общерусский сбор для похода на Тверь. Гонцам нужно было проскакать изрядные расстояния от Москвы во все концы – до Новгорода Великого, Смоленска, Брянска, Белоозера, Тарусы, Ярославля, других ближних и дальних городов, князьям на местах провести спешную мобилизацию войск, срочно и организованно стянуться в одно место и в одно время. В срок пришли к Волоку воины новгородские,
    ярославские, ростовские, кашинские, серпуховоборовские, суздальские, белозерские, городецкие, стародубские, моложские, новосильские, оболенские – всего двадцать два отряда. В течение месяца осаждал Дмитрий Тверь, сила была явно на его стороне, и тверской князь вынужден был заключить очень важный договор с Дмитрием: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с единого всем противу их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с единого пойти на них»…».
    Всего две недели понадобилось молодому князю, чтобы собрать войско, – срок по тем временам неслыханный. И уже через три года он проверил своих воинов в деле, разгромив ордынцев на реке Воже. В распоряжении Дмитрия к тем временам действительно уже было войско, которое можно назвать профессиональной общегосударственной феодальной армией. Она постепенно создавалась в течение нескольких десятилетий перед Куликовской битвой посредством закрепления вассальной зависимости
    удельных князей от «старшего брата», то есть великого князя московского обязывающими «докончаниями»: «а кто будет брату нашему старейшему недруг, то и нам недруг, а кто будет брату нашему старейшему друг, то и нам друг»; «будеть ми вас послати, всести вы на конь без ослушанья». И
    вот мобилизационная грамота – приказ Дмитрия, посланная с гонцами 15 августа 1380 года во все концы Руси: «Вы бы чяса того лезли воедин день и нощь, а других бы есте грамот не дожидалися».
    Далее Чивилихин пишет: «…Дисциплинированность, организованность и мобильность армии Дмитрия
    попросту поражают! Самая трудная военная дорога ждала князя Андрея Кемского – он собирал своих воев на далекой северной реке Кеми, текущей в Белое озеро, и устюжских князей с Сухоны, неблизок был путь псковичей с Чудского озера, новгородцев с Ильменя, дружины Глеба Друцкого с правобережья Днепра, витязей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей с литовского пограничья. Все они через болота и леса «лезли воедин день и нощь», преодолевая в сутки по 60-85 километров, что было рекордной скоростью для тех времен и условий.
    Причем следует учесть, что псковичи, например, и новгородцы были тяжеловооруженными. «Чюдно быша
    воинство их, и паче меры чюдно уряжено конми, и партищем, и доспехом… Все люди нарядные, пансири, доспехи давали з города», то есть из городских оружейных арсеналов. В Куликовской битве все необычно
    – и решительный переход русских через Дон, и поведение Олега рязанского, и однодневное опоздание Ягайлы, и выбор места битвы, и выделение трети войска, его конной гвардии, в Засадный полк, и разительное неравенство сил. По средневековой воинской науке и практике, массированный удар конницы должен был обеспечить легкую победу над пешей ратью. Потому-то Мамай «и поиде на великого князя Дмитрия Ивановича, яко лев ревый, и яко медведь пыхаа, и аки демон гордяся».
    Уставы европейских рыцарских орденов, ограничивая роль пехоты вспомогательными функциями, не
    возбраняли ей спасаться от кавалерии бегством и даже запрещали выставлять пехотинцев против конников. Конница Мамая, значительно превосходившая по численности все воинство Дмитрия, стремилась на Большой полк его. Туда же был нацелен и бронированный таран фряжских рыцарей. Против русских были и тревожная неизвестность о действиях Олега и Ягайлы, и полное неведение о судьбе князя Дмитрия.
    Обычаи средневекового европейского рыцарства требовали, чтобы князь, возглавляющий войско, сражался на виду – под хоругвью и при всех регалиях, увлекая своим примером дружину. Степные же военачальники выбирали удобное место, чтоб можно было наблюдать за битвой и руководить ею, а при неблагоприятном ее исходе спастись на лучшем скакуне. Не знаю, думал ли Дмитрий о внимательных взглядах на него из далекого нашего будущего, но поступил он в свой звездный час так, как никто из
    полководцев не поступал ни до него, ни после. Облачившись на виду всего войска в доспехи рядового ратника, он растворился в центре Большого полка, в своем народе, чтобы победить вместе с ним или умереть вместе с ним, а каждый воевода, самостоятельно оценивая обстановку, великолепно знал «свой маневр» и не нуждался в главном командовании – это было вершиной воинского искусства всех времен.
    И вот в полдень 8 сентября 1380 года встали стеной на Куликовом поле русские латники, витязи и рыцари,
    именно такими словами летописец сообщает о построении наших воинов. Чем же отличались они между собой:
    – Латник – средневековый русский воин, защищенный стальными одеждами, броней: шлемом, кольчугой,
    панцирем. Латником мог быть купец, богатый посадский человек или крестьянин, любой состоятельный ратник;
    – Витязь – по В. И. Далю – «храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, бога-
    тырь». Это понятие шире, чем рыцарь, – витязь мог быть и пешим.
    – Рыцарь же – в прямом смысле – «конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело», а
    также «конный латник дворянского сословия».
    «Всадник раннего средневековья это, прежде всего, дружинник профессионал. Ему присуща высокая боевая выучка; он разнообразно экипирован. Боевой конь был своеобразным «живым» оружием витязя Х – XIII вв., и его снаряжение характеризуется теми же передовыми и мобильными техническими критериями, как и «холодные» средства нападения и защиты» (Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника
    и верхового коня на Руси IX и XIII вв.).
    Подведем окончательный итог – какое оружие и какие доспехи имело русское войско на Куликовом поле?
    Профессиональные витязи и рыцари из всех районов мобилизации – это была «кованая рать», «от глав
    их и до ногу все железно», хотя не все, конечно, воины были так вооружены. Подробные исследования
    письменных, изографических и археологических материалов, связанных с Куликовской битвой, показали, что наши предки имели совершенное вооружение тех времен – собственного изобретения и изготовления, а
    также все лучшее, что производили оружейники Запада и Востока.
    Даже простое перечисление этого универсальном разнообразии: копья харалужные, мечи русские, литов-
    ские, булатные, кончары (клинки) фряжские, топоры легкие, кинжалы фряжские, мисюрские обоюдо-
    острые, самострелы русские, стрелы каленые, сулицы немецкие, шеломы злаченые, черкасские, немецкие,
    шишаки (боевые наголовья) московские, калантари (безрукавные, со стальными пластинами доспехи)
    злаченые, щиты червленые, топоры чеканы, копья злаченые, рогатины, сабли и байданы (пластинчатые кольчуги) булатные, палицы железные, корды (однолезвийные, прямые или слегка искривленные клинки) ляцкие, доспехи твердые, шеломы злаченые с личинами, кольчуги сварные и клепаные, шлемы с высоким шпилем для еловца (флажка), крюки серповидные железные на длинных древках для стаскивания всадников с коней (Кирпичников А. Н. Куликовская битва.)…
    А каким было вооружение Чингизовых орд?
    Империя Чингиза представляла собою самую отсталую, тупиковую ветвь средневекового феодализма.
    Стоявшие на очень низкой ступени экономического и общественного развития кочевники не производили
    собственного оружия, не изобрели ни одного нового боевого средства. Их разноплеменное легковооруженное и подвижное конное войско брало численным превосходством, жесткой дисциплиной, массированным применением лука и стрел, позже осадной военной техникой, заимствованной,
    как мы уже знаем, у более развитых народов, в основном у чжурчжэней и китайцев. Кованые маски степняков, хранящиеся в наших музеях, как показали исследования, были изготовлены в Индии. И только хорошо вооруженный воин Бату-Субудая имел защитный куяк из буйволовой кожи, иногда с нашитыми на него железными пластинами».
    По книге В. А. Чивилихина «Память».
    Николай Лудников.
    Фото по сети Интернет.
    Продолжение следует
    КС №4(69) 2016 г.

  2. Stoneseeker Ответить

    В это время Мамай мурза спокойно ждал прибытия сил Ягайло, он даже не мог допустить мысль, что русские, хотя и с большой осторожностью, нарушая все обычаи, вступят на татарские земли и намерены с ним сразиться.
    Наконец 6 сентября русское войско, достигнув Дона, останавливается на берегу. Видимо, у Дона стоял сторожевой отряд татар, потому что в тот же день раненые бойцы сообщают Мамай мурзе о появлении на берегу большой русской рати.
    По правде говоря, для Мамай мурзы это было большой неожиданностью. Подумать только, месяцами готовить большой поход против русских, вести различные переговоры — и, когда войско уже начало собираться, вдруг перед твоим носом всплывает вражеское войско! Конечно, это обстоятельство, должно быть, его сильно разозлило и расстроило. И он торопливо начал готовиться к сражению. Однако и русские не сидели сложа руки — они тоже готовились к решающей битве.

    Ожидание Куликовской битвы

    8 сентября, после встречи со сторожевым отрядом татар, русские целый день ожидали каких-нибудь действий со стороны Мамай мурзы. Но их не было. И на следующее утро при полной готовности они стояли на берегу Дона, думая, что татары скоро начнут нападение. Опять тишина. Князья и воеводы, стоя на берегу, не знали, что и подумать. Враг пока почему-то нападать не собирался.
    Возник вопрос: переходить реку или нет? Мнения разделились: одни призывали не испытывать судьбу, говорили, что татар нужно встречать на этом берегу. А другие были за то, чтобы самим перейти реку и вести сражение на противоположном берегу. Если перейти реку и занять удобную позицию, то река послужит преградой к отступлению, значит, заставит каждого бойца биться во всю силу, к тому же неприятель не сможет обойти войско и ударить по флангам, что часто применялось у ордынцев.
    Здесь следует упомянуть об одном важном событии, произошедшем как раз во время спора между князьями и воеводами, которые рассуждали, перейти Дон или нет. Дело в том, что как раз в это время к великому князю Дмитрию Ивановичу от игумена Сергия Радонежского прибыл гонец и вручил грамоту. В ней, кроме вдохновляющих на борьбу против татар слов, был и конкретный совет: не теряя времени, самому следует начать сражение.

    Русские войска занимают позицию на Куликовом поле

    Надо думать, что авторитетное слово святого старца не осталось без внимания. Как случилось, что игумен Сергий заранее знал о возникшем на берегу Дона споре — перейти или не перейти реку и как раз в то время подоспела его грамота с решительным советом самим перейти в наступление? Пишут, что после отправления русского войска в поход игумен Сергий дни и ночи проводил за молитвами. Его духовные очи многие события видели заранее. Вспомним хотя бы тот факт, что, когда великий князь Дмитрий Иванович приехал к нему за благословением перед отправлением в поход, отец Сергий решительно сказал: «Врага ждет погубление». Чтобы высказаться так решительно, надо быть уверенным в исходе дела. Нет сомнения, что этот человек обладал высшей духовностью и ясновидением. Он все видел и знал заранее.
    Раз мы заговорили о ясновидении, приведем еще один факт из его биографии, и он связан с Куликовской битвой.
    Когда шла битва, игумен Сергий, находясь в Троицком монастыре, как бы стоял на дозорной башне и рассказывал окружавшей его братии о ходе битвы: вот пал смертью такой-то князь, такой-то воевода и т.д. Эта способность на большом расстоянии обозревать поле битвы еще раз подтверждает его способность к ясновидению.
    10 сентября, не дождавшись нападения Мамай мурзы, русские к вечеру, между пятью и шестью часами, начинают переход реки и заканчивают его под утро. Нет сомнения, что переход такого большого войска через Дон не остался неизвестным противоположной стороне. Иначе и быть не могло. Но Мамай мурза не воспользовался этой суматохой, не организовал нападения. А ведь это был самый выгодный момент. Может, он хотел использовать его по-своему, например, прижать русское войско к реке уже после перехода, чтобы не было возможности к спасению. Или он был обескуражен внезапным появлением противника и не мог принять определенного решения. Может, его войска не были готовы начать сражение.
    Вопросов много, и никто уже на них ответить не может, остается лишь строить предположения. Однако тут ясно одно — Мамай мурза, переоценивая свои возможности, не учел возросшую силу и активность неприятеля.
    В это время русские на другом берегу реки, на Куликовом поле, успели занять удобную для ведения боя позицию.

  3. Dilar Ответить

    Вооружение войск Московской Руси

    Комплекс вооружения русских дружинников последней трети XIV века исследован не слишком хорошо. Такая реконструкция опирается не столько на археологические, сколько на иконографические и письменные источники. Однако в целом облик русских воинов эпохи Куликовской битвы можно реконструировать довольно подробно и уверенно.
    ОРУЖИЕ
    Оружие, то есть собственно наступательное вооружение, не слишком отличается от предшествующего периода и включает клинковое, то есть мечи и сабли, боевые топоры, копья, дротики и оружие ударное — шестоперы, клевцы, чеканы. Важную роль играют луки и арбалеты.
    Мечи имеют обычный для Европы облик: с острым колющим концом, либо близкие к позднероманскому типу, с узким долом, редко граненые, ромбовидные в сечении, с длинным прямым либо чуть изогнутым перекрестьем. Появляются полуторные рукояти. Чаще всего навершие было линзовидным, однако правилом это не являлось.

    Комплексы и элементы защитного и наступательного вооружения Московской Руси
    В этот период многие изготовители клинкового оружия копируют ордынские и европейские образцы, а еще более часто применяется оружие собственно ордынского или европейского производства. Крайне мало известно о русских саблях этого периода — в основном по данным иконографии, можно лишь предположить, что они, если и отличались от ордынских, то крайне незначительно. В большом количестве мы видим пехотные ножи, точно такие же, какие применялись в Европе — кончары (длинные граненые, с очень узким клинком, назначением их было пробивать кольчатый доспех) и длинные однолезвийные боевые ножи — корды. Они прямые или слегка искривленные. Длина их была от 30 до 40, позже даже до 85 сантиметров. Корд мог заменить меч, но стоил намного дешевле. Впрочем, и традиционные русские боевые ножи по-прежнему в ходу. Использовались и обоюдоострые кинжалы, причем как европейского, так и восточного типа.
    В широком употреблении были теперь шестоперы, практически вытеснившие булавы. По-прежнему активно применяются боевые топоры. Копья используются чаще всего с нешироким граненым острием, всадники могли применять узкую граненую пику с острием квадратным в сечении. Для пешего боя применялась рогатина — копье с листовидным острием длиной до полуметра и относительно коротким толстым древком.
    В ходу были и дротики. Важную роль играло оружие дистанционного боя — луки и арбалеты или самострелы. О арбалетах известно довольно мало, однако можно предположить, что они ничем принципиально не отличались от европейских. Луки были композитные, они склеивались из нескольких деталей, а именно рукояти, плечей и рогов, которые также склеивались из слоев дерева, рога и вареных сухожилий. После склейки лук обматывался берестяной лентой, предварительно проваренной в олифе. Лук хранился в кожаном налучье. Стрелы размещались в кожаном или берестяном колчане в виде длинного короба. Стрелы имели как узкие граненые (бронебойные), так и широкие наконечники. Налучье и колчан часто расписывались или украшались аппликацией из кожи.
    ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
    Шлемы эпохи Дмитрия Московского мы можем описать почти исключительно по иконографическим источникам. Они традиционно имеют сфероконическую форму, от низких сфероконусов до высоких, с сильно вытянутым острием. Подвершие часто увенчивается шариком. Наиболее употребительны цельнотянутые шлемы, однако по всей вероятности, в обиходе были и клепаные, чаще всего четырехчастевые. Некоторые изображения на фресках и миниатюрах можно интерпретировать именно так.

    Комплексы и элементы защитного вооружения Московской Руси
    Опять же, судя по изобразительным источникам, шлемы часто раскрашивались, а у знати — серебрились и золотились, что придавало им не только нарядный вид, но и предохраняло от ржавчины.
    В источниках часто упоминаются и шлемы европейского образца. По-видимому, это могли быть ранние формы барбютов и басинетов, а также широко распространенные в Европе шапели, то есть шлемы с полями и полусферическим куполом.
    В “Задонщине” — основном источнике по истории Куликовской битвы — говорится и о “шеломах черкасских” — вероятностно изделиях ордынских оружейников.
    В эту эпоху широкое распространение получает пластинчатая и чешуйчатая бармицы, однако, по-видимому, не менее часто встречается и кольчужная — широко распространенная в предшествующий период. Кроме того, бармица могла быть стеганой и кожаной.
    Кольчужный доспех по-прежнему широко используется. Кольчуга весит от 5 до 10 килограммов, длина ее сильно варьируется, от короткой, едва прикрывающей пах, до довольно длинной. Кольца кольчуги обязательно склепывались и сваривались: одно клепаное кольцо скрепляло четыре сварных. С 14 века в употребление входят кольчуги из плоских колец, но по-прежнему в ходу кольчуги из круглой в сечении проволоки. Кольчуга из плоских колец получает название байданы (от персидского “бодан”, то есть “тело”). Кольца байданы были несколько большими, чем кольца обычной кольчуги.
    Часто поверх кольчуги или даже сам по себе носится пластинчатый доспех. Шире всего в XIV веке на Руси употребляются различные виды пластинчато-нашивных доспехов, наиболее характерным из которых был доспех чешуйчатый, где находившие друг на друга пластины нашивались или наклепывались на основу из тонкой кожи или ткани. В XIV веке наиболее часто встречаются пластины почти квадратной формы, с отверстиями для крепежа в верхней части. По форме такой доспех близок к кирасе, иногда с оплечьями.
    Ламеллярные панцири из пластин, соединенных между собой ремешками или шнурами, несомненно, употребляются теперь значительно реже, чем в домонгольский период.

    В большом ходу теперь и различные формы бригандины — доспеха, где основа, на которую наклёпывались пластины, была снаружи, а сами пластины оказывались с изнанки. Основа чаще всего изготовлялась из кожи, которая иногда покрывалась сукном. Обычно пластины лудились, и, учитывая, что изнутри они покрывались еще слоем ткани или тонкой кожи, ржавчина такому доспеху практически не грозила.
    В русском доспехе XIV века часто сочетались все перечисленные элементы.
    По-видимому, в эпоху Куликовской битвы достаточно часто употреблялся и куяк — доспех, где стальные пластины крепились к наружной части основы — куртки-кирасы. Пластины не находили друг на друга и между ними оставлялись зазоры. Во многом подобен куяку и корацин — здесь металлические пластины наклёпывались внахлест на матерчатую или кожаную основу. Корацин чаще всего имел такие же оплечья.
    На груди с начала XIV в. стала носиться и отдельная круглая металлическая пластина — зерцало, заимствованная у монголов, нередко такие пластины были парными — на груди и на спине. Крепились зерцала обычно на ремнях, и, как правило, полировались.
    Кроме зерцал, грудь могли прикрывать и наперсья, которые часто можно увидеть на изображениях того времени — кожаные нагрудники с оплечьями, богато украшенные росписью.
    Активно используются кольчужные чулки, и, кроме того, в обиходе появляются другие формы ножных доспехов — стальные наголенники и наколенники.
    Как можно предположить, в эту эпоху появляются и ламеллярные и чешуйчатые бармы — пришедшие из восточной Европы пластинчатые ожерелья с воротником, закрывавшие шеи, плечи и горло воинов.
    Русские щиты этой эпохи довольно разнообразны. Как правило, они треугольные или круглые, реже — каплевидные. В XIV веке в обиходе появляются и павезы — прямоугольные щиты с вертикальным желобом (судя по некоторым изображениям, павезы были известны на Руси уже в XIII веке). Щиты изготавлялись из дощечек и покрывались кожей, обычно украшенной росписью. Однако о русской геральдике эпохи Куликовской битвы не известно почти ничего. Пожалуй, только знаменитые фрески церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде дают нам некоторое представление об изображениях на щитах. Судя по всему, в XIV веке со щитов пропадает умбон и оковка по краям.
    автор статьи А. Щербаков




  4. latter toot Ответить


    Куликовская битва 1380 г. – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань Орде, поражение в битве на р. Воже стали основными причинами замысла темника Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь.

    КУЛИКОВСКАЯ БИТВА – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле (на правом берегу Дона, в районе впадения в него реки Непрядва), поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.
    После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378, ордынский тёмник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10 000 войска), выбранный ханом, по имени Мамай решил сломить русских князей и усилить их зависимость от Орды. Летом 1380 он собрал войско, насчитывавшее ок. 100–150 тыс. воинов. Помимо татар и монголов, в нем имелись отряды осетин, армян, живших в Крыму генуэзцев, черкесов, и ряда других народов. Союзником Мамая согласился быть великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Другим союзником Мамая – по сообщению ряда летописей – был рязанский князь Олег Иванович. По данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, обещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же немедленно предупредил русское воинство о грозящем соединении Мамая и Ягайло.
    В конце июля 1380, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя, хотя ряд лояльных Москве земель – Новогорода, Смоленска, Нижнего Новгорода – не выразили готовности поддержать Дмитрия. Не дал своих «воев» и главный соперник князя московского – князь тверской. Проведенная Дмитрием военная реформа, укрепив ядро русского войска за счет княжеских конниц, дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжелую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению полководца, были вооружены копьями с узколистными наконечниками треугольной формы, плотно насаженными на длинные крепкие древки, либо метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев (коих было немного) русские воины имели сабли, а для дальнего боя – обеспечены луками, шлемами-шишаками, металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь воина была прикрыта чешуйчатой, пластинчатой или наборной броней, комбинированной с кольчугой. Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.
    План похода Дмитрия состоял в том, чтобы, не дать хану Мамаю соединиться с союзником или союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю.
    Из Коломны, где собралась многотысячная рать Дмитрия, он в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км. за 11 дней) не позволил силам противника соединиться.

    В ночь с 7 на 8 августа, перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из бревен и уничтожив переправу, русские вышли к Куликову полю. Тыл русских был прикрыт рекой – тактический маневр, открывший новую страницу в русской военной тактике. Князь Дмитрий довольно рискованно отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов свое войско реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных маневров конницы ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командование князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним – Большой из пеших ратей (командир – Тимофей Вельяминов), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» (командир – коломенский тысяцкий Микула Вельяминова, брат Тимофея) и «левой руки» (командир – литовский князь Андрей Ольгердович). За этим основным войском встал резерв – легкая конница (командир – брат Андрея, Дмитрий Ольгердович). Она должна была встретить ордынцев стрелами. В густой дубраве Дмитрий приказал расположиться резервному Засадному полу под командованием двоюродного брата Дмитрия, серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храбрый, а также опытного воинского воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а в второй – пехота, к фронтальной атаке.
    Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андеевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
    Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать; Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно.
    Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
    Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

    Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище и др.). Созданное в 90-е 14 – первой половине 15 в. вслед за летописными повестями Сказание о Мамаевом побоище являет собой самое полное освещение событий сентября 1380. Известно более 100 списков Сказания, начиная с 16 и по 19 в., которые дошли в 4-х основных редакциях (Основная, Распространенная, Летописная и Киприановская). Распространенная содержит подробное изложение событий Куликовской битвы, каких нет в других памятниках, начиная с предыстории (посольство Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события) и о самой битве (участие в ней Новгородских полков и др.). Только в Сказании сохранились сведения о численности войск Мамая, описания приготовления к походу («упряжения») русских полков, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации русских войск, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении.
    Киприановскя редакция выдвигает на первый план роль митрополита Киприана, в ней союзником Мамая назван (как это и было на самом деле) литовской князь Ягайло. В Сказании много из дидактической церковной литературы: и в рассказе о поездке Дмитрия и его брата Владимира к преподобному Сергею Родонежскому за благословением, и о молитвах жены Дмитрия Евдокии, которыми «были спасены» сам князь и их дети, и то, что в уста воеводы Дмитрия Боброка – Волынца вложены слова, что «крест есть главное оружие», и то, что московский князь «выполняет благое дело», которыми руководит Бог, а Мамай – тьму и зло, за которыми стоит дьявол. Этот мотив проходит через все списки Сказания, в котором князь Дмитрий наделен множеством положительных характеристик (мудрость, смелость, мужество, полководческий талант, отвага и т.д.).
    Фольклорная основа Сказания усиливает впечатление от описания битвы, представляя эпизод единоборства перед началом битвы Пересвета с Челубеем, картину переодевания Дмитрия в одежду простого воина с передачей своих доспехов воеводе Михаилу Бренку, а также подвиги воевод, бояр, простых воинов (Юрка-сапожник и др.). В Сказании присутствует и поэтика: сравнение русских воинов с соколами и кречетами, описание картин природы, эпизоды прощания уходивших из Москвы к месту битвы воинов с женами.
    В 1807 Сказание использовал русский драматург В.А.Озеров при написании трагедии Дмитрий Донской.
    Первым памятником героям Куликовской биты стала церковь на Куликовом поле, собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан а засаде полк князя Владимира Андреевича. В Москве в честь событий 1380 были возведены церковь Всех Святых на Куличиках (ныне находится рядом с современной станцией метро «Китай-город»), а также Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, полегших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля в 1848 была сооружена 28-метровая чугунная колонна – памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П.Брюллов, брат живописца). В 1913–1918 на Куликовом поле был выстроен храм во имя преп. Сергея Радонежского.
    Куликовская битва нашла отражение и в картинах О.Кипренского – Князь Донской после Куликовской битвы, Утро на Куликовом поле, М.Авилова – Поединок Пересвета и Челубея и др. Тема славы русского оружия в 14 в. представлена кантатой Ю.Шапорина Нa поле Куликовом. Широко отмечалось 600-летие Куликовской битвы. В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память св. в. кн. Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. Попытки препятствовать объявлению дня Куликовской битвы днем славы русского оружия, исходившие в 1990-е от группы татарских историков, мотивировавших свои действия желанием предотвратить формирование тем самым «образа врага», были категорически отвергнуты президентом Татарстана М.Шаймиевым, подчеркнувшим, что русские и татары давно «собраны в едином Отечестве и они должны взаимно уважительно относится к страницам истории боевой славы народов».
    В русской церковной истории победа на Куликовом поле стала со временем чествоваться одновременно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемом ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю).
    Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

    Похожие статьи:

    История > Общинное устройство славянских племен
    История > Ведическая культура славян ариев
    Традиции > Обряды славян
    Традиции > Славянские заговоры
    Культура > Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *