Как герб византийских императоров стал гербом россии?

12 ответов на вопрос “Как герб византийских императоров стал гербом россии?”

  1. deepspace Ответить

    Изображение двуглавого орла встречались в древнерусском искусстве и раньше. Золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, был государственным символом Византийской Империи с конца XIV века как олицетворение единства Европы и Азии, величие, божественность, власть, победу, веру. Также изображение двуглавого орла означало недремлющего стража, который видел происходящее на востоке, и на западе. Золотой цвет герба, означал богатство и процветание. В России орёл не сразу был символом, на гербе страны сначала был изображен грозный лев, который терзал змею. Позже вместо льва появился всадник, символизирующий царя. Двуглавый орёл стал символом России только в XV веке, благодаря женитьбе Ивана III на Софье, царевне Византии. Российский царь принял решение принять родовой герб – двуглавого орла и укрепить связь с семьей своей жены и добивается улучшения своего авторитета в мире и в особенности в Европе. Сначала символ двуглавого орла был на одной из сторон печати Ивана III, позже он стал символом страны. Официально гербом России он стал только при Иване Грозном. Как и российское государство, её герб также менялся с течением времени. После распада СССР герб РСФСР утратил символическое значение и шестого декабря 1993 года, было принято решение о возвращении исторического герба для восстановления исторической символики России как государства. По Указу Президента России в силу вступает Положение о Государственном гербе Российской Федерации.
    Государственный герб Российской Федерации – изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите, над орлом короны Петра Великого. Над головами две малые короны, а над ними одна большего размера. В лапах орёл держит скипетр и державу, на груди орла на красном щите — всадник, который поражает копьём змея. Головы орла, смотрящие на восток и на запад одновременно, символизируют просторы страны и ее особое географическое положение – мост между Европой и Азией, евразийскую сущность России, это и характеризует Россию как евразийскую державу.

  2. Landaath Ответить


    Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) – важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник – единый свод законов страны.
    Именно в это время – время успешного строительства российской государственности – гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси “самодержавием”. Произошло это так: Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад (рис 1). Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец (рис.2).

    Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб – Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы (рис 3), одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест (рис 4).

    Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533)возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха (рис 5). После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение (рис 6).

    Середина XVI века


    Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение (рис 7), как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением (рис 8).

    Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла (рис 9), главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

    Конец XVI – начало XVII века


    В правление царя Федора Ивановича “Блаженного” (1584-1587) между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление “голгофского креста” в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного (рис 10).
    В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
    Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел (рис 11) отражает это общественное мнение.

    Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла (рис 12). Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел (рис 13). Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

    Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов (рис 14) и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы (рис 15). Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

    XVII век


    Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии – Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе “Тишайшим” – Государственный герб несколько меняется (рис 16). В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам – монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

    В 1645 году при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче – появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
    Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел (рис. 17), который должен был символизировать собой новый титул русского царя: “Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец”.

    К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
    В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
    В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
    В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия – главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное “объяснение”:
    Тремя венцами орел восточный сияет,
    Веру, надежду, любовь к Богу являет,
    Криле простер, объемлет все мира конца,
    Север, юг, от востока аж до запада солнца
    Простертыми крыльями добре покрывает.
    В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
    В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря “О титуле царском и о государственной печати”, который содержал официальное описание герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя”.
    Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя – слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла (рис.18). Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты – Стрелецкого бунта появляется новый Орел (рис.19). Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

    В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу “Великому” (1689-1725).

    Начало XVIII века


    В 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу “Великому” (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы (рис.20). Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт – Петербург и Орел преобретает новые атрибуты (рис.21). На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
    Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
    С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
    Также важно сказать еще об одном Орле (рис. 21а) которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: “Кто только одно сухопутное войско имеет – одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет”.

    Середина XVIII века


    В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел (рис.22) снова изменяет свои формы, ироническая кличка “Болотная царица” ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел (рис.23). Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: “Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле”.
    После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) – внука Петра I, Орел практически не изменился (рис.24).

    Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла (рис.25) за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла (рис.26). Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.

    На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II “Великая” (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы (рис.27). В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма – Орел (рис.27а)появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.

    1799 – 1801 годы


    Орел (рис.28) Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
    В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником – наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны (рис.28а). На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как “коренной герб России”), наложенный на мальтийский крест.
    Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом – геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

    1-я половина XIX века



    В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I “Благословенный”(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел (рис. 29), уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла (рис.30). Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.

    В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла (рис.31), который с течением времени несколько изменился (рис. 31а), но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.

    Середина XIX века


    В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством “титульных” гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом – щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
    11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также “титульные” гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
    Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота (рис.32). Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

    Большой Государственный герб, 1882 г.


    24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
    Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

    Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.


    23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
    Последний по времени акт – “Основные положения государственного устройства Российской империи” 1906 года – подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
    “derzava.com”

  3. Anarazius Ответить

    В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья.
    В конце XV в. первый государь объединенной Руси Иван III создает общегосударственную печать. Грамота 1497 г. Донесла до нашего времени красновосковой оттиск этой печати. На нее в свое время обратили внимание русские историки Василий Никитич Татищев и Николай Михайлович Карамзин. В “Истории государства Российского” Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати. На ней впервые соединяются и остаются не разрывными в течение нескольких последующих столетий изображения всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Однако если в XV в. на печати Ивана III обе эмблемы выступают как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в XVI в. двуглавый орел завоевывает господствующее положение, а в XVII в. он становится главной эмблемой российского государственного герба.
    С XVIII в. в исторической литературе существует следующая версия происхождения герба: великий князь московский Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла, соединив его с московским – всадником. Последующим поколениям историков и литераторов эта версия пришлась по душе, и авторы переносят ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени.

    Однако некоторые отечественные историки скептически относились на “подарок из Византии”. Например, известный во всем мире знаток византийских и русских печатей, историк Николай Петрович Лихачев считал, что Иван III никакого византийского герба заимствовать не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела. Существовали только личные печати византийских императоров, и двуглавого орла на них не было.
    Откуда же “залетел” он в Россию? Двуглавый орел был хорошо известен народам древних цивилизации – шумерам, хеттам (III – II тыс. до н.э.). На рельефах обнаруженных в Малой Азии, он изображен вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орел украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавая птица стала известна исламскому миру средневековья. Именно как с декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время крестовых походов. Постепенно двуглавый орел из мифологического существа и элемента декора превратился в политическую эмблему – в знак власти.
    Начиная с XIII в. его изображение можно увидеть на печатях и монетах правительств разных правителей различных западноевропейских государств. С распространением в средневековой Европе гербов, возникших здесь в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров, двуглавый орел становится гербовой фигурой. Кое-где он приходит на смену одноглавому, так называемому римскому орлу, изображение которого было распространено в Древнем Риме; иногда обе эмблемы сосуществуют. Из Западной Европы двуглавый орел как эмблема высшей светской власти перешел и к южным славянам. С XIV в. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и печатях.
    Западноевропейские исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов, использовала двуглавого орла только как украшение, элемент орнамента. Доказательством этого служит отсутствие его изображения как официального знака на монетах и императорских печатях, надгробиях, шиитах или одежде императорской охраны и т.д. Возможно, двуглавый орел был известен морейским деспотам (высшим византийским вельможам), один из которых был отцом Софьи Палеолог. Но является ли двуглавый орел гербом знатного византийского рода? Вряд ли, ибо прямой наследник византийских императоров брат Софьи Андрей, продававший наследственные права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не упоминает о гербе, который как знак власти должен передаваться в первую очередь. Если допустить, что женитьба на греческой принцессе (1472 г.) действительно принесла Ивану III двуглавого орла, то весьма трудно понять, зачем ему пришлось ждать четверть века (до 1497 г.), чтобы придать эмблеме государственный статус, заменив старую, еще отцовскую печать со львом, терзающим
    змею, на новую.
    Символ Хеттского царства(возможный герб палеологов)
    Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV в. не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом – королевская (в Империю входило несколько королевств), с двуглавым – императорская. Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что именно двуглавый орел указывает на высокое положение западных императоров. К концу XV в. Иван III, желая укрепить политический престиж молодого Московского государства и свой лично, предпринял ряд мер: выпустил золотую монету в подражание известнейшим в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал на европейский манер, провел несколько дипломатических акций, возвеличивающих его особу, венчал на великое княжество внука Дмитрия, тем самым подчеркивая свое право на титул кесар я (императора). Эти действия великого князя московского должны были продемонстрировать Европе его политическую силу и самостоятельность. Кроме того, русские книжники начали придумывать, как доказать знатное происхождение династии московских государей – от римского императора Августа, – что ставило бы их в один ряд с другими европейскими монархами. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвердился двуглавый орел.
    Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона, или “ездец”, как его тогда называли. Близость всадника к популярном на Руси Святого Георгия – “змееборца” (Георгия Победоносца) побудила потомков начиная с XVIII в. соединить эти образцы в одно целое, хотя в XVI – XVII вв. в многочисленных документах встречается толкование изображения всадника как великого князя, царя, государя. В XIV – XV вв. образ этого святого война, культ которого пришел из Византии в Древнюю Русь еще в X в., был хорошо известен в Северо-Восточной Руси, колыбели единого русского государства. В литературе и искусстве он предстает в образе Георгия – “змееборца”, в народном творчестве – как храбрый Егорий – войн, защитник от сил зла. Популярность культа Святого Георгия как заступника и защитника объясняет, почему именно его московские князья избрали в качестве покровителя, а также для поддержания собственного авторитета. Они не только переносили на себя деяния святого война, но и изображались, как и он, на коне и с копьем. А тради ция прочно связывала образ война с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, святым покровителем которого является Георгий.
    Подобное пристрастие к святому Георгию, некогда являвшимся покровителем киевских князей, можно объяснить тем, что в Московском княжестве утвердилась идея преемственности власти, якобы унаследованной от Киева – через князей владимирских – великими князьями московскими.
    Таким образом, печать 1497 г. Следует рассматривать как провозглашение концепции власти великого князя московского. Символы этой печати свидетельствовали с одной стороны о древности происхождения власти Ивана III, который называл ее “изначальной”, “отчиной”, а с другой о знатности русского государя, чьи прародители стояли вровень с римскими императорами. Эти символы власти отвечали политическим устремлениям великого князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (царя, императора).
    Все последующие русские государи использовали две этих эмблемы для своих печатей. Вошли они и в государственный герб. Иван IV пользовался государственными печатями разного вида. На одной из этих печатей был изображен двуглавый орел, на груди которого располагался ездец. Подобная “конструкция” сохранилась на века.
    По мере крепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В XVII в. “в пазноктех” (т. е. в лапах с когтями) орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. В 1625 г. При царе Михаиле Федоровиче, появилась третья корона над обеими головами орла. Официально государственные эмблемы “растолковываются” в специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г., где написано, в частности, что “орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича”; три короны “знаменуют” три “великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства”; скипетр и держава “являют” государя и обладателя.
    Видоизменялся государственный герб России и при Петре I. Со времени учреждения первого русского ордена (Святого Андрея Первозванного) орденская цепь со знаком – косым “Андреевским” крестом – окружала, как правило, щиток на груди двуглавого орла, на крыльях которого размещались эмблема российских земель. После поднесения Петру титула императора в 1721 г. Появляются новые символы власти – императорские, а также устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне.

    Изменения, коснувшиеся художественного облика российского герба в первой половине XIX в., соответствовали политическим пристрастиям и вкусам самодержцев. Так, например, изображение орла с опущенными крыльями (в стиле ампир) вызвало нарекания общественности, усмотревшей в этом ущерб идеи величия и возвышения России.
    Своеобразную “геральдическую реформу провел Александр II. При нем специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение. Его руководитель барон Кене предложил целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила. Появились большой, средний и малый государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых – описания всех этих гербов с одобрения царя были опубликованы. Дополненный новыми элементами, герб стал богаче, пышнее. Изменения коснулись и центральной фигуры на груди орла: Святого Георгия в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, уже нисколько не напоминал русского святого война.
    Эти новые государственные гербы утвердил Александр III: большой государственный герб – в 1882 г., средний и малый – в1883 г.

    В 1917 г. вместе со старым миром уничтожились и зримые его образы, символы, а таким символом на ряду с дворянскими гербами является герб Российской империи. Однако еще в течении многих месяцев после отречения от престола Николая II двуглавый орел лишенный царственных атрибутов и без изображения Святого Георгия, украшала печать Временного правительства.

  4. Linkerror Ответить

    Византийская империя имела такой же герб, что и у России сейчас – двуглавого орла. Чтобы разобраться, как герб византийских императоров стал гербом России, следует углубиться в историю. Надо понимать, что долгое время Византия была главнейшим православным государством. Но она прекратила свое существование в середине 16 века, будучи захваченной турками.
    Правильно ответить на данный вопрос, можно следующим образом:
    после гибели Византии Россия осталась самым сильным и крупным православным государством. Произошло это во время правления Ивана Грозного, то есть во время объединения всех русских княжеств под одной властью. То есть византийская империя была уничтожена, а Русь только объединилась;
    другие православные народы – болгары, сербы и другие, находились под властью турок и не обладали государственной самостоятельностью;
    таким образом Россия являлась преемницей Византии. Это придавало больше веса царству Ивана Грозного. Он как бы стал наследником византийских императоров. Для закрепления этого факта, Россия переняла византийский герб.
    Подобные действия имели большое политическое значение. А поскольку другого православного государства просто не было, то титул преемника Византии Иван Грозный присвоил себе обоснованно.

    Какое выражение в этим связано

    Мысли о преемственности высказывались многими учеными людьми того времени. Тогда же и возникло выражение «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать». Смысл его в том, что Рим, как столица империи, был уничтожен варварами, а столицей стал Константинополь. По-русски столица Византии называлась Царьград.
    После падения Константинополя, его преемником стала Москва в духовном и политическом смысле.

  5. House Ответить

    ЗАО “Образъ”. Изготовление гербов, панно, подарков из металла на заказ.

    Герб государства неразрывно связан с его историей. Целью работы является изучение причин появления двуглавого орла на гербе России, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.
    1. Герб
    Слово “герб” происходит от немецкого слова “эрбе”, что значит наследство. Герб – символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей – змеи, у лесных племен – медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, воды.
    2. История двуглавого орла
    Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла – наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства.


    Затем в VI – VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве .

    В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но присутствовал на знаменах и одежде императоров.


    3. Герб России: из века в век
    Двуглавый орел в России впервые появляется на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея – символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне – двуглавый орел.

    Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.
    В те времена, когда Иоанн III (1462 – 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III задался целью объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. Именно при нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.

    Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.

    Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он – Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник – это сам Иоанн Грозный, а дракон – это все его враги.

    После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны – со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.

    Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр – жезл, знак закона, а держава – символ власти и порядка.

    Петр I (1682-1725) много сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.

    Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.

    Александр I (1801-1825) отменил эти изменения, но внес свои. Несмотря на то, что Александр I победил в войне Наполеона, он был поклонником всего французского. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.

    Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.>

    За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

    Герб Москвы : на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Это символ победы добра над злом. Раньше Москва имела другой герб: мирный всадник с ловчим соколом на руке. Этот всадник вполне соответствовал Москве, которая была еще не готова бороться с Золотой Ордой. Всадник с копьем появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарами на Куликовом поле.

    Заключение
    На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.
    Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.
    Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

    Смотрите также:

    Изготовление гербов
    VIP-подарки
    Протокольные подарки
    Изготовление фамильных гербов

Добавить комментарий для deepspace Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *