Как ходят фигуры в шахматах в картинках для детей?

12 ответов на вопрос “Как ходят фигуры в шахматах в картинках для детей?”

  1. КиСя Ответить

    Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

    Фигуры располагаются следующим образом:
    В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
    В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
    Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
    Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.
    Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

    Как ходит пешка в шахматах

    Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед. Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!

    Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.
    Назад пешка бить не может!
    Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.
    Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.

    Как «скачет» конь в шахматах

    Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

    Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.
    Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:
    Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
    Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
    Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.
    Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

    Как ходит слон (офицер) в шахматах

    Рассмотрим, как может ходить слон в шахматах. Слон или офицер ходит по диагонали на любое количество клеток. Кроме этого у каждого слона есть своя клеточка – белая или черная. От цвета клетки зависит и цвет диагонали, по которой будет ходить слон, по этому признаку слоны делятся на «черные» и «белые».

    Бьет своих противников слон тоже только по той диагонали, по которой ходит. Слоны, «находящиеся в одной команде», никогда не пересекаются.

    Как ходит ладья в шахматах

    Запомнить, как может ходить ладья в шахматах — очень просто, она ходит только по горизонтали или по вертикали на любое количество пустых клеток. Бьет соперников таким же образом только по вертикали или по горизонтали, независимо от того насколько клеточек от него они расположены.

    Ладью в прошлом называли турой, тура – это башня, которую строили для взятия крепости при ее осаде.

    Как ходит ферзь в шахматах

    Ферзь или королева условно является «правой» рукой короля. Настолько свободно может ходить ферзь в шахматах, что любая другая фигура ей должна позавидовать. Ферзь имеет полную свободу перемещения, он может ходить в вертикальном, горизонтальном, диагональном пространстве на любое количество клеток, если они свободны. Таким же образом королева уничтожает всех своих противников, поэтому она очень опасна.

    Слово ферзь обозначает полководец, также он называется свободным королем. Интересно, что в прошлом в России ферзь еще мог ходить, как конь.

    Как ходит король в шахматах

    Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

    Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.
    В шахматах еще возможен пат – это такая ситуация, когда любой ход короля, приводит к тому, что он становится под шах, а другие фигуры не могут сделать ни одного шага из-за блокировки.
    Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

    Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.
    Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.
    Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:
    Оба участника еще ни разу не успели походить.
    Между ними нет лишних фигур.
    Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

    Ценность фигур

    Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка.
    Пешка – самая незначительная фигура и ее ценность равна лишь ей самой.
    Слон (офицер) по силе равен коню, а по отдельности они равны 3 пешкам. Но считается, что 2 слона имеют преимущество над двумя конями, потому что слоны при правильной обороне противника могут поставить мат одинокому королю, а кони этого сделать не смогут.
    Ладья равна 2 слонам или 2 коням или совместной паре: 1 коню и 1 слону или 5 пешкам. Ценность этой фигуры настолько велика, что 2 ладьи считаются мощнее ферзя.
    Ферзь является самой ценной фигурой. По разным оценкам его сила измеряется либо 9, либо 10 пешками. Кроме этого он равен 2 коням и слону или 2 слонам и коню.
    Ценность короля не обсуждается, потому что его нельзя ни на что обменять.
    Кроме этого фигуры делят на легкие и тяжелые. Легкие – это конь и слон, тяжелые – это ладья и ферзь.

  2. MUD Ответить

    Шахматные фигуры – это несколько шахматных фигур, образующих определенный комплект для каждого игрока. Как правило их 32 шкуки по 16 для каждого игрока. Один комплект имеет цвет “Черный”, а другой “Белый”.
    К внешним свойствам шахматных фигур относится материал, размер и дизайн. Основным материалом, из которого изготавливают шахматы – это дерево и пластик. На рисунке показан пример профессиональных турнирных фигур:

    Расстановка шахматных фигур

    В начале игры Белые фигуры ставятся на 1-й и 2-й горизонталях, Черные фигуры – на 8-й и 7-й горизонталях, в строгом порядке, согласно правилу игры. На одном поле может размещена только одна фигура.
    Ладьи ставят по углам доски, на вертикалях “a” и “h”. Кони ставятся рядом с ладьями. После коней ставим слонов, а в середине ставятся ферзь и король. Как правило, проблем с запоминанием расстановки шахматных фигур на доске не возникает пробелм, но иногда начинающие шахматисты путают местами ферзя и короля. Чтобы всегда правильно ставить ферзь, нужно запомнить такую поговорку: “Ферзь любит свой цвет”. Она говорит о том, что Белый ферзь ставиться на белое поле (d1), а Черный ферзь на черное (d8). Ниже показана расстановка начальных фигур:

    Игровые особенности

    У нас есть шесть уникальных шахматных фигур, каждая из которых имеет свое название: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. У каждой фигуры есть свои определенные возможности. Некоторые малоподвижны с маленькой ударной силой, некоторые более подвижны, с большей силой. Одни ходят по белым, другие только по черным полям, есть которые ходят по всем полям доски. Даже есть фигуры, которые нужно защищать, под угрозой проигрыша. Поэтому, в шахматах не все фигуры равных.
    Когда мы играем партию, то должны аккуратно разменивать фигуры, пытаясь разменять более слабую фигуру на более сильную фигуру оппонента. Иначе наш соперник получить большое материальное преимущество и с легкостью выиграет партию.
    В этой таблице, мы приводим описание фигур, их ценность и на какие фигуры их можно менять:

    Если против ферзя стоит три легкие фигуры, то это означает, что ферзя можно менять на три фигуры. Если Вы поменяете ферзя на одну легкую фигуры, то произойдет невыгодный размен и вы понесете материальные потери, а ваш противник получит шансы выиграть партию.
    Если разменять ладью на слона с двумя пешками, то произойдет равноценный размен, но если ладь поменять на коня или слона, то здесь уже идет потеря качества (ладья более качественная, чем слон или конь). Обычно говорят, что игрок проиграл качество. Если вы меняете ладью на одну или две пекшу, то это уже материальные потери.
    Во время партии, бывает возникают такие позиции, в которые слабые фигуры ведут успешную больбу против сильных шахматных фигур. Например: Слон сильнее ладьи, или ладья сильнее ферзя и т.д. Таким образом есть абсолютная и относительная сила фигур. Абсолютная сила указана в таблице, приведенной выше, а вот относительную силу измерить нельзя. Она зависит от игровой ситуации и в каждой позиции она может менять.
    Высшее мастерство в шахматном искусстве это умения создавать такие позиции, когда слабые фигуры оказываются сильнее сильны.
    В следующих уроках, мы подробно рассмотрим особенности каждой шахматной фигуры.

  3. Granigar Ответить

    Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:
    На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
    Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
    На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
    Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
    Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!
    На данной стадии Вы уже готовы играть! Далее приводятся дополнительные правила для турниров, вариантов игры, а также некоторые советы для начинающих.

    Шахматы Фишера-960

    Шахматы-960 (которые также называются “Шахматы Фишера”) – это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.
    При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.
    Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и “960” в названии).
    Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а “на ферзевом фланге” – на c1.

    Некоторые правила турниров

    Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн
    Взялся – ходи!
    Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен (конечно, Вы не можете “тронуть” виртуальную фигуру в сети, поэтому данное турнирное правило неактуально для нашего сайта). Если игрок касается фигуры противника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав “поправляю”.
    Знакомство с Часами и Таймерами
    В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали… а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.
    Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат – в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

    Основная стратегия

    Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
    № 1 Защищайте своего короля
    Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!
    № 2 Не отдавайте фигуры просто так
    Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:
    Пешка – базовая единица
    Конь стоит 3 пешки
    Слон стоит 3 пешки
    Ладья стоит 5 пешек
    Ферзь стоит 9 пешек
    Король бесценен
    В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.
    № 3 Контролируйте центр
    Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.

  4. sound_lover Ответить

    Никогда не поздно научиться играть в шахматы – самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:
    Как установить доску
    Как ходят фигуры
    Изучите особые правила шахмат
    Кто ходит первым
    Напомним как выиграть партию в шахматы
    Изучите основные стратегические приемы
    Практикуйтесь, играя как можно больше

    Шаг 1. Как установить доску

    Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле.

    Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки. Ладьи стоят по углам, рядом с ними – кони, после коней – слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

    Расставить фигуры на шахматной доске в начале партии очень просто.
    Рекомендуем -> Оттачивайте свое видение доски

    Шаг 2. Как ходят фигуры

    Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

    Как ходить королём в шахматах

    Король – самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется “шах”.

    Как ходить ферзём в шахматах

    Ферзь – самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении – вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

    Как ходить ладьёй в шахматах

    Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

    Как ходить слоном в шахматах

    Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (белым или черным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

    Как ходить конём в шахматах

    Кони ходят иначе, чем другие фигуры – на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой “Г”. Конь – единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

    Как ходить пешкой в шахматах

    Пешка – необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать – лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сделать ход вперёд и не может взять эту фигуру.

    Рекомендуем -> Одиночные шахматы (возьмите все свои фигуры)

    Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

    В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

    Как превратить пешку в шахматах

    У пешки есть одна замечательная особенность – если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется “превращением пешки”).

    Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

    Как выполнить взятие на проходе

    Последнее правило, касающееся пешек, называется “взятие на проходе”. Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

    Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

    Как выполнять рокировку

    Ещё одно особое правило шахмат называется рокировкой. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:
    до рокировки король ни разу не ходил
    до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
    между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
    король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника
    Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется “короткой рокировкой”. Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется “длинной рокировкой”. Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

    Шаг 4. Кто ходит первым

    Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подкидывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом ход делают белые, далее чёрные, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым – небольшое преимущество, которое даёт белым возможность немедленно начать атаку.

    Шаг 5. Напомним как выиграть партию в шахматы

    Шахматная партия может завершиться несколькими способами: матом, вничью, сдачей, поражением по времени…

    Как поставить мат в шахматах

    Цель игры – поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. Защититься от шаха можно тремя способами:
    отступить на другое поле (не рокировкой!),
    закрыться от шаха другой фигурой
    или взять фигуру, напавшую на короля.
    Если король не может избежать мата – партия завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

    Пример «Дурацкого мата».

    Когда партия заканчивается вничью

    Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:
    На доске возникает “пат”, если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом

    При ходе ферзем на с7 черные не находятся под шахом, но и не могут сделать ход. На доске пат, и партия заканчивается вничью.
    Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру.
    На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля).
    Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
    Последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения пешек и без взятий.

    Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы

    Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

    Защищайте своего короля

    Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если вашему королю первому объявят мат!

    Не отдавайте фигуры

    Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:
    Пешка – базовая единица – 1 очко
    Конь стоит 3 очка
    Слон стоит 3 очка
    Ладья стоит 5 очков
    Ферзь стоит 9 очков
    Король бесценен
    На результат игры эти очки никак не влияют – это лишь система, которую вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сделать другой ход.

    Контролируйте центр шахматной доски

    Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные – слабые.

    Используйте все Ваши фигуры

    В приведённом выше примере белые задействовали все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они стоят на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на вражеского короля. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

    Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше

    Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или онлайн, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти противников в сети!

    Как играть в варианты шахмат

    Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.
    Шахматы-960: в шахматах-960 (шахматах Фишера) начальная расстановка фигур выбирается случайным образом. Пешки расположены как и в обычных шахматах, а остальные фигуры за ними расставляются случайно.
    Царь горы: в этом варианте шахмат можно добиться победы, заняв своим королем одно из полей в центре шахматной доски, так называемую “вершину горы”.
    Шведские шахматы: в эту игру играют парами. Когда один из игроков берет фигуру соперника, ее может использовать его напарник. Например, если я играю белыми, и мой напарник, играя черными, берет белого коня у своего соперника, то любым своим будущим ходом я могу выставить его на любое свободное поле доски.
    Крейзихаус: очень интересная игра, где вы можете использовать фигуры, взятые у соперника. Например, если я играю белыми и беру черную пешку, она превращается в белую пешку, которую я могу выставить на доску как свою фигуру любым своим будущим ходом.
    До трех шахов: в этой игре побеждает тот, кто первым даст три шаха королю соперника.

    Наслаждайтесь этими удивительными вариантами шахмат.
    Рекомендуемая статья -> 5 удивительных вариантов шахмат – учимся играть

    Как играть в шахматы-960

    Шахматы-960 используют стандартные правила, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где они размещаются любым из 960 возможных способов, выбранным случайно. Рокировка происходит как и в обычных шахматах: король и ладья встают на привычные поля (g1 и f1, или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных только большим разнообразием в дебюте.

    Рекомендуем -> Играйте в шахматы-960 против компьютера
    Рекомендуем -> Играйте в шахматы-960 с друзьями

    Как играть по правилам шахматных турниров

    Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые играют дома или по сети, но вам, возможно, всё равно захочется их использовать.
    Тронул – ходи – Если шахматист касается своей фигуры, он обязан сделать ход этой фигурой, если он возможен. Если шахматист касается фигуры соперника, он обязан её взять. Шахматист, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав “поправляю”.
    Шахматные часы – В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

    Часто Задаваемые Вопросы о шахматах (ЧаВо)

    Такое количество информации может вас несколько озадачить. Именно поэтому мы даем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, с которыми обычно сталкиваются люди, которые только начинают свое путешествие в мир шахмат. Мы надеемся, что они вам пригодятся!

    Как мне совершенствоваться в шахматах?

    Знание правил и основ стратегии – это только начало: шахматы так сложны, что целой жизни не хватит, чтобы освоить все! Чтобы совершенствоваться, необходимо делать три вещи:
    Играйте много – просто продолжайте играть! Играйте как можно чаще. Извлекайте уроки из каждой партии, выигранной или проигранной.
    Учите уроки шахмат – если вы действительно хотите быстро достичь прогресса, вам следует пройти несколько уроков онлайн. Здесь можно найти шахматные уроки онлайн.
    Наслаждайтесь – Не унывайте, если у вас не получается выигрывать все партии подряд. Все проигрывают – даже чемпионы мира. Если вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

    Какой первый ход в шахматах – сильнейший?

    Хотя в шахматах и нет общепризнанно сильнейшего хода, важно с самого начала бороться за центр доски. По этой причине большинство шахматистов делают первый ход одной из центральных пешек (от короля или от ферзя) на две клетки вперёд: 1. d4 или 1. e4. Другие предпочитают 1. c4 или 1. Кf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал лучшим ход королевской пешкой 1. e4.

    Какой цвет ходит первым?

    Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

    Может ли пешка ходить назад?

    Пешка не может ходить назад. Достигнув противоположного края доски, она может превратиться в другую фигуру (например, в ферзя). Та фигура, в которую вы превратили пешку, конечно, может ходить назад.

    Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?

    Во время своего хода вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход вы перемещаете короля и ладью.

    Какая фигура в шахматах самая важная?

    Король – самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая сильная шахматная фигура – это ферзь.

    Когда были изобретены шахматы?

    Происхождение шахмат до конца неизвестно. По наиболее распространённой версии шахматы возникли в Индии почти две тысячи лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15-го века, когда игра стала популярна в Европе.

    Какая партия была самой длинной в истории шахмат?

    Самая длинная турнирная партия (по количеству ходов) в истории шахмат была сыграна Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде, Сербия, в 1989 году.

  5. Клястиц Ответить

    Ладья в шахматах является одной из наиболее сильных фигур. Лучше всего потенциал ладьи удается реализовать, если на ее пути нет помех в виде других фигур. Эффективность ладьи будет тем выше, чем больше доступных клеток для передвижения будет в ее распоряжении. У каждого игрока в начале игры имеется две ладьи.
    Основная ошибка, которую часто допускают неопытные игроки в шахматы – это недооценка потенциала ладьи.
    После рокировки ладьи с королем, лучше всего удерживать эти фигуры там, где им будет достаточно пространства для движения.
    Если рассуждать о ценности ладьи, то она равняется пяти пешкам. Таким образом, данная фигура сильнее слона или коня, но будет слабее двух этих фигур вместе взятых. Две ладьи считаются более сильными, чем ферзь. Ладья является достаточно сильной, но не маневренной фигурой.
    Ладья является дальнобойной фигурой, которая осуществляет атаку по горизонтальным и вертикальным осям. По количеству охватываемых клеток на пустой доске она превосходит даже ферзя. Независимо от местоположения на поле (на краю доски или в центре), ладья охватывает 14 клеток. Фигура имеет возможность вести борьбу по разным флангам, но требует хорошего открытого пространства для большей маневренности.
    Начинающим шахматистам будет довольно полезно увеличивать опыт игры этой фигурой и не забывать своевременно вводить ее в шахматную партию, поскольку это позволяет существенно повысить общий уровень мастерства.

    Как ходит ладья в шахматах?

    Ладья может двигаться по прямой горизонтальной и вертикальной осям.

    Передвигаться фигура может на любые расстояния. Взятие фигуры ладья осуществляет таким же образом. Перепрыгивать через фигуры ладье запрещено. Правила движения ладьи похожи на те, что используются для слона, но разница заключается в том, что слон выполняет движение по диагонали, а ладья – по горизонтальной и вертикальной осям.
    Если на пути у ладьи встречаются другие фигуры, она не может передвинуться дальше, поскольку путь ее заблокирован. Так, на иллюстрации ниже видно, что движение ладья может осуществлять только на указанные клетки.

    Если на пути движения ладьи стоит вражеская фигура, то ладья может ее захватить и занять эту клетку. На иллюстрации ниже белая ладья захватывает черного слона и занимает его клетку.

    Для успешного осуществления маневров, ладье необходимо открытое пространство на доске. Там она сможет продемонстрировать всю свою мощь. Даже если позиция противника кажется более выгодной, нюансы могут решить исход сражения. Так, даже паре коней на открытом пространстве будет недостаточно легко преодолеть ладью. Фигура легко сможет подставить противника под двойной удар.
    Но если оставить ладью в закрытом пространстве, замурованную другими фигурами, существует большой риск того, что фигура никак не сможет реализовать свой потенциал. Исход сражения, таким образом, бывает предрешен заблаговременно.
    Следующий пример демонстрирует, насколько опасной является ладья на открытых линиях.

    После того, как единственная открытая линия будет занята ладьей, пара черных пешек обязательно будут потеряны.

    Мат ладьей

    Мат с помощью ладьи является наиболее распространенным явлением в шахматной партии. Линейный мат является простым и используется даже новичками.
    Наиболее простым случаем мата ладьей является следующая ситуация.

    Конечно, возможны более сложные комбинации линейных матов.

    Рокировка

    Король, как самая важная фигура в шахматной партии, требует постоянной защиты. В начале партии она располагается в центральной части поля, поэтому важно спрятать ее от вражеских нападений. Для этого в шахматах имеется возможность сделать рокировку.
    Рокировка – это шахматный ход, когда король меняет свою позицию через одно поле влево или вправо, а ладья закрывает его, занимая соседнее поле.
    Рокировка может выполняться как белыми, так и черными фигурами. В зависимости от того, с участием какой ладьи выполняется ход, рокировка бывает длинной или короткой.
    Вот как должна выглядеть ситуация на доске перед короткой рокировкой.

    И вот что получается в результате.

    И вот таким образом выполняется длинная рокировка.

    Таким образом выглядит результат на шахматной доске.

    Выполнение рокировки возможно только при соблюдении следующих правил:
    Ладья и король в текущей партии еще не делали ни одного хода. Если одна ладья уже осуществила ход, то рокировка возможна только со второй не ходившей фигурой.
    Ни одно поле между королем и ладьей не должно быть занято фигурами, как своими, так и вражескими.
    Король в момент рокировки не должен находиться под шахом.
    Король в момент рокировки не должен проходить через поле, которое находится под атакой вражеской фигуры (битое поле).
    Король после рокировки не должен оказываться под шахом вражеской фигуры.
    Если в момент рокировки ладья находится под ударом или проходит через битое поле, то это не мешает выполнить рокировку.
    Ниже приведен пример, когда на доске можно выполнять только короткую рокировку белыми. Длинную рокировку не разрешается делать, поскольку между ладьей и королем располагается черный конь. Черным запрещено делать рокировку в любую из сторон, так как король проходит через поля, которые бьются белым слоном и белым конем.

    Рокировка засчитывается одним ходом в шахматной партии, хотя в ней принимают участие сразу две фигуры. Рокировка может выполняться каждым игроком только один раз за партию.

  6. Landameena Ответить

    Тамара Осипова
    НОД «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению игре в шахматы
    для детей старшего дошкольного возраста
    на тему «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
    Составил: воспитатель
    Осипова Тамара Ивановна
    Тема «Шахматные фигуры и их передвижение по шахматной доске»
    Цель: Побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
    Задачи:
    познакомить детей с ходами шахматных фигур;
    закрепить знания детей о шахматной доске;
    упражнять в определении адреса шахматной клетки;
    развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться на плоскости;
    воспитывать интерес к шахматам, прививать любовь к игре.
    Оборудование и дидактическое оснащение занятия:
    • Демонстрационная доска;
    • Наборы шахматных фигур;
    • Фишки;
    • Шапочки с изображение фигур.
    Ход занятия:
    1 ЧАСТЬ Шахматная доска
    Воспитатель: Ребята наше знакомство с игрой в шахматы продолжается, чтобы попасть в волшебную шахматную страну, нужно ответить на несколько вопросов.
    *Где родились шахматы?
    *Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
    *А где же происходят шахматные сражения?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Конечно, на шахматной доске. Мы уже знакомы с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней.
    Игра «Разминка»
    – Какую форму имеет шахматная доска?
    -Какую форму имеет центр?
    -Сколько полей в самых коротких диагоналях?
    -Сколько на доске больших диагоналей?
    -Бывают ли черно-белые диагонали?
    – Покажите руками вертикаль.
    – Покажите руками горизонталь.
    – Для чего на доске нужны буквы и цифры?
    – Зачем нужно знать точный адрес клетки?
    Практическое занятие.
    Определить адрес шахматного поля (3-4 задания для детей с фишками).
    а1, е5, f6, h7, c4.
    Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили все о шахматной доске. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?
    2 ЧАСТЬ Шахматные фигуры и их ходы.
    Воспитатель: Фигуры ещё спят на своих шахматных полях. А нам уже не терпится с ними встретиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы.
    Вот его величество – Король!
    (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о короле).
    Не надо мною восхищаться хоть я и важное лицо,
    Но без защиты я ребята всего лишь слабое звено.
    Хожу, я очень осторожно. Мне можно делать один шаг.
    Ведь я умру, когда соперник, объявит мне свой грозный мат.
    Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный.
    Сколько в каждом королевстве королей?
    (Ответы детей королей по одному – черный и белый).
    Практическое занятие
    Работа детей на шахматной доске с фигурой короля. Знакомим с ходами короля.
    Король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одно поле в любую сторону.
    А вот Ферзь! (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ферзе)
    Могу направо я ходить могу налево
    Я важная фигура совсем, как королева.
    Коль не удастся так сходить сконфужусь я едва ли
    Возьму и сделаю я ход, по диагонали.
    Сколько в каждом королевстве ферзей.
    (ответы детей в начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей).
    Практическое занятие.
    Работа детей на шахматной доске с фигурой ферзя. Знакомим с ходами ферзя.
    Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число полей доски. Ферзь – важная фигура.
    Физкультурная разминка (по желанию детей)
    Посмотрите, вот Ладья! (ребенок в шапочки короля читает стихотворениео ладьи).
    На башню я похожа зовут меня Ладья
    Горизонталь и вертикаль дорожка для меня.
    Сколько в каждом королевствеладей.
    (ответы детей)
    Практическое занятие
    Работа детей на шахматной доске с фигурой ладьи. Знакомим с ходами ладьи.
    Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число полей.
    Особая фигура – Слон.
    (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о слоне).
    Порядок в шахматном строю, все знают клеточку свою.
    Диагональ маршрут пути, слону нельзя с него сойти.
    Слоны выходят на поля у каждого диагональ своя.
    И кто им встретится в пути, готовы всех они снести.
    Есть белопольные слоны, есть чернопольные слоны.
    По силе все они равны и королю всегда верны
    Сколько в каждом королевстве слонов?
    (ответы детей)
    Практическое занятие.
    Работа детей на шахматной доске с фигурой слона. Знакомим с ходами слона.
    Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число полей.
    Ещё одно животное на поле – Конь!
    (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).
    Я, по полю не гуляю и в спортзале не стою.
    Жду команды, только свистни в два прыжка я прискачу.
    Я меняю поля боя через головы скачу.
    А когда со мной играют буквой «Г» всегда хожу.
    Сколько в каждом королевстве коней?
    (ответы детей)
    Практическое занятие.
    Работа детей на шахматной доске с фигурой коня. Знакомим с ходами коня.
    Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 поля вперед и одно поле в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. При ударе конь занимает место сбитой фигуры
    А теперь – Пешка!
    (ребенок в шапочки короля читает стихотворение о ладьи).
    На доске стоит отряд восемь пешек в один ряд.
    Пешка медленно идет шаг за шагом, но вперед.
    Пешка – слабая фигура, но не так уж и проста.
    И в итоге битвы славной может стать и самой главной.
    Может стать ладьей, конем, или даже быть слоном.
    Может стать она ферзем. но не стать ей королем.
    Сколько в каждом королевстве пешек?
    (ответы детей)
    Практическое занятие.
    Работа детей на шахматной доске с фигурой пешкой. Знакомим с ходами пешки.
    Пешка может передвигаться вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.
    3 часть ИТОГ
    Итак, всё шахматное войско перед вами!
    (на доске прикреплены фигуры в начальном положении)
    А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:
    Какие шахматные фигуры вы знаете?
    А сколько фигур в шахматной армии?
    Как ходит каждая шахматная фигура?
    Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?
    Наше знакомство с шахматной страной будет продолжаться, и мы с вами научимся играть в эту удивительную игру.

  7. Taulabar Ответить

    Если вы не знаете как расставить шахматы на доске, то почитайте этот абзац. Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:
    Линии номер 2 и 7 – пешки;
    Углы доски – ладьи;
    Рядом с ладьями – кони;
    Рядом с конями – слоны;
    Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
    Рядом с ферзем стоит король.
    Первый ход в партии достается игроку с белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.
    На изображении ниже Вы сможете увидеть как правильно делать расстановку шахматных фигур.

    Как ходят шахматные фигуры

    Самой весомой и значимой шахматной фигурой является король. Возможные ходы фигуры: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.
    Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона, так как может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур).
    Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.
    Слон может ходить по диагонали на любую клетку, если там нет других фигур. Бывают чернополые и белополые слоны (первые ходят по полям черного цвета, вторые – белого).
    Конь – условная стоимость – 3 пешки. Возможный год – в форме буквы «Г». Это означает, что в начале хода он может перемешаться на две клетки в вертикальном направлении, после чего – на одну клетку в горизонтальном направлении. Также возможный ход коня – одно поле в вертикальном направлении и два – в боковом горизонтальном. Фигура коня имеет право «перепрыгивать» через другие фигуры.
    Пешки имеют право ходить в вертикальном направлении, однако также могут бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побили. В ситуации, когда пешка расположена в первоначальной позиции, она может ходить через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

    Превращение и взятие на проходе

    Отличительная особенность пешек заключается в том, что они имеют право становится другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Как правило, пешку превращают в ферзя.
    Также пешка может осуществлять взятие на проходе, то есть брать фигуру пешки другого игрока, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.

    Рокировка в шахматах

    Особое место среди всех правил игры в шахматы занимает рокировка. О том, как делать рокировку в шахматах, рассказано ниже. Данный ход дает возможность одновременно вывести ладью из угла шахматной доски, чтобы та заняла более выгодную позицию, а также обезопасить короля. Суть рокировки заключается в том, что фигура короля меняет положение в сторону своей ладьи на два квадрата, после чего ладья делает переход на соседний квадрат по другую сторону от фигуры короля. Однако просто так длинную рокировку в шахматах сделать невозможно, для этого должен соблюдаться ряд немаловажных условий:
    Король в текущей партии ходит первый раз;
    Передвигаемая ладья в этой партии ходит первый раз;
    На полях между фигурами короля и ладьи нет других фигур, они свободны;
    Король не находится в ситуации шаха, а клетки, которые он собирается занять или пересечь, не должны быть заняты и атакованы фигурами противника.
    Ниже картинка, которая покажет – как правильно делать рокировку. На картинке указана короткая и длинная рокировки.

    Более подробно про рокировку можете почитать в отдельной статье – Рокировка основы.

    Шахматы: правила игры. Шах и мат

    В начале статьи было сказано, что главная цель шахматной игры состоит в том, чтобы поставить королю соперника по игре мат. Для этого король должен попасть в шах, однако он может выбраться из него при помощи одного из трех способов:
    Обеспечить безопасность, уйдя на другой квадрат доски (рокировка в этом случае не допускается);
    Самому взять фигуру, при помощи которой соперник собирается сделать шах (если это возможно);
    Защититься от атакующей фигуры другой, своей фигурой.
    При невозможности избежать мата, игра подходит к концу. В этом случае король остается на доске, но партия считается оконченной.
    Также, если вы хотите узнать, как играть в шахматы, изучить основные правила, понадобиться знать, в каких случаях объявляется ничья. Существует 5 правил:
    Если игрок должен ходить следующим, но не может сделать этого из-за положения фигур;
    Согласие со стороны обоих игроков;
    Отсутствие достаточного количество фигур на доске, позволяющего поставить противнику мат;
    Было осуществлено 50 последовательных ходов, однако ни одним из соперников не было сделано ходов пешками, а также взятие пешки либо фигуры противника;
    Игрок может объявить ничью в том случае, если был трехразовый повтор одинаковых позиций.

    Правила игры в блиц шахматы

    Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для шахмат блиц действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.
    В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность. Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры.
    Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.
    Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

  8. Lara Ответить

    Слева вверху – положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
    Справа вверху — положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг.
    (1)  Право на рокировку теряется:
    a)  если король уже делал ход,
    b)  с той ладьей, которая уже делала ход.
    (2)  Рокировка временно невозможна:
    a)  если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;
    b)  если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-либо фигура.
    3.9 . Говорят, что король находится “под шахом”, если он атакован одной или несколькими фигурами соперника, даже если такие фигуры не могут двигаться к полю, занимаемому королем, так как в этом случае они оставят под шахом или подставят под шах собственного короля. Ни одна из фигур не может сделать ход, который подставит под шах или оставит под шахом своего короля.
    3.10. а) Ход считается разрешённым Правилами, когда все соответствующие требования Статей 3.1 — 3.9 полностью выполнены.
    b) Ход считается неразрешённым Правилами, когда он не отвечает соответствующим требованиям Статей 3.1 — 3.9.
    c) Положение считается недопустимым, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.

  9. Баррайдер Ответить

    Виды и названия шахматных фигур
    Шахматы – одна из самых старейших интеллектуальных игр на планете. Эта игра имеет очень древнюю и интересную историю.
    Практически любой человек в мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, наименование фигур. Однако редко кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры — «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси, а графическое и фигурное изображение шахматного «слона» так мало напоминает  самого известного обитателя Африки. Почему так, а  не иначе?
    Давай те же более подробно узнаем, какие разновидности шахматных фигур существуют, как они называются и как выглядят.
    1. Пешки.
    Пешка считается самой слабой фигурой в  игре, но достигнув последней горизонтали,  она может превратиться в любую фигуру на усмотрение играющего, хоть в ферзя.

    2.Конь.
    Единственная фигура на доске, которую внешне сразу все определяют, даже самые маленькие дети, только начинающие играть в шахматы. Только конь может прыгать через свои и чужие фигуры, да и траектория ходов у этой фигуры тоже необычна. Слон и конь приблизительно равны по силе и они уступают ладье по ценности, но превосходят пешку.

    3. Слон.
    В классическом комплекте фигур шахматный слон совсем не похож на слона из мира животных. По высоте он уступает только королю и ферзю. Верхняя часть этой фигуры внешне представляет собой олицетворение балахонов западных священников, что соответствует английскому названию слона — bishop, что переводится, как епископ.

    4. Ладья.
    Ладья в классическом комплекте шахматных фигур выглядит, как оборонительная башня замка, такой вид соответствует ее европейскому названию. Также эту фигуру могут изображать в виде боевой колесницы или она может выглядеть, как старинная морская боевая единица — ладья. По силе эта фигура занимает почетное второе место после ферзя.  В начале партии у каждого играющего по 2 ладьи.

    5. Ферзь.
    Ферзя зачастую называют королевой и во многих шахматных комплектах изображают эту фигуру женщиной. Король и ферзь внешне похожи, поэтому не путайте их, сразу определите кто из них кто. Ферзь — самая сильная фигура на шахматной доске. Потеря ферзя зачастую является невосполнимой утратой для играющего и частенько он сдается в таких ситуациях.

    6. Король.
    Французский король Людовик XIV говорил: «Государство — это я!». Шахматный король и есть государство, то есть олицетворение играющего. Это самая важная фигура на шахматной доске, так невозможность защиты своего короля ведет к поражению, а неотразимая атака на вражеского короля ведет к победе в партии. Несмотря на такую важность в игре, король является достаточно слабой фигурой, он может ходить в любом направлении, но только на одно поле за ход. Поэтому оберегайте короля от самого начала игры и до конца партии.

    Расстановка шахматных фигур

    Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.
    Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
    В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
    Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей – фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.
    Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой «Г», то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.
    Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски.
    Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону.
    Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король – самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.
    Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.
    Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места.

    Как ходят шахматные фигуры

    Пешка ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево. При первом ходе пешка имеет право перепрыгнуть через одно поле.
    Конь ходит сначала на две/одну клетки по вертикали или горизонтали и далее на одну/две клетки по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Указанное описание хода коням звучит очень мудрено, а запомнить, как ходит конь просто — он ходит русской буквой «Г».
    Слоны ходят в любом направлении по диагонали на любое количество полей. В начале партии у вас два слона, у каждого на всю партию сохраняются цвета диагонали, то есть один будет ходить только по диагоналям из светлых полей, а второй только по темным полям, отсюда их называют соответственно белопольный и чернопольный слоны.
    Ладья может ходить на любое количество клеток по вертикали и горизонтали.
    Ферзь может ходить на какое хочет количество клеток в любом направлении по горизонтали, вертикали и диагонали

Добавить комментарий для sound_lover Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *