Как используя знания об изомерии и гомологии объяснить многообразие соединений углерода?

4 ответов на вопрос “Как используя знания об изомерии и гомологии объяснить многообразие соединений углерода?”

  1. Alex6553 Ответить

    1 Используя знания по курсу биологии, сравните химический состав растительной и животной клеток. Какие органические соединения входят в их состав? Чем отличаются органические соединения растительной и животной клеток?
    2 Опишите круговорот углерода в природе.
    3 Объясните, почему возникло учение витализм и как оно потерпело крах.
    4 Какие типы органических соединений (по происхождению) вы знаете? Приведите примеры и укажите области их применения.
    5 Вычислите объем кислорода (и. у.) и массу глюкозы, образующиеся в результате фотосинтеза из 880 т углекислого газа.
    6 Вычислите объем воздуха (н. у.), который потребуется для сжигания 480 кг метана СН4, если объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

    § 2 Теория строения органических соединений

    1 Что такое валентность? Чем она отличается от степени окисления? Приведите примеры веществ, в которых значения степени окисления и валентности атомов численно одинаковы и различны.
    2 Определите валентность и степень окисления атомов в веществах, формулы которых Cl2, CO2, C2H6, C2H4.
    3 Что такое изомерия; изомеры?
    4 Что такое гомология; гомологи?
    5 Как, используя знания об изомерии и гомологии, объяснить многообразие соединений углерода?
    6 Что понимают под химическим строением молекул органических соединений? Сформулируйте положение теории строения, которое объясняет различие в свойствах изомеров. Сформулируйте положения теории строения, которые объясняют многообразие органических соедине
    7 Какой вклад внес каждый из ученых — основоположников теории химического строения — в эту теорию? Почему ведущую роль в становление этой теории сыграл вклад русского химика?
    8 Возможно существование трех изомеров состава C5H12. Запишите их полные и сокращенные структурные формулы.
    9 По представленной в конце параграфа модели молекулы вещества (см. рис. 7) составьте его молекулярную и сокращенную структурную формулы.
    10 Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах первых четырех членов гомологического ряда алканов.

    § 3. Природный газ. Алканы

    1 Укажите важнейшие месторождения природного газа в Российской Федерации. Найдите их на карте полезных ископаемых нашей страны, воспользовавшись географическим атласом.
    2 Назовите известные вам международные вооруженные конфликты, которые связаны с контролем над природными источниками углеводородов.
    3 Приведите примеры интеграции экономик различных стран, основу которых составляет использование природного газа.
    4 Подготовьте рассказ о том, как связаны знания по химии природного газа с вашей будущей профессией.
    5 Назовите преимущества природного газа перед другими видами топлива.
    6 Проиллюстрируйте закон перехода количественных отношений в качественные на примере гомологического ряда алканов.
    7 Назовите углеводороды, структурные формулы которых:
    8 Для углеводорода, структурная формула которого [] напишите формулы возможных изомеров. Назовите все соединения по международной номенклатуре ИЮПАК.
    9 Укажите области применения метана, в основе которых лежит реакция горения.
    10 Укажите области применения веществ, образующихся при полном и неполном разложении метана.
    11 Укажите области применения соединений, образующихся в реакциях метана с хлором.
    12 Вычислите количество теплоты, которая выделится при сгорании 11,2 м3 метана (н. у.), если термохимическое уравнение реакции его горения

    § 4 Алкены. Этилен

    1 Какие вещества называют алкенами?
    2 Дайте характеристику гомологического ряда алкенов согласно плану: а) общая формула; б) родовой суффикс; в) виды изомерии; г) номенклатура; д) характерные реакции
    3 Как получают этилен; а) в промышленности; б) в лаборатории?
    4 По аналогии с этиленом запишите уравнения реакций получения пропена; а) промышленного (из пропана); б) лабораторного (из пропанола-1 CH3—CH2—CH2—OH).
    5 Найдите химические термины-антонимы в названиях реакций, характеризующих химические свойства и способы получения этилена. Дайте их определения.
    6 Какими способами можно отличить этилен от этана?
    7 Найдите массовую долю углерода в молекулах: а) пропана; б) пропилена (пропена).
    8 Найдите объем этилена (н. у.), полученного реакцией дегидратации 230 мл 95%-го этилового спирта (плотность 0,8 г/мл).
    9 Этилен горит светящим пламенем в отличие от бесцветного пламени этана. Почему? Ответ подтвердите расчетом массовой доли углерода в молекулах этих веществ. Составьте уравнение реакции горения этилена.

    § 5 Алкадиены. Каучуки

    1 Какие вещества называют алкадиенами?
    2 Дайте характеристику гомологического ряда алкадиенов согласно плану: а) общая формула; б) родовые суффиксы; в) виды изомерии; г) номенклатура; д) характерные реакции.
    3 Напишите уравнение реакции получения бутадиена-1,3 из бутана.
    4 Для изготовления резиновых изделий, не набухающих в бензине и других нефтепродуктах, используют хлоропреновый каучук. Мономером для его получения является хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3), формула которого []. Запишите уравнение реакции полимеризации хлор
    5 В начале XIX в. в Англии стали модными плащи из водо-непроницаемой ткани, называемые макинтошами. Это название они получили в честь английского химика и изобретателя Ч. Макинтоша, предложившего пропитывать плащевую ткань раствором натурального каучука.

    § 6 Алкины. Ацетилен

    1 Назовите способы получения ацетилена. Запишите уравнения соответствующих реакций.
    2 Назовите две качественные реакции, с помощью которых можно обнаружить непредельный характер органического соединения.
    3 Рассчитайте объем ацетилена, который может быть полу-чен из 128 г карбида кальция, содержащего 5% примесей, если выход ацетилена составляет 80% от теоретически возможного.
    4 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    5 Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах: а) этана; б) этилена; в) ацетилена. Каков характер пламени при горении этих веществ?
    6 Запишите формулы возможных изомеров 3-метилпен-тина-1. Дайте названия всех соединений.
    7 Вычислите объем кислорода (н. у.), который потребуется для сжигания 56 м3 смеси этана и ацетилена, если объемная доля последнего составляет в ней 75%.
    8 Назовите область применения реакции горения ацетилена.
    9 Назовите область применения продукта реакции гидрохлорирования ацетилена.
    10 Какие свойства ацетилена имеют отношение к строительным профессиям? Почему?
    11 Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при сжигании 30 м3 ацетилена (н. у.), если термохимическое уравнение реакции его горения

    § 7. Арены. Бензол

    1 Как вы думаете, при горении какого углеводорода — бензола или ацетилена — пламя будет более коптящим? Почему? Ответ подтвердите расчетами.
    2 Перечислите области применения бензола.
    3 Рассчитайте количество вещества ацетилена, который потребуется для получения 400 мл бензола (плотность 0,8 г/мл).
    4 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) метан → ацетилен → бензол → хлорбензол; б) карбонат кальция → оксид кальция → карбид кальция → ацетилен → бензол → нитробен
    5 Бензол является прекрасным растворителем органических веществ и входит в состав многих бытовых препаратов-растворителей, например в состав «Сольвента», где его содержание составляет 25%. Рассчитайте массу бензола, которая необходима для изготовлен

    § 8 Нефть и способы её переработки

    1 Назовите важнейшие месторождения нефти в Российской Федерации, используя карты из географического атласа.
    2 Как мировые цены на нефть влияют на бюджет нашей страны? Предложите свои варианты уменьшения зависимости экономики России от колебаний мировых цен на нефть.
    3 Как утечки нефти при ее добыче и транспортировке влияют на состояние окружающей среды? Приведите примеры последних сообщений из средств массовой информации о катастрофах, связанных с разливами нефти.
    4 Каков состав нефти? Какие физические свойства компонентов нефти лежат в основе ее перегонки?
    5 Что такое бензины; октановое число? Как его повышают?
    6 Назовите по международной номенклатуре изооктан
    7 Запишите уравнения реакций крекинга эйкозана C20H42 до углеводородов бензиновой фракции.
    8 Как связана ваша будущая профессия (например, экономист, юрист, эколог, геолог, инженер) с добычей и переработкой углеводородного сырья?
    9 Как связана повседневная жизнь человека с добычей и переработкой углеводородного сырья и мировыми ценами на нефть?

    §9 Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты

    1 На каком уровне начинается различие между живой и неживой природой? Какие факты говорят о единстве живой и неживой природы?
    2 Сравните между собой состав и строение растительной и животной клеток.
    3 На какие две группы делят химические элементы, образующие вещества живых клеток? Попробуйте доказать относительность такого деления элементов.
    4 Какова роль макро- и микроэлементов в организации жизни на нашей планете?
    5 Какие вещества называют спиртами?
    6 Как определяют атомность спирта?
    7 Что такое функциональная группа?
    8 Какие свойства предельных одноатомных спиртов определяются наличием в их молекуле гидроксильной функциональной группы, а какие — нет?
    9 Приведите примеры неорганических веществ, между молекулами которых образуется водородная связь.
    10 Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
    11 Какие свойства глицерина лежат в основе его применения?
    12 В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: вода, этанол и раствор глицерина. Как их распознать?
    13 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) этилен → этанол → этаналь; б) этанол → этилен → этиленгликоль.
    14 При взаимодействии 3 г предельного одноатомного спирта с необходимым количеством натрия выделилось 0,56 л (н. у.) водорода. Выведите формулу спирта, запишите формулы возможных изомеров и дайте их названия.

    § 10 Фенол

    1 Какие вещества называют фенолами?
    2 Почему фенол называют также карболовой кислотой?
    3 В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
    4 Какие свойства фенола лежат в основе его применения?
    5 Из 390 г бензола в две стадии было получено 410 г фенола. 6 Определите массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
    6 При взаимодействии фенола с бромной водой образуется нерастворимый в воде 2,4,6-трибромфенол (качественная реакция на фенол). При действии избытка бромной воды на 240 г водного раствора фенола получено 8,45 г осадка. Рассчитайте массовую долю фенола в и

    § 11 Альдегиды и кетоны

    1 Какие вещества называют альдегидами, а какие — кетонами? Что общего между этими классами органических соединений?
    2 Являются ли альдегиды и кетоны межклассовыми изомерами? Аргументируйте свой вывод примерами.
    3 Охарактеризуйте получение, свойства и применение формальдегида. Ответ иллюстрируйте уравнениями соответствующих реакций.
    4 Охарактеризуйте получение, свойства и применение ацетальдегида. Ответ иллюстрируйте уравнениями соответствующих реакций.
    5 Как, по вашему мнению, образуются названия альдегидов и кетонов по международной номенклатуре?
    6 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: этан → этилен → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → этилацетат.
    7 Найдите массу серебра, выпавшего на стенках пробирки в виде «серебряного зеркала», при взаимодействии 140 г 10%-го раствора формальдегида с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте количество вещества оксида серебра, вступившего в реакци

    § 12. Карбоновые кислоты

    1 Какие вещества называют предельными одноосновными карбоновыми кислотами?
    2 Рассмотрите переход количественных изменений в качественные на примере изменения физических свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
    3 Какие свойства являются общими для неорганических и карбоновых кислот? Подтвердите свой ответ уравнениями реакций.
    4 В какие реакции могут вступать олеиновая и линолевая кислоты как непредельные органические соединения? Как называют эти реакции? Запишите их уравнения.
    5 Структурную формулу муравьиной кислоты можно записать и таким образом. Следовательно, эта кислота будет являться веществом с двойственной функцией. Как можно назвать ее? Какую реакцию, нехарактерную для других кислот, даст муравьиная кислота?
    6 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    7 Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз? Как снять боль от ожогов, вызванных выделениями этих организмов?
    8 В уксусной кислоте растворили 250 г известняка, содержащего 20% примесей, и получили при этом 33,6 л (н. у.) углекислого газа. Какую объемную долю составляет выход углекислого газа от теоретически возможного?
    9. Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени. Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?
    10 На нейтрализацию 10,6 г смеси растворов муравьиной и 10 уксусной кислот затратили 200 г 4%-го раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли кислот в исходной смеси.

    § 13 Сложные эфиры. Жиры. Мыла

    1 Какие вещества называют: а) сложными эфирами; б) жирами?
    2 Раскройте биологическую роль сложных эфиров в живой природе. Для ответа используйте свои знания по биологии.
    3 Назовите области применения сложных эфиров в технике и народном хозяйстве.
    4 Чем отличаются по строению жидкие жиры от твердых?
    5 Как опытным путем различить машинное и растительное масла?
    6 Что такое маргарин? Как его получают?
    7 Что такое мыла? Как их получают? Почему реакцию щелочного гидролиза жиров называют омылением?
    8 Чем отличаются натриевые мыла от калиевых?
    9 Какую воду называют жесткой? Какой вред приносит жесткая вода? Как устранить жесткость воды?
    10 В чем преимущества синтетических моющих средств (стиральных порошков) перед мылами? В чем их недостатки?
    11 В результате реакции этерификации из 150 мл безводной уксусной кислоты (плотность 1 г/мл) получили 200 г этилового эфира уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
    12 Вычислите массу глицерина, которую можно получить из 17,8 кг природного жира, содержащего 97% тристеарата.

    § 14 Углеводы. Моносахариды

    1 Какие вещества называют углеводами? Почему? Как этот класс органических соединений иллюстрирует идею взаимосвязи органических и неорганических веществ, т. е. единство химической организации материального мира?
    2 На какие группы делят углеводы?
    3 Что такое моносахариды? На какие группы их делят?
    4 Какие признаки положены в основу классификации всех углеводов и какой — в основу классификации моносахаридов?
    5 Почему глюкоза относится к веществам с двойственной функцией? Подтвердите этот тезис рассмотрением химических свойств глюкозы.
    6 Какие свойства глюкозы находят практическое применение? Иллюстрируйте свой ответ уравнениями соответствующих реакций.
    7 Группу атомов, определяющую наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу органических соединений, называют функциональной. В параграфе речь шла о четырех функциональных группах. Каких?
    8 Кроме глюкозы и фруктозы, имеющих двойственную функцию, в параграфе упоминалось еще одно вещество с такой функцией. Как его называют? Какую формулу оно имеет? Образуйте двойное название, исходя из двойственной функции этого вещества.
    9 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    10 Вычислите объем углекислого газа (н. у.), который может образоваться при спиртовом брожении раствора, содержащего 720 г глюкозы. Рассчитайте массу 96%-го этилового спирта, который можно получить в результате этой реакции с выходом продукта, равным 85%
    11 К моносахаридам относятся рибоза CбH10O5 и дезоксирибоза C5H10O4. Объясните, подчиняется ли формула последнего вещества общей формуле углеводов.

    §15. Дисахариды и полисахариды

    1 Какие углеводы называют дисахаридами? Назовите представителей этой группы углеводов. Являются ли они изомерами? Почему?
    2 Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о возникновении и развитии производства сахара в России.
    3 Сравните крахмал и целлюлозу, т. е. назовите признаки общего и отличного в их составе, строении, свойствах и применении.
    4 Почему гликоген называют животным крахмалом? При ответе на этот вопрос используйте свои знания по курсу биологии.
    5 Используя знания по курсу биологии, расскажите об углеводном обмене в организме человека.
    6 Назовите химические термины-антонимы, характеризующие синтез и распад молекул ди- и полисахаридов?
    7 Гидролизом 250 кг древесных опилок, содержание целлюлозы в которых составляет 45%, было получено 62 кг глюкозы. Определите массовую долю выхода глюкозы от теоретически возможного.

    § 16. Амины. Анилин

    1 Какие вещества называют аминами? Какой признак положен в основу классификации аминов?
    2 Какая группа атомов в молекуле аминов — радикал или аминогруппа определяет их основные химические функции — является функциональной для них?
    3 Почему амины называют органическими основаниями?
    4 Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере анилина. Что общего между взаимным влиянием атомов в молекулах анилина и фенола?
    5 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: карбонат кальция → оксид кальция → карбид кальция → ацетилен → бензол → нитробензол → анилин → триброманилин.
    6 Назовите основные области применения анилина.
    7 Смесь газов объемом 6 л (н. у.), содержащую метиламин, сожгли, при этом получили 2,24 л азота (н. у.). Определите объемную долю метиламина в исходной смеси.
    8 Вычислите массу бромной воды с массовой долей брома 2%, которая потребуется для полного взаимодействия со 186 г 1% -го раствора анилина.

    § 17. Аминокислоты. Белки

    1 Какие вещества называют аминокислотами, а какие — белками? Что общего между этими классами органических соединений?
    2 Почему аминокислоты — амфотерные органические соединения?
    3 На основе примеров, приведенных в параграфе, попробуйте предложить способ образования названий аминокислот.
    4 Какими свойствами обладают аминокислоты? Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства аланина.
    5 Назовите области применения аминокислот.
    6 Охарактеризуйте три структуры белка.
    7 Какие химические свойства характерны для белков?
    8 Что такое денатурация? Какие внешние факторы могут вызвать ее?
    9 Как с помощью одного и того же реактива распознать растворы трех веществ: белка, глюкозы и глицерина?
    10 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: этан → этилен → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота → полипептид.
    11 Вычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5% -го раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи потребуется для реакции?

    § 18. Нуклеиновые кислоты

    1 Какие соединения называют нуклеиновыми кислотами? Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
    2 Как устроен нуклеотид? Сравните строение нуклеотидов ДНК и РНК.
    3. Сравните строение, локализацию в клетках и функции РНК и ДНК.
    4 Какие разновидности РНК вы знаете? Какую роль играет каждый вид РНК в биосинтезе белка?
    5 Приведите доказательства единства организации всего живого на Земле, начиная с рассмотрения химического состава клеток до высших биополимеров — нуклеиновых кислот.
    6 Дана последовательность нуклеотидов на участке одной из полимерных цепей ДНК: А—Ц—Г—Г—Т—А—А—Ц—Г—Т. Определите последовательность нуклеотидов на комплементарном участке второй цепи.
    7 Что такое биотехнология? Приготовьте сообщение о возникновении и развитии этого направления в современной науке.
    8 Что такое генная инженерия? Приготовьте сообщение об успехах современной генной инженерии,
    9 Что такое трансгенные формы организмов? Как вы считаете, безопасно ли использование в пищу трансгенных или генетически модифицированных продуктов? Умеете ли вы различать трансгенную пищевую продукцию по информации на упаковках?
    10 Выдающимся достижением науки последних лет считается расшифровка генома человека. Что вы знаете об этом? Приготовьте сообщение на эту тему.

    § 19. Ферменты

    1 Какие вещества называют ферментами?
    2 Каков механизм действия ферментов?
    3 Сравните «работу» ферментов с действием неорганических катализаторов. В чем их особенности?
    4 Почему при повышении температуры до 42 °С ферменты перестают «работать»? Что с ними при этом происходит?
    5 Вспомните из курса биологии известные вам пищеварительные ферменты и расскажите об их «работе».
    6 На основании информации таблицы 7, приведенной в параграфе, подготовьте сообщение об использовании ферментов на производстве.
    7 Попросите у учителя полоску индикаторной бумаги и исследуйте значения pH слюны и мочи. В случае обнаружения отклонений от нормы немедленно обратитесь к врачу.
    8 Проделайте дома такой опыт. Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного свежего сигаретного пепла (не вздумайте курить

    § 20 Витамины, гормоны, лекарства

    1 Какие вещества называют витаминами?
    2 Что такое авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминозы?
    3 Как сохранить витамины в выращенной на дачном участке плодоовощной продукции при ее длительном хранении?
    4 Как сохранить витамины при приготовлении овощных блюд в условиях термической обработки пищи?
    5 Какие витаминные препараты вы знаете и как их следует применять? При подготовке ответа на этот вопрос проконсультируйтесь с медицинскими работниками.
    6 Подготовьте небольшое сообщение об основных средствах лечения и методах профилактики и лечения сахарного диабета. Используйте консультацию школьного учителя биологии и медицинского работника.
    7 Какие гормоны вы знаете из курса биологии? Какими железами внутренней секреции они вырабатываются? Как они влияют на жизнедеятельность органов и систем органов?
    8 К каким негативным последствиям может привести непрерывное продолжительное повышение содержания адреналина в крови?
    9 Подготовьте небольшое сообщение об иатрохимии. При его подготовке используйте консультацию учителей химии, истории и биологии.
    10 Проанализируйте содержимое вашей домашней аптечки. Какие лекарственные препараты необходимо выбросить? Какие необходимо приобрести? Подготовьте сообщение «Моя домашняя аптечка». Используйте консультацию медработника.
    11 Что обязательно должно входить в состав автомобильной аптечки? Почему? Какие взыскания может наложить автоинспектор за отсутствие аптечки или ее несоответствие российскому стандарту?

    § 21. Искусственные полимеры

    1 Какие полимеры называют искусственными? В чем их отличие от природных?
    2 Пластмассы иногда называют композиционными материалами. Объясните происхождение этого термина.
    3 Какую пластмассу называют целлулоидом? Как и из чего ее получают? Укажите недостаток этого полимера. Перечислите области применения целлулоида.
    4 На упаковках с нитроцеллюлозным клеем имеется предупреждение о соблюдении при работе с ним мер пожарной безопасности. С чем это связано?
    5 Что такое волокна? Какие натуральные волокна (животного и растительного происхождения) и искусственные волокна вы знаете?
    6. К какому типу реакций относят получение триацетата целлюлозы? К какому классу органических соединений относят продукт этой реакции?
    7 Как из триацетата целлюлозы формуют волокно? Для чего используют ткани из ацетатного шелка?

    § 22 Синтетические органические соединения

    1 Как классифицируют полимеры по происхождению? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
    2 Как классифицируют полимеры по форме макромолекул? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
    3 Как классифицируют полимеры по отношению к нагреванию? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
    4 Как классифицируют полимеры по способу получения? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
    5 Приготовьте сообщение на тему «Роль полимеров в моей будущей профессии».
    6 Приготовьте сообщение об истории открытия какого-нибудь синтетического полимера, используя дополнительную литературу.
    7. Приготовьте сообщение на тему «Пластмассы — современные конструкционные материалы.
    8 Приготовьте сообщение на тему «Роль полимеров в современном самолетостроении (автомобилестроении, строительной индустрии, медицине, нефте- и газодобыче и т. д.)».

    Лабораторные опыты

    1. Определение элементного состава органических соединений
    2. Изготовление моделей молекул углеводородов
    3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
    4. Получение и свойства ацетилена
    5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
    6. Свойства этилового спирта
    7. Свойства глицерина
    8. Свойства формальдегида
    9. Свойства уксусной кислоты
    10. Свойства жиров
    11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка
    12. Свойства глюкозы
    13. Свойства крахмала
    14. Свойства белков
    15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков

    Практическая работа №1

    Задание 1. 1 вариант: этиловый спирт и муравьиная кислота;
    Задание 1. 2 вариант: растворы глюкозы и глицерина;
    Задание 1. 3 вариант: растворы формальдегида и белка;
    Задание 1. 4 вариант: растительное и машинное масла;
    Задание 1. 5 вариант: крахмальный клейстер и глицерин;
    Задание 1. 6 вариант: растворы глюкозы и этанола;
    Задание 1. 7 вариант: растворы сахарозы и глюкозы.
    Задание 2. С помощью одного реактива докажите, что глюкоза является веществом с двойственной функцией.
    Задание 3. Вам выданы пробирки с растворами, в одной из которых содержится глицерин, в другой — формальдегид, в третьей — глюкоза. С помощью одних и тех же реактивов определите каждое вещество.
    Задание 4. Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а спелое яблоко — глюкозу.
    Вконтакте
    Facebook

  2. Cipora Ответить

    1 Что такое валентность? Чем она отличается от степени окисления? Приведите примеры веществ, в которых значения степени окисления и валентности атомов численно одинаковы и различны.
    2 Определите валентность и степень окисления атомов в веществах, формулы которых Cl2, CO2, C2H6, C2H4.
    3 Что такое изомерия; изомеры?
    4 Что такое гомология; гомологи?
    5 Как, используя знания об изомерии и гомологии, объяснить многообразие соединений углерода?
    6 Что понимают под химическим строением молекул органических соединений? Сформулируйте положение теории строения, которое объясняет различие в свойствах изомеров. Сформулируйте положения теории строения, которые объясняют многообразие органических соедине
    7 Какой вклад внес каждый из ученых — основоположников теории химического строения — в эту теорию? Почему ведущую роль в становление этой теории сыграл вклад русского химика?
    8 Возможно существование трех изомеров состава C5H12. Запишите их полные и сокращенные структурные формулы.
    9 По представленной в конце параграфа модели молекулы вещества (см. рис. 7) составьте его молекулярную и сокращенную структурную формулы.
    10 Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах первых четырех членов гомологического ряда алканов.
    Вконтакте
    Facebook

  3. eduardio Ответить

    Вариант 1
    1. Аминоуксусная кислота и нитроэтан являются
    1) структурными изомерами 3) гомологами
    2) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом
    2. С аланином взаимодействует каждое из двух веществ
    1) водород и оксид кремния(IV) 3) пропан и пропанол-2
    2) вода и толуол 4) глицин и соляная кислота
    3. Верны ли следующие суждения об аминоуксусной кислоте?
    А. Водный раствор аминоуксусной кислоты окрашивает лакмус в красный цвет.
    Б. Аминоуксусная кислота взаимодействует и с гидроксидом натрия, и с соляной кислотой.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    4. Какие из приведенных утверждений о белках и их свойствах верны?
    А. Белки – природные высокомолекулярные соединения.
    Б. При нагревании до 90 ˚С яичный белок альбумин подвергается обратимой денатурации.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба утверждения
    4) оба утверждения неверны
    5. Аланин взаимодействует с
    1) соляной кислотой 4) пропанолом-1
    2) толуолом 5) оксидом кремния(IV)
    3) гидроксидом кальция 6) метаном
    6. Масса 20%-ного раствора гидроксида натрия, которая может вступить во взаимодействие с 15 г аминоуксусной кислоты, равна _________ г. (Запишите число с точностью до целых.)
    7. Одноосновная моноаминокислота массой 1,5 г при взаимодействии с избытком хлороводорода образует соль массой 2,23 г. Установите формулу аминокислоты.

  4. alexhtc1 Ответить

    В соответствии с принятой классификацией различают три вида структурной изомерии.
    Изомерия углеродного скелета. Соединения отличаются порядком расположения углерод-углеродных связей, например рассмотренные н-бутан и изобутан. Именно этот вид изомерии характерен для алканов.
    Изомерия положения кратной связи (С=С, С=С) или функциональной группы (т. е. группы атомов, определяющих принадлежность соединения к тому или иному классу органических соединений), например:

    Межклассовая изомерия. Изомеры этого вида изомерии относятся к разным классам органических соединений, например рассмотренные выше этиловый спирт (класс предельных одноатомных спиртов) и диметиловый эфир (класс простых эфиров).
    Различают два вида пространственной изомерии: геометрическую и оптическую.
    Геометрическая изомерия характерна, прежде всего, для соединений с двойной углерод-углеродной связью, так как по месту такой связи молекула имеет плоскостное строение (рис. 6).

    Рис. 6.
    Модель молекулы этилена

    Например, для бутена-2, если одинаковые группы атомов у атомов углерода при двойной связи находятся по одну сторону от плоскости С=С-связи, то молекула является цисизомером, если по разные стороны — трансизомером.

    Оптической изомерией обладают, например, вещества, молекулы которых имеют асимметрический, или хиральный, атом углерода, связанный с четырьмя различными заместителями. Оптические изомеры являются зеркальным изображением друг друга, подобно двум ладоням, и не совместимы. (Теперь вам, очевидно, стало понятным второе название этого вида изомерии: греч. хирос — рука — образец несимметричной фигуры.) Например, в виде двух оптических изомеров существует 2-оксипропановая (молочная) кислота, содержащая один асимметрический атом углерода.

    У хиральных молекул возникают изомерные пары, в которых молекулы изомеров относятся по своей пространственной организации одна к другой так же, как соотносятся между собой предмет и его зеркальное отображение. Пара таких изомеров всегда обладает одинаковыми химическими и физическими свойствами, за исключением оптической активности: если один изомер вращает плоскость поляризованного света по часовой стрелке, то другой — обязательно против. Первый изомер называют правовращающим, а второй — левовращающим.
    Значение оптической изомерии в организации жизни на нашей планете очень велико, так как оптические изомеры могут существенно отличаться как по своей биологической активности, так и по совместимости с другими природными соединениями.
    3. Атомы в молекулах веществ влияют друг на друга. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений вы рассмотрите при дальнейшем изучении курса.
    Современная теория строения органических соединений основывается не только на химическом, но и на электронном и на пространственном строении веществ, которое подробно рассматривается на профильном уровне изучения химии.
    В органической химии широко используют несколько видов химических формул.
    Молекулярная формула отражает качественный состав соединения, т. е. показывает число атомов каждого из химических элементов, образующих молекулу вещества. Например, молекулярная формула пропана: С3Н8.
    Структурная формула отражает порядок соединения атомов в молекуле согласно валентности. Структурная формула пропана такова:

    Часто нет необходимости детально изображать химические связи между атомами углерода и водорода, поэтому в большинстве случаев используют сокращенные структурные формулы. Для пропана такую формулу записывают так: СН3—СН2—СН3.
    Строение молекул органических соединений отражают с помощью различных моделей. Наиболее известны объемные (масштабные) и шаростержневые модели (рис. 7).

    Рис. 7.
    Модели молекулы этана:
    1 — шаростержневая; 2 — масштабная

    Новые слова и понятия

    Изомерия, изомеры.
    Валентность.
    Химическое строение.
    Теория строения органических соединений.
    Гомологический ряд и гомологическая разность.
    Формулы молекулярные и структурные.
    Модели молекул: объемные (масштабные) и шаростержневые.

    Вопросы и задания

    Что такое валентность? Чем она отличается от степени окисления? Приведите примеры веществ, в которых значения степени окисления и валентности атомов численно одинаковы и различны,
    Определите валентность и степень окисления атомов в веществах, формулы которых Сl2, СО2, С2Н6, С2Н4.
    Что такое изомерия; изомеры?
    Что такое гомология; гомологи?
    Как, используя знания об изомерии и гомологии, объяснить многообразие соединений углерода?
    Что понимают под химическим строением молекул органических соединений? Сформулируйте положение теории строения, которое объясняет различие в свойствах изомеров, Сформулируйте положения теории строения, которые объясняют многообразие органических соединений.
    Какой вклад внес каждый из ученых — основоположников теории химического строения — в эту теорию? Почему ведущую роль в становление этой теории сыграл вклад русского химика?
    Возможно существование трех изомеров состава С5Н12, Запишите их полные и сокращенные структурные формулы,
    По представленной в конце параграфа модели молекулы вещества (см, рис. 7) составьте его молекулярную и сокращенную структурную формулы.
    Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах первых четырех членов гомологического ряда алканов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *