Как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе?

7 ответов на вопрос “Как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе?”

  1. Oghmarin Ответить

    Задачи:
    расширять представление о прошлом (обучение
    дворянских детей);
    учить характеризовать персонажей по их
    поступкам и речи;
    продолжать работу по развитию речи: обогащение
    словаря учащихся за счет устаревшей и
    малоупотребительной лексики;
    развитие речевого чутья при замене устаревших
    слов и выражений современными;
    воспитывать любовь к литературе как источнику
    знаний человеческих отношений;
    формировать умение постигать смысл
    прочитанного, воссоздавать художественные
    образы, решать разнообразные коммуникативные
    задачи;
    вводить детей через литературу в мир
    человеческих отношений, нравственно-этических
    ценностей; формировать эстетический вкус.

    Оборудование:
    учебник Г.М. Грехнева, К.Е.
    Корепова “Литературное чтение” 4 класс,
    компьютер с мультимедийной установкой, карточки
    для индивидуальной работы.

    I. Актуализация знаний.


    1.
    Организационный момент. (Регулятивные УУД:
    целеполагание, планирование, прогнозирование.
    Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и
    целенаправленной познавательной деятельности).
    Чтение высказывания. (Слайд №1). Презентация
    Чтение хороших книг – это беседа с
    почтеннейшими людьми прошлых веков — их
    авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они
    открывают нам только лучшие из своих мыслей”.
    (Рене Декарт)
    – Как вы понимаете высказывание?
    – Чему вас уже научили книги?

    2.
    Какой раздел литературы мы начали изучать?
    (Регулятивные УУД: формируем умение высказывать
    своё предположение на основе работы с материалом
    учебника. Познавательные УУД: формируем умение
    обобщать и классифицировать по признакам) (Аз,
    буки, веди)
    (Слайд №2)

    – Что обозначают эти знаки? (Буквы
    старославянского алфавита.)
    – Вопрос автору учебника. (Почему автор взял для
    заголовка текста несовременный шрифт?)
    Из первых двух букв составлено название
    первого учебника по чтению для детей. (Азбука) (Слайд
    №3)

    Но есть еще и такие книги: “Шахматная азбука”,
    “Азбука ядерной физики”. (Слайд №4)
    – Что же означает слово – азбука?

    Азбука
    – начальные основания какой – либо
    науки. (Словарь)

    3.
    О чем нам уже поведал этот раздел
    литературы? (Личностные УУД: формируем мотивации
    к обучению и целенаправленной познавательной
    деятельности. Коммуникативные УУД: формируем
    умение слушать и понимать других). (Слайды №5, 6)

    – Что узнали для себя нового?
    – Какой была в старину школа?
    – Кого обучали в школах в то историческое время?
    – Какие были классы – устройство?
    – По каким книгам учились дети?
    4. Сегодня мы называем – буква, а как
    называли раньше этот знак на Руси? (Зримый знак)
    – “Наум наставит на ум” – почему так говорили на
    Руси?
    – Кто подготовил ответ? Обязательно назовите
    источник информации

    “Пророк Наум наставит на ум”, – говорили на
    Руси. И называли Наума Грамотником. После молебна
    учитель (например, приходской дьячок) приходил
    домой к будущему подопечному. Первое занятие
    было очень коротким и весьма символическим.
    Затем следовало угощение. А уже на другой день
    ученик шел к учителю и начинались учебные
    будни”.

    – Кто обучал дворянских детей в раннем детстве?
    – Что входило в круг обязанностей гувернера?
    (Ответ подтвердить отрывком из текста)

    5. Творчество какого писателя продолжает
    знакомить нас с жизнью детей в старину?
    (Мы
    продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого).
    Главы из какой повести мы читаем? (Детство)

    Это повесть из трилогии “Детство”,
    “Отрочество”, “Юность”. (Слайд №7)
    – Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ? (Три
    произведения одного автора, объединенные
    сюжетом или главными героями)

    Почему мы, жители тульской области, с
    особенным чувством читаем произведения Л.
    Толстого? (Слайд №8)

    Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои
    произведения в Ясной поляне мир узнал о
    нашей области в связи с его произведениями,
    ставшими классикой литературы.

    5.
    Итак, глава “Учитель Карл Иваныч”.

    С какими героями повести мы познакомились в
    этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие
    мальчики, дядька…)

    От какого лица ведется повествование? (От
    первого. От лица Николеньки Иртемьева)

    II. Закрепление предыдущего материала
    .
    (Познавательные УУД: формируем умение выявлять
    сущность, особенности объектов. Коммуникативные
    УУД: формируем умение строить речевое
    высказывание в соответствии с поставленными
    задачами, формируем умение работать в паре.
    Личностные УУД: формируем умение выказывать
    своё отношение к героям, выражать свои эмоции).
    1.
    Рассмотрите репродукции знаменитых картин
    Валентина Серова “Дети” и “Мика Морозов” (Слайды
    №9, 10, 11)

    Прочитайте вопросы, обсудите в парах. Мы ждем
    ваших мнений.
    – Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на
    ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым?
    Почему?
    – Можно ли по портрету сказать что-либо о
    характере мальчика?
    – Какое настроение вызывает картина?
    – Выберите слова из карточки, подходящие для
    описания мальчика?

    Карточка.
    Дошкольник, взрослый, отрок,
    непоседливый, степенный, открытый, злой, добрый,
    веселый, раздраженный, равнодушный, печальный,
    задорный.

    2.
    Как вы думаете, по каким признакам можно
    судить о характере человека? (По поступкам, по
    мыслям)
    – Вспомните, на что обиделся Николенька? (Слайд
    № 12)

    – Как и почему прошла его обида?

    3.
    Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас?
    – В чем похож или не похож?
    – Размышляете ли вы над своими поступками, как
    Николенька?
    – Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально
    за несколько минут у вас менялось отношение к
    кому-нибудь

    4.
    Что мы можем сказать о взаимоотношениях
    Карла Ивановича и мальчиков?

    III. Знакомство с новым текстом.

    (Познавательные УУД: формируем умение на основе
    анализа объектов делать выводы. Личностные УУД:
    формируем умение оценивать поступки в
    соответствии с определённой ситуацией.
    Коммуникативные УУД: формируем умение строить
    речевое высказывание в соответствии с
    поставленными задачами. Регулятивные УУД:
    формируем умение высказывать своё предположение
    на основе работы с материалом произведения.)

    1. Антиципация.

    1.1. Как вы думаете, о чем может идти речь в главе
    “Классы”? (Слайд №13)
    1.2. Предположите, кто будут героями этой
    главы?

    2. Работа с текстом во время чтения.

    Чтение текста учителем и подготовленными
    детьми.
    2.1. “Дети большие стали…” (Слайд №13)
    Вопрос автору.
    (Что обозначали эти слова
    отца мальчиков?)
    2.2. Как Карл Иванович отнесся к необходимости
    отъезда детей в гимназию?

    (Переживал как личную трагедию.)
    Почему? Проверь
    себя.

    2.3. Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из
    текста)

    3
    . Работа с текстом после чтения.
    3.1. Какие устаревшие слова и словосочетания вы
    нашли в тексте?

    (Учился порядочно, вытвердить, была горячка,
    комод, сюртук
    )
    3.2. Замените их современными словами.
    3.3. Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович?
    3.4. Докажите, что мальчики любят Карла
    Ивановича, а он любит их. Как переживал
    Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ
    отрывками из текста)

    (
    Николенька живо и непосредственно
    откликается на беды близких ему людей, принимает
    их невзгоды близко к сердцу.) Неравнодушный.
    Небезразличный.

    3.5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему
    обиду? Как? (Слайд №13 – цитата)
    3.6. Почему он попросил Николеньку написать
    именно это предложение?
    – Каким голосом он диктовал?
    – Какие чувства у вас вызывает этот отрывок?
    3.7. Прочитайте последнее предложение. Что
    значит “достойно отомстить за обиду”? (Не
    потерять собственного достоинства)
    3.8. Можно ли назвать произошедшее событие
    уроком и почему? (Этот урок взаимоотношений между
    людьми запомнит Николенька на всю жизнь). (Слайд
    №14)
    IV. Рефлексия.

    (Личностные УУД: формируем умение выказывать
    своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
    Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять
    свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД:
    формируем умение осуществлять познавательную и
    личностную рефлексию.)
    – Много нового и интересного мы сегодня
    обсудили на уроке.
    – Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой
    передать нам через образы и переживания своих
    героев? (Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях
    людей, научить доброте, выдержанности.)
    Повесть “Детство” интересна тем, что
    впервые взрослому человеку удалось так
    правдиво заговорить от имени ребенка, передать
    его мысли, чувства, огорчения.
    Главный герой Николенька Иртеньев –
    прообраз самого автора, не только совершает
    какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить
    их, даже исправить что-либо в своем поведении.
    – Что лично для себя вы взяли из обсуждения на
    этом уроке?
    – Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения
    не только для того, чтобы рассказать потомкам о
    том, как жили в конце 19 – начале 20 века, но и
    пробудить в нас лучшие человеческие чувства. Те
    чувства, которые воспитывает “Азбука
    человеческих отношений”, цитатой из которой мы
    закончим сегодняшний урок:

    “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
    люди, так поступайте и вы с ними”.
    (Мф.7:12) (Слайд
    №15)


    Источники

    1. Маранцман В.Г. Изучение повести Л.Н. Толстого
    “Детство” // Изучение литературы: Методические
    рекомендации для учителя / Под общ. ред. В.Г.
    Маранцмана. СПб.: Спец. лит., 1998. С. 157–162.
    2. Сигаева Т. Три детства в русской литературе //
    Литература. 1999. № 3.
    3. “Я иду на урок” Н.Г. Шишикина — учитель
    русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.
    4. http://www.diveevo.ru/

  2. Brasho Ответить

    Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.
    Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.
    Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе
    мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».
    В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».
    Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.
    Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

    Похожие сочинения

    Формирование характера Николеньки Иртеньева (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)” (2)

  3. Ragefire Ответить

    спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили оксид углерода (4), для полной нейтрализации которого потребовалась 192 мл раствора гидроксида калия с …
    израсходовали одну девятую куска материи 3 4 остатка Какая часть куска материи осталось неизрасходованной
    Во время движения галопом лошадь достигает скорости 40 км\ч. Двигаясь шагом, лошадь перемещается со скоростью 8 км\ч. Галопом лошадь двигалась 2 часа , а шагом 3 часа . Какое расстояние прошла лошадь за это время?
    ПОЖАЛУЙСТА,…
    Каковы особенности почвы как среды обитания!!!
    Кратко!!!!! Спасибо заранее!
    сколько десятков в числе 90015
    Яка головна думка казки “Дорога , що нікуди не вела”? Будь ласкаааааааааааааааа 🙂 🙂 🙂
    Напишите пожалуйста всю информацию о кукле из книги Три Толстяка. Пожалуйста! Зарание спасибо!
    Какая звук дробей с одинаковыми числителями меньше Какая больше
    Подберите причастия(3-4) к слову картина
    В однородном магнитном поле с индукцией B=0,5 мТл по окружности радиусом R=12 см движется электрон. Параллельно силовым линиям магнитного поля включается однородное электрическое поле с напряжённостью E=9 В/м. Через какое время…

  4. Optimist Ответить

    Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.
    Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.
    Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек» . Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй! » И в душе
    мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит» , — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку» . Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты» . Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее» .
    В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник» . Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света») . Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна» .
    Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались» . И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает…» . Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч! » Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.
    Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

  5. Zulurisar Ответить

    Как показывает опыт,
    повесть Толстого — достаточно сложное для
    восприятия пятиклассников произведение. Но
    когда ещё читать «Детство»? Может быть, страницы
    повести откроют ребятам и удержат в их памяти
    “счастливую невозвратную пору”. Но куда важнее
    другое: как можно раньше разбудить в них вкус к
    страницам Л.Н. Толстого с их глубочайшим и
    вместе с тем доступным даже пятиклассникам
    психологизмом.
    В результате долгой работы над рукописью
    первоначальный сюжет лишился всякой внешней
    событийности и занимательности и был до такой
    степени упрощён, что в самом подробном пересказе
    укладывается в несколько строк. При этом нужно
    будет упомянуть такие, например, события:
    учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего
    Николеньки прихлопнул муху, mаmаn за завтраком
    отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг,
    отец разговаривает с приказчиком, Иртеньевы
    собираются на охоту.
    Интересны не события сами по себе, интересны
    контрасты и противоречия чувств, которые,
    собст­венно, и являются предметом повествования.
    Вся картина пронизывается личным отношением
    рассказчика. С образом Иртеньева связана одна из
    самых любимых и задушевных мыслей Толстого —
    мысль о громадных духовных возможностях
    человека, рождённого для движения, для
    нравственного и духовного роста. Новое в герое и
    в открывающемся ему день за днём мире особенно
    занимало Толстого, слово “новый” — едва ли не
    самый распространённый и характерный эпитет
    книги: оно вынесено в названия глав («Новый
    взгляд», «Новые товарищи») и стало одним из
    ведущих мотивов повести.
    Автор стремится “на биографии определённого
    человека выявить общие законы становления
    человеческой личности”. Задача учителя —
    помочь школьникам понять, как через восприятие
    Николеньки раскрывается сложный внутренний мир
    ребёнка, его представления о мире.
    Корень счастливого и доброго состояния в
    детстве видится Толстому в состоянии некоей
    рассосредоточенности и ясной любовной
    созерцательности. Ребёнок всё время устремлён в
    окружающее, а не в себя. Ему совсем не присуща
    конкретность желаний, которая, устремляя
    взрослого в одну какую-нибудь сторону, мешает ему
    видеть голубое небо, бабочку, трепещущую
    крылышками на солнце, и всю прочую радующую и
    заставляющую любить красоту мира. Ребёнок по
    духовной природе своей раскрыт для всего мира,
    всем интересуется, всему радуется, всё любит.
    Этой мысли служит в повести, например, эпизод на
    охоте, когда Николенька упускает зайца. Придя на
    место, указанное отцом, Николенька сидит с
    собакой и ждёт зайца, чтобы затравить его. Но
    детская натура его не может долго оставаться в
    этом состоянии неестественной напряжённости.
    Николенька отвлекается созерцанием муравьёв,
    которые один за другим торопятся по пробитым ими
    торным дорожкам. Николенька подставляет им
    препятствие и любуется, как они его преодолевают.
    Потом его внимание привлекает бабочка с жёлтыми
    крылышками. Он с удовольствием смотрит, как она,
    пригретая солнцем, прижимается к цветку.
    Погружённый в это изумлённо-любовное созерцание
    жизни природы, Николенька совершенно забывает об
    охоте и в результате упускает зайца.
    Толстой подчёркивает
    характерную для ребёнка невозможность долгой
    сосредоточенности на одном чувстве и желании,
    быстрое перемещение его внимания с одного
    предмета на другой. Благодаря отсутствию
    страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не
    жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном
    развитии и обновлении.
    На этом светлом, преобладающем фоне пока только
    лёгкими штрихами намечаются предпосылки для
    образования той ложной стороны души, развития
    эгоистического чувства, которое будет иметь
    такое большое значение впоследствии. Писатель
    следит за проявлениями в Николеньке
    самолюбивого чувства личности, обусловливающими
    некоторые его чувства и поступки, как-то
    противоречащие естественному, светлому существу
    ребёнка.
    С этой стороны, например, имеет значение злое
    чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот
    его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе.
    “Положим, — думает проснувшийся
    Николенька, — я маленький. Но зачем он
    тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около
    Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя
    старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и
    мучит”. Но это чувство обиды моментально
    проходит. Ведь Николенька знает, что Карл
    Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать
    досаду на самого себя. Уже с первых страниц
    повести мы наблюдаем в Николеньке стремление
    разобраться в мыслях и поступках людей,
    проанализировать свои мысли и действия. Для
    Толстого это очень важно, поэтому на протяжении
    всей повести писатель фиксирует способность к
    рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического
    чувства объясняется досада Николеньки на
    несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату
    и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у
    Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже
    “большой”, и внушали бы уважение к его личности.
    Дети бывают счастливы не только там, где их
    любят, но прежде всего в семье, где родители любят
    друг друга. Любовь родителей друг к другу —
    крыша над головой ребёнка, над которой он
    чувствует себя защищённым от любых невзгод. В
    повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где
    бы впрямую говорилось о взаимоотношениях
    супругов Иртеньевых. Но достаточно прочитать
    предсмертное письмо матери, обращённое к мужу,
    исполненное такой возвышенной и самоотверженной
    любви, чтобы понять: именно это её чувство и
    определило нравственный дух семьи. Потому-то с её
    смертью так резко меняется весь семейный уклад:
    “Со смертью матери окончилась для меня
    счастливая пора детства…”
    Мать самого Льва Николаевича Толстого
    скончалась, когда будущему писателю не было ещё и
    двух лет. Он не помнил её и даже портрета её
    никогда не видел. В 1906 году есть такая
    дневниковая запись Льва Николаевича: “Целый
    день тупое, тоскливое состояние. К вечеру
    состояние это перешло в умиление — желание
    ласки — любви. К кому же прильнуть? Сделаться
    маленьким и к матери, как я представляю её себе.
    Да, да, маменька, которую я никогда не называл, ещё
    не умея говорить. Да, она моё высшее
    представление о чистой любви, но не холодной
    божеской, а земной, тёплой, материнской. К этой
    тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька,
    ты, приласкай меня…”
    Мир, в который вступает Николенька Иртеньев,
    полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с
    разными проявлениями жизни, которые не только
    озадачивают его, но порой ставят в тупик.
    Естественное стремление к гармонии нарушается, и
    нарушения эти весьма болезненны. Детские раны
    затягиваются быстро — такова сила детского
    восприятия мира. Но затягиваются они лишь внешне,
    навсегда оставаясь в глубинах человеческой души.
    Для Толстого важны не те события, которые
    происходят вне человека, а то, какие изменения
    под их влиянием совершаются внутри, в душе
    человека, то, что составляет его внутреннюю
    жизнь.
    Л.Н. Толстой впервые в русской литературе
    сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как
    важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и
    тем самым сберечь благородные устремления его
    ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в
    то же время открыта для любви, добра и счастья.
    Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить.
    Каждый поступок для ребёнка — большая и
    сложная проблема. А родители очень часто не
    осознают этого, поглощённые ежедневными
    заботами.
    Трилогии «Детство»,
    «Отрочество», «Юность» уделено небольшое место в
    методических исследованиях. Основательных и
    значительных работ по изучению повести
    «Детство» в школе в методической литературе нет.
    Однако следует отметить ряд статей, посвящённых
    этой проблеме1.
    Рассмотрев эти работы, можно сделать некоторые
    выводы:
    авторы исследований советуют изучать повесть
    «Детство» в 6–7-м классах, руководствуясь тем, что
    произведение Л.Н. Толстого несёт в себе
    огромный нравственный потенциал, заряд добра и
    любви, которые необходимы растущему ребёнку;
    методисты отмечают, что у каждого ребёнка есть
    свой собственный, неповторимый внутренний мир,
    богатый радостями и переживаниями, и именно
    такой детский мир изобразил в своей повести
    Л.Н. Толстой, сумев приоткрыть перед
    читателями частичку души мальчика, показать её
    диалектику;
    повесть Толстого «Детство» может помочь
    современным детям понять самих себя, научиться
    отличать в жизни хорошее от дурного, заставить
    увидеть окружающий их светлый мир детства —
    самой прекрасной поры человеческой жизни.
    Мы предлагаем отвести изучению повести четыре
    или (если удается) пять уроков.

    Урок 1. «Учитель Карл Иванович»

    1. Слово учителя. На доске перед вами
    фоторепродукции знаменитых картин Валентина
    Серова. Первая картина называется «Дети», а
    другая «Мика Морозов». По­смотрите внимательно
    на эти картины.
    — Кого вы видите на этих картинах?
    — Подумайте, кто из этих мальчиков (на обеих
    картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой
    Иртеньевым? Почему?
    — Опишите этого мальчика. (Какого он
    возраста, какие у него волосы, какие глаза, как
    художник изобразил удивление мальчика, что может
    означать его жест.)
    — Пофантазируйте: о чём может думать этот
    мальчик? Что чувствовать?
    — Где он находится? Что его окружает?
    — Как цвета картины влияют на ваше
    настроение? Как вы опишете это настроение?
    2. Комментированное чтение учителем главы
    «Учитель Карл Иваныч»
    (эпизод с хлопушкой).
    3. Беседа с учащимися по содержанию главы.
    — Почему Николенька раздосадован на своего
    учителя?
    — Почему Николенька сначала злился и
    досадовал на Карла Ивановича, а потом начал
    плакать?
    — Как меняется настроение мальчика? Найдите
    подтверждение в тексте.
    — О чём думает и что переживает Николенька,
    когда приносят башмаки с бантиками?
    — Как относится мальчик к Карлу Ивановичу?
    Прочитайте.
    — Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой
    главе?
    — Какое влияние оказал Карл Иванович на
    мальчика?
    4. Устное словесное рисование «Детская
    комната».

    5. Рефлексия.
    — Похож ли Николенька в чём-нибудь на вас?
    — В чём похож или не похож?
    — Размышляете ли вы над своими мыслями и
    поступками, как Николенька? Приведите примеры,
    объяснив, почему вы об этом думаете.
    — Были ли в вашей жизни случаи, когда
    буквально за несколько минут у вас менялось
    отношение к кому-нибудь?
    6. Домашнее задание. Прочитать главы 1–5,
    10, подготовить пересказ глав 2 и 10, составить план
    главы «Классы».
    7. Ведение дневника. Какие бы мысли мог
    записать Николенька в свой дневник? Что бы его
    интересовало и беспокоило?

    Урок 2. Образы матери и отца
    Николеньки в повести «Детство»

    (Работа над главами «Maman» и «Что за человек был
    мой отец»)
    1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.
    2. Проверка составленного плана главы
    «Классы».

    3. Беседа по прочитанному материалу.
    — С каких событий начинается глава «Maman»?
    — О чём в ней рассказывается?
    — Какой мы видим мать Николеньки?
    Прочитайте.
    — Как мать Николеньки относится к Карлу
    Ивановичу?
    — О какой черте её характера это говорит?
    — Мать Николеньки сразу заметила, что он
    плакал. О чём это говорит?
    4. Глава «Что за человек был мой отец?».
    Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет
    отца Николеньки.
    — Как относится отец мальчика к людям?
    — Любили ли его окружающие?
    — Удалось ли ему сделать карьеру?
    — Что отец Николеньки любил в жизни?
    — Для чего он жил? Прочитайте.
    — Одинаково ли относится Николенька к
    матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.
    5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».
    Вопрос к учащимся в конце урока:
    — Какое влияние оказали на Николеньку его
    родители?
    6. Домашнее задание. Прочитать главы 13 и 14,
    составить диалоги — ссора Николеньки с
    Натальей Савишной, завтрак.
    7. Ведение дневника. Ответить на вопросы:
    “Что бы Николенька записал в свой дневник по
    прошествии этих событий? О чём бы он думал?”

    Урок 3. «Какое редкое, чудесное
    создание была эта старушка!»

    1. Прослушивание составленного диалога
    (сцена за столом).

    2. Беседа по прочитанному материалу.
    Расскажите, как жила Наталья Савишна.
    — Почему у неё не было семьи?
    — Чем же она наполнила свою жизнь?
    Прочитайте.
    — Почему она не захотела принять вольную от
    матери Николеньки?
    — Как Николенька вспоминает о няне?
    Прочитайте.
    3. Беседа.
    — О чём было письмо матери Николеньки?
    — Что она говорит в нём о своих детях?
    Прочитайте.
    — Меняется ли жизнь мальчика со смертью
    матери?
    4. Домашнее задание. Чтение и
    художественный пересказ главы 15; выразительное
    чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших
    наслаждений» и «Вернутся ли… детскому
    воображению»; инсценировка одного из эпизодов
    повести.

    Урок 4. «Счастливая, счастливая,
    невозвратимая пора детства!»

    1. Художественный пересказ главы 15,
    выразительное чтение.
    2. Вопросы к учащимся.
    — Как вспоминает о своём детстве Николенька?
    — Какие моменты детства ему дороги?
    3. Инсценировка.
    4. Рефлексия.
    — Похожи ли воспоминания о детстве
    Николеньки на ваши?
    — Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы
    можете вспомнить? Расскажите о них.
    5. Домашнее задание. Ведение дневника:
    «Какие воспоминания о детстве остаются у
    Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в
    моей жизни».

    Примечание

    1 Аппель Ю.Д.
    Любить мир со всем его хорошим и дурным… Тема
    детства в рус. лит.: 7 кл. // Литература в школе. 1995.
    № 4. С. 66–69; Галажинская О.В. «Детство»
    Л.Н. Толстого: 7 кл.: Система уроков // Литература
    в школе. 1997. № 1. С. 151–154; Маранцман В.Г.
    Изучение повести Л.Н. Толстого «Детство» //
    Изучение литературы в 6 кл.: Метод. рек. для
    учителя / Под общ. ред. В.Г. Маранцмана. СПб.:
    Спец. лит., 1998. С. 157–162; Патрушева Л.И. Мир
    детства: Уроки по «Детству» и «Отрочеству»
    Л.Н. Толстого в 7 кл. // Литература в школе. 1997.
    № 1. С. 158–160; Родченко Н. Викторина по
    повести Л.Толстого «Юность» // Литература. 2000.
    № 3; Свирина Н.М. Стихия музыки в повести
    Л.Н. Толстого «Детство» // Изучение литературы
    в 6 кл.: Метод. рек. для учителя / Под общ. ред.
    В.Г. Маранцмана. СПб.: Спец. лит., 1998. С. 162–170; Сигаева Т.
    Три дет­ства в русской литературе // Литература.
    1999. № 3.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *