Как научить ребенка писать сочинение в 5 классе методика?

10 ответов на вопрос “Как научить ребенка писать сочинение в 5 классе методика?”

  1. Gholbirad Ответить

    Советы для родителей.

    Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
    Как научить ребенка писать сочинения?
    1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери – они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного “подтолкните” его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте “медвежьей услуги”.
    2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение – это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют “умные” фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
    3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
    4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
    Как писать сочинение по картине?
    Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание – цветовые особенности картины. А еще – как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
    Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
    Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:”Передо мной картина (художника) (название картины).”
    Памятка
    1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
    2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
    3. Какие краски использует художник?
    4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
    5. Составь план описания картины.
    6. Подбери подходящий эпиграф.
    7. Напиши сочинение.
    8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
    Фразы-помощники: “художник изобразил…”, “краски создают ощущение…”,
    “создается настроение…” и т.д.
    Словарь: художник – живописец – мастер кисти – автор
    картина – полотно – репродукция
    изобразил – показал – нарисовал – воплотил – создал
    тема – идея – сюжет – колорит – детали – настроение – впечатление
    Этапы сочинения.
    Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:”Передо мной картина (художника) (название картины).”
    Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
    Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.
    И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
    Успехов вам в учебе!

  2. Люблю его Ответить

    Как научить ребенка писать сочинение
    (рекомендации родителям)
    Чагдурова Н.Х.
    Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.
    Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка – задача важная, но очень непростая. Задания, которые я даю детям  обеспечивают выработку ясного логического мышления, обогащают устную речь и резко повышают коммуникативные возможности, приучают находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка.
    Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.
    В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.
    По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
    По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
    По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
    По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.
    В сочинении обязательно должен быть план
    Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план.
    Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога.
    Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.
    Васильева Жанна
    5 Б класс
    Фитя
    Моя любимая игрушка- это белый тигренок. Он небольшого размера, где-то пятнадцать сантиметров. Один хвостик  длиною восемь сантиметров. Его украшают черные полоски, розовый носик и глаза- бусинки. Своего тигренка я назвала Фитей.  Его подарила мне моя подруга, когда мне исполнилось пять лет. Эта игрушка всегда со мной, даже тогда, когда я езжу в путешествие во время летних каникул.
    Гыргенов Костя,
    5 В класс
    Моя картина
    В моей комнате висит большая картина. В первый раз, когда я увидел ее, мне понравилось изображение больших, красивых гор и фигура снежного барса. От нее веяло силой, смелостью и простором.
    У картины рамочка золотистого цвета. Она висит над моей кроватью.
    Дорога она мне тем, что на ней все мои награды, медали, завоеванные на разных соревнованиях.
    Когда я на нее смотрю, я вспоминаю все свои победы и горжусь ими. Я верю, что барс придает мне силы, и я хочу вырасти таким же бесстрашным, как он.
    Кузьмина Саша,
    5 В класс
    Мой любимый Шарик
    Когда мне исполнилось четыре года, мама мне подарила плюшевую собачку. Она очень похожа на моего Шарика.
    Шарик- это мой песик, которого больше нет. Мы с ним любили  вместе играть, он понимал меня и всегда ждал. Когда я возвращалась домой, он прыгал на задних лапках, старался лизнуть меня, вилял своим хвостиком. Главное, он был белый и пушистый, как снег.
    И вот плюшевая собачка, которую мне подарила мама, очень похожа на моего Шарика. И сейчас эта игрушка очень для меня дорога. Когда я ложусь спать, я обнимаю свою плюшевую собачку и знаю, что в эту ночь мне обязательно приснится мой любимый Шарик. Наверное, это грустная история, и она, навсегда останется со мной.
    Орлов Данила,
    5 В класс
    Любимый водопад
    Мой дедушка – большой мастер. Он сделал своими руками водопад. Чтобы сделать его, нужен был материал. И мой дедушка поехал на курорт Аршан, насобирал там много красивых камушек  на берегу горной реки. Они были разных размеров и цветов: серые, белые, коричневые, зеленоватые, изумрудные. Каждый камень он отточил на специальном точильном станке и придавал ему нужную форму. А затем он их покрывал лаком.
    А чтобы водопадик был еще красивее, к нему приклеили несколько красивых ракушек с Черного моря. Таким образом, в моем домашнем водопаде есть душа  Байкала и Черного моря.
    Мне нравится слушать, как журчит вода, которая стекает сверху по этим камням. Это очень красиво!
    Цыренова Эржена.
    5 В класс
    Мой бантик
    У каждого человека есть любимый предмет, к которому он относится с большой любовью. У многих ребят это игрушки, домашние животные, а у меня  любимый предмет- это бантик.
    Мой бантик выглядит, как конфета. Он  розового  цвета, на нем – разноцветные кружочки. В первый раз, когда я увидела его в магазине, он мне так понравился. Я попросила маму купить его, но она сказала, что купим позже.  Я очень расстроилась. Но мне хотелось иметь этот бантик. И вот свершилось чудо. Ко мне на каникулы приехала подруга Рита, с которой мне интересно дружить и общаться. И вот моя подруга привезла и подарила мне точно такой бантик. Я была очень рада. Сегодня этот  бантик так дорог мне, потому что он мне нравится и напоминает о лучшей подруге, которую я всегда жду. Вот так случается в жизни.
    Рекомендации родителям
    Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло
    Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:
    обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
    ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
    используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
    стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
    избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

  3. AkiKosmos Ответить

    Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»
    государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
    Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
    Методические рекомендации
    «Как писать сочинение»
    Похвистневский район – 2014
    Барабаш И.Н. Методические рекомендации для написания сочинений. Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика» ГБОУ СОШ с.Подбельск, 2014
    Данное пособие составлено в помощь учащимся и педагогам для  написания сочинения.
    Рекомендуется методистам, педагогам, учащимся, родителям.
    Как писать сочинение (советы педагогам и учащимся).
    Сочинение – это особый жанр письменного высказывания.
    В процессе написания сочинения необходимо:
    Показать знание художественного произведения;
    Владение литературоведческой теорией (размер, художественные средства, сюжетная линия, композиция и пр./ Словарь юного филолога);
    Умение анализировать художественный текст;
    Самостоятельно мыслить;
    Умение выражать личное отношение к теме;
    Владеть навыками логического, последовательного, аргументированного изложения своих мыслей, взглядов;
    Продемонстрировать грамотность, высокий уровень владения языком.
    В сочинении лучше сохранить традиционную трехчастную структуру:
    – вступление;
    – основная часть;
    – заключение.
    Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух – трех предложений. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Основная часть- ? всего сочинения, а ? необходимо отвести на вступление и заключение.
    План – всему голова. Без плана не удается написать хорошую, логично выстроенную работу. Кратко сформулируйте основные мысли. Решите, о чем и в какой последовательности будете писать. В идеале вы должны настолько хорошо проработать план, чтобы у него было видно, чему посвящен каждый абзац.
    4. Чтобы не писать сочинение дважды, необходимо:
    Составить хороший подробный план;
    Написать фрагменты сочинения, которые кажутся наиболее трудными. Например, если вы не знаете, как лучше сформулировать какую-то мысль, нужно тщательно проработать эту часть текста черновике;
    Изложить тезисы- главные мысли вашего сочинения;
    Полностью написать вступление и заключение.
    Большая часть сочинения у вас уже есть. Теперь можно писать чистовик.
    5. Четыре единства, которые связывают любой текст – это требование внутренней целостности, которая особо актуальна для сочинения:
    Единая тема (тема- предмет речи; то, о чем говорите в сочинении. Тема может быть представлена в виде повествовательного назывного предложения, а также, тема может быть сформулирована в виде вопросительного предложения. Следует помнить, что в формулировке темы значимо каждое слово. Отступление от темы не допустимы. Темы бывают узкие и широкие);
    Единая идея- (идея /главная мысль/- это то, что говорится в сочинении. Это основное утверждение /или отрицание/, которое будет доказываться на протяжении всего сочинения. Ответ на вопрос темы);
    Единая композиция:
    Тезис (может быть трех видов):
    Утверждение положения, которое будет доказываться в основной части. Соответствует формулировке идеи);
    Отрицание;
    Проблемный вопрос- соответствует формулировке темы,
    переведенной в вопрос.
    Тот или иной вариант тезиса необходимо выбирать от формулировки темы и от специфики материала, способов передачи материала.
    Основная часть (может представлять собой:
    Перечень доказательств;
    Сопоставление;
    Описание.
    В то же время возможно сочетание двух или трех типов.)
    Вывод (всегда полное, четкое выражение основной мысли; подведение всех итогов рассуждения);
    Заключение (указать актуальность темы);
    Единый стиль (сочинение должно быть объединено общим стилем, н/р, научно-познавательный, публицистический, художественный и т.д.).
    В сочинении необходимо совместить логику с выражением собственных чувств по данной проблеме.
    6. Порядок работы над сочинением.
    Определите, чем является избранная Вами формулировка темы (это тема или идея).
    Если это идея, начинайте подбирать к ней доказательства, если согласны, или контраргументы, если не согласны. Если это тема в виде проблемного вопроса, то ответьте на вопрос и получите идею.
    Если формулировка темы представляет собой повествовательно-назывное предложение, то переведите его в вопросительное предложение (ключевое слово). Ответив на этот вопрос, получите идею.
    Идея – это вывод в нашем сочинении. Таким образом, правильное планирование сочинения начинается не со вступления, а с конца, т.е. с вывода.
    Имея вывод (идею), подберите к нему доказательства. Отберите наиболее сильные из аргументов, посмотрите, не совпадают ли они по своей сути, отбросьте наиболее слабые и спорные. Оставшиеся доказательства распределите в определенной последовательности (по хронологии, по возрастающей или убывающей убедительности и т.д.). Таким образом, получился план основной части сочинения.
    Глядя на основную часть и вывод, необходимо решить, какой вариант тезиса (утверждение или вопрос) лучше подойдет в этом случае. Если все доказательства проводят одну и ту же идею, то лучше взять утверждение. Если же основная часть построена как исследование, выявление сильных и слабых сторон того или иного явления, характер той или иной мысли, то тезис лучше взять (сформулировать) в виде проблемного вопроса.
    Теперь, когда ясна логика в построении сочинения, необходимо продумать вступление, которое должно подвести к тезису (утверждению или вопросу). Выбирайте тип вступления в зависимости от содержания темы. Не начинайте продумывать сочинение со вступления. Обдумывание вступления – завершающий этап работы в планировании сочинения.
    Не забудьте о переходах между отдельными частями сочинения. “Швы” должны быть незаметными. Каждая последующая часть должна плавно вытекать из предыдущей.
    Спланировав сочинение, начинайте с написания чернового варианта.
    Закончив черновой вариант сочинения, отвлекитесь на минуту и затем посмотрите на сочинение оценивающе. Читая черновик, проверяйте орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, стилистические, логические, фактические ошибки и устраняйте их. Т.е. проводите редактирование текста: вычеркиваем лишнее, неинформативные предложения или части их, делим на 2-3 предложения запутанные фразы, заменяем неудачные слова и выражения более точными и т.д.
    Отредактировав черновик, перепишите его начисто. Прочитайте 2-3 раза, проверьте на наличие ошибок.
    7. Как писать сочинение. 17 полезных советов.
    Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
    После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
    Поразмышляйте:
    а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе,
    б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите,
    в) какие доказательства приведете.
    Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.
    Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
    а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
    б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
    в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
    Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
    Подумайте сразу о вступлении и заключении (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
    Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.
    Напишите вступление.
    Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.
    Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
    Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
    Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
    Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
    Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
    Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
    Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи “в столбик” цитируются без кавычек.
    8.Главные особенности жанра ЭССЕ.
    Небольшой объем и краткость темы.
    Личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.
    Свободная композиция, определяющая прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.
    Свободное использование лексического состава языка- от слов высокого стиля до разговорной лексики.
    Атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.
    Чем труден жанр ЭССЕ?
    При свободной композиции автор, может слишком увлечься каким – либо рассуждением и уйти от темы.
    Повышенной эмоциональностью автор сочинения может пытаться прикрыть пустоту работы, бедность ее содержания.
    Стремление к самораскрытию приводит иногда к тому, что сочинение превращается не в литературную работу, а в повествование «о себе, любимом».
    Статья – самый распространенный газетный жанр. Освещает факты и явления общественной жизни, обобщает их и анализирует.
    Эссе- это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
    Репортаж –   это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Репортаж имеет целью оперативно, с необходимыми подробностями и в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном. Он предоставляет читателю возможность, как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер. (репортажи: событийный, тематический, постановочный).
    Интервью – это беседа, предназначенная для опубликования. Изложение фактов не от имени журналиста, а от имени человека, которого интервьюируют (интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – коллективное, интервью – анкета, интервью – зарисовки).
    Зарисовки- это своего рода портрет интересного человека или интересного коллектива, материал с конкретного «объекта», каком- то полезном опыте.
    Открытое письмо- это разговор в открытом письме ведется от одного лица или от группы лиц. Адресуются такие публикации либо всем писателям, либо высокопоставленным должностным лицам, депутатам.
    Очерк- близок к рассказу, короткой повести, но отличается от них тем, что построен на фактическом материале. Дает оценку события и фактам. (Сюжетный (портретный и проблемный) и описательный).
    Фельетон- материал, проникнутый духом злободневной критики, при написании которого использованы элементы сатиры и юмора. Стиль его живой, легкий, образный.
    Список использованной литературы:
    1.Литературный энциклопедический словарь. – Москва, 1987.
    2.Полтавец Е. «Как писать сочинение». – Москва, 1999.

  4. Nector Play Ответить

    Мир литературы знакомит детей с яркими героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Каждая книга – новые впечатления и опыт. Но дети не только благодарные читатели, они и писатели. Правильно излагать мысли на бумаге непросто. Поэтому писательскому мастерству нужно учиться со школьной скамьи. Для этого в программе предусмотрены сочинения (по картине, вопросам, опорным словам, на литературные темы), изложения, миниатюры.
    Способность красиво писать есть не у каждого. Но этому можно научиться. Чтобы школьные сочинения хорошо получались без помощи интернета и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задача внимательных родителей – быть рядом на первых порах, помочь преодолеть возможные трудности и разбудить интерес к литературному творчеству.

    Почему детям трудно писать сочинения?

    Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда – первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:
    проблемы с фантазией;
    слабое образное мышление;
    незнание темы;
    отсутствие представлений о четкой структуре текста.
    Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

    Первое сочинение – вместе!

    Сочинение – изложение собственных мыслей на заданную преподавателем тему. Оно демонстрирует знания в определенном вопросе, умение повествовать, описывать, высказывать личный взгляд последовательно, убедительно и грамотно.
    Признак хорошей работы и умственной зрелости автора – четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.
    Выбор темы и структуры повествования – первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:
    Заголовок – слова, которые отражают содержание работы в целом.
    Введение – знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье – это…».
    Основная часть – раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
    Заключение – подведение итогов и выводы.

    Работа с черновиком и бедным словарным запасом

    Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически – это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте. Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема – бедный словарный запас школьника. Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.
    Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

    Советы профессиональных педагогов

    Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:
    Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
    Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

    Грамотная помощь родителей

    Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:
    нельзя писать сочинения за школьника;
    важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
    не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
    необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.
    Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном. Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии. Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.
    Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

  5. Kera Ответить


    26.04.2015Учим детей
    Умение писать сочинение – необходимость для школьника, даже не обладающего литературным талантом. Как развить это умение? Как научить ребенка писать сочинение, чтобы оно имело свой стиль, и было интересно для чтения? В чем заключается помощь родителей? Сегодняшний наш разговор коснется всех этих вопросов.
    Основные задачи при освоении навыка писать сочинение:
    научить ребенка фантазировать,
    развивать его воображение,
    научить выражать собственные мысли.
    Чтобы не отбить желание ребенка к учебе, родителям не стоит отворачиваться от просьбы помочь с написанием сочинения, говоря, что задание получил ребенок, а не родители, поэтому нужно ему делать все самостоятельно. В случае затруднений с сочинением задача родителей – помочь ребенку в первый раз, рассказав и объяснив весь процесс написания сочинения, а дальше он и без вашей помощи сможет справиться с последующими заданиями, пользуясь полученными от вас знаниями и навыками.
    Оценивая сочинение, педагог выясняет, хорошо ли школьник владеет литературным языком, насколько широк его кругозор, как он умеет оценивать происходящее и делать выводы.

    Как научить ребенка писать сочинение? С чего начать?

    Первое требования при написании сочинения – знание предмета. Нельзя рассказать о морском круизе, ни разу не побывав на море.
    Младшим школьникам обычно дают простые темы, но писать сочинение все равно нужно соответственно требованиям, которые выдвигаются ко всем сочинениям. Важно не просто перечислить последовательность происходящего или перечислить качества предмета, но и добавить красочные определения и эпитеты.
    К примеру, ребенку было задано описать свой путь от школы домой. Казалось бы, предмет сочинения ясен и близок. Однако если ребенок не имеет склонности к созерцанию, наблюдению за окружающим миром, то при написании сочинения возникнут сложности. Часто мы день за днем проходим мимо одного и того же дерева, соседской собаки и т. д., не замечая их и присмотревшись, удивляемся и всматриваемся с интересом – оказывается, и дерево-то не совсем обычное, с необычной кроной, и собака странной породы. Учите малыша подмечать мелочи вокруг себя. Идя вместе с ним путь до школы, обращайте его внимание на интересный проехавший автомобиль, клумбу с пестрыми цветами и т. д. Сами составьте рассказ о пройденном пути, а затем попросите ребенка сделать то же самое, исправив оплошности, которые он распознал в вашем рассказе. Можно попросить его сделать запись в своем дневнике или просто в блокноте.
    Все эти действия помогают развить наблюдательность, расширяют словарный запас.

    Пишем сочинение

    Хорошенько изучив тему сочинения, нужно составить план сочинения. Обычно он содержит вступление, основную часть и заключение.
    Ваша задача – объяснить маленькому ученику, что сочинение – это вид художественного произведения, требующее последовательности и стройности в изложении мыслей. Читатель не поймет основной мысли произведения, если автор перескакивает с одного повествования на другое.
    Вступление – вводная часть сочинения – должно давать объяснение, о чем пойдет речь в сочинении, а основная часть раскрывает суть описываемого события или предмета. Обязательно нужно сделать вывод, высказать свое отношение к описанному событию. Это делается в заключительной части.
    Перед написанием оговорите с ребенком, какие мысли нужно особо выделить, а какие можно опустить или обойтись без подробностей.

  6. Zolobar Ответить


    Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.
    Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

    Работаем по плану

    Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.
    Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

    Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.
    Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

    Пишем на черновик

    Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

    Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.
    Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.
    Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.
    Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

    Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.
    Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

  7. Mulabar Ответить

    Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.
    В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:
    Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
    Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
    Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

    Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

    Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

    Этап 1. Работаем над темой сочинения

    Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха».  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.
    Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.
    В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.
    Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
    При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
    Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
    Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

    Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

    Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.
    Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.
    Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.
    Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.
    Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу. В чем они похожи, в чем различаются?
    Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.
    Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.
    Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

    Прием, развивающий умение формулировать идею

    Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.
    Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

    Этап 3. Составляем план сочинения

    План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.
    Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.
    Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
    В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
    Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.
    А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

    Этап 4. Собираем материал

    Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.
    Искать материалы можно в разных источниках:
    книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете
    Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»
    Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.
    Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.
    Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:
    Пункты плана
    Что? Кто?
    Какой?
    Что делает?
    Варианты предложений
    1. Вступление
    Художник ФИО
    Знаменитый, русский, популярный
    Написал картину в … году
    2. Передний план картины
    1. Время года — зима
    2. Береза
    3. Пень
    1. Суровая, холодная
    2. Тонкая, кудрявая
    3. Старый, рассохшийся
    1. Наступила, вошла в свои права
    2. Дрожит от холода, пригорюнилась
    3. Укутался снегом
    1. На картине изображена суровая зима.
    1. Художник изобразил ненастный зимний день.
    3. Задний план, детали картины
    4. Заключение
    Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
    Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.
    Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:
    Как зовут твоего друга?
    Где вы с ним познакомились?
    Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
    Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
    Какое у твоего друга хобби?
    Как вы любите проводить время? И т.д.
    Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

    Этап 5. Пишем сочинение

    После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.
    Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).
    Можно предложить следующий прием:
    Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
    Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
    Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?
    Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.
    Варианты вступлений:
    Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы «Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»):
    Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
    Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
    Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
    Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
    Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).
    То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.
    А начинать лучше с… заключения. Здесь работает «правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.
    В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

    Этап 6. Проверка сочинений

    После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:
    Самостоятельный анализ.
    Взаимопроверка.

    Этап 7. Анализ сочинений

    Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.
    Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе
    Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!
    Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.
    Источник

  8. Atlas Air Ответить

    Как научить ребёнка писать без ошибок?
    Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
    Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
    Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили “натянутые” тройки и периодически оставляли на второй год.
    Теперь таким детям ставят диагноз “дисграфия”. По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
    При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
    Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
    Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
    Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
    Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
    Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
    Или он просто плохо знает правила?
    Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
    Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
    Пропуск букв.
    Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
    Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
    Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
    Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
    Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).
    И, наконец, “неаккуратность” в тетради:
    Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
    “Съезжает” со строчек к концу предложения.
    Переносит слова неправильно.
    Часто не делает пробелов между словами.
    Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
    Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
    Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
    1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
    Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
    2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
    Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
    3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
    Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
    После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
    Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
    4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.
    Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
    Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
    5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.
    Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
    Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
    Советы родителям
    Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
    Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
    Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
    Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
    После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
    Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *