Как называется картина природы в художественном произведении?

7 ответов на вопрос “Как называется картина природы в художественном произведении?”

  1. Skeleton Ответить

    Во многих произведениях художественной литературы картины природы играют большую роль. Писатели включают в повествование описание пейзажа с разными целями.
    В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» живописные картины природы не случайные эпизоды, не красивый фон для основного действия. В первую очередь описание пейзажа служит для выражения авторской позиции.
    В начале повести Карамзин, создавая образ города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина». И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему неприятен город, несмотря на всё его великолепие. Таким образом, здесь описание природы служит для выражения позиции писателя.
    Также описание пейзажа — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героя.
    Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе, Лиза является воплощением всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла среди лугов и полей, в ней живёт любовь к окружающему её миру. Её чувства и переживания находят отклик в природе, что помогает читателю глубже понять состояние героини повести.
    После встречи с Эрастом ещё до восхода солнца пришла она на берег реки. «Восходящее светило дня пробудило всё творение»: запели птицы, ушли туманы, животворные лучи согрели землю. «Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись», потому что мысли её были заняты: думала она о том, что любимый её богат, а она из бедной семьи.
    Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных девушка чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием». Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.
    Пейзаж в повести «Бедная Лиза» не только помогает глубоко проникнуть в души героев и их переживания, но и способствует лучшему пониманию идейного замысла автора. Мир природы, к которому близка героиня повести, противопоставлен миру таких людей, как Эраст. Автор и вместе с ним читатели на стороне бедной девушки, умеющей глубоко чувствовать и любить.
    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рельефно, точно, красочно даётся описание пейзажа. Изображая его, Толстой убеждает читателя в неразрывном единстве человека и природы. Она для писателя – великий и могучий источник жизненной силы.
    Пейзаж даёт автору возможность полнее передать переживания героев, их настроение. На фоне весенней лунной ночи раскрывается поэтичность Наташи, её любовь и близость к природе. Вспомним также страницы романа, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис. Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению. Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло. После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена. На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям.
    Таким образом, картины природы в художественном произведении помогают читателю глубоко проникнуть в души героев и их переживания, разобраться в авторской позиции, лучше понять идейный замысел писателя, воспитывают в читателе любовь к родной земле.
    Вернуться к списку: Сочинение по литературе

  2. Yosida Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенелив ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют… Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.

  3. ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ Ответить

    ?
    Цель заявленной статьи состоит в определении функций пейзажных описаний и их роли в общей системе образов художественного произведения. Пейзажные описания в художественном произведении являются предметом изучения многих исследований. Термин «пейзаж» принадлежит к числу довольно часто употребляемых и неоднозначных понятий. Чаще всего исследователи исходят из понимания пейзажа как рисунка, изображающей природу, а также описания природы в художественном произведении.
    В нашей статье мы придерживаемся определения пейзажа, представленного лингвистическом энциклопедическом словаре: «пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа» [3, с. 512].
    Как один из составляющих художественного образа пейзаж прошел долгий путь развития. С течением времени менялись его содержание и функции в зависимости от литературных течений и индивидуальных стилей того или иного писателя. Вплоть до XVIII века не существовало понятия пейзажа как объективно-реального изображения действительности. Открытие пейзажа связано с пониманием новой роли человека, неразрывно связанного с природой. По замечанию Н. А. Баевой, «до той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль — информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся — заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора». [1, с. 595].
    С развитием литературы писатели стали уделять больше внимания картинам природы, постепенно пейзаж становится неотъемлемой частью художественных произведений. Как отмечает Г. Н. Толова: «пейзажная единица практически всегда занимает в творчестве отдельного писателя сильную текстовую позицию» [5, с. 12].
    В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включен в общую систему образов произведения [5].
    Отражая различные ступени и стороны духовного освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл. Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном.
    Писатели научились лучше видеть, слышать и понимать природу, выражать через пейзажные описания свои чувства, мысли и настроение. В сравнении с природой писатель мог подчеркнуть характеры героев, отразить их помыслы и поступки. Пейзаж стал рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая структурно-содержательную целостность художественного текста [6].
    В зависимости от выполняемых в произведении функций, пейзаж может иметь разнообразные формы проявления: пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, пейзажные детали, психологические и эпические пейзажные параллели. В связи с этим вопросом, возникает необходимость отграничивать собственно пейзаж от черт, элементов, мотивов пейзажности. Н. Мурадалиева предлагает различать два элемента в художественном произведении: пейзажная деталь и пейзажная картина [4].
    Пейзажной деталью является образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная деталь в художественном произведении выступает, как правило, в форме различных тропов. Это не предмет изображения, а средство изображения предмета. Пейзажная деталь играет служебную роль в контексте: на пейзажной детали основана метафорическая образность, воссоздающая облик героя художественного произведения. Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания окружающей природы [4].
    Единая классификация пейзажей, как лингвистами, так и литературоведами, до сих пор не выработана, поскольку лингвистическое исследование пейзажных описаний предполагает возможность разнообразных подходов к изучаемому явлению.
    Г. Н. Толова в своем исследовании предлагает разделять пейзажные описания, основываясь на их местоположении в композиции художественного произведения. Они могут быть: инициальные; интертекстуальные; финальные [5].
    Учитывая объем и локальное расположения пейзажа в тексте, исследователи выделяют следующие его типы:
    а) контурный или штриховой (основан на кратком изображении, к которому автор обращается один раз);
    б) дисперсивно-штриховой (состоит из нескольких кратких деталей-штрихов, называющих определённый признак);
    в) компактно-дескриптивный (представлен одной объемной диктемой);
    г) дисперсивно-дескриптивный (ряд развернутых пейзажных описаний, рассеянных по повествованию).
    Данные виды словесного пейзажа могут рассматриваться как единицы контекстно-вариативного членения текста [2].
    Существует классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками. Исходя из этих признаков, выделяют следующие типы пейзажных описаний:
    ? пейзажи годового и суточного природного цикла (описания природы в какое-либо время суток или время года);
    ? географические пейзажи (горы, леса, моря, реки, пустыни);
    ? пейзажи вертикального и горизонтального пространства (небо, солнце, луна, овраг, равнина, луг);
    ? спокойные и бурные пейзажи (штиль на море, шторм, буря, ураган);
    ? естественные и искусственные пейзажи (привычный глазу, земной пейзаж; пейзаж, созданный фантазией человека) [6].
    Отметим также, что пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения произведения. Исходя из данного положения, исследователи выделяют статическое или динамическое пейзажное описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия, динамическое описание, напротив, включено в событие (чаще всего пейзаж дается через призму восприятия героя при его передвижении) [1].
    Пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые, причем особенности пейзажа, определяясь спецификой стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.
    Неоспоримым признается тот факт, что пейзажное описание играет важную роль в художественном произведении. Практически любой пейзаж несет в себе эмоционально-оценочное содержание и служат для яркой характеристики обстановки, в которой развивается действие. Также пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа психологического состояния их души. Кроме того, картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора, его чувств и переживаний, для передачи его отношения к происходящему. От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в описания природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, что обуславливает выбор языковых средств, используемых для изображения природы и включения пейзажа в систему текста [5].
    Пейзаж в художественном произведении может выполнять разнообразные функции:
    1) моделирующая или координирующая функция;
    2) создание местного колорита, изображение характерных черт местности, в которой происходят события;
    3) сигнализирующая функция свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой;
    4) функция возврата к природному началу, нравственной опоре, при которой пейзаж выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. В этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое;
    5) символическая функция превращает пейзажное описание в символ объекта описания;
    6) эстетически настраивающая функция привлекает внимание читателя к сообщаемой информации; природа в произведениях часто поэтична и прекрасна [1].
    В зависимости от эстетической функции пейзаж может быть:
    ? эпическим;
    ? лирико-психологическим;
    ? историческим;
    ? философским [6].
    В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом.
    Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами и стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.
    Пейзажное описание является одним из важнейших компонентов художественного произведения, используемых для реализации его структурно-содержательной ценности и создания в нем неповторимой системы образов. В зависимости от функционального предназначения, пейзаж может быть представлен в художественном тексте в виде штрихов и деталей, в виде пейзажных образов и психологических параллелей.
    Таким образом, мы можем говорить о том, что существует ряд классификаций пейзажных описаний, исходя из различных подходов к изучению пейзажа в художественном произведении. Классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками является наиболее распространенной. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, прежде всего, эстетическую, привлекая внимание читателя к сообщаемой информации. Кроме того, очень важны такие функции пейзажных описаний, как моделирующая, символическая, сигнализирующая и функция раскрытия характера героя через описание природы.
    Дальнейший научный интерес представляет для нас рассмотрение семантических характеристик и функций пейзажных описаний в англоязычных и франкоязычных произведениях.
    Литература:
    1 Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы]. Кемерово: Интеллект, 2006. — С. 594–600.
    2 Гостева, Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX—XXI вв.: дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2007. — 237 с.
    3 Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
    4 Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе. Баку: Язычы, 1991.- 204 с.
    5 Толова, Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве. Пермь: Издательство ПГПИ, 1993. — 52с.
    6 Эпштейн, М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *