Как называется описание природы в художественном произведении?

9 ответов на вопрос “Как называется описание природы в художественном произведении?”

  1. MaGNuS_TV Ответить

    Пояснение.Один из глав­ных ге­ро­ев поэмы Н. А. Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» — Гриша Доб­рос­кло­нов — лич­ность яркая, вы­де­ля­ю­ща­я­ся на фоне дру­гих персонажей. Как и Данко, герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.Григорий не со­гла­сен по­ко­рить­ся судь­бе и вести столь же пе­чаль­ную и убо­гую жизнь, ко­то­рая свой­ствен­на боль­шин­ству людей во­круг него. Гриша вы­би­ра­ет для себя иной путь, ста­но­вит­ся на­род­ным заступником. Он не бо­ит­ся того, что жизнь его будет нелегкой. Ему судь­ба го­то­ви­ла Путь славный, имя гром­кое На­род­но­го заступника, Ча­хот­ку и Сибирь. С дет­ства Гриша жил среди убогих, несчастных, пре­зи­ра­е­мых и бес­по­мощ­ных людей. Он с мо­ло­ком ма­те­ри впи­тал все беды народные, по­это­му не хочет и не может жить ради своих эго­и­сти­че­ских интересов. Он очень умен, имеет силь­ный характер. И вы­во­дит его на новую дорогу, не поз­во­ля­ет оста­вать­ся рав­но­душ­ным к на­род­ным бедствиям. Раз­мыш­ле­ния Гри­го­рия о судь­бе на­ро­да сви­де­тель­ству­ют о жи­вей­шем сострадании, ко­то­рое за­став­ля­ет Гришу вы­брать для себя столь не­лег­кий путь. В душе Гриши Доб­рос­кло­но­ва по­сте­пен­но зреет уверенность, что его ро­ди­на не погибнет, не­смот­ря на все стра­да­ния и горести, ко­то­рые вы­па­ли на ее долю. Не­кра­сов со­здал сво­е­го героя, ори­ен­ти­ру­ясь на судь­бу Н. А. Добролюбова. Образ Гри­го­рия Доб­рос­кло­но­ва в поэме Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» все­ля­ет на­деж­ду в нрав­ствен­ное и по­ли­ти­че­ское воз­рож­де­ние Руси, в из­ме­не­ния со­зна­ния про­сто­го рус­ско­го народа. Финал поэмы показывает, что сча­стье на­род­ное возможно. И пусть пока еще да­ле­ко до того момента, когда про­стой че­ло­век смо­жет на­звать себя счастливым. Но прой­дет время — и все изменится. И да­ле­ко не по­след­нюю роль в этом будут иг­рать Гри­го­рий Доб­рос­кло­нов и его идеи. Как и Данко герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.Но есть в рус­ской ли­те­ра­ту­ре яркие, силь­ные личности, но они не смог­ли найти при­ме­не­ния своим способностями, своим «необъятным силам». Например, Гри­го­рий Алек­сан­дро­вич Печорин, герой про­из­ве­де­ния М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Уже в самом на­зва­нии подчеркивается, что речь пой­дет о че­ло­ве­ке сильном, незаурядном. Пе­чо­рин — это ха­рак­тер глубокий. «Резкий охла­жден­ный ум» со­че­та­ет­ся у него, с жаж­дой де­я­тель­но­сти и с силой воли. Он ощу­ща­ет в себе не­объ­ят­ные силы, но рас­тра­чи­ва­ет их на мелочи, на лю­бов­ные приключения, не со­вер­шая ни­че­го полезного. Пе­чо­рин де­ла­ет не­счаст­ны­ми людей, ко­то­рые его окружают. Так он вме­ши­ва­ет­ся в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, иг­ра­ет судь­бой Бэлы, лю­бо­вью Веры. Он одер­жи­ва­ет по­бе­ду над Груш­ниц­ким в дуэли и ста­но­вит­ся ге­ро­ем того общества, ко­то­рое презирает. Он — выше окру­жа­ю­щей среды, умен, образован. Но внут­рен­не опустошен, разочарован. Он, живет «из любопытства», с одной стороны, а с дру­гой – у него не­ис­тре­би­мая жажда жизни. Ха­рак­тер Пе­чо­ри­на очень противоречив. Он говорит: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Му­чи­тель­но ищет он выход, за­ду­мы­ва­ет­ся о роли судьбы, ищет по­ни­ма­ния среди людей дру­го­го круга. И не на­хо­дит себе сферы деятельности, при­ме­не­ния своим силам.

  2. SAJOQO Ответить

    ?
    Цель заявленной статьи состоит в определении функций пейзажных описаний и их роли в общей системе образов художественного произведения. Пейзажные описания в художественном произведении являются предметом изучения многих исследований. Термин «пейзаж» принадлежит к числу довольно часто употребляемых и неоднозначных понятий. Чаще всего исследователи исходят из понимания пейзажа как рисунка, изображающей природу, а также описания природы в художественном произведении.
    В нашей статье мы придерживаемся определения пейзажа, представленного лингвистическом энциклопедическом словаре: «пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа» [3, с. 512].
    Как один из составляющих художественного образа пейзаж прошел долгий путь развития. С течением времени менялись его содержание и функции в зависимости от литературных течений и индивидуальных стилей того или иного писателя. Вплоть до XVIII века не существовало понятия пейзажа как объективно-реального изображения действительности. Открытие пейзажа связано с пониманием новой роли человека, неразрывно связанного с природой. По замечанию Н. А. Баевой, «до той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль — информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся — заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора». [1, с. 595].
    С развитием литературы писатели стали уделять больше внимания картинам природы, постепенно пейзаж становится неотъемлемой частью художественных произведений. Как отмечает Г. Н. Толова: «пейзажная единица практически всегда занимает в творчестве отдельного писателя сильную текстовую позицию» [5, с. 12].
    В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включен в общую систему образов произведения [5].
    Отражая различные ступени и стороны духовного освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл. Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном.
    Писатели научились лучше видеть, слышать и понимать природу, выражать через пейзажные описания свои чувства, мысли и настроение. В сравнении с природой писатель мог подчеркнуть характеры героев, отразить их помыслы и поступки. Пейзаж стал рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая структурно-содержательную целостность художественного текста [6].
    В зависимости от выполняемых в произведении функций, пейзаж может иметь разнообразные формы проявления: пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, пейзажные детали, психологические и эпические пейзажные параллели. В связи с этим вопросом, возникает необходимость отграничивать собственно пейзаж от черт, элементов, мотивов пейзажности. Н. Мурадалиева предлагает различать два элемента в художественном произведении: пейзажная деталь и пейзажная картина [4].
    Пейзажной деталью является образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная деталь в художественном произведении выступает, как правило, в форме различных тропов. Это не предмет изображения, а средство изображения предмета. Пейзажная деталь играет служебную роль в контексте: на пейзажной детали основана метафорическая образность, воссоздающая облик героя художественного произведения. Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания окружающей природы [4].
    Единая классификация пейзажей, как лингвистами, так и литературоведами, до сих пор не выработана, поскольку лингвистическое исследование пейзажных описаний предполагает возможность разнообразных подходов к изучаемому явлению.
    Г. Н. Толова в своем исследовании предлагает разделять пейзажные описания, основываясь на их местоположении в композиции художественного произведения. Они могут быть: инициальные; интертекстуальные; финальные [5].
    Учитывая объем и локальное расположения пейзажа в тексте, исследователи выделяют следующие его типы:
    а) контурный или штриховой (основан на кратком изображении, к которому автор обращается один раз);
    б) дисперсивно-штриховой (состоит из нескольких кратких деталей-штрихов, называющих определённый признак);
    в) компактно-дескриптивный (представлен одной объемной диктемой);
    г) дисперсивно-дескриптивный (ряд развернутых пейзажных описаний, рассеянных по повествованию).
    Данные виды словесного пейзажа могут рассматриваться как единицы контекстно-вариативного членения текста [2].
    Существует классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками. Исходя из этих признаков, выделяют следующие типы пейзажных описаний:
    ? пейзажи годового и суточного природного цикла (описания природы в какое-либо время суток или время года);
    ? географические пейзажи (горы, леса, моря, реки, пустыни);
    ? пейзажи вертикального и горизонтального пространства (небо, солнце, луна, овраг, равнина, луг);
    ? спокойные и бурные пейзажи (штиль на море, шторм, буря, ураган);
    ? естественные и искусственные пейзажи (привычный глазу, земной пейзаж; пейзаж, созданный фантазией человека) [6].
    Отметим также, что пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения произведения. Исходя из данного положения, исследователи выделяют статическое или динамическое пейзажное описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия, динамическое описание, напротив, включено в событие (чаще всего пейзаж дается через призму восприятия героя при его передвижении) [1].
    Пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые, причем особенности пейзажа, определяясь спецификой стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.
    Неоспоримым признается тот факт, что пейзажное описание играет важную роль в художественном произведении. Практически любой пейзаж несет в себе эмоционально-оценочное содержание и служат для яркой характеристики обстановки, в которой развивается действие. Также пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа психологического состояния их души. Кроме того, картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора, его чувств и переживаний, для передачи его отношения к происходящему. От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в описания природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, что обуславливает выбор языковых средств, используемых для изображения природы и включения пейзажа в систему текста [5].
    Пейзаж в художественном произведении может выполнять разнообразные функции:
    1) моделирующая или координирующая функция;
    2) создание местного колорита, изображение характерных черт местности, в которой происходят события;
    3) сигнализирующая функция свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой;
    4) функция возврата к природному началу, нравственной опоре, при которой пейзаж выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. В этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое;
    5) символическая функция превращает пейзажное описание в символ объекта описания;
    6) эстетически настраивающая функция привлекает внимание читателя к сообщаемой информации; природа в произведениях часто поэтична и прекрасна [1].
    В зависимости от эстетической функции пейзаж может быть:
    ? эпическим;
    ? лирико-психологическим;
    ? историческим;
    ? философским [6].
    В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом.
    Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами и стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.
    Пейзажное описание является одним из важнейших компонентов художественного произведения, используемых для реализации его структурно-содержательной ценности и создания в нем неповторимой системы образов. В зависимости от функционального предназначения, пейзаж может быть представлен в художественном тексте в виде штрихов и деталей, в виде пейзажных образов и психологических параллелей.
    Таким образом, мы можем говорить о том, что существует ряд классификаций пейзажных описаний, исходя из различных подходов к изучению пейзажа в художественном произведении. Классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками является наиболее распространенной. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, прежде всего, эстетическую, привлекая внимание читателя к сообщаемой информации. Кроме того, очень важны такие функции пейзажных описаний, как моделирующая, символическая, сигнализирующая и функция раскрытия характера героя через описание природы.
    Дальнейший научный интерес представляет для нас рассмотрение семантических характеристик и функций пейзажных описаний в англоязычных и франкоязычных произведениях.
    Литература:
    1 Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы]. Кемерово: Интеллект, 2006. — С. 594–600.
    2 Гостева, Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX—XXI вв.: дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2007. — 237 с.
    3 Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
    4 Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе. Баку: Язычы, 1991.- 204 с.
    5 Толова, Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве. Пермь: Издательство ПГПИ, 1993. — 52с.
    6 Эпштейн, М. Н. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.

  3. Mnekelv Ответить

    Пояснение.В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова связан с природой незримыми узами, в единстве с природой находит гармонию и покой:Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —И сча­стье я могу по­стиг­нуть на земле,И в не­бе­сах я вижу бога…Многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами природа у Тютчева. Его лирика проникнута восторгом перед величием и красотой природы:Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счаст-ливое мгновение для него – ощущение полного духовного слияния с природой:Целый день спят ночные цветы,Но лишь солнце за рощу зайдет,Раскрываются тихо листы,И я слышу, как сердце цветет.Таким образом, в стихотворениях Лермонтова, Тютчева, Фета тема природы имеет сходное звучание: человек связан с природой духовно, природа живо откликается на внутренне состояние человека, а человек черпает в ней силы и вдохновение.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *