Как называется первая в истории ислама мечеть?

16 ответов на вопрос “Как называется первая в истории ислама мечеть?”

  1. меня окружили ну им неуйти от нас Ответить

    Мечеть Аль-Куба (араб. ????‎‎ ????) – первая в истории Ислама мечеть. Поскольку она была построена во время такого значительного события, как переселение, значение ее велико. Куба – место, расположенное на расстоянии 4-5 км к югу от центра Медины. Сейчас она входит в черту города.
    О значимости мечети Аль-Куба упоминается в 19 хадисах в сборнике «Сахихов» аль-Бухари, 13 хадисах в «Сахихе» Муслима, 2 хадисах из коллекций Абу Давуда и 6 хадисах в «аль-Муватта» имама Малика.
    Посещение мечети Аль-Куба является очень важной сунной. По возможности её желательно посещать в субботу, но можно и в любой другой день. При этом намерение должно быть, чтобы посещением мечети и совершением в ней намаза приблизиться к Аллаху.
    Намаз, совершённый в мечети Кубба, равняется совершению Умры.
    Св. хадисов ат-Тирмизи
    Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознаграждён так же, как и за Умру.
    Св. хадисов Ахмада

    История

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во время хиджры (переселения из Мекки в Медину), до вступления в город остановился в местечке Куба, где дожидался ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
    Здесь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был гостем сынов Амра ибн Авфа по разным данным от 3-х до 20-ти дней, но большинство склоняется к мнению о 14-ти днях. Так вот, знаменитая Масджид Аль-Куба была построена именно в это время.
    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принимал личное участие в строительстве этой мечети. В Священном Коране об этой мечети сказано так
    …Мечеть, которая с первого дня зиждилась на набожности…
    Св. Коран, 9:108
    Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считал, что 108-ой аят суры «Ат-Тауба» был ниспослан Всевышним Аллахом в честь жителей Кубы:
    …Там есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
    Св. Коран, 9:108
    Когда первые мухаджиры, совершившие переселение, прибыли в Кубу, они, выровняв площадку, где сыны Амра ибн Авфа сушили финики, стали совершать там намазы. Поскольку Салим – освобожденный раб Абу Хузайфы – прекрасно читал Коран и так же прекрасно знал его, он стал исполнять обязанности имама среди первых мухаджиров (Ибн Сад, III, 87, IV, 311).
    Свет Бытия, расширив это пространство, построил там Мечеть Куба. Мечеть имела четырехугольную форму и размеры 32?32м. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил жителей Кубы принести камни, затем, поставив один из них на южной стороне будущего здания мечети, велел Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах) поставить камни в ряд подобным же образом.
    Друзья и соратники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были впечатлены этим, но попросили его отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако он отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в ней Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».
    При строительстве мечети Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) проявлял старания больше, чем кто-либо. Поэтому о нем стали говорить, как о человеке, «построившем самую первую в истории Ислама мечеть» (Ибн Хишам, 9, 114).
    А Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) и работал, и читал стихи одновременно, облегчая и снимая усталость верующих (Камиль Мирас «Теджрид Терджемеси», Х, 106).
    Обязанность муэдзина исполнял Сад Аль-Курази (да будет доволен им Аллах) – один из славных сахабов. В мечети Куба, так же, как и в мечетях Медины, шел учебный процесс, а наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) контролировал его, всякий раз приезжая туда (Хамидуллах «Ислам пейгембери», II, 771).
    Наш Господин Милость обоих Миров (да благословит его Аллах и приветствует), приходя по субботам в Кубу пешком или приезжая верхом, совершал в мечети два рака’ата намаза (Бухари «Фазлус-салят»,3,4; Муслим «Хадж», 516).
    Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления приезжал сюда по понедельникам и четвергам. Он говорил, что даже если бы Куба находилась на очень далеком расстоянии, он все-таки приезжал бы туда на верблюде».
    Мечеть Куба была расширена Османом и Омаром ибн Абдульазизом. Позднее она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Мечеть с одним минаретом и плоской крышей, построенная Султаном Махмудом Вторым в 1245 году Хиджры, в 1829 году была разрушена правительством Саудовской Аравии и построена заново, в расширенном виде, с двумя минаретами и с куполом.

    Архитектура

    При реставрации мечети Аль-Куба в 1986 году, мединская архитектура была сохранена в виде ребристых белых куполов, а также облицовок из базальта, что придало скромный вид, – напоминающих о простоте Медины.
    Над проектом новой мечети работали египетский архитектор Абдель-Вахид эль-Вакиль и архитектор из Штутгарта Махмуд Бодо Раш, ученик известного немецкого архитектора Отто Фрея. Им было поручено построить большую мечеть на месте старой. Они намеревались оставить старую мечеть и включить в проект новой, но пришлось ее разрушить и построить новую мечеть с таким же названием.
    Новая мечеть состоит из прямоугольного молитвенного зала, поднятого на второй уровень. Молитвенный зал соединён с: жилыми областями, офисами, залом очищения, магазинами, и библиотекой.
    В мечеть ведут шесть входов, расположенных по северной, восточной и западной сторонам фасада. В углах молитвенного зала находятся 4 минарета, имеющие 8 граней, переходящие в окружность ближе к вершине.
    Молельный зал, рассредоточившийся вокруг центрального двора, увенчан шестью большими куполами, поддерживаемых кластерными колоннами.
    Портик, из двух внутренних отсеков, опоясывает центральный двор с востока и запада, в то время как другой портик из одного отсека ограничивает его с севера, при этом отделяя молельный зал для женщин.
    Женский молельный зал, окруженный экраном, разделен на две части проходом соединяющим северный вход с центральным двором мечети.
    Двор, выполнен из черного, красного и белого мрамора. Решетчатые арабески отфильтровывают свет от пальмовых рощ, растущих снаружи.

    Наши дни

    ?В январе 2012 года губернатор Медины принц Абдул Азиз бин Маджид объявил о планах по расширению мечети «Аль-Куба». При этом губернатор отметил, что помимо расширения мечетей планируется строительство ворот на въездах в Медину, а также введение новых услуг для удовлетворения потребностей жителей благословенного города и его посетителей.
    С самого начального этапа зарождения Ислама по сегодняшний день красивая мечеть Куба является одним из излюбленных мест мусульман, приезжающих в Медину, особенно паломников во время хаджа и ‘умры, которые всячески стремятся совершить намаз в этой мечети.

  2. Magal Ответить


    Эти 14 мечетей, которые являются действующими в настоящий момент, были возведены в первые годы становления ислама – 150 лет после хиджры, переселения пророка Мухаммада (мир ему) из Медины в Мекку.
    1. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия, до распространения ислама
    Самое первое место поклонения для мусульман на земле. Пророку Ибрахиму (с.а.) было приказано построить Каабу вместе с сыном Исмаилем (с.а.). С тех пор это место считается священным в исламе. После смерти пророка Мухаммада (мир ему), первая восстановление мечети произошло в 692 году. До этого мечеть представляла собой открытое пространство вокруг Каабы. На протяжении веков мечеть реставрировалась и расширялась множество раз. Во времена османской империи, Каабу пришлось реставрировать из-за вреда, нанесенного наводнением, также была отреставрирована мечеть. Последний ремонт мечети был осуществлен в 1955, с тех пор внешний облик Харам аль-Шариф не менялся.
    Аль-Акса
    2. Аль-Акса, Иерусалим, Палестина, до распространения ислама
    Термин «аль-Акса» относится ко всему Харам аль-Шариф (Храмовой горе). Джами аль-Акса – это только одна его часть. Настоящее сооружение датируется 11 веком, и расположено рядом с первоначальной мечетью, построенной Умаром ибн Хаттабом (р.а.) после взятия Иерусалима. Во время крестовых походов, мечеть использовалась как церковь и командование рыцарей, а подвал – как стойло для лошадей. Для своего главного предназначения мечеть была реставрирована Салях ад-дин Аюби в 1187 году.
    Мечеть Куба в Медине
    3. Мечеть Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 год после Хиджры
    Самая первая мечеть, построенная пророком Мухаммадом (мир ему) после переселения из Мекки со своими сподвижниками. Настоящее здание мечети было спроектировано архитектором Абдул Вахид аль-Вакилем.
    Купол мечети Масджид Аль-Набави
    4. Масджид Аль-Набави, Медина, Саудовская Аравия, 1 год после Хиджры
    Изначально здание мечети было возведено рядом с домом Пророком Мухаммада (мир ему), после того как он уехал из Мекки. У здания не было крыши, лишь одна часть была покрыта пальмовыми ветвями для защиты от солнца. Мечеть расширялась много раз, еще при жизни пророка (мир ему). Настоящее здание мечети было построено на месте отдыха Пророка (мир ему), Абу Бакра (р.а.), и Умара (р.а.) в 1279 году. Первый купол, построенный мамлюкским султаном было деревянным. После пожара в 1481 султан Кайтбай распорядился восстановить купол, добавив к нему кирпичное основание. Настоящий купол был построен османами в 1837.
    Масджид Аль-Киблатайн в Медине
    5. Масджид Аль-Киблатайн, Медина, Саудовская Аравия, 2 год после Хиджры
    Известная как мечеть «Двух кибл», эта мечеть является одной из самых первых в истории ислама. Оно было возведено, после того, как посланник Аллаха (мир ему) получил повеление от Всевышнего изменить направление в молитве из Иерусалима в Мекку. Это единственная мечеть в мире, которая имеет два михраба, один из которых обращен в сторону Иерусалима, а другой к Мекке.
    Мечеть Чираман Джума в Индии
    6. Мечеть Чираман Джума, Индия, примерно 8 лет после Хиджры
    Считается, что первоначальное здание мечети было построено в 629 году Маликом ибн Динаром. Малик бин Динар считается первым мусульманином, который приехал на индийский субконтинент после произнесения шахады перед самим пророком (мир ему). Мечеть восстанавливалась и обновлялась несколько раз на протяжении истории, но некоторые ее части остались неизменными с тех самых времен.
    Мечеть Хуайшэн в Китае
    7. Мечеть Хуайшэн, Китай, 9-20 год после Хиджры
    «Хуашей си» в переводе означает «восхваляйте мудреца», эти слова относятся к пророку Мухаммаду (мир ему). Считается, что мечеть была построена Саидом ибн Аби Ваккасом (р.а.) – сподвижником пророка (мир ему) в 630. Здание было перестроено в 1695 г. после пожара. При сооружении мечети была сохранена традиционная китайская архитектура.
    Мечеть Куфы в Ираке
    8. Мечеть Куфы, Ирак, 50 год после Хиджры
    Была построена в 7 веке. Соборная мечеть Куфы связана с именем халифа Али (р.а.), его убили во время молитвы у михраба. Восстановление мечети завершилось в 2010 году.
    Мечеть Укба в Тунисе
    9. Мечеть Укба, также известная как Великая мечеть Кайруана, Тунис, 50 год после Хиджры
    Построенная арабским военачальником Укбой ибн Нафи примерно в 670 году после завоевания мусульман Северной Африки. Напоминающее внешне крепость, его минарет является одной из самых старейших дошедших до наших дней минаретов в мире.
    Великая мечеть Алеппо
    10. Великая мечеть Алеппо, Сирия, 90 год после Хиджры
    Здание мечети было построено в 8 веке по распоряжению омейядского халифа. По преданию, здесь находится могила пророка Закарии (с.а.). Двор и минарет мечети были отремонтированы в 2003 году. К сожалению, во время гражданской войны в Сирии многие исторические памятники были уничтожены или потерпели сильный урон, включая минарет этйо мечети.
    Мечеть Омейядов в Сирии
    11. Мечеть Омейядов, Сирия, 96 год до Хиджры
    Мечеть была построена на месте христианского храма. После завоевания Сирии мусульманами, храм превратили в мечеть. В 715 году Халиф Валид I купил церковь у христиан перед тем, как ее разрушить. По преданию, в мечети есть место, где хранится голова пророка Яхьи (с.а.).
    Мечеть аз-Зайтуна в Тунисе
    12. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис, 113 год после Хиджры
    Согласно историку Ибн Халдуну, мечеть была построена в 731 году. В этой мечети также располагался один из древнейших университетов в исламе. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира.
    Большая сианьская мечеть в Китае
    13. Большая сианьская мечеть, Китай, 124 год после Хиджры
    Мечеть была основана в 742. На протяжении столетий много раз реставрировалась и обновлялась. Сианьская соборная мечеть сочетает в себе комбинацию традиционного китайского и исламского стилей.
    Джума-мечеть в Азербайджане
    14. Джума-мечеть, Азербайджан, 125 год после Хиджры
    Первоначальное здание мечети было построено Абу-Муслимом в 743 году, о чем сообщала надпись на стене мечети, выявленная в 1902 году. По преданию, эта Джума-мечеть была построена Абу-Муслимом.
    Islam-Today

  3. Torisar Ответить

    По своей архитектуре современная мечеть для мусульман удивляет восхитительными решениями в плане оформления и масштаба. Крыша мечети, как правило, представляет собой купол. Есть что-то схожее с церковью. Отличительной чертой мечети являются минареты. В зависимости от масштаба построения самой мечети, число минаретов варьируется от 2 и больше, однако не позволительно их возводить более 9. Одной из самых больших мечетей считается Аль-Харам. Эта мечеть построена вокруг одной из самых главных святынь в исламском мире, Каабы. Строительство и доработки в плане архитектуры в мечети Аль-Харам идут по сей день.

    Правила и основы совершения молитв в мечети

    В каждой мечети имеется угол для проведения проповедей, этот угол называется Минбар. Имам мечети каждую пятницу проводит наставляющие проповеди для мусульман. Также важным атрибутом любой мечети является Михраб, это угол, направленный в сторону Каабы. Во время совершения молитвы мусульмане встают строго по направлению к Каабе. Так повелено в исламе, совершать любую молитву необходимо, обратившись в сторону священной Мекки-Каабы.

    Условия, которые необходимо выполнить для входа в мечеть

    Во дворе мечети устанавливаются специальные раковины для совершения омовения, в больших мечетях таких раковин может насчитываться до 10 штук. Обустроены эти умывальные приспособления очень комфортно, дабы у верующего были все условия для полноценного омовения. Для мусульман вход в мечеть без омовения не приветствуется.

  4. mozzi Ответить

    Ранний период формирования Ислама характеризовался основанием Халифата и появлением первых мечетей. В это время было установлено большое количество принципов и правил, касающихся, в числе прочих, архитектуры. После ухода из этого мира Пророка Мухаммада (мир ему), четыре первых праведных халифа (да будет доволен ими Аллах) были заняты в основном обеспечением стабильности и безопасности в мусульманском обществе. Разумеется, это препятствовало какому-либо значительному архитектурному строительству. Несмотря на это, все же было несколько непритязательных проектов, о которых будет говориться в этом материале.

    Простота раннего периода

    Архитектура ранних лет Ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовалась простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни.
    Поклонение в Исламе основано на концепции Таухида – монотеизма. Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое, и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости в художественном представлении обекта поклонения.
    Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям Ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в Исламе архитектурные формы.

    Беглый взгляд на первые мечети

    Первая мусульманская культовая и общественная постройка – Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему) в Медине (622 г.). Несмотря на простоту, это был первый проект такого рода в истории человечества. Данное строение оставалось центром социальной, культурной и политической жизни мусульманского сообщества более 30 лет.
    Перенос столицы из Медины в Куфу Али ибн Абу Талибом (четвертым праведным халифом) в 657 г. принесло существенные политические, социальные и экономические изменения и стало началом беспрецедентной архитектурной и строительной активности. Медина потеряла свой привилегированный статус и стала обычным провинциальным городом, со временем превратившись в чисто духовно-религиозный центр.
    В то же самое время перенос столицы создал прецедент, который повторялся всю историю Ислама. Перенос столицы каждый раз после смены халифа привел к распространению в обществе склонности к расточительству и пышности. Это совпало по времени с экономическим и социальным процветанием Халифата. Простая мечеть превратилась в сложное строение, с богатой архитектурой и отделкой.

    Саад ибн Абу Ваккас

    Этот сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах), родом из знатной семьи, построил мечеть в Куфе. Тем самым, он обозначил свое постоянное местопребывание, известное под названием Дар уль-Имара (638 г.). Эта постройка была настолько изысканной и полной мелких деталей, что праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был даже недоволен и приказал сжечь ее. Она стояла на мраморных колоннах, ввезенных из Персии, и была окружена рвом.

    Убранство первых мечетей

    Исторические источники сообщают, что единственным предметом ритуального убранства мечетей того периода были минбары в форме ступеней лестницы (другие говорят, в виде стула), впервые введенные самим Пророком (мир ему и благословение), сидя на которых он мог быть виден и слышен всей аудитории верующих, присутствующих в мечети. Минбар упоминается в целом ряде хадисов, например, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк сказал: «Между моим домом и моим минбаром есть сад, который относится к садам Рая». Тем не менее, известный ученый Мартин Бриггс (1931 г.) считал, что минбар был придуман Амром ибн аль-Асом для мечети, которую он построил в Египте.
    В другой книге Бриггса (1924 г.) говорится, что происхождение минбара связано со стулом судьи в древней Аравии. Перенос столицы из Куфы в Дамаск в 661 г. основателем династии Оммейядов Муавией (да будет доволен им Аллах) имело решающее значение для мечетей и их убранства. Он принес с собой переход от аскетического, строгого стиля в архитектуре к эпохе роскошных дворцов и создания архитектурных шедевров на все времена. Тут достаточно упомянуть «Купол скалы» – мечеть в Иерусалиме, построенную Абдель-Маликом в 691-692 гг.
    В заключение следует сказать, что ключевым пунктом эпохи Халифата было появление и развитие Ислама, упор государства был сделан на защиту от врагов и экономические вопросы. Архитектурные устремления того периода были направлены на удовлетворение именно этих потребностей общества. Это повлияло и на архитектуру мечетей того периода. Мечети были центрами различных видов деятельности первых мусульман – в религиозной, социальной, военной и других сферах. К основным мечетям эпохи раннего распространения Ислама относятся: мечеть Пророка (мир ему) в Медине (622 г.), мечеть Басры (635 г.) и мечеть Куфы (638), обе в Ираке, и мечеть Амра в Фустате (641 г.) в Египте.
    Muslim Heritage

  5. Dawnfont Ответить

    Мусульмане Екатеринбурга остались без Соборной мечети
    При каждой мечети прогулочную зону?
    Мечеть в Ташкенте переименуют в честь Ислама Каримова
    Мечети Кувейта будут закрываться на ночь после молитв
    Мечеть Куба, Медина
    Это первая мечеть в истории ислама. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) построил эту мечеть по прибытии в город, когда совершил хиджру из Мекки в Медину.

    В хадисе передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит омовение у себя дома и придёт в мечеть Куба, и совершит два ракаата там, тот получит вознаграждение как за совершение умры (малого паломничества)» (Ибн Маджа, хадис №1412).
    Мечеть аль-Киблатайн, Медина
    Она находится на юге города. С арабского языка «аль-киблатайн» переводится как «две киблы». Название мечети связано с изменением киблы, когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молился в этой мечети лицом к Иерусалиму, он получил наказ повернуться в сторону Каабы в Мекке. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) немедленно поменял свое положение, а вместе с ним и все молящиеся в этот момент.

    Это единственная мечеть в мире, которая имеет два михраба как свидетельство об этом важном событии.
    Мечеть Намира, Арафат
    Это одна из важнейших мечетей для паломников. Она находится в долине Арафат и получила свое название от маленькой горы Намира, расположенной на западе долины.
    В День Арафата паломники совершают в ней молитвы зухр и аср, следуя по стопам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

    Эта мечеть построена на месте, где читал проповедь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального Хаджа.
    Палайя Джума Палли, Индия
    Это первая мечеть, выстроенная на полуострове Индостан, и четвертая в истории ислама. Он находится в Килакари, южном штате Тамил Наду.
    Эта мечеть была построена йеменскими торговцами, обосновавшимися в Индии. Строительство началось по поручению Йеменского государства еще во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в 625-628 гг.
    Мечеть Хуайшенг, Китай
    Мечеть была заложена в честь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поэтому она и получила название Хуайшенг, что в переводе с китайского означает «помним мудрого».
    Также ее называют мечеть Саада ибн Аби Ваккаса.
    Согласно китайским исламским рукописям, сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Саад ибн аби Ваккас построил эту мечеть в VII веке после первого посещения Китая.
    Мечеть Амра ибн аль-Аас, Египет
    Самым древним исламским памятником Каира считается мечеть Амра ибн аль-Ааса, которая построена в 640 году. По достоверной информации имам аш-Шафии изучил, и имам аль-Лайса ибн Сада с ним читали хутбы в этой мечети.
    Фатих Джамии, Турция

    Мечеть расположена в Стамбуле, названа в честь Мехмеда Второго Завоевателя, который захватил Константинополь в 1453 г. («Фатих» с турецкого переводится как «завоеватель»).
    Мечеть была возведена на месте византийского храма Святых Апостолов.
    Мечеть Омейядов, Сирия
    Также ее называют «Великой мечетью Дамаска». Это одна из самых больших и старинных мечетей мира. Считается, что Иисус (мир ему) накануне Судного Дня сойдет с небес на землю в эту мечеть.
    К сожалению, во время сирийских конфликтов мечеть была сильно повреждена.
    Демакская Соборная мечеть, Индонезия
    Это одна из старейших мечетей в Индонезии. Она построена в XV веке Сунаном Калиджага. Это классический пример традиционной яванской мечети.
    Уникальность ее в том, что она полностью построена из древесины, и ее первоначальный облик не был изменен, несмотря на многочисленные реконструкции.
    Мечеть Марджани, Россия
    Мечеть построена в 1766-1770 гг. в Казани и является самой старинной мечетью Республики Татарстан.

    Это единственная мечеть Казани, которая действовала в советский период.
    Переведено специально для info-islam.ru

  6. RUWYVAVI Ответить


    26 Ноября 2013

    Камни, хранящие память – первые мечети в Исламе. ФОТО

    Если мы обратимся к истории, то с появлением Ислама появились и первые мусульманские храмы. Во времена, когда в Мекке царило язычество, Кааба была заполнена идолами, и построить где-либо в этом городе мечеть не представлялось возможным, мусульмане использовали в качестве места собрания дом одного холостого молодого человека (Ибн Аркама). Этот дом в те дни исполнял функции официальной мечети, в этих четырех стенах первые приверженцы Ислама готовили себя к будущей великой миссии на занятиях самого лучшего из учителей (с.а.в.).
    Наступил 622 год. Два благословенных путниках совершали путь из Мекки в Медину. Три дня они укрывались в пещере, потом восемь дней были в пути и, наконец, достигли оазиса Куба. Сюда уже не распространялось влияние язычников Мекки. Некоторые жители Медины прибыли в Кубу, чтобы встретить Посланника Аллаха (с.а.в.). Значит, появилась возможность постройки первого храма. Наш Пророк (с.а.в.), на четыре дня оставшись в оазисе, лично участвовал в строительстве первой мечети в Исламе.
    И вот, наконец, Медина. Почетный караван, вышедший из Кубы, подходит к городу со стороны холма Сания аль-Вада. Как раз в это время наступает время пятничного намаза. Отныне мусульмане на свободной земле, и совершение пятничного намаза становится для них обязательным. Поэтом именно здесь был совершен первый пятничный намаз. Памятью об этом дне до нашего времени остается мечеть Джума в Медине.
    Первое, что сделал наш Пророк в Медине, это определил место для будущей мечети, придавшей новый смысл городу. Верблюдица нашего Пророка (с.а.в.) Касва, опустившись на землю сначала возле дома Абу Аюба аль-Ансари, а потом на пустом участке немного поодаль, по воле Аллаха указала место для строительства мечети. В течение последующих 7 месяцев, пока Посланник Аллаха жил в доме у Абу Аюба ал-Ансари, и велось строительство первой мечети Медины, второй по значимости мечети в мире.

    Мечеть Пророка в Медине представляла собой прямоугольник, вытянутый в направлении киблы. В передней часть мечети находился навес, подпираемый столбами из пальмовых стволов и покрытый листьями финиковых пальм. Это место использовалось для совершения намаза и собраний. Задняя часть мечети представляла собой открытый двор, с левой стороны которого находились комнаты супруг нашего Пророка (с.а.в.). Самой важной деталью Мечети Пророка, может быть, был другой навес, находящийся в задней части двора. Здесь проживали «обитатели навеса» – асхаб ас-суффа и находился, можно сказать, первый исламский университет.
    При рассмотрении всех этих деталей становится очевидным, что основные ценности Ислама, составляющие его суть, уже в самое раннее время нашли себе место возле мечетей. Вера и знание, как неразлучные близнецы, находясь в одном и том же месте, способствовали воспитанию душ людей. В соответствии с этим планом и была построена Мечеть Пророка. Она была не только местом поклонения и получения знаний, но и местом, где устраивали советы, принимали гостей, проводили беседы, здесь мусульмане знакомились друг с другом, общались. Даже когда однажды христианские священники из Наджрани прибыли в Медины, чтобы узнать об Исламе, и спросили у Посланника Аллаха, где им можно остановиться, он предложил им переночевать в Мечети Пророка.


    После того, как Ислам стал распространяться в соседние регионы, повсюду, как его символы, стали появляться и мечети. Например, за год до своей смерти наш Пророк (с.а.в.) направил Муаза ибн Джабаля в Йемен, призывать людей к Исламу, дав при этом ему даже свою верблюдицу Касву: «Моя верблюдица дарует тебе безопасность. Где она опустится на землю, там построй мечеть». Муаз ибн Джабаль, известный своей мягкостью, прибыл в Таиз, в то время один из самых важных городов Йемена. Действительно, в одном месте Касва опустилась на землю – здесь и была построена одна из первых мечетей Йемена.
    Мечеть Пророка в Медине, которую в наши дни посещают многочисленные паломники со всего мира, в значительной степени перестроена. И глядя на нее, представить, какой она была во времена нашего Пророка, крайне затруднительно. Но если вам интересно узнать, какими были мечети той эпохи, я приглашаю вас в Йемен. Историческая мечеть Таиза до сих сохраняет свой оригинальный вид. Даже известно, что Муаз ибн Джабаль в этой мечети совершал погребальный (джаназа) намаз по нашему Пророку. Весть о смерти Посланника Аллаха настигла его, когда он здесь находился. Собрав йеменских мусульман, Муаз ибн Джабаль совершил второй намаз джаназа по нашему Пророку.
    Другая мечеть, относящаяся к эпохе сахабов, находится в столице Йемене Сане. Эта величественная мечеть, именуемая Джами аль-кабир (Большая мечеть), святыня Йемена, до сих посещается толпами людей. Если однажды вам выпадет счастье оказаться в этих краях, подойдя к йеменским старикам, часами сидящим, склонив головы над огромными Коранами, вы можете поприветствоваать их и спросить о самой мечети. Может, вам даже покажут камень, лежащий у основания  одной из колон по левую стороны от киблы. Говорят, что этот камень установил сам Али. Передают легенду, что наш Пророк (с.а.в.), направляя Али в Йемен, вручил эту этот камень и сказал: «Построй там мечеть, а этот камень пусть будет его основой».


    Все эти примеры показывают нам, что мечети являются краеугольными камнями благих начинаний. Они влияют на самые основы мышления общества, одним своим присутствием и атмосферой распространяя добро.
    В эпоху праведных халифов мечети были первыми строениями, воздвигаемыми на вновь завоеванных землях. Границы государства особенно расширились во времена правления Умара (р.а.). Война велась одновременно с Византией и Ираном. Была захвачена Бусра, столица правителей из династии гассанидов, один из которых убил посланца нашего Пророка. При участии Умара здесь была построена первая мечеть. В наши дни построенная из черного базальта мечеть Умара все так же величественно возвышается среди развалин времен Византийский империи.
    В это же время Амр ибн Ас завоевал Египет. Здесь тоже требовалось спешно возводить мечети. Стоял только вопрос, где их строить, ведь Египет – обширная страна, здесь несколько значимых городов. Умар здесь показал свою проницательность, не отдав предпочтения ни одному из городов – все они остались еще со времен фараонов, когда люди обожествляли или идолов, или своих правителей. Но Ислам – это последняя религия, и он должен иметь свои методы, понимание искусства, свою архитектуру, атмосферу, наконец. Поэтому Умар направил наместникам завоеванных земель письма, в которых наставлял их не делать столицей какой-либо из древних городов, а основать новые города, соответствующие духу Ислама. Поэтому столицей становится не Гелиополь, а построенный немного поодаль Фуслат, не античная Ниневия, а Бусра. В Ираке был основан город Куфа. Так как эти города стали центрами, из которых осуществлялось правление, в самое короткое время они были обустроены и украшены.
    Естественно, строительство новых городов начиналось со строительства мечети. Будущие столицы строились вокруг такой мечети. Так поступил и Амр ибн Ас. Строя Фуслат, сначала он воздвиг в центре мечеть. Хотя от первоначальной постройки, можно сказать, ничего не осталось, эта мечеть (помимо всего прочего, первая мечеть с минаретом в Исламе), до сих пор стоит на своем месте. В будущем фатимиды за этим городом построили другой, названный Каиром. Когда Салахеддин Аюб соединил два города крепостью, и возник современный Каир.
    Во времена джахилиййи в Мекке еще до ниспослания ему пророчества наш Пророк часто поднимался на гору Хира. Здесь он неделями оставался в пещере, а его супруга Хадижа приносила ему еду. Чтобы она не утомляла себя подъемом в гору, наш Пророк (с.а.в.) спускался вниз, и они встречались у подножья. Как считается священным место на Арафате, где встретились Адам и Хава, так и сахабы считали священным место, где встречались наш Пророк и Хадиджа. Полагая, что совершенные здесь дуа получат ответ (иджаба), в этом месте построили мечеть, назвав ее Иджаба.


    В эпоху табиинов эта мечеть стала знаковым местом. Многие места, где совершал намаз наш Пророк (с.а.в.), где происходили какие-то связанные с ним события, сахабы запоминали и охраняли. Табиины, устанавливая в таких местах памятные знаки, сохраняли их для истории. А самым лучшим памятным знаком служит мечеть. Исходя из таких соображений, в эпоху табиинов, особенно интенсивно во времена Умара ибн Абдульазиза, были построены сотни мечетей, служивших памятными знаками. И сегодня эти мечети напоминают о событиях, связанных с жизнью нашего Пророка.
    Спустя годы после хиджры число мусульман увеличилось настолько, что они не помещались в Мечети Пророка, особенно во время совершения пятничных и праздничных намазов. Поэтому наш Пророк (с.а.в.) стал проводить пятничные и праздничные намазы на пустом поле за пределами Медины. Но в условиях жаркого арабского климата трудно совершать намаз на открытой местности. Тогда откуда-то стало появляться облако, которое давала тень молящимся. Так продолжалось на протяжении всей жизни нашего Пророка (с.а.в.). Спустя годы, чтобы не забыть это благословенное место, здесь была построена мечеть, названная Масджид аль-Гамама (Мечеть Облака).
    Тальха Угурлуэль
    Источник: http://www.zaman.com.tr
    Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

  7. ПоЗИтИфффЧиК Ответить

    Примечание: Portalostranah.ru:
    Купол Скалы (араб. Масджид Qubbat Как-Sakhrah, иврит. Кипат Hasela; по русски Куббат ас-Сахра) является исламским храмом, расположенным на месте, которое также священно и в иудаизме.
    Мечеть «Купол скалы»- Куббат ас-Сахра расположена на Храмовой горе в Иерусалиме. Строительство мечети было завершено в 691 году. Ее значение обусловлено убеждениями верующих о святости каменной глыбы, на которой расположен религиозный комплекс.
    «Купол Скалы» был построен между 685 и 691 годами. Имена двух инженеров во главе проекта известны как Yazid Ibn Salam из Иерусалима и Raja Ibn Haywah из Бисана в Палестине. Начал строительство омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван. (Омейяды -Умайяды (в русском также иногда пишут Омейады) — одна из двух вселенских династий арабских правителей (наряду с Абассидами), правивших арабско-исламским миром после пророка Мухаммеда и до постепенного развала единого арабского государства. Позднее титул халифа — духовного и светского повелителя мусульманских «правоверных» перешел к турецкому султану).
    Итак, Абд-аль Малик, который начал строительство этого культового здания на месте иудейского святилища, надеялся, что оно будет «домом мусульман». Арабский историк аль-Maqdisi пишет, что халиф «пытался построить для мусульман мечеть, которая должна быть уникальной и удивительной во всем мире… ослеплять умы мусульман», конкурируя с храмом гроба господня.

    Мечеть «Аль-Акса» «Дальняя мечеть», составляющая вместе с мечетью «Купол Скалом» религиозный исламский комплекс на Храмовой горе, была построена при втором арабо-мусульманском халифе Омаре (Умаре) как маленький молитвенный дом несколько позже 637 года, после завоевания арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. «Аль-Акса» старше мечети «Купол Скалы».


    В отличии от мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра», имеющей блестящий золотистый купол, мечеть «Аль- Акса» не такая броская со своим серым и визуально небольшим куполом. При этом именно мечеть «Аль-Акса» является третьей в мире мусульманской святыней, после мечетей в Мекке и Медине.

    Иногда ошибочно называют более заметную, с золотистым куполом мечеть «Купол Скалы» мечетью «Аль -Акса» (Дальняя мечеть — Аль-Акса, она же мечеть Омара), хотя последняя расположена рядом .
    Обе мечети находятся на видимой невооруженном глазом древней естественной каменной платформе, известной как Храмовая гора, а у мусульман под названием Харам аль-Шариф (Благородное святилище). Также первоначально, да и сейчас гора называется «Мориа», что с древнехаананского языка — «Господь усмотрит». Но название «Мориа» связано не с арабами, а с древними евреями и о нем немного позднее.
    Для арабов «Аль-Акса» стала исламской святыней в связи с чудесным путешествием из Мекки в Иерусалим пророка Мухаммеда на белоснежном коне Бурак (блистающий) и при помощи архангела Джабраила (Джибрила). На горе Мориа, согласно исламскому преданию, Мухаммеда встретили ранние пророки Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус), а затем Мухаммед разговаривал с Богом. Также в провоглашении священной этой горы для арабов сыграла свое значение и доарабская атмосфера святости, окружающая это место. Современный израильский автор Роман Гершзон пишет об этом, а также о том, почему гора «Мориа» ,она же «Храмовая гора», она же «Харам аль-Шариф» имеет плоскую форму:
    «Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме.
    В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, — камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли — Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.
    Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в Танахе этого места: «…Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека…И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе» (Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит» (иврит. «иръе»).
    «Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится» (Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места — «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».
    Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал…Как страшно место это..«(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.
    По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.
    Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия — Шхина.
    Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).
    Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы». Конец цитаты.
    Платформа для еврейского храма была существенно расширена при правлении Ирода Великого (еврейского правителя, управлявшего еврейским государством под протекторатом римлян), тогда скала являлась местом нахождения второго еврейского храма, который был разрушен во время римской осады Иерусалима в 70 году н.э..
    В 637 году н.э., Иерусалим был завоеван армией халифата во время вторжения мусульман в пределы Византийской империи. После этого на скале и до нашего времени возвышаются исламские святыни-мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра» «Аль — Акса» — «Дальняя мечеть», которые при крестоносцах в Иерусалиме приостанавливали свое функционирование.
    Больше о Мечети Куббат ас Сахра — Купол скалы и Дальней мечети— Аль-Акса, она же мечеть Омара , но с исламской точки зрения, в основном материале Радио «Голос Исламской Республики Иран» этой страницы.
    Здесь отметим только, что в Иерусалиме, кроме мечети «Аль-Акса», чье второе название «Мечеть Омара», есть и еще одна «Мечеть Омара», расположенная неподалеку от Храмовой горы, рядом с христианским храмом «Гроба Господня». Эта мечеть была открыта на месте, где все-тот же халиф Омар (Умар) молился при взятии арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. — Прим Portalostranah.ru
    «Бейтульмукаддас»
    Название «Бейтульмукаддас» знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. («Бейтульмукаддас» — так в очерке Радио «Голос Исламской Республики Иран» из Тегерана, русское вещание. Арабское наименование Иерусалима звучит как Бейт аль-Мукаддас (Священный дом). Мусульмане (арабы и иранцы) часто избегают называть (из-за своей нелюбви к Израилю) город названием, принятым у израильтян и во всем мире — Иерусалим («Город мира»). Прим. Portalostranah.ru). Это — название города, в котором расположены священные мечети Аль-Акса и Гобато-Сахре («Дальняя мечеть» и одно из написаний названия мечети «Купол скалы» в Иерусалиме- ред.).
    Один из известных писателей 15 века (11 после РХ) Насер Хосров назвал причиной святости этого города наличие в нем могил таких великих пророков как его светлость Давид и его светлость Иосиф (мир им!). в этом городе можно также увидеть следы некоторых других Божьих пророков, к примеру его светлости Ибрахима (Авраама), его светлости Сулеймана (Соломона), его светлости Йаакуба (Йакова), алтарь его светлости Захарии и колыбель его светлости Иисуса (мир им!). И, наконец, в силу того, что ночное вознесение пророка ислама его светлости Мухаммада (ДБАР) произошло именно в этом месте — в этом городе, оно считается священным для более, чем одного миллиарда мусульман. Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю передачу мы посвятим знакомству с одним из священных мест города Бейтульмукаддас — мечетью Аль-Акса; мечетью, которая была первой киблой мусульман мира, и мусульмане в начальный период ислама более 14 лет совершали намаз в сторону этого священного места.
    Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так по той причине, что указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. В повествованиях об истории мечети Аль-Акса говорится: «Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе, расположенной в Бейт-аль-Мукаддасе. Она была сооружена его светлостью Сулейманом (Соломоном). Во время строительства мечети были использованы архитектурные тонкости и нюансы того времени. Впоследствии мечеть была разрушена вавилонским царем Навуходоносором. И несмотря на то, что, согласно историческим источникам, здание мечети впоследствии было реконструировано, однако оно уже не было восстановлено в ее изначальную форму с точки зрения архитектуры. История свидетельствует о том, что этот скалистый город Бейтульмукаддас на протяжении нескольких веков разрушался, после чего подвергался реконструкции и восстановлению. (Все-таки Соломон сооружал не мечеть, а еврейский храм, хотя и был монотеистом. Трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. Portalostranah.ru).
    В Священном Коране в тех, аятах, которые повествуют о ночном вознесении святого Пророка Ислама, выражением «баракна хаулоху» (ее окрестностям мы даровали благословение) подчеркивается величие и святость мечети Аль-Акса. Важность и величие Бейт аль-Мукаддаса обусловливаются двумя аспектами: духовным и материальным. Исходя из материального аспекта, изобилие и многочисленные блага окрестностей города объясняются плодородностью его почвы. А причина духовных милостей и благ Бейтульмукаддаса кроется в том, что этот город является местом появления на свет божественных пророков и местом их выступления с посланнической миссией. Поэтому Бейтульмукаддас считается обителью единобожия, веры, благочестия и справедливости.
    Сегодня сионистским режимом осуществляется множество строительных работ и раскопок в окрестностях аль-Харам аш-Шариф — священного храма под предлогом возрождения храма пророка Сулеймана (царя Соломона), находящегося, предположительно, под мечетью Аль-Акса. Несмотря на то, что сионисты провели множественные раскопки под мечетью, однако до сих пор исторические утверждения иудеев относительно нахождения в этой местности храма его светлости Сулеймана не подтвердились. Из всех открыто предпринятых сионистским режимом мер для разрушения культурного облика города Бейтульмукаддас, ни одно не было столь потрясающим и антигуманным, как сожжение мечети Аль-Акса. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. Portalostranah.ru).
    Поджог в мечети Аль-Акса был устроен в 1969 году религиозным евреем-фанатиком из Австралии Денисом Микаэлем Роханом. Пожар длился 6 часов. При этом был нанесен серьезный ущерб мечети Гобато-Сахре, расположенной неподалеку от мечети Аль-Акса. Были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Несмотря на то, что после инцидента был созван мусульманский комитет, и поврежденные части священных мест были в определенной мере реконструированы и восстановлены, однако горечь этого события никогда не забудется. Между тем в оккупированной Палестине все еще остаются экстремистские элементы, подобные Рохану, которые ждут подходящего случая для разрушения мечети Аль-Акса. Примером таких лиц могут служить члены таких экстремистских организаций, как «Движение за восстановление храма» и «Хай ва Кийам». Организатор последней является одним из бывших членов подземной сионистской организации, которая разработала план уничтожения мечети Аль-Акса в начале 80-ых годов.
    Заговоры сионистов по разрушению исламских святынь в Бейтульмукаддасе, в том числе мечеть Аль-Акса, и сооружение еврейских храмов на их руинах неизменно продолжаются на протяжении минувшего полвека. 19 сентября 2000 года бывший премьер-министр сионистского режима Ариэль Шарон вместе с группой сионистских экстремистов своим присутствием в мечети Аль-Акса вызвали волну гнева и ненависти среди мусульман мира, особенно палестинцев. Протесты палестинского народа в ответ на это оскорбительное действие Шарона постепенно обрели более широкие масштабы. Таким образом началась интифада мечети Аль-Акса — движение, которое сегодня, спустя несколько лет, все также продолжается, вызывая серьезную тревогу сионистского режима и его покровителей. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. Portalostranah.ru).
    В любом случае присутствие тысяч палестинских мусульман в мечети Аль-Акса для совершения намаза, особенно в благословенный месяц рамадан, свидетельствует о той действительности, что до тех пор, пока существует мечеть Аль-Акса, молодые и набожные палестинские борцы будут защищать свою религиозную суть и свою святую землю.
    Мечети
    — центр солидарности
    Среди всех божественных религий ислам является единственным вероучением, которое не ограничивается исключительно богослужениями. Сфера влияния его предписаний и законов охватывает все области жизни его последователей — социальную, политическую, культурную и экономическую. Так что мечеть в качестве самого выдающегося символа и атрибута исламского общества в начальный этап возникновения ислама являлась главным ядром концентрации всех видов деятельности и движений.
    В период Пророка Ислама (ДБАР) мечеть представляла собой центр средоточия мусульман и различных видов деятельности, к примеру политической, социальной, культурной и даже юридической. В этом священном месте Посланник Божий (ДБАР) общался с людьми и знакомил их с живительным учением ислама. Мусульмане совершали в мечети свои пятикратные намазы в коллективной форме. В то время мечети наряду с тем, что являлись центром обучения и знакомства людей с морально-этическими и религиозными принципами, они также служили местом судейства и призыва людей к сотрудничеству в деятельности новопостроенного исламского общества, а также — решения его проблем.
    Еще одной особенностью мечетей в то время была их политическая роль. На начальном этапе основания ислама, во время благословенной жизни Пророка ислама (ДБАР) мечеть являлась базой для политической деятельности. Посланник Божий (ДБАР) встречался в мечети с представителями и главами разных племен и проводил с ними переговоры. При священной войне с безбожниками мечеть служила центром всеобщей мобилизации и концентрации сил. Таким образом становится понятно, что мечети в первоначальный период зарождения ислама играли гораздо более широкую роль в жизни мусульман, чем просто место для богослужений. В последствии, с течением времени, а также расширением и проникновением ислама в различные земли, в каждом месте, где строилась мечеть, в той или иной степени осуществлялись подобные виды деятельности в знак подражания традициям Пророка Ислама (ДБАР).
    Несмотря на то, что сегодня вслед за реформами и преобразованиями в муниципальной системе и структуре управления исламским обществом функции мечети также изменились, однако это священное место все также продолжает играть стержневую роль в жизни мусульман. Сегодня мечети воспринимаются в качестве центра сборов и солидарности мусульман. Собираясь в мечетях, мусульмане наряду с тем, что участвуют в совершении богослужений, обретают также возможность обмена мнениями и вовлечения в процесс решения вопросов и проблем, имеющихся в их обществе и исламском мире в целом. Проведение собраний и выступлений, учебных курсов и знакомство молодого поколения с богатой культурой ислама входят в число культурных программ, реализующихся в мечетях. Наряду с просветительской ролью и пробуждающей функцией мечетей можно указать на их общеполезную деятельность. Добродетельные мусульмане, участвуя в подобных видах деятельности, стараются прийти на помощь нуждающимся и неимущим слоям общества.
    Друзья, как вы знаете, мечеть в исламской культуре наделена высоким смыслом. В исламских повествованиях говорится, что мечеть является обителью благочестивого человека, и самыми излюбленными точками внутри городов для Всевышнего являются именно мечети. Поэтому в исламских источниках ради сохранения священного статуса мечети приводится ряд предписаний и обрядов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина. Одним из этих предписаний является настоятельная рекомендация для соблюдения чистоты и порядка в мечети.
    В исламе соблюдение чистоты считается показателем веры. Подобно тому, как правоверным предписано являться в мечеть в чистом и опрятном виде, также они призваны усердствовать для соблюдения чистоты и порядка в священной среде мечети, являющейся местом богослужений особых рабов Божьих. Ценность выполнения этого предписания так велика, что Посланник Божий (ДБАР) изрек в этой связи: «Каждому, кто подметет в мечети, Всевышний Создатель воздаст такую же награду, какую он дарует человеку, освободившему раба. И каждого, кто очистит мечеть хотя бы от малейшей грязи, равной соринке, попадающей в глаз, Господь облагодетельствует своей милостью.»
    Поэтому старания для соблюдения чистоты в мечети и очищения ее от загрязнения весьма ценно для Создателя, даже если результатом этих стараний будет устранение самой маленькой грязи в мечети.
    Мечеть Имама (г. Исфахан, Иран)
    Дорогие друзья, в продолжении знакомства с известными мечетями в мире мы представим вам мечеть Имама, расположенную в живописном иранском городе Исфаган (Исфахан) и славящуюся своей красивой архитектурой. (До революции 1979 года в Иране эта мечеть называлась Мечеть Шаха. Затем была переименована в честь имама Хомейни, лидера исламской революции. Прим. Portalostranah.ru).
    В южной части исторической площади «Накши Джахан» города Исфаган находится одна из важнейших мечетей периода Сефевидов — мечеть Имама. Эта мечеть представляет собой извечный шедевр архитектуры, мозаичной инкрустации и барельефа.
    Возведение исфаганской мечети Имама началось в 1021 году по лунной хиджре. Строительство продолжалось около 20 лет. Мечеть Имама имеет четыре веранды и столько же минаретов. Высота двух минаретов составляет 42 метра, а высота двух других внутренних минаретов — 48 метров. Главная дверь мечети разукрашена превосходными стихами в виде барельефа, а также изразцами и мозаикой из золота и серебра. Она считается одним из произведений искусства времен династии Сефевидов. Надпись на величественной арке мечети сделана знаменитым мастером клинописи эпохи Сефевидов Али-Резой Аббаси. Эта арка с точки зрения архитектуры и мозаичных украшений является одним из шедевров иранской архитектуры. Каждый из ее листов, сделанных путем инкрустации плитками, подобен превосходной картине.
    Мечеть построена фасадом к кибле. Во входной части мечети никто не замечает отклонения ее входной двери и михраба (ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке). Кроме того внешний вид со стороны площади также кажется не гармоничным и асимметричным. Архитекторы весьма мастерски осуществили это осущесвили корректировку архитектурой мечети. В восточной и западной частях мечети виднеются два одинаковых красивых помещения с навесом — шабестан, предусмотренных для ночных молений. Веранды, купола и алтарные ниши — михрабы каждого из этих помещений украшены необычайно красивыми мозаичными инкрустациями… Внутренняя часть мечети украшена глянцевой плиткой разных цветов, выложенной в виде различных узоров.
    Большой и величественный купол, высящийся над просторной средой южной молельни мечети, является одним из самых высоких куполов среди мечетей Ирана. С точки зрения архитектуры также он считается самым важным и красивым куполом мечети имама. Этот купол обладает двумя покрытиями, установленными на расстоянии 12 метров друг от друга. Внешний 25 метровый купол, покрытый красивейшей мозаикой бирюзового цвета, по особенному блистает и привлекает глаз с самых отдаленных мест города. Благодаря тому, что купол мечети Имама имеет два покрытия, голос оратора, произносящего речь перед михрабом, в чистом и естественном виде доносится во всем закрытом пространстве мечети. Большие монолиты мрамора и редкие и ценные каменные сосуды для воды, особенно изящный сосуд в западном шабестане большого купола, относящийся к 1095 году по лунной хиджре, являются достопримечательностями этой бесподобной мечети.
    Продолжение на следующей странице.

  8. Хочешь - добьешься Ответить

    Мечеть – это культовое сооружение, служащее местом для совершения религиозных обрядов поклонения в исламе. Арабское слово «масджид», от которого образовано русскоязычное «мечеть», в переводе как раз и означает «место поклонения».
    В широком же смысле с точки зрения мусульман мечетью можно назвать всю нашу планету, так как верующие вправе молиться там, где они находятся. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), переданном Бухари и Муслимом, говорится о том, что ему было даровано пять преимуществ над остальными пророками, одним из которых является тот факт, что вся планета была сделана местом поклонения. Однако мы будем придерживаться традиционного понимания мечети как мусульманского молельного дома.
    Мечеть играет весомую роль в жизни мусульманской уммы, так как она выполняет ряд важнейших функций.

    Основные функции мечети

    Место совершения молитв. Безусловно, основным предназначением мечети является совершение в ней молитв. Верующие как минимум раз в неделю совершают коллективные намазы именно на территории мечетей.
    Место сбора верующих. Второй функцией мечети является интегрирующая, так как верующие, посещающие её, приветствуют и взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, приводит к сближению мусульман.
    Место получения знаний. Ещё одной немаловажной функцией мечети является просвещенческая, так как верующие получают там новые знания, посещая образовательные курсы при мечетях.

    Достоинства и правила посещения мечетей

    В одном из хадисов Посланника Всевышнего (с.г.в.) указывается: «Наилучшим местом перед Господом является мечеть» (Муслим).
    В большинстве случаев мусульмане ходят в мечеть с целью совершить коллективный намаз, за выполнение которого верующему присуждается награда, многократно превосходящая индивидуальную молитву.
    Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечал: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально» (Муслим).
    Кроме того, верующий может ожидать большую награду за то, что он посещает мечеть, имея цель получить знания. На это указывает следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры – малого хаджа» (Табарани).
    При посещении мечети верующему необходимо соблюдать ряд условий:
    1. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты
    Перед тем, как отправиться в мечеть, верующему следует сделать омовение (тахарат). В пятничный день, когда верующие устремляются в «дом Аллаха» для совершения с джамаатом пятничного намаза, желательно совершить большое омовение (гусль).
    Пророк (с.г.в.) как-то сказал: «Если кто-либо из вас решит прийти на пятничную молитву, то пусть искупается» (Бухари, Муслим).
    2. Надеть опрятную, красивую и пригодную для молитвы одежду
    Перед визитом в дом Всевышнего верующему следует одевать лучшие одежды. В частности, следует позаботиться, чтобы одеяния были чистыми и опрятными. Например, можно надеть одежду белого цвета, как об этом сказано в следующем хадисе: «Одевайте белую одежду. Поистине, она из лучших одежд ваших» (Тирмизи, Абу Дауд).
    Кроме того, следует помнить, что мужчинам нельзя надевать одежду из натурального шелка, а также золотые ювелирные изделия, так как Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Эти две вещи являются запретными для мужчин из числа моих последователей» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
    3. Не употреблять в пищу лук и чеснок
    Пророк (с.г.в.) наставлял: «Пусть удаляется от мечети тот, кто поел лука или чеснока» (Бухари).
    4. Прочитать дуа (мольбу)
    В одном из хадисов сообщается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) перед тем, как пойти в мечеть, говорил следующее: «О Аллах, помести в сердце моём свет, и в зрение моё свет, и в слух мой свет, и справа от меня свет, и сзади меня свет, и в сухожилии мои свет, и в мясо моё свет, и в кровь мою свет, и в волосы мои свет, и в кожу мою свет» (Бухари).

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для RUWYVAVI Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *