Как называется последовательность событий в художественном произведении?

7 ответов на вопрос “Как называется последовательность событий в художественном произведении?”

  1. Dalakus Ответить

    …Самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле… Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте…
    (И. С. Тургенев, «Муму»)

  2. bunkers Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
    В каморку постучалися.Макар ушёл… Сидела я.Ждала, ждала, соскучилась,Приотворила дверь.К крыльцу карету подали.– «Сам едет?» – Губернаторша! –Ответил мне МакарИ бросился на лестницу.По лестнице спускаласяВ собольей шубе барыня,Чиновничек при ней.
    Не знала я, что делала(Да, видно, надоумилаВладычица!).. Как брошусь яЕй в ноги: «Заступись!Обманом, не по-божескиКормильца и родителяУ деточек берут!»
    – Откуда ты, голубушка?Впопад ли я ответила –Не знаю… Мука смертнаяПод сердце подошла…
    Очнулась я, молодчики,В богатой, светлой горнице.Под пологом лежу;Против меня – кормилица,Нарядная, в кокошнике,С ребёночком сидит:«Чьё дитятко, красавица?»– Твоё! – Поцеловала яРожоное дитя…
    Как в ноги губернаторшеЯ пала, как заплакала,Как стала говорить,Сказалась усталь долгая,Истома непомерная,Упередилось времечко –Пришла моя пора!
    Спасибо губернаторше,Елене Александровне,Я столько благодарна ей,Как матери родной!Сама крестила мальчикаИ имя Лиодорушка –Младенцу избрала…
    – «А что же с мужем сталося?»– Послали в Клин нарочного,Всю истину доведали –Филиппушку спасли.Елена АлександровнаКо мне его, голубчика,Сама – дай Бог ей счастие!–За ручку подвела.Добра была, умна была,Красивая, здоровая.А деток не дал Бог!Пока у ней гостила я,Всё время с ЛиодорушкойНосилась, как с родным.
    Весна уж начиналася,Берёзка распускалася,Как мы домой пошли…Хорошо, светлоВ мире Божием!Хорошо, легко,Ясно на? сердце.Мы идём, идём –Остановимся,На леса, лугаПолюбуемся,ПолюбуемсяДа послушаем,Как шумят-бегутВоды вешние,Как поёт-звенитЖавороночек!

  3. Mananaya Ответить


    Во-первых, существует последовательность, которая «естественна » при взгляде «изнутри» художественного мира, т.е. «логическая», «причинно-временная». Таковы в особенности биографические и автобиографические формы.
    Во-вторых, бывает последовательность событий, не существующая для героя, но первостепенно значимая для автора, т.е. «сконструированная», включающая временные перестановки и нарушения логических связей. Например, в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» читатель вначале видит труп героя, а потом знакомится с историей его жизни.
    Для определения понятия «событие» и даже для выделения события в тексте все эти различия не слишком существенны. Зато они очень важны, когда речь идет о ряде событий, т.е. о сюжете, ибо он может состоять из неоднородных единиц, а последовательность их освещения может зависеть от оценки их значения в жизни и судьбе героя.
    Простейший способ освоения сюжета читателем — пересказ. Отбор событий в пересказе происходит обычно с «внутренней» точки зрения, для которой герой — живой человек и события его жизни — реальны так же, как и события жизни читателя. В результате пересказа возникают два варианта сюжета — «основной», но неполный, и полный, но «избыточный». Отсюда возникновение пары понятий: сюжет и фабула.
    Анализируя определения этих понятий, мы пока оставляем в стороне понятие «мотив» — дабы избежать путаницы. В существующих определениях отсеиваем те, в которых сюжетом считается не ход событий, а процесс их изложения или рассказывания. Исходя из различных трактовок последовательности событий или действий, можно выделить следующие способы различать фабулу и сюжет:
    Три способа разграничивать фабулу и сюжет

    Комментарий. История героя во многих произведениях имеет источник в фольклорной или литературной традиции (например, популярнейшая в европейской литературе — конечно, в сильно измененном виде — судьба Золушки или история Дон Жуана у Тирсо де Молина, Мольера, Гофмана, Пушкина, А. К. Толстого), а также в исторической действительности (история Розалии Они как источник романа «Воскресение »). Такой ряд событий многие считают фабулой, а сюжетом — обработку фабулы, созданную тем или иным автором.
    Кроме того, события, составляющие фольклорный, литературный или жизненный источник произведения, в результате авторской обработки зачастую выстраиваются в ином порядке, нарушающем их «естественную» (хронологическую и логическую — в смысле причинно-следственных отношений) взаимосвязь. В таких случаях фабульному «материалу » противополагают авторскую «комбинацию» его элементов.
    Первый аспект такого подхода фигурирует в поэтике уже ряд веков, второй — характерен для русского формализма 1920-х годов. Так, Б. В. Томашевский называет фабулой «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», а сюжетом «художественно построенное распределение событий в произведении».

    Комментарий. Термин «сюжет» считают обозначением динамического аспекта произведения, последовательности всего, что в нем происходит, включая любое, самое незначительное происшествие, а также душевные движения, жесты и мимику персонажей. При этом выделяется особо чисто событийная основа происходящего (действия), представляющая собою нечто вроде его каркаса.
    Пересказ всегда и ограничивается воспроизведением этого каркаса, к которому и относят термин «фабула». Определение фабулы как «схемы действия» (в пересказе) принадлежит В. Кайзеру; оно повторено и дополнено противопоставлением фабульных (внешних) событий и внутренних «движений» в работе В. В. Кожинова «Сюжет, фабула, композиция».

    Комментарий. Разграничение предложено М. М. Бахтиным в книге «Формальный метод в литературоведении». «Завершается » вымышленная действительность героя — автором, находящимся в иной, реальной для него и читателя действительности.
    Фабула и сюжет — обозначения не разных событийных рядов (как при первом подходе) и не событийной части и всего динамического целого (как при втором подходе), а разных сторон одного и того же событийного ряда. Будучи рассмотрен как цепь событий, составляющих жизнь героя (независимо от того, в каком порядке они изображены), этот ряд называется фабулой. Но если рассматривать его же извне — как авторски выстроенный и организованный, этот ряд событий предстанет сюжетом.
    Третий подход отличается от предшествующих большей обоснованностью и универсальностью своего применения. Не всегда мы знаем источник сюжета (например, никому не известен таковой для романа «Евгений Онегин»). В биографическом или автобиографическом жанре (ср., например, трилогию Л. Толстого или роман Диккенса «Давид Копперфилд») «естественная» последовательность событий не нарушается.
    Область применения второго подхода также ограничена: пересказ сюжетов произведений древней и средневековой литературы количественно ничем не будет отличаться от их динамического аспекта, так как ничего, кроме внешних событий, эти сюжеты не содержат. Противопоставление внешних событий и внутренних душевных движений (а также их знаков — жестов и мимики) актуально лишь для литературы последних двух веков.
    Применимость (хоть и в разной мере) и различие возможностей всех трех подходов очевидны, если соотнести их с одним и тем же произведением: например, с событийным рядом «Героя нашего времени». Этот роман — один из традиционных примеров «нарушенной» последовательности событий. Но хронология была бы соблюдена, если бы в задачу автора входило изображение развития характера героя.
    Какова в действительности художественная целенаправленность событийного ряда, выясняется лишь при рассмотрении последовательности реальной: и события рассказа Максима Максимыча, и события «Журнала» Печорина имеют авантюрный характер; перед нами — не сюжет становления, а сюжет испытания героя.
    Извлечение фабулы (пересказ реальной последовательности событий) помогает это обнаружить, а ее анализ показывает, что по мере продвижения к финалу различные события-испытания все в большей мере приобретают характер философского эксперимента самого героя. Это обстоятельство черезвычайно обостряет проблему соотношения претензий героя на «авторство» собственной жизни и на вовлечение других людей в режиссируемый им жизненный спектакль с позицией автора-творца, создателя всего романа.
    Решить эту проблему возможно, лишь рассматривая весь его событийный ряд как авторски выстроенный сюжет.
    Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.

  4. Kilix Ответить

    Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).
    В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,
    Экспозиция. То, с чего начинается произведение. То, что мотивирует читателя на дальнейший ход повествования. То, что могло происходить год назад, десять лет назад с тем или иным персонажем. Иногда экспозиция напоминает миф о сотворении мира: именно она даёт толчок всему существующему, но ни на что особо не влияет. Бывает и так, что экспозиция перекликается с эпилогом или является эпизодом из середины книги. Одним словом, начинаешь читать, думать и ждать. Таковы первостепенные задачи пролога.
    Завязка. На этом этапе уже становится понятно, что конфликт не за горами. Точнее именно сейчас он и появляется: сначала потихоньку и незаметно, как будто пунктиром. А чуть дальше становится более явным и напряжённым. Обычно это встреча двух героев, которым суждено вместе пройти по дороге жизни и расставить все точки над i. Кстати, конфликт – это не всегда что-то плохое и резко негативное. Это лишь столкновение кого-то или чего-то: точек зрения, образов жизни, ситуация, людей и прочее. Любовь, между прочим, — это тоже конфликт. Да ещё какой!
    Развитие действия. Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем они живут и как думают. Он уже понимает, в чём соль происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, заинтригованный и теряющийся в догадках. Как правило, данный этап – самая весомая часть книги, когда писатель ведёт читателя в свой воображаемый мир.
    Кульминация – это изюминка любого текста, это море эмоций, буря чувств и острые действия. Обычно у читателей уже горят глаза, они проглатывают страницу за страницей и не могут остановиться, даже если их ждут неотложные дела.  Нервы в данном случае напряжены до предела, голова разрывается от самых немыслимых предположений. Кто-то уже почти не дышит и вот… фейерверк! После чего можно наконец-то вспомнить, что нужно дышать.
    Развязка – это своеобразное открытие занавеса. Вы узнаёте, кто убил старушку, чей сын разбил вазу и кто писал анонимные письма героине всё это время. Напряжение потихоньку спадает, вы уже можете ровно вдыхать и выдыхать, сердцебиение выравнивается, а мысли проносятся следующим образом: «Надо же, я так и думал». Или: «Но как такое возможно?».
    Эпилог. Обычно здесь говорится о том, что происходило с героями дальше. Кто женился, кто влюбился и сколько детей завёл. Первые несколько абзацев посвящены главным героям, а дальше автор кратко обрисовывает дальнейшую жизнь второстепенных персонажей.

    Сюжет и фабула… В чём различие?

    Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).
    И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.
    Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
    Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.

    Виды сюжета

    Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
    В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

    Основные сюжеты современной литературы

    Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.
    Аргентинский поэт и прозаик Хорхе Луис Борхес выделяет четыре основных мотива/сюжета:
    поиск кого-либо или чего либо (себя, справедливости или родной матери);
    самоубийство бога (остаётся без комментариев);
    долгое возвращение (вспомним притчу о Блудном сыне);
    штурм и оборона укреплённого города (война, завоевания и прочее, прочее, прочее).
    Очень интересная и необычная классификация у Карла Густава Юнга. Впрочем, что ещё можно ждать от психиатра! За основу он берёт известные архетипы.
    Тень
    Анима (женская душа, природа)
    Анимус (мужская душа, природа)
    Мать
    Старик
    Ребёнок
    Звучит, как заклинание, однако!
    Наконец, на арену выходит некий Кристофер Буккер со своей неоднозначной и не менее интригующей семёркой.
    «Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);
    Приключения
    «Туда и обратно»
    Комедия
    Трагедия
    Воскресение
    Победа над чудовищем.
    Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.
    Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…

  5. Творческий беспорядок Ответить

    Композиция – построение художественного произведения, расположение его составных частей.
    Сюжет – последовательность событий в художественном произведении.
    Фабула – хронологическая последовательность событий художественного произведения.
    Этапы сюжета:

    Этапы развития сюжета
    Название этапа сюжета
    Краткая характеристика
    Пример
    Экспозиция (пролог)
    Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
    – прямая;
    – задержанная;
    – обратная.
    В трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” – сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
    Завязка
    Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
    Типы завязок:
    – мотивированная;
    – немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
    Место завязки в литературном произведении:
    – в начале;
    – в конце.
    Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Завязка в конце худ. произведения – поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”
    Развитие действия
    События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
    Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
    Кульминация
    Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
    Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”
    Развязка
    Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
    Виды развязки:
    – естественная (логичное выражение завязки);
    – ложная.
    Виды развязки (в зависимости от развития сюжета):
    – внезапная;
    – логически вытекающая из развития действия.
    Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
    – единая с кульминацией;
    – отдельная от кульминации
    Естественная развязка – “Вишневый сад” А. П. Чехова. Ложная развязка – “Воскресение” Л. Н. Толстого. Внезапная развязка – “Метель” А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия – “Человек в футляре” А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией – “Ревизор” Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации – “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя
    Послесловие (эпилог)
    Заключительная часть произведения.
    Типы эпилогов:
    – непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
    – развернутые “событийные” (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий).
    Развернутый “событийный” эпилог в “Войне и мире” – Л. Н. Толстого – изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.

  6. Jugal Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
    Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый. Когда установившиеся пары танцующих притиснули всех к стене, он, заложивши руки назад, глядел на них минуты две очень внимательно. Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что Бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надёжно и крепко, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. У тоненького в три года не остаётся ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он наконец присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица: прокурора с весьма чёрными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто бы говорил: «Пойдём, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу», — человека, впрочем, серьёзного и молчаливого; почтмейстера, низенького человека, но остряка и философа; председателя палаты, весьма рассудительного и любезного человека, — которые все приветствовали его, как старинного знакомого, на что Чичиков раскланивался несколько набок, впрочем, не без приятности.
    Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *