Как называлась первая космическая орбитальная станция в ссср в 1971?

6 ответов на вопрос “Как называлась первая космическая орбитальная станция в ссср в 1971?”

  1. Meztimuro Ответить

    Первые космические станции СССР
    Этап первый.
    Рожденные Циолковским.

    Именно Константин Циолковский первым изложил концепцию орбитальных станций, как временных баз на орбите для исследования других миров. Его грезы описывали огромные орбитальные города, с оранжереями и силой тяжести, создаваемой вращением станции. И это по истине удивительно, как человек, живший за десятки лет до начала космической эры, смог так опередить своё время, нарисовав фантастическую, даже для сегодняшних времен, картину.
    Эскизы космической станции Циолковского (рис 1) поразительно напоминает современные станции ? цилиндрическая конструкция, вращающаяся вокруг своей оси, в которой находится оранжерея для восстановления атмосферы и рабочие помещения для персонала станции. Именно цилиндрическая форма стала основой современных станций, хотя до оранжерей и вращения им ещё далеко.

    Рис. 1 Эскиз космической станции К.Э. Циолковского.
    Первые космические пуски ракет и спутников однозначно говорили конструкторам ? идея космических городов ещё долго будет фантастикой. Слишком дороги были ракеты, и слишком мала была выносимая ими в космос полезная масса. Однако уже в самом начале космического противостояния началась настоящая гонка за время пребывания в космосе. Если Юрий Гагарин находился в космосе всего один час и сорок восемь минут, то уже второй космонавт ? Герман Титов, ? пробыл в космосе больше суток.
    Продолжительность пребывания людей на орбите была необходима как военным, так и ученым. Продолжительность всё увеличивалась, но ресурсы орбитальных кораблей были ограничены, и даже новейший «Союз» позволял экипажу находится в полете всего 20 суток, хотя надо было в разы больше.
    Этап второй.
    Две станции.

    Разработки орбитальной станции в СССР начались в 60-ых годах, в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева. Однако из-за большой нагрузки на ОКБ-1 в связи с работами над кораблем «Союз» и лунным проектом, разработка орбитальной станции была перепоручена ОКБ-52, возглавляемое Владимиром Челомеем.
    Челомей с энтузиазмом взялся за новый проект, идеально подходящий для его новой ракеты УР500К. Работы над проектом начались 12 октября 1964 года и изначально имели военную направленность. Проект орбитальной посещаемой станции (ОПС) получил название «Алмаз», и представлял собой космический разведывательный пост со сроком жизни один-два года, для работы экипажа из двух-трех человек. Основное назначение станции было оборонное, хотя предусматривалось её использование в народно-хозяйственной и научной областях. Однако в первую очередь станция должна была стать наблюдательным пунктом за вероятным противником ? Соединенными Штатами.
    В 1967 году межведомственной комиссии из 70 известных ученых, руководителей КБ и НИИ промышленности, а также Министерства обороны был представлен эскиз станции (рис 2). Проект был одобрен и допущен к производству.

    Рис. 2. Первоначальный проект системы «Алмаз»:
    1 и 7 ? возвращаемые аппараты; 2 и 4 ? солнечные батареи; 3 ? функционально-грузовой блок ТКС(транспортный корабль снабжения); 5 ? станция «Алмаз»; 6 ? радиолокатор бокового обзора
    Конструктивно гермоотсек ОПС «Алмаз» разделялся на две зоны, которые можно условно назвать зоной большого и зоной малого диаметров. Зона малого диаметра располагалась в передней части станции и закрывалась при выведении коническим головным обтекателем. Далее шла зона большого диаметра. Стыковка транспортных космических кораблей (КК) должна была осуществляться с задней торцевой части ОПС, где находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком. В задней части ШК размещался пассивный стыковочный узел, в верхней ? люк для выхода в открытый космос, в нижней ? люк в камеру, из которой можно было спускать на Землю капсулы с материалами исследований. Капсула имела свою пороховую двигательную установку (ДУ), парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Стабилизация ее перед включением ДУ осуществлялась закруткой после необходимой ориентации перед выпуском со станции. Вокруг ШК размещались агрегаты двигательных установок ОПС, развертываемые антенны и две большие панели солнечных батарей. Хвостовая часть станции с ШК закрывалась конусообразным щитом из экранно-вакуумной теплоизоляции.
    В передней части гермоотсека в зоне малого диаметра размещался бытовой отсек экипажа со спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха и иллюминаторами обзора.
    За бытовым ? рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим наблюдать отдельные детали на земной поверхности, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Задняя часть гермоотсека была занята аппаратурой наблюдения и системой управления.
    Большой оптический телескоп для наблюдения Земли занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка ОПС. Предполагалось, отсняв участки суши или моря, проявить фотопленку прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу. Остальную пленку можно было спустить на Землю в капсуле.
    На случай попытки перехвата или захвата станции американцами, «Алмаз» оснащался авиационной скорострельной пушкой конструкции А.Э.Нудельмана. Ее можно было навести в нужную точку через прицел, поворачивая станцию.
    Специально для снабжения станции под ракету УР500К «Протон» был разработан транспортный корабль снабжения (ТКС), представляющий собой сложный 20-тонный пилотируемый корабль. Он имел активную систему стыковки, мощную энергетику и систему управления движением, развитые средства бортовой автоматики и управления, необходимое радио и телевизионное оборудование. Кроме доставки и спуска экипажей и грузов, ТКС мог длительно осуществлять энергоснабжение, ориентацию и управление комплексом, имея большой запас топлива.
    Вначале предполагалось снабдить и станцию и ТКС аналогичными возвращаемыми аппаратами (ВА), рассчитанными на спуск экипажа с орбиты, но вскоре от этой идеи отказались. ВА остался только на транспортном корабле.
    Доставка экипажа на станцию должна была производиться кораблем «Союз», на счет чего была достигнута договоренность с ОКБ Королёва.
    В итоге, работы по ракетно-космической системе «Алмаз» распределились так: проект в целом, сама станция и ВА корабля ТКС разрабатывались в головной организации В.Н.Челомея ? Центральном конструкторском бюро «Машиностроение» (ЦКБМ), ТКС (его функционально-грузовой блок) ? в филиале № 1 ЦКБМ. Там же создавалась ракета УР500К. Станция, корабль и носитель должны были изготавливаться на машиностроительном заводе им. Хруничева.
    Строительство станции началось в 1969 году, а в 1970 были созданы корпуса восьми стендовых и двух летных блоков ОПС.
    Однако в середине 1969 года появились сообщения о планах запуска в США станции «Скайлэб», и политическое руководство страны потребовало не упустить приоритета в космической гонке. В результате, под нажимом руководства министерства общего машиностроения, изготовленные корпуса, оснастка, часть аппаратуры и документация были переданы ЦКБЭМ, где на основе ОПС «Алмаз», с применением систем КК «Союз», в кооперации с филиалом № 1 ЦКБМ, менее чем за год была создана долговременная орбитальная станция (ДОС) ? «Изделие 17К» или «ДОК-7К», подчеркивая родство с «Союзом» который имел обозначение «ОК-7К».
    Идея отобрать наработки у Челомея, сопротивлявшемуся любому упрощению проекта, по сути, принадлежала Константину Феоктистову, при том, что главным исполнителем проекта был назначен бывший заместитель Королёва Василий Павлович Мишин, который был недоволен такой поспешность и по началу даже отказывался выделять мощности ЦКБЭМ под эту авантюру. Однако в итоге проект все же был утвержден и СССР на два года опередил американцев, оказавшись впереди по части запусков и эксплуатации орбитальных станций.
    ДОС отличалась от ОПС переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка КК «Союз». В хвостовой части станции был установлен модифицированный приборно-агрегатный отсек (ПАО) корабля «Союз». Энергопитание станции предполагалось осуществлять с помощью четырех небольших солнечных батарей, также взятых с КК «Союз», и смонтированных попарно в районе зоны малого диаметра и ПАО. В приборном отношении ДОС также имела очень мало общего с ОПС «Алмаз»: последняя была гораздо более насыщена аппаратурой.
    Поскольку времени на разработку, изготовление и оснащение станции сложным комплексом научного оборудования было явно недостаточно, на борт решили установить только солнечный и рентгеновский телескопы, инфракрасный телескоп-спектрометр, оптический визир и некоторую другую аппаратуру. По минимуму предусмотрели и бытовые условия для космонавтов, планируя вернуться к обеспечению комфорта в будущем. Перед программой «ДОС-7К» поставили научные и прикладные задачи, а ее заказчиком стала Академия наук СССР.
    Специально под ДОС был модифицирован и корабль «Союз», получивший стыковочный агрегат новой конструкции.
    Полностью станция «ДОК-7К» была закончена лишь к 1971 году, однако это не остановило, а лишь слегка замедлило работу над ОПС «Алмаз» и транспортным кораблем снабжения (ТКС). Несмотря на поддержку министерства обороны, полностью проект «Алмаз» был завершен лишь спустя два года ? в 1973.
    Эпизод третий.
    Первый блин комом…

    Старт ДОС-1 состоялся 19 апреля 1971 года ракетой «Протон-К». Первоначально ДОС-1 планировали именовать в печати «Зарей», но узнав, что такое же имя уже носит летающий спутник Китая, перед стартом первую станцию переименовали в «Салют». Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

    Рис. 3. Орбитальная космическая станция «Салют»
    Следом за пуском станции отправилась и первая экспедиция, проблемы которой начались ещё до старта…
    Подготовка первой экспедиции к тогда ещё «ДОС-1» началась весной 1970-го года. Первый состав экспедиции был предложен в апреле, основной экипаж должен был состоять из космонавтов В.Шаталова, А.Елисеева и Н.Рукавишникова. Их дублерами были Г.Шонин, В.Кубасов и П.Колодин, а резервным экипажем шли Б.Волынов, К.Феоктистов и В.Пацаев. Но против такого подбора выступил тогдашний начальник центра подготовки космонавтов генерал Николай Петрович Каманин, считавший, что главным критерием такой экспедиции (это должен был быть самый долгий космический полет) является совместимость космонавтов.
    К маю, заместители Мишина и Каманина смогли подобрать устроивший всех состав экспедиции:
    1.Г.Шонин /СССР/-командир-2 полёт
    2.А.Елисеев/СССР/-бортинженер-3 полёт
    3.Н.Рукавишников/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
    дублёры
    1.А.Леонов /СССР/-2 полёт
    2. В.Кубасов/СССР/-2 полёт
    3.П.Колодин /СССР/-1 полёт
    Уже в июне основной состав приступил к тренировкам, а в августе к ним присоединились дублёры. С сентября Д.Устинов назначил предварительный запуск станции на 5-ое февраля 1971 года, и старт экспедиции на 15-ое февраля 1971 года. Но уже в декабре запуск станции отложили на месяц, на 15-ое марта 1971 года в связи с техническими сложностями. Но на этом сюрпризы не закончились: 5-го февраля 1971 года из-за пьянки Шонин не является на важную тренировку, за что получает от сурового Каманина разнос и отчисляется из экипажа вплоть до снятия с тренировок. Затем в течение месяца начинается небольшой конфликт из-за новой кандидатуры командира экспедиции. Мишин пытается протолкнуть вместо Шонина А.Елисеева, а бортинженером сделать дублёра Кубасова. Но ВВС активно сопротивляется этому, предлагая новым командиром В.Шаталова. Препирательства длились до 25-го февраля пока, наконец, новый экипаж не был утвержден:
    1.В.Шаталов/СССР/-командир-3 полёт
    2.А.Елисеев/СССР/-бортинженер-3 полёт
    3.Н.Рукавишников/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
    дублёры
    1.А.Леонов /СССР/-2 полёт
    2. В.Кубасов/СССР/-2 полёт
    3.П.Колодин /СССР/-1 полёт
    В марте запуск «ДОС-1» вновь переносят на месяц ? на 19-ое апреля 1971 года. За это время экипажи успевают сдать генеральный экзамен, и уже начинается подбор экипажа на вторую экспедицию.
    Наконец 19-го апреля станция была успешно выведена на орбиту, а уже 23-го на КК «Союз-10» к ней стартовал основной экипаж. Но из-за дефектов в стыковочном узле, герметичного соединения со станцией достичь не удалось и, с трудом отстыковавшись от станции, 25-го апреля экипаж первой экспедиции совершил посадку, проведя в космосе всего трое суток, вместо запланированных тридцати.
    По результатам экспедиции, КБ смогли в кратчайшие сроки исправить дефекты стыковочного узла, и Мишин стал настаивать на скорейшем старте второй экспедиции. Уже в начале мая дублирующий экипаж первой экспедиции был утвержден как основной, а дублерами был назначен резервный:
    1.А.Леонов/СССР/-командир-2 полёт
    2.В.Кубасов/СССР/-бортинженер-2 полёт
    3.П.Колодин/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
    дублёры
    1.Г.Добровольский /СССР/-1 полёт
    2. В.Волков /СССР/-2 полёт
    3. В.Пацаев /СССР/-1 полёт
    Первоначально старт экспедиции на корабле «Союз-11» был запланирован на 14-ое июня 1971 года, но через пару недель было утверждено 6-ого июня 1971. Однако за три дня до запуска врачи обнаружили у Кубасова какое-то затемнение в легких, и с диагнозом «туберкулез» его отстранили от полётов, заменив основной экипаж дублирующим. Дату старта переносить не стали, и 6-ого числа экипаж Добровольского успешно вышел на орбиту.
    Всё, казалось, шло просто замечательно, 7-го числа экспедиция успешно состыковалась со станцией и перешла на её борт, начав запланированную работу. Экспедиция еще находилась в космосе, а 15-ого июня уже были утверждены экипажи следующей экспедиции:
    1.А.Леонов /СССР/-командир-2 полёт
    2.Н.Рукавишников/СССР/-бортинженер-2 полёт
    3.П.Колодин/СССР/-космонавт-исследователь-1 полёт
    дублёры
    1.А.Губарев/СССР/-1 полёт
    2. В.Севастьянов/СССР/-2 полёт
    3.А.Воронов/СССР/-1 полёт
    30-го июня, выполнив всю намеченную программу, вторая экспедиция перешла на борт КК «Союз-11», отстыковалась от станции и пошла на посадку. Когда к спускаемому аппарату прибыли группы поиска и люк был открыт, оказалось что всё космонавты мертвы. Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля «Союз-11» в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан выравнивания давления (срабатывающий в штатном режиме на высоте 4 км) и весь воздух из спускаемого аппарата вытек в вакуум… Эта трагедия поставила крест на третьей экспедиции, запуски Союзов были отменены на полтора года, а ресурс станции был исчерпан уже в Октябре 1971 года. По команде из ЦУПа, просуществовавшая на орбите 175 суток, станция дала тормозной импульс и сошла с орбиты.
    Так трагически закончила существование первая в мире орбитальная космическая станция.
    Читать дальше

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *