Как назывался корабль на котором гагарин полетел в космос?

11 ответов на вопрос “Как назывался корабль на котором гагарин полетел в космос?”

  1. Bandilar Ответить

    Задача оценки возможности наблюдения с орбиты стояла и перед Германом Титовым, который 6 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2» отправился в суточный космический полёт. Кроме того, он мог пользоваться камерой «Конвас» с запасом цветной пленки 300 м и оптической системой «Визир» с трёх- и пятикратным увеличением. В своём докладе 8 августа он, отвечая на вопросы главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королёва, подтвердил, что при необходимости корабль может быть вручную сориентирован на любой интересный объект, в том числе находящийся в космосе.
    «Вопрос: Я ставлю вопрос так: что на определенном витке Вы знаете, что Вы проходите над определенным местом земного шара. Вы знаете заранее, можете подготовить и на Земле или там, в полёте. Важно то, что Вы знаете заранее. И Ваша задача определённым образом сориентировать корабль именно над этим местом Земли (поверхности), т.е. сделать, говоря по-авиационному, заход?
    Ответ: Можно, вполне.
    Вопрос: Это можно. Второй вопрос. Если потребуется то же сделать по отношению к другому кораблю, движущемуся в космическом пространстве, где-то неподалёку. Если Вы имеете средства определения, как Вы считаете, можно ли это сделать?
    Ответ: Можно, я считаю, это сделать. Можно, конечно».
    На основании полёта Титова был сделан вывод о реальности использования корабля «Восток» (3КА) не только как пилотируемого разведчика, но и в качестве космического аппарата-инспектора, ведущего наблюдение за чужими спутниками.

    Корабль против спутников

    Советские военные пристально следили за американскими планами развёртывания спутниковой группировки, которые составлялись ещё до начала космической эры. При этом специалисты быстро пришли к выводу о необходимости противодействия стратегии установления контроля над околоземным пространством. Один из путей виделся в создании орбитального корабля, который мог бы выполнять задачи инспектора и перехватчика.
    Проблематикой поначалу занялись военнослужащие, профиль работ которых был далёк от космонавтики. В 1956 году было принято решение о создании специального института по разработке теоретических и практических вопросов построения глобальной противовоздушной обороны страны. Через год его перевели в Калинин (ныне – Тверь) под названием Научно-исследовательский институт №2 Министерства обороны (НИИ-2 МО). Начальником Управления истребительной авиации НИИ-2 был назначен подполковник Олег Чембровский.
    Подчинённый ему коллектив определял типы истребителей, необходимых для прикрытия страны от самолётов потенциального противника. К 1960 году в институте стало известно о появлении в США проектов создания орбитальных боевых систем и средств нанесения удара из космоса. Чембровский тут же выступил с инициативой формирования специальной группы, которой поручалось исследование возможности использования космоса в военных целях. Минобороны одобрило первоначальный научный отчёт и издало приказ о развёртывании работ по формированию концепции построения противокосмической обороны СССР.
    Понятно, что руководство новой тематикой было поручено самому Чембровскому. К 1962 году его группа выпустила проект многоразового авиационно-космического комплекса перехвата, а вскоре в НИИ-2 приказом главкома ПВО страны маршала Сергея Бирюзова было создано самостоятельное Управление по космическим системам НИИ-2 – фактически первое подразделение будущих Воздушно-космических сил. Спектр исследований Управления был широк: разведка космических объектов, распознавание их образов, удаление «космического мусора» и отработанных блоков ракет, помощь экипажам космических кораблей, выполнение монтажных операций на орбите и т. п. Владимир Фишелев, служивший под началом Чембровского, рассказывал:
    «То, что сейчас выполняют наши космонавты и американские астронавты, например, длительные полёты, маневрирование на орбите, захват и транспортировка космических объектов и многое другое – всё это уже в то время прорабатывалось молодым коллективом 6-го управления НИИ-2, да и не только там.
    Помнится, как научные сотрудники – прекрасные рисовальщики (способности к рисованию – не единственные их таланты) Стас Федотов и Толя Белобородов на плакатах для доклада высшему командованию Министерства обороны (их называли «раскладушками») изображали, казалось, фантастические аппараты и схемы манёвров. Сейчас – это не фантазия, а реальность.
    Первый визит в Центр подготовки космонавтов относится к концу 1962 года. Вместе с О.А. Чембровским на встречу к руководству Центра поехали сотрудники Управления А.А. Николаев и В.Б. Алексеев. Потом для установления деловых контактов в институт приезжали космонавты Ю.А. Гагарин, П.Р. Попович, В.М. Комаров и другие. Главным закопёрщиком в контактах с Центром подготовки космонавтов был наш друг и товарищ по альпинизму Толя Николаев, талантливый «автоматчик», учёный, инженер и блестящий организатор, к величайшей скорби, безвременно ушедший от нас. Появление в ЦПК первых, современных по тому времени стендов по отработке ручного управления космическим кораблём – это несомненная заслуга Толи. Он «проторил тропу» по той научно-практической целине, которая в то время была. Достаточно сказать, что в ЦПК тогда был только небольшой научно-методический отдел с весьма ограниченными задачами и возможностями. И появление одержимых идеями научных сил, конечно же, было воспринято в ЦПК с большим энтузиазмом».

  2. Вендетта Ответить

    В качестве рабочего тела (топлива) для системы ориентации на аппарате «Восток» использовался сжатый азот. Главным достоинством системы была простота — газ содержался в шарообразных баках и стравливался довольно несложной системой клапанов.
    А вот на «Меркурии» использовалось каталитическое разложение концентрированной перекиси водорода. С точки зрения удельного импульса это выгоднее сжатого газа, но запасы рабочего тела на «Меркуриях» были крайне малы.
    Активно маневрируя, можно было потратить весь запас перекиси меньше чем за один виток.
    В дальнейшем перекись как рабочее тело использовалась на первых «Союзах», а затем все перешли на несимметричный диметилгидразин (НДМГ, (CH3)2N2H2), а в качестве окислителя использовался азотный тетраоксид (АТ, N2O4). Сама связка имеет аббревиатуру НДМГ/АТ и сегодня редко, но применяется в КА малых габаритов, поскольку является довольно токсичным видом топлива, а стоимость НДМГ заметно дороже керосина в объемах заправки РН.
    Тормозная двигательная установка (ТДУ).
    ТДУ аппарата «Восток» помимо своей первостепенной задачи по спуску аппарата в плотные слои атмосферы, предназначалась как резервная система для схода аппарата с орбиты в случае отказа автоматики радиоуправления дальности полета и интеграторов ускорения, которые должны отдавать команду на отключение двигателя блока «А» (3 ступень) и таким образом выводить аппарат на расчетную высоту орбиты. Тормозной импульс должен был «Заваливать» перигей (нижняя точка орбиты) орбиты аппарата в верхние слои атмосферы и дальнейший спуск капсулы осуществлялся за счет естественного аэродинамического торможения.
    Вообще, аппараты «Восток» выводились на орбиты с таким расчетом, чтобы в течение недели затормозиться об атмосферу без применения ТДУ (аварийный режим). Такой подход к «торможению» аппарата означал, что капсула может упасть где угодно в пределах всей широты и скорее всего капсула бы падала в океан.
    В штатном режиме полет проходил в соответствии с циклограммой, заложенной в бортовую систему автоматического управления, а процесс подготовки аппарата к спуску начинался автоматически уже по сигналу «контакт отделения КК от РН»
    ТДУ аппарата «Восток» была недублированной. Такое решение было не безопасным, отказ системы ТДУ мог увести аппарат не на расчетные 5-7 дней полета, а на все 15 и система жизнеобеспечения была рассчитана только на недельный полет. Причиной такого упущения было банальным – конструктивно второй двигатель ТДУ не мог уместиться на аппарате.
    На аппарате «Меркурий» ТДУ и блок двигателей разделений КК от РН был расположен за тепловым щитом. Блок размещался автономно и крепился с помощью штанг. Команда на включение ТДУ могла отдаваться как автоматически, так и вручную, отделение блока ТДУ аппарата «Меркурий» проходило также автоматически по циклу команд опорожнения баков ТДУ. В случае отказа автоматики штанги-мачты, удерживающие блок ТДУ просто перегорали при входе аппарата в атмосферу.

  3. Andrey Doge Ответить

    — Вернемся к манекенам. Пуски с ними в марте 1961 года были успешными?
    — В целом да. Был там только один дефект, который мы никак не могли устранить: спускаемый аппарат по завершении работы не мог отделиться от приборного отсека — держала связка из кабелей. В итоге конструкция сильно закручивалась, доставляя условным космонавтам дополнительные перегрузки. Несмотря на то что спускаемый аппарат в итоге все-таки освобождался от дополнительного груза (кабели сгорали во время прохождения плотных слоев атмосферы), проблема оставалась нерешенной.
    — Гагарину это было известно?
    — Я об этом не знаю.
    Зачем в корабле Гагарина стоял шифр-замок
    Как будет происходить первый полет человека в космос, что он будет ощущать там, в сотнях километрах от Земли, никто тогда не знал.
    – Помню, что ответил мне отвечавший за медицинское сопровождение космонавтов полковник Владимир Яздовский, — вспоминает Владимир Ильич. — «Я ничего не знаю, — ответил он. — Вполне возможно, что он свихнется там». Этот вариант развития событий принимали на полном серьезе. А потому корабль готовили максимально автоматизированным.
    У нас был один товарищ с королёвской фирмы, который так подчеркивал высокий уровень автоматизации: «Если бы мне пообещали квартиру в Москве, я бы согласился лететь вместо Гагарина: сел, по минутной готовности потерял сознание и очнулся в кремлевской больнице». Но шутки шутками, а во время полета потеря сознания и уж тем более потеря адекватности восприятия происходящего грозили серьезными проблемами.
    На случай, если космонавт вдруг сошел бы с ума и начал болтать что попало, было предусмотрено блокирование связи с Землей. На случай неадекватных действий с его стороны был предусмотрен вариант автоматического закрытия скафандра и фиксации космонавта в кресле.
    Также во избежание осуществления неправильных действий со стороны космонавта, к примеру посадки на территории наших «заклятых друзей», на борту стоял шифр-замок, блокирующий систему ориентации корабля. При необходимости перехода на ручное управление кораблем (при условии, что космонавт находится в своем уме) шифр кода разблокировки могли сообщить Гагарину с Земли. При этом было только четыре человека, знающих его: это ведущий конструктор Олег Ивановский, Николай Каманин, руководивший отбором и подготовкой первых советских космонавтов, сам Королёв и председатель Госкомиссии Константин Руднев.
    — Были ли сюрпризы перед самым стартом?
    — Уже в последний момент обнаружилось, что на скафандре отсутствуют яркие опознавательные знаки. И чтобы после приземления Юрия Алексеевича не приняли за шпиона (всем был памятен инцидент со сбитым в 1960 году американским летчиком Пауэрсом), на уже надетом на Гагарина шлеме красной краской была нанесена надпись: «СССР».
    Когда космонавта номер один усадили в корабль, я находился в командном бункере. Помню, что установленный там самописец постоянно писал параметры организма Гагарина. Меня сильно поразило то, что пульс его почти не менялся и составлял 64 удара в минуту. Потом первый космонавт Земли затянул песню, протяжную русскую народную, что также говорило об отсутствии волнения.
    Зато сердечные или успокоительные таблетки через определенные промежутки времени регулярно клал под язык главный конструктор. В 9 часов 30 минут Сергей Павлович поинтересовался у Гагарина самочувствием. Тот ответил, что все в порядке.
    До пуска оставалось около 80 минут, и тут случилось непредвиденное: при закрытии люка корабля один из трех датчиков не сработал, что могло свидетельствовать о негерметичности люка. Что делать? Отменять старт первого человека в космос? Королёв принимает решение заново открыть люк и закрутить каждый из 30 замков повторно. Пока шли эти переговоры, пока принималось решение, на всю работу, до момента расхождения ферм оставалось минут 30. Но монтажники уложились в 20 минут, и все датчики показали полное закрытие люка. Все причастные к этому получили потом благодарности.
    Удивительно, но даже тогда, когда люк открывали, пульс у Гагарина не участился. Сергей Павлович сказал ему: «Сейчас будем открывать люк, но ты не волнуйся, это так надо, все нормально», — и космонавт ему верил.
    Пуск состоялся, и вскоре возникла новая проблема — пропала связь с «Востоком». Почему-то не сработал измерительный пункт в Колпашево, расположенный в Томской области.
    У Королёва было шоковое состояние, у него начали дергаться мускулы на лице, голос срывался, он страшно переживал отсутствие связи: с Гагариным за эти несколько минут могло произойти все что угодно. Потом связь восстановилась, Юрий Алексеевич передал, что его корабль вышел на орбиту.
    Следующее ЧП было еще более неприятное.
    Когда все, кто отвечал за старт, связь и полет, ходили в приподнятом настроении в ожидании успешного завершения миссии, «приземленец», бледный и сосредоточенный, все еще нервничал.
    И не зря он волновался. В процессе спуска с орбиты произошла задержка выключения тормозного двигателя и отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. В итоге корабль сильно закрутило. «Восток» с Гагариным совершал по одному обороту каждые 12 секунд.
    На высоте около 7 тысяч метров произошел отстрел крышки главного люка спускаемого аппарата. Вслед за этим — катапультирование космонавта. Гагарин стал спускаться на основном парашюте.
    И тут внезапно произошло открытие ранца запасного парашюта, который сначала повис, не наполнившись воздухом. Однако при прохождении облака его немного поддуло, он раскрылся, наполнился, и дальше Гагарин спускался на двух парашютах. Это было очень опасно, поскольку запасной парашют при попадании внутрь основного перекрывал бы поток воздуха для основного парашюта. Основной парашют начинал бы складываться, и человек, летящий вниз, получал бы большое ускорение. К счастью для Гагарина, купол запасного парашюта не попал внутрь купола основного.

  4. torreto999 Ответить

    Партнерские посты

    15 фото детей, которые явно не хотят прибавления в семье

    lucky_lucy

    8 знаменитых женщин, которым развод пошел на пользу

    lucky_lucy

    10 исторических фактов о сексе, по сравнению с которыми “50 оттенков” – детская сказочка

    esperanzzza-199-1

    Девушка опозорилась на весь мир благодаря селфи

    praskovia

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *