Как назывался один из кораблей экспедиции беринга и чирикова?

16 ответов на вопрос “Как назывался один из кораблей экспедиции беринга и чирикова?”

  1. gamERROR*channelik Ответить

    C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании. Боевые действия на Дальнем Востоке в период Крымской войны показали абсолютную незащищённость восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Дабы не потерять даром территорию, которую невозможно было защитить и освоить в обозримом будущем, было принято решение о её продаже.
    Подписание договора продажи Аляски состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне, при правлении Александра II.
    Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км? была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть по 4,74 доллара за км?.
    Окончательно же Аляска была передана США 18 октября того же года, когда в форт Ситка прибыли российские комиссионеры во главе с адмиралом Алексеем Пещуровым. Над фортом был торжественно спущен российский флаг и поднят американский. Со стороны американцев в этой церемонии участвовали 250 солдат в парадной форме под командованием генерала Лавелла Руссо, который предоставил государственному секретарю Уильяму Сьюарду подробный рапорт об этом событии.
    С 1917 года день 18 октября отмечается как День Аляски.

  2. Nuadann Ответить

    Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.
    Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

    Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.
    «Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.
    Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).
    Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

    3Острова Шумагина

    Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.
    Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.

    Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)
    После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

    4Остров Беринга

    Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.
    6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.
    Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.

    Смерть Витуса Беринга
    Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.
    «Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11′ с. ш. и 133° 57′ з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50′. На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

    Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.
    Источники: az.lib.ru, ru.wikipedia.org

  3. Moonwing Ответить

    Как известно, после возвращения из Первой Камчатской
    экспедиции в 1730 году Витус Беринг был встречен в
    Петербурге несколько прохладно. К представленному им рапорту
    отнеслись с недоверием. Дело в том, что как раз перед ним в
    Адмиралтейств-коллегии успел наследить казачий полковник,
    «конкистадор» и покоритель чукчей А.Ф.Шестаков.
    Шестаков представил составленную им (в 1724 г.) карту
    Северо-Восточной Сибири и Курильских островов (!). В 1727
    по его предложению правительство инициировало военную
    экспедицию (~ 600 чел.) для покорения чукчей и поиска земель
    и островов в Ледовитом и Тихом океанах. Погиб в 1730 г. от
    рук чукчей.
    Но так как Шестаков не то, что карты составлять – писать не
    умел, то Берингу не составило труда показать преимущество
    результатов собственной экспедиции. И чтобы окончательно
    убедить руководство Адмиралтейства в своей правоте, Беринг
    вышел с инициативой организовать еще одну исследовательскую
    экспедицию к восточным пределам государства. Он представил
    краткую записку, в которой предлагал:
    1. обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки до
    Японии и устья Амура
    2.обойти весь северный берег Сибири и произвести его съемку;
    3.отправиться на восток от Камчатки для отыскания
    вероятно недалеко расположенных от нее берегов Америки,
    после чего завести там торговые сношения с туземцами.
    Проектом Беринга заинтересовались влиятельные лица во
    главе с графом Остерманом, отвечающим за флот и являвшимся самым
    влиятельным на ту пору лицом в государстве.
    Граф Остерман. Один из сподвижников Петра I,
    руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и
    1730-е годы. Фактический руководитель государства при Анне
    Иоанновне (1730-40). В Россию его привез из Амстердама тот
    же самый адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс, который
    «сосватал» на русскую службу и Беринга. Остерман был одной
    из самых влиятельных фигур как при Петре I, (автор множества
    преобразований и законов, в том числе знаменитой «Табели о
    рангах») так и при последующих правителях, вплоть до
    окончания царствования Анны Иановны в 1740. При Елизавете
    попал в опалу и был сослан в Сибирь.
    Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об
    организации следующей экспедиции на Камчатку. Более того,
    она расширила его до грандиозного проекта по исследованию
    восточных и северных окраин империи, который вошел в историю
    как «Великая Северная экспедиция». На Беринга было возложено
    как общее руководство проектом, так и непосредственные
    поиски морского пути от Камчатки к Америке.
    Задачи Второй Камчатской экспедиции
    Командору Берингу и капитану Чирикову поручалось построить в
    Охотске или на Камчатке, где будет найдено более
    удобным, два корабля, на которых и отправиться “для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно
    известны были
    “. Причем полагалось само собою разумеющимся,
    что эти берега расположены невдалеке от Камчатки.
    Достигнув берегов, “на оных побывать и разведать
    подлинно, какие на них народы, и как то место называют, и
    подлинно ль те берега американские
    “.
    Затем предписывалось плыть вдоль них, “сколько время и
    возможность допустит, по своему рассмотрению, дабы к
    камчатским берегам могли по тамошнему климату
    возвратиться; и в том у него (т.-е. Беринга) руки не
    связываются, дабы оный вояж учинился не бесплодной, как и
    первой
    “.
    Высочайший указ о проведении Северной экспедиции был принят
    17 апреля 1732 года. Беринг погрузился в организационные
    мероприятия в Петербурге. Затем перебрался в Тобольск, а к
    1734 году был в Якутске. Этот сибирский город стал
    центральным «штабом» для всего мероприятия. Беринг изнывал
    под тяжестью организационных хлопот по снаряжению
    экспедиционных отрядов. Эти административные обязанности его
    угнетали, Берингу не терпелось, наконец, самому выйти в
    море. В Охотске, тем временем, были заложены трёхмачтовые
    пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные
    специально для плавания к американским берегам.
    Пакетботы “Святой Петр” и “Святой Павел”
    Длина каждого пакетбота составляла 80 футов (30 с небольшим
    метров). Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность
    около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166
    человек. Сам Беринг отправлялся на “Святом Петре”. С ним
    шли лейтенант Ваксель, штурман Эзельберг, подштурман Юшин и
    гардемарин Иоганн Синд. В числе матросов был и
    разжалованный в рядовые лейтенант Овцын – бывший командир
    одного из отрядов Северной экспедиции. «Святым Павлом”
    командовал капитан Алексей Чириков, с которым были
    лейтенанты Чихачев и Плаутинг, штурмана Елагин и
    гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20
    месяцев.

    А. Чириков и В. Беринг на берегу
    Авачинской бухты будущего Петропавловска
    Боты “Святой Петр” и “Святой Павел”
    Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под
    командой корабельного мастера Хитрова и галиот,
    управляемый подштурманом Ртищевым. На дубель-шлюпке должен
    был разместиться астроном Лакройер и прибывший из
    Петербурга натуралист Стеллер, а также геодезист
    Красильников. Оба эти вспомогательные судна отстали в пути и
    не приняли участие в основной экспедиции.
    8 сентября 1740 экспедиция вышла из Охотска
    Пока шли сборы, наступил сентябрь. Плыть в Америку было
    поздно. Поэтому пошли на восточный берег Камчатки, где и
    стали на зимовку в необыкновенно удобной бухте реки Авача.
    Уникальное удобство бухты было сразу подмечено опытным
    мореходом. Беринг заложил тут населенный пункт, назвав его в
    честь своих кораблей. Зимовка в Петропавловске прошла без
    происшествий. К началу лета 1741 все было готово к
    выполнению главной задачи.
    Таинственная земля Жуана де Гамы.
    Сам Беринг полагал, что лучший способ добраться до
    Американского континента – плыть на северо-восток, не
    выше широты 65 0. Его мнение разделяло большинство
    специалистов.
    Но тут выступил географ отряда Л. Лакройер, который стал
    настаивать на первоочередном поиске таинственной
    Компанейской земли, или земли Жуана де Гама, неведомого
    мореплавателя, который будто бы видел где-то в этих краях
    землю, сплошь состоявшую из серебра. Беринг, Чириков,
    Стеллер, разумеется, не верили этим «сказкам Шахеризады». Но
    беда была в том, что Адмиралтейство тоже предписывало своих
    установках эту землю искать. Несуществующая земля была
    обозначена на карте Лакройера по параллели 45-47o. Беринг
    вынужден был уступить.
    И рано утром 4 июня 1741 года оба пакетбота двинулись на
    поиски несуществующей земли, изобретенной фантазией
    кабинетного ученого. Особенно возмущен и раздражен этим
    безобразием был ученый-натуралист Стеллер, который больше
    других желал скорее ступить на американскую землю.
    «Святой Павел» Чирикова шел впереди. Корабли, чтобы не
    потерять друг друга в тумане, постоянно били в колокол и
    стреляли из пушек. Но 19 июня они таки потеряли друг друга
    из вида и более не сходились.
    Беринг спустился к югу до 45-й параллели, потыкался
    туда-сюда, и не обнаружив никакой Компанейской земли, взял
    курс на северо-восток. Это отклонение от прямого пути на
    Америку стало главной причиной многих неудач
    путешественников на «Св. Петре».
    Америка!!!
    После полутора месяцев плавания, около полудня 16 июля 1741
    (на широте 58o14′ и долготе 49o31′) впереди на севере стали
    вырисовываться туманные очертания горных массивов. Радости
    команды не было предела. Больше всех радовался натуралист
    Стеллер. 20 июля 1741 пакетбот “Святой Петр” смог бросить
    якорь невдалеке от берега. Американского берега – в этом не
    было сомнений, потому, что перед ними маячили горные хребты,
    покрытые ледниками, высота которых составляет порядка
    3000-6000 метров над уровнем моря. Ныне эта горная цепь
    называется «Горы Св. Ильи – Saint Elias Mountains)» на
    границе Канады и США.

    Всеобщего ликования не разделял лишь Беринг. Он был угрюм и
    с несвойственной ему решительностью объявил команде о
    необходимости немедленно возвращаться обратно. Мотивировал
    командор свое решение тем, что до Камчатки далеко, и что
    впереди зима, и запасов мало, и значительная часть команды
    больна, включая самого его самого. Очевидно, у Беринга было
    предчувствие чего-то нехорошего. И сам он очень устал и был
    болен. Ему ведь было уже за 60 лет… Одним словом, командор
    настоял на своем решении. Одному лишь Стеллеру удалось
    побывать на американской земле, и то всего несколько часов.
    Но и за это ничтожное время неугомонный немец сумел собрать
    большую коллекцию всяческих растений. Стеллер умолял Беринга
    побыть здесь еще немного, но командор был неумолим.
    Да, за Берингом числились странные и непонятные решения
    уходить от цели, когда до нее было уже рукой подать.
    Задержись он на пару недель в 1728 году подольше в
    Беринговом проливе – уже тогда бы «открыл Америку». Нет,
    повернул обратно. Пройди он немного к югу в 1727 году и
    обогни Камчатку с юга – не нужно было тащиться всю зиму 800
    верст через горы со всем барахлом в Нижнекамчатск. И тут он
    мог бы настоять, что сначала Америка – потом Компанейская
    земля, на обратном пути. Нет. В результате потеряли время,
    истощили запасы…
    Командор урезонил команду тем, что на будущий год они вернутся
    сюда со свежими силами и уже капитально обследуют все. Тем
    более, что инструкция Адмиралтейства-коллегии это позволяла.
    Обратно в Петропавловск-Камчатский

    Обратный путь домой был полон лишений. По пути были открыты
    ряд островов из группы Алеутских. В конце концов, «Святой
    Петр» потерпел крушение возле неизвестного безлюдного
    острова, который путешественники приняли за Камчатку.
    Оказалось – не Камчатка. До нее не дотянули 180 миль.
    Впоследствии этот остров назовут именем Беринга. Именно
    здесь великий путешественник нашел свое последнее
    пристанище. 8 декабря 1741 года капитан-командора Витуса
    Беринга не стало. Вместе с ним на этом острове нашла свой
    последний приют и значительная часть команды. Те, кто выжил,
    всего 46 человек, на следующее лето, из остатков «Святого
    Петра», построили самодельное судно и на нем, в августе 1742,
    года добрались до Авачинской бухты. Перезимовав здесь,
    путешественники в 1743 году добрались до Охотска, и в том же
    году прибыли в Петербург.
    Памятник В. Берингу в Тюмени 2013
    Алексей Чириков и пакетбот «Святой Павел»
    А что же Чириков и бот «Святой Павел?» Судьба этой команды
    была ненамного лучше команды «Святого Петра». После потери
    из виду корабля Беринга, Чириков прекратил поиски неведомой
    Компанейской земли и взял курс на восток. 15 июля 1741 года,
    на полторы суток прежде Беринга, он увидел американский
    континент. Это был южный берег Аляски и те же горы Св. Ильи.
    Бросили якорь милях в трех от берега. Снарядили весельный
    бот с целью высадки на побережье, разведки местности,
    пополнения запасов воды и установления контактов с местным
    населением, если таковое окажется. Но бот обратно не
    вернулся.
    Целую неделю «Святой Павел» маневрировал вдоль
    побережья, ожидая возвращения товарищей. Один день увидели
    на берегу дым. Снарядили оставшуюся на корабле небольшую
    лодку с плотницкими принадлежностями, полагая, что ботик
    потерпел крушение и требует ремонта. Но и лодка не вернулась
    обратно. Либо обе команды попали в руки индейцев, либо
    просто лодки разбились о прибрежные камни. Как бы там ни
    было, но положение команды Чирикова стало критичным. К
    берегу не на чем было подойти, некак пополнить запасы
    пресной воды. Про исследования новой земли не могло быть и
    речи. Нужно было срочно возвращаться обратно.
    На обратном пути вдоль Алеутского архипелага к кораблю
    подходили на лодках алеуты, но ни один из них не поднялся на
    борт. Не удалось выменять у них хотя бы пресной воды.
    А вода на корабле заканчивалась, команда валилась от
    слабости и болезней. Еды и водки было в достатке. Но без
    пресной воды команда полностью обессилела.
    «Святому
    Павлу» повезло больше, чем «Святому Петру». 8 октября 1741
    года штурман Елагин увидел берега Камчатки и «Святой Павел»
    с еле живой командой на борту добрался до Авачинской бухты.

    Чириков был крайне недоволен результатами экспедиции. Быть у
    американских берегов и даже не сойти на землю! Перезимовав в
    Авачинской бухте, он на следующий сезон сделал еще одну
    попытку достигнуть Америки. 25 мая 1742 «Святой Павел» с
    остатками команды снова вышел в море в направлении Америки.
    Однако непогода не позволила ему даже отойти от берегов
    Курильской гряды. И Чириков решил прекратить поход. К
    августу он и его сподвижники были уже в Охотске, откуда
    направились прямой дорогой в Петербург.
    Так закончилась Вторая Камчатская экспедиция
    Беринга-Чирикова. Её главным итогом было пребывание
    российских кораблей возле Западного побережья Северной
    Америки. Открытие Алеутских островов и целого ряда прочих.
    Вот, пожалуй, и все.
    = =
    P.S.
    Бытует мнение, что русские открыли берега Северной Америки
    (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции. Это
    не так. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной
    Америки был бот «Св. Гавриил». Тот самый, который построил
    Беринг и на котором Первая Камчатская экспедиция обнаружила
    Берингов пролив!
    Событие это случилось 21 августа 1732 года. «Святым
    Гавриилом» командовали геодезист М. Гвоздев и подштурман И.
    Федоров. Они оба были членами «экспедиции А.Ф. Шестакова –
    Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг.» А к американской земле
    подходили как раз в Беринговом проливе. И тоже на нее не
    сходили. В правдивости сообщений М. Гвоздева и И. Федорова,
    есть, однако, некоторые сомнения и путаница в показаниях.
    А.Ф. Шестаков – тот самый казачий полковник, который едва не
    спутал карты В.Берингу в 1730 г. Самого Шестакова уже не
    было в живых, но экспедиция вошла в историю под этим именем.
    Такая вот ирония судьбы.

    Великая Северная экспедиция 1733 – 1743
    Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга 1725-1730
    Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

  4. Cordagas Ответить

    К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из
    Якутска в течение всей зимы. Это было
    связано со множеством трудностей.
    22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий
    его небольшой бот покинули Охотск.
    Спустя неделю путешественники увидели
    берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были
    зайти в устье реки Большая и разгрузить
    суда.
    Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота
    донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти
    год, прежде чем смогли снова отправиться в
    плавание, дальше на Север.
    «…По прибытии к Большерецкому
    устью,— писал Беринг,— материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил
    вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до
    Верхнего Камчадальского острога за 120
    верст. И той же зимою из Большерецкого
    острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый
    вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже
    великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана
    себе сделать не успеют, то заносит людей
    снегом, отчего” и умирают».
    Пешком и на собачьих упряжках они
    прошли по Камчатке более 800 верст до
    Нижне-Камчатска. Там был построен бот
    «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года
    экспедиция снова отправилась в плавание.
    11 августа вошли в пролив, отделяющий
    Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли,
    осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный
    полярный круг.
    Беринг решил, что экспедиция выполнила
    свою задачу. Он увидел, что американский
    берег не соединяется с Азией, и убедился,
    что нет такого соединения и дальше к северу.
    15 августа экспедиция вышла в открытый
    Северный Ледовитый океан и продолжала
    в тумане плавание на северо-северо-восток.
    Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не
    простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.
    На следующий день плавания тоже не
    было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув
    67°18′ с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины»
    не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился
    в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.
    Как только наступило лето 1729 года,
    Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских
    жителей, в ясные дня иногда виднелась
    «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего
    плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные
    ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо
    земли никакой не видали»,— писал Беринг
    в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал
    «великий туман», а вместе с ним начался
    жестокий шторм. Взяли курс на Охотск.
    На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный
    берег Камчатки.
    1 марта 1730 года Беринг, лейтенант
    Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция
    о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных
    в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш.
    и тем самым доказали («изобрели»), что
    «тамо подлинно северо-восточный проезд
    имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной
    стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана,
    Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.— В. П.) и от
    тамошних жителей известился, что пред
    50 и 60 летами некое судно из Лены к
    Камчатке прибыло».
    Первая камчатская экспедиция внесла
    важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных
    берегов Чукотки. География, картография
    и этнография обогатились новыми ценными
    сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта.
    Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах,
    протяженности Сибири. По свидетельству
    Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой,
    его далекий предшественник «очень хорошо
    нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его’ возможностях трудно было бы ожидать».
    Первая карта экспедиции, на которой
    показаны районы Сибири на пространстве
    от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году
    она была гравирована в Париже. Спустя
    год опубликована в Лондоне, потом снова
    во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг… Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск — Енисейск — Илимск — Якутск —
    Охотск—Камчатка—Чукотский Нос—Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог
    городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт
    имели, в какой ширине и длине оные».
    ***
    А Беринг уже разрабатывал проект Второй
    камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому
    долго не знал мир.
    Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей
    Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом
    отношениях. Особое значение придавалось
    исследованию Северного морского прохода
    из Архангельска в Тихий океан.
    В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.
    Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить
    переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за
    работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов
    России, и академического отряда, в состав
    которого входили историки Г. Миллер и
    А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.
    Архивные документы дают представление
    о необычайно активной и разносторонней
    организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью
    многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов
    Сибири.
    В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел»,
    на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.
    В плавание на двух кораблях уходило
    152 офицера и матроса и двое из членов
    академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св.
    Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св.
    Петр» в состав своего экипажа. Так начался
    путь ученого, получившего потом всемирную известность.
    4 июня 1741 года корабли вышли в море.
    Они взяли курс на юго-восток, к берегам
    гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной
    Америки. Сильные штормы обрушились на
    суда, но Беринг настойчиво шел вперед,
    стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять
    друга друга, на кораблях били в колокол
    или стреляли из пушек. Так прошла первая
    неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш.,
    где должна была находиться Земля Хуана
    де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли
    следующую параллель — никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.
    Едва суда прошли первые десятки миль
    к северу, как оказались в густом тумане.
    Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было
    слышно, как там били в колокол, давая
    знать о своем местонахождении, потом не
    стало слышно ударов колокола, и глубокая
    тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки.
    Ответа не последовало.
    Три дня Беринг бороздил море, как было
    условлено, в тех широтах, где разлучились
    суда, но так и не встретил отряда Алексея
    Чирикова.
    Около четырех недель пакетбот «Св.
    Петр» шел океаном, встречая по пути лишь
    стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали
    одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил
    повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая
    с собой пресная вода была на исходе.
    «17 июля,— как записано в вахтенном
    журнале,— с полудни в половине первого
    часа увидели землю с высокими хребтами
    и сопку, покрытую снегом».
    Берингу и его спутникам не терпелось
    поскорее высадиться на открытый ими
    американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в
    отдалении от земли и следовать вдоль нее
    на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить
    шлюпку.
    Беринг отправил на остров натуралиста
    Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных
    растений.
    Конец июля н август «Св. Петр» шел то
    в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.
    29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги.
    Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.
    Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все
    более студеным.
    Путешественники решили поспешить к
    берегам Камчатки. В вахтенном журнале
    появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном
    положении мореплавателей. Пожелтевшие
    страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли
    они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие
    сутки не пробивался солнечный луч и не
    виднелась ни одна звезда. Экспедиция не
    могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску…
    Витус Беринг был тяжело болен. Недуг
    еще больше усилился от сырости и холода.
    Почти непрерывно лил дождь. Положение
    становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко
    от Камчатки. Он понимал, что доберется до
    родной обетованной земли не раньше конца
    октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные
    восточные.
    27 сентября налетел жестокий шквал, а
    через три дня началась буря, которая, как
    отмечено в вахтенном журнале, развела
    «великое волнение». Только спустя четыре
    дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября
    налетел новый ураган, и огромные волны
    снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».
    С начала октября большая часть команды
    уже так ослабела от цинги, что не могла
    принимать участия в корабельных работах.
    У многих отнялись руки и ноги. Запасы
    провизии катастрофически таяли…
    Перенеся жестокий многодневный шторм,
    «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед,
    и вскоре экспедиция открыла три острова:
    Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
    Драматичность положения экспедиции
    усугублялась с каждым днем. Не хватало
    не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена
    Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого
    дерева, почти без всякого управления и
    шел по воле волн и ветра, куда им только
    вздумалось его погнать».
    24 октября палубу покрыл первый снег,
    но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным.
    В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».
    Беринг понимал, что в судьбе экспедиции
    наступил самый ответственный и тяжелый
    момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу,
    навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно
    причалят к ней и остановятся на зимовку.
    Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.
    4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера.
    Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не
    росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем
    и засыпанные снегом.
    Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько
    глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье
    для больных матросов и офицеров.
    Началась высадка. Беринга на носилках
    перенесли в подготовленную для него землянку.
    Высадка проходила медленно. Голодные,
    ослабевшие от болезни моряки умирали по
    пути от корабля к берегу или едва ступив
    на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.
    28 ноября сильной бурей корабль сорвало
    с якорей я выбросило на берег. Моряки в
    первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.
    Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не
    на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.
    «Это известие,— писал Свей Ваксель,—
    подействовало на наших людей, словно
    удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я
    что нам угрожает полная гибель».
    В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его
    сочтены, но продолжал заботиться о своих
    людях.
    Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг
    страдал от холода. Силы оставляли его. Он
    не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда
    офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти
    свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова,
    чтобы ободрить своих приунывших товарищей.
    Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.
    Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно
    из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились
    с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре
    были названы Русской Америкой (ныне
    Аляска).
    Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась
    великими открытиями и выдающимися научными достижениями.
    Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де
    Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.
    Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.
    Результаты открытий и исследований в
    северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании
    принимали участие многие из оставшихся
    в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит
    Алексею Чирикову — одному из блестящих
    и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга.
    На долю Чирикова выпало завершение дел
    Второй камчатской экспедиции. Он составил
    карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны
    путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега
    Камчатки, служившие исходной базой для
    русских экспедиций.
    Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы
    составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих
    к Северному Ледовитому и Восточному
    океанам с частью вновь найденных чрез
    морское плавание западных американских
    берегов и острова Япона».
    Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской
    экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.
    В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня,
    находящегося к востоку от Колымы. Тем
    самым, по словам М. В. Ломоносова, был
    «несомненно доказан проход морской из
    Ледовитого океана в Тихий».
    Для изучения метеорологических условий
    Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире
    опыт организации метеорологической сети
    на столь обширном пространстве блестяще
    удался русским ученым и морякам.
    На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной
    Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших
    дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов
    в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.
    Научное наследство Второй камчатской
    экспедиции Витуса Беринга столь велико,
    что не освоено полностью до сих пор. Его
    использовали и сейчас широко используют
    ученые многих стран.

  5. Felar Ответить

    Не легче был и переход основного отряда. Из взятых в Якутске 663 лошадей около 270 пали или замерзли в пути. На лошадь клали до 80 кг груза, а люди зимой везли на нартах до 80—100 кг. Многие возчики убежали, а некоторые погибли. В Охотском остроге, который в то время состоял всего из 10 дворов, приходилось сооружать избы и амбары, строить и снаряжать суда.  На построенном здесь небольшом судне «Фортуна» и отремонтированной ладье экспедиция 22 августа 1727 г. вышла из Охотска. Через две недели суда пришли в Большерецк. Далее надо было продолжать путь в Нижне-Камчатск, но Беринг не решился идти туда морем. Тяжелые грузы вновь отправили по рекам на судах под командой Шпанберга. Но дойти до цели ему опять не удалось. Реки замерзли, и продолжить путь можно было только зимой на собаках. Беринг с остальными членами экспедиции и обозом совершил этот переход в январе 1728 года в условиях сильных морозов и снежных бурь.
    Экспедиции XVIII века
    Здесь, как и на переходе от Якутска до Охотска, для транспортировки грузов было привлечено много местных жителей. При этом Беринг неукоснительно требовал, чтобы к ним относились доброжелательно и справедливо оплачивали их труд. Но все понимали, что, помогая экспедиции, мужчины лишались возможности заготовить продукты питания и подвергали свои семьи смертельной опасности. Такова в то время была цена великих географических открытий.
    В Нижне-Камчатск Беринг прибыл 11 марта 1728 года, и сразу же заложил бот «Св. Гавриил». Судно имело длину 18,3, ширину 6,1 и осадку 2,3 м. Его оснастили и оборудовали в строгом соответствии с регламентом, чтобы оно достойно представляло Российский военно-морской флот. Такое требовательное и уважительное отношение к соблюдению всех правил и традиций при постройке военного судна наблюдалось у нас всегда, начиная с первого корабля «Орел», (подробности читайте здесь). Экипаж «Св. Гавриила» состоял из 44 человек. Решение Беринга идти в Нижне-Камчатск не морем, а на собаках исключило возможность закладки судна осенью и существенно отодвинуло выход в море. Такая задержка сократила время плавания у северных берегов и снизила результативность экспедиции.

    Поход вокруг Чукотки

    «Св. Гавриил» вышел в море 14 июля 1728 года. Фактически это и стало началом Первой Камчатской экспедиции. Утром 17 июля – первое географическое открытие: остров Карагинский. Затем последовало еще несколько важных открытий, и тут Беринг нарушил инструкцию Петра I, предписывавшую плыть «возле земли». Он дважды удалялся от берега, приказывая плыть на северо-восток. Почта все время стоял туман. Земли видно не было, мореплаватели прошли пролив между материками, и вошли в Чукотское море. Держа курс на север дошли до 67°18’48» с. ш., но земли так и не обнаружили. Плавание продолжалось уже 34 дня.

  6. Kyki Ответить

    Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
    Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала – матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

    Василий Головнин – первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

    Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.
    Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось – корабль прибыл на Камчатку.

  7. Fogra Ответить

    Петр первым из властителей России начал систематические
    изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное
    составление «генеральных» карт.
    Поиск выхода России на просторы мирового
    океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю
    прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма
    относительно — шведы или датчане в любую минуту могли
    перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические
    просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток:
    сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли
    бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.
    Известно, что еще в начале самостоятельного царствования
    Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез
    в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к
    южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в
    плену у камчадалов.
    Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не
    забывал про восточные пределы своего царства. В 1714—1716
    годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на
    ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки.
    Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки,
    которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки
    или даже смыкается с Азией. В 1720—1721 годах одна из
    экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже
    достигла середины Курильской гряды, но американского
    побережья так и не отыскала.
    Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой»
    интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой
    снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская
    академия наук, членом которой Петр формально являлся.
    Большое влияние на Петра I в этом
    вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц
    был не только инициатором создания Российской (сначала
    Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по
    многим вопросам государственного устройства и имел на него
    большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении
    новых путей на Восток голландская “Ост-Индская компания”,
    которая и привела в свое время Петра Первого к власти в
    России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был
    вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки “додавиди” до принятия решения.
    А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно,
    дистанция была короткая.
    23 декабря 1724 года Пётр дает указание
    Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под
    начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции
    поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и
    обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился.
    (Голландцы тоже.)
    «Царёв наказ» экспедиции Беринга
    6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей
    смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для
    Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи
    предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте
    построить два палубных корабля
    1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать
    один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли,
    которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не
    знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать,
    где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого
    города европейских владений или ежели увидят какой корабль
    европейской, проведать от него, как оный куст называют и
    взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную
    ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

    Берингов пролив открыл Семён Дежнёв
    Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив
    между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен
    Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о
    них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам
    Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от
    географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва
    наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе
    Великой Северной экспедиции.
    Состав Первой Камчатской экспедиции
    В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры
    Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы,
    корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось
    боле 30 человек.
    24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей
    командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему
    присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число
    только штатных участников экспедиции, как отправленных из
    Петербурга, так и присоединившихся по пути следования
    доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса
    Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и
    т.п.) было около 100 человек.
    От Вологды до Охотска
    Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43
    дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти
    все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26
    годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции
    прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год
    по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда
    отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит,
    что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в
    седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени,
    приступили к постройке судна. Всего было преодолено
    более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках,
    пешком…
    22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот
    «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с
    Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.
    Галиот – двухмачтовое неглубоко сидящее судно.
    От Охотска до Нижнекамчатска
    Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял
    неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду
    камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить
    логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже
    более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел
    представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение,
    что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути
    на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки
    Камчатки оставалось совсем немного.
    Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном
    берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там
    решили построить новый корабль и оттуда начать
    главные исследования. (По другим данным, наспех
    построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была
    вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг
    зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать
    снаряжение и запасы на берег.
    Путешествие Беринга через Камчатский полуостров
    В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились
    донесения Беринга в Адмиралтейств – Коллегию о его переходе
    поперек Камчатки:
    «…По прибытии к Большерецкому устью, материалы и
    провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых
    лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И
    отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые
    материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были
    водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той
    же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего
    Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему
    обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали
    себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие
    живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».

    Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет,
    перетаскивание всего имущества, включая материалы для
    постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два
    месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках
    экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический
    подвиг.
    К Берингову проливу на всех парусах
    По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды,
    торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля
    1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль
    был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728,
    хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот “Святой
    Гавриил” под всеми парусами, с 44 членами команды на
    борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на
    северо-восток.
    Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль
    берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек
    пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это
    или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо
    которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13
    августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек
    Северный полярный круг.
    Через 50 лет капитан Джеймс
    Кук, во время своей
    третьей
    экспедиции, прошел этим проливом в поисках Северного
    морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по
    картам, составленным Витусом Берингом.
    Поразившись
    точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив
    между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого
    морехода один из самых значимых проливов на земле получил
    имя нашего, не менее великого соотечественника.
    Экспедиция Беринга выполнила свою задачу
    15 августа экспедиция
    вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала
    плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось
    множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля
    Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель
    не было видно.
    В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою
    задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне
    прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к
    северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до
    широты 67 ’18’, Беринг 16 августа 1728 отдал приказ
    возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на
    незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года
    «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь
    экспедиция решила зазимовать.
    Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной
    задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего
    года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку
    прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в
    июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль
    и не встретила никаких признаков земли.
    Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск
    обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности
    полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для
    всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали
    истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать
    волоком весь груз за сотни верст посуху!
    Из Охотска в Петербург. Возвращение домой.
    23 июня 1729 года «Святой Гавриил» прибыл в Охотск. Оттуда
    29 июня 1729 тронулись в Якутск на 78 лошадях. Через восемь
    месяцев, 1 марта 1730 прибыли в С-Петербург. Прошло пять
    лет. Таким образом завершилась Первая Камчатская экспедиция
    под командованием Витуса Беринга.
    Итоги Первой Камчатской экспедиции
    – Доказано, что Азия не соединяется с Америкой
    – Установлены географические «габариты» Камчатки, координаты
    ее южной оконечности.

    Великая Северная экспедиция 1733 – 1743
    Вторая Камчатская экспедиция Беринга и
    Чирикова 1740-1741
    Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

  8. Deva Ответить

    В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.
    6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».
    Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.
    К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.
    Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
    Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
    Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.
    За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

  9. windi Ответить

    БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота. По происхождению датчанин. На службе в России с 1703. Возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию (1725-30) в Тихий океан для поиска перешейка или пролива между Азией и Америкой. На судне “Святой Гавриил” экспедиция Беринга открыла о. Святого Лаврентия, прошла через пролив (назван впоследствии именем Беринга) , не зная этого, и вернулась обратно. Руководил 2-й Камчатской экспедицией (1733-41), открыл некоторые из Алеутских о-вов, умер во время зимовки на острове, позже названном его именем. Результаты открытий были опубликованы первым помощником Беринга -А. И. Чириковым.
    Источник: Энциклопедия “Отечество”
    (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725 — 30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне — сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне «Св. Гавриил» , обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора.
    В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача — окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский) . В 1740 пакетботы «Св. Петр» (командир Беринг) и «Св. Павел» (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга) , рядом с которым «Св. Петр» потерпел крушение.
    Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в «Атласе Российском» (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии.
    Л. Н. Вдовина Алексе?й Ильи?ч Чи?риков (13 [24] декабря 1703, с. Лужное, Тульская область — 24 мая [4 июня] 1748, Москва) — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.
    Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (1725—1730 и 1733—1741).
    Морозным январским днем 1715 г. приехали в Москву двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы. Вскоре принесли в Московскую адмиралтейскую канцелярию челобитную, в которой пожелали зачислить их в “школу математико и навигацких наук”. После проверки знаний началась учеба, а через год способных учеников перевели в Морскую академию, что была открыта в городе на Неве.
    Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, “корабдеведения” и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *