Как называются знаки которыми на письме обозначают знаки речи?

10 ответов на вопрос “Как называются знаки которыми на письме обозначают знаки речи?”

  1. Keradora Ответить

    Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.
    Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.
    На следующем этапе развития письма – в идеографии – рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг – «поворот», крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!» и т.п.).
    Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков – букв.
    Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями – буквами, называется звуковым или речевым.
    Русское письмо – звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, – , ?, : , ? и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.
    Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.
    Графика представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т.п. знаки препинания). Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.
    Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.
    Графика русского языка и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных. Внешне сходные буквы в русской и латинской графике обозначают различные звуки. Поэтому слова, написанные по-русски, читаются по-латыни по-иному: русские слова репа, сироп, роса могут быть прочитаны по-латыни как пена, купон, пока.

  2. JO Ответить

    Все темы данного раздела:

    Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
    Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за
    Звуки речи
    Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
    Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении
    Гласные и согласные звуки
    В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр
    Гласные и согласные звуки
    1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.
    Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть
    Согласные звуки
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных
    Звонкие и глухие согласные звуки
    В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б], [в], [г
    Твердые и мягкие согласные звуки
    Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е . Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм
    Звуки речи и буквы. Алфавит
    Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз
    Звуки речи и буквы
    1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
    Гласных букв 10:
    Транскрипция
    Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
    [ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
    Гласные и согласные звуки
    Звуки делятся на гласные и согласные.
    Гласные– это звуки
    Способ образования согласных
    Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл
    Звонкие и глухие согласные
    По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
    Обозначение мягкости согласных на письме
    Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м
    Место образования согласных
    Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
    · глухость-звонкость,
    · твердость-мягкость,
    · способ образования: смычка-щель.
    Важен последний, ч
    Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
    Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной
    Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
    Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не
    Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
    В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд
    Уподобление согласных
    Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
    Выучи список:
    [c] и [ш] >[ш:] – сшить
    Упрощение групп согласных
    Выучи список:
    вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц – [сц]: под уздцы лнц – [нц]: солнце
    Буквы и звуки
    Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ
    Ударение
    Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е
    Ударение
    Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
    В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше
    Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
    1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
    Во французском языке ударение всегда па
    Произношение гласных
    1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка
    Произношение согласных
    1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно
    Произношение сочетаний согласных
    1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н
    Произношение окончаний -ого -его
    В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в
    Произношение заимствованных слов
    1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]
    Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
    1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

  3. Kerafym Ответить

    Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью, сами пиктограммы выцарапывались на скалах, камнях, рогах, костях животных, на бересте. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ, однако отличается от рисунка тем, что она условна, имеет постоянное значение.
    Сейчас пиктография не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, в рекламах (на олимпиадах, фестивалях), как дорожные знаки и т.д., сюда же относятся различные нагрудные значки, фотографии, эмблемы на документах.
    Идеография(логография). Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой (логограммой), а пиктография – идеографией (логографией) – от греч. idea – идея, понятие, grapho – писать; буквально – писание понятий.
    Анализ древнейших идеографических писем показывает, что идеограмма возникла на базе рисунка и пиктограммы, особенно при изображении конкретных понятий: дом, человек, вода. Древнейшими идеографическими системами письма являются египетская, шумерская, китайская, ацтекская, майя. Наиболее распространенным и устойчивым, дошедшим до нашего времени является китайское идеографическое письмо. Оно состоит из иероглифов. Сложение иероглифов отражает основной способ словообразования – сложение корней. В полных словарях китайского языка насчитывается более 40 тыс. иероглифов, в современных текстах от 2 до 5 тыс.
    Любопытной разновидностью идеографического пись­ма является клинопись,по происхождению не менее древ­няя, чем египетские иероглифы. Эта система письма упот­реблялась в Месопотамии, а позднее распространилась по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письме­нами на глине, поскольку материалом для этого письма служили глиняные плитки. На них при помощи деревян­ного или тростникового резца выдавливались нужные гра­фические знаки. При легком нажиме писцом на резец на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и у менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. Такие углубления по своему внешнему виду напоминали клинья, поэтому система письма и получила название клинописи.
    Слоговымназывается такое письмо, в котором каж­дый графический знак обозначает слог. Графические знаки слогового письма называются силлабемами.Слоговое письмо возникло позже идеографического письма. Появ­ление слогового письма относят к III—I тысячелетиям до н.э., а некоторых его систем – даже к I тысячелетию н.э.
    Одной из древних слоговых систем письма было шу­мерское письмо позднего периода. Оно насчитывает более 3000 лет. Близким ему было ассиро-вавилонское письмо, так как ассиро-вавилоняне получили свою письменность от шумеров. И в том, и в другом письме слоговые фоно­граммы объединялись в одной системе с многочисленны­ми идеограммами.
    Идеографическое письмо обладает рядом преимуществ по сравнению с пиктографическим письмом. Идеография точнее отражает тот язык, который она обслуживает, передает на письме не только содержание речи, но и членит ее на отдельные слова. Вместе с тем идеографическое письмо обладает и рядом существенных недостатков. Прежде всего, это громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. К недостаткам идеографии относится и трудность передачи грамматических форм слов. Грамматические значения в идеографическом письме приходится передавать специальными значками (ключами), которые также надо запоминать, что еще бо­лее усложняет использование идеографии. Эти и некоторые другие недостатки послужили основной причинойперехода от идеографических систем письма к слоговым и буквенно-звуковым системам письма.
    Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Широкое распространение идеограммы получили при записи счета и алгебраических понятий:
    5 + 5 = 10 Данная арифметическая запись одинаково понятна и русскому, и немцу, и англичанину и т.д. С помощью данных идеограмм могут общаться люди, говорящие на разных языках. Идеограмма передает значение слова, а не его звучание. Если то же самое понятие передать средствами звукового языка, взаимопонимание нарушится: пять плюс пять равно десять или funf und funf ist zehn.
    Преимущество идеографии – компактность письма: одним знаком обозначается целое слово, для обозначения которого в фонографии требуется несколько знаков. Древнейшие цифры появились в Вавилонии и Египте. В настоящее время более распространенными цифровыми системами являются арабская и римская. Арабские цифры возникли в Индии, в Европу они были занесены арабами (отсюда их вторичное название).
    Фонография(гр. phone – голос, звук, grapho – пишу). Знаки фонографического письма (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, т.е. слоги или звуки (фонемы). В зависимости от этого принято различать 2 разновидности фонографии: слоговое письмо (индийское) и буквенное – звуковое письмо (русское, английское), так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи. В отличие от пиктограмм и идеограмм буква не имеет предметно-понятийного содержания.
    Буквенно-звуковым обычно называют такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук- фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим. Графическими знаками этого типа письма являются буквы. Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: константно- звуковой разновидности и вокализовано-звуковой.

  4. IXELE Ответить

    7
    Каллиграфия – это искусство чёткого и красивого письма. Этот термин относится только к рукописным буквам. Каллиграфия.

    8
    Запишите в алфавитном порядке имена детей: Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей. Ульяна, Анна,Борис,Виктор,Геннадий,Дарья, Ирина,Людмила,Надежда,Сергей, Яков.

    9
    «ШИФРОВАЛЬЩИК» 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20. 9, 3, 21, 12, , 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1. 2, 21, 12, 3, 29.

    10
    «ШИФРОВАЬЩИК» АЛФАВИТ ЗВУКИ ФОНЕТИКА БУКВЫ

    11
    Физкультминутка! Пора отдохнуть! Покачали головой, Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей, И ещё раз 5 присели, наклонились… И за парту тихо сели!

    12

    13

  5. Cordadi Ответить

    Знак. Типы письменных знаков
    Следует отметить, что письмо не всегда напрямую передает язык. Передача языка графическими средствами – очень поздний этап развития письма. Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации. В более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но, тем не менее, быть орудием общения.
    Первично возникли «послания», которые очень мало напоминали наши письма. Так, например, скифы направили персам, с которыми воевали, «послание», которое представляло собой живых зверей и птиц (лягушка, мышь, птица) и пять стрел, что означало: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на нашу землю». Это пример символической сигнализации, где каждая вещь что-либо символизирует. Наряду с символической сигнализацией существует и условная сигнализация, когда сами «вещи» ничего не выражают, а используются как условные знаки. Таково перуанское письмо «Купу»: палочка с навязанными разноцветными шнурками и узелками, которую можно прочесть как письмо. Или ирокезское письмо «Вампум»: пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера. О «значении» узелков на шнурках и комбинаций ракушек, конечно, заранее договаривались.
    Сообщения, которые передавались таким способом, могут быть только очень элементарными: это чаще всего указания к каким-либо действиям, сигналы бедствий и т.п. Начертательное письмо, конечно же, имеет гораздо большие возможности.
    Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических знаков, то есть знаков, воспринимаемых глазом. Собственно письмо, то есть начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (картинки, значки, буквы, цифры), образует более узкий круг. Начертательное письмо в разных своих формах или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, не связанным с языком, так как не отражает в графике языковых форм.
    Аналогично тому, как мы различаем язык и речь, так, говоря о письме, мы должны различать, с одной стороны, систему письма (инвентарь начертательных знаков и правила их функционирования), а с другой – конкретные результаты использования этих знаков как возникающие при этом письменные тексты. Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма, – это буквы, цифры, знаки препинания и разные другие фигуры и изображения.
    Каждый знак может рассматриваться как определенный элемент в данной системе письма, то есть как абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица – графема. По своему начертанию графема может быть составной: например, графема [ch]. Графема обычно имеет варианты – аллографемы.
    Среди аллографем следует различать: стилистические аллографемы (печатные и соответствующие им рукописные буквы), факультативные аллографемы (различные варианты написания рукописных букв; например, « » и « »), позиционные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове; например, греческая буква «сигма» в форме [ ] в начале и середине слова и в форме [ ] в конце слова), комбинаторные (например, в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, используемых в зависимости от наличия или отсутствия справа или слева других букв). Что касается отношения (например, в русском письме) между прописной и соответствующей ей строчной буквой, то с точки зрения своих звуковых значений эти буквы должны были бы рассматриваться как аллографемы одной графемы.
    Однако, наличие у прописных букв ряда специальных функций обособляет их в отдельный подкласс, противостоящий подклассу строчных букв, и тем самым до некоторой степени придает прописным буквам качество отдельных графем.
    Пиктография
    Пиктография (от лат. Pictus — рисованный + греч. Grapho – пишу) — вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).
    В пиктографии обозначающим (несущим значение) служит схематический рисунок.. Для функции письма художественное достоинство рисунков не имеет значения, важна схожесть с объектом и опознаваемость. Пиктография не связана с алфавитом, то есть набором определенных знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен. Мнение о том, что пиктография в определенный промежуток времени заменяла язык, лишено всякого основания. Обозначаемым в пиктографии служат жизненная ситуация, вещи, существа. Смысл передается с помощью знаков, словесное оформление, при этом, не существенно. Кроме изображения предметов пиктография также может содержать знаки с чисто условным значение (например, «крест» как знак «обмена»).
    С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнить, и тогда возникает идеография, то есть, «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. «Дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т.д. Вместе со своим прямым значением (что изображено) рисунок выступает и в переносном, условном значении.
    Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности.
    Пиктография применяется, когда неизвестен язык читателя, а также для наглядности информации.
    Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них.
    Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность имеет любой фрагмент пиктограммы.
    Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не отражает устной речи.
    Вот, например, рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднёс руку ко рту – еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.
    Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может быть множество. Считается, что для толкования пиктограмм наиболее удобна стихотворная форма.
    Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи сообщения, хозяйственные документы, инвентарные описи, записи поступлений и расходов зерна, скота, фуража и различных предметов, изготовленных ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры, петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы. Среди пиктографических текстов были и календари.
    Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию – письмо понятиями.
    Пиктографияили образное письмо, — передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. С одной стороны, такие “образные письмена” неотличимы иногда от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, на классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древних китайских и некоторых других иероглифов.
    Всего чаще и дольше сохраняются подобные “писаницы” на камне, на скалах (см. Петроглифы); Андрэ собрал массу примеров из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, стране Сомали, Трансваале), Сев. и Южн. Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберланде (Англия), изображения на скальдах в Швеции, Ирландии, на Онежском оз., “писаницы” (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., “оленные камни” в Монголии и т. п.
    Наиболее изучены подобные изображения у североамериканских индейцев; Mallery посвятил им обширные трактаты со множеством рисунков. Он начинает с объяснения сравнительно недавних изображений, смысл которых еще понятен старикам, и переходит затем к аналогичным изображениям более древних времен. Почти все эти изображения представляют реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в известный год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещения мест отдельными личностями.
    Манера изображения (людей, зверей и т. п.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (напр., от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д. См. Mallery, “Pictographs of the North-American Indians” (в “Reports of the Bureau of Ethnology”, 1886, след.), а вообще о “петроглифах”, рисовании у дикарей, знаках собственности — R. Andr й e, “Ethnographische Parallelen und Vergleiche” (1878 и 1889). Ср. еще Grosse, “Die Anf дnge der Kunst” (1894, сер. VI–VII).
    Идеография
    Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью. Это так называемая «внутренняя» эволюция письма, заключавшаяся, прежде всего в формировании знаков для «непредметных слов» – глаголов, прилагательных и абстрактных существительных или путем использования изобразительных знаков в «переносных» значениях, или путем образования новых знаков.
    Идеография — это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково.
    Идеография применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг как знак поворота дороги, восклицательный знак как знак «осторожно» и т.д.). К идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т.д.), знак черепа и костей на электросети высокого напряжения, эмблема медицины (змея и чаша с ядом)
    К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, или специальные символы наук: математические, химические, шахматные и т.п. Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке необходимо выразить понятие во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие международным, так как в качестве иероглифа оно не связано с языком.
    Конечно, идеографическое письмо – это письмо для «посвященных» – надо знать знаки, соответствующие данной области знания.
    Основным видом современного письма служит фонематическая фонография, хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так, в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается слоговое использование графических знаков (Я-[йа]; ею [йэйу]).
    В связи с тем, что идеограммы непосредственно связаны не со звучанием, как это наблюдается в звуковом письме, а со значением слова, они могут быть использованы в международном масштабе, т. е. в письменных системах различных языков для обозначения одних и тех же по значению, но разных по звучанию слов. Именно благодаря этой особенности идеографии многие идеографические знаки сохранились и получили широкое распространение в современных буквенно-звуковых системах письма. К числу таких знаков относятся цифры, алгебраические, химические, астрономические, картографические и топографические условные обозначения, знаки различия воинских званий, родов войск, а также условные обозначения в системе дорожных знаков и т. д.
    Однако наряду с достоинствами идеографическая письменность обладает и рядом существенных недостатков по сравнению со слоговым и звуковым письмом. Важнейшими из них являются следующие:
    Во-первых, громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность усвоения их. Пишущий ведь не изобретает идеограмм, как это наблюдалось в пиктографии, а берет их готовыми из существующего подбора, т. е. иероглифического алфавита, выучивая изапоминая не только графический облик идеограммы (иероглифа), но и значение и звучание обозначаемого ею слова. А это осуществить не так легко, если учитывать, что количество идеограмм (иероглифов)может исчисляться тысячами.
    Во-вторых, трудность передачи при помощи идеограмм, обозначающих слова, грамматических форм слов. В связи с этим грамматические значения приходится передавать специальными значками, которые также надо запоминать. Это ещеболее усложняет идеографическое письмо.
    Присущие идеографическим системам письма недостатки все более давали о себе знать по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то ипослужили основной причиной перехода идеографических систем к слоговым и звуковым.
    Кроме того, в историческом развитии идеограмм прослеживается движение от изобразительных знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную мотивировку, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности.
    В любом виде идеографического письма имеются, конечно, и элементы звуковых знаков; поэтому для дешифровки письменности древних эпох возникает новая трудность: когда данный знак является идеограммой и когда тот же знак служит обозначением фонетического явления (слога, звука).
    Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий.
    На данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.
    В связи с этим были разные попытки упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.
    Во-первых, в отношении к лексике. Таким путем пошла китайская письменность. Так, для обозначения понятия «слеза» нужно было сочетать два знака: «глаза» и «воды»; для того чтобы выразить понятие «лаять», надо было соединить знаки «собаки» и «рта». Иногда логика этих сочетаний делается малопонятной, например в китайском письме иероглиф «корабля» в сочетании со знаком «пламени» надо понимать «пожар», а в сочетании со знаком «рта» — «болтливость»
    Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.
    Другой путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов; но этот путь доступен только для тех языков, где есть членимость слова на корень и аффиксы. Однако такой метод очень в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.
    Самый продуктивный способ оказался в фонографии, когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличий.
    Еще египтяне и ассиро-вавилоняне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка.Ассиро-вавилоняне свои сложные слова стали разлагать на «кусочки», созвучные с короткими словами шумерского языка (откуда ассиро-вавилоняне получили свою письменность), т. е. в конце концов — на слоги. Тогда иероглиф стал обозначать слог.
    Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шу (chou) — «капуста» и pa (rat) — «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя. Именно таким образом возник первый этап развития фонографии –силлабической, или слоговой.
    Далее логично было бы освятить следующий тип письма – фонографии, но меня ограничивают рамки выбранной мною темы. По этому, перейдем к следующему разделу моей курсовой работы, и рассмотрим такой тип письма, как логография, которая так же послужила основой для возникновения фонографического письма.
    Идеограммами мы называем письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц). Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=» или «%» и т.д. Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский, французский и т.п. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа.
    Идеограммы, соотносимые с целыми словами называют логограммами (лексемограммами) Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем: так, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц, например прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел») или в немецком письме указывает, что перед нами имя существительное («Kraft” – “сила” в отличие от «kraft» – «в силу»). Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами: стрелки – указатели направления, знаки запрета. Но фразограммы, строго говоря, стоят уже вне собственно письма, всегда предполагающего так или иначе расчлененную передачу звукового сообщения.
    Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, то есть своим начертанием как-то напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, предметные вывески: изображение очков как знак магазина оптики), другие обозначают арифметические действия и т.д.
    Фонография
    Первыми известными науке чисто фонографическими системами письма являются древние западносемитские системы, из которых наиболее важной оказалась финикийская (надписи с XII-X вв. до н.э.). Графемы финикийского письма обозначают звуковые последовательности типа «определенный согласный + любой гласный (нулевой гласный)». Каких-либо логографических функций эти графемы уже не имеют (кроме цифровых значений).
    Письмо такого типа обычно называют консонантным или безогласовочным. Необозначение гласных в финикийской и других близких системам, как и у египтян, обычно объясняют тем, что в ряде афразийских языков (особенно семитских) корень слова обычно состоит из одних согласных, тогда как гласные, вставляемые в корень в качестве трансфикса, являются в слове изменчивым, непостоянным элементом с грамматическим значением. Поэтому на стадии, когда письмо давало только пословную, а не поморфемную запись текста, обозначение гласных было еще ненужным.
    Фонография оказалась самым продуктивным способам сокращение письма, что, однако, оказалось возможным, только когда письмо стало передавать язык не только в грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Еще египтяне и ассиро-вавилоняне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка, разлагая сложные слова на слоги. Знак (иероглиф) стал обозначать слог.
    Однако, древнеегипетское письмо, даже на самой поздней стадии, не стало фонографическим. В древнеегипетской письменности фактически выработались знаки для каждой (или почти каждой) согласной фонемы их языка, точнее – для сочетаний типа «определенный согласный + любой гласный (нулевой гласный)». Но эти же знаки параллельно продолжали употребляться и в своих старых логографических значениях. Не проделало решающего перехода к фонографии и традиционное китайское письмо. Оно до сих пор остается иероглифическим (то есть лого- или морфемографическим), хотя в нем до 90% используемых знаков составляют фонетические логограммы (или фонетические морфемограммы).
    Сохранению архаического характера письма способствовали здесь типологические особенности китайского языка (невозможность морфемной границы внутри слога, частое совпадение слога и слова). Конечно, такое письмо сопряжено с громадными неудобствами, и прежде всего, с большой трудностью овладения грамотой. Чтобы быть в состоянии только читать китайскую газету, необходимо знать 6-7 тысяч графем.
    Первый этап развития фонографии – силлабический или слоговой. Лучшим примером служит древнеиндийское письмо. В древнеиндийском письме каждый знак служил для обозначения согласной в сочетании с гласной «а», то есть для слогов «па», «ба», «да» и т.д. использовался свой конкретный знак. Для того, чтобы читать другую гласную или одну согласную применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак. Это пример силлабического алфавита, число знаков которого соответствует количеству слогов с данной гласной, что, как правило, не превышает нескольких десятков. Получается сравнительно простой алфавит. Дальнейший шаг в развитии фонографии мы находим в письме древних евреев и финикиян, где буквами обозначались согласные, выражавшие корни, а чередовавшиеся между ними гласные для выражения грамматических форм обозначались диакритическими (от греческого diakritikos – «различительный») знаками.
    В дальнейшем постепенно вырабатывались те или иные способы обозначать гласные. Пути этого развития в разных системах оказались разыми:
    1. В одних случаях безогласовочный характер письма в основном сохраняется, например, в современном еврейском и арабском письме. В этих системах гласные обозначаются лишь отчасти. Причем, для этого используются некоторые согласные буквы, дополнительные значки над и под строкой.
    2. В других случаях на базе и под влияние безогласовочного древнесемитского письма развиваются системы, которые принято считать силлабографическими. Таковы индийские системы, из которых наиболее известно письмо деванагари, развившееся к XI-XIII вв. н.э. и являющееся сейчас официальным государственным письмом республики Индия. Существуют и такие силлабографические системы, в которых (в отличие от индийского письма) слоговый знак не членится на элементы, которые можно было бы соотнести с фонемами в составе слога. Именно таково японское письмо кана.
    3. Третья линия эволюции консонантного письма – постепенное превращение его в полную фонемографию. Классическим примером такого развития является греческое письмо (древнейшие известные надписи относятся к VIII в до н.э.). Греки стали обозначать отдельными знаками (буквами) и согласные, и гласные звуки. Так возникла система, в которой каждый знак обозначает либо гласную, либо согласную фонему. Текст записывается пофонемно, так что последовательность букв соответствует последовательности фонем.
    Для особых придыхательных согласных были придуманы специальные буквы. Таким образом, греческий алфавит был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих языков, где буквы передавали не просто звуки, а соответствовали фонемам. Поэтому эти алфавиты можно назвать фонематическими.
    К греческому письму так или иначе восходят и другие европейские и некоторые неевропейские системы фонемографического письма: прежде всего латинское письмо и, по-видимому, руническое письмо древних германцев, славянское письмо в д

  6. Thorgandis Ответить

    Звуки речи и знаки письма, их соотношение
    Фонетика – это раздел языкознания, в котором изучаются звуковой состав языка и разнообразные звуковые изменения, которые происходят в речи. Основным предметом изучения в фонетике является звук речи. Звук в языке – наименьшая неделимая акустически артикуляционная единица речи. В украинском языке насчитывается 38 звуков.
    На письме звуки речи обозначаются определенными буквами. Систему отношений между буквами и звуками конкретного языка изучает графика. Основу графической системы каждого языка составляют буквы, служащие для обозначения на письме звуков. Совокупность букв, принятых в определенной письменности и расположенных в установившемся порядке, называется алфавитом. Украинский алфавит состоит из 33 букв, используемых для обозначения звуков речи. Звуки человек произносит и слышит, а буквы – пишет и видит.
    Большинство украинских букв соответствует одному определенному звука, но есть буквы, обозначающие два звука. Так, всегда обозначают два звука буквы й ([йи]) и щ ([шч]). Буквы я, ю, также могут обозначать два звука (яблоко – [йаблуко], вьюн – [вйун], присоединить – [приейеднаты]), кроме случаев, когда они обозначают один звук [а], [у], [ е] и мягкость предыдущего согласного (страх – [льак]). И наоборот, в украинском языке есть такие звуки, не имеющие одного письменного знака, поэтому для их обозначения используются две буквы. Это звуки [дз], [дз ‘], [дж] (звон – [дзвьин], дзюдо – [дзьудо], джем – [джем]). Такие буквосочетание следует читать, как один нераздельный звук. Двух звуки буквосочетание [дж] и [дз] читаются только тогда, когда – [д] относится к префикса (от-, под-, над-, пред-, среди-) а [ж] и [с] – к корню (подкормить, отметить, Средиземное).
    Буква ь (мягкий знак) не звукового соответствия и лишь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в иноязычных словах – также на наличие звука и после мягкого согласного (ателье – [атеильйе], медь – [мед ‘]).

  7. DLEmentos Ответить

    Понятия знака и алфавита можно отнести только к дискретным сообщениям.
    Преобразование сообщений
    Так как имеются два типа сообщений, между ними, возможны четыре варианта преобразований:

    Осуществимы и применяются на практике все четыре вида преобразований. Примерами устройств, в которых осуществляется преобразование типа N1 > N2 являются микрофон (звук преобразуется в электрические сигналы); магнитофон и видеомагнитофон (чередование областей намагничения ленты превращается в электрические сигналы, которые затем преобразуются в звук и изображение); телекамера (изображение и звук превращаются в электрические сигналы); радио- и телевизионный приемник (радиоволны преобразуются в электрические сигналы, а затем в звук и изображение); аналоговая вычислительная машина (одни электрические сигналы преобразуются в другие). Особенностью данного варианта преобразования является то, что оно всегда сопровождается частичной потерей информации. Потери связаны с помехами (шумами), которые порождает само информационное техническое устройство и которые воздействуют извне. Эти помехи примешиваются к основному сигналу и искажают его. Поскольку параметр сигнала может иметь любые значения (из некоторого интервала), то невозможно отделить ситуации: был ли сигнал искажен или он изначально имел такую величину. (В ряде устройств искажение происходит в силу особенностей преобразования в них сообщения, например в черно-белом телевидении теряется цвет изображения; телефон пропускает звук в более узком частотном интервале, чем интервал человеческого голоса; кино- и видеоизображение оказываются плоскими, они утратили объемность.)
    Рассмотрим общий подход к преобразованию типа N > D. С математической точки зрения перевод сигнала из аналоговой формы в дискретную означает замену описывающей его непрерывной функции времени Z(t) на некотором отрезке [t1, t2] конечным множеством (массивом) {Zi, ti} (i = 0…n, где n – количество точек разбиения временного интервала). Подобное преобразование называется дискретизацией непрерывного сигнала и осуществляется посредством двух операций: развертки по времени и квантования по величине сигнала.
    Развертка по времени состоит в том, что наблюдение за значением величины Z производится не непрерывно, а лишь в определенные моменты времени с интервалом ?t:

    Квантование по величине – это отображение вещественных значений параметра сигнала в конечное множество чисел, кратных некоторой постоянной величине – шагу квантования (?Z).
    Совместное выполнение обеих операций эквивалентно нанесению масштабной сетки на график Z(t), как показано на рис.1.2. Далее, в качестве пар значений {Zi,,ti} выбираются узлы сетки, расположенные наиболее близко к Z(ti). Полученное таким образом множество узлов оказывается дискретным представлением исходной непрерывной функции. Таким образом, любое сообщение, связанное с ходом Z(t), может быть преобразовано в дискретное, т.е. представлено посредством некоторого алфавита

    При такой замене довольно очевидно, что чем меньше n (больше ?t, тем меньше число узлов, но и точность замены Z(t) значениями Zi, будет меньшей. Другими словами, при дискретизации может происходить потеря части информации, связанной с особенностями функции Z(t). На первый взгляд кажется, что увеличением количества точек n можно улучшить соответствие между получаемым массивом и исходной функцией, однако полностью избежать потерь информации все равно не удастся, поскольку n – величина конечная.
    Ответом на эти сомнения служит так называемая теорема отсчетов, доказанная в 1933г. В. А. Котельниковым (по этой причине ее иногда называют его именем), значение которой для решения проблем передачи информации было осознано лишь в 1948г. после работ К. Шеннона. Теорема, которую примем без доказательства, но результаты будем в дальнейшем использовать, гласит:
    Непрерывный сигнал можно полностью отобразить и точно воссоздать по последовательности измерений или отсчетов величины этого сигнала через одинаковые интервалы времени, меньшие или равные половине периода максимальной частоты, имеющейся в сигнале.
    Комментарии к теореме:
    Теорема касается только тех линий связи, в которых для передачи используются колебательные или волновые процессы.
    Любое подобное устройство использует не весь спектр частот колебаний, а лишь какую-то его часть; например, в телефонных линиях используются колебания с частотами от 300 Гц до 3400 Гц. Согласно теореме отсчетов определяющим является значение верхней границы частоты – обозначим его Vm.
    Смысл теоремы в том, что дискретизация не приведет к потере информации и по дискретным сигналам можно будет полностью восстановить исходный аналоговый сигнал, если развертка по времени выполнена в соответствии со следующим соотношением:
    (1.1)
    Можно перефразировать теорему отсчетов:
    Развертка по времени может быть осуществлена без потери информации, связанной с особенностями непрерывного (аналогового) сигнала, если шаг развертки не будет превышать ?t, определяемый в соответствии с (1.1).
    Например, для точной передачи речевого сигнала с частотой до Vm = 4000 Гц при дискретной записи должно производиться не менее 8000 отсчетов в секунду; в телевизионном сигнале Vm ? 4 МГц, следовательно, для его точной передачи потребуется около 8000000 отсчетов в секунду.
    Однако, помимо временной развертки, дискретизация имеет и другую составляющую – квантование. Выясним, как определяется шаг квантования ?Z?
    Любой получатель сообщения – человек или устройство – всегда имеют конечную предельную точность распознавания величины сигнала. (Например, человеческий глаз в состоянии различить около 16 миллионов цветовых оттенков; это означает, что при квантовании цвета нет смысла делать большее число градаций.При передаче речи достаточной оказывается гораздо меньшая точность – около 1%; следовательно, для амплитуды звуковых колебаний ?Z ? 0,01*?Zmax, а алфавит для обозначения всех градаций громкости должен содержать 100 знаков.)Таким образом, шаг квантования определяется чувствительностью приемного устройства.
    Выбор шага развертки по времени и квантования по величине сигнала лежат в основе оцифровки звука и изображения. Примерами устройств, в которых происходят такие преобразования, являются сканер, модем, устройства для цифровой записи звука и изображения, лазерный проигрыватель, графопостроитель. Термины «цифровая запись», «цифровой сигнал» следует понимать как дискретное представление с применением двоичного цифрового алфавита.
    Таким образом, преобразование сигналов типа N > D, как и обратное D > N, может осуществляться без потери содержащейся в них информации.
    Преобразование типа D1 > D2 состоит в переходе при представлении сигналов от одного алфавита к другому – такая операция носит название перекодировка и может осуществляться без потерь. Примерами ситуаций, в которых осуществляются подобные преобразования, могут быть: запись-считывание с компьютерных носителей информации; шифровка и дешифровка текста; вычисления на калькуляторе.
    Таким образом, за исключением N1 > N2 в остальных случаях оказывается возможным преобразование сообщений без потерь содержащейся в них информации. При этом на первый взгляд непрерывные и дискретные сообщения оказываются равноправными. Однако на самом деле это не так. Сохранение информации в преобразованиях N > D и D > N обеспечивается именно благодаря участию в них дискретного представления. Другими словами, преобразование сообщений без потерь информации возможно только в том случае, если хотя бы одно из них является дискретным. В этом проявляется несимметричность видов сообщений и преимущество дискретной формы. К другим ее достоинствам следует отнести:
    • высокую помехоустойчивость;
    • простоту и, как следствие, надежность и относительную дешевизну устройств по обработке информации;
    • точность обработки информации, которая определяется количеством обрабатывающих элементов и не зависит от точности их изготовления;
    • универсальность устройств.
    Последнее качество – универсальность – оказывается следствием того обстоятельства, что любые дискретные сообщения, составленные в различных алфавитах, посредством обратимого кодирования можно привести к единому алфавиту. Это позволяет выделить некоторый алфавит в качестве базового (из соображений удобства, простоты, компактности или каких-либо иных) и представлять в нем любую дискретную информацию. Тогда устройство, работающее с информацией в базовом алфавите, оказывается универсальным в том отношении, что оно может быть использовано для переработки любой иной исходной дискретной информации. Таким базовым алфавитом, как увидим в дальнейшем, является двоичный алфавит, а использующим его универсальным устройством – компьютер.
    Информация, порождаемая и существующая в природе, связана с материальным миром – это размеры, форма, цвет и другие физические, химические и прочие характеристики и свойства объектов. Данная информация передается посредством физических и иных взаимодействий и процессов. Эту природную информацию можно считать хаотической и неупорядоченной, поскольку никем и ничем не регулируется ее появление, существование, использование. Чаще всего она непрерывна по форме представления. Напротив, дискретная информация – это информация, прошедшая обработку – отбор, упорядочение, преобразование; она предназначена для дальнейшего применения человеком или техническим устройством. Другими словами, дискретная – это уже частично осмысленная информация, т.е. имеющая для кого-то смысл и значение и, как следствие, более высокий (с точки зрения пользы) статус, нежели непрерывная.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *