Как объяснить ребенку звуки гласные и согласные?

22 ответов на вопрос “Как объяснить ребенку звуки гласные и согласные?”

  1. Ghorin Ответить

    Лидия Тарасова
    Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
    Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.
    Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
    Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):
    I. Звуки и буквы.
    II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.
    III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.

    I. Звуки и буквы.

    -У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).
    – Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
    -Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?
    Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.
    – Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).
    – Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.
    – Что вы видите? (Молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем – буквы. Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).
    -Все предметы и буквы мы видим.
    -Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).
    Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать.

    II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.

    – Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
    – Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
    – А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

    – В одном царстве жили – были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку – невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.
    Жили они дружно.
    Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
    Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать – СОГЛАСНЫЕ.
    Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

    Примечание: Позже сказка будет продолжена о твёрдых – мягких, звонких – глухих.
    1)Вокально-игровые упражнения.
    1). – Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.
    (Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
    -Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
    Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
    -Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
    А-А-А-А-А-А-А-А
    А-А-А-А-А-А…
    Вот поёт эту песню звук О:
    О-О-О-О-О-О-О-О
    О-О-О-О-О-О-О…
    -А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
    (Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
    – Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
    Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
    2).Упражнения: тихо – очень тихо.
    Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».

    III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.

    1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.
    2). Упражнения в узнавании согласных звуков
    – Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
    На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
    Б– бухтит;
    В– ворчит;
    Г– гогочет;
    Д– долбит;
    Ж – жужжит;
    З – звенит;
    К – кряхтит;
    Л– лопочет;
    М– мычит;
    Н– ноет;
    П– пыхтит;
    Р– рычит;
    С– свистит;
    Т– тарахтит;
    Ф– фыркает;
    Х– хрюкает;
    Ц–цекочет (как кузнечик);
    Ч– чухает (как поезд);
    Ш– шипит;
    Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
    Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
    После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
    Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

    3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

    -Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
    -Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
    «гласные – красные» – 1-й пальчик!
    «гласные – красные» – 2-й пальчик!
    «гласные – красные» – 3-й пальчик!
    «гласные – красные» – 4-й пальчик!
    «гласные – красные» – 5-й пальчик!
    -А теперь вторая, правая рука: …
    Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
    – Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите нужный фонарик: Если звук будет гласный, какой поднимем фонарик? – красный, если согласный – синий.
    -Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.
    Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.
    Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.

  2. Andromanis Ответить

    Объяснить ребенку, какие буквы и звуки являются гласными, а какие согласными, можно так:
    Гласные звуки
    Их можно легко пропеть и произнести протяжно. Мы всегда произносим эти звуки без помех (зубы не смыкаются), им абсолютно ничего не мешает.
    Чтобы ребенок легко это понял, можно дать ему задание “пропеть” все гласные перед зеркалом.
    Согласные звуки
    Подобные звуки при произношении образуются с помощью языка, нёба, зубов, губ. Ни один согласный звук не получится произнести без помех.
    Для запоминания можно последовательно произносить каждый согласный звук и при этом заострять внимание на то, с помощью чего он образуется.
    Можно сделать и так – дать ребенку задание попробовать произнести все звуки с открытым ртом.
    Если звук произносится без затруднений, то он гласный.
    Если звук с открытым ртом произнести не получается и нужно сомкнуть губы, то он согласный.
    Хотя можно, конечно, пойти и другим путём, если у ребенка отличная память – то есть просто выучить их.
    Например, можно сделать карточки для каждого звука – таким образом, чтобы для гласных и согласных звуков был соответствующий цвет.

  3. Borus Ответить

    Людмила Гребенко
    Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»
    Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.
    Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: – требования начальной школы стали выше, и многие родители  заинтересованы в обучении детей чтению; – появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
    Важно, чтобы ребенок:
    – не пропускал буквы, не путал их при написании;
    – умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
    – под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
    определение количества звуков в слове;
    фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
    определение места звука в слове.
    Детям необходимо знать, что:
    Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,  выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я – {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.
    Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
    Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
    Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.
    Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
    Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.
    Согласные  звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия  голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.
    Игровые задания.
    1. Игра «Хлопни, если услышишь звук».   Задача: развивать слуховое внимание,  фонематический слух.
    Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).
    2. Игра «Светофорчик».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
    3. Игра «Покажи картинку на определенный звук».   Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.
    4. Игра «Звуковой поезд».   Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
    5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
    Как проводится звуковой анализ слова?
    1). Совместная деятельность педагога с родителями.
    Выложить схему слова КОТ.
    – Сколько  звуков в слове КОТслове КОТ три звука)
    – Какой первый звук в слове КОТслове КОТ первый звук [К])
    Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
    – Какой второй звук в слове КОТслове КОТ второй звук [О])
    Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)
    – Какой третий звук в слове КОТслове КОТ третий звук [Т])
    Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
    Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
    На что похожа буква?
    В ряду букв обвести в круг заданную букву.
    Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
    Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
    Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя. Большое спасибо за внимание!



  4. FIL Ответить

    Гульнара Ахматгалиева
    «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР
    Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»
    “Как научить ребенка слышать звуки
    Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
    Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
    Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.
    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
    Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.
    Игры для развития фонематических процессов.
    «Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах
    Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
    «Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
    «Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
    «Что за звук спрятался в середине слова?»
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
    «Что за звук в конце слова
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
    «Нужное слово».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
    «Зоркий глаз»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
    «Чудесный художник»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
    «Запоминайка».
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
    сад—сани
    сок—шок
    сумка—суп—сапоги
    шапка—сын—шуба
    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
    «Бусы»
    Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего:

    – Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
    на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
    «Повтори и прибавь»
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
    жук
    жук, жаба
    жук, жаба, ужи
    жук, жаба, ужи, ежи и т. д
    «Звуковые песенки»
    Цели: развивать фонематический анализ, синтез.
    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
    «Сложи звуки».
    Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.
    «Скажи наоборот».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
    1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
    2 вариант — с твердыми согласными звуками
    Па. ап, по-…оп и т. д.
    3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
    Па –. пя, по -. пё и т. д.
    «Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.
    «Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
    Гора, гора, гора, нора, гора.
    Голос, колос, голос, голос.
    Коса, коса, коза, коса.
    Утенок, утенок, котенок, утенок.
    Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
    «Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.
    Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
    no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.
    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.
    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».
    «Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,
    Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
    • Мак-бак-банан
    • Сом-индюк-ком
    • Лимон-вагон-кот
    • Так-рак-веник
    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
    «Доскажи словечко»
    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).
    Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).
    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).
    Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).
    Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).
    То назад, то вперед может плыть. (пароход).
    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
    Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

  5. Добавьлайк Ответить

    Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных  звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок  и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит».  Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например,  бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
    Поговорим с ребёнком  о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
    А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?
    Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают  тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
    И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
    Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок  вообще «потухнет».
    Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть  звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим  гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
    Обращаем  внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
    Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые  легко между собой соединяются.

    На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ
    Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.
    Вот примеры:
    — Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;
    — Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.
    Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.
    Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.
    Пример:
    — Произнесите слово арка, протягивая первый звук  [а] – ааааарка;
    — Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
    — Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].
    — Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
    Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м],  [с],  [р],  [х],  [ш],  [р],  [в],  [з],  [л],  [н],  [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.
    Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.
    Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.
    Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:
    -Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?
    -Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?
    А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому  я могу наглядно показать ребёнку, как  два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить  безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.
    Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
    Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках  прочитаете ниже).
    Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…
    Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.
    Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…
    Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.
    Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
    Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…
    А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.
    Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.
    Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

    Есть пара, где  мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.
    Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно  [м],  [с],  [р],  [х], [р],  [в],  [з],  [л],  [н].

    Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

    С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.
    После таких упражнений-игр  для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.
    И  об этом подробнее ЗДЕСЬ

  6. ЛЬЯНА ЛОГКАЯ Ответить

    На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним
    из способов оплаты:






    Безопасность и конфиденциальность платежа
    При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
    перенаправлены на платежную
    форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
    Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
    защищены в соответствии
    с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
    совершенном Вами платеже.
    На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
    сообщение об авторизации
    платежа.
    Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
    Информация о вашем платеже
    может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
    произошла задержка в
    обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
    500-65-37
    Личные данные покупателя.
    При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
    Имя, адрес электронной
    почты, телефон, адрес доставки.
    Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
    Продавец обязуется не
    разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
    Продавцом информации
    агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
    исполнения обязательств перед
    Клиентом.
    Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
    обоснованными и применимыми
    требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
    Клиентом на Сайте в
    общедоступной форме.
    После оплаты войдите в ваш “Личный кабинет” и выберите “Мои курсы”
    Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
    ViLine.tv
    В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
    написать в службу поддержки
    info@viline.tv
    Правила возврата денежных средств
    Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
    возврата денежных средств в
    следующих случаях:
    1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
    курс, шаблоны и
    вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
    быть направлен с адреса
    электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
    в течение 7 (семи) дней
    с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
    денежные средства не
    возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
    предоставление копии документа,
    удостоверяющего личность (паспорт).
    2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
    должен быть направлен с
    адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
    поддержки Исполнителя до
    14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
    указанного времени
    претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
    возврате денежных
    средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
    (паспорт).

  7. summer Ответить

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
    ЗАНЯТИЕ №12.
    Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.
    Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
    Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

    Ход занятия:

    Дружно улыбнемся,
    За руки возьмемся.
    Друг другу руки мы протянем,
    Тепло сердец своих подарим.
    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    1. Беседа.
    – Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
    – На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
    – Какие звуки мы называем гласными?
    – Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
    -Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
    – Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
    -Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
    – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
    – Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
    – Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
    -Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
    2. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
    3. Проверка выполнения задания.
    Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
    Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
    Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
    Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
    Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
    3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Сообщение учителя.
    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)
    Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
    2. Игра «Озорники».
    Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
    Корабль сел на мел.
    В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
    (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
    Девочка поставила веник в уголь.
    Исправьте ошибку.
    Хорь пел весело и звонко.
    Кто такой хорь?
    (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
    3. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
    Составим звуковую модель слова лук.
    А теперь звуковую модель слова люк.
    Сравните наши модели. Что заметили?
    Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.
    4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».
    Давай с тобой попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    подрыгаем, подрыгаем,
    В ладоши мы похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками, потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
    1. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
    Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
    Слова звучат одинаково: коса.
    А что они значат?
    2. Игра «Поймай звук».
    Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
    Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
    Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
    Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
    3. Физкультминутка «Сова».
    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
    1. Игра «Волшебники».
    Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
    (Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
    2. Игра «Ремонт слов».
    Попробуйте починить слова:
    Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
    3. Беседа.
    – Что вы знаете о звуках?
    -Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
    7. Итог занятия
    -Что нового вы узнали на занятии?
    – Чему научились?
    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.
    Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
    Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
    Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.
    «До свидания, до свидания.
    Приходите к нам ещё.
    Мы вас любим горячо».

  8. Whitebourne Ответить

    Елена Злобина
    «Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей

    ШУМ и ГОЛОС
    СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ ЗВ УКИ.

    На первый взгляд очень простая тема «Согласные и гласные звуки», но так ли уж она проста! Как доступно объяснить ребёнку, что звуки бывают гласными и согласными? И нужно ли это делать?
    Сначала ответим на второй вопрос. Да, нужно! Ведь в русском языке обучение чтению основывается на слиянии гласного и согласного, а при выполнении звукового анализа слов просто необходимо владеть этими понятиями.
    Перейдём к ответу на первый вопрос, как объяснить, как различить эти звуки?
    Многие думают – никак. Просто запомни! Вот эти звуки – гласные, остальные- согласные. Можно, конечно, и так. Но ребёнок по своей сути любознателен, он спрашивает, ему самому хочется во всём разобраться. И когда он поймёт различие между гласными и согласными звуками, тогда не надо будет заучивать, зазубривать.
    Различие между звуками можно объяснить научно: Гласные звуки образуются только при помощи голоса, а согласные, не только голосом, но и шумом или же одним шумом. Для специалиста – «голос» зависит от работы голосовых связок, а «шум» – от преграды во рту на пути выдыхаемого воздуха (воздушной струи). Однако, это интересующее специалистов различие, ребёнка совершенно не интересует. А на высочайшем уровне здравого смысла, которым наделён ребёнок: «голос» – у человека, у зверей, у птиц, а «шум» – это шум машин, шум дождя, шум ветра. Шум – это то, за что меня ругают, когда я топаю, бегаю, стучу или грохочу. Но всё, что я говорю, я делаю своим голосом. Все звуки – произношу голосом, иначе их не было бы слышно! И абсолютная нелепица, когда то, что я говорю, считается не «голосом», а «шумом». Видимо подобное объяснение не совсем подходит.
    Можно объяснить и так: гласный звук тянется, его можно петь, а согласный нельзя!
    ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКО.
    МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ.
    В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЁНКУ БАЮКАТЬ.
    НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.
    А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ,СКРИПЕТЬ,
    ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,
    НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.
    С-С-С- ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ.
    Ш-Ш-Ш- ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ
    Р-Р-Р- МОТОРЫ ТАРАХТЯТ.
    Ж-Ж-Ж- ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ!
    Но, к сожалению, и это верно лишь отчасти.
    Таких согласных звуков, которые не тянутся, в полтора раза меньше, чем тех, которые можно тянуть и, если хотите петь: JI-JI-JI.
    Между тем, филологи давно подметили такую особенность: все гласные звуки произносятся открытым ртом («ртораскрыватели», а вот почти для всех согласных требуется, чтобы при их произнесении рот хотя бы на мгновение да сомкнулся («ртосмыкатели»). Произнесите сами звуки «Б»,«М»,«В» перед зеркалом. Исключение только звуки: к, г, X!
    Для проведения в дальнейшем звукового анализа вводится обозначение цвета: красный квадрат (кружок)гласный звук, синий квадрат (синий кружок) – твёрдый согласный звук, зелёный квадрат (зелёный кружок) – мягкий согласный звук.
    Подведём итог. Чтобы определить гласный или согласный звук перед нами, должно совпасть несколько пунктов характеристики звука.
    СОГЛАСНЫЙ:
    – Образуется с помощью шума;
    – Есть преграда, «ртосмыкатель»;
    – Может быть звонким или глухим;
    – Может быть твёрдым или мягким.
    – Не образует слог.
    ГЛАСНЫЙ:
    – В его образовании участвует голос;
    – Его можно тянуть, петь;
    – Нет преграды, воздушная струя проходит свободно, «ртораскрыватель»;
    – Образует слог.
    ВОТ СТРУЯ ВОДЫ ИЗ КРАНА ЛЬЁТСЯ ВОЛЬНО, БЕЗ ПРЕГРАД,
    А ЗАЖМУ Я КРАН ЛАДОНЬЮ – ТОЛЬКО БРЫЗГИ ПОЛЕТЯТ!
    ТАКЖЕ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ И ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ:
    ТО СВОБОДНО ПРОПУСКАЮ, ТО ПРЕГРАДЫ СТРОЮ Я.
    ЕСЛИ ПУТЬ ШИРОК, СВОБОДЕН- ГЛАСНЫЙ ЗВУК УСЛЫШИШЬ ТЫ: А! О! И! У! Э! Ы!
    ЕСЛИ Ж ТОРМОЖУ ЗУБАМИ: 3-3-3,
    ЕСЛИ ТОРМОЖУ ГУБАМИ: Б-Б-Б ИЛИ ПРОСТО ЯЗЫКОМ: Р-Р-Р.
    ТЫ УСЛЫШИШЬ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ–
    ОН С ПРЕГРАДАМИ ЗНАКОМ!

  9. Lil Mac4o Ответить

    Елена Евдокимова
    Сказки про гласные и согласные звуки
    Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия “Гласные и согласные звуки” использую в своей работе сказки и “домик звуков“.
    Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.
    Сказки про гласные и согласные звуки
    Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению – не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Для этого рассказываем детям вот такие сказки.
    Сказка о гласных звуках
    В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.
    Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.
    Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений: – спеть по очереди гласные звуки, при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; – взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.
    Гласные тянутся в песенке звонкой
    Могут заплакать и закричать.
    Могут в кроватке баюкать ребёнка,
    Но не желают свистеть и ворчать.
    Воздух свободно идёт через рот,
    Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.
    (В. Берестов)
    Сказка о согласных звуках
    «Послушайте «Сказку о согласных звуках»».
    “Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — “гласныезвуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. “П-П-П” — запыхтел согласный звук “П”. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь”.
    “Т-Т-Т” — застучал звук “Т”, Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; “Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит”.
    “К-К-К” — закряхтел звук “К” и тоже не смог спеть песенку.
    “Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук “А”, — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?” “Согласны! Согласны!” — закричали звуки.
    С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

  10. Nickolson Ответить

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
    Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: “апельсиновый, яблочный…”
    Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, “живое” слово.
    Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
    Уважаемые родители, помните:
    1. Звук – мы слышим и произносим.
    2. Буквы мы пишем и читаем.
    3. Звуки бывают гласными и согласными.
    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
    Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
    Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
    глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
    Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
    Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
    Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
    Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
    Примерные игровые задания.
    Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
    Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
    Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
    Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
    Выложить схему слова КОТ.
    – Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
    – Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
    – Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
    – Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
    – Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
    – Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
    – Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
    – Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
    – Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
    Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
    – Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
    – Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
    Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
    Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
    – Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
    Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
    В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
    – «На что похожа буква?»
    – В ряду букв обвести в круг заданную букву.
    – Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
    – Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
    Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
    Список используемой литературы.
    Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
    Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

  11. RAXUKA Ответить

    Фонетический разбор слова для меня всегда был темным лесом. И по разговорам с другими мамами не только для меня. Но поскольку сейчас дочь сидит на больничном, то приходится разбираться. Вот нашла очень хорошую шпаргалку, делюсь.
    Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
    Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
    Звуки бывают гласные и согласные.
    Гласные звуки.
    При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
    В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
    но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
    А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
    Я, Ё, Ю, И, Е – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл’и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
    Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
    Мяч[м’ач], тёрн [т’орн], тюль [т’ул’], пена [п’эна].
    Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
    в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
    после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
    после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
    В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
    Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
    [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
    В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
    Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
    Согласные звуки.
    При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
    Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
    Звонкие
    образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
    Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
    Глухие
    произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [ш’], [с’], имеют парные звонкие;
    X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
    Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
    «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
    Фока, хочешь поесть щец?
    Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
    Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
    Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’],[й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [’].
    Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].
    Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие.
    Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
    X, Ц, Ч, Щ – всегда глухие согласные.
    Ч, Щ, Й – всегда мягкие согласные.
    Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
    Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие.
    ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
    Запишите слово.
    Поставьте ударение.
    Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
    Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
    Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
    Опишите звуки:
    Гласный, ударный или безударный.
    Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
    Сосчитайте и запишите количество звуков.
    Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
    Примеры
    ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.
    К [к] согл., глух., тв.
    О [а] глас, безудар.
    Л [л’] согл., звон., мягк.
    Е [э] глас, удар.
    Ч [ч’] согл., глух., мягк.
    К [к] согл., глух., тв.
    О [а] глас, безудар.
    Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.
    Е [й’] согл., звон., мягк.
    [э] глас, удар.
    Л [л’] согл., звон., мягк.
    Ь [-] не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л
    Обратите внимание!
    Для гласных.
    Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные.
    Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
    Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён – [л’ о н] – 3 буквы, 3 звука.
    Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
    Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка – [й’ о л к а] – 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
    Буква И
    после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
    после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
    зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
    гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
    кОтик – [ кОт ’ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
    гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
    лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
    в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
    кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
    гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
    мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].
    Для согласных.
    парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
    гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
    Й, Ч, Щ – [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие;
    Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
    Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в, д, л, т пишутся:
    чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН – [зн]:
    звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ’н’и ц а].
    иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
    когти – [к о к т’ и], мягкий – [м’ ах ’ к ’ и й’];
    иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
    сделал – [з’ д’ э л а л].
    между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
    зонтик – [з о н’ т ’и к];
    иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
    стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];
    Удвоенные согласные располагаются
    после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
    перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил’иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал’Эй’а] ;
    сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
    бриться – [бр’ иц:а];
    иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
    конечно – [ кан ’ эшна ], скучно – [ скушна ], что – [ш т о], чтобы – [штобы];
    буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
    щавель [щ ’ав ’ эл ’ ], счастливый [ щ ’асливый ’ ], извозчик [извощ ’ик], перебежчик [п ’ир ’ибещ ’ик];
    в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
    белого – [б е л а в а].
    Read more: http://tutrus.com/fonetika/foneticheskiy-razbor-nachalnaya-shkola#ixzz2ekTaUW00

  12. renegade eyes Ответить

    У Н. Зайцева есть замечательная методика для раннего обучения чтению – кубики Зайцева. Вот там всё просто. На оранжевых (золотых) кубиках гласные звуки (звучание характерное, т.к. кубик с ’начинкой’), при чём на этих кубиках, кроме звуков, наклеена картинка клубнички. Объяснятся так: чтобы произнести этот звук, ротик нужно открыть так, словно хочешь съесть клубничку. Серые (железные) – звонкие звуки (начинка почти, как у золотых), коричневые (деревянные) – глухие (соответствующая начинка кубика). ещё есть большие и маленькие кубики. На больших – твёрдые согласные, на маленьких – мягкие. Объясняется так: чтобы произнести твёрдый звук, нужно открыть ротик шире, чтобы мягкий – не так широко. Я не агитирую их покупать – не дешёвое удовольствие, просто делюсь теми элементами, которые можно использовать для обучения деток. Ну и эти кубики самому сделать можно, если видите в этом необходимость (в и-нете скачивала лично и кубики, и описание самой методики).
    Это хорошее пособие для малышей. В 6 лет не понимать такого …. не знаю. Мы звуки учили на подготовке малому еще 5 было, все понимал. А потом еще классные правила разбивания на слог, при стечении двух согласных сонорная относится к первому слогу. А я,ю,е в начале слова и после согласной – два звука Й и а,у,э соответственно. Объясняла как здесь пишу, все понимал и запоминал. Не недооценивайте своих детей ))

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *