Как определить долготу и широту на карте 6 класс?

39 ответов на вопрос “Как определить долготу и широту на карте 6 класс?”

  1. Саня_RuN Ответить


    Олимпиада

    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Оплатить Я+

    Акции, скидки

    Новости
    Отправить отзыв

  2. BeautyBeast Ответить

    В географии реже, но всё же используются минуты и даже секунды. Это доли градуса, которые имеют аналогию с часовой минутой, которая делит 1 час на 60 минут. Она используется для более детального указания точки на карте. Но из-за того, что необходима при узком круге задач, редко когда бывает необходима. Обычно, достаточно только градусов, чтобы определить населённый пункт на карте или регион.
    Географические минуты записываются так: 34° (градуса) 35’ (минут) 23» (секунды) северной широты. Градусы могут записываться как дробные части, например, 43,04°. Это более компактная запись относительно предыдущей. Использование записей не регулируется какими-то правилами. Более того, их вообще не существует касательно записей координат. И это недопустимо, так как каждый может использовать любую запись на своё усмотрение. А это ведёт к путанице и неразберихе. Чаще всего всё же используется запись с дробью, а также с указанием минут и секунд.
    Читайте также: Карта гроз онлайн.

    Каким образом можно найти широту и долготу

    При помощи основных определений, которые описаны в предыдущих разделах, вы легко сможете найти долготу и широту на бумажной карте или глобусе. Определите, в какой части земного шара находится точка, которую вы ищите. Найдите сначала широту, затем долготу. Именно такой порядок чаще всего используется при написании координат и их поиске. Практически все географические карты имеют сетку координат с числовыми значениями градусов параллелей широт и долгот. Используйте их, чтобы определить нужное место на карте.
    При поиске координат с углубленным рельефом и трёхмерных координат иногда используют высоту. Но она не относится к географическим понятиям. И в записи координат не значится. Тем более, сегодня у каждого есть ноутбуки и мобильные устройства, при помощи которых можно легко найти любую точку на карте, имея её координаты и даже без знаний основных географических понятий.

    Определение координат на виртуальной карте Google

    Одними из самых популярных онлайн-карт являются Google Maps и Яндекс Карты. Ими пользуются в большинстве странах мира. Чтобы открыть карты Гугл, перейдите по адресу в мобильном или веб-браузере https://www.google.ru/maps. Если у вас есть координаты, их можно ввести прямо в строке поиска. Система отлично поймёт и определит ведённые вами данные. В этих картах нужно сначала писать широту, а после долготу.

  3. Dianakus Ответить

    I. Учебно-методический комплекс урока.

    Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы., – М., Просвещение 2009.
    Учебник «География. Природа и люди» под редакцией Алексеева А.И., – М., Просвещение 2007.
    Николина В.В. География 6 кл. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007.
    Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007.
    Гусева Е.Е. География 6 кл. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008.
    Физическая карта полушарий, физическая карта России.
    Глобусы.

    II. Цели урока:

    а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;
    б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;
    в) воспитательные:
    учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;
    проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;
    научатся аккуратно вести записи на контурной карте.
    Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:
    географическую широту;
    географическую долготу;
    географические координаты.

    III. Методы обучения:

    По источнику знания:
    а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
    б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;
    в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.
    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;
    По степени самостоятельности:
    а) с учителем при получении нового знания;
    б) в паре при решении пробного упражнения;
    в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

    IV. Формы обучения:

    Практическая работа.

    V. Формы организации работы в классе:

    индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;
    парная, при выполнении пробного упражнения;
    индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

    VI. Ход урока:

    1 этап: Организационный момент.
    1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.
    2. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.? 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»
    а
    б
    в
    г
    1
    +
    2
    +
    3
    +
    4
    +
    Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
    Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.
    Вопросы:
    Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.
    Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.
    Направления запад > восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.
    Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.
    Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
    Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.
    2. Основной этап. Введение нового материала.
    Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.
    Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.
    Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
    Запишем тему урока в тетрадь.
    «Географические координаты»
    Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»
    Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.
    Учитель спрашивает: «-Почему вы не смогли определить место крушения?»
    Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»
    Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?
    Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.
    Учитель: Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 56 рис. 39. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту. Запишем в тетрадь.
    Параллель 23,5° с.ш. – это Северный тропик;
    Параллель 23,5° ю.ш. – это Южный тропик;
    Параллель 66,5° с.ш. – Северный полярный круг;
    Параллель 66,5° ю.ш. – Южный полярный круг.
    (Учащиеся по рисунку находят расположение, названных параллелей).
    Учитель: Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Определим географическую широту г.Санкт-Петербурга. Для того чтобы правильно определить широту объекта воспользуемся алгоритмом «Шаг за шагом» на странице 58 учебника.
    Учащиеся читают вслух.
    Определяем географическую широту:
    Найти объект на карте.
    Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
    Определить широту параллели, на которой расположен объект.
    (Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)
    Учитель: Запишем в тетради г.Санкт-Петербург – 60° с.ш. А как определить географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г. Москва. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом».
    Учащиеся читают.
    Если объект расположен между параллелями, следует:
    Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
    Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
    Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора – 50° с.ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели, проведенной через заданную точку.
    Учитель: Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Париж, Кейптаун.
    Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:
    г. Париж – 48° с.ш.
    г. Кейптаун – 34° ю.ш.
    Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется правильность определения географической широты
    Учитель: По «Физической карте России» определите географическую широту мыса Челюскин.
    Ученик у доски определяет и записывает м.Челюскин – 77°с.ш.
    Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.
    Учитель: Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37° ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти затруднения учащиеся проговаривают вслух)
    Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план действий.
    Послушать учителя по данному вопросу.
    Проработать алгоритм «Шаг за шагом»
    Учитель: Что значит определить географическую долготу?
    Работа с рис. 40 стр. 57 учебника.
    Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.
    Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
    Запишем в словарь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.
    Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом» на стр.58 учебника «Определяем географическую долготу»
    Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
    Найти объект на карте.
    Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
    Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.40 в учебнике).
    Учащиеся работают с рисунком 40 учебника.
    Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами? Читаем дальше алгоритм «Шаг за шагом».
    Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:
    Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
    Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
    Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7,5°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7,5°=37,5° в.д.
    Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.
    Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.
    Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы. Запишем в словарь определение понятия «географические координаты». А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую долготу г. Париж и г. Кейптаун.
    Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:
    город Париж – 48° с.ш., 2° в.д.
    город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.
    Учитель: По «Физической карте России» определите географическую долготу мыса Челюскин и запишите полученный результат в тетради. Зачитайте полученные координаты (мыс Челюскин 77° с.ш., 104° в.д.).
    Учащиеся определяют географические координаты мыса Челюскин.
    Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на котором она расположена.
    Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел кораблекрушение.
    Учащиеся: На «Физической карте полушарий» определяют место кораблекрушения (о.Табор – 37° ю.ш., 153° в.д.)
    Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.
    3. Закрепление.
    Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.
    10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?
    Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).
    Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
    Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)
    Учитель: Выполним задания на контурной карте.
    В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.
    Задание повышенной сложности.
    В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (точка приземления – 49°с.ш., 123°з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.
    Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.
    Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).
    4. Задание на дом.
    Изучить §10.
    Ответить устно на вопросы 2, 3.
    В тетради «Мой тренажер» задание №26(1), №30, №32, №31 (усложнённое) (по выбору учащихся).
    Литература
    Николина В.В. География 6 класс. Методические разработки. – М., Просвещение, 2007.
    Никитина И.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс. – М., Вако, 2005.
    Морозова Л.П. Занимательные материалы по географии 6 класс. – Волгоград, Издательский торговый дом «Корифей», 2007.

  4. ЖиЗнЕнНаЯ ДеВоЧкА Ответить

    Ранее были рассмотрены плановые системы координат, определяющие положение любой точки на поверхности земного эллипсоида, либо референц-эллипсоида, либо на плоскости. Однако эти плановые системы координат не позволяют получить однозначное положение точки на физической поверхности Земли. Географические координаты относят положение точки к поверхности референц-эллипсоида, полярные и биполярные кординаты относят положение точки к плоскости. И все эти определения никак не касаются физической поверхности Земли, которая для географа и является более интересной, чем референц-эллипсоид.
    Таким образом, плановые системы координат не дают возможности однозначно определить положение данной точки. Необходимо как-то определить своё положение хотя бы словами «выше», «ниже». Только относительно чего? Для получения полной информации о положении точки на физической поверхности Земли используется третья координата – высота. Поэтому и возникает необходимость рассмотреть третью систему координат – систему высот.
    Расстояние по отвесной линии от уровенной поверхности до точки физической поверхности Земли называют высотой.
    Высоты бывают абсолютные, если их отсчет ведется от уровенной поверхности Земли, и относительные (условные), если их отсчет ведется от произвольной уровенной поверхности. Обычно за начало отсчета абсолютных высот принимают уровень океана или открытого моря в спокойном состоянии. В России и Украине за начало отсчета абсолютных высот принят нуль Кронштадтского футштока.
    Футшток – рейка с делениями, укрепленная отвесно на берегу так, чтобы обеспечивалась возможность определения по ней положения поверхности воды, находящейся в спокойном состоянии.
    Кронштадтский футшток – черта на медной пластине (доске), вмонтированной в гранитный устой Синего моста Обводного канала в г. Кронштадте.
    Первый футшток был установлен во времена правления Петра 1, и с 1703 г. начались регулярные наблюдения за уровнем Балтийского моря. Вскоре футшток был разрушен и только с 1825 г. (и до настоящего времени) были возобновлены регулярные наблюдения. В 1840 г. гидрографом М.Ф.Рейнекебыла вычислена средняя высота уровня Балтийского моря и зафиксирована на гранитном устое моста в виде глубокой горизонтальной черты. С 1872 г. эта черта принята за нулевую отметку при вычислении высот всех точек на территории Российского государства. Кронштадский футшток неоднократно видоизменялся, однако положение его основной отметки при изменениях конструкции сохраняли прежней, т.е. определенной в 1840 г.
    После распада Советского Союза украинские геодезисты не стали изобретать свою национальную систему высот, и в настоящее время в Украине по-прежнему используется Балтийская система высот.
    Следует отметить, что в каждом необходимом случае не ведут измерения непосредственно от уровня Балтийского моря. Существуют на местности специальные точки, высоты которых заранее были определены в Балтийской системе высот. Эти точки называют реперами.
    Абсолютные высоты H могут быть положительными (для точек выше уровня Балтийского моря), и отрицательными (для точек ниже уровня Балтийского моря).
    Разность абсолютных высот двух точек называют относительной высотой или превышением (h):
    h =HА −HВ .
    Превышение одной точки над другой также может быть положительным и отрицательным. Если абсолютная высота точки А больше абсолютной высоты точки В, т.е. находится выше точки В, то превышение точки А над точкой В будет положительным, и наоборот, превышение точки В над точкой А – отрицательным.
    Пример. Абсолютные высоты точек А и В: НА = +124,78 м; НВ = +87,45 м. Найти взаимные превышения точек А и В.
    Решение. Превышение точки А над точкой В
    hА(В) = +124,78 – (+87,45) = +37,33 м.
    Превышение точки В над точкой А
    hВ(А) = +87,45 – (+124,78) = –37,33 м.
    Пример. Абсолютная высота точки А равна НА = +124,78 м. Превышение точки С над точкой А равно hС(А) = –165,06 м. Найти абсолютную высоту точки С.
    Решение. Абсолютная высота точки С равна
    НС = НА + hС(А) = +124,78 + (–165,06) = – 40,28 м.
    Численное значение высоты называют отметкой точки (абсолютной или условной).
    Например, НА = 528,752 м – абсолютная отметка точки А; Н’В = 28,752 м – условная отметка точки В.

    Рис. 3.12. Высоты точек земной поверхности
    Для перехода от условных высот к абсолютным и наоборот необходимо знать расстояние от основной уровенной поверхности до условной.
    Видео
    Меридианы, параллели, широты и долготы
    Определение положения точек земной поверхности
    Вопросы и задания для самоконтроля
    Раскройте понятия: полюс, плоскость экватора, экватор, плоскость меридиана, меридиан, параллель, градусная сетка, координаты.
    Относительно каких плоскостей на земном шаре (эллипсоиде вращения) определяют географические координаты?
    В чем отличие астрономических географических координат от геодезических?
    С помощью чертежа раскройте понятия «сферическая широта» и «сферическая долгота».
    На какой поверхности определяют положение точек в астрономической системе координат?
    С помощью чертежа раскройте понятия «астрономическая широта» и «астрономическая долгота».
    На какой поверхности определяют положение точек в геодезической системе координат?
    С помощью чертежа раскройте понятия «геодезическая широта» и «геодезическая долгота».
    Почему для повышения точности определения долготы необходимо соединить прямыми линиями ближайшие к точке одноименные десятисекундные деления?
    Как можно рассчитать широту точки, если определить количество минут и секунд от северной рамки топографической карты?
    Какие координаты называют полярными?
    Для каких целей в полярной системе координат служит полярная ось?
    Какие координаты называют биполярными?
    В чем сущность прямой геодезической задачи?
    В чем сущность обратной геодезической задачи?
    Какую величину называют приращением координат?
    Дайте определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла.
    Как можно применить в топографии теорему Пифагора о соотношении между сторонами прямоугольного треугольника?
    Какую величину называют высотой точки?
    Раскройте понятия: «абсолютная высота точки», «относительная высота точки».
    Как рассчитать абсолютную высоту второй точки, если известны абсолютная высота первой точки и превышение второй точки над первой?
    Какую уровенную поверхность принято считать началом отсчета абсолютных высот в Украине?
    Как называют численное значение высоты?
    Далее
    Содержание
    Главная
    Предыдущая

  5. Thetadar Ответить

    Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть — система параллелей и меридианов. Она служит для определения географических координат точек земной поверхности — их долготы и широты.

    Параллели (от греч. parallelos — идущий рядом) — это линии, условно проведенные на земной поверхности параллельно экватору; экватор — линия сечения земной поверхности изображаемой плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Самая длинная параллель — экватор; длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.
    Меридианы (от лат. meridianus полуденный) — линии, условно проведенные на земной поверхности от одного полюса до другого по кратчайшему пути. Все меридианы равны по длине.Все точки данного меридиана имеют одинаковую долготу, а все точки данной параллели — одинаковую широту.

    Рис. 1. Элементы градусной сети

    Географическая широта и долгота

    Географическая широта точки — это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Она изменяется от 0° (экватор) до 90° (полюс). Различают северную и южную широты, сокращенно с.ш. и ю.ш. (рис. 2).
    К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту, а к северу от экватора — северную. Определить географическую широту любой точки — это значит определить широту параллели, на которой она находится. На картах широту параллелей подписывают на правой и левой рамках.

    Рис. 2. Географическая широта
    Географическая долгота точки — это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Начальный (нулевой, или Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана долгота всех точек восточная, к западу — западная (рис. 3). Долгота изменяется от 0 до 180°.

    Рис. 3. Географическая долгота
    Определить географическую долготу любой точки — это значит определить долготу меридиана, на котором она находится.
    На картах долготу меридианов подписывают на верхней и нижней рамках, а на карте полушарий — на экваторе.
    Широта и долгота любой точки Земли составляют ее географические координаты. Так, географические координаты г. Москвы 56° с.ш. и 38° в.д.

    Географические координаты городов России и стран СНГ

    Город
    Широта
    Долгота
    Абакан
    53.720976
    91.44242300000001
    Архангельск
    64.539304
    40.518735
    Астана (Казахстан)
    71.430564
    51.128422
    Астрахань
    46.347869
    48.033574
    Барнаул
    53.356132
    83.74961999999999
    Белгород
    50.597467
    36.588849
    Бийск
    52.541444
    85.219686
    Бишкек (Киргизия)
    42.871027
    74.59452
    Благовещенск
    50.290658
    127.527173
    Братск
    56.151382
    101.634152
    Брянск
    53.2434
    34.364198
    Великий Новгород
    58.521475
    31.275475
    Владивосток
    43.134019
    131.928379
    Владикавказ
    43.024122
    44.690476
    Владимир
    56.129042
    40.40703
    Волгоград
    48.707103
    44.516939
    Вологда
    59.220492
    39.891568
    Воронеж
    51.661535
    39.200287
    Грозный
    43.317992
    45.698197
    Донецк (Украина)
    48.015877
    37.80285
    Екатеринбург
    56.838002
    60.597295
    Иваново
    57.000348
    40.973921
    Ижевск
    56.852775
    53.211463
    Иркутск
    52.286387
    104.28066
    Казань
    55.795793
    49.106585
    Калининград
    55.916229
    37.854467
    Калуга
    54.507014
    36.252277
    Каменск-Уральский
    56.414897
    61.918905
    Кемерово
    55.359594
    86.08778100000001
    Киев (Украина)
    50.402395
    30.532690
    Киров
    54.079033
    34.323163
    Комсомольск-на-Амуре
    50.54986
    137.007867
    Королев
    55.916229
    37.854467
    Кострома
    57.767683
    40.926418
    Краснодар
    45.023877
    38.970157
    Красноярск
    56.008691
    92.870529
    Курск
    51.730361
    36.192647
    Липецк
    52.61022
    39.594719
    Магнитогорск
    53.411677
    58.984415
    Махачкала
    42.984913
    47.504646
    Минск (Беларусь)
    53.906077
    27.554914
    Москва
    55.755773
    37.617761
    Мурманск
    68.96956299999999
    33.07454
    Набережные Челны
    55.743553
    52.39582
    Нижний Новгород
    56.323902
    44.002267
    Нижний Тагил
    57.910144
    59.98132
    Новокузнецк
    53.786502
    87.155205
    Новороссийск
    44.723489
    37.76866
    Новосибирск
    55.028739
    82.90692799999999
    Норильск
    69.349039
    88.201014
    Омск
    54.989342
    73.368212
    Орел
    52.970306
    36.063514
    Оренбург
    51.76806
    55.097449
    Пенза
    53.194546
    45.019529
    Первоуральск
    56.908099
    59.942935
    Пермь
    58.004785
    56.237654
    Прокопьевск
    53.895355
    86.744657
    Псков
    57.819365
    28.331786
    Ростов-на-Дону
    47.227151
    39.744972
    Рыбинск
    58.13853
    38.573586
    Рязань
    54.619886
    39.744954
    Самара
    53.195533
    50.101801
    Санкт-Петербург
    59.938806
    30.314278
    Саратов
    51.531528
    46.03582
    Севастополь
    44.616649
    33.52536
    Северодвинск
    64.55818600000001
    39.82962
    Северодвинск
    64.558186
    39.82962
    Симферополь
    44.952116
    34.102411
    Сочи
    43.581509
    39.722882
    Ставрополь
    45.044502
    41.969065
    Сухум
    43.015679
    41.025071
    Тамбов
    52.721246
    41.452238
    Ташкент (Узбекистан)
    41.314321
    69.267295
    Тверь
    56.859611
    35.911896
    Тольятти
    53.511311
    49.418084
    Томск
    56.495116
    84.972128
    Тула
    54.193033
    37.617752
    Тюмень
    57.153033
    65.534328
    Улан-Удэ
    51.833507
    107.584125
    Ульяновск
    54.317002
    48.402243
    Уфа
    54.734768
    55.957838
    Хабаровск
    48.472584
    135.057732
    Харьков (Украина)
    49.993499
    36.230376
    Чебоксары
    56.1439
    47.248887
    Челябинск
    55.159774
    61.402455
    Шахты
    47.708485
    40.215958
    Энгельс
    51.498891
    46.125121
    Южно-Сахалинск
    46.959118
    142.738068
    Якутск
    62.027833
    129.704151
    Ярославль
    57.626569
    39.893822

  6. MaFro Ответить

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 44 »
    города Владимира
    Раздаточный материал для учащихся 6 класса
    Определение протяжённости объектов с помощью градусной сетки;
    Определение географических координат точек.
    ФИО педагога:     Денисова Светлана Михайловна
    Определение протяжённости объектов с помощью градусной сетки
    с Cевера на Юг
    А) Если объект расположен по обе стороны от экватора
    Б) Если объект расположен по одну сторону от экватора


    1. Определить географическую широту точек:
    т.1 –  350 с.ш.
    т.2 –  250 ю.ш.
    2. Сложить полученные данные:
    35 + 25 = 60
    (получим расстояние в градусах)
    3. Умножить расстояние на 111
    ( так как в 10 по меридиану 111 км )
    60 х 111 = 6660
    4. Ответ: протяжённость объекта 6660 км
    1. Определить географическую широту точек:
    т.1 – 100 с.ш.
    т.2 – 440 ю.ш.
    2. Вычесть из широты т.2  широту т.1:
    44 – 10 = 34
    (получим расстояние в градусах)
    3. Умножить расстояние на 111
    ( так как в 10 по меридиану 111 км )
    34 х 111 = 3774
    4. Ответ: протяжённость объекта 3774 км
    с Запада на Восток
    А) Если объект расположен по обе стороны от нулевого меридиана
    Б) Если объект расположен по одну сторону от нулевого меридиана
    Длина 10  параллелей:

    00 – 111,3 км
    100 – 109,6 км  (пример)
    200 – 104,6 км
    300 –   96,5 км
    400 –   85,4 км
    500 –   71,7 км
    600 –   55,8 км
    700 –   38,2 км
    800 –   19,4 км
    1. Определить географическую долготу точек:
    т.1 – 17 0 з.д.
    т.2 – 9 0   в.д.
    2. Сложить полученные данные
    17 + 9 = 26    (получим расстояние в градусах)
    3. Умножить полученное число на длину 10  (это зависит от того, по какой параллели мы определяем расстояние, у нас параллель 100)
    26 х 109,6 = 2850
    4. Ответ: протяжённость объекта 28500 км
    1. Определить географическую долготу точек:
    т.1 – 80 0 з.д.
    т.2 – 20 0 з.д.
    2. Вычесть из долготы точки1 долготу точки 2
    80 – 20 = 60     (получим расстояние в градусах)
    3. Умножить полученное число на длину 10  (это зависит от того, по какой параллели мы определяем расстояние, у нас параллель 100)
    60 х 109,6 = 6576
    4. Ответ: протяжённость объекта 6576 км



  7. vanishing smile Ответить

    Муниципальное образовательное учреждение Тихоновская основная общеобразовательная школа
    Вохомского района Костромской области
    Дидактические карточки
    по географии для 6 класса по теме:

    Составитель:
    учитель географии
    Манина Елена Егоровна
    С. Тихон 2015 г
    Пояснительная записка.
    Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию. В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: “Карта – второй язык географии”, притом язык более экономный и доходчивый.
    Поводом для разработки дидактических карточек явилось пособие «Готовимся к единому государственному экзамену по географии. Часть 2. Анализ типичных ошибок учащихся» Москва «Школьная Пресса» 2004 год. В пособии говорится, что с заданиями, в которых требуется определить географические координаты на карте, справляются около ? учащихся. Ошибки при выполнении заданий такого типа связаны с затруднениями в выполнении элементов градусной сети. Учащиеся ошибаются при определении значений широты и долготы точек, расположенных между проведенными на конкретной карте параллелями и меридианами, так как не обращают внимания на то, через какие интервалы они проведены.
    Как показала практика работы в школе, одной из трудных тем курса географии 6 класса является тема «Географические координаты», так как учащимся очень сложно научиться определять географические координаты. Они постоянно путают широту с долготой. Для лучшего понимания и запоминания учебного материала я разработала дидактические карточки, которые использую не только для обучения и закрепления умения определять географические координаты, объекты по географическим координатам, но и при изучении других тем курса: «Земная кора», «Гидросфера», для запоминания географической номенклатуры, отработки различных умений: определять глубины, высоты, направления.
    Выполняя различные задания, учащиеся получают дополнительные знания по другим учебным дисциплинам, так как карточки составлены с использованием межпредметных связей. Учащиеся вырабатывают навыки работы с картами различного содержания, так как для работы используют физическую карту России и полушарий, политическую карту мира. Чтобы развить интерес к предмету учащимся предлагаю самим составить задания, например: «Чайнворд», маршрут путешествия, в котором нужно объекты зашифровать, то есть, определить географические координаты.
    Цели:
    Углубление и расширение знаний по теме: «Географические координаты».
    Задачи:
    Обучать учащихся приемам работы с картой, определять географические координаты точки и объект по заданным координатам
    Развивать познавательную активность учащихся и интерес к географии.
    I. Нахождение по географическим координатам объекта на карте.
    Карточка № 1.
    Определите по географическим координатам природные рекордсмены мира:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Самый высокий водопад на Земле?
    5 ?с.ш.; 62 ?з.д.
    2. Самая высокая вершина мира?
    28 ?с.ш.; 88 ?в.д.
    3. Полюс холода Земли?
    78 ?ю.ш.; 107 ?в.д.
    4. Самый большой остров?
    70 ?с.ш.;40 ?з.д.
    5. Самое большое высокогорное озеро мира?
    16 ?ю.ш.; 69 ?з.д.
    Ответы: водопад Анхель, г. Джомолунгма, станция «Восток», о. Гренландия, оз. Титикака.
    Карточка № 2.
    Определите по географическим координатам самые необычные объекты на Земле:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Озеро, которое меняет свои очертания.
    13 ?с.ш.; 14 ?в.д.
    2. Страна, которая называлась «Золотая империя»
    19 ?с.ш.; 98 ?з.д.
    3. Острова, названные Христофором Колумбом «Собачьи».
    28 ?с.ш.; 17 ?з.д.
    4.Острова, названные в честь испанского короля.
    15 ?с.ш.;122 ?в.д.
    5. Острова, которые до XVII века назывались разбойничьи.
    15 ?с.ш.; 145 ?в.д.
    Ответы: озеро Чад, страна Мексика, острова: Канарские, Филиппинские, Марианские.
    Карточка № 3.
    Определите по географическим координатам природные рекордсмены России?
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Самая высокая вершина России.
    44 ?с.ш.;43 ?в.д.
    2. Самое холодное место в России.
    63 ?с.ш.;143 ?в.д.
    3. Самый высокий действующий вулкан в России.
    56 ?с.ш.;161 ?в.д.
    4. Самый большой полуостров России.
    75 ?с.ш.;100 ?в.д.
    5. Самое низкое место в России.
    44 ?с.ш.; 47 ?в.д.
    Ответы: г. Эльбрус, г. Оймякон, влк. Ключевская Сопка, п-ов Таймыр, Прикаспийская низменность.
    Карточка № 4.
    Определите по географическим координатам самые необычные объекты в России:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Озеро, в которое впадает 330 рек и речек.
    53 ?с.ш.; 107 ?в.д.
    2. Полуостров, который говорит, что он мал.
    70 ?с.ш.; 70 ?в.д.
    3. Республика, которую называют «страной тысячи озер».
    63 ?с.ш.; 33 ?в.д.
    4. Город, где расположен Ипатьевский монастырь.
    58 ?с.ш.; 41 ?в.д.
    5. Город «птица».
    52 ?с.ш.; 36 ?в.д.
    Ответы: озеро Байкал, полуостров Ямал, республика Карелия, город Кострома, город Орел.
    Карточка № 5.
    Определите по географическим координатам открытия известных географов-путешественников:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Водопад, который открытый
    Д. Левингстон.
    18 ? ю.ш.; 25 ? в.д.
    2. Остров, открытый А. Тасманом.
    5 ? ю.ш.; 140 ? в.д.
    3. Это необычное поднятие обнаружил Дж. Кук.
    18 ? ю.ш.; 150 ? в.д.
    4. Остров, который открыла русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный»
    69 ? ю.ш.; 91? з.д.
    5. Остров, который в конце XVI века открыл итальянец Джон Кабот.
    48 ? с.ш.; 55 ? з.д.
    Ответы: водопад Виктория, остров Новая Гвинея, Большой Барьерный риф, остров Петра Первого, остров Ньюфаундленд.
    Карточка № 6.
    Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения по биологии:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Где произрастает самый крупный цветок раффлезия Арнольди, диаметр которого до 1 метра, вес до 15 кг.
    0? ш.; 102 ? в.д.
    2. Определите страну, где растет чудо-дерево баньян, самый большой экземпляр имеет 4300 стволов, под шатром, которого отдыхали отряды по 600 человек одновременно.
    20? с.ш.; 76 ? в.д.
    3. На земле есть только одно место, где нерестится угорь.
    30? с.ш.; 75 ? з.д.
    4. Остров, на котором водятся самые маленькие полуобезьяны.
    69? ю.ш.; 91 ? з.д.
    5. Родина картофеля.
    33 ? ю.ш.; 70 ? з.д.
    Ответы: остров Суматра, страна Индия, Саргассово море, остров Петра Великого, страна Чили.
    Карточка № 7.
    Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения по литературе:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Родина Снегурочки.
    58 ?с.ш.; 41 ?в.д.
    2. Город, где жил М.Ю. Лермонтов, а сейчас находится музей поэта.
    44? с.ш.; 43? в.д.
    3. Страна, где последние годы жил Н.В. Гоголь.
    42? с.ш.;13 ? в.д.
    4. Река, к которой вышел Васютка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
    66? с.ш.; 87? в.д.
    5. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана. Как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна.
    64? с.ш., 21з.д.
    Ответы: город Кострома, город Пятигорск, Италия, река Енисей, остров Исландия.
    Карточка № 8.
    Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения из области спорта:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Родина Олимпийских игр.
    38?с.ш., 24 ? в.д.
    2. Город, в котором в 2014 году состояться зимние Олимпийские игры.
    43? с.ш., 39 ? в.д.
    3. Город, в котором проходили в 1980 году летние Олимпийские игры.
    56? с.ш., 38? в.д.
    4. Родина футбола.
    53? с.ш., о? д.
    5. Родина самого выдающегося футболиста Пеле.
    16? ю.ш., 48 ? з.д.
    Ответы: Греция, Сочи, Москва, Англия, Бразилия.
    Карточка № 9.
    Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения из истории:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Город, который 900 дней был блокирован.
    60? с.ш., 30? в.д.
    2. Город, в котором проходил парад Победы в 1945 году.
    56? с.ш., 38? в.д.
    3. Город, который первым подвергся нападению монголо-татар.
    54? с.ш., 39? в.д.
    4. Озеро, через которое в блокадные дни была проложена «Дорога жизни»
    61? с.ш., 31 ? в.д.
    5. Столица древнерусского государства.
    51? с.ш., 31? в.д.
    Ответы: Санкт-Петербург (Ленинград), Москва, Рязань, Ладожское, Киев.
    Карточка № 10.
    По географическим координатам определить озера.
    Географические координаты
    Объект
    0 ? ш., 33 ? в.д. ?
    47 ? с.ш., 90 ? з.д.
    28 ? ю.ш.; 137 ? в.д.
    54 ? с.ш.; 108 ? в.д.
    61 ? с.ш.; 32 ? в.д.
    Ответы: Виктория, Верхнее, Эйр, Байкал, Ладожское.
    Карточка № 11.
    Определив по географическим координатам объекты, вы получите интересные сведения математике:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Родина древнегреческого математика, физика, инженера Архимеда.
    37? с.ш., 15? в.д.
    2. Родина единственной женщины математика.
    56? с.ш., 37? в.д.
    3. Страна, где с первых веков нашей эры пользовались десятеричной системой счисления.
    20? с.ш.; 76 ? в.д.
    Ответы: остров Сицилия, Москва, страна Индия.
    Карточка № 12.
    Города меняют свои названия, определите по географическим координатам современное название городов:
    Вопрос
    Географические координаты
    Объект
    1. Горький
    56? с.ш., 44? в.д.
    2. Ленинград
    60? с.ш., 30? в.д.
    3. Свердловск
    57? с.ш., 61? в.д.
    4. Сталинград
    48? с.ш., 44? в.д.
    5.Куйбышев
    53? с.ш., 50? в.д.
    Ответы: Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Самара.
    Карточка № 13.
    1. Знаете ли вы, где можно увидеть самых длиннохвостых на земле кур. Наибольшей длиной отличается хвост кур светло-лиловой породы, которой принадлежит рекорд – 7 метров 30 см.
    При правильном выполнении задания из начальных букв образуется определенное слово, которое является ответом.
    62? с.ш., 38? в.д.
    58? с.ш., 28? в.д.
    63 ? с.ш.;
    143 ?в.д.
    65 ? с.ш.;
    60 ?в.д.
    53? с.ш.;
    104 ?в.д.
    7? ю.ш.;
    110 ?в.д
    Ответы: Якутск, Псков, Оймякон, Народная, Иркутск, Ява.
    2. Знаете ли вы, что самое маленькое государство имеет площадь 0, 44кв. км. Как оно называется?
    67 ? с.ш.; 64 ? в. д.
    47 ? с. ш.;
    48 ? в. д.
    42 ? с.ш.; 45 ? в.д.
    53? с.ш.;
    104 ?в.д.
    58 ? с.ш.;
    49 ?в.д.
    58 ? с.ш.;
    126 ?в.д
    69 ? с.ш.;
    88 ?в.д
    Ответ: Воркута, Астрахань, Тбилиси, Иркутск, Киров, Алдан, Норильск.
    Карточка №14.
    Путешествия по карте
    Если вы плывете строго на восток из точки с координатами 35 ? ю. ш., 22 ? в. д., то на берег вы высадитесь в точке с координатами_____
    Если вы перемещаетесь из точки с координатами 75 ? с.ш., 100 ? в. д. в точку с координатами 0 ш., 100 в. д., то вы пересечете материк____________________________________________________
    Если вы отправились в путь из точки с координатами 1 ? с.ш., 51 ? в.д. в точку с координатами 10 ? ю. щ., 132 ? в.д., то вы пересечете океан______________________________________________________
    Вы отправились в путешествие по маршруту: Москва – Париж – Каир – Вашингтон – Токио. Зашифруйте свой маршрут. (Вместо городов указать координаты)
    10 января 1821 г. русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров. Координаты его 69 ? ю. ш. И 91 ? з.д. Как называется и в каком океане находится он?
    6. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море в точке с координатами 30 ? с. ш.; 70 ? з. д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль в точке с координатами 36 ? с. ш.; 50 ? з. д. Обозначить на контурной карте место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем – кружочком.
    I I. Определение географических координат объекта.
    Карточка № 15.
    Определить материки, на которых расположены крупнейшие реки мира, географические координаты устьев данных рек:
    Река
    Материк
    Географические координаты
    Амазонка
    Обь
    Хуанхе
    Нил
    Лена
    Карточка № 16.
    Определить столицы государств и их географические координаты.
    Государство
    Столица
    Географические координаты
    Россия
    Китай
    Франция
    Германия
    США
    Карточка № 17.
    Определить самые высокие вершины горных систем и их географические координаты:
    Горы
    Вершина
    Географические координаты
    Кавказ
    Уральские
    Анды
    Кордильеры
    Гималаи
    Карточка № 18.
    Определить географические координаты крайних северных точек материков:
    Материк
    Крайние северные точки
    Географические координаты
    Евразия
    Африка
    Австралия
    Северная Америка
    Южная Америка
    Карточка № 19.
    Определить географические координаты глубочайших впадин Земли и их глубину:
    Океан
    Впадина
    Наибольшая глубина
    Географические координаты
    Тихий
    Марианская
    Антлантический
    Пуэрто-Рико
    Индийский
    Зондская
    Карточка № 20.
    Определить географические координаты водопадов мира:
    Название
    Материк
    Географические координаты
    Анхель
    Южная Америка
    Виктория
    Африка
    Ниагарский
    Северная Америка
    Игуасу
    Южная Америка
    Стенли
    Африка
    Карточка № 21.
    Третий лишний
    Определить географические координаты, выбрать лишний объект, объяснить по какому принципу выбрали:
    1.
    Города
    Географические координаты
    Якутск
    Пекин
    Вашингтон
    2.
    Вулканы
    Географические координаты
    Эребус
    Катопахи
    Орисаба
    Карточка № 22.
    Путешествие по меридиану.
    Найти несколько объектов, расположенных на меридиане 30 ?в.д, определить широту .
    Объект (город, вулкан, горы, озеро, море)
    Географическая широта
    Карточка № 23.
    Путешествие по параллели.
    Найти несколько объектов, расположенных на параллели 60 ?с.ш., определить географическую долготу.
    Объект (город, вулкан, гора, озеро, море)
    Географическая долгота
    Карточка № 24.
    Путешествие без карты.
    Найти соответствие, не пользуясь картой.
    Город
    Географические координаты
    1. Москва (Евразия)
    А. 42? с.ш., 77? з.д.
    2. Нью-Йорк (Северная Америка)
    В. 33? ю.ш., 151? в.д.
    3. Сидней (Австралия)
    С. 56? с.ш., 38? в.д.
    Ответ: 1___ ; 2____; 3____ .
    Карточка № 25.
    Самый, самый…
    Определить географические координаты самых…городов России:
    Город, самый…
    Географические координаты
    северный
    южный
    западный
    восточный
    Карточка № 26.
    Пятерочка.
    Найти на карте пять объектов (город, водопад, вулкан, гора) на букву «С», определить их географические координаты:
    Объект
    Географические координаты
    г. Самара

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *