Как определить к какой части речи относится слово?

56 ответов на вопрос “Как определить к какой части речи относится слово?”

  1. ARARAR79 Ответить

    Анализ выполнения выпускниками заданий А11 и В2
    на ЕГЭ убеждает, что эти задания – провести
    морфологический анализ указанных слов или
    самостоятельно найти в тексте все слова
    определенной части речи – оказались одними из
    самых сложных: процент их выполнения очень
    низкий – около 47% и 31% соответственно.
    Экзаменующиеся чаще всего не узнают краткие
    причастия, краткие прилагательные, производные
    предлоги, наречия, существительные с
    собирательным значением. Выпускники путают
    союзы с другими частями речи: частицами,
    наречиями, предлогами и из-за этого неверно
    квалифицируют и виды предложений в задании А10.
    Особенно часто ошибки допускались при
    определении частей речи, имеющих омонимы: ли,
    что, как, однако, и, это, в течение, включая
    и т.п.
    Задача данной статьи – описать некоторые
    приемы распознавания разных частей речи
    одинакового фонетического облика и предложить
    материал для тренировки учащихся.
    В русском языке явление омонимии представлено
    широко. Лексические омонимы – это слова, которые
    одинаково звучат и пишутся, но не имеют ничего
    общего в лексическом значении: брак1
    (изъян) и брак2 (женитьба). Мы рассмотрим
    преимущественно омонимичные слова, относящиеся
    к разным частям речи, то есть грамматические
    омонимы.
    Например, слово пропасть имеет много
    грамматических омонимов. Вернее, это не одно
    слово, а несколько – ведь они различаются
    грамматическим и лексическим значением,
    смысловыми вопросами, морфологическими
    признаками, синтаксической ролью, местом
    ударения, сравните:
    1) Перед нами была огромная пропасть. (что?
    имя существительное)

    2) Грибов там можно набрать пропасть. (набрать
    сколько? наречие)

    3) Тьфу ты, про’пасть, как надоел! (междометие)
    4) В таком месте легко пропа’сть. (что сделать?
    глагол в форме инфинитива)

    Для определения части речи важны следующие
    четыре шага (для знаменательных частей речи): 1)
    определить грамматическое значение слова; 2)
    поставить смысловой вопрос; 3) определить
    морфологические свойства – изменяется слово
    (склоняется или спрягается) или не изменяется; 4)
    определить его синтаксическую роль. Так, у имен
    существительных общее грамматическое (не
    бытовое) значение предмета, у имен
    прилагательных – признака предмета, у глаголов
    – значение действия, у наречий – признака
    действия или другого признака (реже – признака
    предмета: яйца всмятку). Каждая часть речи
    имеет систему грамматических форм и типичные
    синтаксические функции. Например, имя
    существительное в предложении чаще всего
    выступает в роли подлежащего и дополнения, оно
    может иметь при себе согласованное определение,
    может употребляться с предлогами, которые вместе
    с окончанием выражают синтаксическую связь
    существительного с другими словами в
    предложении.

    Имя существительное или
    прилагательное?

    Сравним: Больной старик прооперирован.
    Слово больной обозначает признак предмета
    (лица), отвечает на вопрос какой?,
    изменяется по родам, числам, падежам, зависит от
    существительного старик, в предложении
    является согласованным определением – это имя
    прилагательное.
    Больной прооперирован. Это слово
    обозначает предмет (лицо), отвечает на вопрос кто?,
    по родам не изменяется, изменяется по числам и
    падежам (К больному подошла сестра), в
    предложении выполняет роль подлежащего – это
    существительное. Яркой приметой имени
    существительного является способность слов этой
    части речи иметь при себе определение: Тяжелый
    больной, поступивший накануне,
    прооперирован.
    Предлог «сотрудничает» только
    с именем существительным (или
    существительным-местоимением): Говорим о больном,
    поступившем накануне. Имена существительные
    типа больной образованы путем
    субстантивации – перехода из другой части речи;
    по происхождению это прилагательные, у них
    окончания прилагательных, они и склоняются как
    имена прилагательные.

    Причастие или прилагательное?

    Известную трудность представляет различение причастий
    и прилагательных.
    Причастия и прилагательные
    одинаково склоняются. Одни и те же окончания
    выражают у них одни и те же грамматические
    значения рода, числа и падежа, которые зависят от
    формы существительного, с которым они
    согласуются (ср. в опустевшем вагоне – в
    пустом вагоне
    ).
    Но причастие – форма глагола, обозначающая
    признак по действию (или процессуальный признак).
    У причастий есть грамматическое значение вида и
    времени.
    Прилагательное обозначает постоянный,
    вневременно’й признак предмета. Прилагательные
    образуются как от существительных (старина –
    старинный),
    так и от глаголов (забыть –
    забывчивый, обидеть – обидчивый)
    .
    В языке не всегда можно провести границу между
    причастием и прилагательным.
    Причастия могут изменять свое значение, тогда
    они называют не признак предмета по действию (это
    грамматическое значение причастия), а постоянный
    признак. Так возникают прилагательные,
    омонимичные причастиям. Ср.: образовать новый
    факультет, образованный в институте по
    приказу министерства
    (причастие), образованный
    человек
    , то есть «просвещенный, культурный, начитанный»
    (прилагательное).

    Краткое причастие или краткое
    прилагательное?

    Причастия имеют краткие формы. Окончания у них
    такие же, как у кратких прилагательных. Ср.:
    умен – умна – умно
    – умны
    (краткие прилагательные);
    построен
    построена – построено – построены
    (краткие
    причастия).
    В речи постоянно образуются и встречаются
    краткие формы страдательных причастий
    прошедшего времени (решение принято, тарелка
    разбита, роман написан, дверцы раскрыты).

    Краткие причастия могут иметь при себе
    зависимые слова – дополнения в форме
    творительного падежа или обстоятельства места и
    времени: Продукты заморожены (кем? где?)
    – краткое причастие. Ответы путаны – краткое
    прилагательное. Обычно краткие прилагательные
    типа величественны, воспитанны выступают в
    предложениях в роли однородного члена с другим
    прилагательным: Походка грациозна,
    величественна. Девушка горда и самоуверенна

    (прилагательные). Ср.: Сестра воспитана в семье
    отчима
    (причастие).

    Наречие или другие части речи?
    Сравним:
    Наслаждаемся (чем?) летним вечером.
    Выделенное слово, имя существительное, стоит в
    творительном падеже, имеет согласованное
    определение летним.
    Вернулись (когда?) вечером.
    Слово
    употребляется только в этой форме, т.е.
    неизменяемое, обозначает время действия, в
    предложении является обстоятельством времени –
    это наречие. Данное слово, как и подобные: летом,
    утром, осенью, вихрем (мчаться), (грудь) колесом
    и
    др., – образовано от существительного.
    Невозможно определить, к какой части речи
    относятся такие слова, как ясно, тихо, весело,
    вне контекста. Сравним: Морозна ночь; все небо ясно.
    Небо (каково?) ясно.
    Слово изменяется (ср. взгляды
    ясны, взгляд
    ясен), обозначает признак
    предмета, в предложении является сказуемым –
    следовательно, это имя прилагательное, его
    краткая форма.
    В предложении Солнце ясно светило нам в
    глаза
    выделенное слово – наречие, так как этот
    член предложения зависит от глагола-сказуемого,
    отвечает на вопрос обстоятельства: светило (как?),
    не изменяется. Если же неизвестная словоформа
    является сказуемым в безличном предложении, это
    слово категории состояния: Ясно было, что
    раненый не мог жить и что последний час его был
    уже близок.

    Производный предлог или
    самостоятельная часть речи?

    Вспомним, что такое предлог.
    Это служебная часть речи, которая вместе с падежным
    окончанием
    существительного является
    средством для связи слов в предложении.
    Предлог всегда употребляется при
    существительном (или
    местоимении-существительном).
    Есть предлоги,
    которые употребляются со словами одного падежа (благодаря
    (чему?)
    поездке – дат. п.; наперекор (чему?)
    трудностям – дат. п.). Есть предлоги, которые
    употребляются с двумя-тремя падежами.
    В русском языке число предлогов пополняется за
    счет самостоятельных частей речи, которые
    утрачивают свое лексическое значение.
    Бывает довольно сложно различать производные
    предлоги и те самостоятельные части речи, из
    которых они образовались.
    Ср.: Прошел мимо. Это самостоятельная
    часть речи – наречие. У слова есть лексическое
    значение «не останавливаясь, не задерживаясь».
    Наречие показывает, как совершается действие,
    названное глаголом прошел.
    Прошел мимо нас. Это предлог, служебное
    слово, употребленное с существительным в
    родительном падеже (ставим вопрос: прошел мимо
    кого?
    ), связывает слова в предложении.
    Мы зажгли сразу три коптилки, и стало относительно
    светло.
    На вопрос светло в какой
    степени?
    отвечает наречие.
    Все это я рассказал, чтобы рассеять
    предрассудок относительно охоты, будто это
    просто забава.
    Предлог относительно включается
    в вопрос: предрассудок относительно чего?
    Это производный предлог, он служит для связи слов
    в предложении.
    Перечислим некоторые производные предлоги
    вместе с существительными: благодаря
    мужеству, ввиду необходимости, вдоль
    берега, взамен утерянного, включая
    первокурсников, вместо нас, внутри
    здания, возле школы, во избежание
    недоразумений, во имя победы, вокруг
    цирка, в отличие от студентов, впереди
    строя, в продолжение месяца, вследствие
    обстоятельств, в силу необычности, в
    течение
    недели, за исключением директора, за
    счет
    дотаций, изнутри ящика, исходя из
    условий, между домом и рекой, мимо
    усадьбы, навстречу ветру, назло
    родителям, накануне решительных перемен, наперекор
    пожеланиям, напротив школы, насчет
    командировки, начиная со среды, несмотря на
    угрозы, по направлению к вокзалу, подобно
    хлебу, поперек комнаты, после
    случившегося, посреди зала, посредине
    комнаты, прежде всех, против света, путем
    сложных вычислений, рядом с поселком, сзади
    сада, согласно инструкции, спустя
    полгода, среди ночи
    и другие.
    Чтобы найти производный предлог в указанном на
    экзамене предложении, выделите в нем все
    словосочетания со связью управление, поставьте
    вопрос к зависимому существительному от
    главного слова. Предлог включается в этот вопрос,
    например: Судно послушно двинулось заданным
    курсом наперерез волне (двинулось наперерез
    чему?
    ).
    Следовательно, наперерез
    это производный предлог.

    Союз или другая часть речи?

    Узнать союзы, в том числе и производные, поможет
    прежде всего их грамматическое значение. Союз
    соединяет однородные члены, простые предложения
    в составе сложных: Едва вошел, все
    замолчали. Приют наш мал, зато спокоен. Мал, однако
    смел. Будем сражаться, пока не победим. Раз
    обещал, сдержи слово. Пришел, чтобы помочь.

    Хороший прием распознания союза – заменить
    данный союз синонимом – другим союзом с тем же
    значением: однако, зато = но; раз = если; чтобы
    = для того чтобы; едва = как только
    и т.д.
    Некоторые союзы произошли из сочетаний слов.
    Например, союз зато образовался из сочетания
    предлога за с местоимением то, чтобы (чтоб)
    из местоимения что с частицей бы (б); союзы
    так как, так что
    образовались из сочетания
    местоименного наречия так с наречием как и
    местоимением что.
    Производные союзы следует отличать от
    самостоятельных частей речи, от которых они
    образованы, анализируя функцию каждого слова,
    например: Он часто думает о том, что бы такое
    особенное сделать, чтобы стать героем.

    Союз или частица?Союз или частица?

    Союзы следует отличать от омонимичных частиц.
    Функция союзов – соединять члены предложения и
    предложения, частиц – сообщать дополнительные
    смысловые значения словам и предложениям,
    служить для образования грамматических форм
    (частица бы (б) – для образования условного
    наклонения); да участвует в образовании
    повелительного наклонения глагола.
    Например: Генерал осведомился, не сын ли я
    Андрея Петровича Гринева.
    (Ли
    подчинительный союз, присоединяющий придаточное
    изъяснительное в сложноподчиненном предложении.
    Особенностью данного союза является его место в
    предложении: не между простыми частями в СПП, а
    после первого слова в составе придаточной части).
    Ср.: Не стыдно ли тебе так долго мучить
    меня?
    (Частица в простом предложении ничего не
    соединяет, с ее помощью выражается вопрос,
    допускается замена синонимом – частицей разве.)
    Он имел сильные страсти и огненное
    воображение.
    (Союз и соединяет
    однородные члены.) Дома и стены помогают.
    (Частица и не соединяет члены
    предложения, это синоним усилительной частицы даже.)

    Задания для тренировки

    Задание 1. Выделите в пословицах и
    афоризмах имена существительные, образованные
    путем перехода из другой части речи.

    Суженую-ряженую конем не объедешь.
    Пеший конному не товарищ.
    Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
    Нельзя объять необъятное. Богатый бережет ноги
    – бедный – обувь. Здоровый нищий счастливее
    больного короля. Настоящее всегда чревато
    будущим.
    Задание 2. Что общего в образовании
    всех приведенных здесь существительных? Как
    объяснить род этих существительных?

    Детская, первое, приемная, посыльный, прихожая,
    вычитаемое, заливное, больной и больная,
    докладная, борзая, грядущее, гостиная, военный,
    былое, вселенная, портной, сладкое.
    Задание 3. Перечислите, приводя примеры,
    какие единицы языка могут быть выражены звуком
    [а], звуком [у], звуком [о].

    Пример ответа: А – это звук,
    фонема, буква, слог (а-том), слово: частица (разг.)
    (Пойдем гулять, а?); союз (Холодно, а не тепло);
    междометие (А, так это вы были там);
    приставка алогичный; суффикс: излагать,
    справа;
    окончание: пришла;
    словоформа а может выступать в роли
    подлежащего, сказуемого, определения,
    дополнения:
    А – это первая буква алфавита.
    Первая буква алфавита – это а.
    С буквы а начинается небольшое
    количество слов русского языка.
    Если сказал а, нужно говорить б.
    Задание 4. Укажите часть речи и
    грамматическое значение выделенных слов.
    Укажите устаревшие формы употребления наречий и
    предлогов.

    1) Он ехал впереди своего войска. Солдаты
    выстроены были во фрунт; впереди стоял
    комендант, старик бодрый и высокого росту. 2)
    Метель не утихала; ветер дул навстречу. И
    мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу
    им бегут. 3) Светил небесных дивный хор течет так тихо,
    так согласно. Все тихо, ночь. 4) Несчастный,
    он помешан. Мысли в нем рассеяны, как тучи после
    бури. Покойника похоронили, попы и гости ели, пили
    и после важно разошлись, как будто делом
    занялись. 5) Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо
    пролетит она? Заиграл рожок, и деревенское стадо
    потянулось мимо барского двора. 6) Языков
    будет в Дерпт не прежде января. Каков я прежде
    был, таков и ныне я: беспечный, влюбчивый. 7) Увы!
    его смятенный ум против ужасных потрясений
    не устоял. Теснятся барышни к Татьяне, мужчины против;
    и крестясь, толпа жужжит, за стол садясь. 8) Хотя
    мы знаем, что Евгений издавна чтенье
    разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы
    исключил. Да что же это? Хоть бы чаю
    предложили.
    (Из произведений А.С. Пушкина)
    Задание 5. Укажите, к какой части речи
    относятся приведенные слова; аргументируйте
    свой ответ.
    (Для части Б.) Подставьте
    зависимое слово, отвечающее на вопрос кем? чем?

    А.
    Длинный, удлиненный; брошенный, заброшенный,
    броский, брошенный за борт; багряный, багровый,
    обагренный, горючий, горящий, несгораемый,
    горячий; сахарный, засахаренный; единый,
    единственный, объединенный; лежачий, лежащий;
    масляный, масленый, промасленный; растопленный,
    топленый, топленное в печке молоко; малознакомый,
    знакомый; терпящий, терпимый, терпеливый;
    венчанный, увенчанный; маринованный,
    замаринованный…
    Б. Изобретение ценно. Ответы весьма путаны. Они
    умны и образованны. Команда вооружена. Ответы
    легкомысленны и наивны. Лица торжественны. Дома
    еще не заселены. Девушка несдержанна, резка.
    Подростки капризны и избалованны. Дети
    избалованы родителями. Мы удивлены его
    появлением. Походка медленна, степенна.
    Спортсмены уверены в победе. Помыслы светлы,
    возвышенны. Все варианты проиграны и продуманы.
    Задание 6. Вставьте пропущенные буквы.
    Сколько н должно быть в данных словах? Какие
    это части речи?

    Цепь крепко скова_а. Эти меры необходимы и
    оправда_ы ситуацией. Они преда_ы профессии.
    Встреча неожида_а. Мы очень озабоче_ы событиями
    на юге России. Семья накормле_а. Наши возможности
    весьма ограниче_ы. Лица студентов внимательны,
    сосредоточе_ы. Дети хорошо воспита_ы. Поля до сих
    пор не засея_ы. Манеры изыска_ы. Обвиняемые не
    оправда_ы. Письма не дописа_ы и не отправле_ы. Его
    интересы ограниче_ы рыбалкой и охотой. Бойцы были
    молчаливы и сосредоточе_ы. Звери затравле_ы
    собаками. Лицо было красно и напряже_о. Сестра
    намере_а вскоре уехать. Его дерзость намере_а,
    нарочита.
    Задание 7. Переделайте словосочетания так,
    чтобы прилагательные превратились в причастия.

    Раненая птица, стриженый затылок, незваный
    гость, кованая ограда, жареный картофель,
    нечищеная обувь, свежекрашеная скамейка.
    Задание 8. Определите грамматическое
    значение и часть речи омонимичных слов.

    1) Рассеянный свет, рассеянные по полю семена,
    рассеянный вид, рассеянное по площади население.
    2) Совершенная красота, совершенная правда,
    совершенный вид, совершённый поступок. 3)
    Обиженный вид, обиженный братьями. 4) Блестящий
    на солнце предмет, блестящее выступление,
    блестящие способности. 5) Связанные руки,
    связанные движения, связанные мамой варежки. 6)
    Взвешенные продукты, взвешенный ответ,
    взвешенное решение.
    Задание 9. Определите часть речи
    выделенных слов.

    1) Семь раз отмерь, один – отрежь. Раз
    обещал, выполни. Раз поздно вечером он
    заглянул на огонек. 2) Пока ничего не известно.
    Будем сражаться, пока не победим. Мы уходим, пока!
    3) Все согласно кивали. Ему пришлось срочно
    выехать согласно приказу. 4) Хорошо бы, чтобы
    он нас не заметил. Что бы он ни делал, все
    выходило хорошо. Хорошо бы дождичку! 5) Не
    трать времени впустую. Мы вошли в пустую
    комнату. 6) На удачу рассчитывать трудно.
    Путники заблудились и шли теперь наудачу. 7) Легко
    и бледно небо голубое, поля в весенней дымке.
    Светло, легко и своенравно она блестит среди
    болот и к старым мельницам так плавно несет
    стекло весенних вод. 8) И лодырь захотел
    косить, да некому косу носить. Учился читать да
    писать, а выучился петь да плясать. Твоими бы
    устами да мед пить! Не разгрызешь ореха – не
    съешь и ядра. Она глядит – и сердце в ней
    забилось чаще и сильней.
    Задание 10. Определите, к каким частям речи
    относятся выделенные слова.

    В приведенных предложениях укажите случаи
    употребления предлогов, не соответствующие
    нормам современного русского литературного
    языка.

    Всё тихо, ночь. Марьяна под окном за пряжею
    сидела тихо и плакала. Старик уснул… и всё в
    покое, в шатре и тихо, и темно. В комнате
    сальная свеча темно горела в медном шандале.
    1) Савельич, согласно со мнением ямщика,
    советовал воротиться. Светил небесных дивный хор
    течет так тихо, так согласно. 2) Что в имени
    тебе моем? Ну, что соседки? Что Татьяна? Что
    Ольга резвая твоя? Что чувствовал я, того не
    стану описывать. Здравствуй, князь ты мой
    прекрасный, что ты тих, как день ненастный? Я
    счастлив, государь, что в силах был по
    приказанью вашему явиться. Здоровье, жизни цвет и
    сладость, улыбка, действенный покой – пропало
    все, что звук пустой. Что за прелесть эти
    сказки! 3) Сквозь слез, не видя ничего, едва
    дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Едва
    злодей узнал Руслана, в нем кровь остыла, взор
    погас. 4) Теперь уж мне влюбиться трудно,
    вздыхать неловко и смешно. Ты любишь горестно и трудно,
    а сердце женское шутя.
    (Из произведений А.С. Пушкина)
    Задание 11. Определите, к какой части речи
    относятся выделенные слова.

    А. Но так и быть: простимся дружно, о
    юность легкая моя! (А.Пушкин) Еще древа обнажены,
    но в роще ветхий лист, как прежде, под моей ногой и
    шумен, и душист. (Е.Баратынский) Как ни
    слаб бывал он порой, ни малейшей поблажки не
    давал он себе в одежде. (И.Бунин) Была ли в его
    жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что
    нет. (И.Бунин) Трудно было иногда понять, серьезно
    ли
    говорит он. (И.Бунин) Как люблю, как
    любила глядеть я на закованные берега! (А.Ахматова)
    Б. Как безумные мельницы, машут войны
    крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса
    отшельница? Что ты смолкла, мой друг? (Н.Заболоцкий)
    Да будут метели, снега, дожди да бешеный рев
    огня! Да будет удач у тебя впереди больше, чем
    у меня. (И.Бродский) Был бы покос, да
    пришел мороз. Грех да беда с кем не была? Уж
    коли
    тебя из уездного суда за кляузы выгнали,
    значит, ты дока! (М.Салтыков-Щедрин) Чтобы
    сократить путь к озеру, Сергей взял наперерез
    через тропку. (А.Гайдар) Мчались всадники
    чуждого вида, с желтыми околышками фуражек; они
    мчались наперерез дороги. (В.Вересаев) Ах,
    был бы я художник, вставал бы я чуть свет и
    рисовал бы только бумажки от конфет! (Ю.Мориц)
    Задание 12. Определите грамматическое
    значение и часть речи выделенных слов в
    приведенных предложениях из произведений
    И.А. Бунина.

    В открытом море – только небо, вода да
    ветер. Часы стучат, и старый дом беззвучно мне
    говорит: «Да, без хозяев скучно!». Поутру
    вода тепла, холодна трава седая, вся
    медовая, густая, да идут на нас с дрекольем из
    села. Как лунный камень, холодно и бледно над
    садом небо. Лес расступился, и впереди опять
    открылись поля. Глушь стала ниже и светлее, в
    кустах свалялася трава, и, под дождем осенним
    тлея, чернеет темная листва. Как вышки, елочки
    темнеют, а между кленами синеют то там, то
    здесь
    в листве сквозной просветы солнца, что
    оконца. Лес, белым светом залитой, своей
    застывшей красотой как будто смерть себе
    пророчит; сова и та молчит: сидит да тупо
    из ветвей глядит. Пусть бор бушует под дождем,
    пусть мрачны и ненастны ночи, и на поляне
    волчьи очи зеленым светятся огнем! Как ты таинственна,
    гроза! Но если внезапно глянет солнце, что
    за
    радость овладевает сердцем!
    Задание 13. Академик Л.В. Щерба придумал
    фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и
    курдячит бокренка».
    Как доказать, что
    искусственное предложение построено по законам
    русского языка? Какими частями речи являются
    искусственные слова, из которых состоит данное
    предложение? Как его можно понять?

    Задание 14. Составьте или подберите
    примеры предложений, в которых выделенные слова
    ведут себя как разные части речи.

    Ясно, ветрено, светлее, проще – наречие,
    слово категории состояния, краткое
    прилагательное.
    Будущее, сладкое, слагаемое, приехавшие
    – причастие или прилагательное,
    существительное.
    (В)дали, (на)встречу – наречие,
    существительное, предлог.
    Пусть, лишь, ли, и – частица, союз.
    (По)этому, (по)тому, (за)тем, то(же)
    местоимение, наречие.
    Благодаря, (не) смотря, (не) взирая
    деепричастие, предлог, союз.
    Второе, семеро – числительное,
    существительное.
    Это – местоимение, частица.
    Заслуженный – причастие,
    прилагательное, существительное.
    Когда, как – наречие, союз.
    Мимо, вокруг, накануне – наречие,
    предлог.
    Задание 15. Придумайте предложения со
    следующими словами. Укажите часть речи. Сравните
    свои примеры с примерами одноклассников.

    а) Действительно, б) красиво, в) раз, г) путем,
    д) против, е) спасибо, ж) да.
    Задание 16. В следующих афоризмах выделите
    словоформы, к которым можно подобрать
    грамматические омонимы.

    Один идет прямым путем, другой идет по кругу и
    ждет возврата в старый дом, ждет прежнюю подругу. (А.Ахматова)
    Так точно дьяк, в приказах поседелый, спокойно
    зрит на правых и виновных. (А.Пушкин) Одну
    печаль свою, уныние одно унылый чувствовать
    способен. (Е.Баратынский) Перед правым и горы
    преклоняются. Весной, что внуки малые, с румяным
    солнцем-дедушкой играют облака. (Н.Некрасов)
    Задание 17. Как вы понимаете смысл
    следующих афоризмов? Что является основой их
    выразительности?

    Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень. (Э.Кроткий)
    Вино вину творит. (Русск. пословица) Каков ни
    есть, а хочет есть. (Русск. пословица) Лучше
    ничего не делать, чем делать ничего. (Л.Толстой)
    Бранили пьесу, мол, пошла, а пьеса все-таки пошла. (Э.Кроткий)
    Задание 18. Определите, в каких примерах и
    союз, в каких – частица.

    1) И маковой росинки во рту не было. 2) И свистит, и
    бормочет весна. По колено затоплены тополи. (Н.Заболоцкий)
    3) Русь опоясана реками и дебрями окружена. (А.Блок)
    4) Взгляните: свежестью младой и в осень лет она
    пленяет. (Е.Баратынский) 5) Хожу я босиком, хотя
    и в сапогах. (Загадка о гвозде) 6) И по рылу
    видать, что не простых свиней. 7) Хороший конь и
    под никудышной попоной виден. 8) В чужой руке кус и
    дольше, и толще. 9) Ленивому и лениться лень. 10) На
    послушного коня и кнута не надо. 11) Не замахивайся
    палкой, и собака не залает. (Пословицы)
    Задание 19. Распределите данные слова по
    частям речи.

    Белизна, белеть, белый, белеющий;
    синева, синеть, синий, синеющий;
    краснота, краснеть, красный, краснеющий;
    бегучий, бег, бего’м, бежать, бегущий;
    забыть, забывчивый, забытый;
    гореть, горящий, горючий.
    Задание 20. Придумайте предложения со
    следующими омонимичными формами наречий и
    кратких прилагательных (в роли сказуемых).

    Шумно, известно, грустно, ясно.
    Н.М. СЕРГЕЕВА,
    г. Тверь

  2. 777tashka777 Ответить

    Фонетический разбор слова
    Разбор слова по составу
    Подобрать однокоренные слова
    Проверить уникальность
    Подобрать синонимы к словам
    Проверить орфографию
    Распознать
    Поставить ударение в слове

    Описание

    Сервис позволяет автоматически разобрать предложение для определения и указания частей речи.

    Части речи русского языка

    Части речи в русском языке – это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами.
    Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Выделяют самостоятельные (знаменательные) и служебные, а также существует междометие, которое относится к особой части речи.
    Стоит определить, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Также важную роль играют вопросы, которые необходимо задавать к слову, чтобы определить часть речи.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Имя существительное
    Кто?
    Что?
    Мальчик, дедушка, папа
    Книга, стул, дверь
    Слова этой части речи обозначают предмет, лицо, явление или понятие
    Самостоятельные части речи
    Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, а также имеют ряд грамматических признаков. Существительные изменяются по падежам и числам. Помимо этого, имеют категорию рода:
    отец – мужской род;
    мама – женский род;
    дерево – средний род.
    В зависимости от рода существительные относятся к одному из трёх типов склонения.
    В предложении имена существительные обычно выступают в роли подлежащего и дополнения.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Имя прилагательное
    Какой? Какая? Какое? Какие?
    При использовании притяжательного задается другой вопрос (чей? чья? чьи?)
    Белый, умная, светлое, глупые
    Обозначает признаки и свойства предметов. Делится на три разряда:
    качественные (злой, легкий)
    относительные (вечерний, стеклянный)
    притяжательные (папин, бабушкин)
    Имя прилагательное имеет родовую принадлежность, а также может менять форму в зависимости от числа и падежа:
    старый дом;
    новая жизнь;
    грязное белье;
    странные личности.
    Прилагательные, которые описывают качество предмета имеют краткую форму и сравнительную степень:
    умный – умён;
    умнее, более умный, умнейший, самый умный.
    При использовании суффиксов и окончаний всякое существительное можно преобразовать в прилагательное. К примеру, дерево – деревянный, дым – дымный, ветер – ветреный и так далее.
    В предложении имя прилагательное берет на себя роль определения, а также сказуемого.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Имя числительное
    Сколько? Который?
    Полтора, двадцать девятое, семнадцатый, три
    Обозначает количество или порядок при подсчете предметов. Выделяют три группы числительных:
    количественные числительные (сколько?) семь, тысяча, сто тысяч, миллиард
    собирательные числительные (сколько?) шестеро, семеро, двое
    порядковые числительные (который?) одиннадцатый, второй, тридцать седьмой
    Имя числительное может быть отнесено к простым и составным числительным:
    простые числительные: восемь, три, четыре;
    составные числительные: сто тридцать четыре, семьдесят пять, восемнадцать.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Местоимение
    В зависимости от разряда существуют разные вопросы
    Я, она, оно, твой, никто
    Местоимение является той частью речи, которая указывает на лицо, но не обозначает его. В речи служит для сокращения подачи информации и разнообразия разговора.
    Местоимение имеет различные виды разрядов:
    личные: мы, ты, она, он, оно и так далее;
    возвратное: себя;
    притяжательные: наш, ваш, мой и так далее;
    вопросительные: чей, каков, который, сколько и так далее;
    отрицательные: ничей, никто, нечего, никакой и так далее;
    неопределенные: кое-кто, кто-то, что-нибудь, некто, нечто и так далее;
    определительные: каждый, любой, иной, другой, весь и так далее;
    указательные: тот, этот, такой-то, столько-то, таков и так далее.
    Личные местоимения выступают в предложении в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Глагол
    Что делать? Что сделать?
    Бежать, прибежать
    Сесть, присесть
    Указывает на действие или состояние предмета, рассматривая процесс
    Глагол имеет ряд грамматических признаков:
    категория вида;
    залог;
    наклонение;
    время и лицо.
    (что делать?) рисовать – (что сделать?) перерисовать;
    пишешь, писал, будет писать, написал бы, напишите;
    напишу, напишешь, напишите, напишут.
    Каждая форма глагола имеет эти признаки, которые делают глагол самостоятельной частью речи.
    К примеру, начальная форма (инфинитив глагола), не имеет ряд грамматических признаков залога, наклонения, времени, числа, рода, лица:
    нажать;
    прибить;
    выпить.
    Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяют род. В предложении зачастую выполняет роль сказуемого.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Причастие
    Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
    Стоявший, бежавший, нарисованный, падающий, растущий, выделяющийся, развивающийся
    Причастие соединяет в себе грамматические свойства глагола и имени прилагательного. Указывает на черты действия.
    К постоянным грамматическим признакам причастия (признакам глагола) относят следующие понятие:
    Тип (действительное/страдательное);
    Вид (совершенный/несовершенный);
    Время (настоящее/прошедшее).
    К непостоянным признакам причастия (признакам прилагательных) относят следующие определения:
    Форма (полная/краткая);
    Число (единственное/множественное);
    Род (мужской/женский/средний);
    Падеж.
    В предложении причастие несет роль определения и сочетается с именем существительным или именем прилагательным.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Деепричастие
    Что делая? Что сделав?
    Прибежав, нарисовав, собираясь, анализируя, добиваясь
    Деепричастие выражает второстепенное действие, которое происходит наряду с первостепенным. Считается самостоятельной частью речи, но в некоторых пособиях имеет определение особой формы глагола
    Деепричастие сочетает в себе функций глаголов и причастий:
    Обозначает действие;
    Указывает на признак действия (как оно совершается).
    Деепричастие также комбинирует в себе свойства глаголов и наречий.
    Свойства глагола:
    Вид – совершенный (приняв, послав) или несовершенный (укладывая, отправляя);
    Переходность (сжигая полено, гладя собаку) и непереходность (приседая вниз, передвигаясь по двору);
    Возвратность (становясь, моясь) и невозвратность (радуя, удивляя).
    Свойства наречия:
    Неизменяемость (нельзя склонять или спрягать)
    При использовании в словосочетаниях соседствует с личной формой глагола (она пишет, думая)
    В предложении деепричастие занимает место обстоятельства, являясь второстепенным членом предложения.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Наречие
    Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Сколько?
    Люто, смело, поспешно
    Наречие указывает на свойства действия, предмета
    Существует два типа наречий:
    знаменательные (медленно, быстро, спешно);
    местоименные (зачем-то, когда-либо, где-либо).
    Наречие является неизменяемой частью речи. Его нельзя склонять, спрягать. Оно также не имеет форм рода, числа, падежа.
    В предложении занимает роль обстоятельства. Не имеет зависимых слов. Может примыкать к глаголам, именам прилагательным, существительным и другим наречиям.
    Наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных имеют сравнительную и превосходную степень сравнения (холодно – холоднее – холоднее всего)
    Наречия часто путают со словами категории состояния. Но слова категории состояния независимы от других слов и выступают в роли сказуемого.
    Название части речи
    Вопросы
    Примеры
    Краткое описание
    Категория состояния
    Каково? Как?
    Пасмурно, больно, весело
    Обозначает состояние живых существ и окружающей природы или среды
    Главными признаками этой части речи считаются:
    неизменяемость;
    употребляется в роли сказуемого в безличных предложениях.
    Служебные части речи
    К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.
    Служебные слова нельзя изменять. Они не являются членам предложение.
    Название части речи
    Примеры
    Краткое описание
    Предлог
    В, у, спустя, из
    Указывает на зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от различных слов в предложении
    Различают несколько видов предлогов:
    отнаречные (мимо, внутри);
    отыменные (путем, насчет);
    отглагольные (исключая, спустя).
    Название части речи
    Примеры
    Краткое описание
    Союз
    И, зато, также, тоже
    Союз выступает соединяющим звеном между однородными членами и частями сложных предложений
    Существуют две категорий союзов:
    сочинительные (зато, только, либо)
    подчинительные (несмотря на то что, точно, если)
    Название части речи
    Примеры
    Краткое описание
    Частица
    Именно, как раз, что за, то-то
    Выражает смысловые оттенки и образует формы слов
    Различают следующие типы частиц: утвердительные, отрицательные, вопросительные, сравнительные, усилительные, указательные, уточняющие, восклицательные, выражающие сомнение.
    Название части речи
    Примеры
    Краткое описание
    Междометие
    Ах, ох, ух, ужас, беда
    Выражают чувства и эмоций, не называя их конкретно
    Междометие не является служебной или самостоятельной частью речи.
    Междометия бывают:
    непроизводные (увы, фу, ух)
    производные (батюшки, господи)

  3. 5er9e1 Ответить

    ьного написания местоимений с предлогами и частицами,выписав их в рабочие тетради. РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир. В конце XIX века Толстой с семьей проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал Толстой, старался заполнить свой день самыми различными занятиями затем, что считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда. Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом. После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня. После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений. В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше. В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями. Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

  4. ruslan0201 Ответить

    Чтобы определить часть речи слова, вам достаточно ввести слово в форму поиска выше и нажать «Поиск». Система автоматически найдет слово в базе данных и выдаст вам результат.

    Признаки частей речи

    Части речи это группы слов, имеющие общие признаки значения, синтаксиса и морфологии. Интуитивно мы можем определить часть речи по вопросу, на который отвечает данное слово.
    Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто ? что ? в исходной форме
    Имя прилагательное обозначает качество, признак или принадлежность предмета и отвечает на вопрос какой ? чей ?
    Глагол обозначает действие или состояние, отвечает на вопрос что делать ? что сделать ?
    Имя числительное обозначает количество или порядковый номер, и отвечает на вопрос сколько ? который по счёту ?
    Местоимение указывает на предмет, но не определяет его, отвечает на вопрос кто ? что ?
    Наречие описывает признак действия и отвечает на вопросы где ? когда ? как ? почему ?
    Союз выражает смысловые отношения между частями речи, служебное слово
    Предлог выражает синтаксическую зависимость объектов от других частей речи, служебное слово
    Частица служит для выражение эмоциональных и смысловых оттенков
    Междометие непосредственно выражает эмоции и желания, часто использует звукоподражание
    Причастие выражает признак предмета по действию
    Деепричастие выражает добавочное действие при основном действии
    Прежде всего в разных языках разделяют имя, то есть описание объекта, и глагол, то есть описание действия. Из этого базового деления происходит более точная классификация, разделение имени на прилагательное и существительное, а также выделение различных глагольных форм, таких как причастие и деепричастие.
    Некоторые части речи являются спорными, и выделяются не всеми. К ним относятся, например, имена состояния, модальные слова и звукоподражания.

  5. creogen009 Ответить

    Задайте к слову вопрос так, будто уточняете или переспрашиваете: кто? что? какой? сколько? Найдите в приведенных ниже определениях самостоятельных частей речи ваш вопросительный вариант:
    1. Кто? Что? – имя существительное. Эта часть речи обозначает предмет. Например: радость, слово, человек.
    2. Какой? Чей? Каков? – имя прилагательное. Указывает на признак предмета. Например: веселый, лисий, зимний.
    3. Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что делал? Что сделал? – глагол. Называет действие, происходящее с предметом или производимое им. Например: рисовать, построил, пишет.
    4. Сколько? Который? Какой по счету? – имя числительное. Обозначает число, порядковый номер предмета или общее количество предметов. Например: два, сотый, трое.
    5. Как? Куда? Когда? Где? Зачем? Почему? – наречие. Это изменяемая часть речи, которая описывает признак действия или признак признака. Например: аккуратно, внимательно, мастерски, еле-еле, разумно.
    6. Кто? Какой? Который? – местоимение. Эта часть речи заменяет имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Например: я, ты, он, этот, кто, себя, наш, столько.

  6. seregadonetsk Ответить

    Наука о частях речи, морфология, – один из сложнейших разделов языкознания. Определение частей речи – чрезвычайно важное и полезное умение. Зачастую орфографические правила основываются на морфологическом принципе, а потому уметь отличить, например, прилагательное от причастия важно каждому грамотному человеку.
    Однако если отличить существительное от глагола бывает несложно, то с другими частями речи возникает множество вопросов. Ну-ка, вы определите сходу, какой частью речи является слово в течение? когда? первый? тоже? Сделать это подчас сложно и дипломированным филологам.
    Сервис онлайн определения частей речи поможет вам выпутаться из этого затруднительного положения. Все, что вам нужно, – ввести слово, и программа сама безошибочно определит его частеречную характеристику.
    Достоинств у нашего инструмента множество:
    Доступность. Бесплатно и в любую секунду вы можете вписать слово и получить ответ.
    Точность. Вы можете полагаться на результаты онлайн определения частей речи. Эта программа вас не подведет.
    Удобство. Поставить курсор на «Ваше слово», набрать искомое слово и кликнуть на «Определить». Это все! С этой задачей справится любой пользователь.
    Простота. Вы получаете четкий ответ на поставленный вопрос: только часть речи, ничего лишнего.
    Программа онлайн определение частей речи поможет каждому определить часть речи интересующего его слова и с каждым разом становиться все более грамотным носителем языка.

  7. icephoenix1992 Ответить

    5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
    Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.
    Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
    Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
    Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?
    6. Прочитайте.
    На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.
    Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.
    Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
    Всё кончилось х..рошо.
    (В. Степанов)
    Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
    О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
    Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
    Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.
    7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

    Что изображено на рисунке? Расскажите.
    Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
    Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *