Как определить падеж имен прилагательных во множественном числе?

13 ответов на вопрос “Как определить падеж имен прилагательных во множественном числе?”

  1. vilgemich Ответить

    Склонение имён прилагательных
    Склонение притяжательных прилагательных
    Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.
    ПадежВопросыПример
    Муж. родЖен. родСр. родМн. число
    И.какой?какая?какое?какие?новый стул
    Р.какого?какой?какого?каких?нового стула
    Д.какому?какой?какому?каким?новому стулу
    В.какой? какого?какую?какое?какие? каких?новый стул
    Т.каким?какой?каким?какими?новым стулом
    П.о каком?о какой?о каком?о каких?о новом стуле
    Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

    Склонение имён прилагательных

    Склонение прилагательных – это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:
    Муж. родЖен. родСр. родМн. число
    И.-ой-ый-ий-ая-яя-ое-ее-ые-ие
    Р.-ого-ого-его-ой-ей-ого-его-ых-их
    Д.-ому-ому-ему-ой-ей-ому-ему-ым-им
    В.-ой (-ого)-ый (-ого)-ий (-его)-ую-юю-ое-ее-ые (-ых)-ии (-их)
    Т.-ым-ым-им-ой-ей-ым-им-ыми-ими
    П.-ом-ом-ем-ой-ей-ом-ем-ых-их
    Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:
    ВопросыПримеры
    И.какой?лесной шуммудрый друглетний деньсиний кит
    Р.какого?лесного шумамудрого другалетнего днясинего кита
    Д.какому?лесному шумумудрому другулетнему днюсинему киту
    В.какой? какого?лесной шуммудрого другалетний деньсинего кита
    Т.каким?лесным шумоммудрым другомлетним днёмсиним китом
    П.о каком?о лесном шумео мудром другео летнем днео синем ките
    Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:
    вижу большой дом (В. п.) – большой дом (И. п.).
    Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным, если прилагательное относится к одушевлённому существительному:
    вижу большого медведя (В. п.) – нет большого медведя (Р. п.).
    Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:
    большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.
    Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:
    ВопросыПримеры
    И.какая?лесная птицасиняя лента
    Р.какой?лесной птицысиней ленты
    Д.какой?лесной птицесиней ленте
    В.какую?лесную птицусинюю ленту
    Т.какой?лесной птицейсиней лентой
    П.о какой?о лесной птицео синей ленте
    Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:
    ВопросыПримеры
    И.какое?яркое солнцедревнее зло
    Р.какого?яркого солнцадвевнего зла
    Д.какому?яркому солнцудревнему злу
    В.какое?яркое солнцедревнее зло
    Т.каким?ярким солнцемдревним злом
    П.о каком?о ярком солнцео древнем зле
    Склонение полных прилагательных во множественном числе:
    ВопросыПримеры
    И.какие?новые людияркие сны
    Р.каких?новых людейярких снов
    Д.каким?новым людямярким снам
    В.каких? какие?новых людейяркие сны
    Т.какими?новыми людьмияркими снами
    П.о каких?о новых людяхо ярких снах
    Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:
    вижу большие дома (В. п.) – большие дома (И. п.).
    Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным, если прилагательное относится к одушевлённым существительным:
    вижу синих китов (В. п.) – нет синих китов (Р. п.).
    Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:
    рабочий, рабочего, рабочему.
    Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:
    Я давно не видел белого песка.
    песка какого? белого.
    Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.
    Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:
    длинный, старый.
    К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:
    синий, летний.
    К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:
    строгий, мягкий, тихий, куцый, хороший, горячий.
    ВопросСклонение
    ТвёрдоеМягкоеСмешанное
    какой?больнойдальниймягкий
    какого?больногодальнегомягкого
    какому?больномудальнемумягкому
    какой?больнойдальниймягкий
    каким?больнымдальниммягким
    о каком?о больномо дальнемо мягком
    Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

    Склонение притяжательных прилагательных

    Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:
    Единственное числоМнож. число
    Мужской родЖенский родСредний род
    И.волчий войволчья лапаволчье логововолчьи уши
    Р.волчьего вояволчьей лапыволчьего логоваволчьих ушей
    Д.волчьему воюволчьей лапеволчьему логовуволчьим ушам
    В.волчий вой
    волчьего щенка
    волчью лапуволчье логововолчьи уши
    волчьих щенков

    Т.волчьим воемволчьей лапойволчьим логовомволчьими ушами
    П.о волчьем воео волчьей лапео волчьем логовео волчьих ушах
    Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:
    медвежий – медвежья – медвежье – медвежьи,
    медвежий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.
    Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:
    Мужской род
    И.дедов сындедов чайпапин братпапин зонт
    Р.дедова сынадедова чаяпапиного братапапиного зонта
    Д.дедову сынудедову чаюпапиному братупапиному зонту
    В.дедова сынадедов чайпапиного братапапин зонт
    Т.дедовым сыномдедовым чаемпапиным братомпапиным зонтом
    П.о дедовом сынео дедовом чаео папином братео папином зонте
    Женский родСредний род
    И.дедова палкапапина дочкадедово словопапино око
    Р.дедовой палкипапиной дочкидедова словапапиного ока
    Д.дедовой палкепапиной дочкедедову словупапиному оку
    В.дедову палкупапину дочкудедово словопапино око
    Т.дедовой палкойпапиной дочкойдедовым словомпапиным оком
    П.о дедовой палкео папиной дочкео дедовом словео папином оке
    Множественное число
    И.дедовы внукидедовы санипапины братьяпапины очки
    Р.дедовых внуковдедовых санейпапиных братьевпапиных очков
    Д.дедовым внукамдедовым санямпапиным братьямпапиным очкам
    В.дедовых внуковдедовы санипапиных братьевпапины очки
    Т.дедовыми внукамидедовыми санямипапиными братьямипапиными очками
    П.о дедовых внукахо дедовых саняхо папиных братьяхо папиных очках
    Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:
    Ед. число м.р. : вижу папин плащ (В. п.) – папин плащ (И. п.).
    Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) – отцовы ботинки (И. п.).
    Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным, если прилагательное относится к одушевлённым существительным:
    Ед. число м.р. : вижу маминого брата (В. п.) – нет маминого брата (Р. п.).
    Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) – нет птичьих птенцов (Р. п.).
    Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.
    Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:
    под Бородином, под Камышином.

  2. svyatoy007 Ответить

    Падеж
    Единственное число
    Множественное число
    Мужской род
    Средний род
    Женский род
    И. п.
    Золотой,
    Круглый,
    Горячий,
    Утренний
    Золотое,
    Круглое,
    Горячее,
    Утреннее
    Золотая,
    Круглая,
    Горячая,
    Утренняя
    Золотые,
    Круглые,
    Горячие,
    Утренние
    Р. п.
    Золотого,
    Круглого,
    Горячего,
    Утреннего
    Золотого,
    Круглого,
    Горячего,
    Утреннего
    Золотой,
    Круглой,
    Горячей,
    Утренней
    Золотых,
    Круглых,
    Горячих,
    Утренних
    Д. п.
    Золотому,
    Круглому,
    Горячему,
    Утреннему
    Золотому,
    Круглому,
    Горячему,
    Утреннему
    Золотой,
    Круглой,
    Горячей,
    Утренней
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    В. п.
    Золотой/ золотого,
    Круглый/ круглого,
    Горячий/ горячего
    Утренний/ утреннего
    Золотое,
    Круглое,
    Горячее,
    Утреннее
    Золотую,
    Круглую,
    Горячую,
    Утреннюю
    Золотые/ золотых,
    Круглые/ круглых,
    Горячие/ горячих,
    Утренние/ утренних
    Т. п.
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    Золотым,
    Круглым,
    Горячим,
    Утренним
    Золотой/ золотою,
    Круглой/ круглою,
    Горячей/ горячею
    Утренней/ утреннею
    Золотыми,
    Круглыми,
    Горячими,
    Утренними
    П. п.
    О золотом,
    О круглом,
    О горячем,
    Об утреннем
    О золотом,
    О круглом,
    О горячем,
    Об утреннем
    О золотой,
    О круглой,
    О горячей,
    Об утренней
    О золотых,
    О круглых,
    О горячих,
    Об утренних

  3. sapollo Ответить

    В предыдущих статьях мы говорили о правописании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. В этой статье разберем правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
    Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
    Во множественном числе, падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.
    Итак, для того, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же как и в случае с прилагательном в единственном числе. То есть надо найти в предложении имя существительное к которому относится это прилагательное и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж имени прилагательного.
    (к чему?) К деревьям (каким?) ветвистым, высоким → ДП
    (за кем?) За деревьями (какими?) ветвистыми, высокими → ТП
    Имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие:
    Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.
    Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их:
    Много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП
    Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют окончания -ым, -им:
    Мы подошли к деревянным домам → (к кому? ) к домам (каким?) деревянным ДП
    Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? и имеют окончания -ыми, -ими:
    Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП

  4. Vlad3034 Ответить

    I. Организационный момент.

    (2 слайд)
    Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.
    – Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
    (Открывается запись на доске:)
    Урок
    интересный
    познавательный
    развивающий
    плодотворный
    – Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

    II. Повторение пройденного

    (4 слайд)
    – Что такое прилагательное?
    – Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
    – Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)
    – Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?
    – Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?
    – Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________
    – Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
    – Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)
    Запись на доске
    Ученики:
    активные
    думающие
    работоспособные
    внимательные
    аккуратные
    дисциплинированные
    – Сможете стать такими?
    – Что общего в данных словах?
    – Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?
    Назовите тему урока.

    III. Тема: “Склонение имен прилагательных во множественном числе”

    (7 слайд)
    – Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться
    Цели.
    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.
    – Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа
    Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

    IV. Каллиграфическая минутка

    (9 слайд)
    – Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.
    – Назовите их.
    – На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.
    – Определите порядок написания букв в данной цепочке:
    ыеиеие иеыеые
    (В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)
    Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

    V. Словарная работа

    Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)
    Работа в парах
    Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
    Определить род.
    Проверка
    Прочитайте слова
    Проверим написание слов по доске
    Назовите буквы, которые надо запомнить.
    Определите род
    Какое слово вызвало затруднение?
    Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?
    Это, нам предстоит узнать

    VI. Работа над новым материалом

    (9 слайд)
    Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.
    – Вопросы, на которые вы должны будете ответить.
    (На доске.)
    Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
    Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Работаем в группах.
    – Приступаем к исследованию имени прилагательного.
    1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    выделите окончания имен прилагательных.
    Изменяются ли окончания имен прилагательных?
    В каких падежах окончания сходны в каких различны?
    Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.
    2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    выделите окончания имен прилагательных.
    Составить таблицу окончаний.
    В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
    Им.п.
    Какие?
    -ые, -ие
    Р.п.
    Каких?
    -ых, -их
    Д.п.
    Каким?
    -ым, -им
    В.п.
    Какие?
    -ые, -ие
    Т.п.
    Какими?
    -ыми, -ими
    П.п.
    (о) каких?
    -их, -их
    Вывод. Запишите его в таблице.
    3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    Выделить окончания имен прилагательных.
    Поставить ударение в именах прилагательных
    Сравнить ударные и безударные окончания.
    Как можно проверить безударные окончания прилагательных?
    Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
    4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
    Выделите окончания имен прилагательных.
    С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
    Менялись ли окончания прилагательных?
    Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?
    Вывод. Сделать вывод. Записать его.
    5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей
    Выделить окончания имен прилагательных.
    Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
    Как определить падеж имени прилагательного?
    Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.
    Проверка
    Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты
    1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию
    Какие окончания написали в прилагательных?
    Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы
    Мы слушаем их выводы
    свое
    2. Выступает представитель от группы
    Обобщение по плану
    Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
    Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?
    Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
    Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
    Оформление памяток
    Закреплении нового
    1. Физминутка (сидя за партами)
    Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх
    низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.
    2. Вставить окончание и определить падеж
    (на доске)
    О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)
    1. Записать в тетрадь и определить падеж
    2. Проверка
    Фронтальная работа
    Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж
    Творческая работа
    Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»
    Подготовительная работа
    – Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!
    А так зимний лес изобразила наша художница
    Редванская Влада (Картина учащейся)
    Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года
    Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес
    Проверка
    Дети зачитывают сочинения по желанию

    VII. Итог урока

    Закончите предложения.
    На уроке
    я узнал …
    я научился …
    мне понравилось…
    Моё настроение …
    Презентация
    Источники:
    Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
    Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»

  5. kottomas Ответить

    Грамматические признаки

    Каждое полнозначное слово в русском языке, кроме лексического значения, имеет и грамматическое – признаки, по которым определяется принадлежность к частям речи и связь элементов предложения. Кроме постоянных, имени прилагательному свойственны изменяемые признаки. К ним относятся:
    падеж;
    число;
    род.
    По этим категориям прилагательные согласуются с существительными. Но в отличие от существительных, адъективы изменяют не только числовую и падежную характеристики, но и родовую.
    Следует помнить, что прилагательные, которые стоят в кратких формах и в формах простой сравнительной степени, не изменяются согласно падежной системе.
    Определение категорий рода, числа и падежа прилагательного производится по определяемому существительному, а при его отсутствии — по флексии самого адъектива. Падежи имен прилагательных во множественном числе остаются такими же, как и в единственном.

    Общие правила склонения

    Определить падеж имени прилагательного, как и любого другого склоняемого слова, можно задав от главного элемента словосочетания вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, «чье?» или их падежно-числовые формы.
    Необходимо не забывать, что в В.п (винительный) ед. ч. у адъективов, согласующихся с существительным мужского рода, отражается одушевленность или неодушевленность согласуемого слова. Если существительное может быть охарактеризовано по одушевленности, то вопрос к адъективу будет «какого» (флексии идентичны в Р.п. и В.п.), если же по неодушевленности – «какой» (как в Им.п.).
    Запомните: ИП в форме множественного числа не имеют родовой принадлежности. Однако, если адъектив относится к существительному, имеющему выраженную категорию одушевленности, то совпадут флексии в Р.п. и В.п. ([Знать] каких?- послушных детей). Когда же адъектив согласуется с именем неодушевленным, флексия В.п. будет такой, как в И.п. ([Посещать] какие? – новые города).
    Таблица совпадения флексий у прилагательных мужского рода, согласующихся с одушевленными и неодушевленными существительными:
    Мужской род (в ед.ч.)В.П=Р.ПВ.П.=И.П.Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.Существительное одушевленноеЗнаю (какого?) молодого человека (В.П.).
    Нет (какого?) молодого человека (Р.П.)Знаю (каких?) молодых людей (В.П.).
    Нет (каких?) молодых людей (Р.П.)Существительное неодушевленноеСтроит (какой?) красивый дом (В.П.).
    Дом (какой?) красивый (И.П.)Строит (какие?) красивые дома (В.П.).
    Дома (какие?) красивые (И.П.)Если в предложении есть больше одного названия объекта, чтобы правильно соотнести с главным словом прилагательное, нужно знать, какой падеж у ИП. Попробуем определить падеж имени прилагательного в следующем примере:
    Высокий дом окнами сверкает.
    Высокими дом окнами сверкает.
    В первом случае падеж именительный (вопрос – какой?) – тот же, что у слова «дом». Во втором случае, хотя ИП не поменяло место, задаем вопрос Т.п. – того же, что и у сущ-го «окнами» – какими? Видим, что от формы ИП зависит связь с существительным, а значит, и смысл предложения.

    Есть алгоритм действий, который поможет определить, род, число и падеж прилагательного:
    Установить существительное, с формой которого соотносится ИП.
    Охарактеризовать существительное по всем категориям (род, одушевленность, падеж, число). ИП будет характеризоваться такими же категориями рода.
    При употреблении прилагательного вне контекста следует задать к нему вопрос, выделить основу и флексию и при помощи таблицы окончаний установить падеж. В определенных случаях возможна флективная омонимия.

    Если финаль основы твердая или мягкая

    Правописание падежных окончаний имени прилагательного зависит от типа основы.

    Для единственного числа

    У ИП, основа которых оканчивается твердым согласным, ударение может располагаться либо на основе, либо на окончании. Когда основа оканчивается твердым согласным звуком, то правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного ничем не отличается от написания ударных. Нужно просто запомнить парадигму следующих окончаний:
    Таблица для установления падежной флексии прилагательного, находящегося в форме единственного числа
    У прилагательных, оканчивающихся на мягкий звук (определяется по основе), отличаются оконсания.
    В таком случае ударение всегда остается на основе.

    Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

    Как уже говорилось выше, окончания прилагательных у всех трех родов будут омонимичны (то есть, совпадут по форме). Различия проявляются только в зависимости от типа основы:
    ПадежиТип твердой основыТип мягкой основыИменительныйЛедян-ыеОсенн-иеРодительныйЛедян-ыхОсенн-ихДательныйЛедян-ымОсенн-имВинительныйЛедян-ые / ледян-ых (-ых реагирует на одушевленность существительного)Осенн-ие / осенн-их (-их реагирует на одушевленность существительного)ТворительныйЛедян-ымиОсенн-имиПредложный(О) ледян-ых(Об) осенн-ихСразу легко обратить внимание на то, что имена прилагательные в родительном и предложном падежах мн. ч. имеют одинаковые флексии. Тогда падеж определяется наиболее точно, если ИП согласуется с существительным или словом, его заменяющим. В изолированном контексте допустимы оба варианта.

    Конечная буква основы — к, г, х, ц, шипящий

    Такие ИП имеют окончания одновременно по твердой и мягкой модели. Этот вид склонения принято называть смешанным.

    Для единственного числа


    Видно, что творительный падеж у ИП, относящихся к мужскому и среднему роду, закрепил за собой флексии, характерные для мягкого варианта склонения.

    Примеры во множественном числе


    У ИП, находящихся в формах множественного числа, при условии к, г, х, ш в конце основы окончания могут быть только по мягкому варианту, а у прилагательных, оканчивающихся на согласный «ц» — по твердому.
    Смешанный вид склонения характерен и для притяжательных прилагательных (напр., папин, отцов).
    Флексии имени прилагательного в форме родительного и предложного падежей во множественном числе совпадают.
    Можно сказать, что определять падеж прилагательного нужно и можно в том случае, когда оно согласуется с существительным или его субститутом (например, местоимением).
    Попробуйте сами определить, в каком падеже употреблены в словосочетаниях следующие имена прилагательные:
    золотому, лисьего (хвоста), тугими (узлами), мамины, книжным (магазинам), бумажных.

  6. gr11g Ответить

    Найдите в этой таблице примеры, подтверждающие выводы о склонении имен прилагательных во множественном числе:
    1) Вопрос какие? – это вопрос прилагательных множественного числа в И и В. п
    2) Сравните прилагательные в И и В.п. Заметили, что у них могут быть разные окончания: -ые –ие; -ых –их
    Это зависит от того, с каким существительным употребляется прилагательное множественного числа: если с неодушевленным, то окончание будет – ые –ие; если с одушевленным, то окончание будет –ых –их.
    3) В И.п и в В.п (при неодушевленных существительных) окончания прилагательных множественного числа –ые –ие. Нетрудно догадаться, что –ые пишется после твердых согласных, а –ие после мягких
    4) По таблице хорошо видно, что в Р. В. П.п прилагательные множественного числа отвечают на один вопрос: каких? И окончания в этих падежах тоже одинаковые –ых –их
    5) В первом столбце примеров таблицы склоняются прилагательные с ударным окончанием, а во втором с безударным. Если их сравнить, то видно, что безударные окончания прилагательных множественного числа пишутся так же, как ударные
    6) Как же определить падеж прилагательных множественного числа? Очень просто: падеж прилагательных множественного числа зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Значит, прилагательное множественного числа будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому относится.
    Все эти выводы нужны для того, чтобы грамотно строить свою речь, грамотно писать.
    Обсудите результаты работ в парах. О чем был текст?
    Что нового для себя вы узнали из этого текста?
    Все ли было понятно? Какие появились вопросы?
    Вернёмся к игре «Данетка». Читайте вопросы, в ответах на которые вы сомневались, не знали как ответить.
    Ответили на те вопросы, что вызывали у нас трудности?
    Как же нужно действовать, чтобы определить падеж имени прилагательного? Попробуйте каждый составить алгоритм определения падежа прил во мн числе.
    Теперь обсудите его в парах.
    Проверим алгоритм
    На доске:
    1) Нахожу существительное…
    2) Ставлю вопрос…
    3) Определю падеж…
    4) Называю…
    Давайте оценим нашу работу над алгоритмом.
    На доске:
    1) Задание?
    2) Результат?
    3) Правильно?
    4) Самостоятельно?
    5) Отметка?
    1.Что нужно было сделать в задании?
    2.Удалось ли получить результат? Найден ответ?
    3.Правильно ли выполнил задание? Или были ошибки?
    4.Справился с заданием полностью самостоятельно или помогал товарищ? В каких вопросах?
    5. какую отметку ставишь себе?
    Чему будем учиться дальше?(определять падеж имен прил)
    Зачем нам нужны эти умения?
    1) Вставь прилагательные во фразеологизмы.
    ворона в …. перьях, профессор …щей, Найти … язык
    Слова для справок: кислых, общий, павлиных
    Объясни смысл каждого фразеологизма.
    Найти общий язык – договориться И. п
    Ворона в павлиных перьях – выскочка П. п
    Профессор кислых щей – незадачливый плохой мастер Р. П
    Определи падеж прилагательных, действуя по алгоритму.
    2) Найдите в предложениях прил во мн числе, спишите, выделите окончание и напишите в каком падеже оно стоит
    У нас под окнами растет много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП
    Мы подошли к деревянным домам → (к кому? ) к домам (каким?) деревянным ДП
    Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП
    Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.
    3) Разгадывание чайнворда.
    – Кажд слово здесь – прил в указан падеже ед или мн числа. Вам нужно, пользуясь нашей Т постав прил в нужн падеж
    1) Алый – д.п., ед.ч.
    2) Ударный – тв.п., ед. ч.
    3) Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.
    4) Единый – в.п., ед.ч., ж.р.
    5) Юный – р.п., ед.ч.
    6) Опытный – тв.п., мн.ч.
    7) Интересный – р.п., мн.ч.
    8) Хороший – д.п., мн.ч.
    9) Мирный – р.п., ед.ч.
    10) Отличный – д.п., мн.ч.

    Какую тему мы изучили?
    Давайте попробуем отразить полученные знания в схеме, которая получила название «ФИШБОУН» – рыбий скелет.
    Мы составляем такую схему впервые, поэтому поучимся это делать вместе. Эта схема похожа на рыбку: это голова, вот ребра, а это хвост. В голову пишется гл вопрос, тема. На ребрах – выводы. Они должны состоять из предложений, построенных так: если…то…А хвост – главный вывод по уроку, итог темы
    Если… То…
    Кто повторит наши основные выводы по теме?
    Закончите предложения – оцени итоги работы на уроке.
    Мне удалось…
    Меня удивило…
    Мне понравилось…
    Я порадовался за…
    Я хочу поблагодарить…за…
    Я могу похвалить себя за…
    Я думаю, что мне…
    Как думаете, о чем пойдет разговор на уроке р. Языка завтра?
    Может будем изучать новую часть речи? Или продолжим разговор о прилагательном?
    Зачем мы получили сегодня знания о прил мн числа? Оно нам где-то дальше пригодится? Где?
    Дифференцированная работа.
    1 задание.
    Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.
    Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки.
    2 задание.
    Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Определи падеж, выдели окончания
    Засыпаны снегом …. березки. Трещат от … морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.
    Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.
    3 задание.
    Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»
    1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)
    2 предложение – деревья (П.п.)
    3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)
    4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)
    Что выбрали? Поделитесь, почему именно это задание вы решили выполнить?
    Урок окончен!

    Большой – маленький,
    сухой–мокрый, глубокий– мелкий
    старый – молодой, твёрдый – мягкий.
    Все слова во втором столбике начинаются на одну букву м
    Согл, звонк, сонорн, тв
    Согл, звонк, сонорн, мягк
    Из чередования заглавной, строчной и заглавной письм буквы м
    (Соблюдать Высоту, ширину, а главное – письмо должно быть безотрывным.)
    Оценка детьми выполнен работы по Та самооценки.
    1.) Я – молодец!
    2.) Могу и лучше.
    3.) Надо постараться.
    (Школьный словарь антонимов русского языка и орфографический словарь)
    Работать в паре, объяснять товарищу…, работать со словарем, подбирать А, вспомн правило с безуд гл
    прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? А слово дверь – на вопрос что? – это сущ
    О сущ и прил – да! Т.к эти ч. речи неразделимы и связаны между собой
    Учитель фиксирует номера на доске
    Склонение имен прил во мн числе
    Получить новое знание о том как скл им прил во мн числе
    О прил во мн числе
    Дети чит утвержд и снова на них отвечают, уже с опорой на новое знание
    определять падеж имен прил
    чтобы речь была грамотн, ясной, понятной
    Будем учиться писать им прил во мн числе и верно употреблять их в речи

  7. yaroshiskander Ответить

    Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

    Склонение имён прилагательных во множественном числе

    Ответы к стр. 59 – 61

    1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди имена прилагательные в форме множественного числа, укажи над ними падеж и выдели окончания.
    Пустыня — как море, только вместо воды песок. По зыбучим пескам лучше всего ехать на верблюде. Широкие мозолистые подошвы не дают верблюду увязнуть в песке. Верблюд может несколько дней не есть и не пить. Сухих и жёстких колючек ему хватает, чтобы быть сытым. Хорошо ехать между верблюжьими горбами: похоже, как будто плывёшь на лодке. Без верблюда люди не могли бы жить в горячих туркменских пустынях.
    (Г. Снегирёв)
    • Запиши название падежа, в котором не употреблены имена прилагательные в форме множественного числа.

  8. Tha_norR Ответить




    Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе
    90. Рассмотрите схемы.

    Сделайте вывод: в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания -ых, -их? В каком ещё падеже имена прилагательные имеют такие же окончания?
    91. Прочитайте. О чём эти стихи?
    Все богатства русского пейзажа
    В полное владенье нам даны:
    Вьюжных зим серебряная пряжа,
    Кружева зелёные весны.
    (Н. Рыленков)
    Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже. Почему они имеют разные окончания?
    бога́тство
    92. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
    1. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных обл..ках. 2. На воде др..жит зол..тая сеть солнечных зайчик..в. 3. Из-под ног с треск..м вы л..тают кузнечики-тр..скунчики — на красн..х и голубых крылышк..х.
    (М. Пришвин)
    Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нём привлекло ваше внимание?
    Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.
    93. Прочитайте. Составьте из слов три предложения.
    В, лесах, глухих, живут, сосновых, глухари; эти, кормятся, большие, хвоей, и, красивые, сосен, смолистой, молоденьких, птицы; умные, берегут, редкостных, охотники, и, красотою, их, силой, любуются, птиц.
    (И. Соколов-Микитов)
    Запишите составленные предложения.
    Как определить падеж имён прилагательных, стоящих во множественном числе?
    94. Прочитайте.
    Сочн..х ябл..к, зимн..х б..тин..к, свободн..х мест, чист..х к..стрюль, тёпл..х п..льто, красн..х п..м..дор..в, резинов..х c..пог, летн..х к..никул, красив..х туфель, модн..х к..стюм..в.
    В чём сходство имён прилагательных и имён существительных в данных словосочетаниях?
    Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *