Как определить у реки правый берег а где левый берег?

12 ответов на вопрос “Как определить у реки правый берег а где левый берег?”

  1. Blondik Ответить

    Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
    Цели:
    Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега,
    притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
    Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
    Воспитывать любознательность, любовь к природе.
    Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные,
    здоровьесберегающие.
    Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики
    Башкортостан.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация знаний.
    Загадка.
    Течет, течет – не вытечет.
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
    – Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
    – Тема нашего урока “Реки”.
    – Что бы вы хотели узнать о реках?
    – На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
    Что такое река?
    Откуда берется в реке вода?
    Почему вода в реке не кончается?
    Для чего нужны реки?
    Как реки изменяют земную поверхность?
    III. Совместное “открытие” знаний.
    – Что такое река?
    Река – это постоянно текущая вода.
    – Как образуется река?
    – Откуда река берет свое начало?
    – Как называется место рождения реки?
    Место рождения реки называется – исток.
    Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет
    ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся
    маленькую речку впадают такие же речушки.
    – Как называются эти речушки?
    Эти реки называются – притоками.
    Притоки могут быть левыми и правыми.
    – Почему их так называют: левый приток и правый
    приток?
    Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку.
    Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
    Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких
    ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А
    если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может
    стать ее притоком.
    – Посмотрите на схему реки.
    – Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
    Это место называется – устье.
    – Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и
    притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
    – Как определить, где левый берег, а где правый?
    + Нужно встать по течению.
    – Какие новые слова вы видите на рисунке?
    – Как вы думаете, что такое русло?
    Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому
    вода в реке течет, у реки есть течение.

    – Что такое течение?
    Течение – это движение воды в реке.
    – Одинаковое ли течение в реках?
    – Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему
    одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке
    бурлит?
    – Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у
    них замедленное и спокойное.
    Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными.
    Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
    – А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки
    называют каменными.
    – Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
    – Где река берет “вечнотекущую “ воду?
    Рекам постоянно необходимо питание.
    – Откуда реки получают питание?
    – Питание может быть разное:
    дождевое
    ледниковое
    подземные воды
    снеговое.
    – Основным источником питания являются осадки.
    – А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
    – Ребята, почему же вода в реке не кончается?
    Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот
    воды в природе.

    Физминутка.
    Мы к лесной лужайке вышли,
    Поднимая ноги выше.
    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре,
    Вот так славно освежились.
    Делать так руками нужно
    Вместе – раз, это брасс.
    Одной, другой – это кроль.
    Все, как один, плывем как дельфин.
    Вышли на берег крутой
    И отправились домой.
    IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
    – Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
    – Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки,
    устье).

    Что показывает
    – У каких рек течение сильнее?
    – Какое питание получают реки?
    – В какое время года река получает большее питание?
    + Весной – во время таяние снегов.
    Летом – при выпадении большого количества осадков.
    – Как это время называется?
    Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
    V. Работа с картой.
    1. Карта полушарий.
    – Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда
    и река становится крупнее.
    – Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
    1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
    2-й ряд: ищет реки Америки.
    3-й ряд: ищет реки Африки.
    – Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем
    показывать?
    + Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
    Африка: Конго, Нил.
    Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
    Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг,
    Меконг.
    Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш,
    Енисей, Лена, Амур.

    2. Реки Башкортостана.
    – Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?
    – Какие крупные реки нашего края вы знаете?
    + Агидель, Уфимка.
    Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью
    башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка),
    Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У
    каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью
    лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с
    водопадами.
    Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки
    Лемезы, в Белорецком районе.
    Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность.
    Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина
    струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия
    мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с
    башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.
    VI. Охрана рек.
    – Для чего нужны реки?
    Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
    По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных
    реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
    Послушайте историю.
    Мы приехали на речку воскресенье провести,
    А свободного местечка возле речки не найти.
    Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
    Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
    Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
    Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
    И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
    Мы приехали на речку понедельник провести.
    Только чистого местечка возле речки не найти.
    (С. Михалков “Прогулка”)
    – Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
    – Какие правила, они нарушили?
    – Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
    Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
    Видеофильм
    VI. Итог.
    – Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
    – Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
    – Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
    – Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег,
    а где левый?
    VII. Рефлексия.
    – Кому понравился сегодняшний урок?
    – Что вам на уроке понравилось?
    – Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с
    родителями?
    – Получили ли вы ответы на свои вопросы?
    – На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
    IX. Домашнее задание.
    Всем: У. с. 104-107
    Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”
    На выбор:
    Подготовить сообщение о крупных реках России.
    Выполнить макет местности, по которой протекает река
    Составить кроссворд по теме “Реки”.
    Литература
    Учебник: Окружающий мир. Учебник для 2 класса: Наша планета Земля. В 2
    ч. Ч.1 /А.А.Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2009.
    Медникова Н.А. Интернет http:// wikiraf.ru/im/539/tovnoad
    Рудченко Л.И. Окружающий мир 2 класс Поурочные планы по учебнику
    А.А.Вахрушева и др. “Наша планета Земля”

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *