Как перемотать якорь болгарки в домашних условиях?

7 ответов на вопрос “Как перемотать якорь болгарки в домашних условиях?”

  1. YoungFlexMG Ответить

    С чего начинается перемотка? Конечно, с проверки ЭД на работоспособность. Для
    начала подключают ЭД к источнику питающего напряжения. Если вал якоря ЭД
    постоянного тока неподвижен или вращается медленно, то, возможно, неисправен
    якорь. Однако могут быть и другие причины, например: заклинивание вала
    ржавчиной, “разбитые” втулки, износ щеток и коллектора, проседание пружин,
    пересохшая смазка. Для установления причины неисправности разбирают ЭД. Черный с
    обсыпавшейся эмалью провод на якоре свидетельствует о неисправности якоря. Если
    визуально якорь выглядит исправным, тогда нужно провести проверку с помощью
    специального прибора для проверки якорей, например, Э-236.
    При отсутствии такого прибора, омметром (лучше электронным) измеряют
    сопротивление обмоток между коллекторными пластинами. Отличие сопротивления
    некоторых обмоток в сторону уменьшения указывает на межвитковое замыкание,
    сильно завышенное сопротивление – на плохой контакт в местах крепления или пайки
    провода обмотки к коллекторным пластинам, отсутствие показаний омметра на обрыв
    в обмотке. К сожалению, определить такую неисправность якоря, как межвитковое
    замыкание, бывает сложно из-за применяемого в обмотках провода большого сечения
    и малого количества витков. В случае если не удалось обнаружить неисправность, а
    сомнения остались, можно собрать ЭД с заведомо исправным якорем.
    Для измерения пробоя изоляции на корпус измеряют омметром сопротивление между
    коллекторными пластинами и валом якоря. Если сопротивление изоляции ниже 10 кОм,
    то якорь считается пробитым. При подключении электродрели, пылесоса, миксера к
    источнику питания, внешне неисправности якоря проявляются в снижении оборотов,
    сильном искрении щеток (“круговой огонь”), значительном нагреве якоря, в
    отсутствии реакции на подключение напряжения и присутствии запаха горелой
    изоляции. Детальную проверку начинают с редуктора, выключателя, регулятора
    оборотов, щеток, а также искрогасящих и помехоподавительных конденсаторов, с
    проверки на наличие обрыва в проводах, дефектов подшипников. После этого
    устройство разбирают окончательно и проверяют якорь. Методы проверки такие же,
    как и для якорей ЭД постоянного тока. Характерная неисправность только для
    якорей ЭД переменного тока – механическое повреждение обмотки посторонними
    частицами, попавшими через вентиляционные отверстия.
    Неисправный якорь подготавливают к перемотке. При этом микрометром измеряют
    диаметр провода (сначала с эмалью, затем без эмали), подсчитывают количество
    витков в секции, определяют способ намотки, а также порядок подключения обмоток
    к коллекторным пластинам. Полученные результаты измерений сравнивают со
    справочными данными и выбирают ближайшее значение. Дело в том, что при измерении
    практически всегда вносится погрешность из-за деформированного провода (даже
    после тщательного выравнивания) и невозможности идеального снятия изоляции. В ЭД,
    применяющихся в автомобильной технике, остальные параметры определяют при
    разматывании обмоток якоря. Все данные подробно записывают, а также зарисовывают
    схему намотки. Подобные меры предохраняют от возможных ошибок.
    Определить параметры намотки в якорях бытовой техники сложнее: обмотки пропитаны
    специальным лаком для улучшения качества изоляции и закрепления витков, что
    мешает сматыванию витков при разборке и приводит к обрыву тонкого провода. В
    этом случае выводы, припаянные к коллектору, отсоединяют и с помощью омметра
    определяют начала и концы обмоток. Если измерением не удалось выяснить схему
    намотки, то обмотку разматывают с помощью регулируемого источника напряжения от
    0 до12 В. Для этого на начало и конец одной из обмоток подают напряжение и
    медленно увеличивают его до тех пор, пока провод обмотки не начнет нагреваться.
    При правильном выборе напряжения провод легко размягчает лак, при этом не
    перегреваясь.
    Разматывают провод с помощью пинцета, своевременно удаляя лишний провод. Для
    удаления старой обмотки обрезают выступающие из железа лобовую и заднюю части
    обмотки отрезным резцом на токарном станке или ножовкой по металлу. Оставшийся
    провод выбивают из пазов круглым металлическим стержнем. Диаметр стержня
    подбирают с таким расчетом, чтобы он с минимальным зазором проходил внутри паза,
    без заклинивания. В некоторых случаях для облегчения удаления остатков провода
    якорь подогревают.
    После окончательной очистки восстанавливают торцевые изолирующие накладки.
    Отломавшиеся кусочки пластмассовых накладок приклеивают, а выгоревшие картонные
    – делают новые. Для облегчения трудоемкой операции вырезания сложного профиля
    накладки ее упрощают. Вырезанный картонный круг с пробитым в центре отверстием
    надевают на вал якоря и приклеивают к железу. На окончательно приклеенной
    накладке выжигают раскаленным гвоздем ненужные участки, находящиеся над пазами
    железа. Со стороны коллектора накладку для вклейки разрезают на две части. Далее
    в пазы железа вкладывают вставки из специального картона (прессшпана),
    необходимые для изоляции провода от железа. Вставку вырезают с таким расчетом,
    чтобы при помещении в паз ее края выступали наружу на 5 мм. ЭД постоянного тока,
    применяемые в автомобилях, менее требовательны к качеству изоляции. Здесь
    допустимо применение любого тонкого картона, даже бумаги.
    Схемы обмоток большинства автомобильных ЭД простые, поэтому при перемотке
    проблем обычно не возникает, чего не скажешь о схемах обмоток ЭД бытовой
    техники.
    На рис.1 показана схема намотки якоря пылесоса, на рис.2 – дрели, на
    рис.3 – миксера.



    Как видно, одна секция может иметь от одной до трех обмоток.
    Этот фактор определяет количество одновременно наматываемых проводов. Если в
    секции три обмотки, то нужно три катушки провода и т.д. При намотке применяются
    ярлычки для обозначения начала и конца каждой обмотки. Для того чтобы после
    окончания намотки не запутаться в проводах, все катушки нумеруют и ярлычки
    крепят согласно этим номерам. Порядок нумерации на ярлычках такой: “н 1,1”; “к
    1,1”; “н 1,2”; “к 1,2”, где буквы “н”, “к” – начало и конец, вторая цифра –
    номер секции, третья цифра – номер обмотки.
    Намотка якоря миксера с таким типом обмотки, как на рис.3, сложнее. Здесь
    применяют более тонкий провод, вдвое большее количество витков и беспрерывную
    намотку. Для облегчения намотки используют специальную “иглу”. Ее можно сделать
    из пластмассовой авторучки без пишущего стержня. Несложная доработка состоит в
    прокалывании отверстия в задней крышке и вклеивании кембрика длиной 5…7 мм в
    переднюю часть авторучки. Провод пропускают через “иглу” сзади. Намотка чем-то
    напоминает шитье.
    Для уплотнения проводов в пазах, при намотке якорей, удобно иметь две палочки
    (одну палочку круглой формы, в виде гвоздя, а другую – плоской формы, в виде
    линейки) из неметаллического материала (пластмассы, текстолита, дерева).
    Если в секции три обмотки, то намотку производят сразу тремя проводами. Обычно
    направление намотки слева направо, в обратном направлении бывает реже, но этот
    вариант следует иметь в виду при определении схемы намотки. Ошибку в этом случае
    обнаруживают слишком поздно, только после сборки ЭД. Проявляется она во вращении
    якоря в противоположном направлении. В этом случае можно попытаться исправить
    ситуацию, перестановкой местами проводов, подключенных к щеткам.
    Для защиты эмали провода от повреждения выступающие края прессшпана перед
    намоткой прижимают к углам прорези якоря. После окончания намотки эти края
    обрезают и с помощью плоской палочки заправляют внутрь паза. Для окончательной
    фиксации провода аккуратно забивают в паз текстолитовые клинья. Чтобы клинья при
    забивании не сминали прессшпан, на нижних краях обрезают острые углы, а край,
    обращенный к обмотке, затачивают наискось.
    В пространство между коллектором и железом якоря до уровня коллектора наматывают
    толстую нитку. Далее приспособлением, показанным на рис.4, прорезают на краях
    коллекторных пластин канавки. В приспособление вставляют кусочек ножовочного
    полотна для резки металла. Ширину канавки регулируют обтачиванием на точиле
    боковых сторон режущего полотна. Припаивание проводов к коллектору производят
    паяльником мощностью не ниже 65 Вт. Край жала паяльника должен быть заточен по
    форме канавки.

    Благодаря такой заточке легко залуживают канавки и вдавливают в них провода.
    Припой применяют с максимально возможной тугоплавкостью. Чтобы при залуживании
    провода не зачищать его, прикладывают провод к деревянной пластинке с заранее
    расплавленной канифолью и производят залуживание.
    Для закрепления проводов припаянных к коллектору обматывают их крепкой ниткой.
    По окончании работ обмотки покрывают эпоксидным клеем. Этим клеем также
    закрепляют в пазах текстолитовые клинья. Не рекомендуется вместо эпоксидного
    клея использовать мебельный лак, так как он ухудшает изоляцию, поэтому лучше
    применить специальный лак для электромоторов. После пропитки данным лаком,
    изделие просушивают в термопечи.
    Автор: C.М. Усенко
    Смотрите другие статьи раздела
    Электродвигатели.
    Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

  2. Mazujinn Ответить

    Якорь болгарки состоит из обмотки, которая проводит ток, и магнитопровода. В магнитопроводе находится вал, осуществляющий кручение. Конструкция магнитного провода образована пластинками и пазами, которые изолированы меж собой посредством покрытия лака. Разработана определенная последовательность укладки проводников якорной обмотки в пазы. Проводники образуют виток. Окончания его связываются на ламелях. Схема расположения начала стартового витка и окончания последнего составляется таким образом, что они замыкаются на одну ламель.
    При постоянном перегреве мотора болгарки происходит оплавление якоря. В результате высокой температуры могут отпасть контакты проводов, которые соединяют первичную обмотку с коллектором. Все это приводит к тому, что ток не подается.

    Неисправность якоря

    Существуют критерии, на основании которых можно сделать вывод, что требуется ремонт якоря:
    увеличивается количество искр, исходящих от щеток на коллекторе двигателя;
    появляется вибрация при небольшой скорости;
    рабочий вал начинает перемещаться в разных положениях.
    Наличие этих признаков свидетельствует о поломке якоря. Последующее пользование может быть опасным.
    Известны следующие повреждения якоря:
    обрыв проводников электрического тока;
    замыкание между витками;
    нарушение изоляции, что приводит к замыканию обмотки на металлическую поверхность ротора;
    распаивание окончаний коллектора;
    неодинаковое истирание коллектора.
    В итоге этих неисправностей двигатель постепенно перестает работать. Чтобы выяснить причину отказа работы углошлифовальной машины, следует провести диагностику. Она может быть осуществлена визуально или с применением соответствующих приборов.

    Как проверить якорь на болгарке?

    Правила визуального осмотра

    Стандартная диагностика предполагает зрительный анализ устройства. Нужно проанализировать целостность провода и подачу тока на коллектор мотора. При нормальной подаче питания следует осмотреть болгарку изнутри. Разобрать устройство не составит большого труда. Лучше всего при разборе сфотографировать расположение основных модулей устройства. После разборки провести зрительную проверку якоря на такие свойства:
    ход якоря должен быть свободным;
    отсутствие черных пятен и запаха, которые могут говорить об оплавлении обмотки, изоляционный лак которой оставляет следы;
    отсутствие скомканных витков и остатков припоя, что приводит к короткому замыканию;
    на контактах ламели не должно быть выгорания, иначе следует проверить связывание петушка ламели и шинки обмотки;
    отсутствие изношенных или выгоревших пластинок;
    пространство между ламелями не должно содержать графитовые остатки от щеток.
    Если при зрительном осмотре не выявлены недостатки, то необходимо провести проверку приборами. Якорь на болгарке можно проверить как при помощи тестера, так и воспользовавшись обычной лампочкой.

    Осмотр с помощью тестера

    Мультиметр выставляется в положение омметра. Задается сопротивление 200 Ом. Щупы подсоединяются к ламелям, находящимся рядом друг с другом. Если значение на приборе меньше 1 Ом, то присутствует короткое замыкание. При значении больше среднего возможно наличие обрыва витков. При высоком значении сопротивления или отсутствии какого-либо значения (в случае применения цифрового прибора) также можно судить об обрыве.
    Бывают ситуации, когда обрыв не обнаруживается. Тогда делается пробой на массу. При максимальном сопротивлении один из щупов ставится на вал, а другой перемещается по пластинкам. Если значение нулевое, то повреждения нет. Потом мультиметром таким же образом проверяется ротор. Щуп в этом случае перемещается по ламелям. При невозможности выполнить проверку тестером применяется лампочка.

    Контроль при помощи лампочки

    При отсутствии под рукой прибора многих интересует вопрос, как проверить болгарку на возможные поломки якоря. Подающий питание провод разрывается, и в место разрыва одного провода помещается лампочка. Затем вращается вал. По смене яркости лампочки можно судить о замыкании между витками. В случае отсутствия горения, возможны такие выводы:
    расположение щеток не соответствует работающему положению, вследствие срабатывания подпорной пружины;
    разрыв питающего контура;
    замыкание либо разрыв в обмотке статора.
    Можно прозвонить индикатором коротко замкнутых витков и прибором проверки якорей. Это может сделать опытный человек.

    Возможен ли ремонт якоря

    Ремонт якоря болгарки не может быть выполнен, если имеется вибрация, так как нарушается баланс. Такая ситуация требует провести замену. Возможно устранение короткого замыкания и замена обмотки.
    Сначала нужно разобрать двигатель и вынуть ротор. Но перед этим отключить клеммы питания и снять щетки. Ротор болгарки достается вместе с опорным подшипником и крыльчаткой для охлаждения.

    Перемотка якоря

    Якоря для болгарок УШМ поддаются перемотке в домашних условиях. Для этого нужно иметь определенные умения при работе с паяльником. Чтобы осуществить перемотку якоря своими руками, потребуется:
    провод с медной жилой, которая соответствует предыдущему проводнику;
    диэлектрическая бумага, чтобы изолировать обмотку;
    лак для заливки катушек;
    паяльник.
    Важно перед началом намотки якоря подсчитать число витков в старой намотке и выполнить столько же на новой катушке.
    Схема перемотки:
    убирание предыдущих обмоток – стараться не испортить поверхность корпуса. При появлении повреждений произвести шлифовку наждаком или напильником;
    осмотр коллектора – значение сопротивления контактов ламели в сравнении с оболочкой не должно превышать 0,25 Мом;
    подчищение коллектора от старых проводов – разработка пазов для вставки концов новых проводов;
    постановка гильз – они изготавливаются из материала, не проводящего ток, например, электротехнический картон. Размер их равен 0,3 мм;
    перемотка катушек – окончание нового провода присоединяется к концу ламели. Перематываем по направлению против часовой стрелки. Вблизи коллектора закрепить провода хлопчатобумажной ниткой;
    контроль на отсутствие замыканий – замерить сопротивление тестером;
    нанесение лака или эпоксидки для закрепления намотки – произвести сушку в духовке или использовать средства, которые быстро высыхают.
    Если выполнить подобные действия не удается, то можно произвести замену якоря болгарки.

    Смена якоря

    Замена якоря на болгарке осуществляется одновременно с заменой опорных подшипников и крыльчатки охлаждения мотора. Для выполнения потребуются такие приспособления:
    новый якорь для болгарки, подходящий именно вашему устройству;
    отвертка и ключ;
    щетка с мягкими щетинами и салфетка для протирания элементов.
    Этапы разборки:
    извлечение щеток;
    выкручивание редуктора;
    снятие крышки редуктора;
    снятие кольца, которое фиксирует маленькую шестеренку на якоре;
    извлечение якоря совместно с шестеренкой и подшипником;
    снятие подшипника специальным съемным приспособлением;
    снятие шестерни и диска закрепления;
    протирание основных элементов салфеткой.
    Постановка новой детали для шлифовальной машины осуществляется в обратном порядке:
    установка закрепляющего диска на вал;
    напрессовка подшипника;
    установка маленькой шестерни и ее крепление при помощи стопорного кольца;
    помещение якоря в редуктор со стыковкой отверстий;
    закрепление редуктора в корпусе болгарки;
    установка щеток;
    проверка устройства.
    Таким образом, ремонт якоря своими руками можно выполнить быстро и легко. Но чтобы не допускать таких случаев, пользоваться устройством нужно бережно и не подвергать длительным высоким нагрузкам. Содержание инструмента в сухом месте и необходимый уход продлят срок его эксплуатации.

  3. Nesar Ответить

    Чаще всего выходят из строя якоря двигателей, которые имеют более сложную конструкцию и бо­лее плотную укладку обмоточного провода в пазах якоря. Наличие короткозамкнутых витков или об­рывов концов обмоток в якоре при исправных щет­ках и коллекторе проявляется в виде кругового ис­крения щеток, быстрого нагрева инструмента и потере мощности двигателя. Обрывы концов об­моток устраняются путем пайки концов к ламелям коллектора, наложением бандажа из ниток и рав­номерной пропиткой его эпоксидным клеем. Сложность перемотки якоря на порядок выше по сравнению с перемоткой статора, к тому же тре­бует его статической и динамической балансиров­ки, поэтому чаще всего авторы публикаций пред­лагают заменять их новыми, заводского изготовления. Это проще всего, но дорого.
    Столкнувшись с аналогичной проблемой у мо­ей «болгарки» и определив, что ее механическая часть находится в хорошем состоянии, мне стало жалко ее выбрасывать, и было решено перемотать ее якорь, который имел обмотки с потемневшей изоляцией. О наличии короткозамкнутых витков я дополнительно убедился, измеряя индуктивность обмоток между соседними ламелями коллектора мультиметром типа MY6243 фирмы Mastech. Тестером это определить невозможно, так как доля сопротивления одного короткозамкнутого витка ничтожна по сравнению с сопротивлением целой обмотки, а вот на индуктивность обмотки коротко- замкнутый виток влияет существенно. Авторы публикаций в Интернете по ремонту электродви­гателей рекомендуют выжигать обмотки якорей, так как они пропитаны клеем или лаком — просто извлечь или размотать их невозможно. Процесс выжигания требует снятия шарикоподшипников и может привести к деформации вала, что рекомен­дуется устранять после путем высокоточной проточки якоря на токарном станке после его пере­мотки. Естественно, мной это было отвергнуто и использована другая технология.
    Обхватив якорь полоской толстого мягкого картона, зажал его в тиски так, чтобы он плотно держался и не деформировался. Ножовкой по ме­таллу с мелкими зубьями вплотную к обоим тор­цам пазов рабочей части якоря обрезал обмотки, несколько раз проворачивая и переставляя якорь. Торцы обрезанных секций обмоток не должны вы­ступать из пазов якоря. После этого якорь слегка зажимается в тиски торцами рабочей части. Под­бирается стальной стержень с плоским торцом и диаметром, чуть меньшим ширины паза якоря. Этим стержнем и молотком выпрессовываются ча­сти обрезанных секций обмоток. При этом также выпрессовываются клинья, которыми крепятся обмотки в верхних частях пазов. Клинья необходи­мо сохранить. После этого якорь необходимо подготовить к намотке провода.
    Для облегчения процесса намотки якоря было решено использовать более толстый, чем ис­пользованный в якоре, и имеющийся в наличии провод ПЭВ-2-0,5, в результате чего, с соответст­вующей перемоткой обмоток статора, двигатель станет низковольтным. Каким будет рабочее напряжение инструмента, не столь важно, и будет определено в процессе испытаний питанием его от ЛАТРа. Главное, чтобы инструмент работал. Учитывая, что двигатель будет низковольтным, было решено отказаться от изоляционных прокладок и создать изоляцию пазов и торцов якоря путем нанесением тонкого слоя эпоксидного клея. Все острые углы на стыках пазов и торцевой части якоря перед нанесением клея закругляются круглым надфилем. Желательно отполировать ламели коллектора нулевой наждачной шкуркой и прочистить зазоры между ними. Места подключения концов обмоток к ламелям необходимо зачистить и залудить. После нанесения и полимеризации клея якорь готов к намотке обмоток.
    Данный якорь имеет 12 пазов и 24 коллектор­ные ламели. Щетки размещены перпендикулярно оси полюсов статора. Учитывая, что в якоре при­менена схема петлевой обмотки, в каждом пазу бу­дет размещено по четыре секции. Схема намотки для такого варианта двигателя показана на рис.2 [2]. Вверху показаны полюса якоря, а внизу — ла­мели коллектора. На схеме видно, что четыре сек­ции начинают появляться в пазу между полюсами 5 и 6, а заканчивают появляться в конце намотки между полюсами 4 и 5. Если щетки двигателя располагаются вдоль оси полюсов статора, то концы обмоток должны быть смещены на 90°, то есть кон­цы, подпаянные к ламели 1, должны быть подпа­яны к ламели 7 и т.д. Об этом важном моменте в литературе упоминается очень не внятно либо во­обще не упоминается [1].

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *