Как по другому называется аксиологический подход в образовании?

16 ответов на вопрос “Как по другому называется аксиологический подход в образовании?”

  1. ROFI Ответить

    Для решения этой проблемы понадобился мост, который бы позволил теории и практике взаимодействовать между собой.
    Такой точкой пересечения стала аксиология. Аксиологический подход в педагогике иногда называют ценностным, то есть задающим систему ориентиров и ценностей.
    Приоритетная задача педагогики – удовлетворение социальных потребностей за счет интеллектуальной деятельности и процесса познания. Аксиология – один из механизмов достижения этих целей.

    Педагогические задачи аксиологии

    При внимательном изучении вопроса становится очевидным, что гуманистический характер педагогики основан на аксиологии. В качестве высшего ценностного ориентира был выбран человек, который стал также и целью общественного развития. Аксиология связывает все звенья в этой системе и, таким образом, служит методологией современной педагогики.
    Основной принцип аксиологии можно сформулировать следующим образом: в основе всего лежит детерминированность, все явления жизни взаимосвязаны между собой; исходя из этого положения, каждый индивидуум связан с социумом, и важно видеть эти общие черты и закономерности.
    Аксиологической базой образования должен стать гуманизм. Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования.
    Кроме того, можно выделить конкретные преимущества такой аксиологической установки:
    1) появление метода оценивания набранного педагогического опыта, ранее использованных методов и приемов учебно-воспитательной работы;
    2) отказ от «обезличенности» образования в пользу овладения навыками, способствующими индивидуальному личностному и профессиональному росту;
    3) смена целей образования: информация и навыки как главный ориентир образования не соответствует аксиологии гуманистического образования. Главный ее недостаток с точки зрения гуманизма – неадаптированность к человеческой природе. Важно понимать, что человек воспринимает информацию одновременно с навыками, которые помогают ему социализироваться. Поэтому процессы воспитания и обучения должны идти параллельно.
    Традиционные программы не имеют четкой системы воспитания. Лишение образования функции культурного воспитания отрицательно повлияло в свою очередь и на развитие трудовой деятельности, поэтому гуманизм призывает обратить внимание на нравственно-эстетический аспект учебной работы;
    4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними.
    Таким образом, гуманизация образования предлагает избавиться на ранних этапах от всех тормозов, которые сдерживают развитие отдельных личностей, а вместе с тем и всего общества. Вместе с тем это и переустановка философских ориентиров. Антропоцентризм в сфере образования необходим для того, чтобы вернуть ему функцию воспитания в человеке нравственных качеств и мировоззренческих установок. Гуманизм в педагогике стремится к гармонии именно в этических и нравственных областях.

    Смотрите также:

    Личностно-ориентированный подход в образовании
    Личность в современной педагогической науке

  2. Role player Ответить

    качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.
    Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода — два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».
    Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. «Нельзя до конца перевести опыт веры на язык понятий»,- отмечал еще Григорий Богослов. Ее концентрированное, тысячелетиями отшлифованное выражение религии. Культура как коллективная память призвана хранить и ретранслировать это богатство, все его своеобразие и поливариантность.
    Доверие предшествует вере. Доверие – чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д. Человек может иметь доверие к жизни, доверие ко Всевышнему, к другим людям, к своей собственной судьбе. Человек имеет чувство, что все склонны помогать ему, делать то, чего бы он хотел.
    Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
    Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовнонравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию
    и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
    Обязательность – это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.
    Профессиональная честь и достоинство в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.
    Ценность творческой самореализации:
    Совершенствование профессионально-творческих способностей -совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Сюда относятся: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.
    Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.
    Постоянное самосовершенствование учителя – самостоятельная интегративная деятельность, сформировавшаяся под влиянием социальнопедагогических требований к деятельности и личности учителя, его субъектной активности и целенаправленного процесса по самоизменению. Её исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.
    Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностью постоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.
    Интеллектуальные ценности:

  3. Shadrian Ответить

    Юдина Елена Павловна,
    учитель начальных классов муниципального
    автономного образовательного учреждения
    средняя общеобразовательная школа №72
    с углубленным изучением отдельных предметов
    г.Ульяновска
    АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    Аннотация: автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода.
    Ключевые слова: научное общество учащихся, исследовательская деятельность, аксиологический подход.
    В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.
    В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
    Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
    Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.
    Одним из базовых методологических подходов к процессу формирования социально-адаптированной личности является аксиологический подход, на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В современной педагогике одним из первых, кто провозгласил обязательность в образовательном процессе любви к ребенку, считают В.А. Сухомлинского. «Воспитание – это прежде всего человековедение…», – говорил Василий Александрович. Его идеи постепенно просачивались в педагогику, имели поддержку со стороны учителей – новаторов и на сегодняшний день приобрели важную для общества актуальность.
    Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях, которая направлена на создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Имея возможность создавать условия для более глубокого понимания ценностей каждым воспитанником и их практическом применении, современная школа предлагает учащимся начальной образовательной ступени различные формы организации образовательного и воспитательного пространства.
    В муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №72  с углубленным изучением отдельных предметов г.Ульяновска успешно осуществляется работа научного общества учащихся, которое развивается в соответствии идеями гуманизации образования и является следствием применения аксиологического подхода в педагогике. Это имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от качества создаваемого образовательного и воспитательного пространства зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования вносит свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
    Особенность работы научного общества учащихся (НОУ) начальной школы в нашем образовательном учреждении – это экологическая направленность проектной деятельности школьников. Мы делаем акцент на две основных практических задачи современного образования: формирование у школьника основ культуры экологического мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения. Возраст младшего школьника позволяет выполнить социальный заказ исходя из своих особенностей, ребенок 7-9 лет с большим желанием удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями, включаясь в поисковую деятельность для открытия фактических знаний и взаимосвязей между ними.
    Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.
    Организация  экологических исследований НОУ начальной школы дело большое и требует от педагогов-советников методической грамотности, научных знаний и  на каждом этапе работы с детьми обладания  организаторскими умениями. Исходя из данных требований, в школе ежегодно ведет работу штаб педагогов-советников по собственному плану. Объединившись в творческую группу, педагоги решают поставленные задачи в соответствии с задачами современного образования, используя возможности аксиологического подхода.
    Выделим условия для использования аксиологического подхода в работе НОУ:
    Внутренние условия:
    *Заседания юных экологов по параллелям
    *Общешкольные мероприятия НОУ
    *Система работы классных руководителей
    * Эффективность деятельности локальных микрогрупп учителей
    *Зарождение традиций НОУ начальной школы
    Внешние условия:
    *Содружество
    -Творческие учителя
    -Активные родители
    -Педагоги ЦДТ №5
    -Специалисты городской библиотеки №2
    Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. А вот на работу научных обществ в начальной школе многие смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться  добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.
    Своё научное общество мы так и назвали: «Любознайки» (Люблю узнавать, умею наблюдать, фиксировать информацию и действовать)  Эта модель – одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников, модель, которая дает возможность развивать свои способности как коллективно, так и индивидуально.
    Работа НОУ нацелена на:
    1. Выявление и поддержку учащихся начальной школы, склонных к занятию проектно-исследовательской деятельностью.
    2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через экологические исследования, поддержку научно-исследовательской работы в начальной школе.
    3. Развитие личности, способной в силу своих возрастных особенностей к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в микро и макро коллективах.
    4. Формирование и развитие у учащихся навыков проектно-исследовательской работы.
    Работа НОУ начальной школы – это создание образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников.
    План работы НЦЛ

    Мероприятие
    Сроки проведения
    1
    Выявление желающих из Любознаек класса вступить в сообщество НЦЛ
    сентябрь
    2
    Игра «Экзамен для Любознаек!»
    октябрь
    3
    Посвящение в Любознайку из НЦЛ
    октябрь
    4
    Выбор темы научной работы и работа над ней в данной секции
    октябрь
    5
    Осенний калейдоскоп: интеллектуально – развлекательное мероприятие
    октябрь
    6
    Интерактивная встреча участников НЦЛ «Какие успехи сегодня, что интересного в исследованиях?»
    ноябрь
    7
    Творческая выставка Любознаек «Наша исследовательская работа»
    январь
    8
    Фотоконкурс. Интерактивная выставка творческих проектов «Зима в наш край пришла»
    январь
    9
    Научно-практическая конференция «НЦЛ докладывает!»
    февраль
    10
    Круглый стол  Любознаек
    Рефлексия
    Презентация «Модель юного исследователя из НЦЛ»
    апрель
    11
    Участие в региональном экологическом фестивале
    апрель
    12
    Подведение итогов Планы
    май
    Работу научного общества учащихся начальной школы координируют и направляют педагоги-советники, которые в свою очередь ведут большую работу по организации исследовательской работы учащихся, консультируют юных исследователей, а также приводят в систему свою и общую методическую работу.
    Работа педагогов-советников имеет поддержку со стороны школьного педагога-психолога, который в течение года проводит диагностическую и коррекционную работу с юными исследователями из НЦЛ. Данная работа представляет практическую значимость в достижении учащимися  наиболее высокого результата исследований.
    Реализация содержательной линии работы НОУ в начальной школе, используя аксиологический подход – это использование практической и эффективной технологии проектирования и исследовательской деятельности в обучении и воспитании.

  4. Ц_у_Н_а_М_и Ответить

    Аксиологический подход- совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения.
    Основная задача данного подхода – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.
    В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г.М. Каджаспировой (М. 2000 г.): аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.
    Задачи нравственного воспитания традиционны для школы, однако сегодня речь идет не столько об организации усвоения учениками признанной всеми членами «взрослого» общества системы ценностей, сколько об организации ценностного выбора в широком спектре ценностей современной цивилизации (конфессиональных, этнокультурных, региональных, национальных, государственных и т. д.). Сущность ценностно-аксиологического подхода определяется сегодня, прежде всего, ситуацией оценки (мировоззренческой, политической, нравственной, эстетической и др.) происходящих событий, в которой человек находится постоянно, определяя свое отношение к миру и себе. Индивидуальная система ценностей формируется через приобщение личности к культуре. В процессе овладения культурой (материальной и духовной) индивид становится личностью. Культура – «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» . Это феномен человеческого духа, внутренняя сущность человеческих идей, символически закрепленная деятельность людей, освещенная гуманными и нравственными целями . Литература – часть духовной культуры, и приобщение к искусству слова становится важным этапом в формировании ценностной сферы личности человека, особенно в школьные годы. Сводя многочисленные определения ценностей, данные в научной литературе, можно говорить, что ценности – это образующие единицы сознания личности, которые определяют относительно постоянные отношения человека к сферам жизни: миру, другим людям, самому себе. Эта совокупность отношений образует по существу нравственную позицию индивида, которая становится особенно прочной, когда она осознанна, когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования .
    В основе данного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине 19 в., а в 20 в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе педагогике, в частности, в теории воспитания ( В.А.Караковский, И.Б.Котова, В.В.Краевский и др.).

  5. Dorinrad Ответить

    Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.
    Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.
    Философия образования современности, имеющая гуманистическую направленность, представляет из себя программу качественного обновления всех этапов образовательного процесса. Философские искания данного направления дают возможность сформировать принципы оценки работы образовательных учреждений, концепций, педагогического опыта, достижений или неудач. Гуманизация образования включает в себя и обновление системы подготовки квалифицированных кадров: переход от «обезличенности» к осознанному творческому включению в процесс, стремлению к общему и профессиональному развитию личности.
    Замечание 1

  6. Malagrel Ответить

    7. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
     
    Задача 1. Педагогическая аксиология представляет собой относительно самостоятельную отрасль педагогического знания. Определить сущность педагогической аксиологии вам поможет анализ базовых понятий «аксиология», «ценность», «педагогическая аксиология» и «педагогические ценности».
    Аксиология – 1) филос. учение о ценностях и об  оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности,  смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв. раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2005. – С. 16).
    Аксиология как относительно самостоятельный раздел философии оформляется тогда и поскольку, когда и поскольку понятие бытия расщепляется на два компонента: реальность как то, что есть, и ценность как то, что должно быть. В рамках аксиологической проблематики формируются различные направления, которые по-разному трактуют природу ценностей, и взаимоотношения между которыми образуют новый слой аксиологической проблематики (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75).
    Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательней смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2005. – С. 659).
    Ценности – специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельная личность или общество в целом рассматриваются как носители ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Характер действий и поступков свидетельствуют об отношении личности к окружающему миру, самому себе (Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003. – С. 100).
    Педагогическая аксиология – область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии является формирование сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности (Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003. – С. 99).
    Педагогическую аксиологию мы можем определить как тот раздел педагогического знания, где воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность рассматриваются как ценности человеческой жизни (Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75).
    Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимися общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога .
    Проанализируйте приведенные выше определения понятий «аксиология», «ценности», «педагогическая аксиология», «педагогические ценности» дополните их определениями других авторов. Используя метод глоссирования,  составьте схемы данных понятий.
     
    Задача 2. Проанализируйте типы аксиологических концепций, выделенные В. И. Гинецинским,  и дайте определение ценности для каждого типа. Подготовьте связное высказывание о природе педагогических ценностей с позиции представителей различных аксиологических концепций.
    Выделяют следующие типы аксиологических концепций: натуралистические, трансценденталистские, социологические, диалектико-материалистические.
    Натуралистически ориентированные аксиологические доктрины усматривают источник ценностей в потребностях человека (потребность в наличии ценностей) и предполагают, что ценности могут быть зафиксированы как особого рода эмпирический факт человеческого поведения. Представители этого направления считают, что в совокупности человеческих стремлений есть в том числе стремление выйти за пределы налично данного («хочу того, чего нет»). Факт наличия такого стремления и обосновывает особую ценность человеческого бытия.
    Для аксиологического трансцендентализма ценность – это идеальное бытие или бытие нормы, идеала, которое имеет самостоятельную по отношению к человеческому бытию сферу существования. Ценности не обнаруживают свое бытие в рамках человеческого существования, а могут быть лишь открыты человеком, он может приобщаться или не приобщаться к ним.
    Для культурно-исторического релятивизма, представляющего социологическое направление, характерна идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, вырабатываемых в процессе социокультурного развития. Системы ценностей не сводимы друг к другу, а отдельные ценности, входящие в одну систему, получают в ней специфическую окраску. Сами системы ценностей могут использоваться в качестве критерия разграничения социальных общностей разного масштаба и типа, поскольку общность как раз и характеризуется тем, какого рода ценности принимаются всеми его членами.
    Подход к аксиологической проблематике, выработанный на основе диалектико-материалистической философии, делает акцент на социально-исторической, экономической и классовой обусловленности системы ценностей. Носителем системы ценностей является общество, но это общество должно быть само охарактеризовано в имманентной присущей ему динамике, имеющей свои социально-экономические механизмы (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75–76).
    Задача 3. Существуют различные подходы к классификации педагогических  ценностей. Вашему вниманию предлагается материал, раскрывающий классификацию педагогических  ценностей по предметному содержанию.
    Среди педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающихся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующих аксиологических функций в системе других педагогических  ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя .
    Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективизируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
    Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно – и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе… Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
    Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами .
    В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества .
    Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема – подсистема ценностей-знаний .
    Ценности-знания – это определенным образом упорядоченныя и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. .
    Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель . Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей качеств и т. д., т. е. они функционируют как единое целое (Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – М., 2001. – С. 167– 168).
    На основании анализа текста постройте аксиологическую модель, отражающую сущностную взаимосвязь педагогических ценностей. Изучите другие подходы к классификации педагогических ценностей и дополните построенную вами  аксиологическую модель.
    Литература
    1. Бондаревская Е. В.  Педагогика / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – М.: Ростов н/Д, 1999. – С. 273–280.
    2. Сластенин В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001. – С. 165–166.
     
    Задача 4. В современном мире образование выступает в качестве одной из основных человеческих ценностей. Право на образование в большинстве стран закреплено конституционно. Функционирующая в обществе система образования является средством удовлетворения потребности в образовании, средством реализации права человека на образование. Вместе с тем существуют разные представления о путях осуществления этого права, которые воплощаются в разных моделях системы образования, в разных требованиях и принципах ее организации .
    В педагогической литературе можно столкнуться с утверждением, что воспитание и образование основываются на соответствующих  фундаментальных потребностях человека: человек нуждается в воспитании, такова его природа. Мы можем встретить утверждение, что в воспитании природа человека должна быть преобразована посредством воспитания. Распространены представления, что в воспитательной деятельности реализуются, прежде всего, социальные императивы: общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. В советской педагогике разрабатывались концепции, подчеркивающие, прежде всего классовую природу воспитания: социальный класс нуждается в том, чтобы человек, принадлежащий ему, определенным образом был воспитан…  В современной культуре право каждого человека на образование не подвергается сомнению, проблема заключается в том, как трактуется это право, в том числе с аксиологической точки зрения (Гинецинский В.И . Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 76–77).
    Раскройте аксиологические императивы образования с позиций известных  (задача 2) аксиологических  концепций. Почему образование – это общечеловеческая  ценность?
     
    Задача 5. Аксиологический подход органически присущ  гуманистической    педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая    ценность общества и самоцель общественного развития. В этой    связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа    новой философии  образования и соответственно методологии    современной педагогики.
    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.
    Гуманистически ориентированная философия образования – это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает существование принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности .
    Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становлении сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире (Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – М., 2001. – С. 163–164).
    Согласны ли вы с тем, что аксиологический подход, присущий гуманистической педагогике, является новой философией образования и реализуется в современной педагогике? Каковы, на ваш взгляд, причины разработки новой методологии образования? В чем суть гуманистической философии образования?
    Оцените значение современного образования в становлении и развитии «сущностных сил человека»  с позиций гуманистической педагогики.  Как вы понимаете выражение: «Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей»?
    Задача 6. Структура функционирующей в обществе системы образования отражает многообразие существующих видов профессиональной деятельности и решает задачи подготовки к ним. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса – профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В .И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 82).
    Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.
    Задача 7. Наиболее известной, самой древней и устойчивой во времени является система нравственных требований к профессии врача. Она известна как клятва Гиппократа – древнегреческого реформатора античной медицины… Гиппократ выдвинул 4 принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить, 2) противоположное лечить противоположным, 3) помогать природе и 4) соблюдая осторожность, щадить больного. Текст клятвы содержал не только обязательства, вытекающие из особого состояния человека, нуждающегося во врачебной помощи, и особых возможностей врача («Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария», «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»), но также обязательства перед своими учителями («Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах») и учениками («Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому»).
    Сформулируйте своеобразную «клятву Гиппократа» для современного учителя, отражающую систему нравственных требований педагога. Как можно назвать созданный вами педагогический кодекс?
    Задача 8. Своеобразие структуры ценностных ориентаций педагога находит отражение в повседневном словоупотреблении, в котором закрепились устойчивые словосочетания ряда нравственных категорий с эпитетом «педагогический»: педагогический долг, педагогический авторитет, педагогический такт (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 92).
    Какого рода аксиологическую специфику педагогической деятельности подчеркивают словосочетания? Оцените их значимость в осуществлении педагогической деятельности.
    Задача 9. При помощи метода работы с понятиями и ценностями нравственного развития, осмыслите и проанализируйте ценностные ориентации педагога, представленные в предыдущей задаче.  Данный метод предлагается С. С. Кашлевым для «проживания» студентами ценностей, их личностного осмысления и принятия (Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск, 2002. – С. 43).
     
    Рис. 4. Технологическая карта
    Вашему вниманию предлагается технологическая карта, позволяющая последовательно осуществлять деятельность по определению педагогических ценностных ориентаций  (педагогический долг, педагогический авторитет, педагогический такт).
    Работа над  определением понятий происходит в несколько этапов.
    Этап 1. Определение понятия (ценностной ориентации).
    Цель. Дать определение данному нравственному понятию (ценностной ориентации), сформулировать в определении свой смысл о нравственном понятии (ценностной ориентации).
    Содержание работы: работа со справочной литературой,  беседы с преподавателями и учителями школы, взаимообсуждение. В ходе сбора материалы фиксируются все определения понятия на листе бумаги.
    Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, выведите наиболее полное, универсальное определение понятия.
    Этап 2. Подбор сходных понятий (ценностных ориентаций).
    Цель. Расширить понимание изучаемого понятия посредством подбора синонимов.
    Содержание работы: подбор сходных, похожих, близких по смыслу понятий (ценностных ориентаций). Можно воспользоваться следующими наводящими вопросами:
    1. Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие (ценностная ориентация)?
    2. Если у педагога сформирована данная ценностная ориентация, то как его можно охарактеризовать?
    Результаты работы фиксируются на листе бумаги.
    Этап 3. Подбор противоположных понятий (ценностных ориентаций).
    Цель. Выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценностной ориентации) посредством сравнения понятий между собой.
    Содержание работы: подбор антонимов к изучаемому нравственному понятию (ценностной ориентации). Можно воспользоваться следующими наводящими вопросами:
    1. Что противоположно данному понятию (ценностных ориентации)?
    2. Как можно охарактеризовать учителя, лишенного рассматриваемой вами ценностной ориентацией?
    Этап 4. Определение преимущества понятия (ценностной ориентации).
    Цель.  Выявить преимущества рассматриваемого понятия (ценностной ориентации), способствовать мотивация формировать данную ценностную ориентацию у себя как будущего педагога.
    Содержание работы: определение положительных сторон рассматриваемого понятия возможно посредством следующих вопросов:
    1. Чем рассматриваемое вами понятие особенно ценно в педагогической деятельности?
    2. Необходимо ли каждому учителю стремиться к постижению данной ценностной ориентации?
    3. Какое преимущество дает педагогу сформированность данной ценностной ориентации?
    Этап 5. Определение ограниченности данного понятия (ценностной ориентации).
    Цель.  Определить возможные недостатки данного понятия (ценностной ориентации).
    Содержание работы: определение недостатков данной ценностной ориентации осуществляется в беседе с педагогами, учителями школ, путем личностного осмысления проблемы с опорой на собственный опыт ученичества. Вам помогут следующие вопросы:
    1. Есть ли недостатки у данной ценностной ориентации в педагогической деятельности? Какие?
    2. Всегда ли наличие данной ценностной ориентации у педагога хорошо?
    3. Могут ли возникнуть у учителя затруднения из-за стремления следовать данной ценностной ориентации?
    4. Существуют ли в педагогической деятельности законы, ограничивающие реализацию данной ценностной ориентации?
    Этап 6. Рефлексия.
    Цель. Осуществить анализ результатов своей собственной деятельности.
    Содержание работы: подготовьтесь рассказать о результатах проделанной работы и своем состоянии в процессе ее выполнения. Рассказать о своем состоянии можно по следующему плану:
    – эмоциональное состояние (радость, огорчение, недоумение, восторг, страх, подавленность и т. д.);
    – знания об изучаемом понятии (прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового, возникли  личностные смыслы и т. д.);
    – мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался данным видом деятельности и т. д.).
    Задача 10. Стрежневой составляющей процесса формирования человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности является система ценностных ориентаций.  Вырабатываемая в процессе жизнедеятельности человека, она локализуется в структуре внутреннего мира как в особой форме, констатируя двуплановость человеческого поведения (оппозиция «как надо и как есть»). Сама система ценностей иерархизирована, и в результате каждый поступок является выражением определенного способа разрешения противоречия мотивов (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 94).
    Разработайте педагогическую ситуацию, отражающую «двуплановость» поведения учителя, подчеркивающую расхождения между «как надо и как есть». Оцените ситуацию с позиций собственного опыта ученичества. Часто ли вам приходилось сталкиваться с учителями, у которых декларируемые ценности расходились с реальным поведением?
    Задача 11.  В педагогической деятельности важное место занимает поступок педагога. По мнению В. И. Геницинского, «поступок как реальное, ценностно мотивированное действие, взятое в единстве намерений и фактических последствий, есть то звено человеческой деятельности, в котором обнаруживается сформировавшаяся система ценностных ориентаций и из недр которого генерируются новые ценности. Поступок связан с системой мотивирующих его ценностей положительными и отрицательными обратными связями» (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 95).
    Оцените приведенную ниже педагогическую ситуацию с позиций ценности педагогического поступка.
    Педагогическая ситуация. Главный герой книги В. Машкова «Здравствуй, Валерка!» Валерка Коробухин  плохо решал задачи по математике.  На  контрольной по математике он сидел один, а впереди отличник Ленька Александров – тоже один. Коробухин попросился пересесть к отличнику, ему разрешили (все равно решают по вариантам). Коробухин не знал, как решается задача (про бассейн) с его варианта, зато Ленькина задача (про поезд) даже заинтересовала его. И он принялся за Ленькину задачу. Несколько раз он заглядывал в Ленькину тетрадь.  Нет, не для того, чтобы списать, а просто сверить, так или нет он решает (ведь все-таки Ленька – отличник). Для решения у Леньки и Валерки был выбран один и тот же способ. Первым из класса решил контрольную Ленька Александров.  Валерка сдал тетрадь после звонка.
    После проверки тетрадей Павел Захарович особо похвалил работу Коробухина Валеры: «Очень хорошая работа, я ее могу поставить наравне с Александровым Леней, – и тот же блеск, та же математическая открытость, только грамматических ошибок много. Но на первый раз ставлю «отлично». И он принялся показывать его решение на доске, как тут вскочил Ленька: «Павел Захарович! А почему он решал задачу про поезд, когда надо было решать про бассейн? Он же сидел рядом со мной.  Вы его сами пересадили.
    Как должен поступить учитель, чтобы произошла «генерализация новых ценностей»? Оцените систему ценностей педагога в соответствии с его педагогическим выбором.
    Задача 12. Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности.  Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.В оронцова представила их следующим образом:
    1. Ориентация на социальную активность:
    – гражданская смелость, внутренняя свобода;
    – осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка;
    – терпимость к сложности структуры общества;
    – готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам);
    – ответственность за общество, детей, за собственную деятельность.
    2. Ориентация на профессиональную активность:
    – высокий уровень образованности и профессиональной компетентности;
    – наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя;
    – овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства;
    – демократический стиль общения с детьми и коллегами;
    – способность к самооценке с гуманистических позиций.
    3. Ориентация на целостное гуманитарное образование:
    – осознание общечеловеческих ценностей личности;
    – способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике;
    – приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания;
    – использование ценностей культуры в реальной деятельности;
    – способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 59–60).
    Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.
    Для справок: под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала  (Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 527). Модель позволяет воссоздать в схематической форме  реальные свойства объекта, а также наглядно отразить  его сущностные характеристики.
    Задача 13. Как показывает анализ научной литературы и результаты исследований, проведенных под руководством А. А. Орлова на кафедре педагогики Тульского государственной педагогического университета им. Л. Н. Толстого, учителя с гуманистической ориентацией в качестве важнейших профессиональных ценностей (ценностей-целей) выделяют следующие:
    – социальная значимость труда учителя (быть необходимым для детей человеком);
    – возможность влиять на будущее государства и общества, развивая у учащихся гуманистическое воспитание одноклассников, народов, мира в целом, формируя у них ответственное отношение к собственной жизни, здоровью, стране, природе и др.;
    – общение с детьми, коллегами, с интересными и неординарными людьми;
    – творческий характер труда учителя, разнообразие и многофункциональность педагогической деятельности;
    – высокая степень профессиональной свободы, независимости, возможность реализации своих идей, замыслов, планов, перспектива самостоятельной исследовательской деятельности;
    – возможность самосовершенствования и профессионального роста (Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 75–76).
    Согласны ли вы с результатами исследования профессиональных ценностей педагогов? Можете ли вы продлить предложенный список? Напишите педагогическое эссе, отражающее ваши ценности-цели как будущего педагога. Ориентиром при выполнении работы могут служить приведенный в задаче материал.
    Задача 14.  Ценностные ориентации учителей весьма эклектичны, противоречивы, порой конфликтны, иерархия профессиональных ценностей изменчива и неопределенна. Согласно исследованиям доктора педагогических наук, профессора  И. Л. Федотенко, большинство учителей убеждены, что «в работе с детьми надо стремиться к максимальному развитию их интересов, способностей, возможностей», и одновременно около половины опрошенных считают, что «учитель должен добиваться, чтобы у его воспитанников формировались общность взглядов, увлечений, интересов, позиций». Утверждая, что  в образовательном процессе надо шире практиковать ситуации выбора для учеников, полагают, что в их классах дети не имеют достаточного социального опыта и необходимых личностных качеств, чтобы совершить ответственный выбор. Такая ситуация представляется достаточно трезвой, поскольку эффективность педагогической деятельности связана со стабильностью, определенностью и системностью гуманистических установок, этической позиции учителя, согласованностью его личностных и профессиональных ценностей. Такие качества ценностных ориентаций, как устойчивость, непротиворечивость, структурная целостность характеризует профессиональную зрелость, четкость педагогической позиции, гуманистические убеждения. Устойчивость ценностного «ядра» предполагает гибкость профессионального мышления, мобильность и вариативность поведения учителя в конкретном взаимодействии (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 76–77).
    Чем, на ваш взгляд,  обусловлена противоречивость профессиональных ценностей и реальной педагогической деятельности? Разработайте программу диагностики ценностного «ядра» современного педагога. Программа может представлять собой комплекс диагностических методик, ориентированных на выявление ценностных ориентаций, четкости педагогической позиции, гуманистических убеждений и т. п.
    Задача 15. Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. – Минск, 2002. – С. 232).
    Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает? Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов? Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль педагогов в данном процессе.
    Задача 16. Процесс интериоризации базовых ценностей общества выступает, таким образом,  важнейшим условием формирования соответствующих типов личностей. В ходе него реально существующие типы личности как бы приближаются к идеалу, а реально существующий образ жизни – к нормативному эталону. Происходит как бы переоценка, переосмысление тех базовых ценностей, которые учащиеся обретают на этапе первичной социализации, входя в определенные микрообщности: семью, разные формальные и неформальные группы. Те из них, которые имели для ближайшего его окружения значение непременных, перестают быть таковыми. Система ценностных ориентаций, основанная на механическом освоении тех или иных ценностей, простом вписывании в нее через интериоризацию без осознанного и избирательного участия, постепенно заменяется иной структурной системой ценностных ориентаций. Однако этот процесс достаточно трудоемок.  Ибо чаще всего избирательное отношение к пропагандируемым ценностям и их последующая интериоризация определяется структурой базовых ценностей. Их освоение в данном случае во многом будет зависеть от соответствия групповых ценностей общественным. Из числа общественных ценностей личность выбирает только те, которые оцениваются ею как нужные (необходимые, полезные или приятные). Пропустив через собственные опыт и проверив их практическую необходимость, целесообразность и полезность, т.е. получив «подкрепляющее следствие практики», личность закрепляет их в качестве ценностных ориентаций (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. – Минск, 2002. – С. 250).
    Постройте карту эволюции своих ценностных ориентаций.
    Я-ценности
    в прошлом
    Я-ценности в настоящем
    Я-ценности
    в будущем



    С чем, на ваш взгляд, связана смена ваших ценностных ориентаций? Оцените ваши личностные ценностные ориентации с позиции общественных ценностей.
    Задача 17. В структуре базовых ценностей выделяют следующие: Человек; Жизнь; «Я» («самость»); Родина, Отечество, Народ; Семья; Общество, Государство; Труд; Мир; Природа.
    Кандидатом педагогических наук, доцентом Ж. Е. Завадской содержание  базовых ценностей раскрывается  через отдельные идеи. Так, сущностной характеристикой  такой ценности  как «Я» («самость») являются:
    – «ответственность человека за свою жизнь перед собой;
    – цель, перспектива, программа личной жизни – путь самоопределения;
    – субъект и строитель своей жизнедеятельности;
    – личностный рост как способ изменить себя;
    – стремление расширить границы «Я», обогатить себя;
    – понимание личностного смысла жизни как самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;
    –  культура как пространство, среда развития «Я»;
    –  самопознание, самосовершенствование, рефлексия;
    –  обстоятельства и выбор линии поведения;
    –  самоуважение, личное достоинство, честь;
    –  самовыражение, самоутверждение как важнейшие потребности;
    –  способность видеть, слышать другого, принимать его как данность;
    –  готовность созидать добро для других и во имя других» (Воспитание нравственной личности в школе / Под ред. К. В. Гавриловец. – Минск, 2005. – С. 72–76).
    Проанализируйте и осмыслите выделенные характеристики. Какие из них, по вашему мнению, наиболее значимы в становлении личности ваших будущих учеников? Напишите письмо своим будущим учениками, которое могло бы служить для них ценностным ориентиром.

  7. Vacuum Ответить

    Для реализации аксиологического подхода в пространстве университетского образования и с целью педагогического содействия студентам в их самоопределении коллективом научно-образовательного центра «Аксиология и инноватика университетского образования» при Оренбургском государственном университете разработана научно-методическая программа, предполагающая:
    • развитие корпоративной культуры университета, укрепление его позитивного имиджа в процессе реализации социально значимых проектов;
    • актуализизацию аксиологического ядра университетских дисциплин;
    • развитие коммуникативной культуры университетского сообщества; повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей;
    • освоение преподавателями ценностно-ориентированных образовательных технологий;
    • расширение социального партнерства (формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для социокультурного развития региона, и их разработка в рамках НИР университета).
    Следующее направление реализации аксиологического подхода в практике университетского образования представлено исследованием проблемы становления субъектности студентов [3]. Как педагогический феномен субъектность представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Движущей силой становления субъектно-сти выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов университетского образования.
    С точки зрения анализа становления субъектности особый интерес представляют ценности в области межличностных отношений и ценности, направленные на собственное Я, точнее, их взаимосвязь. Ценности задают вектор проявления субъект-ности и придают ей смысловую окраску. Мы опирались на исследования В.А. Петровского, который определяет субъект-ность как базисное основание новой парадигмы образования и приводит следующие основные характеристики субъект-разви-вающего образования: культивирование уникального опыта человека; признание ценности обоюдного опыта; ставка на универсальность опыта. Возрастание субъектных свойств учащегося рассматривается как сущностная характеристика современной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская).
    Образовательное пространство университета мы рассматриваем как контекст жизнедеятельности студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента; во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы и может как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем.
    На основе сравнительного анализа ценностных профилей были выявлены три наиболее общихварианта развития ценностной направленности личности студента.
    Первый тип ценностной направленности был обозначен нами как «уход от субъектности». Здесь преобладает дисгармоничное взаимодействие ценностей, организованное по принципу противопоставления собственных, узколичных интересов, своего мира (достижения, семья, хобби и т.п.) интересам других людей. Анализ ценностного профиля данного типа показывает ряд очевидных экзистенциальных проблем: выраженная духовная неудовлетворенность, отсутствие стремления к защите своей индивидуальности. Данный тип
    ценностной направленности личности в целом характеризуется низкой степенью принятия ценностей самоактуализации и активной жизни. Для таких студентов характерен уход от решения экзистенциальных проблем и принятия ответственности за своё «самоосуществление». К сожалению, данный тип наиболее ярко выражен у студентов старших курсов, что зафиксировано в исследовании А.А. Волочкова [4].
    Профиль второго типа ( «направленность на субъектность»), напротив, расположен значительно выше других почти по всем «точкам ценностей ». Данный тип отличает выраженная направленность на ценности самоактуализации и самореализации, высокая активность во всехжизненных сферах. Кратко его можно охарактеризовать как тип, направленный на становление и проявление субъектности; очевидно, что этот тип связан с высоким уровнем смыслообразую-щей (субъектной) активности.
    Третий ценностный профиль ( «потенциальная субъектность ») имеет средний уровень принятия и выраженности терминальных ценностей и противоречивый набор ценностей самоактуализации. С одной стороны, здесь сильнее, чем во всех остальных типах, выражен интерес к ценностям творчества и познания. Представители этого типа значительно меньше других проявляют свою агрессивность и раздражительность (т.е. более миролюбивы). С другой стороны, у них значительно слабее, чем у студентов с иной ценностной направленностью, выражены почти все остальные цен-
    ности самоактуализации и проявления связанного с ней поведения:интернальность, рефлексивная аутосензитивность, ценность раскованного и спонтанного поведения.

  8. Nuardin Ответить

    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир-это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.
    Сложности современного периода развития общества не являются основанием переноса осуществления гуманистических идеалов «на потом», на отдаленную перспективу. Нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижения которого сами по себе обеспечивали бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал в человеке. В противном случае не имеет смысла вести речь о прогрессе человечества.
    Аксиологические принципы. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения. Мы уже говорили о том, что смежные с педагогикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим, взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в практику аксиологи-ческих (ценностных) принципов.
    К числу аксиологических принципов относятся:
    – равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
    – равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
    – равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.
    Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.
    Педагогическая аксиология. Понимание ценностных характеристик педагогических явлений сложилось под влиянием общей аксиологии. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Она определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. К примеру, основой ориентации личности в обществе вы ступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм.
    Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности – это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
    Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
    С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно- развивающие.
    Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие – основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

  9. BroBrodyaga Ответить

    Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира, целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтнзом научных знаний в области человековедения. Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
    · равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
    · равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;
    · равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
    Эти принципы позволяют совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
    Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже одноценностный; предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию мира.
    Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности – это те ее особенности, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей, они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.
    Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно обеспечить человеку условия для максимальной реализации своих возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности
    Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания
    • ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);
    • ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями.);
    • ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование.);
    • ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям);
    • ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост ).
    Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся, отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы:
    · собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);
    · коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения);
    · действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.
    Ценности-средства подразделяются на группы: как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
    · Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью.
    · Ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога: взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
    · Ценности-знания – это психолого-педагогические и предметные знания, степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.
    Названные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель, в которой ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, т.е. они функционируют как единое целое. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Ценности-средства формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Различают личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
    Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.
    Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
    С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.
    Заключение
    Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.
    Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.
    Для разработки технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Необходимов развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
    ⇐ Предыдущая12
    Date: 2015-09-24; view: 3239; Нарушение авторских прав

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *