Как по схемам составить предложения 1 класс?

16 ответов на вопрос “Как по схемам составить предложения 1 класс?”

  1. НевиДимая_ВидиМость Ответить

    Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
    Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
    Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
    В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

     План составления схемы предложения

    Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
    Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
    После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
    В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
    Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
    Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
    Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
    В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
    И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
    Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
    Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
    Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

    Схемы простых предложений

    Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

    При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
    Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

    Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
    Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – ¦ ¦. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

    На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – 0, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

    Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

    В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

    Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
    обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
    обособленными дополнениями;
    обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

    Предложения с прямой речью

    Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

    Схемы сложных предложений

    И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
    Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

    В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

    Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

    Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

    Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

    Параллельное подчинение:

    Однородное подчинение:

    Составьте по данным схемам предложения

    Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
    Предложение с обращением: [ ¦О?¦…  ]?
    Предложение с однородными членами: [и 0, и 0, и 0 – ? ].
    Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
    Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
    Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
    Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

    Заключение

    Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
    А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
    Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  2. Соня Ответить

    Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
    Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ? это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.
    Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
    Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
    Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
    Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.
    Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

    Схема простого предложения

    Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

    Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

    Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:
    Простым: «Михаил сочинял».
    Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
    Составным именным: «Миша был другом для меня».
    В простом предложении может быть обращение:
    Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая
    [¦О¦,…..].
    Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.
    К несчастью, такое случалось довольно часто
    [¦ВВ¦,…..].
    Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.
    Не отрывая глаз, смотрел на нее пес
    [¦ДО¦, Х …].
    Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.
    [ Х,¦ ПО¦, …..].
    В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.
    «Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.
    «[П!]»- [а].
    «Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».
    «[П..,¦О¦!] — [а]. — [¦ВВ¦,…П..]».
    Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку.  Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

    Схема сложного предложения.

  3. babniq Ответить

    Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
    к оглавлению ^

    Таблица гласных и согласных звуков русского языка

    Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.

    Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: [а], [э], [о], [у], [ы].
    Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
    Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
    Б (звонкий) — П (глухой);
    В — Ф;
    З — С;
    Д — Т;
    Г — К;
    Ж — Ш.
    Остальные согласные парными не являются:
    звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
    глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
    Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
    Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
    Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.

  4. Truescar Ответить

    Определи, сколько букв и звуков в словах:
    Уголь, яблоко, маяк, пальто, крыльцо.
    ______________________________________
    Определи, сколько букв и звуков в словах:
    Ёлка, письмо, дождь, юля, якорь.
    ___________________________________________
    Определи, сколько букв и звуков в словах:
    Яхта, мель, школьник, пыль, лосось.
    _____________________________________________
    Определи, сколько букв и звуков в словах:
    Юбка, ель, ступеньки, мальчик, лось.
    _____________________________________
    Продолжи ряд:
    Б-п, в-ф, …
    ___________________________________________
    Допиши гласную букву,
    чтобы получилось слово:
    Д…м, к…т, п…л, м…л, с…н, т…м.
    _________________________________________
    Допиши гласную букву,
    чтобы получилось слово:
    Р…к, д…м, с…ль, л…ч, сн…г, с…м.
    _____________________________________
    Допиши согласную букву,
    чтобы получилось слово:
    Ко…,  до…,  со…,  лу…,  ра…,  ро…,
    …лава,   …раски.
    _____________________________________
    Допиши согласную букву,
    чтобы получилось слово:
    То…,  ки…,  лис…,  …люч,  ча…,
    ды…,  су…,  ве…,  са…
    ____________________________________
    Подчеркни буквы,
    обозначающие мягкий согласный звук
    Ребята, письмо, пирог, шапка, радость, река,
    море, сирень, чайник, чайка.
    Подчеркни буквы,
    обозначающие мягкий согласный звук
    Часы, рука, цветы, весна, пальто, жизнь,
    дятел, звезда, телефон, книга.
    _________________________________________
    Подчеркни букву,
    обозначающую мягкий согласный звук
    Конь, лошадь, Люба, дверь, моль.
    __________________________________
    Подчеркни букву,
    обозначающую мягкий согласный звук
    Огонь, Юля, соль, блюдо, день.
    ______________________________________
    Раздели слова на слоги и поставь ударение
    Аня, ручейки, письмо, карандаш, Юра, пальто,
    чайник, дом, стол, имя.
    ________________________________________
    Раздели слова на слоги и поставь ударение
    Кофе, лужайка, скамейка, мороз, кот, Лидия,
    Елена, очки, девочка, птица.
    Составь из слов предложение:
    Кукла, Маши, у.
    ___________________________________
    Составь из слов предложение:
    Миши, у, машина.
    __________________________________
    Выпиши слова сначала с одним слогом,
    потом с двумя, затем с тремя.
    Рабочие, карандаш. Родина, Москва, дом,
    зерно, мел, парк.
    ______________________________________
    Вставь пропущенное слово.
    Я живу в городе ________. Моё имя __________.
    Моя фамилия __________. Моего друга зовут ______.
    _________________________________________
    Спиши. Вставь нужную букву.
    Город (М,м)осква стоит на реке (М,м)осква.
    Город (С,с)анкт-Петербург на реке (Н,н)еве.
    ______________________________________
    Составь предложение из слов.
    Под, ёжик, ёлкой, жил.
    ______________________________________
    Составь предложение из слов.
    грызет, Шарик, пёс, кость.
    __________________________________
    Составь предложение из слов.
    Наша, сено, жуёт, Бурёнка.
    ___________________________________
    Составь предложение из слов.
    Под, деревья, снегом, спят. Они, тепла, ждут.
    Скоро, их, ручейки, разбудят, звонкие.
    __________________________________________
    Спиши. Поставь, где надо, точки.
    Наступила зима выпал пушистый снег
    на реке лёд зимой птицам голодно накорми их.
    ___________________________________________
    Запиши слова во множественном числе.
    Грач, ландыш, стриж, камыш, ёж, нож.
    _______________________________________
    Вставь пропущенные буквы.
    К…за,  …вца, тр…ва, с…сна, с…ва,
    н…ра, к…льцо, ск…ла, в…лна.
    ___________________________________
    Вставь пропущенные буквы.
    На  дв…ре  тр…ва.  На  тр…ве  р…са.
    Росла на ск…ле с…сна. Лиса укрылась
    в н…ре.
    ______________________________________
    Вставь пропущенные буквы.
    Жила на с…сне  с…ва в дупле. Играли на
    тр…ве  зайч…та. Попали на уж…н  к  с…ве
    зайч…та.
    _____________________________________________
    Составь схему слов.
    Лес, утро, холод, вода, река.
    ___________________________________
    Составь схему слов.
    Трава, дерево, город, поле, дом.
    _____________________________________
    Подчерки в словах гласные одной чертой,
    а согласные двумя чертами.
    День, трава, осина, девочка, ромашка.
    _______________________________________
    Подчерки в словах гласные одной чертой,
    а согласные двумя чертами.
    Машина, кукла, площадь, помидор, сосна.
    _________________________________________
    Составь предложения по схемам.
    _____   _____   _____ .
    _____   _____   _____   _____ .
    ________________________________________
    Составь предложения по схемам.
    _____   _____   _____   _____ .
    _____   _____   _____ .
    _____   _____   _____ .
    ________________________________________
    Напиши по три слова на каждое правило.
    Жи-ши,  ча-ща, чу-щу.
    Напиши в левый столбик слова, отвечающие
    на вопрос что?, в правый – на вопрос кто?
    Ворона, сорока, корова, город, деревня,
    щенок, вилка, одежда, весна.
    _____________________________________________
    Напиши в левый столбик слова, отвечающие
    на вопрос что?, в правый – на вопрос кто?
    Двор, лужа, мальчик, дорога, камень, кот,
    солнце, попугай, сорока.
    __________________________________________________
    Выпиши из текста слова, обозначающие
    предметы.
    Стоит теплый день. Луг как пёстрый коврик.
    Кругом высокая трава и яркие цветы.
    ___________________________________________
    Раскрой скобки и запиши.
    (С) утра (до) вечера (в) лесу поют птицы.
    _______________________________________
    Раскрой скобки и запиши.
    (С) вечера (до) утра (в) лесу кричит сова.
    ________________________________________
    Выпиши слова, обозначающие признак предмета.
    Крепкий чай, красивая картина, голубое небо,
    синий шарф, хрупкий лёд, холодный ветер.
    Выпиши слова, обозначающие предмет, вместе
    со словами, обозначающими их признак.
    Стоит высокий клён. Серая птичка села на ветку.
    Это воробей. Рыжий кот спугнул птичку. Воробей
    улетел.
    _______________________________________________
    К словам, обозначающим предмет, подбери слова,
    обозначающие признак предметов.
    Сахар …,  соль …,  перец … .
    ___________________________________________
    Спиши. Подчеркни слова, которые обозначают
    действие предмета.
    Цветут цветы. Светит солнце. Поют птицы.
    Шумит листва. Гудят шмели и пчёлы.
    __________________________________________________
    Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают
    на вопрос что сделал?
    Мальчик пришёл в лес. Там он увидел дупло.
    Запустил он руку в дупло. В дупле орехи.
    ______________________________________________________
    Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают
    на вопрос что делает? что делают?
    Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки.
    В лесу звонко стучит дятел.
    ____________________________________________
    Исправь ошибки.
    Учиник, учитиль, клас, харашо, весило,
    рибята, девачка, мальчек.

  5. Джин Ответить


    Тренажер «Схема предложения» 1 класс. Обучение грамоте
    Автор:
    Евдокимова Лариса Николаевна
    учитель начальных классов
    МБОУ “Сакмарская СОШ”
    с. Сакмара Сакмарского района Оренбургской области

    Выбери схему предложения:
    Около леса река.

    Выбери схему предложения:
    Как красиво зимой!

    Выбери схему предложения:
    Ты выучил уроки?

    Выбери схему предложения:
    Осенью опадают листья.

    Выбери схему предложения:
    Где спит солнце?

    Выбери схему предложения:
    Какой чудесный день!

    Выбери схему предложения:
    Котик поймал рыбку.

    Выбери схему предложения:
    Кто съел пирожок?
    выход

    Источники:
    Фон
    Цветочек веселый
    Цветочек грустный
    Звуки
    выход

  6. Adrienis Ответить

    Со схемами предложений учащиеся встречаются на первых страницах «Азбуки» (слово, предложение).
    Затем эти схемы навсегда исчезают из обихода. Мне кажется, что схемы предложений — это не только находка для учителя в работе над построением предложений, развитием связной речи, но и один их способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках русского языка.
    Изучив литературу по этому вопросу (а ее оказалось не так уж много), я составила картотеку упражнений с использованием схем предложений для каждого класса начальной школы (система 1-4).
    I класс
    1. Составление схемы прочитанного предложения.
    У Тани кот.
    После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)
    2. Выбор схемы для предложения.
    У Оли куклы.
    3. Игра «Собери предложение».
    Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.
    4. Составление предложений по данной схеме.
    5. Поиск в тексте предложения, соответствующего данной схеме.
    II класс
    Во II классе изучается основа предложения, поэтому вид схемы меняется. Теперь в схеме прямоугольник, который является подлежащим, закрашивается в красный цвет, а прямоугольник, который является сказуемым, — в синий. На доске схемы составляются на наборном полотне или там же чертятся цветными мелками. Дети составляют такие же схемы на парте из своего набора карточек. Этот этап является подготовительным к составлению более сложных схем в III-IV классах.
    Можно использовать все виды упражнений со схемами, которые предлагались для I класса, лишь немного изменив сами схемы. Это составление схемы предложения (после нахождения его основы); выбор схемы, соответствующей предложению; составление предложений по схеме устно и по типу игры «Собери предложение»; поиск в тексте предложений, соответствующих схемам.
    Если учащиеся испытывают затруднения в составлении предложений по данным схемам, то нужно им показать, что сначала они находят подлежащее, т.е. думают, о ком или о чем будет предложение, затем подбирают к подлежащему сказуемое, т.е. узнают, что будет делать кто-то или что-то, и в конце уже добавляют столько слов, объясняющих подлежащее и сказуемое, сколько требуется по схеме.
    Подбираем подлежащее (солнышко).
    Подбираем сказуемое (солнышко — что сделало? — улыбнулось).
    Распространяем предложение. (Ласковое солнышко улыбнулось нам.)
    Во II классе можно уже ввести такой вид упражнения, как составление предложения по схеме, которая дана в контексте. Это упражнение хорошо использовать при изучении текста, потому что при его выполнении детям приходится решать две задачи: во-первых, составленное предложение должно соответствовать схеме, во-вторых, оно должно вписываться в контекст, т.е. учащиеся должны установить связь между этим предложением и другими в заданном контексте.
    Наша дача была у леса.
    Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.
    Вставляется предложение Утром мы пошли на речку.
    III класс
    Схемы, используемые в III классе, оформляются в виде подвижной таблицы, разделенной по горизонтали на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главные члены размещаются в средней, центральной частях таблицы. В верхней ее части располагаются те второстепенные члены, которые, поясняя подлежащее или сказуемое, находятся в предложении перед ними. Нижняя часть таблицы отведена для второстепенных членов, занимающих положение после подлежащего или сказуемого. Если в разбираемом предложении имеется прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому, то состав подлежащего размещается в левой части таблицы, а состав сказуемого — в правой. При наличии обратного порядка левую часть таблицы занимает состав сказуемого, а правую — состав подлежащего. Например:
    Белокрылые чайки низко кружились над синим морем.
    Из травы глядят беленькие глазки земляники.
    К видам упражнений со схемами, аналогичным тем, которые предлагались выше для I и II классов, можно добавить еще один вид упражнений — распространение предложения по указанной схеме, например:
    Подлежащее — ветер. Сказуемое — дует. Составляется предложение:
    Тёплый ветер дует в лицо.
    Такими схемами удобно пользоваться при изучении не только темы «Предложение», но и словосочетаний. В III классе перед тем как начертить схему предложения учащиеся сначала проводят синтаксический анализ предложения. Назовем ее условно словесная схема. Вот как она выглядит при анализе предложения
    Крупная морковь выросла в огороде.
    На словесной схеме хорошо видны два словосочетания (они соединены вертикальными стрелками). Можно сразу определить, какое слово является главным (в словосочетании) и какой вопрос задан от него к зависимому слову. Детям можно задать вопрос: «А слова, соединенные горизонтальной стрелкой, являются словосочетанием? Почему?» Таким образом, эта схема облегчает поиск словосочетаний в предложении и учит третьеклассников уже сейчас устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения, что поможет им при изучении темы «Второстепенные члены предложения» в III классе.
    IV класс
    В IV классе изучаются однородные члены предложения, что, в свою очередь, тоже влияет на вид схем предложения. Если в одном предложении однородные подлежащие, то после составления словесной схемы чертится обычная схема, в которой несколько красных прямоугольников (в зависимости от того, сколько однородных подлежащих). Например:
    Коля, Миша и Женя пошли в лес за ягодой.
    Запятая и союз между однородными членами предложения проставляются на схеме, так как этот материал изучается. Предлоги можно показывать на схеме, если учащиеся еще допускают ошибки в правописании предлогов со словами. Объяснив детям, что предлог со словом является одним членом предложения, можно не выделять его на схеме.
    Вот пример предложения с однородными сказуемыми.
    Я лежу на траве, вдыхаю запах леса.
    Предложение с однородными второстепенными членами предложения:
    Юные натуралисты побывали на лугу, в лесу, на речке.
    Если такая работа проводится систематически, то составление схем не вызывает у детей трудностей. Напротив, такой вид работы вносит оживление, поскольку, прочитав предложение, дети уже начинают делать предположения о том, какой будет схема. Нужно дать им возможность начертить «свои» схемы. А после анализа определить, кто же был прав.
    Все виды упражнений со схемами, которые были предложены для других классов, имеют место для использования в IV классе
    Можно использовать упражнение такого вида, как составление предложения по одной схеме, а затем распространение его до другой схемы
    Например, задание: составьте предложение по схеме 1, дополните его однородными членами так, чтобы оно соответствовало схеме 2
    Были составлены следующие предложения.
    1. Красивые хризантемы цвели на клумбе
    2. Красивые хризантемы и гладиолусы цвели на клумбе
    Хочется отметить, что работа со схемами на уроках русского языка оказывает большое влияние на развитие младших школьников, пробуждает у них интерес к урокам русского языка и особенно к такой теме, как «Предложение», которая является одной из сложных тем, изучаемых в курсе начальной школы.
    Методика использования схем смотрите в плане-конспекте урока (Приложение 2).

  7. Shell_PLAY Ответить

    Людмила Горбунова
    Обучение грамоте (письмо) 1 класс «Оформление предложений в тексте»
    МОУ «Средняя школа № 41»
    Обучение грамоте (урок письма)
    УМК «Школа России»
    1 класс
    Конспект урока по теме
    «Оформление предложений в тексте»
    Урок подготовила:
    учитель начальных классов
    Горбунова Людмила Николаевна
    МОУ «Средняя школа № 41»
    г. Саранска
    Урок письма в послебукварный период
    Тема урока: Оформление предложений в тексте
    Цель урока: продолжить формировать у учащихся знания о предложении как единице речи.
    Задачи урока:
    – развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;
    – развивать мелкую моторику кисти рук;
    – развивать навык самоконтроля;
    – воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,
    – воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
    Планируемые результаты:
    Личностные:
    • формирование уважения к иному мнению;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
    Метапредметные:
    познавательные УУД
    • формирование умения использовать различные способы поиска информации (словари, справочники, энциклопедии);
    регулятивные УУД
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
    • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;
    • формулировать вопрос (проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;
    коммуникативные УУД
    • формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, готовить полные речевые высказывания.
    Предметные:
    • формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения.
    Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лента букв, карточка-тренажер.

    Ход урока:

    I. Организационный момент
    (Приветствие, проверка готовности к уроку)
    – Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.
    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Тихо девочки за парту сели,
    Тихо мальчики за парту сели,
    На меня все посмотрели.
    II. Мотивация познавательной деятельности
    Доброе утро солнцу и птицам,
    Доброе утро, приветливым лицам!
    Ну, теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?
    Все ли правильно сидят?
    – А девиз у нас какой?
    – Все, что надо – под рукой!
    – Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!
    III. Актуализация имеющихся знаний и навыков
    1. Работа со скороговоркой
    (Учитель читает скороговорку быстро)
    В декабре метели пели.
    Прилетели свиристели,
    А за ними – снегири,
    Тридцать три и тридцать три.
    – Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)
    – Как вы догадались?
    2. Словарная работа
    а) – Все ли слова понятны?
    – Что такое метель?
    – Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
    б) – Как вы понимаете предложение:
    В декабре метели пели.
    (На улице были метели, сильно дул и выл на улице ветер)
    3. Рассказ учителя
    (На экране фото Сергея Ивановича Ожегова)
    – Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.
    4. Проговаривание скороговорки
    – Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.
    (Дети проговаривают скороговорку)
    IV. Целеполагание
    1. Знакомство с темой урока
    – О ком и чём говорится в скороговорке?
    (В ней говорится о метелях, о свиристелях и снегирях.)
    – Сколько в ней предложений?
    (В скороговорке два предложения)
    – Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
    предложении)
    2. Беседа по вопросам
    – Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
    – Из чего состоит предложение? (Из слов)
    – Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)
    – Что выражает предложение? (Законченную мысль)
    – С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
    – Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)
    3. Повторение правила, что такое предложение
    Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
    Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные.
    4. Повторение правила посадки при письме
    – Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?
    (Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)
    – Руки? На месте!
    – Ноги? На месте!
    – Локти? У края!
    – Спина? Прямая!
    V. Упражнение по чистописанию
    1. Анализ печатных и письменных заглавных и строчных букв
    – Посмотрите на печатную заглавную букву С и письменную заглавную букву С.
    – Что у них общего? (Одинаковые элементы – полуовалы)
    – В чём отличие? (В наклоне буквы)
    – Посмотрите на печатную строчную букву с и письменную строчную букву с.
    – Что у них общего? (Одинаковые элементы – полуовалы)
    – В чём отличие? (В наклоне буквы)
    (Просмотр написания письменных заглавной буквы С и строчной буквы с на экране)
    2. Подготовка к письму
    (Вспоминаем правила посадки при письме)
    В нашей тетради, ребята,
    Нужно буквы написать.
    Только правила, ребята,
    Надо строго соблюдать.
    Каждой буквы знай начало,
    Направление руки.
    Сядь за парту очень прямо,
    Тетрадь с наклоном положи.
    – Правильно держите ручку.
    3. Прописывание букв в воздухе
    – Пропишите заглавную и строчную буквы С в воздухе комментируя.
    4. Работа в тетрадях
    а) прописывание букв в тетрадях С и с
    (Дети открывают тетради)
    Я тетрадь свою открою
    И, как надо, положу.
    Я, друзья, от вас не скрою –
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь!
    – Пропишите буквы до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом на экране. (Дети пишут)
    б) письмо слогов Са, Си, Су, Се, сё, сы, ся, сю
    – Прочитайте слоги. (Дети читают)
    – Обозначьте гласные и согласные в слогах.
    – Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у, о, ы)
    – Какие гласные в этих словах указывают на мягкость предыдущего согласного? (и, е, ё, я, ю)
    – Пропишите эти слоги. (Дети пишут)
    VI. Словарная работа
    1. Беседа по вопросам
    – О каких птицах мы говорили на уроке окружающего мира?
    (Воробей, ворона, галка, сорока, голубь, синица, снегирь, поползень, дятел, клёст)
    – Как, одним словом, можно их назвать? (Зимующие)
    – Как мы можем им помочь зимой? (Сделать кормушки, кормить птиц)
    2. Отгадывание загадок
    – Ребята, отгадайте загадку.
    1) Любо-дорого взглянуть,
    Птичка – красненькая грудь!
    Дом родной ее Сибирь,
    Как зовут ее? Снегирь.
    2) Кто зимой средь хвойных веток
    В феврале выводит деток?
    Необычный клюв – крестом,
    Птичку ту зовут. клестом.
    3. Анализ правописания слов
    а) анализ правописания слова снегирь
    – Произнесите слово [сн’иг’ир’].
    – Назовите ударный слог и гласный звук в нём.
    (Слог – гирь, звук – [и])
    – Назовите безударный слог и гласный звук в нём.
    (Слог – сни, звук – [и])
    – Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.
    (Снегирь – снег)
    – Кто догадался, какую букву надо вставить в слово сн…гирь?
    (В слове сн…гирь напишу букву е)
    – Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?
    (Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
    б) анализ правописания слова клесты
    – Произнесите слово [кл’исты].
    – Назовите ударный слог и гласный звук в нём.
    (Слог – ты, звук – [ы])
    – Назовите безударный слог и гласный звук в нём.
    (Слог – кли, звук – [и])
    – Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.
    (Клесты – клёст)
    – Кто догадался, какую букву надо вставить в слово кл…сты?
    (В слове кл…сты напишу букву е)
    – Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?
    (Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
    в) запись слов парами в тетрадях
    – Запишите эти слова в два столбика парами.
    снегирь – снег
    клесты – клёст
    (Дети пишут слова в два столбика в тетрадях)
    VII. Работа над новой темой урока
    1. Работа со словами – названиями зимних месяцев
    а) отгадывание загадок
    – Ребята, назовите времена года.
    – А какое сейчас время года?
    – Отгадайте загадки.
    1) Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
    2) Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадёт
    Не вода уже, а лёд.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи, за месяц это? (Январь)
    3) Снег мешками валит с неба,
    С дом стоят сугробы снега.
    То бураны и метели
    На деревню налетели.
    По ночам мороз силен,
    Днем капели слышен звон.
    День прибавился заметно,
    Ну, так что за месяц это? (Февраль)
    4) Запрягает Дед Мороз
    Трех коней в тяжелый воз.
    Как зовут их, вспоминай! –
    Март, Апрель иль теплый Май? (Декабрь, Январь, Февраль)
    б) анализ правописания слов – названий зимних месяцев
    – Ребята, назовите ударные и безударные гласные в этих словах.
    – Чтобы правильно писать эти слова, надо запомнить правописание этих слов. У этих слов нет проверочных слов.
    в) запись слов с комментированием
    – Запишем в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки Декабрь, январь, февраль с комментированием.
    (Дети пишут в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки с комментированием)
    2. Работа с предложением
    а) работа с записью на экране
    – Ребята, на экране дана запись. Найди предложение.
    1. Пришла холодные зима.
    2. Вот и наступила зима.
    3. На идёт снег улице.
    (Предложение под цифрой №2: Вот и наступила зима.)
    – Докажите, что это предложение.
    (Слова в этой записи связаны между собой по смыслу. Эта запись выражает законченную
    мысль. Первое слово написано с большой буквы. В конце записи стоит точка.)
    б) письмо под диктовку
    – Запишем это предложение под диктовку.
    (Дети пишут предложение под диктовку)
    в) составление предложений
    – Составьте предложения из групп слов под цифрами №1 и №3.
    – Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
    (В группе №1 связать слова по смыслу. В группе №3 поменять местами слова.)
    г) нахождение главных членов предложения
    1. Пришла холодная зима.
    2. Вот и наступила зима.
    3. На улице идёт снег.
    3. Повторение правила, что такое предложение
    а) беседа по вопросам
    – С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
    – Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)
    – Что выражает предложение? (Законченную мысль)
    – Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки)
    – Какие бывают предложения) (Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)
    б) повторение правила
    – А теперь скажите, что такое предложение.
    (Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
    – Какие бывают предложения?
    (Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)
    4. Работа со схемами
    а) анализ схем предложений
    1) ___ ___.
    2) ___ ___ !
    3) ___ ___ ___?
    – Ребята, на экране даны схемы предложений. Сделайте анализ данных предложений.
    (Предложение №1 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит точка, значит оно повествовательное.
    Предложение №2 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит восклицательный знак, значит оно восклицательное.
    Предложение №3 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит вопросительный знак, значит оно вопросительное.)
    б) составление предложений по схемам
    – Составьте предложения по схемам.
    (Дети составляют предложения)
    VIII. Физкультминутка
    Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
    Там снеговика лепили (показываем руками, как лепили)
    А потом с горы катились (волнообразные движения руками)
    Веселились и резвились (прыжки)
    В Надю кинули снежком, (имитирующие движения)
    В Колю кинули снежком, (имитирующие движения)
    Получился снежный ком! (радостно показываем какой ком)
    Холодно гулять зимой (киваем головой, руки «в боки»)
    Побежим скорей домой! (садимся на место)
    IX. Продолжение работы над темой урока
    1. Работа с деформированным текстом
    – Ребята, на экране даны слова, составьте из этих слов предложение.
    Зимой, летом, глубокий – хлеб, снег, высокий.
    (Дети составляют предложение)
    Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
    – Что это за предложение? (Пословица)
    – Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы)
    2. Списывание с печатного текста
    – Ребята, спишите это предложение.
    (Дети списывают предложение с экрана)
    3. Пальчиковая гимнастика.
    Сцепим пальчики в замок,
    Чтоб никто войти не смог.
    Пустим только ёжика,
    Пустим только зайчика,
    Пустим только девочку,
    Пустим только мальчика.
    X. Закрепление пройденного материала
    1. Чтение предложений
    1) Зима без мороза не бывает.
    2) Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
    3) Хороший снежок урожай сбережёт.
    – Ребята, что это за предложения? (Пословицы)
    2. Работа с пословицами
    – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
    (Дети объясняют смысл этих пословиц)
    3. Подбор предложения к схеме
    – Подберите к этой схеме предложение.
    ___ ___ ___.
    (На доске дана схема. Дети подбирают предложение к схеме.)
    (Хороший снежок урожай сбережёт.)
    XI. Итог урока
    1. Беседа по вопросам
    – О чём мы говорили на уроке?
    предложении)
    – Что такое предложение?
    (Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)
    – Какие бывают предложения?
    (Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)
    2. Хорошо вы потрудились,
    Вам пора и отдыхать.
    Переменку веселитесь
    И начнем урок опять.
    XII. Рефлексия
    – Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?
    – Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
    – Что у тебя получилось хорошо?
    – Над чем надо ещё поработать?
    – Оцените свою работу по «светофору».
    (Дети закрашивают один кружочек светофора)
    XIII. Список литературы и Интернет-ресурсов
    1. yandex.ru/images
    2. nashol.com
    3. ru.wikipedia.org
    4. nsportal.ru

  8. AXILLES ADAMSON Ответить

    Простое предложение с однородными членами

    Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.
    В кружках отражены роли однородных членов предложения

    С вводными словами или обращением

    На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.
    Вводные слова в предложении
    К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.
    Обращение в предложении

    С деепричастным либо причастным оборотами

    Для  выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.
    Причастный оборот на схеме

    Как создать схему предложений с прямой речью

    На схеме прямая речь выделяется следующим образом:
    выделяются границы предложения;
    для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
    ставятся знаки препинания.
    Прямая речь в предложении

    Как составить схему сложного предложения

    Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.
    Сложносочиненное предложение на схеме
    Бессоюзное сложное предложение на графической схеме
    Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.
    Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных
    Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
    […],
    vчто?
    (что …)
    vкакой?
    (который …).
    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
    […],
    vкогда?          vзачем?
    (когда …),        (чтобы …).
    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
    […],
    vчему?          vчему?         vчему?
    (что …),          (что …),        (что …).
    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *