Как правильно исповедоваться и причащаться в церкви?

15 ответов на вопрос “Как правильно исповедоваться и причащаться в церкви?”

  1. Voodooshicage Ответить


    Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
    Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары. Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
    Молитвенное правило
    Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
    Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
    Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
    Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
    Пост
    Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
    Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
    Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
    Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
    Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
    Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
    Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
    Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
    Покаяние
    Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
    Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
    Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
    Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
    «Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
    Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
    Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
    Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].
    К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
    Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
    Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
    Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
    Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
    Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
    Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
    Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
    Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
    Примирение
    «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
    Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
    О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].
    Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
    (Продолжение следует.)

  2. Thunderredeemer Ответить

    ИСПОВЕДЬ И
    ПРИЧАСТИЕ
    Как к ним подготовиться
    По
    благословению Преосвященнейшего Сергия,
    Епископа Новосибирского и Бердского

    Содержание
    Таинство Исповеди………………….3
    Грехи против Бога…………………………4
    Грехи против ближних…………………..
    5
    Грехи против самого себя
    …………………………6
    Как подготовиться к исповеди
    …………………………6
    Как подготовить к исповеди детей
    ………………………… 7
    Как происходит исповедь
    …………………………………. 10
    Как подготовиться к причастию
    ………………………… 12
    Таинство Причащения
    …………………………………….. 14
    Таинство Исповеди
    Исповедь (покаяние) — одно из семи
    христианских Таинств, в котором
    кающийся, исповедующий свои грехи перед
    священником, при видимом прощении
    грехов (чтении разрешительной молитвы),
    невидимо разрешается от них. Самим
    Господом Иисусом Христом. Таинство это
    установлено Спасителем, сказавшим Своим
    ученикам: «Истинно говорю вам: что вы
    свяжете на земле, то будет связано на
    небе; и что разрешите (развяжете) на
    земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие
    от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите
    Духа Святого: кому простите грехи, тому
    простятся; на ком оставите, на том
    останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20,
    стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать
    и разрешать» своим преемникам —
    епископам, которые в свою очередь при
    совершении Таинства рукоположения (священства)
    передают эту власть священникам.
    Святые отцы называют покаяние вторым
    крещением: если при крещении человек
    очищается от власти первородного греха,
    переданного ему при рождении от наших
    прародителей Адама и Евы, то покаяние
    омывает его от скверны собственных
    грехов, совершенных им уже после
    Таинства Крещения.
    Для того, чтобы Таинство Покаяния
    совершилось, со стороны кающегося
    необходимы: осознание своей греховности,
    искреннее сердечное раскаяние в своих
    грехах, желание оставить грех и не
    повторять его, вера в Иисуса Христа и
    надежда на Его милосердие, вера в то, что
    Таинство Исповеди имеет силу очистить и
    смыть по молитве священника
    чистосердечно исповеданные грехи.
    Апостол Иоанн говорит: «Если говорим,
    что не имеем греха, — обманываем самих
    себя, и истины нет в нас» (1-е Послание
    Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от
    многих приходится слышать: «Я не убиваю,
    не ворую, не
    3
    прелюбодействую, так в чем же мне
    каяться?» Но если мы внимательно
    познакомимся с Божиими заповедями, то
    обнаружим, что грешим мы против многих
    из них. Условно все прегрешения,
    совершенные человеком, можно разделить
    на три группы: грехи против Бога, грехи
    против ближних и грехи против самого
    себя.
    Грехи против Бога
    — Неблагодарность Богу.
    — Неверие. Сомнение в вере. Оправдание
    своего неверия атеистическим
    воспитанием.
    — Вероотступничество, малодушное
    молчание, когда хулят веру Христову,
    неношение нательного креста, посещение
    различных сект.
    — Упоминание имени Божия всуе (когда
    имя Бога упоминают не в молитве и не в
    благочестивом разговоре о Нем).
    — Клятва именем Господа.
    — Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний,
    обращение к экстрасенсам, чтение книг по
    черной, белой и прочим магиям, чтение и
    распространение оккультной литературы
    и различных лжеучений.
    — Мысли о самоубийстве.
    — Игра в карты и прочие азартные игры.
    — Невыполнение утреннего и вечернего
    молитвенного правила.
    — Непосещение храма Божьего в
    воскресные и праздничные Дни.
    — Несоблюдение постов в среду и
    пятницу, нарушение других постов,
    установленных Церковью.
    — Неусердное (некаждодневное) чтение
    Священного Писания, душеполезной
    литературы.
    — Нарушение обетов, данных Богу.
    — Отчаяние в трудных ситуациях и
    неверие в Промысел Божий, опасение
    старости, нищеты, болезни.
    — Рассеянность на молитве, мысли о
    житейском во время богослужения.
    — Осуждение Церкви и ее служителей.
    4
    Пристрастие к различным земным вещам и
    удовольствиям.
    Продолжение греховной жизни в одной
    надежде на милосердие Божие, т. е.
    чрезмерное упование на Бога.
    Пустая трата времени на просмотр
    телепередач, на чтение развлекательных
    книг в ущерб времени для молитвы, чтения
    Евангелия и духовной литературы.
    Утаивание грехов на исповеди и
    недостойное причащение Святых Тайн.
    Самонадеяние, человеконадеяние, т. е.
    излишняя надежда на собственные силы и
    на чью-то помощь, без упования на то, что
    все в руках Божиих.
    Грехи против ближних
    Воспитание детей вне христианской
    веры.
    Вспыльчивость, гнев,
    раздражительность.
    Высокомерие.
    Лжесвидетельство.
    Месть.
    Насмешливость.
    Скупость.
    Невозвращение долгов.
    Неуплата за труд заработанных денег.
    Неоказание помощи нуждающимся.
    Непочитание родителей, раздражение их
    старостью.
    Непочтение к старшим.
    Неусердие в своей работе.
    Осуждение.
    Присвоение чужого — воровство.
    Ссоры с соседями и ближними.
    Убийство своего ребенка во чреве (аборт),
    склонение других к совершению убийства (аборта).
    Убийство словом — доведение человека
    клеветой или осуждением до болезненного
    состояния и даже до смерти.
    Употребление спиртного на поминках
    усопших вместо усиленной молитвы за них.
    5
    Грехи против самого себя
    — Многословие, пересуды,
    празднословие. ,
    — Беспричинный смех.
    — Сквернословие.
    — Самолюбие.
    — Делание добрых дел напоказ.
    — Тщеславие.
    — Желание обогатиться.
    — Сребролюбие.
    — Зависть.
    — Ложь.
    — Пьянство, употребление наркотиков.
    — Чревоугодие.
    — Любодеяние — разжигание блудных
    помыслов, нечистые желания, блудные
    прикосновения, просмотр эротических
    фильмов и чтение подобных книг.
    — Блуд — физическая близость лиц, не
    связанных узами брака.
    — Прелюбодеяние — нарушение
    супружеской верности.
    — Блуд противоестественный —
    физическая близость лиц одного пола,
    рукоблудие.
    — Кровосмешение — физическая
    близость с близкими по родству или
    кумовству.
    Хотя вышеперечисленные грехи условно
    разделены на три части, в конечном счете
    — это все грехи и против Бога (т. к.
    преступают Его заповеди и тем самым
    оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не
    дают раскрыться истинным христианским
    отношениям и любви), и против себя (т. к.
    препятствуют спасительному устроению
    души).
    Как подготовиться к исповеди
    Желающий принести перед Богом
    покаяние в содеянных грехах должен
    подготовиться к Таинству Исповеди. К
    исповеди нужно приготовиться заранее:
    желательно прочесть литературу,
    посвященную Таинствам Исповеди и
    Причащения, вспомнить все свои грехи,
    можно выписать их на
    6
    отдельный листок, чтобы перед
    исповедью просмотреть его. Иногда
    листок с перечисленными грехами отдают
    на прочтение духовнику, но о грехах,
    которые особенно тяготят душу, нужно
    рассказать вслух. Не нужно рассказывать
    духовнику длинных историй, достаточно
    изложить сам грех. К примеру, если вы
    находитесь во вражде с родственниками
    или соседями, не нужно рассказывать, что
    стало причиной этой вражды — необходимо
    покаяться в самом грехе осуждения
    родных или соседей. Богу и духовнику
    важен не список грехов, а покаянное
    чувство исповедуемого, не детальные
    рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно
    помнить, что исповедь — это не только
    осознание собственных недостатков, но
    прежде всего — жажда очиститься от них.
    Ни в коем случае недопустимо оправдание
    себя — это уже не покаяние! Старец
    Силуан Афонский так объясняет, что такое
    настоящее покаяние: «Вот знак прощения
    грехов: если ты возненавидел грех, то
    простил тебе Господь грехи твои».
    Хорошо выработать привычку каждый
    вечер анализировать прошедший день и
    приносить ежедневное покаяние перед
    Богом, записывая серьезные прегрешения
    для будущей исповеди у духовника.
    Необходимо примириться с ближними и
    попросить прощения у всех, кого обидели.
    Подготавливаясь к исповеди, желательно
    усилить свое вечернее молитвенное
    правило чтением Покаянного канона,
    который находится в православном
    молитвослове.
    Чтобы исповедоваться, необходимо
    узнать, когда в храме происходит
    Таинство Исповеди. В тех храмах, где
    служба совершается каждый день, каждый
    день совершается и Таинство Исповеди. В
    тех же храмах, где нет ежедневной службы,
    нужно предварительно ознакомиться с
    расписанием служб.
    Как подготовить к исповеди детей
    Дети до семи лет (в Церкви их называют
    младенцами) приступают к Таинству
    Причащения без предварительной
    исповеди, но необходимо с самого раннего
    детства вырабатывать у детей чувство
    благоговения перед этим великим
    7
    Таинством. Частое причащение без
    должной подготовки может выработать у
    детей нежелательное чувство
    обыденности происходящего. Младенцев
    желательно за 2-3 дня подготавливать к
    предстоящему Причастию: читать с ними
    Евангелие, жития святых, другие
    душеполезные книги, сократить, а лучше
    совсем исключить просмотр телевизора (но
    делать это нужно очень тактично, не
    вырабатывая у ребенка отрицательных
    ассоциаций с подготовкой к Причастию),
    проследить за их молитвой утром и перед
    сном, побеседовать с ребенком о
    прошедших днях и подвести его к ощущению
    стыда за собственные проступки. Главное
    же нужно помнить, что нет ничего более
    действенного для ребенка, как личный
    пример родителей.
    Начиная с семи лет, дети (отроки) уже
    приступают к Таинству Причащения, как и
    взрослые, только после предварительного
    совершения Таинства Исповеди. Во многом
    грехи, перечисленные в предыдущих
    разделах, присущи и детям, но все-таки
    детская исповедь имеет свои особенности.
    Чтобы настроить детей на искреннее
    покаяние, молено дать им прочесть
    следующий список возможных прегрешений:
    — Не залеживался ли в постели утром и
    не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное
    правило?
    — Не садился ли за стол, не
    помолившись и не ложился ли спать без
    молитвы?
    — Знаешь ли наизусть самые главные
    православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову
    молитву», «Богородице Дево, радуйся»,
    молитву ко своему Небесному покровителю,
    имя которого носишь?
    — Каждое ли воскресенье ходил в
    церковь?
    — Не увлекался ли различными забавами
    в церковные праздники вместо посещения
    храма Божия?
    — Вел ли должным образом себя на
    церковной службе, не бегал ли по храму,
    не вел ли пустых разговоров со
    сверстниками, вводя их тем самым в
    соблазн?
    — Не произносил ли без надобности имя
    Божие?
    8
    — Правильно ли совершаешь крестное
    знамение, не спешишь ли при этом, не
    искажаешь ли крестное знамение?
    — Не отвлекался ли при молитве на
    посторонние мысли?
    — Читаешь ли Евангелие, другие
    духовные книги?
    — Носишь ли нательный крестик и не
    стесняешься ли его?
    — Не используешь ли крестик в качестве
    украшения, что грешно?
    — Не одеваешь ли различные амулеты,
    например, знаки зодиака?
    — Не гадал ли, не ворожил?
    — Не скрывал ли перед батюшкой на
    исповеди свои грехи из-за ложного стыда,
    а затем недостойно причащался?
    — Не гордился ли перед самим собой и
    перед другими своими успехами,
    способностями?
    — Спорил ли с кем-либо — только ради
    того, чтобы взять верх в споре?
    — Не обманывал ли своих родителей из-за
    страха быть наказанным?
    — Не ел ли в пост без разрешения
    родителей скоромного, например,
    мороженого?
    — Слушался ли своих родителей, не
    спорил ли с ними, не требовал ли от них
    дорогостоящей покупки?
    — Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не
    подстрекал ли к этому других?
    — Не обижал ли младших?
    — Не мучил ли животных?
    — Не сплетничал ли о ком, не ябедничал
    ли на кого?
    — Не смеялся ли над людьми, имеющими
    какие-либо физические недостатки?
    — Не пробовал ли курить, выпивать,
    нюхать клей или употреблять наркотики?
    — Не сквернословил ли?
    — Не играл ли в карты?
    — Не занимался ли рукоблудием?
    — Не присваивал ли себе чужого?
    — Не имел ли привычки брать без спроса
    то, что тебе не принадлежит?
    — Не ленился ли помогать родителям по
    дому?
    9
    — Не притворялся ли больным, чтобы
    увильнуть от своих обязанностей?
    — Не завидовал ли другим?
    Приведенный перечень — лишь общая
    схема возможных прегрешений. У каждого
    ребенка могут быть свои, индивидуальные
    переживания, связанные с конкретными
    случаями. Задача родителей — настроить
    ребенка на покаянные чувства перед
    Таинством Исповеди. Можно посоветовать
    ему вспомнить свои проступки,
    совершенные после последней исповеди,
    написать свои прегрешения на листке
    бумаги, но не следует этого делать за
    него. Главное: ребенок должен понять, что
    Таинство Исповеди — это Таинство,
    очищающее от грехов душу при условии
    искреннего, чистосердечного покаяния и
    желания не повторять их более.
    Как происходит исповедь
    Исповедь совершается в храмах либо
    вечером после вечернего богослужения,
    либо утром перед началом литургии. Ни в
    коем случае нельзя опаздывать к началу
    исповеди, так как Таинство начинается с
    чтения чинопоследова-ния, в котором
    должен молитвенно участвовать каждый
    желающий исповедаться. При чтении
    чинопоследования священник обращается
    к кающимся, чтобы они назвали свои имена
    — все отвечают вполголоса. Те, кто
    опоздал к началу исповеди, к Таинству не
    допускаются; священник, если есть такая
    возможность, в конце исповеди заново
    читает для них чинопоследование и
    принимает исповедь, либо назначает ее на
    другой день. Нельзя приступать к
    Таинству Покаяния женщинам в период
    месячного очищения.
    Исповедание обычно происходит в храме
    при стечении народа, поэтому нужно
    уважать тайну исповеди, не тесниться
    рядом со священником, принимающим
    исповедь, и не смущать исповедующегося,
    открывающего свои грехи священнику.
    Исповедь должна быть полной. Нельзя
    исповедовать сначала одни грехи, другие
    же оставлять на следующий раз. Те грехи,
    которые кающийся исповедовал в пре-
    10
    дыдущие исповеди и которые уже были
    ему отпущены, вновь не называются. При
    возможности нужно исповедоваться у
    одного и того же духовника. Не следует,
    имея постоянного духовника, искать
    другого для исповедания своих
    прегрешений, открыть которые знакомому
    духовнику мешает чувство ложного стыда.
    Поступающие так своими действиями
    пытаются обмануть Самого Бога: на
    исповеди мы исповедуем свои грехи не
    духовнику, а вместе с ним — Самому
    Спасителю.
    В больших храмах из-за большого
    количества кающихся и невозможности
    священника принять исповедание от всех
    желающих, обычно практикуется «общая
    исповедь», когда священник перечисляет
    вслух наиболее распространенные грехи и
    стоящие перед ним исповедующиеся каются
    в них, после чего все по очереди подходят
    под разрешительную молитву. Тем, кто ни
    разу не был на исповеди или не
    исповедовался несколько лет, следует
    избегать общей исповеди. Таковым нужно
    обязательно пройти исповедь частную —
    для чего нужно выбрать либо будний день,
    когда в храме не так много
    исповедующихся, либо найти приход, где
    совершается только частная исповедь.
    Если же такой возможности нет, нужно на
    общей исповеди подойти к священнику за
    разрешительной молитвой в числе
    последних, дабы никого не задерживать, и,
    объяснив ситуацию, открыться ему в
    содеянных грехах. Так же должны
    поступить и те, кто имеет тяжкий грех.
    Многие подвижники благочестия
    предупреждают, что тяжкий грех, о
    котором исповедующийся промолчал на
    общей исповеди, так и остается не
    раскаянным, а значит и не прощенным.
    После исповедания грехов и прочтения
    священником разрешительной молитвы,
    кающийся целует лежащие на аналое Крест
    и Евангелие и, если готовился к
    причастию, берет у духовника
    благословение на причащение Святых
    Христовых Тайн.
    11
    В некоторых случаях священник может
    наложить на кающегося епитимию —
    духовные упражнения, назначенные для
    углубления покаяния и искоренения
    грехбвных навыков. К епитимий нужно
    относиться, как к воле Божией,
    изреченной через священника, требующей
    обязательного исполнения для
    врачевания души кающегося. В случае
    невозможности по разным причинам
    исполнить епитимию следует обратиться
    для разрешения возникших трудностей к
    тому священнику, который ее наложил.
    Желающие не только исповедаться, но и
    причаститься, должны достойно и в
    соответствии с требованиями Церкви
    приготовиться к Таинству Причащения.
    Называется такое приготовление
    говением.
    Как подготовиться к причастию
    Дни говения длятся обычно неделю, в
    крайнем случае — три дня. В эти дни
    предписывается пост. Из рациона
    исключается скоромная пища — мясные,
    молочные продукты, яйца, а в дни строгих
    постов — и рыба. Супруги воздерживаются
    от физической близости. Семья
    отказывается от развлечений и просмотра
    телепередач. Если позволяют
    обстоятельства, в эти дни следует
    посещать богослужения в ;храме. Более
    прилежно выполняются утреннее и
    вечернее молитвенные правила, с
    добавлением к ним чтения Покаянного
    канона.
    Независимо от того, когда в храме
    совершается Таинство Исповеди —
    вечером или утром, необходимо накануне
    причащения посетить вечернюю службу.
    Вечером, перед чтением молитв на сон
    грядущим читается три канона: Покаянный
    ко Господу нашему Иисусу Христу,
    Богородице, Ангелу хранителю. Можно
    читать каждый канон отдельно, либо
    пользоваться молитвословами, где эти
    три канона объединены. Затем читается
    канон ко Святому Причащению до молитв ко
    Святому Причащению, которые читаются
    утром. Тем, кому трудно совершать такое
    молитвенное правило в
    12
    один день, берут благословение у
    священника прочитать три канона заранее
    в течение дней говения.
    Детям довольно трудно соблюсти все
    молитвенные правила подготовки ко
    причастию. Родителям необходимо вместе
    с духовником выбрать оптимальное
    количество молитв, которое будет по
    силам ребенку, затем постепенно
    увеличивать число нужных молитв,
    необходимых для подготовки к причастию,
    вплоть до полного молитвенного правила
    ко Святому Причащению.
    Для некоторых составляет большую
    трудность прочтение необходимых
    канонов и молитв. По этой причине иные
    годами не исповедуются и не причащаются.
    Многие путают подготовку к исповеди (при
    которой не требуется столь большой
    объем прочитанных молитв) и подготовку к
    причастию. Таким можно рекомендовать
    приступать к Таинствам Исповеди и
    Причастия поэтапно. Сначала нужно
    должным образом подготовиться к
    исповеди и при исповедании грехов
    попросить у духовника совета. Нужно
    молиться Господу, чтобы Он помог
    преодолеть трудности и дал силы
    достойно приготовиться к Таинству
    Причащения.
    Поскольку принято приступать к
    Таинству Причащения натощак, с
    двенадцати часов ночи уже не едят и не
    пьют (курящие — не курят). Исключение
    составляют младенцы (дети до семи лет).
    Но и детей с определенного возраста (начиная
    с 5—6 лет, а если возможно и ранее)
    необходимо приучать к существующему
    правилу.
    Утром также ничего не едят и не пьют и,
    естественно, не курят, можно только
    почистить зубы. После прочтения
    утренних молитв читаются молитвы ко
    Святому Причащению. Если утром чтение
    молитв ко Святому Причащению
    затруднительно, то нужно взять
    благословение у священника прочитать их
    вечером накануне. Если в храме исповедь
    совершается утром, необходимо придти
    вовремя, до начала исповеди. Если
    исповедь была совершена накануне
    вечером, то исповедующийся приходит к
    началу службы и молится со всеми.
    13
    Таинство Причащения
    Причащение Святых Христовых Тайн есть
    Таинство, установленное Самим
    Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус
    взял хлеб и, благословив, преломил и,
    раздавая ученикам, сказал: приимите,
    ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и
    благодарив, подал им и сказал: пейте из
    нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового
    Завета, за многих изливаемая во
    оставление грехов» (Евангелие от Матфея,
    гл. 26, стихи 26-28).
    Во время Божественной литургии
    совершается Таинство Святой Евхаристии
    — хлеб и вино таинственным образом
    превращаются в Тело и Кровь Христову и
    причастники, принимая Их во время
    причастия, таинственно, непостижимо для
    человеческого разума, соединяются с
    Самим Христом, так как весь Он
    содержится в каждой Частице Причастия.
    Причащение Святых Христовых Тайн
    необходимо, чтобы войти в жизнь вечную.
    Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно,
    истинно говорю вам: если не будете есть
    Плоти Сына Человеческого и пить Крови
    Его, то не будете иметь в себе жизни.
    Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
    имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в
    последний день…» (Евангелие от Иоанна,
    гл. 6, стихи 53 — 54).
    Таинство Причащения — непостижимо
    великое, поэтому и требует
    предварительного очищения Таинством
    Покаяния; исключение составляют лишь
    младенцы до семи лет, которые
    причащаются без приготовления,
    положенного для мирян. Женщинам
    необходимо стереть с губ помаду. Нельзя
    причащаться женщинам в период месячного
    очищения. Женщины после родов
    допускаются к причастию лишь после
    прочтения над ними очистительной
    молитвы сорокового дня.
    Во время выхода священника со Святыми
    Дарами причастники делают один земной (если
    день будний) или поясной — (если день
    воскресный или праздничный) поклон и
    внимательно слушают слова читаемых
    священником молитв, повторяя их про себя.
    После прочтения молитв при-
    14
    частники, сложив руки на груди
    крестообразно (правая поверх левой),
    чинно, не теснясь, в глубоком смирении
    подходят к Святой Чаше. Сложился
    благочестивый обычай первыми к Чаше
    пропускать детей, затем подходят
    мужчины, после них — женщины. У Чаши
    креститься не следует, чтобы случайно ее
    не задеть. Вслух назвав свое имя,
    причастник, раскрыв уста, принимает
    Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. По
    причащении диакон или пономарь обтирают
    причастнику уста специальным платом,
    после чего он целует край святой Чаши и
    отходит к специальному столику, где
    принимает запивку (теплоту) и съедает
    частицу просфоры. Это делается для того,
    чтобы ни одна частица Тела Христова не
    осталась во рту. Не приняв теплоты,
    нельзя прикладываться ни к иконам, ни к
    Кресту, ни к Евангелию.
    После принятия теплоты причастники из
    храма не уходят и молятся со всеми до
    конца богослужения. После от-пуста (заключительных
    слов богослужения) причастники подходят
    ко Кресту и внимательно выслушивают
    благодарственные молитвы после Святого
    Причащения. После прослушивания молитв
    причастники чинно расходятся, стараясь
    как можно дольше сохранить чистоту
    своей очищенной от грехов души, не
    размениваясь на пустые разговоры и
    неполезные для души дела. В день после
    причащения Святых Тайн не совершаются
    земные поклоны, при благословении у
    священника к руке не прикладываются.
    Прикладываться можно лишь к иконам,
    Кресту и Евангелию. Остаток дня
    необходимо провести благочестиво:
    избегать многословия (лучше вообще
    больше молчать), просмотра телевизора,
    исключить супружескую близость, курящим
    желательно воздержаться от курения.
    Желательно дома прочесть
    благодарственные молитвы после Святого
    Причащения. То, что в день причастия
    нельзя здороваться за руку —
    предрассудок. Ни в коем случае нельзя
    причащаться несколько раз в один день.
    В случаях болезни и немощи причащаться
    можно на дому. Для этого на дом
    приглашается священник. В зави-
    15
    симости от своего состояния болящий в
    должной мере подготавливается к
    исповеди и причастию. В любом случае
    причащаться он может только натощак (за
    исключением умирающих). Дети до семи лет
    на дому не причащаются, так как они, в
    отличие от взрослых, могут причащаться
    только Кровью Христовой, а запасные Дары,
    которыми причащает священник на дому,
    содержат только частицы Тела Христова,
    напитанные Его Кровью. По этой же
    причине младенцы не причащаются на
    литургии Преждеосвящен-ных Даров,
    совершаемой в будние дни во время
    Великого Поста.
    Каждый христианин либо сам определяет
    время, когда ему необходимо
    исповедаться и причаститься, либо
    делает это по благословению своего
    духовного отца. Существует
    благочестивый обычай причащаться не
    реже пяти раз в году — в каждый из
    четырех многодневных постов и в день
    своего Ангела (день памяти святого, имя
    которого носишь).
    Как часто необходимо причащаться, дает
    благочестивый совет преподобный
    Никодим Святогорец: «Истинные
    причастники всегда бывают вслед за
    Причастием в осязательно благодатном
    состоянии. Сердце вкушает тогда Господа
    духовно.
    Но как мы и телом стеснены, и внешними
    делами и отношениями окружены, в которых
    подолгу должны принимать участие, то
    духовное вкушение Господа, по
    раздвоению нашего внимания и чувства,
    день ото дня ослабляется, заслоняется и
    скрывается…
    Поэтому ревнители, ощутив оскудение
    его, спешат восстановить его в силе, и
    когда восстановят, чувствуют, что как бы
    снова вкушают Господа».
    Издано православным приходом во имя
    Преподобного Серафима Саровского, г.
    Новосибирск.

  3. Makora Ответить

    Безусловно, к исповеди нужно готовиться. Причем, если подготовка к другим таинствам представляет собой большей частью пост и молитву, то исповедь — это прежде всего огромная внутренняя работа и психоанализ.
    Бывает так, что человек зашел в храм и решил сразу исповедоваться. Он начинает с трудом припоминать какие-то свои дурные поступки, вдаваться в подробности, в итоге за 15 минут еле-еле успевает исповедовать 2-3 греха. Безусловно, Бог по Своей милости принимает и такую исповедь, но куда ценнее, когда исповедник готовился заранее, когда его душа оплакала все плохое, что творил человек в своей жизни, пережила это заново и раскаялась.
    Существуют специальные пособия, где перечислены все возможные грехи. И стоит просто пройтись по ним применительно к себе. И, если хватит мужества быть откровенным хотя бы с самим собой, вдруг понимаешь, что нет такого греха, который бы не совершал, и заповеди, которую бы не нарушил. «Не убий». Конечно, вряд ли кто-то из нас выходил с ножом на большую дорогу. Но сколько раз в жизни мы убивали словом. Оскорбили кого-то, бросили в сердцах злые слова, не задумываясь, в каком состоянии был оскорбленный нами человек и не стало ли это для него последней каплей. «Не укради». Нет, мы не забирались с отмычкой в чужую квартиру, но использовали служебный интернет в личных целях или утащили с работы пачку бумаги. Казалось бы, мелочь, ведь все так делают, да? И так до бесконечности — достаточно лишь копнуть. Очень полезно записывать свои грехи, это позволяет человеку как-то упорядочить мысли и не путаться во время исповеди.

  4. Kaktilar Ответить

    Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.
    Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.

  5. KEBYSU Ответить

    Исповедоваться и каяться лучше дома,положив перед собой икону Спасителя или её большое цветное фото в книге.Подпереть её так,чтоб она была чуть диагонально относительно пола,как и в церкви.Дождаться,когда дома не будет никого кроме вас,хотя бы на полтора часа.Особенно хорошо,если это будет после захода солнца,в сумерках,в темноте.За окном будет потише и вы не будете отвлекаться ни на какие звуки улицы.Это важно,чтоб вы ощутили себя наедине с богом.зажгите рядом свечку и спокойно,искренне рассказываете богу перед этой иконой о своих кармических и обычных грехах,привёдших к какой-то уже материальной проблеме.Никто вас не перебьёт,не будет стебаться.У вас могут выступить слёзы,это нормально,значит покаяние искреннее,душа очищается.Рассказав про грехи,или свои поступки,которые вас беспокоят)положите ладонь на икону(или её фото)и пообещайте богу что вы больше никогда не будете совершать упомянутые ошибки,что поняли,что именно они есть причина вашей нынешней проблемы.Главное,чтоб вы искренне осознали причинно-следственную связь былых грехов с вашей нынешней проблемой и сказали это.Расскажите всевышнему о каком-то своём большом желании(не несущем никому вред),ради исполнения которого невезение или проблему нужно с вас снять.Ладонь продолжате лежать на иконе и тут сказать:»Прими господи моё покаяние и сними с меня твоё наказание.Я всё понял(а),я больше не буду вновь совершать эти грехи.»Теперь приложитесь к иконе губами,а потом лбом,как это в церкви делают.Задуйте свечку,если она сама ещё не догорела.Говорить можно вслух,но негромко,вполголоса,чтоб уже соседи не подслушали.Главное чтоб ваше покаяние было искренним и осознанным.В церкви так получится,т.к.священник это всё-таки не бог,а человек.который тоже умеет запоминать рассказанное или прочитанное.И опасаюсь что он тоже не сможет устоять перед жаренным и потом обсудит ваш рассказ на кухне или может слить в интернет,и наутро уже вся страна будет обсуждать ваши ошибки,вам это надо?Вам это не надо,исповедь потому и называется таинством,что должна остаться тайной между человеком и богом.

  6. GroundBeasher Ответить

    Прежде всего хотелось бы поддержать положение Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», которое гласит: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения» (п. 5). Действительно, даже и умирающего человека перед причащением мы исповедуем, и даже если он не способен говорить, от него требуется любой, пусть безмолвный, знак покаяния. Поэтому следующая за этим оговорка о том, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», выглядит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Литургии или накануне вечером. Стоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса «на усмотрение духовника» (уже и звучит предложение прибавить сюда Святки) – и пошло-поехало. Сначала кажется, что – да, Страстная и Светлая седмицы – особые дни года, частые исповеди и причащения, отсутствие поста на Светлой есть вроде бы причины для отмены обязательной исповеди, – но эти причины угрожают главному: общему принципу непременной исповеди перед причащением мирян. Помнится, еще в 1994 году, на памятной церковной конференции в гостинице «Даниловская», обсуждавшей вопросы неообновленчества, один из представителей Троице-Сергиевой лавры сказал: ничего нельзя трогать в нашем богослужении совершенно; тронешь хоть что-то – начнет рушиться всё здание.
    Наша вера – покаянная. Семь Таинств Церкви – это полнота Православия, ни одним из них невозможно пренебречь без ущерба для дела нашего спасения (в том числе и Таинством Браковенчания).
    В этом существенная особенность нашей православной веры: мы храним заповеди Евангельские, правила Вселенских соборов, святых отцов, наши духовные традиции, не подвергая их ни малейшему сомнению, не отвергая в них ни йоты. А если не можем что-то из них соблюдать, то не правила отменяем в угоду своей немощи, а каемся в ней.
    Часто исповедуешься? Даже, бывает, каждый день? Ведешь такую серьезную духовную жизнь? И при этом считаешь, что можешь прожить хотя бы сутки без греха? Только в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь. Тогда смотри лучше. Молись, проси снова: «Дай ми зрети моя прегрешения». Вот тебе подсказка: а не грешишь ли ты недостаточным вниманием к своей внутренней жизни, ходишь ли ты перед Богом? Неужели за весь день ты не боролся с дурными мыслями, чувствами, с раздражением, с ленью? Со своеволием, самомнением, с праздномыслием, празднословием, осуждением? Во всем ли с тобой была согласна твоя совесть? А нет ли у тебя недостатка страха Божия, когда ты приступаешь к Страшным Христовым Тайнам? Крепка ли твоя вера? А может быть, ты думаешь, что грехи – это только какие-то явные проступки (убил, украл)? А лукавство? А недобрые намерения, пожелания? А отсутствие добрых дел? А самооправдание – даже такое вроде бы бесспорное: мол, я же не мог быть в двух местах сразу? Не мог, допустим, но покаяться-то кто тебе мешает? Было бы желание. Нет желания? Это опять-таки вопрос для исповеди, для покаяния: а почему его нет? А не беспечность ли это? Не кроется ли за этим гордыня-матушка, которая раньше нас родилась и всегда у нас за плечами ходит? Ведь мы грешим, даже когда вроде бы делаем добрые дела (тщеславимся ими, осуждаем тех, кто их не делает…). Когда молимся, исповедуемся, причащаемся…
    Итак: нежелание мирянина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о недостаточно развитой у него глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке покаянного чувства. Короче говоря, о том, что ему-то как раз нужно стремиться стяжать потребность в исповедании грехов, не пропуская ни одной такой возможности. Нет потребности еще – ну, так есть, слава Богу, на то правило матери-Церкви: она, как мать, тебя подвигает на то, что тебе трудно делать, но полезно.
    А то что же, именно в Страстную седмицу, самые покаянные дни года, когда, можно сказать, всё творение кается, – причащаться без исповеди?
    Даже и при ежедневном причащении ежедневная исповедь нужна – она все-таки поможет человеку оглянуться на прожитый день (что полезно нам делать всегда, недаром в конце молитв на сон грядущим есть исповедание грехов повседневное) – хотя каждый день миряне причащаются очень редко.
    Возможность частого исповедания – это, конечно, драгоценная возможность для мирянина. Это, можно сказать, духовная роскошь. Другое дело, что осуществить это не так просто для духовенства. В этом – другой аспект вопроса: о возможностях духовенства исповедовать всех мирян перед причащением в такие дни, как Торжество Православия – Вербное воскресенье – Великий четверг – Великая суббота, – то есть в течение нескольких дней года, когда больше всего причастников.
    Конечно, батюшки очень устают в эти дни. Но выход, думается, лучше искать в улучшении качества исповеди прихожан, в их собственном сосредоточенном внутреннем покаянии – чему опять-таки способствует правило неукоснительной предварительной исповеди перед причащением.
    В этом улучшении качества исповеди, думается, наша важнейшая забота сегодня (и слава Богу, что нас призвали об этом сегодня в Церкви думать и говорить). В том, чтобы она не была формальной, поверхностной, но живой. Нам нужно не расхолаживать народ православный в его отношении к Таинству покаяния и высшему Таинству Причащения, а, напротив, призывать лучше исповедоваться и всячески помогать в этом. Призывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Бога прощения за свои грехи, учиться видеть их, учиться ни в чем себя не оправдывать, но быть построже к себе – тогда, может, кое-что и увидим за собой, и почувствуем, и появится потребность каяться даже чаще, чем причащаемся, – однако с пониманием относясь к возможностям священников. То есть, как и во всем: идти не назад, а вперед. Учиться на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробностями, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стараясь себя оправдать. Не осуждать других, прибавляя себе на исповеди новых грехов. Не путать исповедь с приемом у врача (болезни – не грехи, но следствие грехов). Не хвалиться на исповеди в том, что ты выполняешь, но просить у Бога прощения за содеянное, действительно обличая себя. Вот важнейшая общецерковная задача для нашего времени, для исправления наследия советских времен. Недаром богоборцы в советское время стремились насадить так называемую «общую исповедь», без общения священника с пасомым. Но и им, видно, не приходило в голову отменить исповедь совсем, хотя бы частично, – так зачем же в наше время стремиться их в этом превзойти?
    Чтобы подвигнуть себя на настоящую исповедь, нужно усилие. Без усилия, без «самопосрамления» (святитель Феофан Затворник) исповедь не приносит той пользы, которую получает душа искренне и чисто кающегося.
    Вряд ли возможно и механически накладывать правило подготовки к причащению для мирян на то же правило для духовенства, поскольку остальные обстоятельства в Церкви у них слишком разные. В частности, мирянин всегда имеет возможность исповедоваться перед причащением, а священник – далеко не всегда.
    Кстати, принимая исповедь, священник тоже кается перед Богом – он слышит, в чем каются его прихожане, и они ему невольно напоминают о его грехах, иногда показывая батюшке хороший пример строгости к себе.
    Если мы, священники, будем усерднее помогать прихожанам лучше исповедоваться, почаще будем говорить проповеди перед исповедью, то и сами будем при этом чаще каяться перед Богом. Ведь когда напоминаешь прихожанам о грехах, то говоришь на основании своего личного опыта, иначе это будут общие слова.
    Известный лаврский старец схиархимандрит Пантелеимон (Агриков) говорил пастырям:
    «Исповедь должна быть, как проповедь, а проповедь – как исповедь».
    Что он имел в виду?
    Возможно, то, что Таинство исповеди – удобная возможность для священника дать кающемуся индивидуальную положительную программу: как жить, как поступать именно ему так, чтобы избегать тех грехов, в которых он кается. Эта сокровенная индивидуальная проповедь, произносимая при особенном внимании к слову священника, – сильное пастырское средство.
    У людей, слава Богу, есть потребность в исповеди. В том, чтобы их выслушали до конца, не торопили, не обрывали. Услышать совет, сказанный тебе лично, по твоей ситуации. Они приходят иногда исповедоваться и без причастия.
    А «проповедь как исповедь» – это, возможно, о том, что всему храму говорить о грехах удобнее, не рискуя вызвать внутреннее ответное сопротивление кающегося.
    Что касается Светлой седмицы, когда мы призываемся причащаться, но когда отменен пост, то и ради этих дней не стоит отменять общее правило исповедоваться каждый раз перед причащением. Не только для того, чтобы принести покаяние в тех промахах, которые мы допускаем и на Светлой седмице, и, может быть, не меньше, чем в другое время года. Это время не простое, здесь и искушения бывают, здесь важно духовно не расслабляться, чтобы не потерять то, что приобрели трудами Великого поста. Начинает иногда сказываться и уменьшенное молитвенное правило, и краткость богослужений, и отсутствие постных дней, обильные столы… До этого нас поддерживала аскетика Великого поста, а теперь начался своего рода экзамен: чему мы научились, можем теперь сами себя ограничивать? Ведь для того был Великий пост – чтобы мы духовно подросли, стали духовно свободнее. Работали Господеви со страхом – а теперь можем радоваться Ему с трепетом… Так что и в эти дни тоже нужно внимание к своей внутренней жизни, есть и в эти дни, в чем нам каяться. Кроме того, исповедь нужна в эти дни для того, чтобы не посягать на главное правило – а это очень важно.
    То есть, поскольку Православия нет без постов и покаяния, хорошо бы, сократив их в определенные дни перед причащением до минимума, всё же не отменять их совсем ни в один день года.
    Наши старшие духовные наставники благословляли и на Светлой седмице перед причащением хотя бы обозначить пост: либо воздерживаться от скоромной пищи накануне вечером, либо не вкушать в день перед Причастием мяса (то есть самая первая ступень поста).
    Да, разрешается не поститься на Светлой. Но апостол Павел сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6: 12). Разговляться-то лучше осторожно. Так что нам можно позаботиться и о здоровье прихожан. Организм отвык от скоромной пищи за семь недель. Что-то не слышно было от врачей, чтобы кто-то умер от поста, а вот после разговления, говорят, в больницы поступают недавние постники. Ну, съели по пасхальному яичку, по кусочку кулича, пасхи – уже и разговелись, можно об этом не волноваться. Но «из принципа» есть всю неделю одно скоромное, «поскольку можно», даже и перед причащением?..
    Хотелось бы, чтобы народ Божий сознательно относился к церковным правилам. Не бежал от поста, как советуют не постящиеся врачи, а шел ему навстречу, любил его, считал своим другом. Был бы не как школьники, которые ни в коем случае не выучат больше, чем задали, а если выучат, то расстроятся. Не как рабы, а как сыны. По слову Спасителя: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Чтобы самим хотелось трудиться над душой своей.
    Миряне хорошо знают, что поститься перед причащением обычно полагается три дня. И поскольку они, как показывает опыт, сами «успешно» сокращают это правило, то лучше их не расхолаживать. Если «официально» разрешить говеть в течение года один день, то может получиться, что и от этого дня ничего не останется. Ныне, сокращая правило самовольно, они все-таки каются в этом, у них есть покаянное чувство, которое нам нужно иметь всегда, а тем более приступая ко Святой Чаше.
    На традиционные требования, к которым люди привыкли, они не ропщут. Они, может, и не примут нововведений, если, не дай Бог, таковые будут объявлены «нормой». Так уже было с обновленцами, которые вроде бы шли «навстречу народу» (под давлением богоборческой власти), а народ от них отошел.
    Это важная духовная проблема – то, что у многих из нас образовались свои «молитвенные правила», свой личный «церковный устав». Кто постится только Великим постом, кто – только первую и последнюю его неделю, кто на всенощное бдение не ходит, а кто – приходит только на помазание, кто утренние молитвы читает, «когда успевает», а вечерние – не читает вовсе, «поскольку к вечеру устает»… Есть и «свой богослужебный устав»: сокращения богослужений, молебнов, чинопоследований совершения Таинств… Эти самочинные, но твердо укоренившиеся «правила» очень мешают нам двигаться по духовной лестнице. Мы к ним привыкаем, перестаем в них каяться, забываем возвращаться к тому, как было от начала, – как учит нас Сам Господь. На вопрос, позволительно ли разводиться с женой, Он ответил, как мы знаем, четко, раз и навсегда: «Нет». «Что убо Моисей заповеда дати книгу распустную и отпустити ю?» – возразили Ему. «Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша, изначала же не бысть тако», – ответил Господь (см.: Мф. 19: 3–8). Одно дело – заповедь, правило, устав, а другое – наше жестокосердие.
    Разумеется, мы идем на послабления для прихожан – но они должны оставаться в их понимании исключениями, в которых нужно каяться, а не превращаться в правила. То есть авторитет и незыблемость церковных правил поддерживают в нас покаянное чувство. Правило должно быть стимулом к духовному росту. По образному выражению В.С. Непомнящего из его выступления 1994 года, не нужно лестницу класть горизонтально – она должна вести вверх. Не снисходить к немощам людей, а призывать их к совершенствованию.
    Твердость правил не мешает икономии. Напротив, икономия опирается на правила, без них ее нет.
    Схиархимандрит Пантелеимон говорил:
    «Не дай Бог, если кто-нибудь уйдет от вас не причащенным или не окрещенным».
    То есть не отказывать в причащении или крещении, но если человек плохо подготовлен, наставить, принять его покаяние – и все-таки причастить и окрестить. А вдруг он во второй раз не придет? Такие случаи, прости Господи, увы, бывали… Разве это не большее зло, чем нарушение правила?
    Можно идти на снисхождение и для детей, и для взрослых – лишь бы им была духовная польза, но не расслабление, не привыкание к «духовному минимализму». В эту сторону опасно двигаться. Отступать и так некуда, враг не собирается отступать, его победы мы все хорошо видим.
    Есть проблема формальной исповеди: лишь бы только получить возможность идти причащаться?
    Есть, конечно. И у взрослых, и у детей. Но и это говорит о том же: о необходимости совершенствования качества исповеди, но не отмены ее обязательности.
    Противники правила исповеди перед причащением говорят о том, что прихожане, которые часто причащаются, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходится говорить об одном и том же.
    Ну, так что? Мы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повторяются, и умываемся одинаково много раз в день – так что же, не молиться, не умываться?
    Мы каемся не в новых только, а во всех совершённых нами к моменту исповеди грехах, до конца – тогда это будет чистая исповедь: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши».
    Нам что, нужно дожидаться, когда мы совершим какие-то новенькие, свежие, оригинальные грехи – и тогда будет смысл каяться? Или нам нужно обязательно получше споткнуться, а то и упасть побольнее, чтобы у нас появилось «желание исповедоваться»? А может быть, чтобы не шлепаться в греховную лужу так явно и мерзко, что даже самому будет невыносимо противно, именно для этого исповедоваться как можно чаще, постоянно, даже и профилактически, воюя со всеми своими грехами, не разбирая, новые они или старые, те, которые только, может, затеплились в нашей грешной душе, или те, которые живут в ней постоянно? Так почему же не постоянной должно быть и покаянное чувство, почему не постоянной должна быть исповедь? Может, ты, исповедуясь в одном и том же, наконец-то разозлишься на эту повторяемость и лучше будешь бороться с этими грехами, а не считать их чуть ли не «нормой»?
    Нет, не отменять нужно исповедь, если приходится каяться в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубокая исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуется, не избавляется от грехов, с выяснением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте.
    Надо от повторяющихся грехов отставать, а не от исповеди.
    Есть грехи, греховные страсти, с которыми нам приходится бороться всю жизнь – и, может быть, они самые пагубные, самые трудноискоренимые. Так что же, в них и не каяться? Между тем важнейшим оружием борьбы со страстями и греховными навыками является именно исповедь.
    Не такие уж они «одни и те же», наши грехи, если к ним приглядеться, если не сводить исповедь к перечислению греховных страстей, в разной степени общих всем людям, но быть внимательнее к собственной, вполне конкретной духовной жизни.
    Вот как раз когда человек считает, что можно обойтись без исповеди, что она для него лишняя, да еще без исповеди идти причащаться, хотя священник каждый раз призывает приступать к великому Таинству со страхом и верою, – вот тогда-то она ему уж точно нужна.
    А мысль о том, что, мол, «у меня маленькие грехи, больших нет», – это не причина отказываться от исповеди. Святые отцы отвечают на вопрос о том, какой грех самый большой, так: тот, который мы считаем самым маленьким. В духовной жизни нет мелочей. Любой грех отделяет нас от Бога.
    И диавол ходит «рыкаяй, яко лев, ищяй кого поглотити». Но ходит очень осторожно и коварно, рыкаяй бесшумно. Он ненавидит покаяние и исповедь – и не устает бороться против них в наших помыслах и дискуссиях.
    Покаянное чувство, сознание своей греховности – это соль, которая бережет нас от духовного гниения, от гордыни. Имейте соль в себе – это и о покаянии.
    Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал священникам: «Не привыкайте служить». А к мирянам можно эту мысль отнести так: «Не привыкайте причащаться». При отсутствии обязательной исповеди привыкнуть легче.
    Чем лучше мы готовимся к этому Таинству, тем больше пользы нашей душе, да и телу.
    В Последовании ко Святому Причащению известный старец протоиерей Тихон Пелих особенное значение придавал 4-й молитве «Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй судилищи, Христе Боже…» – самой покаянной. Хорошо бы она была во всех молитвословах.
    Слишком высока, непостижимо высока и таинственна святыня Тела и Крови Христовых, причащения которых недостоин ни один смертный, чтобы перед принятием Страшных Христовых Таин мы по любым причинам пренебрегали необходимостью очистить свою совесть покаянием, да не в суд или осуждение будет принятие великой святыни.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *