Как правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

11 ответов на вопрос “Как правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?”

  1. Каждому своё Ответить

    Рано или поздно все дети научатся читать, поэтому важно не только помочь крохе освоить этот навык, но и с детства заложить любовь к книгам и получению новых знаний. Читающий ребёнок будет фантазировать, мечтать, грамотно писать и выражать свои мысли. Из него вырастет гармоничная, развитая и самодостаточная личность.

    Особенности обучения должны зависеть и от возраста, и от настроения

    Есть разные мнения насчёт возраста, в котором ребёнок способен научиться читать. Но сколько бы лет ни было малышу, когда вы с ним приступите к азам чтения, нужно знать некоторые моменты и особенности.
    Некоторые утверждают, в 3 года кроха абсолютно готов к изучению букв, объясняя это тем, что трёхлетний возраст кризисный. В это время «почемучек» детям всё интересно, они задают бесконечные, вытекающие один из другого вопросы, познают окружающий мир и всё новое впитывают как губка, и этим нужно воспользоваться, чтобы научить их основам чтения. Такое мнение не одобряют невропатологи.
    Мозг развивается постепенно, и, нагружая те его отделы, которые ещё не готовы продуктивно работать, можно создать психологические проблемы (перевозбудимость и гиперактивность). Офтальмологи также предупреждают, что чрезмерные зрительные нагрузки чреваты близорукостью, так как ещё не сформирована мышца, отвечающая за остроту зрения.
    Многие педагоги убеждены, что перегружать знаниями 3-летнего ребёнка неправильно, поэтому лучший возраст для обучения чтению наступает не ранее 4–5 лет. Такие дети обычно хорошо разговаривают, они в состоянии фиксировать внимание, и до школы есть время.
    Но есть специалисты, которые против раннего обучения. По их мнению, до 5–6 лет ребёнок не в состоянии усваивать абстрактные образы. Дети мыслят конкретными понятиями, которые они видели, слышали, ощущали в своей жизни. Понять, что такое звук, буква, слог раньше этого возраста малыши не могу. Поэтому если даже трёхлетка прочтёт предложение, то он его не поймёт, или, дочитав до конца, не вспомнит начало.
    Таким образом, выбирать возраст для обучения чтению нужно индивидуально. Как бы там ни было, в школу лучше идти, умея читать по слогам.

    Про повышенное восприятие звуковой стороны речи

    Обучение чтению — одно из самых важных условий разностороннего развития ребёнка. Перед тем как начать учить малыша грамоте, нужно позаботиться, чтобы он усвоил ряд моментов.
    Объясните крохе, что такое звуки, буквы, слоги и слова. Если ребёнок ходит в детский сад, этому уделяют время там. Детей, не посещающих дошкольные учреждения, родители могут научить самостоятельно. Сначала следует сделать акцент на звуковом понимании. Важно объяснить малышу именно то, как звучат буквы (Б, В, Г, Д), а не как они произносятся в алфавитной транскрипции (Бэ, Вэ, Гэ, Дэ), чтобы он не путался при составлении слов.Он должен понять разницу: звуки мы слышим, буквы — читаем и пишем.
    У 3–5 летних детей есть повышенное восприятие звуковой стороны речи, поэтому его нужно развивать, а затем переходить к знаковым обозначениям — буквам.
    Занятия не должны проходить скучно и монотонно, только в форме игры. Например, чтобы освоить звуки, предложите ребёнку сыграть следующим образом. Перечисляйте предметы, а малыш должен хлопнуть в ладошки, когда услышит заданный звук.
    Для первого раза достаточно 5–10 минут.

  2. Runeredeemer Ответить



    Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.
    Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.
    Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.
    Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!
    Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!
    Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:
    Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
    Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

    Как складывать?

    Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.
    1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.
    2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.
    Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

    Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

    Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.
    Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.
    В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
    Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

    Как правильно читать по слогам?

    Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.
    Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо — Р -ЭР, В — ВЕ, Б-Бе и т.п.
    И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.
    В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

    А что же делать?

    Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

    Какой самый быстрый способ обучения чтению?

    Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.
    Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
    Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
    Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
    Видео том, что такое тарабарский язык:
    Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
    Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
    Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.
    Вариант игры с носком в видео:
    Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.
    Меняя тематику под увлечения малыша.
    Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт kayu.ru предлагает вам подробно расписанные игры с детьми в домашних условиях от материалов до реализации.
    Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью здесь.
    Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке http://kayu.ru/sekreti-vospitaniya-ot-roditeley-kayu-1/151-chto-nado-uchitivat-pri-sostavlenii-igr-s-detmi.html .

    Какую книгу выбрать для обучения?

    С крупными буквами и красочными картинками.
    Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
    Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
    Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.
    Видео от логопеда по обучению чтению:
    Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.
    Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.
    Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

    Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


    Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.
    Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.
    Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.
    Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.
    Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.
    Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

    Упражнения:

    Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
    Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
    Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
    Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
    Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
    Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
    Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.
    Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

    Физические упражнения

    Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.
    Я ученик.
    Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
    Винни-пух.
    Капитанская.
    Вижу цель, не вижу препятствий.
    Я победитель.
    Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

    Таблицы Шульте

    Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

    Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

    Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
    Книги, видеоролики Андреева.
    Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
    В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.
    Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

    Что такое техника чтения?

    Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:
    Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
    Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
    Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
    Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

    Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

    Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:
    Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!
    Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

  3. ©k®eam41K Ответить

    5) Пятое.
    Учим несложные слоги.
    Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
    Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
    6) Шестое.
    Учим более сложные слоги.
    Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
    Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
    7) Седьмое.
    Учим читать первые простые слова.
    А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
    8) Восьмое.
    Следим за произношением.
    Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
    Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
    Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

  4. Afrojak Ответить

    Прежде чем осуждать плюсы и минусы различных программ, давайте определимся, что собственно дает малышу раннее обучение чтению (письму, заучиванию стихов, танцам, языкознанию и проч.).
    Сразу оговоримся, мы не будем рассматривать амбиции родителей и их желание похвастаться перед друзьями и родственниками «гениальностью» своего ребенка.
    Многие мамы и папы убеждены, что раннее развитие ребенка пойдет ему только на пользу. Они начинают подыскивать развивающую школу чуть ли не с пеленок.
    Но если подходить к вопросу более беспристрастно, то, скорее всего, либо родители имеют некие психологические трудности, либо им нечем занять своего ребенка и обеспечить ему просто счастливое детство.
    С другой стороны темп сегодняшней жизни уже не позволяет следовать советам наших бабушек: «Пойдет в школу – всему научится!» Практически все специалисты (педагоги, психологи, медики) солидарны – учить ребенка читать предпочтительно с 5 лет.

    Базовые навыки для  обучения чтению

    Учить  ребенка  читать  следует с методик направленных на общее развитие.
    Малыш готов к обучению когда:
    хорошо развита речь, произносимые предложения состоят из нескольких слов;
    нет ярко выраженных дефектов произношения (но помним, что большинство детей не произносит звук «Р» до 6 лет);
    хорошо ориентируется в пространстве, понимает верх/низ, право/лево;
    развит фонематический слух – может выделить в слове отдельный звук, найти общий звук в разных словах

    Обзор существующих методов

    Дети все разные, кого-то из них можно посадить за азбуку уже в 3 года, а некоторые непоседы и в 7 лет с удовольствием поменяют книжку на футбольный мяч. И все-таки мы представляем на обозрение родителей лучшие из существующих методик по обучению чтению. И обязательно рассмотрим все плюсы и минусы.

    Фонетический

    Другое название – звуковой или «по слогам». Методика давняя и достаточно спорная, по ней обучали и наших бабушек и наших мам. С одной стороны прогресс не стоит на месте, в том числе и в плане развивающих программ, а с другой много поколений обучалось именно по ней, в результате и читать научились, и письмо освоили.

    Суть метода:

    обучение буквам их фонетическому произношению (звукам);
    следующий этап – запоминание (чтение) отдельных слогов;
    слитное, протяжное прочтение слогов в слове;
    беглое чтение слов в предложении.
    Все ступеньки проходят постепенно, буквы, слоги и слова произносятся только вслух.

    Положительные моменты

    Данную программу обучения используют в начальной школе – ребенку будет все понятно, не потребуется перестраиваться.
    Так как родители учились чтению именно так, методика им хорошо знакома – научить другого тому, что знаешь сам гораздо легче.
    Практически все занятия построены на проговаривании и озвучивании звуков и слов, это способствует формированию фонематического слуха малыша, а значит, в дальнейшем он будет не только читать, но и писать, и говорить правильно.
    Метод пользуется особыми рекомендациями логопедов.
    Для занятий не потребуется выделять время, место, создавать специальное расписание «уроков» и строго требовать выполнение распорядка. Тренироваться можно в свободной игровой форме: в магазине, поликлинике, электричке, на даче и даже во время серьезного похода по музею.

    Отрицательные моменты

    Метод предполагает обучение ребенка с 5-6 лет или непосредственно перед школой. Он не подходит поклонникам раннего развития.
    Весь принцип обучения построен на слуховом восприятии звуков, 3 – 4 летние дети (даже самые неординарные) не обладают достаточным уровнем развития. Поэтому, если ребенок не достиг 5 летнего возраста, обучать по данной программе – бессмысленно.

    Кубики Зайцева

    Метод освоения чтения по кубикам, на которых изображены не традиционные буквы, а слоги и слова. Он идеально подходит для занятий именно с маленьким детьми. Но в свое время был опробован и на взрослых для усвоения иностранных языков.

    Суть метода:

    обучение не по слогам, а по складам;
    все кубики отличны по размерам, материалам изготовления, цвету и т. д., в зависимости от складов, написанных на них – твердые/мягкие, звонкие/глухие, твердый и мягкий знаки, знаки препинания;
    ребенок учится правильному запоминанию слова, словосочетания и предложения.

    Плюсы программы

    Ребенок легко и быстро, в игровой форме, без ошибок и запинок учится бегло читать целые предложения.
    На кубиках нет ошибочных складов, слов, выражений – в дальнейшем не придется запоминать многие грамматические правила, школьник просто не будет знать, как написать слово с ошибкой.
    Начинать обучение можно с 1 года.
    Если изначально ребенок не смог усвоить другую систему обучения или начальную школьную программу, кубики Зайцева станут «скорой помощью». И 7 летний ребенок освоит беглое чтение за каникулы.
    Метод поможет не только в освоении чтению, но и в развитии памяти, мелкой моторики, слуха и ритма.

    Минусы программы

    Основной недостаток – проглатывание окончаний, избавиться от него достаточно трудно, даже к окончанию начальной школы.
    Непонимания разбора слова по слогам – сложно понять принцип переноса, сделать фонематический и морфемный разбор.
    Существуют кубики, где слоги обозначены так, как произносятся, а не как выглядят при чтении, со временем возникает путаница.
    Весь набор кубиков и сопровождающих материалов достаточно дорог, а ребенок 1 – 4 лет отнюдь не собирается бережно относиться к «разноцветным игрушкам». Возможно, потребуется приобрести не один комплект или изготавливать их самостоятельно.

    Азбука Жуковой

    Методика доступна для детей с 3-х летнего возраста, на 4 – 5 занятии малыши начинают читать по слогам, но важным моментом становится умение хорошо говорить, пусть и небольшими предложениями.
    В помощь для обучения родителям предоставляется азбука (магнитная азбука). На самом деле авторов два: Надежда Жукова «Магнитная азбука», «Букварь», Олеся Жукова «Азбука для малышей».

    Суть методики

    запоминание ведется в таком порядке: гласные буквы, гласные слоги, слова из 3 букв или 2 слогов, простые слова, словосочетания, предложения;
    тренировка осознанного, основанного на понимании, чтения.

    Положительное

    Яркие, наглядные картинки.
    Основа и азбуки и букваря традиционное фонетическое обучение.
    Крупный шрифт, обозначены ударения.
    Ребенок не только учится читать, но и попутно запоминает незнакомые названия, предметы, глаголы.

    Отрицательное

    Картинки к буквам подобраны по системе не соответствующей мышлению 3 – 5 летнего ребенка.
    В «Азбуке» сначала идут слова, бесполезные для малыша, не знающего буквы, и только во второй части буквы и слоги.
    Существует еще немало различных методик и программ, которые помогут справиться с проблемой чтения в любом возрасте. Например, для деток до 2 лет отлично подойдет метод Глена Домана или Елены Бахтиной,
    Самая трудоемкая программа с использованием многочисленных пособий и разделением помещения на зоны – Монтессори. Для творческих деток – методика Ольги Соболевой и т. д.

    Ваш план действий

    Самое ужасное, что могут сделать родители – перепрыгивать от одной системы к другой, или организовать ребенку жесткий режим обучения, по типу школьных уроков.
    Выберите одну методику. Она должна быть понятна в первую очередь, обучающему (маме, папе, бабушке, соседке, няне и т.д.).
    Если же малыш не справляется, действуйте по следующему плану:
    Определить границы проблемы (не читает окончания, не понимает разницы между буквой и звуками, не может складывать звуки в слоги и проч.).
    Акцентировать внимание (и главное – терпение!) на решении проблемы.
    Определить время на занятие 15 – 20 мин., в зависимости от возраста. Больше нет необходимости. Подумайте: 15 мин. в день это больше полутора часов в неделю и 87 часов в месяц, а сколько за полгода? Поверьте, за такое время можно не только слова в предложения научить складывать, но и прочитать с ребенком несколько томов детских сказок.
    Хвалить, хвалить, хвалить… и так до бесконечности. Если что-то не получается: «Ну, тут ты немного запнулся, но потом справился. Молодец!»
    Мотивация – огромная движущая сила. Даже взрослый (и вроде бы разумный) человек ничего не будет делать хорошо без должной мотивировки. Показываете, как пишется собственное имя (пусть прочитает его на футболке, кружке, кубиках, рюкзаке), название улицы, магазина игрушек и т. п.
    Не форсируйте события!
    Не переживайте, и не гонитесь за успехами других детей.
    Годам к 15 – 16 ваш ребенок все равно уже будет достаточно бегло читать. Может лучше потратить «золотое детство» на обучение музыке, рисованию, заинтересовать футболом и каратэ?
    Вдруг ваш малыш музыкальный гений или будущий олимпийский чемпион, а вы тратите его время на совершенно не нужные ему в этом возрасте навыки?

    Дополнительные советы от «бывалых» родителей

    Даже гений должен уметь читать и писать. Так что учить ребенка грамотности все-таки придется, и делать это желательно до школы. Тогда малыш не будет чувствовать себя одиноким «незнайкой» на фоне других бегло и выразительно читающих детей. Поэтому дополнительные советы от тех счастливых родителей, кто уже прошел этот путь, не помешают:
    Не надо учить азбуке в алфавитном порядке.
    Начинают только со знакомых слов.
    Самый лучший помощник — красочные иллюстрации. Это могут быть готовые картинки, или те, что нарисует мама, или те, что нарисует малыш.
    Большая часть обучения, по любой методике – в игровой форме!
    Дополнительно развивать внимание, память, наблюдательность.
    Привлекать в качестве обучающего материала не только книжки и кубики, но и видео мультфильмы, сказки, стишки, развивая восприятие речи на слух.
    Заниматься нужно каждый день.
    Не перегружать ребенка, обязательно контролируйте объем поступающей за один урок информации.
    Не требуйте быстрого чтения, все внимание должно быть уделено чтению осознанному. Иначе получится ситуация, когда ребенок, дочитав до конца предложения, забыл, о чем шла речь в начале. Так теряется смысл текста, малыш не сможет пересказать прочитанное.

    Видео рекомендации  как научить ребенка  читать в домашних условиях

  5. Dimuro Ответить

    Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.
    И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.
    Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
    Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
    – С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
    – В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
    Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
    – Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
    Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
    Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
    – у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
    – у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
    – ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
    – фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
    Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.
    Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.
    Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.
    Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.
    Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.
    Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.
    Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.
    КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ
    10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :
    СОВЕТ 1
    Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
    СОВЕТ 2
    В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
    СОВЕТ 3
    Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.
    СОВЕТ 4
    Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.
    Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
    СОВЕТ 5
    Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
    СОВЕТ 6
    Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
    СОВЕТ 7
    После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».
    СОВЕТ 8
    Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.
    СОВЕТ 9
    В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
    А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.
    СОВЕТ 10
    Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

  6. Kvardi Ответить

    На каждом кубике изображен слог или отдельная буква, это приучает ребенка воспринимать звуки не отдельно, а сразу в слогосочетании. Это несомненное преимущество данной методики, потому что первая трудность, с которой сталкиваются родители при обучении чтению – это затруднения у детей в том, чтобы соединить звуки, которые раньше они называли отдельно. Автор методики рекомендует не учить с детьми буквы отдельно, а сразу начать заниматься со слогами.
    Так, ребенок воспринимает слог как минимальную единицу, иными словами, складывает не буквы в слова, а слоги. Это происходит следующим образом: родители показывают ребенку несколько вариантов сложения кубиков, произнося написанные на них слоги, потом заменяют один кубик другим – и, чудо, слово меняется!  Игровая форма позволит дольше удержать внимание малыша, а чтение сразу слогов – быстрое освоение чтения.
    Интересно: Как избавиться от икоты быстро: советы, идеи, профилактика
    Складовые картинки из комплекта служат образцом, по которому могут заниматься дети самостоятельно, ведь подражать – это так просто.
    Слоги на кубиках составлены именно так, как они встречаются в словах, а поэтому ребенок изначально будет привыкать к верному сочетанию, что избавит вас от грамматических ошибок, которые ребенок может допускать впоследствии в школе. Например, частой ошибкой становится правописание шипящих с гласными «ча», «ща», «жи», «ши» часто пишут, как «чя», «щя», «жы», «шы». Но так как ребенок привыкнет видеть именно верные сочетания, как на кубиках, то этих ошибок он не совершит никогда!
    Чтобы работать по этой методике вы должны:
    Приобрести комплект «Кубиков Зайцева» (туда же входит диск, игровое поле, пособие);
    Прочитать пособие по работе с методикой;
    Выделить 15 минут на занятие с ребенком + 10 минут для самостоятельной игры ребенка с кубиками без вашего участия.

  7. impoter Ответить

    Как определить готовность ребенка к чтению?
    Как научить ребёнка читать, не допуская излишних нагрузок?
    Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года
    Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.
    Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.
    Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:
    Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
    Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
    Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
    Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.
    Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать
    Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

    Обучение ребенка слоговому чтению

    Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.
    Карточки для слогового чтения
    В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.
    Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично. Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка.
    Знакомство с буквами
    Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:
    Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
    Твердые звонкие согласные: Л, М
    Глухие, шипящие звуки
    В процессе изучения букв и звуков, не стоит торопить детей, пытаясь в максимально короткие сроки освоить весь букварь. Напротив: начинать каждое задание следует с повторения уже пройденного материала. Это позволит максимально прочно закрепить полученные навыки и знания. И развить правильную технику чтения у ребенка.
    После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.
    Кубики Зайцева для слогового чтения
    Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.
    Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.
    В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение.
    Занятие должны быть ежедневными
    Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

    Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

    «Научиться читать, раньше, чем ходить» — вот главный тезис методики Тюленева. Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?
    Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку
    Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе — как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.
    Детей легче учить в игровой форме
    В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.
    Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.
    Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это — первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.
    В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева
    Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.
    Достоинством методики Тюленева является отсутствие специальных упражнений и тестов, что позволяет ребенку развиваться самостоятельно при помощи правильно подобранных игрушек. Занятия просты; участие в них родителей минимально. Учет всех правил раннего развития, по мнению Тюленева, дает возможность многократно ускорить обучение и добиться поразительных результатов уже в первые годы жизни.
    Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

  8. CkympRyy=Channel Ответить


    Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.
    Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
    Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
    Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
    Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
    «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
    Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

    Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения


    Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
    Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
    Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
    Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
    Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
    Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
    Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

    Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:
    Сертификат основоположника
    Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.

    Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.
    Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
    Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

    Как можно быстро научить ребенка читать: методики и техника чтения

    Карточки Гленна Домана

    Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации. Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне.  Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите. Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.

    Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.
    Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.
    Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер. Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.

    Кубики Зайцева

    Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».
    Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква. Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими. Они начинаются понимать принцип состава слов.

    На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад ( «ба» – широко, «бя» – чуть-чуть).  При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие. На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.
    Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.
    Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.
    Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:
    Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
    Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
    Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.
    Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.

    Методика Марии Монтессори


    Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:
    Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
    Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
    Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
    Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
    Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания.
    Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.

  9. я ютубер кто неверет таму в клас Ответить

    Лепка букв помогает их быстрее запомнить
    Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.
    Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.
    Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

    Прочтение слогов

    Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.
    Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».
    Слоги-проводилки помогают слитному произношению
    В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:
    состоящие из гласных (ао-, уа-);
    открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
    закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).
    Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.
    Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.
    Быстрому чтению помогают картинки
    Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

    Прочтение слов

    Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).
    При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.
    Чтение слов по слогам — карточки
    Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.
    Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

    Чтение предложений

    Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».
    Переход к чтению предложений происходит проще всего
    Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.
    Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

  10. EQEFUFOX Ответить

    Лидия Камаева
    Как научить детей читать?
    Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно, Вы хотите, как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию…К будущим первоклассникам предъявляются очень высокие требования.
    К моменту поступления ребёнка в школу требования к его умению слушать существенно повышаются. Теперь он должен слушать гораздо более длительное время, стараясь полностью понять и запомнить услышанное. Для этого уже требуются усилия воли, внимания, памяти. Кроме того, он должен слушать не только воспитателя, но и речь других детей, не всегда внятную, правильную и логическую. На занятиях по подготовке к обучению грамоте от него потребуются новые умения, определять на слух границы предложений в небольшом рассказе, различать в предложении отдельные слова, а в словах – звуки. Звуки нужно разделять на гласные и согласные, а среди последних различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
    Для осуществления такого анализа требуется развитие фонематического слуха, который является необходимым условием овладения письмом.
    Этот процесс длительный и трудный.
    Для того, чтобы ребёнок начал читать, необходимо сформировать определённые психофизические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения. Этот процесс начинается с узнавания 1-2 букв и произношение вслух обозначаемых ими звуков, слушания и запоминания прочитанного.
    Затем узнаются, прочитываются и запоминаются следующие буквы до конца слова.
    Современный метод обучения грамоте заключается в следующем:
    1. Обучение грамоте начинается с работы со звуком (всё то, о чём говорилось выше).
    2. После того, как ребёнок прочно усвоит знания о звуках и научится манипулировать ими, начинается знакомство с гласными буквами.
    3. Этап собственно чтения начинается со знакомства с буквами, обозначающими согласные звуки. Здесь всё уже не так просто, как на предыдущем этапе, потому что почти все согласные буквы в русском языке могут читаться двояко: твёрдый /в/, мягкий /в/, в зависимости от того, какая буква стоит за ней.
    Всё это дети должны понять и запомнить: перед гласными А, О, У, Ы, Э согласную читаем твёрдо, а перед И, Е, Ё, Ю, Я и Ь – мягко. Это правило нужно постепенно отрабатывать.
    Для обучения детей чтению использую «Букварь» Н. С. Жуковой. Ребенок быстро усваивает технику чтения, ведя пальчиком от одного звука к другому.
    Попытки родителей самостоятельно научить ребёнка читать приводят в лучшем случае к побуквенному чтению. Чтение – это не называние букв, а их «озвучивание» по определённым правилам. Эти правила дети узнают постепенно, двигаясь от простого к сложному.
    Минимальной единицей чтения является не буква, а открытый слог: согласная плюс гласная. Ему-то и следует уделять самое пристальное внимание. Объяснив правила чтения согласных, нужно довести их исполнение до автоматизма.
    Учите детей читать плавно, по слогам или целыми словами.
    Для достижения этой цели используйте упражнения со слоговой таблицей. Читаем по указке – са-ни. Что получилось? (Сани). У Нины ноты. Что получилось? (Вопрос задавайте в самом конце, а не после каждого слова).
    С первых шагов обращайте внимание на правильность чтения. Не надо пропускать ошибки, нужно просить прочитать ещё раз, правильно. Здесь можно играть с детьми в игру «День и ночь». Когда говорите «Ночь!», ребенок закрывают глаза, а вы в это время меняйте 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «День!» малыш открывает глаза и читает новое слово как можно быстрее и без ошибок. С помощью этой игры у малыша вырабатывается навык чтения, быстрота.
    Чтение даже одного слова должно быть осознанным. Спрашивайте ребёнка о том, что он прочитал и как это понимает.
    На поздних этапах, когда ребенок читают уже художественные тексты, обязательно обсуждаем с ними прочитанное.
    На этапе чтения предложений обращайте внимание на выразительность чтения. Сначала она сводится к соблюдению знаков препинания. Если ребёнок читает и не делает пауз в конце предложения, то просите его читать медленнее, но вдумываясь в каждое слово. Требуйте повторить или пересказать каждое предложение после его прочтения.
    Советы:
    Совет первый: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
    Совет второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!
    Совет третий: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например, сэ или рэ, или эр и т. п.
    Совет четвертый: на первых порах обучения закройте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.
    Совет пятый: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
    Совет шестой: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
    Желаю Вам успехов!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *